Жестяной барабан: отзывы и рeцензии

JohnnyEnglish
JohnnyEnglish21 апреля 2020 в 19:18
Die Blechtrommel на одной из самых золотых полок мирового киноархива

Жестяной барабан — роман немецкого писателя Гюнтера Грасса и фильм Фолькера Шлёндорфа по мотивам одноимённого романа Гюнтера Грасса. Можно было бы считать оба произведения немецким ответом на Питера Пэна, причём альтернативой, а не конкурентом. Однако фильм в 1979 году сняли четыре страны: Фрнция, ФРГ, Польша и Югославия. И Югославии больше нет — там вовремя не поняли, что означает трах-бабах жестяных барабанов. Сюжет фантастический, как и в сказках про Питера Пэна: невзрослеющий мальчик негативно оценил мир взрослых, оценил, как маленький мудрец. В эпоху нарастания нацистского психоза, на глазах у малыша поражавшего общество довоенной Германии, единственное, что он смог сделать, это колотить в жестяной барабан. Иногда он не получал ничего, иногда наказывали, но иногда он производил на окружающих фантастический эффект. Мы уже знаем, что этот эффект не спас немцев ни от национал-социализма, ни от войны, ни от длящейся до сих пор американской оккупации. А снова расти он сам решил после двадцатилетнего перерыва, когда заметил, что мир взрослых стал избавляться от безумия и пакостей. Сегодня фильм Die Blechtrommel на одной из самых золотых полок мирового киноархива. При появлении вызывал бурю эмоций, скандалов и даже судебных исков. Сегодня хорош для просветления мозгов и понятий, для очистки взора от шор и розовых очков.

Витаминфильм
Витаминфильм18 ноября 2019 в 05:58

Порой думаешь, как легка и радостна моя судьба, ведь я не угнетаема другими государствами, войны пока ещё нет и в моём окружении люди по большей мере психически здоровые. К Оскару двойственные чувства: жалость и злость. Понимаю, что парень родился от случайно зачатой мамы на грязном поле картошки, прямо на земле; рос он в нездоровой семье, где инцест был очевидным и привычным делом, а взрослые и не пробовали скрывать смешение крови; со сверстниками не сложилось. Мама у него бросилась в брак с нелюбимым человеком, в то время, как любимый и не думал брать на себя ответственность за отношения, а пользовался матерью на протяжении жизни. Замуж мама вышла за бесчувственного потребителя её, как домохозяйки. В итоге три безответственных взрослых, растивших Оскара. Но злость на героя-мальчика так же свербила меня во время просмотра. Неужели можно быть таким слабым, чтобы настолько испугаться взрослого мира и отказаться взрослеть? Ты ведь не обязан быть таким же, как те, кто растил тебя. Кроме того, у мальчишки проблемы с эмоциями — все чувства он либо проигрывает на барабане или кричит. В общем, если бы это был мой ребёнок в современном мире, то, мы бы годами ходили с ним к психотерапевту. Давид Беннент сыграл великолепно, его необычная внешность смогла передать внутреннее состояние души ребёнка. Для меня Оскар это монстр, способный на жуткие вещи: он плачет, если ему что-то нужно; он делает наивные глаза, если хочет остаться живым в руках солдата; большая часть его рассуждений пусть и взрослые, но довольно высокомерные. На мой взгляд, фильм о безответственности. Безответственные взрослые научили тому же ребёнка и в мире фильма все абсолютно безразличны друг другу, так как мысли у героев лишь о себе. Страшна предвоенная атмосфера, безответственный народ не понимает и не осознаёт, что фашизм приведёт к страшным вещам, одна из героинь будет» счастлива, если фюрер посмотрит» на неё. Прочтённый роман и фильм оставили тяжёлое впечатление.

daryssimo
daryssimo2 января 2018 в 20:34
Уродство или гениальность?

Смотрела режиссёрскую версию длительностью почти три часа, с фрагментами, где отсутствует перевод. Пришлось вспомнить немецкий язык, который двадцать лет назад был у меня свободным. Тяжелейший фильм. Редко попадается такое кино, Слава Богу. Про болезни, войну, смерти, сумасшествия, глупость. Главный герой — маленький человечек Оскар, который взрослеет, но его тело остаётся телом трёхлетнего ребёнка. Вокруг него творится история. И он, играя на своём бело-красном жестяном барабане, рассказывает нам про свою жизнь. В фильме много эротики. Местами прямо порно. Напомнило «Калигулу» Тинто Брасса, снятую также в 1979 году. Модно, что ли, это было тогда? Как-то пошло, рыночно, развратно. Жестокие дети писают в кастрюлю и варят суп, играя в кухню, а потом кормят им больного ребёнка. Рыбак вылавливает полуразложившуюся лошадиную голову, облепленную извивающимися угрями. Как теперь есть суши с угрём? Только недавно на работе завхоз рассказал, что во время службы на Кавказе они выловили в реке труп, весь покрытый угрями, присосавшимися. С тех пор он не есть угрей. Я теперь тоже. Женщины листают книги с фривольными картинками и возбуждаются, трутся коленками. Мужчины залазят им под юбки, а дети наблюдают за этим, сидя под столом. Мать главного героя живёт сразу с двумя мужьями. Хотя кого этим удивишь? Знаю счастливо замужних женщин, имеющих по пять любовников. Запретная тема детского суицида. Не менее запретная тема, когда уставшая мать хочет избавиться от взрослеющего мешающего сына. Женщины устают от всего. От орущих детей, ненасытных любовников, домашнего хозяйства, работы… Нарушение общечеловеческих запретов. Почва, на которой благодатно произросло древо фашизма. На самом деле, безграничная человеческая глупость, которая неиссякаема. И всегда с нами. Также в этом кино раскрыта табуированная тема произвола советских солдат на территории поражённой Германии. Не удивительно, что психика мальчика травмирована. В три года он прыгает с лестницы и перестаёт расти. В дальнейшем он наблюдает за изменяющимся миром мудрыми глазами старика в теле ребёнка. Характерна смерть одной из героинь — от того, что всё достало. Сейчас, глядя на всё с позиции 36-летней женщины, я её прекрасно понимаю. Мне очень понравилась мать рода — бабушка Оскара, носящая четыре длинные юбки. Женщина — настоящая соль земли. Мир вокруг рушится, а она, знай себе, картошку выкапывает. Отрицательная рецензия. Фильм великий, получивший множество значимых наград. Но слишком тяжёлое для меня кино. У ребёнка должно быть детство, школа, друзья. Когда его прямо из колыбели погружают во взрослую жизнь — всё во мне восстаёт против этого. Много издевательств и боли. Я не хочу, чтобы кто-то из моих близких мог пережить подобный опыт.

