Что связывает телевизионную звезду Сандру О, режиссёра «Американского психопата» Мэри Херрон, самого нежданного лауреата «Оскара» Марсию Гей Харден, молодого мексиканца Диего Луну и вечного энтузиаста Квентина Тарантино? Кинофестиваль «Сандэнс» 2008 года, на котором они представляли жюри в категории «драматическое кино». Разношерстная компания наградила дебютную картину Кортни Хант, повествующей о буднях матерей-одиночек, вынужденных зарабатывать деньги криминальным способом – перевозкой через замёрзшую реку нелегалов из Канады в США. Скромная по голливудским меркам (миллион долларов) лента, несмотря на кажущуюся простоту, способна достучаться до сердца любого зрителя, без лишней морали его к реальности обращая – когда денег почти нет, а детей необходимо накормить; когда муж вдруг уходит от тебя, а скоро Рождество; когда ты нуждаешься в работе, но уступаешь молодым; когда тебе за сорок, закуриваешь в нервном напряжении очередную сигарету, сидя в раздолбанном авто, а твой младший сын верит в чудеса, не хочет учиться старший сын, рвясь на работу, хотя ему всего лишь пятнадцать лет; когда вокруг один холод, и ты живёшь с единственной целью не превратиться в равнодушный лёд, не сдаться правилам странного мира, где люди ищут счастья в чужой стране, которая сама разделена на части. Проезд по замёрзшей реке метафора жизни одинокой матери – никогда не знаешь, провалишься ли ты или каким-то чудом продолжишь путь для своих детей, чтобы им не пришлось его проходить… Кортни Хант, поставившая фильм по своему сценарию, удачно вплела в социальную драму нотки триллера и бытовой иронии (момент, когда женщины дерутся за старую машину, одновременно комичен и печален), без каких-либо изысков или эпатажа напоминая о тяжёлой судьбе людей в стране «американской мечты». В этом плане существование фестивалей независимого кино сложно переоценить: они позволяют подобным лентам обрести внимательную аудиторию, готовую хорошо встретить малобюджетные, но от этого не менее ценные картины. Мы все обожаем роскошные актёрские ансамбли, как у Роберта Олтмена или Вуди Аллена, отдых с очередной приключенческой сагой, вроде «Пиратов Карибского моря», лирические картины Халльстрема и Бёртона. Умное, красивое, оригинальное кино. Но Хант не умничает, показывает неприглядную серость вот таких тоскливых однотипных зданий, грязный от автомобилей снег, дешевизну вещей в домах обыкновенных работников. Её фильм простоват, лишён лоска и пафоса, здесь играют малоизвестные исполнители, и музыка меланхолична, тягуча, как ежедневные поиски денег главной героини. Но именно такие фильмы понятны и близки зрителям, так или иначе сталкивавшимися с подобными проблемами. Именно к таким картинам ты в неясном стремлении возвращаешься вновь и вновь, видя в Рэй Эдди, главной героине, те же сомнения, что и у своих родителей, у своих более взрослых сестры или брата, у школьных учителей, у всех окружающих, и ты сам поневоле оказываешься в ряду людей, едущих по своей замёрзшей реке с замирающим сердцем в страхе, что вот-вот провалишься и всё кончится. Как объяснить пятилетнему сыну, что в странном мире всё решают какие-то бумажки, по-разному называемые, по-разному выглядящие, но всегда необходимые? И не надо это объяснять. У него должно быть нормальное детство. Почему уходят мужья? Почему люди рвутся за счастьем в чужие страны? Почему? Рэй Эдди, вытирая скупую слезу, красится и идёт искать работу. Ей некогда думать на глобальные темы. Главное, проехать по замёрзшей реке, чтобы холод не настиг детей. Монументальный портрет выживающего человека строит Мелисса Лео, играя столь убедительно, что всякие оскароносные молодые актрисы кажутся нелепостью на её фоне. Без грима, без фальши, с болью во взгляде, с решимостью в действиях, популярная в 1990-х сержант Кэй Ховард из сериала «Убойный отдел» задевает за живое рассевшегося в кресле зрителя, мастерски сменяя отчаяние и гнев на материнскую улыбку, теплота и нежность которой уничтожает коварный холод циничных правил жизни. Вы не знаете Мелиссу Лео? Что ж, посмотрите данную картину и откройте для себя одну из самых незабываемых актрис своего поколения, чья искренняя радость вызывает больший отклик, нежели лица голливудских знаменитостей, мёртвых от уколов пластических хирургов. Хорош Чарли МакДермотт, по-своему наивный старший сын, жаждущий облегчить жизнь матери. Забавно, но Джеймс Рейли, сыгравший младшего сына, в реальности приходится ему кузеном. Мисти Апхем, Марк Бун Джуниор и Майкл О’Киф придали картине особенный колорит, представив весьма характерные образы. У Кэтрин Бигелоу люди на войне подрываются, теряют значение вещей и жизни вообще. У Джейн Кемпион безмолвным людям есть, что сказать, но их поглощает духовная и физическая одержимость. Одиночеству нет конца у Софии Копполы, и любовь неизбежно заканчивается горестной разлукой. Не размениваясь на всякие фокусы, не подслащивая правду, залепляя звонкую пощечину, женщины-режиссёры ставят универсальные в тематике своей картины, затрагивающие каждого зрителя. «Замёрзшая река» Кортни Хант также жестока, но, как и бывает у женщины, здесь режиссёр не может не любить своих героев, не сочувствовать им. Вспомните у Джонатана Демми в «Мелвине и Ховарде» танцующую на телешоу ради выигрыша Мэри Стинберген. Джона Миллза в роли уродливого чудака в «Дочери Райана» Дэвида Лина. Одинокую дочь в исполнении Спейсек в «Простой истории» Дэвида Линча. Трудно любить человека, но Кортни Хант попыталась. И эта попытка, сей дебют скромный, вышла подтверждением, что ныне героем стоит называть не того, кто спасает людей, а того, кто их по-настоящему способен любить и прощать за их слабость, порождённую правилами странного мира. Здравствуй, новый день. Ты меня не уничтожишь.
