Необычная история, которая оборачивается, порой, почти волшебными совпадениями, хоть и в жанре не указано фэнтези. Снятое по простому кино дарит нам правду жизни, отголоски которой можно узнать и в реальности. Анна Меликян умело обошлась с экспозицией, заставив примкнуть к экранам, где мы увидели необычную маленькую девочку, которая рассказывает историю своей жизни. Предрассудки можно стереть, ведь умеет же талантливый человек привлечь внимание не очень приятной жизнью узкого круга семьи: матери, дочери и бабушки. Словами автора нам дают ответы на вопросы, которые возникают в процессе знакомства, а сюжет тем временем заостряет внимание на главной героине. Странная и тихая девчонка, которая всеми своими поступками доказывают взрослому, суровому и несправедливому миру свою точку зрения. У персонажа отлично преобладают искренность, наивность и любопытство, а любое несогласие с её решениями или грядущими планами ознаменуется непредвиденными обстоятельствами. Это магия или череда совпадений? За жизнью девочки становится приятно наблюдать. Главы, на которые поделила фильм Анна, демонстрируют разные периоды, которые играют важное значение в жизни персонажа. Разговоры, мысли и застенчивость обыгрываются волшебными способностями, рождая приятную драму в столице. Основные главы ленты демонстрируют влияние на девочку, тут просматривается великолепное переселение. Отдалённая чудачка, живущая своей жизнью на берегу моря, сталкивается с быстрой рутиной огромного мегаполиса. Нашему вниманию представляют изменения и адаптацию героини под сложную жизнь в городе. Начинается самая приятная часть ленты. Порой, опрометчивые поступки нарушают логику, но драма о непонимании и одиночестве в большом городе прорывается наружу, обнажая эмоции девочки, знакомя её с «плюсами» и «минусами» мегаполиса. Первая любовь, которая зарождает несколько сюжетных линий и открывает нам новые персонажи. Приятные моменты знакомства и воздействие на неокрепшую психику девочки. Автор подчёркивает возраст девочки главами, но именно совершеннолетие дарит множество сюрпризов взрослой жизни. Поражает, что человек принадлежит сам себе, все приключения находит по собственному любопытство, подчёркивая свою безупречность и грамотность. Но судьба – сложная штука, поэтому взрослая жизнь плевать хотела на отличную успеваемость школы, она (жизнь) бьёт под дых, как следуя закладывая в удар не такие уж яркие аспекты. Некоторые эпизоды демонстрируют пророческие способности. Снято это и преподносится таким образом, что невольно сравниваешь «Русалку» с работами Терри Гиллиама. В этом российском артхаусе что-то есть. Нельзя постоянно жить желаниями и везением, сюжет играет способностями девочки, постоянно ставя на её пути преграды. Они устраняются, но каковы последствия? Атмосфера фильма вся пронизана мечтами и надеждами, но «спускают с небес на землю» неприятные события, которые понимает зритель, но не может переварить девочка. Это правда жизни, не стоит уповать на желания. Драматизм и мелодрама переплетаются в объятиях, рождая великолепные предпосылки кульминации. Ты ещё не веришь в магическую часть ленты, пока финал, который вышел потрясающим, не ставит всё на свои места. «Русалка» - великолепная демонстрация сельских людей в большом городе со всеми его условиями, спешками и сменами ключевых лиц в личном пространстве. Мечты далеко не такие красочные, какими мы их видим, а реальность зла. Хочется отметить приятную наивность на лице актрисы Марии Шалаевой, так как образ отдалённости она передала потрясающе, ровно как и счастливые моменты героини. Хорошее отечественное полотно, показывающее интригующую точку зрения режиссёра.
Призна'юсь, я долго не мог решить, какую рецензию написать - 'зелёную' или 'белую'. Несколько раз пересматривал этот фильм - но до сих пор не могу составить о нём какое-либо ясное впечатление. Более того, после первого просмотра я даже не смог понять, нравится он мне или нет. Лишь прочитав часть рецензий других зрителей, и положительных, и отрицательных, решил, что всё-таки нужно писать 'зелёную'. Что можно назвать из достоинств? Хорошая работа оператора. Очень хорошая музыка (чуть ли не половина сути фильма заключена в ней!). Необычная для отечественного кино тематика: на фоне бесконечных кухонных драм, бандитских разборок и изредка проскакивающих фильмов о войне 'Русалка' выглядит совершенно отдельным и независимым явлением. И довольно неожиданным. Очень понравилась работа Марии Шалаевой: её героиня выглядит живой и настоящей, в отличие от большинства киногероев. Многие ругали голос за кадром и короткие сцены, аллегорически изображающие внутренний мир взрослеющей героини - но как иначе продемонстрировать личность замкнутого персонажа? Какие в нём недостатки? Или, точнее, что показалось мне недостатками? Как заметили почти все авторы 'красных' рецензий, фильм получился довольно невнятным и расплывчатым. Вызывает ощущение недоработанности, ощущение того, что можно было сделать и лучше. Функции некоторых персонажей непонятны (похотливый однокурсник, безногая девушка). Плюс много логических ошибок и упущений: ну где вы видели дома на самом берегу моря? Почему героиню отправили в школу для умственно-отсталых, если она - не умственно-отсталая? Можно ли после такой школы успешно поступить в университет? А поступив, все-таки училась Алиса или не училась?.. И что она рекламировала в костюме телефона, если на костюме не было никаких опознавательных знаков?.. Очень часто 'Русалку' сравнивают с 'Амели'. Честно говоря, я не усмотрел между ними особого сходства (хотя некоторые моменты, возможно, всё же испытали влияние Жёне). Больше напомнило фильмы Кустурицы, 'Страну приливов' и даже... 'Сто лет одиночества'. Так о чём же все-таки этот фильм? О ком?.. Понятно, что лейтмотивом стала современная интерпретация 'Русалочки' Андерсена. Именно из 'Русалочки' позаимствованы основные сюжетные ходы, но на этом сходство между сказкой и фильмом заканчивается. У Андерсена речь шла о любви, о самопожертвовании, о готовности ради любви покинуть семью и вообще привычный мир. У Меликян же основная тема - судьба наивного и искреннего человека, не приспособленного к этому миру и не нужного этому миру. Отчасти эта идея меня и задела сильнее всего. Незаметный и ненужный человек, живущий от случайности до случайности, бестолково мечущийся по жизни, как та рыбка во вступительных титрах... Алиса и родилась-то по случайности, ненужная даже собственной матери. На мать она не похожа даже отдалённо и всё детство мечтает о возвращении неизвестного отца. Единственный более-менее близкий человек в её детстве - это бабушка, наполовину выжившая из ума, этакое живое воплощение пыльной старинной романтики. Дети, не понимаемые родителями, которые, впрочем, не желают и не собираются их понимать - это вторая идея фильма. Вот современная русалочка ищет свою судьбу в шумном и суматошном мегаполисе - но не находит её. Вот она спасает тонущего принца и влюбляется в него - но принц оказывается пустышкой, невыразительной декорацией человека (эта пустота подчеркивается его бизнесом - фактически, он торгует ничем, воздухом), и жизнь его полна лишь пустой суматохи и вечеринок с незнакомыми людьми. И возлюбленная его - тоже говорящий фанерный силуэт. Единственный объект настоящей заботы Александра - золотая рыбка (чем-то это напомнило гипсового гнома из 'Амели'). Но Алиса всё равно видит в нём только то, что хочет видеть - так умеют видеть только влюблённые. Это третья идея фильма. Странный дар Алисы воспринимается как должное, как обычная черта её странной личности. Это уже элемент магреализма, почти как у Маркеса. Правильно ли она использует свой дар? Может быть, им стоит пользоваться осмотрительно или не пользоваться вовсе? У каждого человека есть свой дар. Другой вопрос - будет ли он его использовать и будет ли от него польза. Это четвертая идея. Финал фильма кому-то может показаться неожиданным - но для меня он был логичным и закономерным... Задумываешься: так все-таки есть судьба или нет? Есть ли у людей предназначение? И что, если кто-то из людей - лишь одноразовый инструмент судьбы? Это пятая идея. Интересны ли эти идеи? Да. Не новы - но интересны. Дело лишь в подаче этих идей. Увы, с подачей получилось как раз неважно: они перемешаны в непонятной пропорции, размазаны и невнятны. 7 из 10