silentiarius
silentiarius5 февраля 2016 в 19:43

1. Грасса, к сожалению, не читал. 2. Фильм понравился и впечатлил отдельными и даже многими аспектами, моментами, но в целом все-таки не склеился в единое сильное впечатление. 3. Разумеется, в такого рода фильмах для целостного восприятия необходимо найти ключ к «раскодированию» иносказательной составляющей — то есть, в данном случае — найти адекватное понимание, что именно должен символизировать мальчик с его барабаном. А на этот счет, судя по рецензиям, которые я прочитал единого мнения у рецензентов не сложилось. 3а. Думаю, все-таки суть здесь в том, что мальчик должен символизировать немецкий народ (или любой другой в подобных исторических обстоятельствах — русский, украинский итд). Он одновременно достоин жалости и ненависти. Он и сам виноват в том, каков есть: ведь сам принимает осознанное решение «не расти», оставаться избалованным и деспотичным ребенком, но в то же время трудно его в этом обвинять: ведь какой осознанности можно ожидать от трехлетнего ребенка (от обычного среднего народа). Показательно, что роковой выбор он как бы делает даже из совершенно «высоких» побуждений — чтобы избежать испорченности мира взрослых (так религиозные или националистические фанатики отказываються от современной просвещенности, дабы не загрязнить себя неминуемо связанным с ней размыванием границ между «хорошо» и «плохо», вообще «падением нравов»). Но запрет на рост неминуемо приводит к куда более плачевным последствиям. Итак, мальчик отказывается расти. Мальчик остается маленьким страшным деспотом, который наблюдает судьбы людей и страны, какбы невольно приводит к трагедии близких ему людей, людей, которые его любят и жалеют. Он даже осознает свою вину в этих личных катастрофах, но осознание это какое-то туманное, временное, безэмоциональное, отстраненное, олигофреническое. Таков и народ, который в силу сложившихся трудных исторических обстоятельств вдруг решает не расти, вдруг решает взять в руки барабан (т. е. прямолинейную идею типа «барабан / Германия / нация / Магомет / Иегова / власть народу / Русский мир /Бандера / Майдан / Крымнаш превыше всего») и ничего, кроме этого барабана не знать и не видеть. И пусть рушатся судьбы отдельных людей и целых народов, да и его самого — он видит только барабан и терроризирует этим барабаном всех вокруг. И рано или поздно все вокруг поддаются его террору: кто из чувства собственной вины перед ним, кто из чисто человеческой благородной доброты, а кто — просто, чтобы не связываться. Все ему потворствуют и сотворяют из него чудовище. Важен посыл, что нельзя винить этого мальчика в его выборе, в том, каков он есть. Чего можно хотеть от мальчика? Какого осознанного выбора? Его жаль. Он раздражает, он бесит, но у каждого адекватного человека он неминуемо вызывает жалость. Да ведь и барабан то ему пообещали взрослые! (предводители, демагоги, политики итд). И только через падение в гроб, через потерю всех самых близких ему людей он вдруг понимает, что пришло время расти. После всех катастроф и трагедий, которые происходили на его глазах, он созревает до осознания, что все-таки пора вырасти. Но реализуется ли это решение, мы не знаем. Хотя первый шаг сделано — «барабан похоронен». Это как денацификация Германии, декомунизация России (которая так по-существу и не состоялась) итд. Еще раз повторюсь. Самое важное в этом образе, мне кажется, — это именно эта двойственность: когда мальчик (народ) одновременно и виноват в страшных трагедиях, и вызивает искреннее сочуствие. Ведь он ребенок, он виноватый невинный ребенок. Его невозможно не любить. Так и народ, особенно родной народ. Ты можешь его ненавидеть за то что именно он привел к власти Гитлера, Сталина, Путина, за то что он тупо майданит каждые 10 лет. Но в то же время ты не можешь его не любить, как не можешь не любить то доброе и невинное, что есть даже в деспотичном ребенке. Можешь разве подобно Яну Гусу повторить «sancta simplicitas», наблюдая, за сжигающим тебя фанатиком. Кстати, эти сцены с сексуальной озабоченностью маленького Оскара очень хорошо изображают эту двойственность. Ты одновременно и умиляешься невинностью этой любовной страсти, она прекрасна и чиста, как и всякая детская любовь. Но в то же время ужасаешься (подобно юной героине фильма) животностью, которая в это все вдруг вмешивается, ты понимаешь, что здесь не только чистая детская любовь, но и омерзительная эгоистическая животная страсть. 4. Много отдельных достоинств. Визуальный ряд. Сцена с угрями — великолепна. Мальчик — безупречен, демонически прекрасен (такой себе Омен). Сцены избалованности сыграны удивительно натурально. Наверно, в некотором смысле повлиял стилистически на Амели. Хотя фильмы совершенно разные и с совершенно разной претензией. Может, и глупое сравнение. Просто подумалось. Словом, идея хорошая, отдельными аспектами — прекрасно. Но в целом для меня не склеилось — чисто эмоционально не склеилось. Как-то вся эта метафора не раскрывается во всей своей полноте. Может, и вообще неправильно все интерпретирую Да, и еще момент, не очень оптимистичный. Старшее поколение всегда попытается передать младшему этот самый барабан. И даже, если очищение произойдет, даже похоронив барабан в одном поколении, мы никогда не застрахованы от его воскрешения в поколении новом — так Оскар подарил барабан своему предполагаемому сыну на его трехлетие. Страшная история всегда может повториться — достаточно просто снова запретить себе расти и фанатически влюбиться в барабанную дробь. 6 из 10

