Желание посмотреть картину 'Пять пальцев', возникло по двум причинам. Первая. Захотелось увидеть актрису Даниель Дарьё. Вторая. С уважением отношусь к творчеству режиссёра Джозефа Лео Манкевича после просмотра его работ 'Внезапно прошлым летом' и культового фильма 'Клеопатра'. Согласились, картины говорят сами за себя и не просто говорят, а завораживают великолепной режиссурой при филигранном содействии звёзд мирового кино. Вот и 'Пять пальцев' не стала исключением. Но первые двадцать минут дались мне нелегко. То ли сказалось качество перевода, а переводчик был один и говорил голосами всех героев, то ли режиссёр не дал опомниться и без раскачки устроил забег на длинную дистанцию, взял, что называется с места низкий старт. Но потом действия героев стали более понятны и вразумительны. Разобрался кто есть кто и просмотр продолжился со все возрастающим интересом. Наверное если не кривить душой, то фильмы про шпионов, да ещё с политической окраской, я не очень люблю. Отсюда возможно и моё восприятие, которое не позволяет подойти к данной теме со всей беспристрастностью и непредвзятостью. Этот политический нуар, если так можно выразиться, безусловно интересная картина, как с исторической точки зрения, так и с моральной. Но вот, какая штука: в картине Манкевича нет персонажа, который вызывал бы симпатию. Все прохвосты, мягко говоря, начиная от главного героя и высших чинов британского посольства и немецкого Кальтенбрунера. Негодяи одним словом. Если же копать глубже и попытаться понять почему произошло предательство этого камердинера, который служил у британского посла в Турции, то фильм на этот вопрос даёт ответ, что не может не радовать. Устами Джеймса Мейсона, мы услышим историю о человеке, который всю свою жизнь прислуживал, но не терял надежды попасть в солнечное Рио-де-Жанейро, которое увидел однажды совсем юным. Ради своей мечты он был готов продать родину. А вообще есть ли она у него, Родина? По национальности он албанец, если конечно не врёт. Работает камердинером у британского посла в Турции. Он, как голубь мира. Вот и решил подзаработать, продав секретные документы немцам. Зритель уже кожей чувствует, что он попадётся, вопрос лишь времени. Конечно умиляют действия британцев. У них подносом завелась крыса, а они ни сном, ни духом, как будто все там такие глупые. А вот Даниель Дарьё напротив, за своё экранное время отразила вполне успешно и достоверно свой персонаж. Этакая роковая женщина, с дворянским титулом, даром что графиня. Но на мели. Денег нет и она готовы также, как и наш герой продать всё, что только можно, чтобы обеспечить себе красивую безбедную жизнь. Но дамочка с гонором. В этом смысле очень показательны сцены, в которых Дарьё и Мейсон просят друг друга налить выпить. А ведь героиня Дарьё, та ещё штучка! Войдя в сговор с предателем, она тем не менее не упускает возможность сделать пакость, написав письмо. Вот и верь после этого женщинам, когда мужчина без слюней тебе открылся, а она ему нож в спину. Ну, что ж, наука обоим. В этом смысле очень показателен финал данной истории. А вот смысл всей картины, для чего и для кого она делалась, мне честно говоря уловить не удалось. Возможно то был 1952 год, не так давно отгремели последние военные выстрелы. Эта тема была актуальна. Возможно. Но если бы Манкевич, хоть одно лицо сделал более-менее положительным, то интерес к фильму был бы выше, я думаю. А так сущая греховная беспросветность. Люди ведь не только из пороков состоят, однако. Игра Джеймса Мейсона феноменальна. Именно про такого и скажешь, что шпион и предатель. Дарьё тоже молодчинка. А вот второстепенные персонажи слабоваты, откровенно говоря. Музыкальное сопровождение отлично передаёт атмосферу напряжённости предлагаемых событий. Кстати, а почему именно кино называется 'Пять пальцев'? Вопрос остаётся открытым... 6 из 10
Как сложно говорить о классике! Как сложно петь дифирамбы произведению искусства, прошедшему проверку временем и навеки записавшему себя в золотые страницы истории кино. Написать более или менее читаемый текст, не переходя на нечленораздельные восхищенные вопли почти так же сложно, как и совершить деяние с полным осознанием того, что за него можно поплатиться жизнью. Но главный герой фильма известного мастера Манкевича по имени Диелло, видимо, был рожден для трудностей. И, возможно, потому он выбирает короткую, но опасную дорогу к богатству, где первая остановка – шпионаж в пользу Германии. Все проблемы из-за женщин – глупая банальность, давно набившая оскомину. Банальность, от того еще более противная, что является абсолютной истиной, хотя и не требующей доказательств, но все время подтверждающейся. Женщина уже сама по себе проблема, и у Диелло, конечно, она имеется. В любом мутном деле первой половины двадцатого века всегда замешана какая-нибудь графиня. Желательно русская, но если нет русской, сойдет и польская. Польская графиня кокетливо глядит на зрителя с экрана, хлопает накладными ресницами и без конца поднимает и так высоко нарисованные брови. Беги, Диелло, беги. Ты предатель высшего класса, предатель, заставляющий за тебя переживать. Забудь про нарисованные брови и никогда не вспоминай о густых черных, пускай и накладных, ресницах. Послушай доброго совета, надень свою элегантную шляпу и тихо растворись в ночи. Но, как всегда, зритель по ту сторону экрана, и он никак не может вмешаться в происходящее. Здесь не будет пафосной декламации, излишней театрализации действия, гипертрофированного выражения эмоций. Вся актерская игра построена на полутонах. Элегантные черный и белый дают в смешении серый, серый и есть основной цвет этого фильма – цвет настроения, цвет впечатлений, цвет глубокой безнадежности, роковой обреченности главного героя. Дамоклов меч давно висит над ним, и нить слишком тонка, она точно оборвется. Из ее толщины и прочности не делали секрета, но Диелло все-таки сделал свой выбор в пользу мифических богатств. Глухие контрабасы создают неясный гул, они нахально погружают зрителя в нервное состояние, сопровождающееся ощущением величайшей опасности, предельной концентрации. Эти контрабасы скромны, они не лезут напролом, перетягивая на себя одеяло, отвлекая внимание. Они усиливают сосредоточенность зрителя, заставляя его слиться с Диелло в одно целое. Язык музыки говорит - это именно то состояние, когда мозг работает как никогда быстро, но нельзя никак успокоиться, нечеловеческим усилием воли заставить себя прекратить дрожь в руках, вытереть вспотевшие ладони о брюки и унять бешеное биение сердца. А ведь это не драма. И даже не шпионский фильм (в том варианте, как этот жанр понимает любитель Бондианы). Это детектив. Это триллер, в котором напряжение так и не достигает кульминации, не отпуская зрителя до самого конца. И даже после финальных титров остается ощущение недосказанности, возникшее на пустом месте. Да, фильм закончен, все точки над «и» расставлены, авторское высказывание предельно четко и ясно, оно не дает места для размышлений и поводов для выискивания двойного дна и скрытых смыслов. Так почему же на смену искреннему восторгу приходит горькое чувство, что режиссер совершил жестокий обман, рассказав лишь кусочек истории? 10 из 10