Это один из первых фильмов с участием Николаса Кейджа, который я увидел в девяностых. В дальнейшем во всех передачах про вертолеты на ТВ я всякий раз замечал кадры именно из этой киноленты. Здесь показана жизнь американских пилотов, смешанная с повседневностью и отношениями между людьми, плюс немного войны и стрелялок. Американская армия всегда показана на большом экране, как нечто прекрасное и интересное, и мне хочется почему-то верить, что и в реальности все обстоит тем же образом. Очень большой вклад в развитие сюжета и диалогов внес Томми Ли Джонс, который играет бывалого пилота, обремененного семьей и детьми, и считающий, что мужчина апосля 40 лет возраста уже записан в старперы. Мне очень понравилась сцена боксерского поединка между Томи Ли и Кейджем, а также мощный хук справа в баре от Николаса, который весь фильм борется за сердце молодой и стройной Шон Янг. Очень грамотно подобрали актера на роль главного злодея - мужик за всю свою роль не произнес ни единого слова, а все зрители уже хотят, чтобы он умер в мучениях. Так же в этом фильме затронут весьма редкий аспект человеческих отношений, как учитель/ученик - особенно учитывая тот факт, что молодой повеса талантливее опытного волка. И если в начале мы наблюдаем вражду между ними, то в последствии антипатия главных героев переходит в дружбу. Ну и разумеется коронная фраза из диалога в фильме: '-Oh Jack, save my ass. - Don't touch her or I build out of you piece of shit!' 9 из 10
К 1990 году Николас Кейдж уже был если не звездой первой величины, то уж точно не актером из отстойников киноцеха. Пусть все значимые роли к этому времени он сыграл либо у своего дяди - Френсиса Форда Копполы, пусть и называвшего своего племяша 'актёром без будущего', но таки давшего ему путевку в большое кино; либо у маститых режиссёров (Алан Паркер, братья Коэны) с постоянными слухами про возможную протекцию дяди, но номинацию на Золотой Глобус в 1987 году за роль в фильме 'Во власти Луны' он получил заслуженно, его персонажи были сложными, порой даже сверх меры (достаточно вспомнить 'Поцелуй вампира', продемонстрировавший способность Кейджа своим безумным актерским перформансом вытягивать посредственный фильм на смотрибельный уровень). Как с таким тщательным подбором ролей можно было залететь в картонный ширпотреб под названием 'Огненные птицы', не скрывающий своей вторичности, а большую часть времени и откровенно кичащийся этим? Возможно, знаменитый дядя чуть убрал от карьеры племянника своё Всевидящее Око, позволив самостоятельно побаловаться деревянными игрушками, но уже следующим проектом Кейджа были 'Дикие сердцем' Дэвида Линча, как бы намекая, что Николасу быстро помогли вернуться в трезвый рассудок. Как бы то ни было, 'Огненных птиц' можно с уверенностью называть одним из худших проектов актера за его первую кинодесятилетку, а то и за всю карьеру. Вражеский ас сербской наружности с огромной бородой, похожий на плохую версию Бориса Бритвы (а ведь бритва бы ему не помешала, вот ведь ирония судьбы), уничтожает на своем супервертолёте всю эскадрилью бравых американских пилотов, после чего чего их выживший командир решает отомстить мстею страшной, и учится летать на 'Апачах'. Какая же интрига... Сможет ли он отомстить злодею, еще и бородатому? Найдет ли общий язык с суровым инструктором? Затащит ли в койку свою бывшую жену? Уж всё это способно свернуть челюсть эффективнее хука Майка Тайсона, потому что размер зевка от такой интриги будет чудовищно огромным. Томми Ли Джонс уже в 44 года играет роли опытных стариков-инструкторов, Кейдж становится плохой версией 'Мэверика', Шон Янг должна бы изображать сексуальность, но даже лопасти вертолета делают это куда лучше. И когда кажется, что ничего глупее этих персонажей быть не может, они начинают разговаривать, и вот тут ты понимаешь, насколько сильно скучаешь по немому кино. Диалоги кажутся импровизацией чистой воды, но такой, за которую нужно по голову в песок закапывать, ибо страшно и смешно. Хорошо, что хоть главный злодей весь молчит (это точно как-то связано с его бородой), не вызывая отторжения, на том спасибо. Фильм вполне могли спасти качественно снятые вертолетные бои, ибо это наверное единственное, что в фильме выглядит хоть какой-то новинкой. Да вот оператор упорно не желает баловать зрителя дальними планами боёв воздушных пташек, большую часть времени фокусируясь на напряженных лицах летчиков и их напряженных пальцев на гашетках, тем окончательно хороня фильм. И тут уже даже глупо сетовать, что полноценных сцен боев в 'Огненных птицах' всего 2, это отходит на второй план, потому что в фильме плохо решительно всё: герои, секс между героями, секс героев с вертолетами, полёты, очки Кейджа, деградирующий нарциссизм его персонажа. Создатели фильма не просто колеса придумывать не стали, они еще и уже существующее квадратным сделали, чтобы наверняка. А огненных птичек действительно жалко... 3 из 10