cyberlaw
cyberlaw27 июня 2014 в 04:03
Проклятый сезон

Странная история о мальчике, который в раннем детстве решил не расти и в таком, весьма странном состоянии пережил все ужасы войны не может не шелестеть глянцевым букетом таких навязчивых ассоциаций. Излишне стерильная и несколько академическая стилистика европейского интеллектуала Гюнтера Грасса бравирует множеством толкований. Ну а херр Шлендорф просто доводит их до нашего сведения. На поверхности, конечно же аналогия маленького героя со всем поколением детишек, которые оказались виноватыми без вины. Конечно же в отказе от взросления можно проследить желание избежать ответственность за деяния родителей. Это понятно. Но присмотритесь каким злым оказывается этот мальчик. Фактически он признается, что виновен в смерти дяди. Конечно там по ситуации едва ли мальчик был причастен. Но, вероятно думал он о родственнике много недоброго. Да и с отцом как-то неловко все вышло. Склонен предположить, что не слишком любил наш герой своих родителей. Шлендорф конечно лукаво намекнет, что мальчик сильно переживал заигрывания мамы с дядей. Потом же и вовсе будет допущение о том, что дядя возможно был ему отцом. Представьте только?! И это при том, что другая женщина — молодая девушка с которой он завел такой запретный роман (речь ведь идет о юноше в теле мальчика — отсюда и многочисленные обвинения фильма в педофилии), изменяла ему. Только представьте его отчаяние, переполняющую злость и отчаяние. Никому ненужный злобный гном, или карлик похожий на гнома. Никому нет дела до его чуства, детства и нужд. Единственное увлечение — барабан, и то приходится отстаивать всеми силами. Финальный аккорд, так сильно задевший многих советских критиков, связанный с совсем недружественными действиями освободителей из Красной Армии не мог не вызвать сожаления. Проклятая жизнь. Проклятый гном. Проклятый сезон. Как все это перекликается с «Горящим полем» Мурнау и «Голубым светом» Риффеншталь. Неожиданность и гротескность персонажа тут позволяет выпустить пар целой чередой ассоциаций, тем самым возвеличивая вполне заурядное произведение до уровня философской притчи. По мне, фильм показался очень скромным, безупречно рассказанным, но более чем простоватым по своей сути. Великолепно ошеломив зрителя странным феноменом ребенка, Шлендорф занимает большую часть экранного времени забавными моментами из его отрешенной рефлексии. Сексуальности тут отдается одно из самых центральных мест. Интересно, что рассказал бы о фильме Славой Жижек (уважаемый мною), но определенно сексуальная сцена между Дэвидом Беннентом и Катариной Тальбах — одна из центральных в фильме. Их секс — это ведь не что иное, как метафора несуразного взросления. Оба актера, к слову, справились с ролями на отлично и добавили фильму естественности. Запомнилась мне еще и сцена на берегу моря. Копание в отрубленной голове коровы и доставание оттуда угрей — действует безошибочно. Это очень сильная, жесткая сцена, которая придает фильму совершенно зловещую атмосферу. Хотя, дело-то вероятно в тех краях было вполне житейское. Сейчас мне этот фильм совсем не кажется чем-то значительным. Шлендорф, конечно — молодчина, что справился с такой сложной экранизацией и смог быть интересным рассказчиком. Однако, мы ведь можем сейчас сравнить это кино и с более поздними работами (сделанными с безусловной оглядкой на него). Это и «Белая лента» Ханеке, и «До свидания, дети» Маля, и «Мефисто» Сабо, и «Непобедимый» Херцога. Но самое важное для меня совсем другое — ведь несколькими годами ранее было «Змеиное яйцо» Бергмана, коснувшееся тех же самых струн, но куда более изящнее. Однако о вкусах тут не спорят, а посему — 6 из 10

mrkkrdn
mrkkrdn15 мая 2014 в 14:37

Многое-многое обойдя вниманием, остановлюсь лишь на одном моменте, — что больше всего зацепил. Этот отнюдь не мудрый и не милый мальчик, как почему-то утверждается в аннотации, показан абсолютным человеческим ничто, идиот и уродец. Вместе с тем, этот образ очень гибкий и отражает сущность многих невыдуманных людей, ну, вот, в частности, меня самого (от чего и задело). У него этот барабан, у меня там всякая литературщина, у кого-то компьютерные игры, или вообще что-нибудь невнятно-безобидное. Но он с этим барабаном (читай — мы все), все равно что живой мертвец, мир вокруг разрушается, близкие люди страдают, в частности, и по его вине, но ему все равно, он, такой дурак, начихав на мать, например, просто, видите ли, не растет и, видите ли, стучит в свой барабан. Что из этого получается? Барабаны иногда лопаются, их приходится менять. А больше ничего не получается — а от этого и страшно и тошно, вообще-то говоря, становится, — как оглянешься на жизнь свою…

nepdabass
nepdabass13 мая 2014 в 23:02
Жестяной барабан

Прочитал несколько рецензий на данный фильм, итогом стало, что они все одинаковы тем, что практически не привязаны к сюжету — стандартно что я понял и что хотел нам сказать автор. Скажу несколько слов об этом. В данном фильме сюжетом должна была быть история мальчика, который перестал расти в возрасте трёх лет. Живёт он в такое-то время, и за период жизни, показанный в фильме, с ним приключается такое-то. Непосредственно сам фильм. Он не про мальчика, это только нам может так показаться, но на самом деле мальчик — это инструмент режиссёра, и с самого рождения, когда ещё он новорождённый не желает появляться на свет, нам этим показывают через такой эпитет неблагополучное время его рождения. Всё, что случается с нашим маленьким героем, как и его собственный выбор не становиться взрослым, так и все события с ним связанные, олицетворяют и настраивают нас на атмосферу национал-социализма и военного времени, которую и хотел показать нам режиссёр. Поэтому лично я не мог воспринимать мальчика реальным персонажем фильма. Также и указывают на это — фэнтези от режиссёра, может также и от автора книги, как феноменальный крик мальчика, от которого разлетаются вдребезги стёкла. Смысловая нагрузка от вечного атрибута мальчика — барабана, поедаемой до рвоты рыбы и половых связей, тоже должна помочь создать некую атмосферу. Фильм снят, фильм просмотрен, фильм не зацепил. С технической стороны всё идеально, игра актёров тоже безупречна. Моя оценка 6 из 10

Комеди
Комеди14 декабря 2012 в 10:58

Если отбросить всю философию, то вот что остаётся. В три года мальчик решает больше не расти, и кидается с лестницы вниз головой. Мазохист. Однако остановился в росте не только физическом, но и умственном. Даже будучи 14-тилетним подростком везде ходит с барабаном, постоянно стучит в него и почти не разговаривает. О себе говорит в третьем лице. Не дай боже, кто-то попытается взять его барабан — поднимается такой крик, от которого стёкла лопаются. Да и вообще по поведению больше чем на 3 года не тянет — крайне избалован.. Собственно, все интересы и умения нашего героя ограничиваются долбёжкой по барабану. Даже когда идёт перестрелка он требует: «Хочу барабан!». Порой мальчика хочется чем-нибудь пристукнуть, а барабан… пожалуй, это слишком грубо.