Вам когда-нибудь доводилось работать промоутером в каком-нибудь нелепом фирменном костюме? Повезло. А вот Алисе, главной героини фильма «Русалка» приходилось каждый день надевать костюм телефонной трубки и попадать в смешные, а порой и опасные истории. То еще зрелище! Но кем еще работать девушке в столице, прибывшей из маленького городка, закончившей школу для умственно отсталых, не разговаривающей с людьми, да и не сильно соответствующей современным идеалам красоты. Зато Алиса в совершенстве познала американскую психологию Ронды Берн, суть которой заключается в прямой причинно-следственной связи между мыслями человека и событиями в его жизни. Однако фильм справедливо дает этому явлению сверхъестественный окрас и поэтому за счет гротескных элементов выглядит сказкой, внедрившейся в современную жизнь. С какими только фильмами не сравнили «Русалку»: и «Беги Лола, беги», и «Амели», и «Питер FM», и «Марс», и «Звезда». Все эти параллели хоть и имеют основания, но все равно спорны. «Русалка», вышедшая в 2007 году под руководством Анны Меликян, ученицы Сергея Соловьева, вполне смеет считать себя в какой-то степени независимым, самобытным исполнением. Что может быть лучше для вдохновения режиссера, как не пролистать свои потрепанные университетские лекции из ВГИКа, в которых на полях приписаны всякие закорючки, куча студенческих мыслей обо всем на свете, в том числе и всевозможные дурацкие шутки. Взять хотя бы в меру изысканную хохму типа «Дайте мне, пожалуйста, водку и презервативы…и чупа-чупс. – А чупа-чупс зачем? – Для удовольствия». Алиса – это типичный маленький человек в мегаполисе, который сам не знает зачем сюда приехал. Когда в жизни что-то случается – принято ехать в Москву. Никто не знает зачем, но так принято. Алиса динамично варьирует по карьерной лестнице, только скорее в горизонтальном направлении, а не вертикальном: одна бестолковая работа сменяет другую, да и за нее приходится выпрашивать заработанные деньги. Но даже в этом вязком болоте найдется место для влюбленности. Правда эта влюбленность только усиливает меланхолию, но зато хоть какое-то разнообразие. Ее возлюбленный Саша – топ-менеджер, который каждый день продает места на луне олигархам и их недалеким наложницам. Правда его безмерное недовольство своей роскошной жизнью вплоть до суицидальных порывов беспочвенно преувеличено и подозрительно сильно напоминает Макса из «Духlessa», особенно зерном сомнения о нужности всего того, что он делает. Но если бы этот светский львенок заинтересовался героиней как женщиной, это была бы слишком приторная романтика, которая переросла бы в ненужную пошлость, поэтому безответная любовь здесь выглядит естественно и по-своему романтично. Да о каких Сашах мечтать нашей Алисе, если она воспитана женщиной, для которой работа кассиром в московском супермаркете – огромный карьерный скачок? Наверняка спросите, при чем здесь собственно русалка? Все предельно просто. Фильм снят по мотивам сказки Андерсона «Русалочка». Правда этих русалок мало что объединяет, разве что только причастность к морю. Возможно фильму больше подошло бы название «Инопланетянка», но режиссеру виднее. В конце концов фильм, от которого ничего не ждали, собрал неприлично большое количество наград (даже «Ника» за лучшую женскую роль есть). «Русалка» – это действительно женское кино, а всё потому, что актриса Мария Шалаева умудрилась правдоподобно выразить не столько женщину, сколько субстанцию женского комплекса. Она - обнаженный фрейдовский комплекс неполноценности во плоти. Во-первых, одна внешность чего стоит – худая, маленькая, сутулая, кривоногая, бледная, безвкусно одетая, не ухоженная. Кошмар для современной барышни. Во-вторых темперамент – мало то, что не коммуникабельная, так и вовсе не разговаривает, зажатая, замкнутая, слабая, добрая, меланхоличная. Сплошные уязвимые стороны, из-за которых ни на одну приличную работу не возьмут, ни друзей не заведешь, ни парня. Из всего перечисленного следуют сплошные неудачи по жизни. Когда смотришь на эту девушку, бродящую по московским улицам, то непроизвольно переживаешь как бы эту соломинку хулиганы не обидели, как бы машина не сбила. Когда начальник на нее беспричинно орет, так и хочется врезать ему по наглой роже и заступиться за девочку. Просто Алиса не обладает «престижными» качествами, за что и получает внутриличностный конфликт. Глядя на этот объект дисгармонии с миром, к сожалению, не покидает назойливое, даже циничное ощущение, что она лишняя в этом мире, полном стереотипов, жестокости и лицемерия. Она как символ недостатка общества, которого принято стесняться. Зато обладает редким, так высоко ценимым на сегодняшний день качеством как индивидуальность. Правда вожделенно желая его заполучить, никто не задумывается о том, что оно может быть не оценено окружающими, да и достается тяжело. Но куда деваться, за все в жизни надо платить, в том числе и за индивидуальность. Проблема только в том, что денежные купюры тут не всегда принимаются. 8 из 10
'Русалка' Меликян - с одной стороны, это грустная сказка, соединившая в себе Ганса - Хритиана Андерсона и бессмертную романтическую комедию Жана - Пьера Жёне 'Амели' (хоть и режиссер отрицает сходства.), а с другой стороны, гротескная история девочки Алисы, вбежавшей по собственной воле в огромный мегаполис из окраин нашей необъятной Родины. Что любопытно, наряду с нашей наивной волшебницей еще одним главным героем в кинокартине является Москва, олицетворяющая собой город - надежду, в который бегут от безысходности, в тот момент, когда тебя и твою семью нигде не ждут, когда за спиной разрушенный дом и свободное море. Алиса - бедная девочка (во всех смыслах этого словосочетания), она всегда жила надеждой на то, что увидит родного отца, но, увы всё родное подменялось фальшивыми ценностями, и даже конец света, который так ожидали жители немногочисленного города, оказался фальшивым, и именно в этот момент, когда чувство всей иллюзорности и размытости своего существования достигает у Алисы апогея - она теряет речь, как позже оказалось не на долго, подумаешь, какие - то 12 лет. Любовь - совокупность реального, чистого и честного, это именно то, что возвращает Алисе её голос, а вместе с ним и веру в то, что близким людям можно помочь, есть весомый повод любить окружающий мир и пора уже побеждать зло! Но тем не менее Алиса продолжает жить в своё вымышленном мире, где живут настоящий отец, любимый человек, свободное море и многие идеалистические понятия, а Москва, в свою очередь, - это настоящий мир, оперирующий языком слоганов и даже река в ней темная, не свободная. Семья Алисы ужасно не похожа друг на друга с первого взгляда, но вскоре мы понимаем, что эту троицу объединяет надежда: Алисы - на любовь, матери - на мужчину, бабушки - на золото, а в центре всего этого наша жизнь, не сумевшая предоставить всем трем нужного места на земле, везде они не до конца понятые, в особенности Алиса. Саша, побежавший искать свою 'лунную девочку' моментально ломает собственный хребет при встрече Риты. И, к сожалению, смерть Алисы - это действительно, только статистика в огромном мегаполисе, где сказочные герои должны жить лишь на страницах детских книжек.
