Жизнь в СССР и России никогда не была лёгкой. Это знает каждый не понаслышке. Да и вообще жизнь любого человека нелегка: радости/горести, спокойствие/тревога, обеспеченность/нищета, приобретения/потери, вера/разочарование и т.д. А этот фильм в очередной раз это продемонстирует. Но вот как продемонстрировал - это уже отдельный разговор. И хочется сказать: а ведь очень даже неплохо получилось! Естественно основные лавры хочется приподнести актёрам этой картины. Немногие, увы, современные российские киноленты могут потягаться в актёрском мастерстве с фильмами из СССР. Эмоции получились очень убедительными. Может, конечно, где-то немного переигрывали, но сильно эти моменты глаза не мозолили. Особенно хочется снять шляпу перед Сергеем Гармашем (Сергей) и Петром Зайченко ('Дед' Анатолий); они здесь просто жгли и отжигали. История, если честно, получилась немного рваной. Но, тем не менее, очень насыщенной. Одни события сменяют другие и заскучать не успеваешь. Да и смотреть было очень интересно. Весь антураж картины от небольшой бедной деревеньки до шахт заслуживает похвалы. Драма показалась мне очень убедительной. Многие, правда, подметили, что данной картине далеко до драмы. Уж больно и музычка весёленькая, и атмосфера депрессию не навевает, и смеха в фильме хватает. Ну, в принципе, да!!! Конечно!!! Но на мой взгляд всё сделано сбалансированно и правильно. Ведь если главным героям плохо, это же не значит, что все тоже должны страдать. Жизнь же идёт своим чередом и она не крутится только вокруг главных героев. А что касается смеха и забавных сцен в этой картине, так это скорее больше самоирония, нежели попытка сделать из фильма пародию на драму. Да и музыка не подкачала: музыка Сергея Михалка ('Ляпис Трубецкой') на протяжении всего действа была в тему и услаждала слух. В итоге что можно сказать: душевный фильм получился. Именно это его главный плюс: он просто приятный и жизненный. Диалоги переполнены типичной для русского человека самоиронией (даже в трудные минуты жизни), а настоящая дружба этой главной троицы не вызывает вообще никаких сомнений. А после просмотра улыбка и чувство гордости за наших сильных духом отчаянных мужиков гарантированы! 9 из 10
«Шахтерский поселок периода распада Советского Союза…». Одна фраза в аннотации к фильму вызывает ожидания далеко не радостные от грядущего просмотра и действительно действо не дает основание усомнится в первоначальном ожидании, да только вот «не радость» эта не от потраченного впустую времени, которого жалко, а от той ретроспективы которая показана. Молодой режиссер Сергей Бобров сумел на экране воссоздать действо сценария Юрия Короткова, где каждая деталь дышит эпохой, где нет места сантиментам и сожалениям, где показаны постперестроечные будни шахтерской глубинки. Показаны брутально, без прикрас. Драма одиночества Ефима Ильича, инженера с шахты, у которого семья уехала заграницу, а он остался в поселке. Первая любовь и разочарование в жизни Андрюхи, любимая девушка (ставшая победительницей нарождающихся тогда конкурсов красоты) грезит большим городом и славой, а он для нее лишний человек. Прожитая жизнь Сергея Николаевича не принесла счастья, а дала только горькое разочарование существованием, когда нет денег, чтоб кормить семью, а дочь стала проституткой. Трагедия. И вот судьбы этих разных по возрасту, образованию, жизненному опыту людей тесно переплетаются в дальнем забое шахты, где каждый из них решил раз и навсегда убежать от себя, попросту говоря покончить жизнь самоубийством. Эпоха разрушения идеалов прошлого, бурных веяний нового мира врывается с экрана на зрителя, заставляет вспомнить помнящих эти годы и задуматься тех, кто не пережил эпоху слома «старого мира» с невыплатой зарплат, талонами на продукты и прочими «радостями» переходного периода о настоящем. Гармаш, Смолянинов, Горбунов, Усатова, Зайченко и дебютантка большого кино Юлия Снигирь прошли перед глазами зрителя как ожившие образы той поры, когда мотоцикл еще был символом благосостояния, а коллектив бригады был «семьей». Если Гармашу, Усатовой, Горбунову было с кого