Little Drummer Girl
Little Drummer Girl6 октября 2012 в 12:57
Про фашизм от немца и про немцев

Мальчик по имени Оскар, рожденный в 1927 году, в три года решив, что жизнь взрослых плоха, непонятна и не интересна, отказывается расти. Он падает с лестницы и после этого остается карликом. Все повествование фильма ведется от его имени, режиссер глазами мальчика показывает жизнь простой семьи в тот тяжелый период: у матери двое любовников, она живет с обоими, не может выбрать и даже не знает, чей Оскар сын; два отца (один — немецкий бакалейщик, который в начале фильма верит в Гитлера, и даже меняет фото Бетховена на Гитлера на пианино в доме; другой — поляк, работающий на почте и оказавшийся в числе первых вооружено оборонявшихся против армии Третьего Рейха); бабушка кашубка, убийство семейного друга еврея, владеющего магазинчиком детских игрушек и т. д. В общем, автор показывает настроения того времени: от небольшого ужаса Оскара от масштабной встречи фашистских офицеров с гимнами и лозунгами (когда Оскар пролезает под трибуны и начинает мешать митингу, громко стуча по своему барабану) до абсолютно разрушенных улиц Гданьска после приезда Оскара из Франции и убийства отца Советскими офицерами казахской или киргизской наружности, что подразумевает окончание войны. С последним не совсем согласна, как будто режиссер отвергает саму мысль завершения войны Советским Союзом. Теперь непосредственно мое мнение: фильм очень сложный для восприятия своими многочисленными историческими отсылками, также как и неприятными сценами сексуального характера, если это так можно назвать. Смотреть как маленький некрасивый ребенок хочет какую-то женщину, а потом и занимается с ней этим; также как и смотреть на женщину, которая в доме своего мужа спит со своим кузеном, а муж с сыном ее просто ждут, или когда все лезут под юбку к бабушке — все это было мне неприятно. Теперь об исторической сложности. Этот фильм был снят по одноименному роману Гюнтера Грасса. Поскольку иногда есть истории или есть режиссеры, которые могут на экране показать точнее, глубже, интереснее, чем то, что написано в книге, можно привести в пример «Сияние» Кубрика по Стивену Кингу. Также есть и книги, которые очень сложно экранизировать, поскольку писатель настолько ярко, детально, живо рассказывает об этом, что порой все эти мелочи, которые и составляют основу книги, практически невозможно уместить в фильме. Как мне кажется, «Жестяной барабан» — этот фильм из этой серии. Теперь о том, что понравилось. Фильм совершенно небанальный. Фильм про войну, где фактически нет батальных сцен, а больше внутренних монологов маленького мальчика по поводу происходящего. Фильм очень глубокий. Он был снят немцем, история написана немцем, так что можно увидеть трагизм фашизма изнутри. Фолькер Шлёндорф и Гюнтер Грасс хотели показать неизбежность судьбы простого человека в отдельности и нации в целом. Закончилась Первая мировая война, люди веселятся, все дружны — и поляки, и немцы, и кашубы. Началась Вторая мировая война — люди разделились, кто присоединился к фашистам в силу своей национальности, кто умер за свой народ. Но при этом все они простые люди, со своими переживаниями, мелкими хлопотами, любовью и т. д. Все хотят простого мирного счастья, семейных радостей, покоя и благополучия. И то, что людей так сильно разделяет жизнь и кидает в разные стороны, не их вина. И по сути, человек просто плывет по течению; общество, война, экономическая стабильность / не стабильность, страна проживания, национальность и т. д. — все это влияет на судьбы обычных людей в большей степени. Хотя есть и такие, как например маленький Оскар, в 1927 году — в период зарождения фашизма в возрасте трех лет он отказался расти, протестуя как бы реалиям того времени, а в 1945 году — в год окончания войны, он вдруг начинает расти. 9 из 10