Рэй Эдди живет в глуши на границе между штатом Нью-Йорк и Квебеком. Воспитывает двоих детей и копит деньги на новый дом. Однако жизнь этой женщины явно не сказка. Муж забрал скопленные 4 тысячи по депозиту на дом и уехал в неизвестном направлении. Жалости и сострадания ждать не от кого и поэтому надо надеяться только на себя самого. Случай сталкивает Рэй с Лайлой, индианкой из племени могавков. Лайла хочет заработать денег, что бы забрать и воспитывать своего годовалого сына, поэтому она занимается контрабандой, но не простой контрабандой, а перевозкой нелегальных иммигрантов с территории Канады в США. По сути это легкие деньги, так как за одну перевозку дают около 2 тысяч, но как и любая противозаконная деятельность это опасное занятие, начиная от того, что если поймают можно получить тюремный срок и заканчивая тем, что путь лежит через огромную замерзшую реку. Отчаявшись, Рэй решает заработать на дом таким путем…. Каждый год в мире выходит огромное количество фильмов разных жанров и направлений, от крупнобюджетных блокбастеров до независимых авторских фильмов. И если мейнстримным фильмам которые имеют большую рекламную поддержку студий легко пробиться зрителю, то независимое кино идет тернистым путем, и к широким массам пробиваются единицы. «Замерзшая река», как раз и есть один из тех независимых авторских фильмов, о которых знают лишь не многие киноманы и любители независимого кино. Однако победа на фестивале в Санденсе и полученные 2 номинации на премию американской киноакадемии за оригинальный сценарий и женскую роль, дали фильму шанс. Конечно, это не значит, что все сразу кинуться смотреть этот фильм, но, по крайней мере, целевая аудитория фильма расширилась. Каких то новаторских кинематографических приемов здесь нет, это простая драма о тяжелой жизни людей и на, что готов пойти человек в минуты отчаяния. Превосходная игра Мелиссы Лео, именно передает все положение и то, что чувствует ее героиня. Ну и конечно стоит отметить автора сценария и режиссера, в одном лице, Кортни Хант, которая написала и сняла такую историю, учитывая, что это ее дебют на данном поприще. Стоит пожелать ей удачи и надеяться, что она еще неоднократно порадует любителей «серьезного» кино такими же отличными работами. 7 из 10
Этот фильм был номинирован на Оскар за женскую роль и сценарий - могу сказать, не зря. И то,что этот замечательный фильм не выиграл Оскара за женскую роль - очень жаль. Удивительная актриса Мелисса Лео отлично сыграла, как минимум ради ее игры стоит посмотреть. Роль простой женщины в нелегком положении - вроде бы что может проще - этой актрисе веришь с первых минут и сопереживаешь ей. Еще из плюсов - действительно интересный сценарий. Действие фильма заинтересовывает с первых минут,поглощает в свою атмосферу - природа, погода, обстановка - все усиливает впечатление. Фильм рассказывает о том,что женщина в отчаянном положении идет на незаконные действия - такой сюжет само собой держит в напряжении весь фильм. Всем, кто ценит первоклассную актерскую игру - рекомендую! 10 из 10
Если мне предоставили право выбрать лучшую женскую роль в 2008 году, я бы без сомнений отдал награду «Оскар» актрисе Мелиссе Лео. Немолодая актриса, зачастую появляющаяся на экранах в независимых и некоммерческих проектах, и в большинстве случаев второго плана, вчистую переиграла остальных номинантов на данную премию. Фильм смотрится на одном дыхании, перенастройка сознания на жанр фильма осуществляется в самом его начале, и мы легко начинаем сопереживать увиденное. А история фильма «Замерзшая река» благодаря стараниям Кортни Хант кажется очень даже не далекой от реальности, и в который раз подчеркивает эту грань, за которую может переступить человек в соискании своей американской мечты. Судьба главной героини и ее супруга, о котором мы слышим много, но он остается за кадром, очень похожи. Имеющий слабость в азартных играх супруг главной героини практически до последнего тянул курок возле своего виска, пытаясь объединить свою азартную тягу и шанс сорвать джек-пот для содержания семьи. В итоге, будучи неспособным осуществлять отпор бытовым и финансовым проблемам, он покинул семью. Подавленная финансовыми трудностями и отягощением двух несовершеннолетних детей героиня Меллисы Лео сама едва не поступает так же, только интерпретируя свой поступок другой оболочкой и формой, завязавшись в некий нелегальный бизнес по переправке через границу Канады с США незаконных иммигрантов. В итоге она решает жизненно важные проблемы на тот момент, отдает долги и покупает дом, однако данным поступком подчеркивает важность сказанных однажды слов: у каждого есть своя цена. Хотя в конце ее человеческий поступок по отношению к героине Мисти Апхэм является своего рода исповедью, но ведь все могло окончиться гораздо хуже. Грамотно построенное кино, подходящее исключительно категории зрителей понимающих данный жанр, и способных проникнуться жизненными проблемами на экранах. 9 из 10
