'Русалка' Меликян - с одной стороны, это грустная сказка, соединившая в себе Ганса - Хритиана Андерсона и бессмертную романтическую комедию Жана - Пьера Жёне 'Амели' (хоть и режиссер отрицает сходства.), а с другой стороны, гротескная история девочки Алисы, вбежавшей по собственной воле в огромный мегаполис из окраин нашей необъятной Родины. Что любопытно, наряду с нашей наивной волшебницей еще одним главным героем в кинокартине является Москва, олицетворяющая собой город - надежду, в который бегут от безысходности, в тот момент, когда тебя и твою семью нигде не ждут, когда за спиной разрушенный дом и свободное море. Алиса - бедная девочка (во всех смыслах этого словосочетания), она всегда жила надеждой на то, что увидит родного отца, но, увы всё родное подменялось фальшивыми ценностями, и даже конец света, который так ожидали жители немногочисленного города, оказался фальшивым, и именно в этот момент, когда чувство всей иллюзорности и размытости своего существования достигает у Алисы апогея - она теряет речь, как позже оказалось не на долго, подумаешь, какие - то 12 лет. Любовь - совокупность реального, чистого и честного, это именно то, что возвращает Алисе её голос, а вместе с ним и веру в то, что близким людям можно помочь, есть весомый повод любить окружающий мир и пора уже побеждать зло! Но тем не менее Алиса продолжает жить в своё вымышленном мире, где живут настоящий отец, любимый человек, свободное море и многие идеалистические понятия, а Москва, в свою очередь, - это настоящий мир, оперирующий языком слоганов и даже река в ней темная, не свободная. Семья Алисы ужасно не похожа друг на друга с первого взгляда, но вскоре мы понимаем, что эту троицу объединяет надежда: Алисы - на любовь, матери - на мужчину, бабушки - на золото, а в центре всего этого наша жизнь, не сумевшая предоставить всем трем нужного места на земле, везде они не до конца понятые, в особенности Алиса. Саша, побежавший искать свою 'лунную девочку' моментально ломает собственный хребет при встрече Риты. И, к сожалению, смерть Алисы - это действительно, только статистика в огромном мегаполисе, где сказочные герои должны жить лишь на страницах детских книжек.
История 'Русалки ' для меня началась еще летом. Это тоже фильм из разряда 'я не смогла посмотреть его в рамках ММКФ '. И опять же - очень-очень-очень жаль. Сказка Ганса Христиана Андерсена 'Русалочка ' мне была непонятна еще с детства - она была какой-то не сказочной. Обычные сказки кончались хорошо, фразой 'и жили они долго и счастливо ', а тут - сплошные детские слезы, прямо таки надрывный плач. 'Русалочка ' - это философская притча. 'Русалка ' - философская притча, рассказанная киноязыком. Это главное. А теперь детали: Безусловно, сказочность как таковая в фильме присутствует - ее даже местами как-то с избытком. С самого начала фильма - чудесное зачатие 'в пене морской ' (чудо любви, ожидаемое далеко не модельных параметров и внешности женщиной), потом чудесное превращение из обычного ребенка в существо, способное осуществлять желания и тем самым дарить хотя бы сиюминутную, секундную радость окружающим людям - пусть это даже и одноклассник-даун. Дальше больше - одним усилием на 180 градусов повернуть свою жизнь - спалить дом-развалюшку у моря, чтобы уехать в Москву, угробить ни в чем не повинного юношу только из одного желания учиться в университете, где тебе не хватило баллов на экзаменах. (Хотя последний пример, скорее исключение - режиссерская задумка явно дает понять - она не хотела, просто так вышло). Да и по мелочи чудес и элементов сказки хватает - зеленые волосы, фамильное золото из банки с солеными огурцами, окно в глазу улыбающейся девушки с рекламного баннера, кража ананасов из ларька со взломом и много чего еще. Главная героиня - загадочная особа. И не скажешь что она эгоистка, и не скажешь что альтруистка, и не глупая вроде, но местами ведет себя как полнейшая идиотка. Но при этом она ни в коей мере ни то, что называют 'ни рыба ни мясо '. Отдельное браво (взрыв аплодисментов) Маше Шалаевой - молодчина редкостная, умничка! Талантливо, тонко. Принц - ну принц. Средних лет, богатый, избалованный судьбою, с явно проявляющимся суицидальным комплексом. И надо было влюбиться именно в него, такого никчемного человечишку. При всем этом - Евгению Цыганову - отдельное спасибо, верю. Из второстепенных ролей - узнала Сергея Эдуардовича (Алдонина) - роль небольшая, но колоритная. Вообще на просмотре этого фильма вдруг в голове выкристаллизовалась потрясающая мысль - мы ходим в кино смотреть не кино! Мы ходим в кино смотреть на самих себя! ДА именно! Я вижу свои мысли, свои поступки, свои намерения и то, что случилось бы, если бы я поступила именно так, а не иначе. Пару эпизодов - ну прямо вот из моей собственной жизни - в мельчайших подробностях. Наконец скажу - такое кино хочется смотреть, оно весьма небанально. Единственное пожелание - все же хочется, чтобы финалы таких историй были ну хоть чуточку менее предсказуемы.