Фильм посмотрела, потому что попался случайно – как оказалось, он рассчитан на романтичных подростков с несформировавшимся вкусом и скудным кинозрительским багажом. В фильме много претензий и потуг на эффектные кадры и фестивальный нестандарт. В сущности получилась мелкобытовая любовно-романтическая драма потерянного подростка с мутными и неясными жизненными ориентирами. Все это было бы смешно, если бы не было так печально. В фильме хотели показать одиночество и драму нестандартного человека в циничном обществе на фоне среднестатистической любовной истории с вкраплением «паранормальностей». Получилась нереальная нескладуха с фантастичными персонажами, с оттенком гламура и осадком безысходности. Что хотели сказать создатели картины своим произведением? Что нового нам они открыли и о чем заставили задуматься? С какой интересной стороны показали нам мир? Со стороны человека, смотрящего на него изнутри костюма мобильного телефона? Даже это было бы куда интереснее, если бы это было именно так. Главная героиня картины – современной российской интерпретации сказки Андерсона – нестандартная девочка Алиса с грязно-зелеными волосами и со сверхспособностями «исполнять желания», половину фильма немая, вторую половину – влюбленная в гламурного «принца». Интерпретировать-то интепретировали, но вдохнуть душу и красоту в эту современную сказку не удалось. О нестандарно-авантюрном взгляде на мир есть хорошие фильмы, например, тот же «Амели». Об «особенных» людях – классика «Человек дождя», например. А о трагической любви неплохих фильмов – пруд пруди. Картина «Русалка» - это попытка компиляции этих трех тем, по сути своей не несущая ни внутреннего позитива, ни доброты, ни необычной эстетики, и не сумевшая создать по-настоящему увлекательную и интересную личность в своей основе. В фильме полно несуразиц, непонятностей и откровенных глупостей, сделанных ради «красивости». Вот лишь малая толика их -Толстая мамаша героини идет купаться, и моряка, сидящего на берегу, вдруг при виде ее жирных телес настигает такая страсть, что он лезет в море заниматься сексом, не сняв штаны. Режиссеру очень хотелось снять кадр, где на дно морское падают брюки. Не смешно ли? - Домик на песке в пяти метрах от моря, в котором живет семья Алисы – разве это не бред? Хотя, может быть, место такое глухое, что им не ведомы законы, и раза три в год дом уносит штормами и приливами и они выстраивают его заново? -Девочка Алиса работает в костюме сотового телефона – на нем нет никаких надписей, она не зазывает в конкретный магазин или ресторан, не раздает листовки, просто ходит в костюме безымянного телефона или пивной кружки где хочет – и все. Вы видели когда-нибудь таких промоутеров? -Парень, в которого влюблена Алиса – по фильму, сильно крутой и гламурный товарищ, имеющий кучу денег и шикарный дом за счет торговли участками на Луне. У него даже важнейшие контракты случаются и «крутые» деловые встречи. Погуглите для интереса: на Луне участками торгуют несколько небольших жалких сайтов, все продают по интернету и кусок Луны может позволить себе любой из нас – они стоят смешных денег. Озолотиться на этом сомнительном предприятии и вести свой бизнес аля «директор нефтяной корпорации» - это просто смешно и глупо. -Окончив школу «для дураков», Алиса без труда сдает вступительные эзамены в университет. Во-первых, немую девочку с нормальным интеллектом в школу для отсталых не отправят – она окажется в школе для глухонемых. Затем, закончив школу для умственно отсталых, просто невозможно хоть как-то сдать экзамены в ВУЗ, ибо там нет и половины «нормальных» предметов для старшеклассников. -Алиса, благодаря своим способностям и возжелав «хочу учиться», поступает в университет. Но ни разу нам не показывают в фильме, что она ходит на лекции и семинары. Она то занимается уборкой в доме своего возлюбленного, то прогуливается в образе телефона, то прыгает с моста. Если так хотела – чего же учиться не стала? - Как она общается, будучи немой, и устраивается на разные работы? На это было бы очень интересно посмотреть, но авторы картины всячески скрывают – или не знают как показать – это обстоятельство. - Зачем и для чего введен персонаж безногой женщины? Чтобы в очередной раз показать всю горечь бытия? Или просто чтобы стать оригинальными? Зачем эта хулиганская акция в косметическом магазине с битьем флаконов туалетной воды? Что в ней правдивого или трогательного? -Кстати про безногую девушку – Алиса обещала ей исполнить ее желание – бутылку виски, но почему-то это желание зависает в воздухе и никак не осуществляется. Зачем тогда все это было? - В фильме нет ни капли чувства юмора, ни иронии, ни одной шутки. Даже парень, пытавшийся рассмешить Алису, тупо и бездарно орет как орангутанг. Хоть бы анекдот рассказал. Ирония и остроумие всегда уместны в фильмах такого жанра, но сценаристы решили обойтись без них -Об «осуществлении мечт». С одной стороны, нам показывают, что Алисе это удается. Она получает то, чего искренне хочет. Тогда почему же она, искренне захотев, не избавится от соперницы и не навредит своему работодателю? Ведь она подсознательно и любому понятными чувствами должна это сделать. Но этого не происходит. Зато она «гадит» невинным и не имеющим отношения к ней людям. Если говорить о ее «экстраординарных» способностях, то они по фильму проявляются весьма неадекватно и никому добра не несут. Если допустить, что человек может обладать такими возможностями, то ни разу ничего не изменить в происходящем в позитивную сторону, никому не помочь, (кроме лишь одного эпизода с самолетом), не изменить свою жизнь и жизнь близких к лучшему – может лишь очень эмоционально ограниченный, пустой и черствый человек. Каким по сути, несмотря на ее странную любовь, главная героиня и является. Пустая разочарованная девочка в спортивной одежде, влюбленная в гламурный идеал, равнодушная к миру, зла от добра не отличающая – таков образ главной героини. И даже жертва ее в во имя жизни возлюбленного стала не намеренной и искренней, как у Андерсона, а просто случайностью на дороге. Что ж, у нас, наверно много глуповатых и пустых девочек. И также есть неумные и претенциозные фильмы о них.
Да не сочтут меня продавшейся Западу тварью за честное признание: русское (постсоветское) кино я не люблю. Все фильмы, которые мне попались до принципиального решения больше не разрушать свой мозг ЭТИМ, четко делились на две категории: 'коммерческие' (как Голливуд, но хуже и дешевле) и 'рашн-фильм' (нечто невообразимо-мрачно-депрессивно-серое на тему смысла жизни). Совершенно случайно посмотренная (в нарушение обета!) 'Русалка' - чуть ли не первая на моей памяти картина, не укладывающаяся в эту простенькую классификацию... впрочем, ни в какие другие рамки тоже. Не могу сказать, что фильм понравился на 100 %. Кое-что было непонятным, кое-что явно лишним. Зато присутствовало... не знаю, как сказать... очарование, что ли? То неуловимое качество, которое и отличает хорошее от посредственного, глубокое от мелкого, важное от неважного. Конечно, первую скрипку играла героиня - Иная, какие и не снились Лукьяненко. Но очарование фильма не ограничивалось ею. Весь мир картины - иной и при этом удивительно живой и целый. Слушая вопли критиков (и в 'Закрытом показе', и после), я вообще ничего не могла понять. Но только поначалу. В результате мозгового штурма родилась версия. На мой взгляд, неприятие 'Русалки' - следствие банального дисконнекта. Фильм просто говорит на другом языке и оперирует другой, непривычной нам логикой. Он - как романы Милорада Павича или Габриэля Гарсиа Маркеса: кто-то принимает правила игры и наслаждается происходящим, кто-то пытается их осмыслить и в результате оказывается за бортом. Не исключаю, что и мое собственное неприятие ряда моментов объясняется все тем же дисконнектом: не поняла, не смогла принять, слишком много думала... Кстати, совет тем, кто еще не смотрел: не думайте, пожалуйста! постарайтесь почувствовать! 'Попробуйте на вкус' этот распахнутый ветру дом у моря, ощутите на себе клаустрофобию московских улиц, неистовое биение сердца во время бега. Вспомните, каково это - быть очень юным: любящим и жестоким, верящим в собственное бессмертие и всесилие. Итог После 'Русалки' моя уродливая классификация отечественного кино пополнилась новой 'полчкой' - 'светлый рашен-фильм'. Картина действительно живая и светлая. Стыдно только за концовку. Не из-за отсутствия хэппи-энда, тут как раз все логично. Из-за прозы жизни, неожиданно, нелогично и глупо врывающейся в иной мир и разрушающей его до основания. Нельзя так с русалками. Никому, даже авторам. Уж лучше как у Андерсена - морской пеной. 9 из 10
Фильм этот я замечала в прокате уже не раз, читала даже несколько рецензий, мне его кто-то рекомендовал к просмотру, но я до него так и не добралась. Как-то не больно и хотелось, честно говоря и, если бы не ничегонеделание в один из вечеров в лагере, так бы и не посмотрела. Но моя корейская приятельница Нури учит русский, ей было интересно посмотреть, а меня привлекли звуки родного языка. Кроме того, бывали в кине моменты, которые требовали объяснения носителя языка – в итоге, всем был полезен просмотр. Так вот, что сказать о кине. Вы чуете, к чему я веду, называя кино «киной»? Если да – то вы молодцы. Если нет – то разъясню популярно: фильм ни о чем. То есть, как бы, режиссер, должно быть, хотел сказать, что фильм о любви. Наверное, о любви, но, друзья – доколе?! Как долго еще в России будут снимать кино в этой быдлятской манере? О любви неравной, неправильной; о любви к дочери – колхозной; о любви к миру – через призму инвалидов и водки. И с матом, и с бог знает чем еще. И, главное, дурацкая концовка. Что хотел сказать нам этим всем автор? Я не поняла. Смотреть не нужно. Только если уж совсем нечего больше.
