'Время путешествия' - небольшое документальное произведение, явно снятое не специально и буквально за несколько недель полноценно созданное и доведенное до того состояния, в котором предстает зрителю и сегодня. В данном творении, где главными лицами являются Андрей Тарковский и его друг да известный сценарист Тонино Гуэрра, двое данных художников, в области кинематографа, путешествуют по Италии с целью найти место для съемок нового фильма Андрея Арсеньевича 'Ностальгия'. Находят они его или нет - это здесь не столь важно. Привлекает и запоминается данное небольшое кино в первую очередь иным. Можно сказать, что 'Время путешествия' - это некоторая исследовательская работа режиссеров, проделанная ими над самими собой. Данная картина - это показатель искренности всем известных творцов. Здесь они предстают в качестве обыкновенных людей, которые восторгаются красоте и рассуждают о ней, пытаясь на основе субъективизма добраться до некой личностной истины. И это прекрасно, ибо это раскрывает их философию, а множественные диалоги с вопросами, нацеленными на раскрытие мировоззрения, собственно, более четко описывают мировосприятие. Притом, следует обозначить, что эти вопросы адресованы в ленте именно Тарковскому, великий итальянец Гуэрра более глубоко рассказывает о себе через собственные измышления, когда Андрей молчит, да через свои стихи, когда Андрей слушает. Для ценителей творчества данных авторов данный фильм - кладезь. Однозначно требующая просмотра картина, которая и через долгие-долгие годы будет актуальна у ограниченного круга лиц, да не столь популярной, но все-таки видной и у иного, более обширного объема зрителей. Этот объем содержит в себе созерцателей, любителей архитектуры и природы заграничных стран. Пейзажи Италии с ее множественными рукотворными дворцами и фортами разных эпох, рассказы о них и их истории - все это присутствует здесь, делая данный фильм еще более ценным. В общем, смотря данное кино чувствуешь, что в нем Тарковский лишний раз, так сказать, 'набивал себе руку', ибо авторский стиль съемки однозначен и его ни с чем нельзя перепутать, а он добавляет и без того красивому фильму еще больше эстетизма. Таким образом, коль выводить итог, требуется сказать, что данное творение однозначно может заинтересовать некоторого зрителя и, более того, за время своего существования уже заинтересовало и даже успело стать бесценным творением для некоторого числа людей, которые наслаждаются мыслями, кадрами, видами Италии, что есть в картине, даже не обращая внимания на то слабое качество съемки, в котором виновата, явно, не дорогостоящая камера или пленка. И правильно, ведь это - мелочь. Главное ведь то, что оно, “Время путешествия”, в себе несет. P.S. Спасибо за внимание.
«Время путешествия» - замечательный пример документального фильма, опрокидывающего устоявшиеся стереотипы об этом жанре. Вообще за документальными фильмами идёт грустная и несправедливая слава назидательного дидактического зрелища с заунывным закадровым чтением текста, что, само собой, совершенно не является правдой. Конечно, документальное кино – самый политический жанр из существующих, но «политический» ещё не означает «занудный» или «монотонный». Можно утонуть в примерах, которые опровергали бы это мнение, начиная с кинохроник Дзиги Вертова и заканчивая блистательными работами Виталия Манского, но речь сейчас идёт не о них, а о документальном кино совершенно иного рода. В «Запечатленном времени» Андрей Тарковский пишет следующее: «Идеальный случай работы над фильмом рисуется мне следующим образом. Автор берет миллионы метров пленки, на которой последовательно, секунда за секундой, день за днем и год за годом прослежена и зафиксирована, например, жизнь человека от рождения до самой смерти, и из всего этого в результате монтажа получает две с половиной тысячи метров, то есть полтора часа экранного времени. И хотя в действительности иметь эти миллионы метров невозможно, «идеальное» условие работы не так уж нереально, к нему можно и следует стремиться. В каком смысле? Дело заключается в том, чтобы отбирать и соединять куски последовательных фактов, точно зная, видя и слыша, что между ними находится, что за непрерывность их связывает. Это и есть кинематограф. Кино не должно быть свободно в отборе и соединении фактов, взятых из сколь угодно протяженной и широкой «глыбы времени». Из всех созданных Андреем Арсеньевичем фильмов, именно «Время путешествия» соответствует этому критерию более всего. Во-первых, своим жанром: это единственная документальная картина, поставленная Тарковским - и то, скорее, случайно, так как, по большей частью, «Время путешествия» вбирает в себя то, что не вобрала «Ностальгия». Во-вторых, «Время путешествия» рассказывает даже не столько о муках выбора художником подходящей натуры: это, скорее, действительно рассказ о путешествии по Италии, меланхоличном, внимательном, отчаянно жаждущим увидеть настоящее лицо этой страны, не прикрытое туристическими маршрутами. Андрей Арсеньевич отдыхает, беседует с итальянским другом, делится своими мыслями, немного осматривает достопримечательности, сетует на то, что это всё «не то, не то…»; в общем, нормальная такая работа мысли, не слишком темпераментная и драматичная, но и не являющаяся ленивым отдыхом в теплой стране. Странно, но такой документальный фильм выглядит не менее цельным, идейным и захватывающим, чем многие художественные ленты, пытающимися раскрыть психологию художника; то ли дело в особенном темпоритме картины, то ли в бесконечном диалоге-монологе Тарковского то с самим собой, то со зрителям, то (реже всего) с Тонино Гуэрра. «Время путешествия» сделало то, что не вполне удалось «Зеркалу»: этот фильм реально «запечатлил время» во всей его протяженной притягательности и передал зрителю Тарковского таким, как он есть, а не каким себя представляет. Один из немногих иностранцев, рассмотревший настоящее лицо Италии.