Я в целом настороженно отношусь к авторскому кино, но иногда заглядываю в этот параллельный мир. И в данном случае вернулась из него не разочаровавшись. Перед нами история обычной девочки. Даже более чем обычной в смысле внешних проявлений, таких как материальный достаток, образование, соответствие общепринятым стандартам красоты (на мой субъективный взгляд внешность главной героини прекрасна) и при этом с совершенно замечательным внутренним миром, красивыми мечтами и прямо таки магическими способностями. Такое вот олицетворение внутреннего ребёнка, живущего на самом-то деле в каждом из нас. Вообще главная героиня, Алиса, вышла потрясающе искренней и живой. И при этом по-настоящему сказочной. Вроде бы просто ребёнок, которому не дали должного количества любви и внимания, ведущий себя временами очень эгоистично. Но при этом она совершенно точно не такая как все. Само её имя сказочное, намекающее на принадлежность к стране чудес. Но судьба этого светлого и наивного существа соответствует судьбе другой сказочной героини, что отражено в названии фильма. Алиса умеет исполнять желания, только вот при исполнении собственных желаний часто страдают окружающие. А помощь другому человеку, оказывается, может негативно сказаться на ней самой. Соответственно, возникает тема жертвенности. Как часто человек не задумывается о последствиях своих желаний для других, считая их первостепенными. А вот помочь другому в ущерб себе способны не многие. И имеет ли это вообще смысл: жертвовать собой ради того, кто этого не достоин? Но для того кто любит, такой вопрос не стоит вообще. Этот фильм - история маленького человека в большом городе с его зовущими отовсюду рекламными слоганами, в которых нетрудно потерять себя. А ещё это о том, как собой остаться. В этом лживом, несправедливом и безжалостном мире, не принимающем индивидуальность, или уже не в нём... Совершенно обычная жизнь заканчивается самым обычным, даже нелепым, образом, как это обычно случается в мегаполисах, пройдя для всех незамеченной. И никто не знает, сколько таких грустных и трогательных историй, сколько целых миров, незаметно исчезает каждый день. Наверное, всё, что мы можем сделать - просто быть чуть внимательнее друг к другу
Призна'юсь, я долго не мог решить, какую рецензию написать - 'зелёную' или 'белую'. Несколько раз пересматривал этот фильм - но до сих пор не могу составить о нём какое-либо ясное впечатление. Более того, после первого просмотра я даже не смог понять, нравится он мне или нет. Лишь прочитав часть рецензий других зрителей, и положительных, и отрицательных, решил, что всё-таки нужно писать 'зелёную'. Что можно назвать из достоинств? Хорошая работа оператора. Очень хорошая музыка (чуть ли не половина сути фильма заключена в ней!). Необычная для отечественного кино тематика: на фоне бесконечных кухонных драм, бандитских разборок и изредка проскакивающих фильмов о войне 'Русалка' выглядит совершенно отдельным и независимым явлением. И довольно неожиданным. Очень понравилась работа Марии Шалаевой: её героиня выглядит живой и настоящей, в отличие от большинства киногероев. Многие ругали голос за кадром и короткие сцены, аллегорически изображающие внутренний мир взрослеющей героини - но как иначе продемонстрировать личность замкнутого персонажа? Какие в нём недостатки? Или, точнее, что показалось мне недостатками? Как заметили почти все авторы 'красных' рецензий, фильм получился довольно невнятным и расплывчатым. Вызывает ощущение недоработанности, ощущение того, что можно было сделать и лучше. Функции некоторых персонажей непонятны (похотливый однокурсник, безногая девушка). Плюс много логических ошибок и упущений: ну где вы видели дома на самом берегу моря? Почему героиню отправили в школу для умственно-отсталых, если она - не умственно-отсталая? Можно ли после такой школы успешно поступить в университет? А поступив, все-таки училась Алиса или не училась?.. И что она рекламировала в костюме телефона, если на костюме не было никаких опознавательных знаков?.. Очень часто 'Русалку' сравнивают с 'Амели'. Честно говоря, я не усмотрел между ними особого сходства (хотя некоторые моменты, возможно, всё же испытали влияние Жёне). Больше напомнило фильмы Кустурицы, 'Страну приливов' и даже... 'Сто лет одиночества'. Так о чём же все-таки этот фильм? О ком?.. Понятно, что лейтмотивом стала современная интерпретация 'Русалочки' Андерсена. Именно из 'Русалочки' позаимствованы основные сюжетные ходы, но на этом сходство между сказкой и фильмом заканчивается. У Андерсена речь шла о любви, о самопожертвовании, о готовности ради любви покинуть семью и вообще привычный мир. У Меликян же основная тема - судьба наивного и искреннего человека, не приспособленного к этому миру и не нужного этому миру. Отчасти эта идея меня и задела сильнее всего. Незаметный и ненужный человек, живущий от случайности до случайности, бестолково мечущийся по жизни, как та рыбка во вступительных титрах... Алиса и родилась-то по случайности, ненужная даже собственной матери. На мать она не похожа даже отдалённо и всё детство мечтает о возвращении неизвестного отца. Единственный более-менее близкий человек в её детстве - это бабушка, наполовину выжившая из ума, этакое живое воплощение пыльной старинной романтики. Дети, не понимаемые родителями, которые, впрочем, не желают и не собираются их понимать - это вторая идея фильма. Вот современная русалочка ищет свою судьбу в шумном и суматошном мегаполисе - но не находит её. Вот она спасает тонущего принца и влюбляется в него - но принц оказывается пустышкой, невыразительной декорацией человека (эта пустота подчеркивается его бизнесом - фактически, он торгует ничем, воздухом), и жизнь его полна лишь пустой суматохи и вечеринок с незнакомыми людьми. И возлюбленная его - тоже говорящий фанерный силуэт. Единственный объект настоящей заботы Александра - золотая рыбка (чем-то это напомнило гипсового гнома из 'Амели'). Но Алиса всё равно видит в нём только то, что хочет видеть - так умеют видеть только влюблённые. Это третья идея фильма. Странный дар Алисы воспринимается как должное, как обычная черта её странной личности. Это уже элемент магреализма, почти как у Маркеса. Правильно ли она использует свой дар? Может быть, им стоит пользоваться осмотрительно или не пользоваться вовсе? У каждого человека есть свой дар. Другой вопрос - будет ли он его использовать и будет ли от него польза. Это четвертая идея. Финал фильма кому-то может показаться неожиданным - но для меня он был логичным и закономерным... Задумываешься: так все-таки есть судьба или нет? Есть ли у людей предназначение? И что, если кто-то из людей - лишь одноразовый инструмент судьбы? Это пятая идея. Интересны ли эти идеи? Да. Не новы - но интересны. Дело лишь в подаче этих идей. Увы, с подачей получилось как раз неважно: они перемешаны в непонятной пропорции, размазаны и невнятны. 7 из 10