Малов-кино
Малов-кино16 июля 2012 в 18:07
И карлики начинали с малого

Место действия фильма — город Данциг (он же Гданьск), где накануне Второй мировой войны компактно и мирно проживали немцы и поляки. Но когда к власти приходит Гитлер, и Третий Рейх начинает свой крестовый поход, первыми жертвами становятся именно поляки. На фоне утверждения и падения фашистской Германии развивается история мальчика Оскара Матцерата, который в трехлетнем возрасте разочаровывается в мире, где всем заправляют взрослые, и поэтому решает никогда больше не расти. Вооружившись любимой игрушкой — жестяным барабаном, Оскар устраивает взрослым нешуточные испытания: под барабанную дробь, сопровождаемую визгом, он высаживает витражи в соборе, разбивает лампочки, стекла учительских очков, а то и вовсе нарушает поступательный ритм фашистского парада. Доводя взрослых до исступления, Оскар категорически не хочет расставаться с любимой игрушкой, которая становится для него смыслом жизни, а для фильма — ключевой метафорой. Бунт против взрослых становится протестом против уродливого мира, в котором Оскару пришлось появиться. В 1979-м году жюри Каннского фестиваля было в смятении. Отчаявшись определить лучший фильм, решено было дать две «Золотые пальмовые ветви»: одну — антивоенному «Апокалипсису сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, вторую — «Жестяному барабану» немца Фолькера Шлендорфа, который в аллегорическом духе философской притчи рассказывал о сложных реалиях германской истории — от прихода нацистов к власти и до их поражения во Второй мировой войне. Шлендорф тайно мечтал экранизировать роман нобелевского лауреата Гюнтера Грасса с момента его первой публикации в 1959-м году. Мечтал, но опасался. Как и все большие метафорические произведения («Доктор Фаустус», «Мастер и Маргарита», «Чевенгур»…) творение Грасса было крайне сложно перенести на экран… Шлендорфа смущала эта гремучая смесь фантасмагории и сатиры, начиненная к тому же обилием тайных смыслов и символов. Но главная проблема упиралась в крайне неоднозначный образ главного героя — малыша Матцерата. Из Оскара с равным успехом (или неуспехом) можно было сделать и инфантильного мудреца, и бунтующего карлика, и пророка-террориста… Но после знакомства с юным Давидом Беннентом Шлендорф не смог больше сопротивляться напору продюсера Франца Зайца, подключившего к этому проекту еще и любимого сценариста Бунюэля Жана-Клода Карьера. Собственно 12-летний (на момент съемок) актер наполовину предопределил успех картины. Увидев хотя бы раз взгляд этого ребенка, будто испепеляющий и пронизывающий насквозь, вы уже никогда его не забудете. Не меньший эффект производит и его голос, постоянно звучащий за кадром, поскольку повествование ведется от лица Оскара. Создается ощущение, что это играет вовсе не ребенок, а именно взрослый карлик. Однако Давиду Бенненту было именно 12 лет (родился 9 сентября 1966-го), и его работа в этом фильме с полным правом может претендовать на звание лучшей детской роли за всю историю кино. Беннент играет своего героя на протяжении 21-го (!) года — с момента его рождения в 1924-м и до окончания Второй мировой. Собственно он начинает играть, еще находясь в материнской утробе, которую упорно не хочет покидать, и лишь обещание купить жестяной барабан вынуждает Оскара появиться на свет. Уже в сцене родов Шлендорф с ходу осваивается в необычной для себя стихии бурлеска, с помощью которого, наверно, только и можно было отобразить прихотливый и уродливый мир, придуманный Грассом. Экранизация книги о юном анархисте, решившем бороться с миром взрослым, «оживила» Шлендорфа как режиссера, до того исповедующего сухой и мало-эмоциональный стиль, в целом характерный для лидеров новой немецкой волны 1960—70-х — от Клюге до Вендерса. Про этот фильм неадекватно мало писали у нас в советские времена. Можно сказать — не писали совсем. Причина, скорее всего, кроется в образе русских солдат, которые врываются в финале в подвал, где прячется семейство Матцератов. Освободители с Востока стали у Шлендорфа абсолютным воплощением блоковских скифов, ибо предстали теми самыми азиатами «с раскосыми и жадными очами», только что вместо копий и стрел вооруженными автоматами ППШ. Они насиловали женщин и отправляли на тот свет без суда и следствия мирных немецких обывателей. В результате наша идиологизированная официальная критика предпочла вообще «замолчать» фильм, нежели использовать его как очередной контраргумент в «разоблачении буржуазного кино». Бдительные советские «киноведы» не рискнули или не смогли рассказывать о фильме, даже притом, что он мог трактоваться как мощное антифашистское кино. А пока в СССР устраивали немецкому шедевру обструкцию, он одну за другой получал награды. Апогеем его триумфального шествия стало присуждение «Оскара», как лучшему иноязычному фильму.

Terry Burton
Terry Burton20 марта 2012 в 02:15

Эта история, о мальчике, который перестал расти в возрасте 3 лет, в то время как за окном зарождался фашизм, в своё время получила «Золотую Пальмовую Ветвь» Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший зарубежный фильм. И должен сказать, идея постичь психологию фашизма через состояние этого мальчика, очень хороша. Физическая заторможенность героя как-бы символизирует духовную заторможенность в немецком обществе в годы Войны. И конечно же, вместе с главным героем постоянно находится жестяной барабан, с которым он никогда не расстаётся. И могу с уверенностью сказать, что сцена, где мальчик Оскар с помощью барабана, сбивает фашистскую демонстрацию на ритмы вальса — лучшая в фильме! Но вынужден признать, что больше всего мне понравились персонажи матери Агнес и дяди Яна, и когда они покинули фильм в первой половине, то вторая стала куда менее интересной. Во-первых, когда появляется «первая любовь» Оскара по имени Мария, картина стала заметно слабее. Во-вторых, когда наш герой вновь встречается с циркачами-карликами, и соглашается делать с ними шоу для немецких офицеров, на меня это не подействовало так, как должно было! Но первая половина, по-прежнему очень сильна. И ещё кое-что, в последние полчаса фильма, мальчик сыгравший Оскара, начал напоминать самого настоящего карлика! Интересно, как они так незаметно состарили 12-летнего парнишу? 7 из 10

arhistragid
arhistragid21 июля 2011 в 19:43
Недосказанность бесчеловечности

Картина оказалась для меня очень и очень противоречива. С одной стороны, блестящий подбор актерского состава и игра. Персонаж, созданный Давидом Беннентом одновременно пугает и притягивает. Относительно Оскара, можно смело говорить о блестящем тандеме сценариста и исполнителя. Само лицо Беннента, кажется, вместило в себя весь букет чувств и ощущений — от животного страха до детской наивности. Весьма на уровне сняты т. н. «классические» сцены: нацистский парад, кружащий в вальсе под барабан Оскара, ловля угрей, сцена в церкви… Но для меня все заслуги этого фильма неизбежно возвращали к тексту самого романа. А текст романа в неописуемой мере богаче и значительнее того, что можно увидеть на экране. Основным недостатком этого фильма для меня оказался тот факт, что достаточно проникнувшись текстом Грасса, пропустив его через себя, после просмотра экранизации, остается чувство некого недосказанного недоумения. Хотя, вполне может быть, что так оно и должно быть. Ведь, помимо недосказанности и «непоказанности», фильм обрывается чуть ли не на половине романа, что оставляет нам еще большее число вопросов, ответить на которые можно только прочитав роман и еще, вероятно, исследуя природу собственной бесчеловечности. 8 из 10