Фильм повествует о маленькой девочке Алисе, которая наделена необычной способностью разговаривать с морем и влиять на происходящие события. Живя с бабушкой и мамой в маленькой хижине на берегу моря, девочка чувствует себя счастливой, до того момента, пока семья не решает переехать в Москву. В шумном мегаполисе, Алиса, получившая образование в школе для умственно отсталых детей, пытается найти работу, в результате чего встречает свою первую и единственную любовь - Сашу. А на протяжении всей истории героиню посещают психоделические сны о пропавшем отце, любимом, наполненные необычными диалогами и красками. История о безответной любви чуткой и трогательной Алисы должна тронуть каждого. Фильм пропитан чувством какой-то необычности, внутренней боли. В процессе просмотра, ты начинаешь воспринимать события уже не своими глазами, а глазами героини. Чудаковатая «Русалка» поражает своей наивностью и открытостью души, она готова пожертвовать своей жизнью, чтобы уберечь от смерти своего любимого. Лозунг фильма гласит: «Старый сюжет - неожиданный взгляд» и это полностью отображает его концепцию. Не любой зритель способен полюбить этот фильм, хотя бы, потому что привыкли к старой доброй сказке Андерсона, после него остается много вопросов и мыслей, его очень сложно понять, что позволяет отнести его к жанру арт-хауса. Думаю, каждый найдет в нем что-то свое, потому что история трогает, цепляет, напоминает о чем-то. В фильме есть много причудливых сцен, которые волей-неволей всплывают в памяти, как ассоциативный ряд. Вот одна из них, которая тронула меня больше всех: маленькая девочка стоит одна на деревянном мостике, впереди море, надвигается буря и она начинает дуть, с каждым разом всё сильнее и сильнее, и волны отвечают ей в таком же темпе, когда последние брызги слегка касаются её лица, она улыбается и убегает. Особое внимание стоит обратить на игру прекрасной актрисы Марии Шалаевой, сыгравшей главную героиню, и Евгения Цыганова, знакомого нам по фильму Питер Fm. Они сумели отобразить чувства двух абсолютно не похожих друг на друга людей, которые находятся так далеко и так близко друг к другу. Мария сумела передать весь многогранный мир своей Русалки, всю её внутреннюю трагедию и ту боль, которая таится внутри. Возможно зритель, как и герой Евгения, только в конце осознает, что таких, как Алиса нет и не будет, но как это бывает в кино-слишком поздно.
Русалка. Сколько заключено в этом слове? Вода, море, глубина, рыбы, акулы, соль, камни, дно, чешуя, хвост.. можно придумывать бесконечно. Для каждого свое. И все-таки есть общее - магия. История. Сюжет для меня не оказался каким-то необычным. Мать-одиночка, отчаянно пытающаяся пристроить себя к любому встречающемуся на пути мужчине. Бабулька с креслом-качалкой и мороженым. Отец 'дальнего плавания', которого мать видела лишь раз (на юге часто такое случается). И вот, девочка подула, и желания начали исполняться.. Хмм, странная магия для такой русалки. Нет, это, безусловно, чудесно, что у Алисы все получается. Но, на мой взгляд, если сильно захотеть, каждый из нас может силой мысли совершать такие 'чудеса'. Москва... Что может случиться с девушкой в день восемнадцатилетия? Именно с этой девушкой? Она может влюбиться. Честно говоря, выбор страный. Как и знакомство. Музыка. Вот она-то мне особенно понравилась. Легкая, ненавязчивая, душевная (ну кроме подобия будильника у Александра дома). Музыка была именно в нужных местах. Актерский состав. Не могу в этом плане высказать что-то плохое. Мне понравилась игра актеров. Особенно мама Алисы. Особенно в начале фильма (хотя тогда я испугалась, что фильм будет про нее). Алиса запомнилась тем, что никогда не унывала. В какие-то моменты казалось даже, что она чувствует себя повелительницей мира, выдувая воздух из леких и загадывая желания. Что касается остальных, вердикт таков: я уверена, что забуду Сашу, Риту, парня из института и других присутствующих лиц. Картина снята про жизнь Алисы, про ее необычность, про ее будни. Но все эти люди все равно затуманятся. В целом, картина красивая. Да, русские умеют снимать фильмы. Сюжет-таки необычен для российского кинематографа. Спасибо режиссерам и сценаристам. Но, к сожалению, у меня фильм особых эмоций не вызвал. В памяти останется зеленоволосая девочка Алиса, ее мама и музыка. Поэтому 5 из 10
Понять принцип, по которому российские фильмы выдвигаются на различные премии (а в пределах страны их еще и получают) просто невозможно. Вот и «Русалка», российский претендент на «Оскар», до номинации так и не добралась, что объяснить особого труда не составляет. На 60% фильм состоит из юродивой главной героини, ее кривляний и дебильной жизни в мегаполисе, на 20 – из вызывающего не меньшее отвращение глянца, на 5 – из скрытой рекламы, а на остальные 15 – из зловонного вещества, которое опознавать совсем не хочется. Все это вместе составляет абсолютно бессмысленную сказку нулевых лет для нулевых зрителей, покрытую налетом телевизионного глянца (видна режиссерская школа автора), словно памятник – бронзой. Этот налет не просто данность бездарности, он средство для того, чтобы скрыть отсутствие авторского стиля. На этом фоне еще глупее выглядят очевидные заимствования у Жан-Пьера Жёне, режиссера интереснейшего. Вообще, в фильме вроде бы все стараются. Оператор снимает репортаж из жизни каменных джунглей с элементами сюжета, режиссер заставляет актеров двигаться и произносить бессмысленные реплики, Шалаева изображает обезьянку русалку в чужом мире, а зритель ждет, пока весь этот цирк кончится и начнется кино. Вместо этого начинается новый цирк, теперь уже у главного интеллектуального клоуна российского телевидения, беспардонно затаскивающего в этот грубый фарс массу умных людей. В принципе, про это обсуждение рассказывать было бы гораздо интереснее, чем про опус Анны Меликян, но ситуация не позволяет. Про «Русалку» же больше ничего сказать нельзя, так как по сути в ней больше ничего и нет. Разве что идиотский финал, который больше напоминает плевок в лицо зрителя, летящий еще смачнее и омерзительнее, чем хрупкое тело - из-под колес автомобиля. Жанровая характеристика: Молодежная глянцевая сказка Итог: «Русалка» напоминает настоящий вход в пустоту, царящую в голове у ее создателей. По крайней мере, после просмотра в разуме царит схожая тупая благодать. 3 из 10 Спасибо за внимание
Главную героиню фильма трудно описать словами. Алиса – это, тот комочек шерсти, который согреет не хуже батареи любую душу. Так что, у кого таковой не имеется фильм можно и не смотреть. Не поможет. Вам же и так хорошо в Вашей муравьиной жизни. На самом деле... Русалка это все те, для кого слово «пустота» больнее и знакомее, чем все слова мира. Наверняка у Вашего соседа в душе зелёные волосы, а у уже взрослого папы подсознательное желание замолчать навеки, а у Вас... ну наверное Вы очень бы хотели влюбиться в мужчину, который торгует воздухом, а главное, чтобы Ваш папа был моряком дальнего плавания, только такого дальнего, чтобы Вы всю жизнь его ждали, глядя на скафандр... Мир делится на тех, кто прячется в панцырь изображая улитку, чтобы не дай Бог остальные наземные брюхоногие моллюски не заметили, что Вы не из их числа и купаетесь в фонтане не только в день ВДВ, а ещё и просто тогда, когда Вам захочется... и на остальных, которые выбирают жизнь. Боятся все. Только почему-то у некоторых хватает духу быть собой... ходить в солнечную погоду под зонтиком под гогот прохожих и на вопрос окружающих по этому поводу честно и громко отвечать – потому что я не люблю много солнца. Плакать в метро, не потому что выпили лишнего, а потому что вдруг внезапно вспомнили фильм «Амадей», который смотрели лет эдак десять назад. И считать ступеньки в переходе, даже если Вам уже не пять, а сорок пять. Вы всё ещё удивляетесь Алисе? Зря. Она тот глоток честности, искренности и главное правды... А правду, господа присяжные, как сказал один небезызвестный герой Олега Ивановича Янковского, нельзя оскорбить. А самое душераздирающее, что мира Алисы не существует. Есть реальность и есть непрогибаемая под эту реальность личность. Сначала мы издеваемся над ними в школе, потом гнобим, когда уже становимся взрослыми дядями и тётями, и в конце концов хотим быть на них похожими... только мы никогда и никому в этом не сможем признаться и, поэтому, лучше раздавим непохожих на нас. Мы и своих детей тоже пытаемся воспитать быть как все – Петенька, к Новому Году нельзя сочинять стихи, посвящённые докторской колбасе, Машенька, в армию идут только мальчики, оставь свою дурацкую мечту стать танкистом. И им всегда тяжело. Это мы с Вами кудряво живём, а эти люди ходят по свету, по одной с нами земле и ищут себе подобных. А самое ужасное во всём этом, что в финале и тех и других ждёт печальный конец. Особь улиточных загнётся, когда наконец поймёт, что всё что они делали было бессмысленно, потому что они никогда не умели жить. А вымирающий вид в виде зеленоволосых девочек в конце концов погибнет смертью храбрых от непонимания и боли. Вам выбирать. Мрачно? Считайте, что это был слон из мухи. Ещё не поздно начать выращивать крапиву на балконе, дабы потом варить из неё шампунь, выбросить телевизор и главное никогда не ходить по улице с пластиковым пакетом, потому что вы всегда считали это асексуальным. P.S. Фильм был замечен профессионалами мира кино и по заслугам получил несколько премий. Примечательно, что «Русалку» отметили именно на таких свободных и непафосных фестивалях как Берлинский кинофестиваль и Sundance, что куда важнее «Оскара». Поэтому, господа присяжные заседатели, кто фанатично верил в то, что заграницей этот фильм и смотреть не станут – к счастью, глубоко ошибался. 9 из 10
