Жизнь Леонардо Да Винчи: отзывы и рeцензии

Leo Kan
Leo Kan21 мая 2012 в 20:29

В истории человечества не так уж много персон, которые внесены в шорт-лист «безусловных гениев», к тому же, прославивших себя во многих, очень разных областях науки, культуры и практической деятельности, открытия и изобретения которых были в полной мере востребованы или вновь открыты лишь несколько столетий спустя. Леонардо Да Винчи — один из немногих гениев и провидцев, слушая жизнеописания которых начинаешь всерьез подумывать: а не были ли они посланниками из будущего или из иных, далёких миров, населенных подобными нам существами? Хотя нет, конечно же, нет! Вовсе не во внеземном происхождении дело. Секрет личности Леонардо, как и иного другого гения, секрет, который столь нас волнует: а возможно ли столько постичь одному человеку, и где тот таинственный источник, в котором можно почерпнуть столько вдохновения?! — этот секрет происходит отнюдь не из Космоса. Эта тайна колоссального потенциала, который скрывается в каждом человеке, но, увы, открывается миру лишь в одном из многих и многих миллионов. Как, когда и почему это происходит? Наверно, именно ответ на этот вопрос мы пытаемся найти, читая мемуары современников гениев, перелистывая их краткие, а порой и зашифрованно-невразумительные дневники и заметки. И, конечно, это каждому хотелось бы воочию увидеть в биографических фильмах, повествующих о жизненном пути гения. Понятно, что к фильму-биографии Леонардо Да Винчи, по определению, предъявляешь завышенные требования: слишком уж масштабна и величественна фигура главного героя и слишком уж ничтожны и отрывочны сведения о многих важных сторонах его жизни, которые могли бы помочь многое понять в его творчестве. Поэтому ожидаешь больше, чем честный мастер Ренато Кастеллани может сообщить. А он опирается на документальные источники, прежде всего на «Жизнеописания» Джорджо Вазари, а потому очень ограничен диапазоном дошедших до нас фактов. Создатели фильма проделали огромную работу, чтобы детально воссоздать быт и нравы эпохи Леонардо, называемой еще Высоким Возрождением. В этом смысле фильм вполне можно было бы назвать «костюмной драмой»: восхитительные костюмы, изумительные интерьеры, тщательнейшим образом выполненный грим, педантично отрежиссированные движения актеров и детально скопированные шедевры не только самого Мастера, но всего его великолепного окружения, где что не имя, то — великое (Вероккио, Перуджино, Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль). В этом смысле фильм сделан безупречно. Правда, стремясь к наибольшей достоверности, авторы полностью сосредотачиваются на фигуре Леонардо и практически забывают об окружающей его жизни — ну, если не считать время от времени мелькающих кадров с великолепными пейзажами Флоренции или Милана. Даже эпизоды с творческими муками Великого Художника даны в виде устоявшихся штампов — сразу вспоминаются и «Андрей Рублев», и «Декамерон». Конечно, можно сказать, что творческие муки у всех одинаковы, но, всё же — речь ведь о Леонардо! «Костюмная драма» постепенно поглощает великого человека, превращая его жизнь в непрерывную смену изумительно выполненных и стилизованных под сохранившиеся рисунки Маэстро карнавальных масок. Фильму, как воздуха, катастрофически недостает действия. Понятно, что это не военная драма и не детективная история в стиле «Кода Да Винчи», но всё же порой хочется хоть какой-то смены темпоритма — слишком уж все монотонно и правильно, как в школьном учебнике. Да и комментирующий все происходящее «рассказчик» в лице Джулио Бозетти выглядит как школьный учитель — скучновато-академично. Драма жизни Леонардо постепенно превращается в лекцию о его творчестве и жизненном пути. Конечно, ее интересно и полезно послушать, но на многие напрашивающиеся вопросы ответов она не дает. Я лично ожидал большего… 6 из 10

iulia.sherbak0va
iulia.sherbak0va11 февраля 2020 в 11:42
10 из 10

Леонардо - художник и учёный, любознательный до мозга костей, бесконечно стремившийся... к чему? К знаниям? К идеалам? Гений и его страх не успеть. Скажу так: 4-х часового фильма более чем достаточно для первого знакомства с Леонардо. Фильм погружает в эпоху, транслирует творения Леонардо, цитирует записи о Леонардо. Диктор в костюме ходит по 'реставрированной эпохе' так же, как и персонажи, хотя не вступает с ними в непосредственный контакт. Но самое великолепное в том, что диктор сразу оговаривает такие вещи, как 'Этого мы не знаем. А это мы предполагаем. А вот об этом мы может только догадываться' - и таким образом даёт нам отличить художественный вымысел от фактов. Кастеллани удалось 'реставрировать далекую эпоху и при этом пропустить через нее современный пульс'.