Peperino
Peperino10 июня 2011 в 11:17
О маленьком барабанщике

Очень непривычно, даже странно начинать отзыв о фильме с его центрального персонажа. Но 12-летний Давид Беннент в роли Оскара просто не выходит из головы, от его героя я испытываю противоречивые чувства… Дело в том, что мальчик получился несколько даже пугающим, нежели милым и приятным, какими обычно бывают детишки в кино (ужасы не в счет). Маленький актер с недетским не только выражением, но и даже самими чертами лица, убедительно на редкость вживается в роль карлика, и когда ему исполняется 15, 16… и так далее, это не вызывает ни секунды сомнений. Ребенок в нескольких эпизодах фильма кажется каким-то маленьким «монстриком», откуда следует вопрос: либо исключительный мальчик на самом деле — так решителен и бесстрашен, либо же просто дело в иллюзии — в несоответствии внешнего вида его истинной зрелости… Итак, «вольный город» Гданьск, что на границе Германии и Польши, с его жителями, метавшимися между двух культур и народов, немцами и поляками, проживавшими рядом друг с другом вполне мирно до определенного времени. В одной из таких «не определившихся» и весьма необычных семей на свет появляется мальчик, который этого как бы совсем и не желает, о чем весьма откровенно заявляет нам, еще будучи в животе матери. От одного этого, надо сказать, становится уже любопытно, как будет развиваться кино с таким началом. Ну а Оскар, подкупленный маминым обещанием подарить жестяной барабан, все-таки появляется на этот свет. А в свои трехлетние именины неожиданно решает перестать расти (благо, что родители успели порядком достать с постоянными замерениями у косяка). Как, например, бывают люди, объявляющие голодовку или же перестающие разговаривать. В общем, бунт против несправедливых, злодеев и глупцов нередко сопровождается истязаниями собственного же тела, чтобы им, ненормальным, что-то доказать таким вот радикальным способом. И такой протест парня, как отражает основная идея фильма, присущ взрослым — отчаявшимся или сильно разочаровавашимся людям. А в фильме же это реализуется несколько абсурдно, не без элемента фантазии: не хочу расти — раз, и не расту. А все эти взрослые пусть творят себе, что хотят. В визуальном отношении фильм просто изобилует неприятными глазу моментами: от знаменитого эпизода с ловлей угрей, который наверняка «впечатлил» всех посмотревших — до весьма любопытной, но довольно отталкивающей на органическом уровне эротической игры созревающего «мини-Оскара» с девицей-прелестницей, которая весьма «себе на уме». И что удивительно, несмотря на эти, казалось бы действительно специфические сцены, фильму удается даже очень сильно понравиться. Наверное, дело в том, что оригинальна и интересна сама идея-первоисточник о необычном ребенке, который таким вот своеобразным образом реагировал на противные его душе течения жизни, а еще — в том, что сам фильм развивается интересно и динамично, совершенно не утомляя зрителя, при этом неся в себе далеко не легкие идеи. В то же время, немало и моментов совершенно замечательных, таких как, например, нарушение Оскаром хода чинной фашистской церемонии с помощью его неотделимого барабана. Или же простое детское (по манере и словам) повествование мальчика, с совсем не детским осознанием просиходящего — о том как «жил-был Маркус, он продавал игрушки» или как «люди верили в Деда Мороза, а он оказался газовщиком», с последующим эпизодом, иллюстрирующим события совершенно реальной «Хрустальной ночи». Великолепна и одна из финальных сцен — когда Оскар, решительно ставит точку в своем затянувшимся детстве — не детстве, в отношениях со своими «неправильными» родителями, закладывая в руку своему официальному отцу-нацисту предательский значок. Фильм — одна из лучших антифашистских историй в кино.

Mss_Genius
Mss_Genius23 марта 2011 в 18:49
по книге

Задолго до того, как я посмотрела это кино, мной была прочтена книга самого Гюнтера Грасса. Она оставила во мне неизгладимое впечатления и я была обязана посмотреть экранизацию. Режиссёр не отходил от текста книги, сценарий радовал своей передачей замысла романа, однако ближе к концу я увидела как из оригинального текста вырезана эмоциональная и религиозная, так поразившая меня составляющая. Оскар не вёл подростковую команду рэкетиров и не грабил церкви, не отпиливал младенца с колена Мадонны и его подельники не преклонили перед ним колени. За 2 часа хронометража он не вырос, не стал позировать для художественной студии, не играл джаз, не барабанил в арт-клубе «Луковица» заставляя людей плакать и смеяться, задавая нужный ритм, не познакомился с художником бетона, не влюбился в медсестру и не преследовал её, не прикидывался Сатаной чтобы овладеть ею, многие колоритные персонажи не появились на экране… Думаю Шлёндорф хотел сделать акцент на военном времени и его нравов, на быту людей и ему действительно это не плохо удалось. Хотя закадровый детский голос это упущение на мой взгляд, ведь разум Оскара — разум взрослого человека, который пишет историю своей жизни находясь в психиатрической больнице (по книге). Определённо тем кто видел лишь фильм, стоит прочесть и книгу и тогда картина обогатится новым смыслом, а первоначальный не поблекнет 8 из 10

КиноПоиск
КиноПоиск21 марта 2011 в 21:42

Картина Фолькера Шлёндорфа отметилась, прежде всего, участием в основной программе Канского кинофестиваля 1979 г., разделив первое место со своим основным конкурентом — фильмом небезызвестного Фрэнсиса Форд Копполы «Апокалипсис сегодня». Соревнование Европы и Америки в тот раз закончилось с «равным счётом». Сама Франсуаза Саган, известная писательница после премьеры фильма на большом экране в тех же Каннах, одарила режиссёра картины не только своей одобрительной улыбкой, но и, собственно говоря, главным призом кинофестиваля-золотой пальмовой ветвью. История «Жестяного барабана» ведётся от лица главного героя Оскара, который начинает свой рассказ с самого начала своей непростой жизни. Мы становимся невольными очевидцами, начиная с момента его рождения и заканчивая тем периодом, когда он и его история уже уходят на второй план, будто, передавая эстафетную палочку следующему участнику. Оскар — ребёнок, которому довелось родиться в семье со странным и нетипичным поведением, одним словом, с совершенно иным образом жизни. Не зная точно, кто был его отцом: прихрамывающий военный офицер или же двоюродный брат его матери, Оскар жил в атмосфере материнской любви и ласки, но в то же время его недовольство можно было заметить хотя бы после того падения в погреб, в результате которого трёхлетний Оскар перестал расти, причём по собственному желанию, решив, что лучше ему было бы оставаться всю жизнь гномом. «Жестяной барабан» весьма многослойный фильм, и в нём очень много различных жизненных моментов, событий, которые происходят с главным персонажем данной картины. Сюжет также увязывается с периодом мировой истории, а именно началом становления режима фюрера и нападением гитлеровской Германии в 1939 г. на Польшу. И в этом плане очень интересно наблюдать за теми изменениями, которые происходили в жизни самих людей, вспомнить хотя бы тот эпизод, когда со стены снимают портрет Бетховена, а на его место вешают изображение Гитлера. Казалось бы минутное действие, но наряду с тем, многозначительное и не бессмысленное. Бить в барабан, когда тебе что-то не нравится и кричать, заставляя биться стеклянную поверхность — вот какими способностями обладал маленький Оскар. И если углубляться во всю эту странную историю, то можно сказать, что свои эмоции юный барабанщик, в основном, и выражал при помощи своего любимого музыкального инструмента, стараясь заменить существующий такт своим собственным, заданным. Было время, когда в США, в одном из штатов «Жестяной барабан» запрещали к показу, обвиняя его создателей в пропаганде детской порнографии. Что ж, не спорю, в фильме присутствуют моменты, к которым можно было предъявить подобные претензии, причём именно эти моменты, на мой взгляд, и вызывают в дальнейшем странные ощущения, сопровождающиеся изменениями в мимике своего лица, проще говоря, непроизвольно морщишься от того, что видишь на экране. После просмотра «Жестяного барабана» мысли начинают приходить не сразу, что не скажешь о тех эмоциях, которые ассоциируются, в основном, с тем, будто перед тобой было что-то противное и жутко неприятное. Может, эти слова и кажутся уж слишком притязательными, но более точно описать свои впечатления не получилось бы. Но данное описание отнюдь не говорит о том, что фильм плох и не интересен. Порой более необходимым становится «пробить» зрительское восприятие, используя при этом как раз таки негативные (а бывает даже и неприятные) факторы. А в дальнейшем получается, что именно такой подход и оказывается результативным и выигрышным. «Жестяной барабан» — фильм, о котором можно говорить много. Фильм, в котором также много можно найти тем, на которые приятно было бы поразмыслить на досуге, благо позволяет разнообразие. Но вот что самое интересное, так это то, что в этом фильме, на мой взгляд, трудно найти, собственно говоря, положительного героя. Наверно, для каждого из зрителей, он свой, ведь все мы смотрим неодинаково, в этом и заключается наша индивидуальность, только мы сами должны решать, кто в данном случае плохой, а кто хороший. А может, Вы его и вообще не найдёте? Что ж, всё может быть, всё может быть…