брать образы своих героев, то Смолянинов «вечный трудный подросток» нашего кино, наложил образ рабочего парня оказавшегося на грани нервного срыва, сурового горняка переживающий любовную драму, а также поддерживающий в трудную минуту старших товарищей, Сергея и Ефима Ильича. Отличная роль, где дерзость юности соседствует у него с рассудительностью взрослого человека. Юлии Снигирь объективно было тяжелее – у нее дебют, оттого и «Анжела» в ее исполнении не выглядит на все сто безупречно, но она старалась, хотя бы не была говорящей куклой на экране. Самая же сложная женская роль была как мне кажется была у Натальи Наумовой, «дочери Сергея Николаевича». Птушница - проститутка любящая отца, который был примером мужчины в ее глазах, но вставшая на тропу «жриц любви» дабы не создавать семье финансовых проблем. Очень хороший получился образ героини в плане экранного воплощения и актриса справилась с ним отлично. Снимать в 2000-х годах фильм без гламура и глянца, а только штрихами намечено его появление и прочих пороков будущего в массовом виде, было большой смелостью и Бобров снял его и снял качественно без намека на «распил бабла» и съемок чьих то жен (подруг) в главных ролях. Драма большой страны на примере маленького поселка, ненужность людей в эпоху преобразований, маленькое счастье понимания и человеческого общения делают фильм не забываемым. 9 из 10
Отличная попытка российского кинематографа современности снять хорошую драму со смыслом. 'Последний забой', к сожалению, не пошел в широкий прокат, туда такие фильмы пускают очень редко. А между тем, это одна из самых интересных работ таких актеров, как Сергей Гармаш и Артур Смольянинов. Прежде всего потому, что роли им тут достались самые что ни на есть натуральные, без пафоса и наигранности, которые видны на каждом шагу в любом московском 'блокбастере'. Не история, а лишь небольшой отрывок из жизни простых людей, работающих в шахтерском городке во время развала СССР. Но он стоит многих нынешних киношных историй, которые собраны по одним и тем же шаблонам и смотреть которые от раза к разу все тяжелее. Всего с десяток актеров, среди которых, кстати есть симпатичная Юлия Снегирь, позже засветившаяся в 'Обитаемом острове'. Но вот честно, тут ее роль простой девчонки, попытавшейся устроить жизнь в столице, в сто раз убедительнее куклообразной Рады Гаал. Это ведь не к ней претензия или ее игре, я именно о том, как используют актерский потенциал и внешние данные в дорогих проектах для сбора денег, и как в таких вот 'душевных' работах, вроде 'Последнего забоя'. Раньше я терпеть не мог подобные мрачные картины, в которых нет ни намека на надежду, где все у авторов плохо, герои просто обречены жить в невыносимых условиях. Возьмите те же фильмы Балабанова и вы поймете, о чем я. Режиссер Сергей Бобров снимает схожим образом, только с одной существенной разницей. У него тоже очень простые человеческие образы, довольно унылый пейзаж, даже некоторая безнадежность. Но при этом кино смотрится очень легко, а в самом конце, что бы не происходило в главными героями, есть некая надежда на то, что все будет хорошо. Я считаю, что именно такое кино нужно показывать людям, особенно в России. Сергей Николаевич и Андрей тут показывают больше привычных нам эмоций, чем в любом синтетическом блокбастере последних лет. Ни намека на наигранность. Мужики-шахтеры, русская глубинка, и молодой парень, который предпочитает остаться в шахте с коллегами вместо того, чтобы ломиться в чуждый ему мир с подругой, которую ждет будущее модели. 97 минут экранного времени пролетают незаметно, при том, что бюджет у съемочной группы был копеечный, декорации почти не меняются. Но как тут поставлены диалоги и сцены, надо видеть! Есть в 'Последнем забое' какое-то спокойствие, благодаря которому смотреть такое кино просто приятно. И оно кажется таким родным, будто это твои знакомые взяли и сняли на камеру то, что ты когда-то видел в реальности. А уж если не видел, то посмотреть точно стоит. На мой взгляд - хорошая российская драма с отличными актерами, такого кино сейчас очень не хватает.