Киношка простая. Ничего сложного. Никаких наворотов. Есть только небольшие претензии на оригинальность. Сценарий прост, режиссура ещё более проста, операторская работа не завораживает. Но, обо всём по порядку. Классное начало. Голос у Маши Шалаевой неповторимый, поэтому сразу же погружаешься в её рассказ. Девочка, у которой мама работает непонятно кем, а папа 'капитан очень дальнего плавания'. Кстати, о матери. Актриса потрясающе показала нам эту хронически одинокую тётку, страдающую от этого. Дочь свою она любит, переживает за неё, но сама себе она кажется более важной, чем все, кто её окружает. 'А ты что, балерина? -Да.-Красиво.-А ты мой папа?-Да.-Красиво...'(с) Ребёнок получился необычный, не такой, как все, бунтарь. В хоре, во время пения, смотрит в другую сторону, потом орёт на мать, чтоб она сдохла, потом замолкает и не говорит лет десять. Всюду пртест, всюду бунтарство непослушание, недовоспитанность. Но...было бы против чего бунтовать, ради чего замолкать. Непонятно, зачем она это сделала, зачем дом подожгла, пол-города разнесла. Ради себя? Вряд ли. Она ведь ничего в жизни не добьётся, как мы потом увидим. Ради Москвы? Тем более не стоило. 'Когда людям некуда деваться, они едут в Москву.'(с) Стресс по приезде в Москву не рассосался. Не захотел. Она приглядывается, присматривается, принюхивается. Поступает в институт ценой одной человеческой жизни и одного искорёженного бампера. Знакомится с любителем орального (односторонего, правда) секса. А потом...потом она ходит-ходит-ходит-ходит-ходит-ходит по городу в костюмах, нелепых до абсурдности. Знакомится с любителем алкоголя, девочек, вечеринок и тупых богатых людей. Саша. Повлиял ли он на её жизнь? Ну, она ведь попробовала ананасы:) Влюбилась. Но как-то странно, кособоко и некрасиво. Какие-то рыбки, какие-то бутылки, люди. Да и ему на неё, как и на весь мир-плевать. 'Вообще-то, я балерина.-По-моему, ты дура.'(с) Ей не повезло в том, что она вообще родилась. Такие, как она, не выживают в этом мире. Русалка на земле-это кит выброшенный на берег. Ни воздуха, ни сил, ни понимания того, что творится вокруг.... Я поставила достаточно высокую оценку. За что? За фразы, которые в фильме встречаются. Цитатные фразы. Мне они запомнились, просто врезались в память. Гениальный момент с яблоками и мальчиком-олигофреном. Плюс замечательные актёры, все до единого. Они спасли фильм, который мог бы быть провальным, если бы не талантливая и энергичная команда. 'Мне не надо никуда бежать, мне и здесь хреново.'(с)
На мой взгляд, в ТАКОГО рода фильмах каждый человек найдёт что-то своё. Очень много там всего заложено. Представляю на ваш суд своей « смысловой срез» этого фильма. Надеюсь, кто-нибудь услышит. Я бы определил этот фильм как «глубокий», даже глубочайший. Злободневный, трагичный, шокирующий. А шокирует зрителя главная героиня. Алиса – странная «русалка», загадочная «лунная девушка». Разочаровавшись в людях и мире, она в 6 лет решает в прямом смысле замолчать. Самое интересное начинается, когда ей всё же придётся начать взаимодействовать с внешним миром, уже в Москве, в 18 лет. Большинству людей действительно непонятно её поведение. Училась в школе даунов, поступила в МГУ, работает ходячей «телефонной трубкой», дружит с безногой и бездомной женщиной, влюбляется с первого взгляда в пьяного парня, прыгающего с моста… У зрителей плавно едет крыша, где же логика в поведении Алисы? В чём причина такого странного поведения девушки? Дело в том, что она не девушка. Алиса – девочка, ребёнок. Просто она «законсервировала» себя в своём внутреннем мире на 12 лет. А устами младенца глаголит истина, как говорится. Правда против лжи, наивность против ложной спеси, открытость против наигранных понтов, чувства против денег. По мере развития сюжета, проницательного зрителя начинает одолевать прямо противоположный вопрос: «А есть ли логика в поведении людей?». А Алиса? Кто же она такая? Луч света в тёмном царстве, свет, озаряющий души людей? Нет, она никто, пыль для людей. Но ведь был же человек, который всё-таки прислушался к ней, который почти понял её. Ещё немного, и он выберется из своего порочного круга «работа-алкоголь-забытье». Он в отчаянии от своего богатства, потому что он не знает, к чему стремиться дальше, это был предел его мечтаний. Всё, смысла в жизни нет, всё достигнуто, но на замену ничего не пришло. Кроме алкоголя и попыток покончить с собой. И вот вдруг появилось это видение, смутное, странное, неразличимое с первого взгляда… Она тихо стучалась в дверь его «души», пытаясь показать другой смысл, ради которого стоит жить. Он что-то начал понимать, пока интуитивно, но что-то странное зародилось в глубине его души, такое чуждое, но приятное, мягкое и тёплое… И вот он, как слепой щенок, наугад продвигается в этой темноте вперёд, пытаясь найти этот луч, который показал ему НЕЧТО… Он уже почти нашёл, ещё немного и начнётся совсем другая жизнь… «Шлёп!» - это режиссёр даёт пощёчину зрителю. Потому что сказок не бывает. Алиса – ошибка программы, каждое её действие идёт в противофазе с действиями Города, Системы. Это не случайность, это Город РАЗДАВИЛ девушку своей массой. «Такое часто случается в большом городе…» И сразу же всё становится на свои места. «- Ты кого ищешь? - Тебя…» 10 из 10
Русалка Слово «русалка» напоминает мне трогательную историю о русалочке, которую в детстве я так любила перечитывать. Потом появился мультфильм, и детишки всей планеты прилипли к экранам телевизоров. По-моему, эта сказка не оставила равнодушным никого. Но со временем забылась… Фильм Анны Меликян «Русалка» может быть, и не вернул меня к детским воспоминаниям, но заставил поверить в чудо. Главная героиня фильма - девушка совсем необычная. Обычно таких называют странными или гениальными, тут уж как повезет. Но если человек талантлив, то его дар - самое главное в жизни. Дар Алисы - творить жизнь. Проведя свое детство в глухой провинции на берегу моря, Алиса переезжает в Москву. И вроде бы знакомый сюжет, сколько фильмов снято о бедняжках провинциалах и их проблемах в столице. Однако действия разворачиваются по незнакомому сценарию, кажущемся нереальным, но таким близким. Это другой фильм, с другой историей и, что самое поразительное, с другими проблемами. Начало фильма показалось мне затянутым, однако это время не было лишним и в дальнейшем только помогло углубиться в суть картины. Ребенок, совсем маленький ребенок, относится к жизни, как мудрец, уже проживший ее. Ее совсем не волнует то, что казалось бы, должно волновать обычного ребенка, ее волнует душа. Ярко выраженное отношение к жизни как к чуду, проявляется у Алисы еще в детстве. Она, как истинный творец своей судьбы, не тратит свою жизнь на всякую ерунду, она живет. Так ярко показать жизнь может не каждый. Только волшебник. Самое же интересное начинается по приезде Алисы в Москву. Меня умиляло все, что она делает и как она это делает. Только подумайте, что волнует человека в мегаполисе Москва? Просто представьте, что человека в столице волнует душа, духовные ценности и любовь ко всему! Как редко это можно встретить! Героиня живет в сказке, ею придуманной, и от этого становится чуть ли не самым счастливым человек в мире. Взгляд на мир через призму чудес и сказок просто невероятен. Каждое мгновенье жизни, можно расценить как дар и жить хотя бы ради него. Что и делает Алиса. Конец фильма вернул меня в реальность, но хотелось остаться там, в мире чудес, желаний и мечты. Мечты, ради которой жили, живут, и будут жить. Я захотела остаться в том чуде, которое увидела и испытала, однако поняла, что теперь творить чудо могу сама. Также как и все поклонники фильма.
