По правде говоря – я больше расстроен, чем обрадован после просмотра картины. Я не рискну рекомендовать её к просмотру, поскольку единственное, из-за чего её можно посмотреть – это сюжет, который в целом является не плохим, хотя, мне кажется, что не все найдут его таковым… В остальном – сплошная недоработка видна практически во всём. Даже не вооруженным глазом можно увидеть множество так называемых «киноляпов», что естественно не может радовать и оставлять хорошее впечатление. Военное время передано зрителю совершенно не реалистично. Работу режиссёра нахожу слабой, ответственного за грим – ещё слабее. Далеко не самая хорошая картина, жанра «военная драма»… 4 из 10
У режиссерского тандема Басовых единственный их проект на военную тематику вышел действительно удачным. И, расставляя знаки, положительных отметок будет значительно больше. Сюжет - не рядовой, война показана практически 'без линии фронта', а следовательно без ненужной жестокости, решающую роль занимают эмоции персонажей, трагедия страны отзеркалена в личностном крахе и развитии героев. Есть ошибки, неточности, неаккуратные обороты сюжета, но зрелище и попытка соблюсти порядок в других мелочах быта частично оправдывает сценаристов. Операторская работа не вызвала никаких нареканий. Лёгкий эффект размытости в кадре удивительно соответствовал впечатлению от просмотра, когда плавностью фона подчёркивается основная фигура. Плодотворный тандем гримеров и операторов подарил удивительно красочные крупные планы героев. Музыкальное и звуковое оформление великолепны. Музыкальные темы - интересны, пронзительны и как-то по-особому уютны и ненавязчивы. Удивительное впечатление оставила работа звукорежиссера, благодаря которой голоса актёров звучат очень чётко, близко, с эффектом присутствия в сценах. Актерский ансамбль - отдельная находка создателей сериала (как, впрочем, и во всех других проектах супругов Басовых). Всегда удивительно сильная, будто из русской руды выплавленная, Татьяна Арнтгольц пронесла свой образ победившей смерть до финальных кадров сериала. Прекрасно справились со своими ролями Сергей и Иван Колесниковы, абсолютно пронзительно, наверное и не играя, не кривя душой, показав, как сын взрослеет, мудреет и становится ровней своему отцу и в профессии, и в жизни. Две Татьяны - Догилева и Лютаева до дрожи естественны в своих образах матерей, разных по сути и по судьбе, но израненных тревогой за своих детей. Дмитрию Ульянову удалось наделить своего героя личностью 'с форсажем', огнём души летчика- истребителя, промчавшимся по сюжету сериала как-то поверху, над облаками. Но самое сильное впечатление оставила Марта Олеси Судзиловской. Признаться, давно не видела в кадре такой спокойной, без излишков, женской красоты, не опошленной, но естественной, определённой сексуальности. Один из персонажей упомянул о двух самострелах из-за Марты - этому веришь.И, наверное, самыми судьбоносными для Ильи стали отношения его именно с ней, а не Ниной. И для Марты эта краткосрочная связь определила всю дальнейшую жизнь. Именно желание спасти Илью толкнуло её в объятия к Пустовому, снисходительно подчинившись его немалому напору. Вроде незначительный, едва не эпизодический, персонаж майора Пустового в ярчайшем исполнении Олега Кузнецова доставил немалое удовольствие своей гнусностью, за которой явно читалось восхищение Мартой - именно то, что должна была вызывать такая женщина, как она. У меня Марта вызвала сочувствие, то ли из-за женской солидарности, то ли из-за общечеловеческого сострадания. Хотелось верить после просмотра, что душевная рана Марты заживёт, отогревшись на груди уже полковника Пустового (как она к нему и взывала, клянясь, что майор для неё мал в звании). Вдали от Ильи забудется эта сильнейшая любовь, подчинившись напористости и любви Пустового и Марта найдёт своё женское счастье, достойное её. Конечно, несмотря на персоналии, это не второй 'Щит и меч', но ошибочно говорить, что такие сериалы не нужны. Есть в них правда, искаженная и немного избитая, есть жинеутверждающая мысль, что любовь побеждает боль и смерть. А самое главное, тут есть Победа, а она - одна на всех!