«У меня впечатления очень сложные. У меня все смешалось. То, что было вчера… Возникает такое ощущение, что я видел это неделю тому назад. То, что было с нами в путешествии месяц тому назад – у меня ощущение возникает, что это было только что. Все смешалось – и время и пространство». (А. Тарковский, д/ф «Время путешествия») У зрителей есть уникальная возможность увидеть Италию такой, какой они не видели ее прежде. «Время путешествия» – это шанс отправиться в Италию, в которой смешались языки, время и пространство, а перспектива размылась. Фильм выстроен как беседа Гуэрра и Тарковского, однако временами не будет покидать ощущение, что, отвечая на вопросы, Тарковский прежде всего ведет внутренний монолог, а уже потом поддерживает разговор с Гуэрра. «Сейчас все снимают кино. Все считают… Все умеют снимать кино, понимаешь? Все кому не лень. Не трудно научиться склеивать пленку, снимать фильм… Но самое главное что я бы посоветовал тому, кто начинает работать в кино – это то, чтобы он научился не отделять свою работу, свой фильм, кино от жизни которой он живет. И чтобы он не делал разницы между фильмом, своей работой и собственными поступками. Потому что… Потому что режиссер – это такой же художник как живописец, поэт, музыкант. И постольку поскольку от него требуется, так сказать, отдавать всего себя целиком, то довольно странно бывает наблюдать режиссеров, которые относятся к своей работе как к какому-то положению особому, в которое поставила их судьба и просто эксплуатируют свою профессию. То есть они живут одним способом, а картины снимают совершенно о другом. То есть я хотел бы сказать режиссерам, прежде всего молодым, что они должны отвечать морально, нравственно за те поступки, которые они совершали, делая фильм». «Кино слишком тяжелое, серьезное искусство, оно требует в жертву тебя, и ты должен принадлежать ему, а не оно тебе». (А. Тарковский, д/ф «Время путешествия») Живая речь – вот, что по-настоящему завораживает во время просмотра. И пусть Гуэрра задает вопросы на итальянском, а Тарковский отвечает на русском, временами будет казаться, что русская и итальянская речь сливаются и слышится один голос. «Время путешествия» – это фильм-медитация, фильм-монолог. Бесшумно поднимается пар с поверхности бассейна в Баньо-Виньони, гаснет свеча в комнате. «Время путешествия» – это не поиск места съемок «Ностальгии», это и есть ностальгия. «Тони, я скажу тебе прямо. Вначале нашего путешествия мне было как-то не по себе потому, что на юге Италии, на побережье… мне показалось, что оно несколько… как-то очень красиво. Слишком курортное место, место для отдыха, для туристов. Это меня несколько раздражало». «Мне очень важно, чтобы мы столкнулись с жизнью. Не с красотой Италии, не с красотой ее архитектуры, а с людьми, с работой, происшествиями, с чувствами». «Я не думаю, что нам надо большое внимание уделять архитектуре, несмотря на то, что наш герой интересуется архитектурой. Я думаю, что важно обратить внимание на путешествие, которое делает наш герой внутри себя. Это главное». (А. Тарковский, д/ф «Время путешествия»)
Италия никогда не являлась моей любовью, если речь шла о кино. Да, есть среди любимых режиссёров у меня два итальянца – Бернардо Бертолуччи и Микеланджело Антониони. Несомненно, есть и ещё гениальные люди из этой страны, но родным был и остаётся только футбол. Первый европейский футбол, с которым я познакомился, был именно итальянским. И я в него влюбился и до сих пор люблю, и буду любить. Но к самой стране непосредственно я не испытывал особого интереса. Садясь же смотреть «Время путешествия», я прежде всего надеялся найти именно то, за что эту страну можно не то что полюбить, а познать, познать чувственно, проникнуться ей, её видами, состоянием, ментальностью. И это несмотря на то, что фильм прежде всего представляет собой рассуждение о кино и искусстве в общем, в основном через общение двух легенд – Андрея Арсеньевича Тарковского и Тонино Гуэрра. Русская речь, на которой чаще всего ведёт разговор Тарковский, и отвечающий на итальянском Гуэрра образовали для меня как бы некоторое сопоставление, и на фоне этого итальянский чувствуется ярче – это тоже добавило атмосферы. Всё происходит на фоне прекрасных видов Италии, известнейших архитектурных зданий, полей, лугов, уютных домиков среднего класса и других достопримечательностей. Неспешно движущаяся камера, фиксирующаяся либо на лицах говорящих, либо демонстрирующая панорамы, а также улавливающая потрясающую акустику транспортного движения, уличной жизни, колышущего листья деревьев ветра, красивое щебетание птиц – всё создаёт не просто эффект присутствия, а как бы оболочку, в которую заключён фильм. Без неё он казался бы гораздо более сухим и академичным. И в конечном итоге, я получил то, что хотел – немного проникся Италией, именно благодаря данному фильму, пускай и смотрел ещё документалку об этой стране – «12 режиссёров о 12-ти городах». Та картина прошла мимо, а эта выполнила свою цель. В заключение, конечно же, хочется сказать ещё об Андрее Арсеньевиче – видел раньше несколько его интервью, но именно в этом фильме он кажется мне живым, настоящим, искренним, непосредственным, мучающимся проблемами, поведывающим о своих планах относительно предстоящей картины – «Ностальгии». А без раздирающих внутренне проблем и переживаний тяжело представить творчески одарённого человека. 7 из 10