Фильм посмотрела, потому что попался случайно – как оказалось, он рассчитан на романтичных подростков с несформировавшимся вкусом и скудным кинозрительским багажом. В фильме много претензий и потуг на эффектные кадры и фестивальный нестандарт. В сущности получилась мелкобытовая любовно-романтическая драма потерянного подростка с мутными и неясными жизненными ориентирами. Все это было бы смешно, если бы не было так печально. В фильме хотели показать одиночество и драму нестандартного человека в циничном обществе на фоне среднестатистической любовной истории с вкраплением «паранормальностей». Получилась нереальная нескладуха с фантастичными персонажами, с оттенком гламура и осадком безысходности. Что хотели сказать создатели картины своим произведением? Что нового нам они открыли и о чем заставили задуматься? С какой интересной стороны показали нам мир? Со стороны человека, смотрящего на него изнутри костюма мобильного телефона? Даже это было бы куда интереснее, если бы это было именно так. Главная героиня картины – современной российской интерпретации сказки Андерсона – нестандартная девочка Алиса с грязно-зелеными волосами и со сверхспособностями «исполнять желания», половину фильма немая, вторую половину – влюбленная в гламурного «принца». Интерпретировать-то интепретировали, но вдохнуть душу и красоту в эту современную сказку не удалось. О нестандарно-авантюрном взгляде на мир есть хорошие фильмы, например, тот же «Амели». Об «особенных» людях – классика «Человек дождя», например. А о трагической любви неплохих фильмов – пруд пруди. Картина «Русалка» - это попытка компиляции этих трех тем, по сути своей не несущая ни внутреннего позитива, ни доброты, ни необычной эстетики, и не сумевшая создать по-настоящему увлекательную и интересную личность в своей основе. В фильме полно несуразиц, непонятностей и откровенных глупостей, сделанных ради «красивости». Вот лишь малая толика их -Толстая мамаша героини идет купаться, и моряка, сидящего на берегу, вдруг при виде ее жирных телес настигает такая страсть, что он лезет в море заниматься сексом, не сняв штаны. Режиссеру очень хотелось снять кадр, где на дно морское падают брюки. Не смешно ли? - Домик на песке в пяти метрах от моря, в котором живет семья Алисы – разве это не бред? Хотя, может быть, место такое глухое, что им не ведомы законы, и раза три в год дом уносит штормами и приливами и они выстраивают его заново? -Девочка Алиса работает в костюме сотового телефона – на нем нет никаких надписей, она не зазывает в конкретный магазин или ресторан, не раздает листовки, просто ходит в костюме безымянного телефона или пивной кружки где хочет – и все. Вы видели когда-нибудь таких промоутеров? -Парень, в которого влюблена Алиса – по фильму, сильно крутой и гламурный товарищ, имеющий кучу денег и шикарный дом за счет торговли участками на Луне. У него даже важнейшие контракты случаются и «крутые» деловые встречи. Погуглите для интереса: на Луне участками торгуют несколько небольших жалких сайтов, все продают по интернету и кусок Луны может позволить себе любой из нас – они стоят смешных денег. Озолотиться на этом сомнительном предприятии и вести свой бизнес аля «директор нефтяной корпорации» - это просто смешно и глупо. -Окончив школу «для дураков», Алиса без труда сдает вступительные эзамены в университет. Во-первых, немую девочку с нормальным интеллектом в школу для отсталых не отправят – она окажется в школе для глухонемых. Затем, закончив школу для умственно отсталых, просто невозможно хоть как-то сдать экзамены в ВУЗ, ибо там нет и половины «нормальных» предметов для старшеклассников. -Алиса, благодаря своим способностям и возжелав «хочу учиться», поступает в университет. Но ни разу нам не показывают в фильме, что она ходит на лекции и семинары. Она то занимается уборкой в доме своего возлюбленного, то прогуливается в образе телефона, то прыгает с моста. Если так хотела – чего же учиться не стала? - Как она общается, будучи немой, и устраивается на разные работы? На это было бы очень интересно посмотреть, но авторы картины всячески скрывают – или не знают как показать – это обстоятельство. - Зачем и для чего введен персонаж безногой женщины? Чтобы в очередной раз показать всю горечь бытия? Или просто чтобы стать оригинальными? Зачем эта хулиганская акция в косметическом магазине с битьем флаконов туалетной воды? Что в ней правдивого или трогательного? -Кстати про безногую девушку – Алиса обещала ей исполнить ее желание – бутылку виски, но почему-то это желание зависает в воздухе и никак не осуществляется. Зачем тогда все это было? - В фильме нет ни капли чувства юмора, ни иронии, ни одной шутки. Даже парень, пытавшийся рассмешить Алису, тупо и бездарно орет как орангутанг. Хоть бы анекдот рассказал. Ирония и остроумие всегда уместны в фильмах такого жанра, но сценаристы решили обойтись без них -Об «осуществлении мечт». С одной стороны, нам показывают, что Алисе это удается. Она получает то, чего искренне хочет. Тогда почему же она, искренне захотев, не избавится от соперницы и не навредит своему работодателю? Ведь она подсознательно и любому понятными чувствами должна это сделать. Но этого не происходит. Зато она «гадит» невинным и не имеющим отношения к ней людям. Если говорить о ее «экстраординарных» способностях, то они по фильму проявляются весьма неадекватно и никому добра не несут. Если допустить, что человек может обладать такими возможностями, то ни разу ничего не изменить в происходящем в позитивную сторону, никому не помочь, (кроме лишь одного эпизода с самолетом), не изменить свою жизнь и жизнь близких к лучшему – может лишь очень эмоционально ограниченный, пустой и черствый человек. Каким по сути, несмотря на ее странную любовь, главная героиня и является. Пустая разочарованная девочка в спортивной одежде, влюбленная в гламурный идеал, равнодушная к миру, зла от добра не отличающая – таков образ главной героини. И даже жертва ее в во имя жизни возлюбленного стала не намеренной и искренней, как у Андерсона, а просто случайностью на дороге. Что ж, у нас, наверно много глуповатых и пустых девочек. И также есть неумные и претенциозные фильмы о них.