Эти парни работают с местными военными из отряда по борьбе с наркобизнесом и занимаются поиском и уничтожение лабораторий кокаина в Южной Америки. Сражаясь на территории противника, эти ребята также успевают тренировать местных пилотов, для последующей борьбы с наркокартелем. Но на этот раз местные летчики и американская молодежь в лице героя Николаса Кейджа будут готовиться вместе к новой миссии под руководством одного из лучших и опытнейших летчиков Брэда Литтла (Томми Ли Джонс). Составляющая успеха подобного рода картин складывается из следующих ключевых позиций - наличия более-менее достойного сюжета, и красиво и зрелищно поставленных воздушных схваток, невнятное сочетание которых и губит обычно фильмы на заданную тематику. “Огненные птицы” раз из той серии картин, где даже наличие хорошего актерского состава не спасает её, лишь привлекая внимание поклонников того или иного актера к малоизвестным боевикам своих кумиров. И не то, чтобы картина была очень плоха, нет, она просто напросто очень проста. Явное копирование и уклон в сторону вышедшего двумя годами ранее “Top Guna” не может не бросаться в глаза, учитывая и то, как образ Тома Круза не дает покоя герою Кейджа на протяжении всего фильма. И это, в действительности, правда. И проблема здесь вовсе не в “Огненных птицах”, просто напросто уж слишком сильно повлиял на киноиндустрию выход культовой картины Тони Скотта, породив впоследствии массу мелких по своим масштабам, но в принципе интересных фильмов-клонов, наподобие как раз “птиц”. Одним словом очередное наивное американское кино про патриотов и героев. Однако такие фильмы тоже нужны, да и кто им запретит снимать.
Военно-воздушные силы Соединенных Штатов Америки является самым молодым видом вооруженных сил из пяти существующих, и тем не менее именно на него тратится огромная доля государственного бюджета, так как авиация способна нанести противнику куда больший урон, нежели пехота, артиллерийские установки и танки вместе взятые. Довольно продолжительное время ВВС США находились в непосредственном ведении Армии, однако после завершения Второй Мировой Войны высокое командование решило подкорректировать структуру вооруженных сил, расширив значимость авиации и выделив ей особые права в рамках общих вооруженных сил. Стабильно поступающее из бюджета финансирование позволило американским ученым и летчикам-испытателям совершить немало технологических прорывов, обозначенных стабильными поставками на поле боя инновационных истребителей и прочей военной техники, обладающей ранее невиданными возможностями. Продолжая участвовать в последующих вооруженных конфликтах по окончании Второй Мировой Войны, американское правительство неизменно пускало в ход достижения ВВС, и даже когда в истории Армии случались громкие провалы наподобие неоднозначной Вьетнамской кампании, авиация неизменно удостаивалась громких оваций, а бесстрашные летчики не успевали менять мундиры, обвешанные всевозможными наградами. Конечно, во многом слава ВВС Америки зиждется не только на полевых достижениях, но и на стабильной работе пропагандистской машины, проникшей как в сферу газетных и телевизионных новостей, так и в большой голливудский кинематограф. Умение творить шоу буквально из ничего и оформлять поражения в победы стало визитной карточкой американских идеологов, воспользовавшихся успехами ВМС Америки, и в разы увеличив их значимость. И тем не менее в отличии от вопросов демократии и свобод, в коих у Соединенных Штатов до сих пор немало проблем, сфера авиации по праву считается одной из самых достойных и способных с легкостью затмить имеющиеся внешнеполитические неурядицы своими сверкающими достижениями. Так что ничуть не удивительно, что буквально в каждом военном полотне производства Фабрики Грез присутствуют бравые пилоты в солнцезащитных очках, пилотирующие эффектные машины разрушения на потеху восторженной аудитории, раскинутой не только в США, но и по всему иному цивилизованному миру. Но если такие ленты, как «Лучший стрелок» Тони Скотта лишь прибавляют ВМС США баллы, то «Огненные птицы» наоборот оставляют на репутации американской авиации пятна, которые легко смываются, но тем не менее оставляют после себя осадок. Сюжет фильма знакомит нас с бравым пилотом Джейком Престоном (Николас Кейдж), по долгу службы