'Последний забой' один из тех фильмов которые несмотря на высокий уровень остались незамеченными. Мало того что по праву не оценили, да так ещё и пропустили мимо ушей. Трудно найти причины почему так получилось. Но несмотря на хороший актёрский состав и выхода картины в прокат, славы и признания он так и не добился. Как жалко мне бы не было. Этот фильм рассказывает прежде всего о мужской силе. Хотя может и показаться что сильный и уравновешенный мужчина никогда не решился бы на такой поступок. Но есть ещё и внутренняя сила. Именно она и проявляется у этих персонажей. Известно что кое кто из главных героев сам искал смерть, пытаясь таким образом сбежать от своих проблем и неудач. Но ведь и были те кто хотел помочь своим родным. Ведь за гибель шахтеров полагалась денежная компенсация. Жертвуя собой помогая другим, и есть настоящий мужской поступок. Хоть и может показаться глупо в этом случае. Сценарий действительно хорош. Напомню, что он был отмечен на фестивале в Выборге. Актёры исполняющие роли шахтеров просто молодцы. В какой раз убеждаюсь что наша актёрская школа жива. Как бы там не хромало качество фильмов, артисты делают свою работу хорошо. Всё больше нравится С. Гармаш. Настоящий русский мужик. Свою роль он исполнил снова великолепно, что не может не радовать. А. Смояльнинов обратно доказал что можно положиться и на молодое поколение. Думаю Гармашу и Зайченко он ничуть не уступал. Также отметились и остальные актёры, то есть не 'шахтеры'. Это и Горбунов, и Снигирь, и конечно же Нина Усатова. На неё можно смотреть вечно. Глядя на этих актёров, веришь каждому слову сказанному ими. Такое ощущение что эти люди сами пережили показанные события в фильме. До такой степени им удалось передать достоверность героев. Кстати, достоверность в этой ленте превышала все возможные границы. Невероятно точно создана атмосфера 80-тых годов. Правдиво до малейших деталей. Можно подумать что персонажей снимала скрытая камера, и мы видим жизнь простых и несчастных людей. Не часто увидишь фильм настолько достоверный и правдивый как 'Последний забой'. Для общего баланса было важно что-бы герои не теряли надежду, и радовали нас и себя весёлыми шутками. Это придало картине разнообразность, а не типичный и безнадежный взгляд наших режиссёров на глубинку России. Не всегда приятно смотреть на персонажей, которые потеряли всякую надежду и радость к лучшей жизни. Эти шутки показали нам героев с другой стороны. Показали что они тоже могут радоваться, и быть весёлыми хотя бы на несколько минут. К моему большому удивлению, 'Последний забой' с треском провалился в прокате. Очень жаль, ведь оценки и отзывы были вполне высокими. Что конечно же редко для отечественных фильмов. Меня радует что картину оценили по достоинству, и даже с неким восторгом. Учитывая ещё приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Риме. 'Последний забой' это настоящее сильное, русское кино. Скорее всего иностранные зрители его даже не поймут. Потому что это кино о русских, и именно для русских. Чтобы понять то что пережили герои на экране, нужно быть ихнего рода и хоть немного знать похожие обстоятельства. Это как поэзия, которая не переводиться. 8 из 10