Хочется сразу сказать, что «Русалка» очень неоднозначный фильм. В нём есть некий шарм, некая изюминка, есть даже моменты, которые цепляют. Но всё это так мимолётно и несерьёзно, что после фильма у меня появилось некое ощущение неудовлетворения от просмотра. Сюжет фильма таков: где-то, почти на краю света, у моря в маленьком домике и в своём собственном маленьком мире, живет девочка Алиса. Жизнь в приморском городке скучна и однообразна, но если постараться и хорошенько поискать, можно и здесь найти много удивительного. Алиса знает, что если очень-очень захотеть чего-то, твое желание обязательно сбудется. Однажды, повзрослев уже до семнадцатилетнего возраста, Алиса загадывает свое первое «большое» желание, и это переворачивает всю ее жизнь с ног на голову. Мне очень сложно определить жанр данной картины. Конечно же, можно просто сказать, что это драма. Но это не совсем так. Если бы меня кто-нибудь спросил, что я могу сказать об этом фильме, я бы сказал, что это фильм про жизнь, а жизнь, как известно полна и радости, и веселья и много всего другого есть в ней. Картина очень интересна тем, что она пытается бросить вызов современной суетной жизни. Алиса – это девушка-парадокс. Она попадает в Москву. Но понимает, что Москва очень жестока, что здесь каждый крутится, как может. Алиса надевает на себя глупый костюм телефона и ходит по городу и смотрит на людей, на их проблемы и переживания. Она не хочет принимать этот мир таким, какой он есть, она пытается смотреть на него по-другому. Но нужно ли это? Может быть, порой стоит всего лишь что-нибудь изменить в своей жизни, чтобы мир стал лучше… Во время просмотра «Русалки», как ни странно, но я не верил главной героине Алисе. Я не верил именно героине, а не актрисе. В Алисе нет жизни. Она какая-то наигранная. Но в принципе это можно объяснить тем, что она «немного того». Когда я смотрел на неё, я как будто смотрел в бездну. Это звучит странно, но это так. Я не видел какого-то чёткого образа, а лишь что-то неясное и расплывчатое. Очень интересен друг героини Саша. Он вселяет в Алису надежду. Причём делает это неосознанно. И девушка верит, искренне верит, что всё будет хорошо. Но одной надежды недостаточно — нужно также что-то предпринимать. Не ситуация должна владеть человеком, а сам человек должен владеть этой ситуацией. Но наша героиня становиться рабыней обстоятельств. Саша обычный московский парень, которому всё до лампочки. Каждый вечер он напивается и каждый вечер он на одном шаге от смерти. И теперь Алиса становится его ангелом, она оберегает его от проблем, но при этом сама она летит в огромную пропасть… Актёры фильма меня очень порадовали. Мария Шалаева, отлично вписалась в роль. В её глазах видна некая наивность, неуверенность, но при всём при этом мы не можем назвать её ни наивной, ни неуверенной в себе. И как раз эта абсолютнейшая неясность делает Алису очень интересной для зрителя. Саша, сыгранный Евгением Цыгановым, очень яркий персонаж. В нём мы видим типичного представителя гламурного московского общества. Некий пофигизм, некая усталость от этой повседневной жизни, но при этом, ему всё равно хочется жить дальше, даже несмотря на то, что он относится к жизни очень несерьёзно. Анна Меликян показала нам атмосферу спокойствия с некими вспышками контраста. Фильм очень парадоксальный. Лично я не стал бы смотреть его второй раз, он, откровенно говоря, на любителя. Картина очень индивидуальная и однозначно «не для всех». На мой взгляд, фильм будет более интересен женской аудитории. Лично мне, как человеку, представляющему мужскую часть населения фильм было смотреть достаточно скучно. Но это лишь моё мнение. Но, как сказал знаменитый французский философ Вольтер: «Попытка понравиться всем ведет к провалу».