КиноПоиск
КиноПоиск15 декабря 2010 в 14:47
Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 295 часть.

Жил-был барабанщик по имени Оскар. Его бедная матушка умерла оттого, что ела слишком много рыбы. Жили-были глупые люди, которые верили в Деда Мороза. А Дед Мороз на самом деле оказался газовщиком… Жестяной барабан (я люблю этот фильм) Когда маленький Оскар появился на свет, то он хотел залезть обратно в утробу своей матери, но она обещала подарить ему жестяной барабан. Да и повитуха уже перерезала пуповину, и у Оскара просто не было выбора. Когда ему исполнилось три года, то его мать сдержала свое слово и купила жестяной барабан, а Оскар, в свою очередь, наблюдая за взрослыми, решил остаться ребенком навсегда. Он упал с лестницы, и случилось чудо… Вы знаете, есть в кинематографе такие фильмы, про которые все говорят очень хорошо. Эти фильмы имеют разные престижные награды, и они давно прошли проверку временем, став классикой кинематографа, но когда ты начинаешь смотреть эти фильмы, то понимаешь, что больше ты их пересматривать не будешь, даже если тебе фильмы понравились. С «Жестяным барабаном» гениального немецкого режиссера Фолькера Шлендорфа совершенно другая история. Этот фильм многие любят, и он имеет престижные награды (даже очень — Пальмовая ветвь и Оскар за лучший фильм). Я смотрел этот фильм четыре раза и могу вам сказать, что я еще буду смотреть этот фильм. Каждый раз я просто погружался в фильм с головой и не хотел, чтобы он заканчивался. Хотя я не очень сильно люблю фильмы, в которых речь идет о фашизме. Но ведь вся история этого фильма будет нам рассказана маленьким мальчиком, который перестал расти, поэтому фильм очень интересно именно смотреть. Хотя этот фильм может легко вас шокировать. В фильме есть очень неприятные сцены (особенно с головой коровы, в которой находятся морские угри). Шлендорф взял на главную роль двенадцатилетнего актера Давида Беннента, который сыграл в этом фильме свою лучшую роль. В фильме будут присутствовать пикантные сцены и даже становится как-то неловко за режиссера, но он всего лишь старался передать атмосферу одноименного романа Гюнтера Грасса, и получилась это у него на сто процентов. В итоге мы имеем фильм-притчу, и даже можно сказать сказку для взрослых. В этом мире действительно не осталось места для детей. В фильме много разных политических намеком и протестов. Самый главный протест — это жестяной барабан, в который постоянно стучит маленький Оскар. Фашизм превратил больших людей в маленьких карликов. Фашизм раздавил многих. Все это очень грустно. Перед нами великий фильм, который нужно обязательно иметь в коллекции. Нам очень повезло с профессиональным переводом данного фильма, поэтому не проходите мимо этого шедевра. Спасибо. P.S. Лучшая сцена в фильме — я хочу вырасти… 10 из 10

Херли
Херли9 ноября 2010 в 20:22

Тяжким грузом фашистское прошлое легло на кинематограф Германии. Копание в менталитете и в истории, тщетные попытки разобраться в том, как наследники воинственных вестготов стали под оружие во имя низкорослого шизофреника с маниакальной страстью к смертоносной власти, — породили широкий пласт рефлектирующих фильмов, среди которых сатирическая драма «Жестяной барабан» занимает, безусловно, самое важное место. Фолькер Шлендорф не сокрушается, по крайней мере открыто, по исторической трагедии, ставшей клеймом для его народа, он даже не ищет истоки зарождения фашизма, потому что главным действующим лицом становится само время, его мелодия, его настроение. И на первый план выходит ирония как форма иносказания, усиливающая понимание людей, оказавшихся в коллизии эпохи. Парадоксы правят миром, и они же выливаются на экран. В странных, порой авантюрных событиях жизни одной немецкой семьи сквозь метафорический калейдоскоп разворачивается панорама Германии периода двух мировых войн. «Пан-теория» «пан-господства», обуявшая величавых бюргеров начала века, повлекла за собой поражение с приземлением на грешную территорию Западной Пруссии, которую бравые победители спешно обложили штрафами, запретили защищать постоянной армией, делать танков больше, чем сказано, иметь открытый участок границы и этим не только не предотвратили разжигание новой бойни, но создали для нее все условия. Немцы недолго посыпали голову пеплом, пытаясь вымолить прощение у Европы и Америки за свою «оплошность» с Первой мировой, уже скоро ущемленная гордость стала требовать права быть свободным народом. И если есть желание, то и вождя легко найти. А вот и он — ветеран Первой и будущий предводитель Второй! В общем, ясно, что люди, попав в водоворот истории, не могли понять стоят они или движутся, важно другое: не только по вине Германии мир наступил второй раз на те же грабли, но и другие страны сделали не меньше для начала безумного кровопролития. Поэтому и трехлетний Оскар из города Данциг, который сам спрыгнул в погреб, все же является жертвой, ведь причиной тому был страх мира взрослых, страх стать большим. После падения он перестал расти. Так и жил вечный коротышка, пока годы его шли, а тело оставалось прежним. Конечно, в этом парадоксальном несоответствии легко увидеть комическую странность всей тогдашней реальности, того, как люди слепо шли за самопровозглашенным вождем. Но Оскар оказывается не столько символом, сколько перенесенным на экран зрителем, который остался собой, но влез в шкуру ребенка. По сути, даже падение не спасло Оскара от взросления, и на его долю приходятся любовные драмы, боль непонимания и тяжесть смерти близкого. Строго придерживаясь сатирического маршрута, режиссер облекает трагизм в комедию, и через противоположность обнажает невыносимый ужас быта страны — оккупанта. Не случайно, что герой обладает талантом кричать так, что трескаются все стекла вокруг. В пародийном штрихе автор показывает истинное желание немецкого народа вопить от той катастрофы, которая творится на его глазах и к которой он причастен. «Тоталитарное общество — общество парадоксов» (С. И. Фрейлих). Именно этот тезис доказывает Шлендорф, создавая на экране правдивое историческое полотно, выполненное в стилистике реалистичной буффонады и документального гротеска. Ни одного кадра хроники, практически полное отсутствие картин боев — но непревзойденная достоверность достигается жизненностью описания времени сквозь чувства человека. И ведь, в конечном счете, мир только и существует в сознании, периодически подтверждая себя то стуком жестяного барабан, то грохотом разрывающихся снарядов.