Посмотрела этот фильм в рамках 'Закрытого показа' Гордона и вот к какому выводу пришла - это кино стоит посмотреть по двум причинам: 1) чтобы улыбнуться и получить некоторое количество позитива; 2) чтобы еще раз напомнить себе о том, какое оно, наше общество, как и чем оно живет. Фильм, вроде как, хороший: и снят он красиво, и приемы интересные режиссерские имеются, и на массовую публику он рассчитан, и эстеты там свое найти смогут, и персонажи занимательные - но что-то в нем не так... Долго думала - что... Может проблема его в том, что уж слишком много там замешено. В сюжет все-таки стоит брать одну тему и прорабатывать, а уж из нее тогда и вытечет вся наша жизнь, а не распаляться на все сразу, ничего так и не доведя до конца, как и получилось у Меликян. В 'Русалке' сразу столько проблем затронуто: и тема так называемых блаженных людей в этом мире, и провинциальный человек в большой городе, и отношения детей и родителей, и реализация мечты, гламур, любовь вообще и любовный треугольник в частности, одинокая женщина, моральный кризис, преследующий 30-летних состоятельный мальчиков и их гламурных подружек, 'обездушивание' нашего общества, и даже андерсоновская 'Русалочка' с ее жертвой тоже сюда приплетена. Так что в итоге, в конце фильма, ты окончательно перестаешь понимать, что же ты все-таки смотрел. Недаром Гордон так и не смог в своем ток-шоу ни от кого добиться ответа на вопрос: 'О чем фильм?' В лучшем случае отвечали: 'Обо всем'. 'Но так не бывает! Так даже у Толстого не получилось!' - справедливо заметил Гордон, и был прав. Вот и у Меликян в итоге получилось ни о чем, потому что темы на протяжении фильма менялись несколько раз. И финал потому натянут, что логически не из чего не вытекает. А вот что приятно порадовало, так это цитаты, которые Меликян щедро использовала в своей картине, ими фильм просто пропитан. Цитирует она как современное кино, так и уже старую классику. 'Русалку' можно смотреть как угадайку: а вот эта сцена из какого фильма? Но цитирует Меликян очень правильно, придавая своей картине тем самым глубину, и давая зрителям разных социальных культур возможность самоидентификации, путем узнавания таких отсылок. Чего стоит только начало фильма, при виде которого сразу вспоминается сцены на пляже в феллинивском '8 1/2', или, несмотря на грустный для главной героини финал, ее светлая, вселяющая надежду улыбка в конце, отсылающая нас к 'Огням большого города' Чаплина или 'Ночам Кабирии' все того же Феллини.
Когда свежих и оригинальных идей у режиссёра не хватает, он зачастую обращается к литературным сюжетам, а также к кинолентам, в той или иной степени его – режиссёра – затронувшим. Первый полнометражный фильм Анны Меликян с необычайно самобытным названием «Маша» и столь же оригинальной сюжетной линией - не имел особого успеха. При создании второго она ориентировалась на популярные нынче романтические комедии-мелодрамы а-ля «Амели» (Фильм «Русалка» даже называют российским ответом французской команде во главе с Жан-Пьером Жёне), «Босиком по мостовой» (Бросается в глаза ничем не прикрытая параллель с пересечением двух несчастливых судеб после неожиданной встречи в схожих условиях), «Влюбись в меня, если осмелишься», «Беги, Лола, беги!» и множество других. Очевидно, что корни «Русалки» происходят и из классических, проверенных временем сказок Ганса Христиана Андерсена– здесь вам и «Русалочка», и «Девочка со спичками» (уже многократно экранизировавшиеся) в одном флаконе. Можно вспомнить и сэлинджеровского Холден Колфилда, блуждающего по Нью-Йорку и брезгливо всматривающегося в гнетущий окружающий мир. А московский этап и вовсе отсылает зрителя к «Алисе в городах» Вима Вендерса, а, вполне возможно, и к Жану Виго с Рене Клером. Таким образом, госпожа Меликян, набрав в охапку цветов, стала собирать из них букет, да так собрала, что национальная оскаровская комиссия выдвинула её творение на почётную премию. В целесообразности данного решения вполне уместно усомниться и в недоумении развести руками. Режиссёр стремился максимально усложнить типовой, избитый, затёртый до дыр сюжет, не отклоняясь при этом от строгой направленности исключительно на женскую аудиторию школьного возраста посредством навязывания мелодраматического взгляда на многие аспекты бытовой повседневности. В романтической трагикомедии Меликян демонстрируется жизнь наделённой сверхъестественными способностями девочки – с момента её рождения и до самой гибели. В прибрежном провинциальном городке Алиса (даже имя главной героини недвусмысленно намекает на причину её необыкновенных возможностей) мечтает стать балериной, но из-за своей матери - беспринципной и равнодушной к существованию своего чада – не осуществляет своего желания. Маленькая Алиса непрестанно ждёт своего отца, который, как ей кажется, вот-вот приедет. Но этому случиться не суждено – мать, единственным увлечением которой является флирт со всеми близрасположенными неженатыми мужчинами, в грубой форме раскрывает истинную причину отсутствия отца в их семье, связанную с одной из её многочисленных случайных связей. Алиса же видит мир другими глазами – она отвергает распутные похождения своей матери и, застав очередную нелицеприятную сцену, поджигает собственный дом. После чего несколько лет проводит в заведении для умственно неполноценных детей и, наконец, разрушает родной городишко, вызвав стихийное бедствие. Она, словно Пеппи из сказки Астрид Линдгрен, всюду вносит неразбериху и доставляет ужасные неприятности окружающим. Всё это сопровождается вставками из ярких, пёстрых, абстрактно-сюрреалистических снов Алисы – в них она видит отображение действительной реальности. Сны заметно оживляют фильм, грамотно проводят черту между главами, но и их нельзя признать за режиссёрское открытие – всего лишь очередной подсмотренный Анной Меликян момент. На лицо типичнейший рекламно-развлекательный поп-арт. А как гениально снять фантастические сновидения наглядно продемонстрировали Жан Ренуар и Жан Тедеско ещё в далёком 1928 году («La petite marchande d'allumettes»). Да и с современными фильмами сравнение напрашивается отчётливо – просто неприличное сходство снов Алисы с видениями Анны Хулио Медема, с тщательно выдержанной цветовой гаммой «Страны приливов» Терри Гилиама. Но невероятные приключения русалки на земле продолжаются – её семья переезжает в Москву, где царит пошлая столичная атмосфера. Здесь героиня Марии Шалаевой подрабатывает где только можно. Её пребывание в телефонной трубке несомненно украдено из западных музыкальных клипов, которые, в свою очередь опирались на более масштабные кинопроизведения. Взять к примеру испанский фильм «Телефонна будка» Антонио Мерсеро, хотя там несколько другая история. Девочка вплетается во взрослую жизнь, знакомится с новыми людьми, одним из которых становится Саша – они собирались спрыгнуть с моста над рекой Москвой в одно и то же время – день восемнадцатилетия Алисы. Девочка влюбляется в своего нового «героя» с первого взгляда. Русалочка – один из самых таинственных, манящих, привлекательных, притягательных женских сказочных образов. Назвать же Алису русалочкой язык не повернётся – не разглядеть в ней столь необходимых тонкостей и элегантных черт. Здесь явный плюс к выбору названия фильма – именно «Русалка», а не «Русалочка». «Она мечтательница, ждет принца, живет в мире своих фантазий, способна самые грустные ситуации воспринимать с оптимизмом и видеть в происходящем светлые стороны…» - так характеризует свою героиню исполнительница главной роли. Но намёки на то, что Алиса – чрезвычайно своеобразная, остроумная, яркая, живая, понимающая и любящая – именно намёками и остаются, они ничем не подкреплены - всплывает неоправданная парадоксальность и нерасчётливость сюжетной линии. Её псевдоуникальность втиснута в рамки ограниченной фантазии автора алисиного образа – ничего другого и не подумаешь при «знакомстве» со столь циничной и эгоистичной Алисой. (Смотри продолжение)