Фильм А. Меликян предлагает нам гламурно-подростковую зарисовку о жизни подростка в большом городе. В своей картине режиссер бессознательно дистанцируется от территории смысла, представляя набор несложных визуально-эмоциональных эффектов, справедливо полагая, что в этом и кроется суть кинематографа. Нельзя не согласиться с Анной, когда смотришь ее произведение. Кино, поставленное на шарниры, на самом деле ходит, оно передвигается и волочет своего зрителя по вожделенным тропкам воображения вслед за своим режиссером. Где нужно пройдет подрагивание, выдавит слезу, подпрыгнет и выступит пот на волосатом загривке, всё как у четвероногих любимцев Павлова. Анна Меликян щедро сыплет визуальной моторикой, поглощая этим движением своего зрителя вместе с его возбудившимися 2мя,3мя или всеми 5ю чувствами. Но обману здесь нет места, доктор Павлов, был жестоким человеком, а режиссер Анна добра и невинна и не понимая того, создает красное революционное кино, в пику кровавому монстру капитализма. Анна Меликян идет на радикальный шаг, воплотив образ Буратино в современном российском медийном поле. Ее экранизация старой сказки Джани Родари как никогда свежа и актуальна. Она прямо и бесстрашно выступает против тирании визуального образа, создавая кино из недр своего восприятия, под нож идет весь иконостас медийного мира. Свою историю она начинает метафизическим спариванием двух знаковых для советского фольклора героев - продавщицы и моряка, в результате рождается нечто: не мальчик, а девочка, которая начинает разрушать родительских миф, созданный на страхе и пропаганде. После революции в глубинке, девочка под прикрытием суррогатной матери с бабушкой, поселяется в москве. Она быстро ориентируется в обстановке, проходит все стадии медийной классовой борьбы, начиная с расклеивания листовок и объявлений, уличной агитации, заканчивая диверсиями и пропагандой в высших учебных заведениях. Как результат, она выходит на аристократию медийной верхушки города и начинает разбираться в механизме порабощения людей визуальными образами. В ход идут все средства: с откровенного ведьмачества - заговоров и приговоров, до банального внешнего переодевания и дешевых декораций. Интерес к медийной аристократии быстро остывает, девочка понимает, что с такими простыми приемами революции в москве не сделать. А тем временем, удавка образов все более сжимается, вокруг режиссера. Ей нужно предпринять решительные действия чтобы избежать вечных мук от вынужденного хэппи энда. Следуя классике революционной борьбы от итальянских товарищей, она устраивает изящное пике. Концовка неожиданна, как прокол Буратино холста в домике папы Карло. Картонный мир победил, он еще стоит, но зритель уже не тот, сбой программы порожденный шоком до заикания, родит мозговые вирусы и подкопы. Мир больше не тот Анна - мученица гламура и московский шок под прикрытием собирает лавры с побежденных кинематографий, товарищи по борьбе изучают мат часть и готовят новые потрясения фанерным бастионам и силиконовыми бойницами.
Фильм, однозначно, претендует на место среди суперсложного и невообразимого авторского кино, чуть отдающего Амели и фильмами в этом духе. Но все равно он другой. Русский. Единственное, ради чего я этот фильм стала пересматривать, так это Цыганов. Он невероятен и прекрасен. Его герой просто-таки мечта для всех 20-летних дам, одухотворенных богемным стилем жизни. Он страдает. Он ненавидит себя. Он не понимает, чего хочет. Как раз то, что нравится большому количеству девушек. Он просто герой нашего времени. Он ужасен и прекрасен одновременно. А этот эпизод с ананасами стоит высокого уважения. Как мало мужчин способны на такие безбашенные поступки и как часто женщины ждут именно таких поступков. И этот трюк с именем, которое надо написать на сигарете, выкурить ее и тогда этот человек тебя полюбит - запал мне прямо в сердце. Как из детства. Советовать посмотреть этот фильм я бы не стала. Так как советую только приятные к просмотру фильмы. Но если вы смотрите российское кино, то вам понравится.
Когда зритель идет смотреть «Терминатора» или «Чужих» - он ждет экшн, много фантастики и крутых героев – и получает это. Все довольны. Когда зритель достает с полки коробочку с «Солярисом» или «Собачьим сердцем», и трепеща от благоговения, вставляет диск в дисковод, он ожидает глубинных смыслов, работы мозга и обратной связи в виде отклика души. Получает. И снова все довольны. А вот «Русалка»… Будучи нежеланным ребенком от случайного мужчины, Алиса была предоставлена сама себе. Мать устраивала свою личную жизнь, относясь к дочери как к досадному недоразумению. Еще в детстве у Алисы открывается мистический дар – если она чего-то пожелает, это исполняется. Это сюжет. Честно говоря, я теряюсь в предположении, что пыталась донести до зрителей Анна Микоэлян. Если бы фильм был спозиционирован как в чистом виде развлекательное кино – придирок было бы меньше. Но параллель с «Русалочкой» Андерсена, номинация на «Оскар» и куча эпизодов так или иначе выражают претензию на высокодуховное кино(тм) - и промахиваются. Для серьезного кино в сюжете не хватает идеи. О чем фильм? У меня так и не получилось ответить на этот вопрос. О девочке? О любви? Об одиночестве? Да обо всем помаленьку. Именно «помаленьку» - не за что зацепиться и нечего обдумать. Да, девочка безответно влюбилась; да, жестокий мир; да, одинокие люди – это не складывается в одно целое, несущее в себе пищу для размышлений. Выводы не сделаны, тема не раскрыта. Для развлекательного кино – неплохо, если есть настроение лениво созерцать псевдофилософичные зарисовки вместо трэш-мочилова с чужими или мускулистого Арни. И главное – не пытаться искать Глубинный Смысл (тм). Мозг сломаете. 3 из 10
Ходила на этот фильм в кино, под конец на экран уже не смотрела, зевала и ругалась сквозь зубы. Фильм произвёл более чем негативное впечатление. Затянутый (4 часа!!!), некрасивый, и, в общем-то, непонятно зачем снятый. Вспомнила потом о нём спустя два года. И... поняла. Прониклась. Алиса родилась совершенно нормальной. Просто девочка, которая ждёт своего папу и хочет стать балериной. Это замечательные мечты, и, кто знает, какой была бы её жизнь, если бы они исполнились. Но мечты не исполняются. Они лопаются, одна за другой. Сначала её недалёкая мать разбивает её мечту стать балериной, потом сообщает, что папы-то никогда и не было. Алиса протестует. Бунтует. Замыкается в себе. Последней каплей становится то, что она застаёт свою мать с постояльцем. Девочка, которая умеет исполнять желание и, в общем-то, хочет быть просто счастливой, сжигает свой собственный дом. Как всегда, в русском кино, режиссёр постаралась показать максимум грязи и негатива, так что в первые дни после просмотра по Москве страшно было ходить - везде мерещились пьяные, нищие и слабоумные. Но Алиса, попавшая в этот жестокий мир, не такая. Она живёт не удивляясь, но всё ещё верит в сказки. Исполняет желания. Любит. Любит странно, мало понимая, что в нашем мире значит любовь. Наверное, у неё могла бы быть другая жизнь. Красивая, светлая и счастливая. Но... она родилась не в нужном месте, не в той семье, не с тем материальным положением. Она должна была сломаться, стать стервой, но, будучи не очень умной и очень доброй в душе осталась ребёнком. А таким нет места в этом мире. Фильм режет своей нарочитой некрасивостью и грязью, нецензурной лексикой. Если не хотите быть загруженным - не смотрите. Но в целом, идея неплохая. 4 из 10