vous_vous
vous_vous4 июля 2010 в 00:28
Давным-давно жил да был один музыкант по имени Мейн

Я была под огромным впечатлением от книги, будь она у меня в бумажном варианте, я бы зачитала её до дыр, я бы таскала с собой огромный том повсюду и читала-читала-читала. Фильм мне понравился куда меньше. Ясное дело, такую эпопею экранизируешь, сохранив все сюжетные линии только в многосерийном фильме, но дело даже не в этом. По-моему, картине явно не хватает всей этой обреченной сексуальной неразберихи, острых чувств, желаний и даже инстинктов героев. Когда читаешь книгу, можно сойти с ума от самого повествования, от стиля, от каждого слова, от напряжения, от музыкального ритма некоторых отрывков; так, как сходишь с ума, например, от четчайших кадров Вертова. Голубые глаза Давида Беннета безусловно так же по-бронски хороши, угорь все так же отвратителен, но… В общем, если вы не читали книгу, ознакомиться сперва с её кратким содержанием — фильмом, весьма неплохо, но после прочтения — увы, мне слишком понравился Грасс. 5 из 10

Randall Stephens
Randall Stephens17 марта 2010 в 16:12

Этот фильм на важнейшую для немецкого кинематографа второй половины XX века тему: причины зарождения фашизма, судьба германского народа. Любопытно, что зритель видит предвоенное время глазами мальчика, который, потрясённый увиденным, не пожелал расти. Вот так история! Гданьск, где происходит действие, был чем-то вроде большой таможни для трёх народов: поляков, немцев и кашубов. Эта разделённость постоянно присутствует в фильме, отражаясь и в судьбе матери маленького Оскара. Место, где издавна проживает много народов с различными культурами и давними обидами друг на друга, очень удобно для возникновения экстремистских течений. Нацизм здесь вызревает постепенно: сначала первых фашистов забрасывают камнями, но позже никого уже не удивляет расправа над магазинчиком игрушек еврея Маркоса. Почему Оскар не захотел расти? Критика фильма обычно говорит о социальных причинах, и мы можем в этом убедиться, поглядев на быт довоенного Гданьска, где царит самоубийственная радость и праздное веселье. Однако — и фильм отчётливо заостряет наше внимание на этом — нельзя недооценивать фактор восприятия Оскаром сексуальных отношений его матери и дяди Яна. Последней каплей перед решением не расти для Оскара становится очередная порция их заигрываний. Травмы маленького человека остаются с ним на всю жизнь. Из того, что не понравилось, можно выделить сцену расстрела советскими солдатами отца Оскара. Я понимаю, что наши ребята не были ангелами, и после всех гитлеровских зверств, в них кипела ярость. Но на критику советского солдата должно быть наложено табу. Почему? А дело в том, что у глупого человека, коим иногда является иной зритель картины, может сработать синдром обобщения, и он механически перенесёт исключительное событие на всю совокупность деяний Красной Армии. Иными словами, придёт к выводу, что русские — это узкоглазые насильники и убийцы, варвары. А отсюда уже следует отрицание роли СССР в войне и реабилитация нацизма. Немцу нелегко выкинуть часть своей истории, и он, конечно, ухватиться за эту соломинку «возвращения к империи». Именно такие дураки-зрители и составляли избирателей правого канцлера Коля, например. Удивительно, если русский придёт к таким же выводам. Но это уже другая история. Фильм интересный, но довольно сложный для восприятия. По поводу нацизма есть и более интересные художественные высказывания.

Andrei_Kupyra
Andrei_Kupyra18 декабря 2009 в 01:34

Фильм представляет собой экранизацию романа Гюнтера Грасса, и с данным первоисточником я не знаком. Не знаком я так же был и с самим режиссером Фолькером Шлёндорфом, вернее с его творчеством. Однако после просмотра фильма «Жестяной барабан» не думаю, что я скоро вернусь к его творчеству, так как фильм поставил меня на распутьи. С одной стороны, полный глубочайшего смысла и философии, фильм поражает в хорошем смысле этого слова. Так тонко проведена грань между историческими событиями и в большинстве своем абсурдными сценами и необыкновенными ситуациями, возникающими вокруг главного героя — мальчика, который в трехлетнем возрасте решил больше не расти, дабы не стать таким же глупым существом как взрослые, что собственно и произошло — взрослея с годами, мальчик ростом так и остался мальчиком. Плюс восхитили некоторые приемы постановки и режиссуры, благодаря которым придавалась натурализация и реальность всему фильму. С другой стороны фильм, несущий некий глубокий смысл, так и остался для меня в большей степени непонятен, что вызвало во мне некоторое разочарование в нем. И если говорить честно, то я представлял картину несколько иначе — представления мои были ничтожны и разбиты вдребезги, ибо явилась она в совершенно ином ракурсе. Что ж, режиссеру, конечно, виднее. 6 из 10