(Продолжение) Главный герой фильма не имеет ни твёрдого характера, ни чётких убеждений – он находится в развёрнутой стадии поиска направляющего вектора своей жизни, но при этом тотально инфальтилен и амёбоподобен. И это при том, что работает Александр в конторе по продаже участков на Луне, главенствует на съёмочной площадке по созданию рекламных роликов, ходит по ночным клубам, встречается с друзьями. Но ничто его не интересует, везде ему не по себе, даже с моста он прыгает не отчаянно, не безысходно - беззвучно, обыденно, как по плану – так же, как он выполняет свою работу. От своих громадных доходов он отстраняется, но не бежит ни к высоким чувствам, ни к вечным истинам. Он – главный герой молодёжной (!) сказки (!) – желает лишь оборвать свою жизнь, убить «горе» в алкоголе. Не парадокс ли? Обстоятельства, происходящие с ним, не колышут его внутреннее «Я», Саша не делает напрашивающихся выводов. В своей жизни (её киночасти) он не выказывает эмоциональные подвижки, лишь в некоторых эпизодах, тем или иным образом связанных с Алисой, в буквальном смысле свалившейся ему на голову, поведение Александра заслуживает зрительского внимания. В любой (казалось бы) сказке герои проявляют себя. В фильме же поступков и не было практически - два раза Алиса спасала Сашу - но это следует рассматривать, в том числе, и через призму эгоистической натуры героини – она во многом пытается оправдаться в собственных глазах за смерть мальчика в университете, за другие причиненные ею «неудобства» окружающим. И потом, не могла же Алиса, наделённая столь дивным даром (в действительных способностях девочки, кстати, усомняешься в других эпизодах – очередная недоработка сценария) не спасти человека в той ситуации – было бы совсем уж дико. Её любовь весьма сомнительна. Характеры персонажей или напрочь не раскрыты, или недолеплены режиссёром – показаны лишь поверхностные особенности их повседневного времяпрепровождения. У героев не обнаружено сильных человеческих качеств – все они слабы – кто-то катастрофически неуместно в данном контексте, кто-то - вполне заслуженно. Никто из действующих лиц у Меликян не является примером для подражания, ни один не демонстрирует положительных доминант. Удивительное дело – в фильме «Русалка» отсутствуют герои – в истинном понимании этого слова. Персонажи картины не совершают поступков, решительных действий, не проявляют характер, даже возникает ощущение, что и двигаться им лениво и надоедливо. А искусственно-фальшивые и по-детски коряво сделанные образы второстепенных лиц (а первостепенных и не видно) только подкрепляют данное представление. Отсюда вопрос: есть ли в фильме добро? Думаю, что если и есть, то не пробиться ему к свету сквозь гущу испорченного материала. Что Алиса принесла в мир, что изменила в себе или окружающих её людях? Ничего абсолютно! И это при том, что эта девушка способна творить чудеса, а, следовательно, оказывать влияние – на это неоспоримо указывает автор. В фильме затрагиваются довольно-таки серьёзные и насущные проблемы современного поколения, но они ни в какой мере не решаются режиссёром – всё у Меликян слишком просто, аморфно, банально. Каждый стержневой момент произведения (рождение Алисы, причина переезда в Москву, встреча молодых людей, вереница смертей) основывается на случайностях. Таким образом, зрителю не демонстрируется ни теорема с доказательством, ни пути выхода из сложившихся ситуаций. Всё основывается на том, что режиссёру «так понравилось», что картинка «удачно сложилась» и этого якобы достаточно. В телепередаче («Закрытый показ» с Александром Гордоном), приуроченной к премьере фильма, Анну Меликян попросили назвать жанр её произведения. Режиссёр не смогла убедительно ответить: 'Это такой жанр, когда сначала смешно, смешно, а потом грустно'. Вполне исчерпывающе она раскрывает и смысл фильма: 'Это так мило, так прекрасно, ну как вы не понимаете?' А Мария Шалаева, получившая множественные восторженные отклики, заявила: «Актерская профессия очень приземленная. Все предельно просто и конкретно». Очень наглядно демонстрирует характер фильма и саундтрек модной поп-исполнительницы, именующей себя «Лера Массква». И вот произведение, напичканное подобными «изюминками», было отправляют на 'Оскар' от России. Решение национальной оскаровской комиссии оказалось крайне неожиданным ещё и потому, что среди претендентов на выдвижение на почетную награду значились такие картины, как 'Александра' Александра Сокурова и 'Пленный' Алексея Учителя. Несмотря на коммерческий успех и относительные трофейные завоевания («Русалка» получила призы и награды в Сочи, Берлине, Карловых Варах, Ереване, Санденсе, Паличе и др.), фильм Меликян как минимум вторичен и кроме современного подростка мало кого способен заинтересовать. Он моден, излишне гламурен, неоправданно популярен, неестественно фальшив. Удачные режиссёрские находки данного, откровенно молодёжного, фильма никак не окупают художественную взъерошенность, примитивные и легко предсказуемые сюжетные ходы. Вкупе это выглядит как некий текст, набранный смесью курсива, подчёркивания и выделения цветом. Представлять российский кинематограф «Русалка» явно не достойна. Глубина мысли и философское начало в фильме предстают в зародыше, бесхитростно-простодушной форме. «Русалка» - это попытка вписаться в модный формат «другого» кино, а на деле – продолжение серии современных молодёжных комедийных мелодрам во главе с «Питер FM» и «Плюс один». Но, с другой стороны, данное кино нашло своего зрителя, что является неотъемлемой и чуть ли не первостепенной задачей кинематографа. Ставлю трояк с большим минусом по десятибалльной шкале – за роль бабушки, исполненную Альбиной Евтушевской, вполне удовлетворительную операторскую работу и монтаж, а также за второстепенные роли детей, с блеском исполненные в эпизодах на съёмочной площадке у Саши и в учреждении для умственно отсталых подростков. 3 из 10
Фильм рассказывает о девушке, которой выпала непростая судьба. Еще совсем маленькой, Алиса стирает ноги в кровь и надеется, что когда-нибудь станет балериной. Она ждет своего отца, которому не суждено приехать. Проходит время и девушка, воспользовавшись своим умением исполнять желания, переезжает в Москву. Она работает, поступает в университет (не без своего дара) и влюбляется в мужчину, забывшего всяческие моральные принципы, который, напившись, идет топиться. Александр – типичный житель мегаполиса, зарабатывающий деньги на продаже участков на луне. “- Как можно продавать то, что тебе не принадлежит? - Разве Земля кому-нибудь принадлежит? А участки постоянно перепродают. Это тоже самое. То, что не принадлежит никому, можно себе забрать”. Явно не случайно, что Александр привязан только к своей рыбе. Только вот что за рыба ему нужна, он понимает слишком поздно. Остается у разбитого корыта с женщиной, такой как все, совершенно нелепой работой, беспорядочным образом жизни и, что самое главное, без покровительства русалки. Только когда настоящее становится прошлым, герой начинает его ценить. В принципе банальность, но разве не так всегда бывает? Рекламные лозунги, комментирующие моменты сильных эмоций, стремятся совсем добить или наоборот, приделать ангельские крылышки главной героине, которая так наивна, что сильнее и быть не может. Даже если учесть ее детство, проведенное в школе для умственно отсталых и с матерью, вечно винившей дочку в своих неудачах. Хотя… Алиса может исполнить любое желание, так почему бы не верить в то, что счастье где-то есть? Но все эти чудеса имеют последствия, и надо сказать, не безобидные. Смерть. И оно того стоит? Последние минуты фильма и, казалось бы, все идет к хэппи-энду, но сказка резко обрывается. Все что мы слышим – “такое часто случается… это нормально… это судьба.” Странно-простое объяснение, с претензией на высокую или хоть какую-то мораль. Смысл фильма видимо в том, что все мы, скрытые за стеной цинизма и скептицизма, должны скинуть разноцветные маски и показать истинное лицо миру. И, может быть, тогда наши желания соизволят исполниться. Но не факт. Вдруг все оборвется на самой радужной ноте?
