Не было ясновидящего Хануссена. Даже в своей книге он признался, что не обладал ничем сверхъестественным. Трюк, мошенничество, фокус. Его даже любили нацисты. И за что его убили в 33 году - не скажет никто. Но ЭТОТ Хануссен неожиданно оказывается мельче великой маски, что создал Сабо и примерил Брандауэр. В том-то и дело, что герой Брандауэра действительно иногда ВИДИТ будущее. Но нет в этом ничего мистического. Актер? Да! Он и в реальности был актером. Негодяй? Нет! Герой? Не трудно предсказать гибель Австро-Венгерской империи. Не трудно попасть своими туманными предсказаниями в точку (хотя предсказание гибели корабля выводят фильм на мистическую ноту). Трудно выбрать сторону. Артист и позер Хануссен ВЫБРАЛ. В фильме он НЕ ОСТАЛСЯ в стороне. Его друг и импрессарио покинул его после предсказания победы Гитлера на выборах. Дескать, это предсказание действительно приведет Гитлера к победе. Но это ложь, самоуспокоение. Дух нацизма витал над Германией. Хануссен уловил его. И предупредил! Но главным его шагом было не это. Когда актер, комедиант рискнул УЛИЧИТЬ великого политика в копировании его жестов и поз - вот когда был сделан ВЫБОР. 'Гитлер - вор и лжец - бросил этим шагом Хануссен в лицо фашистам вызов! Он не был героем, но сцена с гипнозом, факелом - тоже предупреждение. И тут же Сабо показывает сцену в фашистском клубе. Вот где настоящий гипноз. И наконец на лицо Хануссена-Брандауэра ложится самая страшная маска, самая трагичная. 'Вы хотите стать депутатом рейхстага? Не будет никакого рейхстага. Он в огне. Он горит.' Нет, это не про пожар рейхстага говорил герой фильма, а про пожар самой Германии. Закон, свобода, люди - все сгорит... 'Это конец' - скажет Хануссен в финале. Конец Хануссена? Нет. Конец Германии. Скоро умрут его убийцы в 'Ночь длинных ножей', затем миллионы людей на фронтах и в концлагерях. И он это увидит. Не мифическая личность, ловкий обманщик из 30 годов. Маска, что создана на лице Клауса-Марии Брандауэра великим Иштваном Сабо станет человеком. Трагиком и настоящим предсказателем судьбы!
Достойное завершение 'немецкой трилогии' Сабо, к которой примыкает снятый позже фильм с Кейтелем про немецкого дирижера. Мне в трилогии больше нравится 'Полковник Редль', в свою очередь 'Мефисто' куда как более награжден призами. 'Ханнусен' с тем же Брандауэром предыдущим фильмам вряд ли сильно уступает - предпочтение здесь исключительно вкусовое. Сабо очень рациональный, классического кроя режиссер, выстроивший фильм в соответствии с традиционной драматургией и в русле гуманистических ценностей. Реальный Хануссен, по преимуществу авантюрист, имел мало схожего с образом своего рода сомнабулы, человека без свойств, наделенного даром и не знающего, как с ним совладать. Сабо создал очередную притчу на тему личной ответственности перед совестью и человечеством, опредеденную в выводах и посылах. Персонаж 'Мертвой зоны' Кинга, как мы помним, поступил в схожей ситуации иначе. Финал фильма прекрасно и оригинально поставлен - равно как и самоубийство Редля в предыдущем фильме трилогии. Высокой культурой постановки, рациональностью и внятностью этических посылов трилогия Сабо выгодно на мой взгляд отличается от 'немецкой' трилогии Висконти, известных работ Бертолуччи и Кавани, как-то уж слишком увлекшихся психопатологическим объяснением притягательности фашизма( при всех отдельных визуальных и художественных находках режиссеров). 8 из 10
