Co времен Before night falls Джулиана Шнабеля для меня это лучший байопик о художнике. Я не буду оценивать историческую достоверность, ибо не специалист, это экранизация книги. Речь о другом. Как в случае со Шнабелем и его картиной - это был чистой воды fine art, снятый на пленку (ну тут сам бог велел, Шнабель -художник), то здесь - это абсолютное художественное полотно на целлулоиде. В El Greco совершенна каждая деталь: операторская работа Ариса Ставру, краски, цвет,- ох, эти синие и желтые тона Эль Греко, божественно!), свет (о, эти 3 ангела у него за спиной, облаченные в свет - это восторг!). Режиссер Янис Смарагдис, тоже, как и Эль Греко - уроженец Крита, снял совершенно грандиозную, и при этом очень интимную картину, свое собстенное видение того, каким был художник. Фильм, снятый 'с участием' трех стран - Греции, Испании, Венгрии, получился таким живым, таким солнечным (особенно критский период жизни Эль Греко (Доменикоса Теотокопулоса), что невозможно о нем рассказывать, его надо видеть, ощущать, насыщаться им, точно также как 'насыщаешься' полотнами великих мастеров, питаясь их энергией и светом и транслируя их обратно, в мир. Это совершенная работа, такая паневропейская, такая древняя и столь же современная, с выдающимися актерскими работами: Ник Ашдон (Эль Греко) - и это, похоже, его дебют в кино - восхитительного англичанина с мягкой улыбкой, кудрями и дивной осанкой, так основательно 'вписавшегося' в солнце Крита и сумрак Толедо; как вседа прекрасный, очень мощно играющий аргентинец Хуан Диего Ботто в роли Великого Инквизитора, так и не сумевшего понять почему на полотнах художника лица простых людей становятся ликами святых, и все прочие актеры, большей частью греки - изумительны, прекрасны (работа кастинг-директора здесь филигранна и безупречна) и замечательно играют. редкий случай, когда в картине нет главных и второстепенных персонажей, тут все - единый монолит, все важны и все на своих местах, и это потрясает. Дивная музыка Вангелиса, как, впрочем, и всегда. Еще раз повторюсь, что это тот уникальный случай, когда трудно что-либо передать словами, ибо эта картина - как грандиозное полотно великих художников Ренессанса, его можно рассматривать часами, вглядываясь в детали, изучая всю композицию и восхищаться, как смертный мог создать такое, и не обошлось ли тут без Божественного вмешательства. И в случае с Эль Греко (да, в сущности, и с любым великим мастером эпохи Возрождения) это точно не будет преувеличением. P.S. Эта картина примирила меня с Ираклионом, который мне особо не понравился (про то, что это родина Эль Греко я ранее не знала - shame on me!), впрочем, точно так же Энтони Мингелла примирил меня с красивым, но тоскливым во всех смыслах the Isle of Wight. 10 из 10
Доменикос Теотокопулос - настоящее имя одного из величайших испанских художников, более известного по прозвищу Эль Греко. Уроженец Крита стал легендой живописи post mortem. Поскольку у него не было последователей, его гениальность признали спустя 300 лет после гибели. Биографический фильм рассказывает об основных этапах в жизни известного художника. 1) Его молодость, проходившая на греческой (точнее киприотской) земле, первая муза, которая стала прототипом Марии Магдалины. Кстати, образ кающейся блудницы Магдалины оказал большое влияние на западное искусство и на сознание верующих. На многих произведениях искусства ее образ изображен рядом с черепом, который свидетельствует о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. Примечательно, что в фильме показали одну из первых работ художника 'Оплакивание Христа с ангелами'. 