Начать хочется картин, их цвета и настроения. И они чудесные! Ничего не хочется больше сказать, кроме того, что цвет и настроение каждого эпизода – цвета морской мечты. Музыка – лёгкая, даёт понять и ощутить лёгкий взмах крыла чайки, и плавность и изящность, как хвост рыбки, плывущий в голубой воде. Будет верно сказать, что фильм не комедия и не драма. Фильм этот как жизнь. Случайно родившаяся девочка, которая была создана, чтобы дарить добро. Её судьба была вечно плавать и скитаться в море, в поисках своего счастья, точно как рыбка. Её жизнь – мечтающее море. Сложно сказать, на самом деле, что у фильма этого одна и единственная цель и смысл. Всё на самом деле очень не обычно, но в тоже время совершенно не удивительно, и кажется банальным. « Когда людям не куда деваться, они едут в Москву » Однако кому-то в этом «спасающем» городе хреново, т.к. там надо выживать любым способом. Поэтому этот кто-то продаёт участки луны, которые совершенно не принадлежат ему, и дарит глупому покупателю ложную радость, что в случае конца света ему будет куда бежать. Вариант всегда найдётся. Только правильный ли он?.. « - Вообще-то я балерина! - А по-моему ты дура… » Вечная не сбыточная мечта, как рана на сердце. И когда твоя жизнь паскудна, скучна и кругом одна неудача, ты запираешься в своём мире, где есть то, что не сбылось, то, чего не смог достичь в жизни, то, чего всегда хотел, то, чем живёшь , то, о чём всегда мечтал. Ты запираешься в своём мире, где ты на самом деле счастлив. И в этом мире ты жил, живёшь, и будешь жить, при этом никогда не умрёшь в нём. «- А ты везучая! » Есть такая притча, суть которой заключается в том – если чего-то очень-очень сильно захотеть, то это обязательно сбудется. Так вот, что не удивительно, у неё всё удавалось. Эта Русалка, с незабываемым (жаль не натуральным) цветом волос – зелёным, и с улыбкой, с которой можно отправиться жить на луну, делали всех счастливыми, спасала как только могла. Жаль, себя не смогла сберечь. И золотая рыбка заблудилась, и мир её разбился. Случайно родившаяся девочка Алиса, которая принесла в этот томный мир счастье. И также легко и случайно ушедшая из этого мира Русалка. Но не стоит печалиться. Это жизнь, это судьба. Это море с фиолетовым небом, и её мечта. 9 из 10
Я долго думала, почему это фильм произвел на меня сильное впечатление, что же конкретно в нем тронуло мою душу, оставило в ней странное щемящее ощущение? Думаю, это контраст в нашей жизни, который так замечательно удалось показать создателям картины. Прежде всего, это контраст между внешним изобилием и мишурой столичной жизни и внутренней пустотой. У предпринимателя Саши, по понятиям многих современных молодых людей, есть все для счастья: доходное дело, шикарная квартира, красивая подруга. Тогда почему же он напивается до полного забытья и хочет покончить с собой? Внешний антураж, финансовое благополучие не сделали его счастливым. Дело, которым он занимается (продажа участков на луне), по сути, пустое, и оно не приносит Саше душевного удовлетворения. Между ним и его девушкой нет духовной близости, и он внутренне очень одинок. Жилище его с модным металлическим интерьером совсем не выглядит уютным. От цвета металлик веет холодом и пустотой. Можно заполнить свою жизнь кучей внешних атрибутов, но они все равно не спасут от внутренней пустоты. В чем причина этой пустоты – в самом человеке, в атмосфере, царящей в обществе? Это уже отдельный вопрос. Еще один контраст, замечательно показанный в фильме, это контраст между внутренним, иллюзорным миром человека и миром реальным. Во внутреннем мире Алисы все красиво, солнечно, ярко. Там царит добро и радость. В этом мире море и пляж необыкновенно ярких цветов. В этом мире ее мечты осуществляются: она балерина, она играет со своим отцом, она разговаривает по душам с Сашей. Алиса укрывается от внесшего мира в мире внутреннем, и контраст между этими мирами разителен. И, наконец, сама героиня фильма контрастирует с окружающим миром. Ее экстрасенсорные способности сами по себе удивительны. К тому же она обладает незаурядным интеллектуальным потенциалом: девочка, учившаяся в школе для умственно отсталых детей, без всякой подготовки набрала высокий балл на вступительном тестировании в университете. Ее трагедия в том, что мать по-настоящему не занималась ею, мать не задавалась вопросом, чего же действительно хочет ее дочь, к чему у нее действительно есть способности. Девочке не дали возможности раскрыться. Щедро одаренная от природы, она могла бы учиться в лучших учебных заведениях и найти хорошую работу, а не ходить в костюме сотового телефона по улицам, зарабатывая гроши. Контраст в фильме показан при помощи разных художественных средств. Это и цвет, и детализация, и внутренний монолог. Контраст в большей или меньшей степени присутствует в жизни каждого человека. И чем разительнее контраст между его внутренним миром и миром внешним, тем глубже его трагедия. Думаю, этот фильм найдет отклик в сердце любого зрителя, вне зависимости от пола и возраста, потому что нет ни одного человека на земле, не страдающего в той или иной мере из-за контраста между его внутренним миром и миром внешним. 10 из 10
Отрадно стало на душе после просмотра 'Русалки ' в кинотеатре. Во-первых, из-за того, что наше кино вновь обретает силу и говорит с нами новым языком, который трогает самые нежные и чувствительные нотки где-то очень глубоко. Есть в этом фильме что-то неуловимо живое и что-то очень русское! Герои все характерные и ни один актер не смазал свою роль. Всем оскар в студию! Хочу похвалить всех актеров за то, что они скорее жили, чем играли! Во-вторых, в какой-то момент я осознала, что вообще-то в кино сижу. В такое ощущение потери реальной ориентации может ввести не любой фильм. Такого может добиться только искусство! В данном случае киноискусство! Вот есть фильмы банальные и неординарные. 'Русалка' относится к последним! Советую всем сходить! Визуальное, музыкальное и смысловое в нужных пропорциях в этой картине соблюдено! Фильм доставил огромное моральное удовольствие! 10 из 10
Именно это и важно в фильме при всей присущей ему сказочности про девочку, которая умеет воплощать желания в реальность. Актриса очень хорошо справилась со своей ролью и герой ее 'романа ' тоже. А сам фильм запал мне в душу. Столько эмоций переполняют меня после просмотра фильма. Понимаешь, что обыденные вещи могут быть для кого-то чудом, прогулки ночью, поедание ананасов, смех и остальное. Надо ловить каждый момент в этой жизни, даже, если ты немного нестандартный в этом мире и тебя не понимают. Нужно просто жить и радоваться, смотреть на обыденные вещи чуточку иначе. И любить несмотря, ни на что.