столкнувшимся с невероятно опасным противником, находящемся в услужении у латиноамериканского наркокартеля. Отправившись вместе с эскадрильей боевых товарищей на задание, которое должно было обернуться абсолютной победой, герой вынужден осознать, что есть в мире асы, которые способны не запылившись отправить и его самого, и подопечных ему пилотов на тот свет. Однако судьба имела для Джейка совсем иные планы и ему удалось выжить вопреки всем сложившимся обстоятельствам. Понимая, что на старых машинах победить зарвавшегося противника у него не получится, герой решает пройти жесткий курс подготовки полетов на вертолетах типа «Апач», о чьей разрушительной силе уже давно ходят легенды. Так что оправившись от досадного поражения и словно переродившись, Джейк поступает в распоряжение авторитетного инструктора Брэда Литтла (Томми Ли Джонс), не дающего курсантам ни единого послабления, дабы сделать из них лучших из лучших. Однако ней одной только жаждой мести полнится неукротимый дух пилота. Помимо стремления раз и навсегда разобраться с вражеским асом, Престон имеет особые планы на красотку Билли Ли Гутри (Шон Янг), которая не собирается так просто оказываться в объятиях героя, но перед лицом назревающего столкновения молодым людям придется узнать друг друга поближе, ведь очередное задание может окончиться непредсказуемыми последствиями и как знать, хватит ли на этот раз Джейку удачи, чтобы вернуться домой живым. Грандиозный успех вышедшего в 1986 году «Лучшего стрелка» напрямую отразился на стремлениях продюсеров повторить успех, а потому они не раздумывая дали добро на разработку «Огненных птиц», дабы увязаться за достижениями Тони Скотта и достойно выступить в прокате. Заменив смертоносные истребители на не менее опасные вертолеты, студийные боссы свято верили, что этого вполне достаточно для того, чтобы заинтересовать публику и были отчасти правыми. Но вместе с потрясающими видами воздушных учений и последующих за ними сражений необходимо было как следует обыграть драматургию постановки, до чего руки создателей, к сожалению, так и не дошли. Прибывший на режиссерский мостик британский ремесленник Дэвид Грин ранее не был замечен в работе над крупными проектами, а его самым известным проектом был «Бастер», интересная, но далеко не самая выдающаяся криминальная комедия, не имеющая ничего общего с крупным голливудским кино. И тем не менее лента участием Фила Коллинза стала достаточным подспорьем для того, чтобы Грина пригласили в «Огненных птиц» и поручили ему руководить еще одной патриотической поделкой, которая должна была вызвать резонанс. Беда лишь в том, что никаких талантов Николаса Кейджа, Томми Ли Джонса и Шонг Янг не хватило для того, чтобы оживить статичных персонажей, словно сошедших с рекламного буклета ВВС Америки. Тот же «Лучший стрелок» покорял тем, что его персонажи, какими бы лучезарными не были, обладали шармом и несли в себе сложный эмоциональный конфликт. В случае с героями «Огненных птиц» ни на что подобное рассчитывать попросту не приходится. Перед нашими глазами блуждают исключительно типажи с характерами, прописанными в одну строку. Самонадеянный, но небесталанный пилот, жесткий инструктор и роковая красотка в военной форме не могут рассчитывать на особый интерес, потому что им просто нечего показать аудитории. И хотя в фильме все-таки присутствуют некоторые занятные сцены наподобие боксерского поединка межу Престоном и Литтлом, этого критически мало для фильма, который воспевает оды бравым ВВС Америки и смотрит в хвост «Лучшему стрелку». Заинтересовавшись возможностью составить конкуренцию Тому Крузу на летном поприще, Николас Кейдж тем не менее сам толком не понимал во что ввязывается. Безусловно, в кабине вертолета «Апач» он смотрится весьма внушительно, да и его конфликт с молчаливым карикатурным злодеем довольно занимателен, и тем не менее это все, чем собственно может похвастаться один из лучших актеров своего поколения. Ему нечего играть под руководством Дэвида Грина, от чего Кейдж полагается исключительно на свое драматическое чутье, которое на этот раз сыграло лишь в половину силы. Актеру удается несколько оживать в совместных сценах с Томми Ли Джонсом и Шон Янг, да и то местами складывается впечатление, что он вот-вот рассмеется на камеру и начнет вытворять форменную комедию, в которой он непревзойденный мастак. Но в тоже время несмотря на сомнительную драматургию и развитие образов, «Огненные птицы» смотрятся вполне непринужденно, веселят обаятельными глупостями и заставляют проявиться ностальгию по давним военным боевикам, способным вызвать ироничную улыбку. 5 из 10