2) Второй значимый этап в жизни Эль Греко переносит нас в Венецию, где он удостоился чести работать в мастерской Тициана, что также оказало влияние на его живопись. Он быстро перенял венецианскую манеру цветопередачи, познал особенности масляных красок и приемы передачи перспективы и пространства. Не знаю, что там было на самом деле, но по сюжету фильма у него был интересный разговор с Тицианом о том, что люди ходят увидеть себя со стороны, но не всегда готовы к этому. 3) Заключительный этап - это переезд в Испанию. Именно там Эль Греко прожил до конца своих дней с любимой женщиной и сыном, написал лучшие свои картины и получил популярность и признательность. В фильме можно увидеть «Погребение графа Оргаса». Это полотно в церкви Сан Томе получило огромнейший успех. Один толедский священник, живший в то время, писал, что даже иностранцы приезжали полюбоваться картиной и приходили от нее в восхищение. В общем, если интересуетесь живописью, то советую посмотреть. Наверное, художник действительно мог разглядеть в людях что-то святое, поскольку большая часть его работ была на религиозную тематику. Фильм красивый. Хорошие актеры, антураж, символика... Маловато действия, но для общего развития посмотреть можно. Отдельный плюс для меня - Хуан Диего Ботто, который сыграл роль кардинала. 6 из 10
Ни беготни, ни резни, ни ругани. Это не кровавая биография скандалиста. Это красивый, качественный фильм про Грека. Или, если угодно по-испански, про Эль Греко. За скупыми строчками книг по искусствоведению кроется история. История страха и ненависти, любви и печали. История - в каждой картине, в каждом мазке. Это фильм про то, что видеть свет и не бояться идти за ним, идти с ним - большой подвиг. Подвиг, который может стоить жизни. И ещё это фильм о том, что зла много, а побеждает всё равно добро. О сути инквизиции, не отделяющей собственные прихоти от ереси. О жажде крови и зависти, о расчётливости и выборе. О любви. И всё это - типично по-гречески, типично по-испански. С душой и красиво. 'Может быть они сожгут меня. Может быть мои картины. Но им некогда не удастся уничтожить их дух, дух, который отделяет свет от тьмы.' Благодаря фильму каждый зритель получил частичку его света. И как знать, может быть сохранив его в себе нам станет легче жить?
Фильм заставляет вглядеться. Не только в полотна Эль Греко. В людей вокруг. Фильм даёт новый взгляд и новую веру. Не хотелось ли вам увидеть в людях то, что видел Эль Греко? Что он видел? Через инквизитора Ниньо де Гевару создатели открыли нам суть фильма. Именно вместе с ним мы ищем ответ: как Эль Греко делал людей святыми на своих полотнах? Разве не в этом особенность истинного творца – видеть божественное в каждом? И Эль Греко видел. Я после фильма часами вглядывалась в его полотна. Сценаристы проводят непрерывную прямую от диалога Эль Греко с Тицианом к диалогу Эль Греко и де Гевары на суде. От «не показывай людям правды» к самой правде: «Разве тьма изобличает свет?» Эти слова, честно и прямо сказанные художником инквизитору, открывают нам всю глубину трагедии последнего. Знаете, я бы сказала, что фильм этот именно о нём, о Ниньо де Геваре! В этом нет ничего удивительного. Эль Греко был словно зеркало, отражавшее душу. Именно поэтому в него попытались заглянуть практически все его состоятельные современники, заказывавшие Эль Греко свой портрет. Что интересно, инквизиторы обвиняли Эль Греко в том, что он рисовал ангелов, хоть и не видел их, а все люди будут верить, что ангелы именно такие. Так же и создатели фильма создают хронику жизни Эль Греко, заставляя нас верить, что иначе быть не могло, и Доминикос Теотокопулос был наделён удивительным даром, без которого его искусство было бы мертво.