Не так давно на отечественном ТВ активно муссировалась тема личности Вольфа Мессинга, одного из самых известных оккультистов прошлого столетия. Ставка делалась уже не столько на истинности или ложности сверхспособностей, сколько на формировании конкретной личности в непростых исторических условиях. Венгерский режиссёр Иштван Сабо в своё время стал одним из тех, кому на основании фактического материала о судьбе Эрика Яна Хануссена и его роли в межвоенной судьбе Европы удалось построить интереснейший художественный сюжет, невзирая на определённые биографические неточности. На главную роль Сабо пригласил своего проверенного актёра Клауса Мария Брандауэра, находившегося в тот момент на пике своей карьеры. В отличие от реального прототипа, герой Брандауэра пробует тяжести войны на вкус и, будучи раненым, попадает в военный госпиталь. Там он знакомится с еврейским психологом доктором Беттельгеймом и капитаном Новотны. Один использует Шнайдера в качестве поля для экспериментов с новомодным гипнозом, другой становится его антрепренёром, придумывая «подходящее» имя и легенду. Города и страны Старого Света быстро попадают под влияние Хануссена, демонстрирующего со сцены умение определять мысли и повелевать сознанием других людей. А тем временем в Германии национал-социалисты укрепляют свои позиции. Как и в других своих фильмах «Мефисто» и «Полковник Редль», Иштван Сабо создаёт яркую театрализованную атмосферу с участием главного героя и его окружения, в котором нет ни одного тусклого лица. Попади эта история в руки голливудских продюсеров, зрители наверняка бы узнали тайные подробности участия США в судьбе Хануссена и самого Гитлера, которого режиссёр намеренно помещает в глубину своего сюжета, лишь намекая на эту противоречивую фигуру. Гораздо интереснее наблюдать за такими, как Хануссен, который во всеуслышание объявляет, что Германия одной ногой уже на пороге новой эры порядка и торжества воли, при этом спокойно заявляя об отсутствии своего интереса к политической власти. Сабо снимает очередной фильм о войне и её закулисье, но снова выбирает нарочито нелинейный, усложнённый стиль повествования и дёрганный монтаж, за исключением сцен с фокусами и магией. Эта хаотичность соотносится с подчёркнуто карикатурным подходом к образам, многие из которых вызывают к себе отвращение и притягивают одновременно. За всеми этими масками и отшлифованными речами есть ощущение, что где-то за пределами фильма разворачивается настоящая, фатальная реальность, которая непременно уравняет всех. «Хануссен» Иштвана Сабо, снятый спустя более четверти века после немецкой версии с Клаусом Кински в главной роли, стал не последним обращением к судьбе этого человека. Несмотря на это, игра Клауса Мария Брандауэра и его перевоплощение в сложный сценический образ достойны самых высоких эпитетов. Актёр ни на секунду не выходит из роли, свободно владея речью и чувствами в разговорах как с простыми людьми, так и с теми, в чьих руках находилась его судьба. По сути, это история даже не столько Хануссена, сколько талантливого, но беззащитного перед приговором своего времени человека N, идущего до конца в заведомо неравной борьбе. Даже драматичный финал с участием Хануссена в исполнении Брандауэра не даёт усомниться в его готовности до конца оставаться неразгаданной тайной, неподвластной никому, кроме истории.
С точки зрения маркетинга - Сабо делает безусловно беспроигрышный ход: он возвращается к теме 'Мефисто' (фильмы, кстати очень похожи). Прекрасно выбранная тема для сюжета - рассмотреть вопросы фашизма на примере Хануссена делают фильм интересным. Мне показалось, что Сабо старается конкурировать с признанными мастерами фильмов о фашизме - Бертолуччи, Висконти. Например. Внимание к личности Хануссена - это попытка проанализировать оккультные истории, связанные с фашизмом. Тема за которую до Сабо мало кто брался. Сабо показывает себя как опытного и уверенного кино-художника. Брандауэр просто прекрасен - актер самого высокого уровня. В то же время, фильм не оставил впечатления о себе как о шедевре. Более того, 'Непобедимый' Вернера Херцога, снятый несколько позже, на мой взгляд, в гораздо более интересном свете представляет личность самого Хануссена. 6 из 10