Не успев выйти в прокат, фильм «Русалка» стал поводом для жарких споров. Зрительская аудитория сразу же резко разделилась на тех, кто проникся картиной, и людей, считающих, что такое кино ни в коем случае нельзя снимать а про показывать даже и нечего говорить. Надо сказать, равнодушных не оказалось. Те, кто сознательно по какой-либо причине не стал смотреть (хотя это тоже позиция), не в счёт. С премьеры фильма на московском кинофестивале я ушёл, вкусив лишь минут пятнадцать экранного времени, но спустя некоторое время мне пришлось его пересмотреть для анонса в телеприложении одного журнальчика. В этот раз я попробовал отнестись к «Русалке» настолько беспристрастно, насколько хватит сил. Постарался забыть, что я терпеть не могу вымороченное женское кино с типично женскими проблемами и сомнительной самоидентификацией. Решил разобраться, что именно мне не нравится в фильме. И пришел к неожиданному выводу — каждый недостаток картины в моих глазах может обернуться достоинством для представительниц целевой аудитории «Русалки». Выглядит это так: - Актриса, сыгравшая роль Алисы, далека от голливудских стандартов. Зрителям-мужчинам приятнее было бы видеть Русалочкой кого-нибудь типа Умы Турман, Миллы Йовович или Скарлетт Йоханссон на худой конец. + Роль была написана специально для восходящей звезды отечественного кино Маши Шалаевой. Режиссёр Анна Меликян призналась, что давно собиралась придумать историю для «этой фантастической девушки». Именно с такой девчонкой из соседнего двора легче всего себя отождествить представительницам прекрасного пола. А это уже половина успеха. - Все остальные герои фильма выполняют функции декораций — картонные, вычурные, аляповатые. + На фоне гротесковых персонажей ярче раскрываются характер и переживания главной героини. - В фильме очень много деталей, параллельных движений, каждый кадр мельтешит знаками, символами, которые с первого раза не успеваешь прочесть. + Мы живем в информационный век, надо уметь успевать из потока выуживать все сигналы, в противном случае, жизнь пройдет мимо. - Главный герой, мужчина, в которого влюбляется Алиса, являет собой бесхарактерное, безвольное, никчемное существо, которого вообще ничего не интересует кроме аквариумной рыбки. К слову сказать, непонятно, за что он эту рыбку так холит, наверное, тоже какая-то метафора. Кстати, такой тип отмороженного героя стал часто встречаться у режиссеров женского пола (см. «Небо, самолёт, девушка», «Богиня: как я полюбила» и др.) + Женщины могут сходу задать закономерный вопрос: «А что, разве мужчины не такие?» - Фильм трудно каталогизировать. По всем признакам это так называемое «авторское кино». Но в таких случаях не тратится 2 млн долларов на рекламу. + Кино надо не каталогизировать, а смотреть. «Русалка» снискала множество призов на разных международных кинофестивалях. Если в России о картине спорят, то на Западе её признали, она собрала неплохой комплект престижных международных кинонаград и была отправлена на «Оскар». - Уйма сомнительных моментов в сценарии, так называемых «допусков», когда автор не заботится о достоверности. + Во-первых, это изначально сказка, где достоверности в принципе может и не быть, а во-вторых, можно договориться, что это «авторское кино», где художник может многое себе позволить. Есть еще несколько ±, но о них лучше промолчать, потому что это знание помешает смотреть картину, если вы соберётесь. Просто посмотрите и определитесь, на чьей вы стороне.
Фильм-счастье, если описать его одним словом.Честно говоря, это первый русский фильм современного кинематографа, который мне понравился за последние лет 10. Это что-то новое, странное, причудливое и одновременно очень притягательное. Смотрела я его далеко не в 2007, а всего- таки каких-то пол года назад, и то , только от того, что меня прилекли кадры с зеленоволосой необычной девочкой. Я досчитала до 20 и решила замолчать, навсегда. Алиса случайный ребенок, которого никто не ждал в этом мире.Отец, который является моряком оооочень далекого плавания, мать, которая совершенно не занимается своей дочерью и бабушка, которая целыми днями качается в своем ветхом кресле и мечтает, безнадежно мечтает, чем и заразила свою очаровательную внучку. Алиса с призрачной надеждой ждет, что вскоре приедет ее отец и все изменится.Но ожидания ее тщетны.На нее лишь повесили бирку и отвели в специальную школу. И еще за эти годы я научилась одному фокусу- исполнять желания. И в один прекрасный день, благодаря своим способностям, Алиса исполняет свое желание и они уезжают... Когда людям некуда деваться, они едут в Москву. Но и не тут то было. В Москве Алису снова преследуют неудачи, но девочка не унывает и все также безпристрастно любит людей в новом для нее городе. Я не ждала его, он просто свалился на меня в самый отчаяный момент. И как каждая принцесса, в свои 18 Алиса встретила своего принца.Саша- молодой человек, который занимается весьма не чистым бизнессом, проводит время в сомнительных компаниях, состоит в свзях с ужасными девицами, очень много пьет и время от времени старается свести счеты с этой 'адской' жизнью. Короче говоря, Александр, как и любой столичный денди , страдает хандрой Онегина. Вот за что его любить? А разве для того, чтобы любить нужно что-то? Это...я вас люблю. Она нашла его, а он ее нет. Она так любила его, а он не знал ее имени. Она спасла ему жизнь, а он угостил ее ананасами...Фильм заканчивается весьма логично и предсказуемо, ну как настолько другой человек может прожить в этом прозаичном, бестолковом мире? Отдельное спасибо Маше Шалаевой (из-за которой я познакомилась еще с 1 замечательным нашим фильмом Нирвана), которая достойно справилась со своей ролью, я даже не ожидала ТАКОГО от наших актеров. Все актры просто плесневеют в тени Шалаевой и Соковой. Весь фильм ты сопереживаешь главной героине: радуешься, плачешь, размышляешь, решаешь ...вместе с главной героиней. У меня эта картина вызвала весь спектр человеческих чувств(вообщем-то, как и пропогандировал нам трейлер) П.С. Не покидали синопсисы андерсеновской русалки и русалки меликян. Каждый кадр- это отсыл к книжке!!!Это потрясающе! Жаль, что фильм так и не попал на оскар.( 20 из 10 10 из 10