Ну что это такое! С таким, знаете, протяжным «о» во втором слове. Дескать, я-то думал вон чего, а Вы чего?! Это ж не то совсем! В самом деле, какое-то слишком простенькое кино получилось. Вроде бы и действующие лица что надо, и идея ничего так себе, а результата не получилось. Странно даже как-то. Впрочем, только на первый взгляд. Из четырех главных героев более-менее адекватны только двое – герои П. Зайченко и С. Гармаша. С первым вообще всё понятно: жизнь, действительно, не задалась – как тут руки не опустятся, второй – в который уже раз – вытаскивает «неброскую» роль за счет своей запредельной харизмы. Хороший, безусловно, актер и А. Горбунов, но уж больно мутный у него получился персонаж. «Одно слово, румын!» А А. Смольянинов и вовсе сыграл какого-то, простите за выражение, дурака. Может, и хорошо сыграл – спорить не стану, но сути дела это не изменило – 100 %. Ну а в целом если брать, то, повторюсь, идея неплохая. Шахтерский городок. Тяжелое время. Семейные неурядицы, перерастающие в проблемы, драмы и пр. «Потрясающая идея» покончить со всем этим делом единым махом, обеспечив при этом своих близких материально. Хоть на какое-то время. Ну а что, вполне логичная идея. И тут начинается! Я понимаю, больная жена, я согласен, дочь-проститутка, что там у «специалиста-подрывника» – можно только догадываться, но при чем тут несчастная любовь – этого я понять не в силах. На мой взгляд, явно надуманная проблема. В этом плане чрезвычайно показателен эпизод, когда мать девушки безуспешно пытается образумить героя А. Смольянинова, объяснить ему, что «не по Сеньке шапка», но… Тому хоть кол на голове теши. Производит впечатление зомби. Хочу и всё. «А без нее – никак!» Думается, было большой ошибкой (со стороны авторов картины) включать этого парня в «клуб самоубийц». Не заслужил. Ну и финал. Это просто цирк. Фарс какой-то. Нет, оно, конечно, здорово, что мужики так сдружились, вчетвером на 1 мотоцикле гоняют, но… кому после их «пикника в шахте» стало легче жить – большой вопрос. Разве что им самим. Надолго ли? В общем, мне не шибко понравилось. Хотелось бы чего-нибудь посерьезнее. Без глупостей. 6 из 10
Все-таки и то, и другое. Этот фильм действительно жизненный. Почему действительно? Потому что в настоящее время жизненными фильмами принято называть пустые сюжетные линии про 'ребят с соседнего двора', про гопарей, употребляющих портвейн 'Монастырская изба' во время полового акта с девочкой из параллельного класса в отцовском гараже около железной дороги. Как только выходит фильм, где вместо клуба снята сельская дискотека, где у героев не белоснежные, а желтые зубы, где мат летит через каждое слово, потому что герои находятся не в университете, а в ПТУ - на него вешают ярлык 'жизненный'. Да ни хрена собачьего. Жизненный фильм - это соединенные вместе деревянные кровати; это чайник с желтыми потертыми ромашками; это бледная кожа и щетина; это история, где все непредсказуемо. 'Последний забой' - это даже не фильм... это история, подсмотренная в глазок разрисованной соседской двери на грязной кафельной площадке. Это не жизнь... это больше. Это не иллюзия и не имитация, а ПРИМЕР Насколько хорошо актеры 'вписались' в свои роли - говорить не стоит. Не стоит ведь говорить о том, что пиво пенится, если не наклонять стакан, а яйцо плохо чистится, если не положить его под ледяную воду. Хочется, чтобы таких фильмов было больше. Хочется, чтобы люди наконец-то научились чувствовать время. 10 из 10
'Последний забой' фильм о надежде. Каждый из героев надеется о своём: кто-то о любви, кто-то о воссоединении семьи, а кто-то об обычном спокойствии. Даже в последней сцене, когда возвратить всё назад, казалось бы, невозможно, проскальзывает надежда. А что же такое надежда? Это - спасение от безнадёжности. Этот фильм без единого сомнения один из лучших фильмов, снятых за последнее время. Ни один их персонажей не раздражает, все прекрасно вписываются в свою роль. Музыка Ляписа создаёт позитивное чувство о фильме, даже в самых безнадёжных моментах, тем самым - сглаживая тяжёлые судьбы героев лёгкой ироничной атмосферой. 9 из 10