Для своего времени это была очень сильная работа, но со временем львиная часть шарма рассеялась. Первая часть (про детство) скорее прошла проверку временем, хоть это опять же собирательный образ русской безнадеги, любимый на западе (привет картинам Звягинцева). Вторая же, «московская» часть, которая судя по всему задумывалась с акцентом в драму, сегодня (на момент 2024г) в лучшем случае воспринимается как трагикомедия. Атмосфера города в картине – это своего рода собирательный образ того, как виделась тогдашняя реальность глазами медиа. Образ главной героини – это еще что-то, хоть и с натяжкой, имеющее право на существование. Образ города для художественного произведения, опять же с натяжкой, скорее да, чем нет. А вот образ «объекта для обожания» - это рука лицо. Обычный продаван, который ходит на работу от звонка до звонка, почему-то живет в двух этажном пентхаусе в центре, устраивает шумные ночные пьяные вечеринки каждый день, напивается до беспамятства и в бессознательном состоянии творит дичь, а утром выпив кофе идет продаванить?! Вы серьезно?! Для комедии абсурда – это наверно был бы идеальный образ, но для драмы сегодня – это просто никак. Так имеет ли смысл смотреть спустя годы? Для поклонников творчества Анны Меликян скорее да, т. к. интересно понаблюдать на эволюцией творчества талантливого человека. В качестве драмы, мелодрамы или просто развлекательного контента в сферическом вакууме – скорее нет, это точно не бессмертная классика. 7 из 10
Никогда не писала раньше рецензии. Может и не получится, ну уж очень хочется вылить тот сумбур, который творится в моей душеголове. Фильм вогнал в ступор. В частности просто из-за того, что слишком много мыслей и эмоций разом обрушилось на меня и во время просмотра, и после. Не хочу поднимать вопрос мистичности, любви и жертвенности и сравнивать данную ленту с другими фильмами. Больше хочется высказаться по поводу темы, которая затронула больше всего именно меня. Темы появления людей в жизни. Все время, пока смотрела картину, не покидало ощущение того, что это не должно было случится (отбросим факт, что это и так фантазия сценариста). Ты приходишь на мероприятие, где тебя никто не ждет и пытаешься как-то там провести время, потому что и уйти просто так не можешь - обязан отбыть свое пребывание здесь до какого-то логического конца. Такое сравнение приходит на ум. И вроде никто не против твоего присутствия, но все равно посматривают искоса - не звали же, ну. Чего приперлась? И ты еще неуклюжая такая: с тобой постоянно что-то приключается, возле тебя все время какие-то цейтноты и проблемы. Не любят таких бедовых, неуверенных в себе и непрошенных. Вот и мне все время казалось, что Алисы не должно было быть: никто не ждал появление героини на этом свете, никому не нужна была в дальнейшем и ее жизнь. А жила ли она?.. Немного. Недолго. Лишь столько, чтобы понять, что ради любви готова на все. И всё? Увы - да. Есть в этом что-то - нежданные люди часто в жизни ощущают свою ненужность, некместность, я бы даже сказала. Если, конечно, не повезет с окружением. Сложно им найти себя, свое место в жизни среди баловней судьбы, людейожидаемых, многимилюбимыми и нужнымиродителям. Обязательно рядом с такими нежданными должен быть кто-то, кто даст понять, насколько они нужны и важны. Тогда есть шанс, что жизнь состоится. А сколько таких людей, которые не знают, кто они, зачем явились сюда и чего хотят? Очень острый вопрос определения себя, своего места и роли в обществе, в той жизни, в которой проживают. И конец жизни у таких людей чаще всего бывает именно такой - неожиданный. Нежданно пришел, нежданно ушел. Закономерность, блин... Смотреть или нет - выбор каждого. Если запутались в себе - смотреть! Если не знаете, как жить дальше - смотреть! Если хотите нетривиальный сюжет и такую же картинку - смотреть! Если хотите просто отдохнуть - смотреть! А уже в процессе сами для себя решите, ДОсмартивать или нет. Меня однозначно зацепило. Сильно.
- А у тебя есть участок на Луне? - Мне и здесь хреново. На фильм наткнулась случайно, листая каналы по телевизору, и сначала решила, что это очередная массовая ерунда, коих штампуют тысячами. Начало довольно прозаическое: девочка, не знающая отца, мама, пытающаяся наладить личную жизнь, полусумасшедшая бабушка и вообще тихий ландшафт приморского провинциального города. Но дальнейшее развитие событий не позволило мне просто взять и переключить канал. Это оказалась очень глубокомысленная и трогательная история, с каким-то чеховским налётом, совсем не лёгкая, а наборот... Слышали, что сказано: «Если ты чего-то хочешь, вся Вселенная поможет тебе сделать это»? Истина не новая. Только в этой фразе почему-то не упоминаются последствия и жертвы, с которыми придётся считаться, если твоё желание исполнится. Главная героиня фильма, Алиса, умеет просить Вселенную так, что Вселенная точно прислушается и всё исполнит. Только после исполнения некоторых желаний Алиса бежит прочь от бессилия и шепчет:«Неправда! Неправда!» А ещё слышали, что сказано: «Словом можно убить, словом можно спасти»? Это кино ещё и о силе слова и ответственности за свои слова. Неосторожно брошенное: «Предатель! Чтоб ты сдох!» приводит к страшным последствиям. А ещё это кино о любви. И о жертве. И о том, ответственен ли человек за свои «хочу». И о том, какой наш мир пошлый. И как в общем-то, говоря языком фильма, хреново жить. И о том, что пошлость мира - это закономерность, а тех, кто с этой закономерностью не согласен, мир убьёт. - Думаешь, мы живём несколько раз? - Конечно. - Хреново. Смотрите этот фильм, если хотите думать. 8 из 10