Начать хочется картин, их цвета и настроения. И они чудесные! Ничего не хочется больше сказать, кроме того, что цвет и настроение каждого эпизода – цвета морской мечты. Музыка – лёгкая, даёт понять и ощутить лёгкий взмах крыла чайки, и плавность и изящность, как хвост рыбки, плывущий в голубой воде. Будет верно сказать, что фильм не комедия и не драма. Фильм этот как жизнь. Случайно родившаяся девочка, которая была создана, чтобы дарить добро. Её судьба была вечно плавать и скитаться в море, в поисках своего счастья, точно как рыбка. Её жизнь – мечтающее море. Сложно сказать, на самом деле, что у фильма этого одна и единственная цель и смысл. Всё на самом деле очень не обычно, но в тоже время совершенно не удивительно, и кажется банальным. « Когда людям не куда деваться, они едут в Москву » Однако кому-то в этом «спасающем» городе хреново, т.к. там надо выживать любым способом. Поэтому этот кто-то продаёт участки луны, которые совершенно не принадлежат ему, и дарит глупому покупателю ложную радость, что в случае конца света ему будет куда бежать. Вариант всегда найдётся. Только правильный ли он?.. « - Вообще-то я балерина! - А по-моему ты дура… » Вечная не сбыточная мечта, как рана на сердце. И когда твоя жизнь паскудна, скучна и кругом одна неудача, ты запираешься в своём мире, где есть то, что не сбылось, то, чего не смог достичь в жизни, то, чего всегда хотел, то, чем живёшь , то, о чём всегда мечтал. Ты запираешься в своём мире, где ты на самом деле счастлив. И в этом мире ты жил, живёшь, и будешь жить, при этом никогда не умрёшь в нём. «- А ты везучая! » Есть такая притча, суть которой заключается в том – если чего-то очень-очень сильно захотеть, то это обязательно сбудется. Так вот, что не удивительно, у неё всё удавалось. Эта Русалка, с незабываемым (жаль не натуральным) цветом волос – зелёным, и с улыбкой, с которой можно отправиться жить на луну, делали всех счастливыми, спасала как только могла. Жаль, себя не смогла сберечь. И золотая рыбка заблудилась, и мир её разбился. Случайно родившаяся девочка Алиса, которая принесла в этот томный мир счастье. И также легко и случайно ушедшая из этого мира Русалка. Но не стоит печалиться. Это жизнь, это судьба. Это море с фиолетовым небом, и её мечта. 9 из 10
Киношка простая. Ничего сложного. Никаких наворотов. Есть только небольшие претензии на оригинальность. Сценарий прост, режиссура ещё более проста, операторская работа не завораживает. Но, обо всём по порядку. Классное начало. Голос у Маши Шалаевой неповторимый, поэтому сразу же погружаешься в её рассказ. Девочка, у которой мама работает непонятно кем, а папа 'капитан очень дальнего плавания'. Кстати, о матери. Актриса потрясающе показала нам эту хронически одинокую тётку, страдающую от этого. Дочь свою она любит, переживает за неё, но сама себе она кажется более важной, чем все, кто её окружает. 'А ты что, балерина? -Да.-Красиво.-А ты мой папа?-Да.-Красиво...'(с) Ребёнок получился необычный, не такой, как все, бунтарь. В хоре, во время пения, смотрит в другую сторону, потом орёт на мать, чтоб она сдохла, потом замолкает и не говорит лет десять. Всюду пртест, всюду бунтарство непослушание, недовоспитанность. Но...было бы против чего бунтовать, ради чего замолкать. Непонятно, зачем она это сделала, зачем дом подожгла, пол-города разнесла. Ради себя? Вряд ли. Она ведь ничего в жизни не добьётся, как мы потом увидим. Ради Москвы? Тем более не стоило. 'Когда людям некуда деваться, они едут в Москву.'(с) Стресс по приезде в Москву не рассосался. Не захотел. Она приглядывается, присматривается, принюхивается. Поступает в институт ценой одной человеческой жизни и одного искорёженного бампера. Знакомится с любителем орального (односторонего, правда) секса. А потом...потом она ходит-ходит-ходит-ходит-ходит-ходит по городу в костюмах, нелепых до абсурдности. Знакомится с любителем алкоголя, девочек, вечеринок и тупых богатых людей. Саша. Повлиял ли он на её жизнь? Ну, она ведь попробовала ананасы:) Влюбилась. Но как-то странно, кособоко и некрасиво. Какие-то рыбки, какие-то бутылки, люди. Да и ему на неё, как и на весь мир-плевать. 'Вообще-то, я балерина.-По-моему, ты дура.'(с) Ей не повезло в том, что она вообще родилась. Такие, как она, не выживают в этом мире. Русалка на земле-это кит выброшенный на берег. Ни воздуха, ни сил, ни понимания того, что творится вокруг.... Я поставила достаточно высокую оценку. За что? За фразы, которые в фильме встречаются. Цитатные фразы. Мне они запомнились, просто врезались в память. Гениальный момент с яблоками и мальчиком-олигофреном. Плюс замечательные актёры, все до единого. Они спасли фильм, который мог бы быть провальным, если бы не талантливая и энергичная команда. 'Мне не надо никуда бежать, мне и здесь хреново.'(с)
Вооружившись арсеналом современных спецсредств по созданию модного кино, режиссер решила красиво пошутить над всеми (в том числе и критиками) и сняла фильм-головоломку, своеобразный кубик Рубика. Для и про даунов. Что-то там в детстве прочитавшие и не разучившиеся шевелить извилинами, увидев название, сразу вспомнили: о! Андерсен! История родившейся любви и самопожертвования у полурыбы! Которой очень захотелось стать человеком. Умело расставленные акценты (читайте - ссылки на классику) вроде бы помогают распознать разумное, доброе, вечное... И, знаете ли, увлекает картинка-то. Не оторваться. А между тем, в фильме отображена жизнь недолюдей, по богатству мышления и доступным жизненным проявлениям более напоминающих овощи. Бездуховность, безответственность и бессмысленная жестокость - вот то, что объединяет каждого героя фильма (без исключения). Еще необъяснимость и нелогичность их поступков. Мать легко выходит из воды на берег голая прямо перед незнакомым мужчиной. Героиня, будучи ребенком, разозлилась на мать за то, что та пытается устроить свою личную жизнь, - и просто спалила отчий дом. Безнаказанно. Заодно решает перестать пользоваться вербальной речью - а для чего ей пользоваться-то? Еще любит вызывать ураганы. Огромной разрушительной силы. Но следы разрушения не показываются. Не о них повествование. Вырасти в дурдоме, а оттуда - почти сразу зачислиться в гипотетический институт, - это великолепно, Ватсон! Да какая разница, что человек с более высокими баллами умер, освободив, так сказать, место для зачисления. Набранный высокий балл ничем не подкреплен. То ли колдонула неудачно, то ли балл был рассчитан на даунов. Не о том суть. Роль бабушки до конца не понятна. Это такое домашнее животное, вроде таракана. Главный герой (типа прЫнц) ведет исключительно гламурный образ жизни. Но каждую ночь по пьяни стремится с этими образом и жизнью расстаться. Но не везет. А чего ему не нравится-то? Торговля Луной полным ходом, пентхаус с бассейном, очередь жаждет, бабки, бухло и бабы рекой... Мечта! И вот все эти овощи шевелятся на экране, шевелятся... на фоне тщательно выбранного бессмысленного, бездуховного мегаполисного пейзажа. Даже разгромы футбольных фанатов в кадр попали, очень к месту. Разумное, доброе, вечное? Полноте, это было у Андерсена. У нас - ананас с барского плеча для полного счастья. Да и фиг с ней, подумаешь, исчезла. Это нормально - ничего не хотеть знать о человеке, который рядом. Тем боле - о дауне. Вечеринка продолжается. На Оскар, говорите? Американцам надо, чтобы герои были 'такие же люди, как мы', и проблемы героев были доступны для их, американцев, понимания. Как 'Горбатая гора'. Горы тут нет. Тома Хэнкса и Дэрил Ханны, кстати, нет тоже. Как и чувств, которые овощам свойственны быть не могут. Ставлю трояк - за грим главного героя.