Картина поставлена очень грамотно и не акцентируется на масштабных баталиях и актерском составе, но выделяет четкую тематику – борьба Святой инквизиции и искусства или борьба с самим собой. Ель Греко рисовал на своих картинах грешников святыми, он пытался победить тьму, таков был его дар. Он был человеком, любящим жизнь, искусство, и чтящим справедливость. Инквизитор испанской церкви чувствовал зависть и жестокость, так как не получался он в глазах великого живописца святым угодником Бога. В этом и проявляется борьба свободы выражения своих мыслей и притворством лжи. Также хочется отметить отличную постановку фильма, так как все работы делались без вмешательства Голливуда. Декорации, костюмы и безукоризненная игра актеров – все это погружает зрителя в атмосферу Европы 16 века. Рекомендую фильм всем, а особенно любителям истории искусства.
В то время, когда Эль Греко уже ступил на свой духовный путь, таким горящим, источающим свет, увидел его впервые в мастерской Тициана испанский священник Ниньо де Гевара. Притягательность всемирно известного художника для будущего великого инквизитора в жизни самопознания оборачивается несмолкающим вопросом: как удается ему такая святость? Распростершийся в молитве Гевара вопрошает у бога: 'Почему ты не говоришь со мной', понимая, что неспособен увидеть бога в себе, как это делает его 'бывший друг'. Отчаявшийся инквизитор используя власть, призывает художника по обвинению в ереси. Что может вызволить из почти безысходного положения? Истина, разрушающая сам смысл суда. Гевара получает мучительный ответ, который так и не спасет его.
Из всего многообразия фильмов самая малая доля приходится на «красивые». Один из таких - «Эль Греко» Янниса Смарагдиса. Фильм очень легкий для восприятия. В экранизации истории своего героя режиссер пошел на вольности, чтобы сделать фильм не биографическим, а соблазнительно красивым. Он не грузит зрителя биографическими подробностями жизни художника, потому привлекателен для любого зрителя. Мечтатели найдут в данной ленте красивую историю любви. Поклонников исторического жанра не оставит равнодушной воссозданная в фильме эпоха в оппозиции религиозного догматизма с культурным прорывом. Для эстетов и художников интригующий будет теория живописи выдающегося мастера, дающая богатую пищу для ума. Красота и гармония фильма отражается не столько в картинах Эль Греко, сколько в актерах, декорациях, сюжетных ходах, светотенях, красках, контрастах, ну и, конечно же, в глазах художника. - Закрой глаза и скажи, что ты видишь? - Я вижу счастье. Он получал больше, чем мог вынести Весь фильм строится на образе Эль Греко. Он и герой, и рассказчик. Сюжетные картины сменяют внутренние монологи, которые он записывает в свой дневник. Смарагдис сумел раскрыть не только героя, но и показать мир его эстетическими глазами. Любовь Эль Греко к Франческе больше, чем любовь мужчины к женщине. Для него Франческа стала Венецией, в своем дневнике он неоднократно пишет о ней «моя Венеция». Испанская жена Веронима в его восприятии – Испания в самых лучших ее проявлениях. Священник рисует душу, а художник картины В фильме раскрыта целая художественная эстетика от ремесленного производства живописных полотен художественного салона Тициана до самых смелых идей в развитии живописи. Большое внимание уделено эстетике Эль Греко. Он неоднократно задается вопросом, что делает человека святым? – Боль? Страдания? Смерть?.. Из подобных рассуждений художник приходит к выводу, что святые похожи на сумасшедших, которых встречаешь на улице. Из увлечения идеей святости рождается светоносное начало живописи Эль Греко, как борьба тьмы и света. По мнению художника, искусство лечит, так как свет побеждает смерть. Из-за его веры в эту идею, люди начинают ему доверять и мечтать оказаться на одной из картин мастера. Наряду с художественной эстетикой в фильме много символических образов. Одним из которых является яблоко, символизирующее и яблоко раздора греческой мифологии, и яблоко первородного греха и сладости жизни. И каждое из этих яблок художник вкусил. Если картины слишком красивы, то грехи слишком велики А грехи, как дождь, проникающий в трещины храма Мощным противоборствующим потоком красоте художника выступает образ кардинала, который чувствует себя орудием божественной кары, а сам погружается в мрак и пустоту. Только рядом с Эль Греко перед ним открываются врата света, и он видит ангелов. Интересна полемика художника и инквизитора о искусстве и его месте в мире религиозного фанатизма. В истории Эль Греко кардинал сыграл большую роль. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Для Эль Греко искусство – свет, а для кардинала светом является сам художник. Когда художник отказывается рисовать портрет, кардинал начинает порочить искусство и приходит к выводу, что искусство опасно, так как не каждый может его вынести. Мое оружие – это мои картины В очередной раз в фильме о жизни человека искусства подтверждается идея, что искусство – это волшебство, оно как цветок, который цветет раз в столетье, оно как вечная юная женственность, оно как неуловимая улыбка Моны Лизы. И каждый хочет этот цветок сорвать и спрятать. Картины Эль Греко рождают в душе кардинала самые светлые чувства. Они делают его человеком. Но в тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала в палача. Судебный процесс над Эль Греко это не что иное, как желание сломить его волю и подчинить себе. Все обвинения в искажении религии, богохульстве, выдаче грешников за святых, использовании ярких цветов выглядят миниатюрно смешными. Да и заявления, что картины должны быть скромны и порядочны и не отвлекать от молитвы демонстрируют кризис религии, когда костры инквизиции убивали в человеке веру. Фильм прекрасен тем, что помогает в обыденном увидеть красоту.
Могу сказать, что это - один из лучших фильмов, что я когда либо видела. Действие картины очень реалистично, стоит отметить отличную игру актеров, труд костюмеров, и, конечно же, великолепную работу режиссера. Картина просто завораживает, создается впечатление, что я присутствовала при всех этих событиях XVI века... Следует отметить, что образ критского художника Эль Греко напоминает образ Иисуса Христа, как внешняя схожесть, так и внутренняя. Думаю, что стоит посмотреть фильм и убедиться в этом самому. Противопоставляются друг другу женские образы, Франчески и Веронимы. Первая отреклась от мирского и постриглась в монахини, а вторая, в отличие от нее смогла противостоять отцу и обрела свое женское счастье. Очень ярок образ Великого Инквизитора, который обрисовается на фоне людских страданий. Его портрет, нарисованный Доминикосом, отражает его истинную сущность: красные одеяния, кисть руки напоминает лапу хищной птицы. Он единственный лишен святости, хотя и единственный видел ангелов за плечами художника. 'Эль Греко' - философский фильм о жизни. Я очень рекомендую посмотреть его, причем внимательно, так как картина продумана до мельчайших подробностей, и при внимательном просмотре можно открыть для себя много интересного и таинственного. 'Я рисую, чтобы сделать людей святыми, светлыми, потому что свет побеждает смерть... А я хочу победить смерть.' (Эль Греко) 10 из 10
Интерес к фильму возник после 'Призраков Гойи', хотя эти фильмы совершенно разные. Правда об одном времени и событиях. 'Эль Греко' классический историко-биографический фильм о великом испанском художнике, грека по происхождению. Снято очень красиво, на мой взгляд, переданы и времена и нравы. Понравились актеры, никого из них прежде не видела. Очень качественный фильм, позволяет познакомиться не только с биографией, но и с творчеством Эль Греко, в фильме можно увидеть некоторые его известные работы. У него была очень драматичная судьба, жизнь полная падений и взлетов. Не лишенная печальных событий, связанных с инквизицией и прочей свойственной тому времени жестокостью, но для того времени возможно это было своего рода 'нормой', а если и не так, то уж точно никого не удивляла. Но также в его жизни было много любви и страсти. В конце фильма мне было как-то жаль Франческу, у такой яркой женщины такая грустная судьба. Фильм получился интересный, его стоит посмотреть прежде всего любителям живописи, тем кто интересуется историей искусства, да и в принципе всем любителям исторического и биографического кино. 8 из 10