Посмотрев этот фильм, я задумалась. А что есть классическая американская мечта? Наверное, жить в стране, где возможна полная самореализация в соответствии с талантами и амбициями, некая социальная справедливость и защищенность. Ну и уверенность в завтрашнем дне сюда же. Но возможно ли все это в одной обычной семье? Одна 'белая'. Обычная американка, которую потушила жизнь в стране свобод. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что довел ее скорее собственный муженек со своим пагубным пристрастием к азартным играм и, оставив в лучших традициях жанра без гроша в кармане в куче долгов, спокойненько смылся в поисках лучшей доли. И ее реально очень жаль. И как на ее месте объяснять 5 летнему мальчику, почему эти взрослые дяди и тети заберут единственную радость в жизни-телевизор, а Санта Клаус не принесет на Рождество автогонки-не знаешь. Но что дает ей страна справедливости? Она уже года два работает на одном месте и вполне могла рассчитывать если не на повышение оклада, то хотя бы на возможность работать в полную смену, что дало бы ей возможность расплатиться с долгами. Управляющему же ее проблемы далеко не интересны, поскольку на эту должность у него припасена аппетитная, вечно опаздывающая блондинка. Где того самодурства не бывает, скажете вы? И это правда. Но как же американская мечта? Судьба второй женщины еще более меня расстраивает. Могавки, живущие в резервации. Как и все индейцы - чужие на своей земле. Что может быть хуже? Цена американской мечты, в неком приземленном варианте с детской кроваткой вместо старой разваленной, с подержанным домом с теплоизоляцией оказывается дороговатой сделкой. Сделкой со своей совестью, принципами, убеждениям. Но не с человечностью.
Две женщины - две судьбы. У одной муж исчез в неизвестном направлении, босс отказывается повышать в должности, старший сын-подросток отбивается от рук, одну-единственную нормальную вещь в доме – телевизор – и то скоро заберут за долги, разваливающийся дом, вечное безденежье, которое не дает сбыться заветной американской мечте - доля нелегкая, долюшка женская. У другой муж тоже канул в лету, ребенка забрали родственники и денег не хватает даже на очки, чтобы быть в состоянии считать добываемые нелегким путем деньги. И весь этот беспредел продолжался бы еще неизвестно сколь долго, если бы две доведенные до отчаяния женщины разного происхождения, но объединенные похожими проблемами, не решились бы на смелые, безбашенные поступки. Две матери, которых случайно сталкивает судьба, это не две закоренелые уголовницы, они идут на нарушение закона не из-за своего внутреннего противоправного настроя. Они - как две загнанные волчицы, им уже некуда деваться, а детей растить надо. И не просто растить, а чем-то кормить, одевать, учить и что-то класть им под елку на рождество. Сначала кажется, что они совсем очерствели от ежедневной борьбы за существование, но ночной случай на замезрщей реке во время их предпоследней вылазки как бы возвращает их к жизни, напоминая им, что они все еще люди, женщины, матери, и они кидаются на зов. По сути они просто движимы инстинктом. Тонкий лед на реке - он как жизнь. Один неосторожный шаг - и все катится вниз по наклонной плоскости. Но в таком, чуждом всему человеческому, бизнесе нельзя оставаться человеком. Или одно, или другое. Тут нужно действовать с абсолютно холодной головой и сердцем. Начнешь размышлять о добром и вечном – все из рук посыпется и попадешься, что с ними под конец и происходит. И тогда одна жертвует собой ради другой, выбирая из двух зол меньшее. Казалось бы, наш мир уже безнадежен, в нем не осталось ни капли добра, сострадания и ничего человеческого. Но нет, к счастью, фильм дает надежду, что даже на «прогнившем западе» у людей зачастую просыпается совесть, они еще способны быть просто людьми, а не машинами по зарабатыванию денег и в критической ситуации они ведут себя, исходя из принципа «человек-человеку друг», а не наоборот. 8 из 10