Жёсткая драма-антиутопия 'Слепота' по сути могла стать очередной заметной вехой в истории независимого кинематографа. Уже с самого начала картину окутывали косвенные проблемы и пересуды. Если уж взять даже тот факт, что сценарий, написанный Доном МакКелларом, основан на романе португальского писателя левого толка Жозе Сарамаго, а отношение в мире к коммунистическим либералам давно известно. Но бразильскому режиссёру Фернандо Мейреллешу не впервой идти наперекор государственному или же мировому настрою: его первая лента, где он выступил в качестве единоличного постановщика, под названием 'Город Бога' без обиняков демонстрировала шокирующие подробности морального и социального упадка в Бразилии, будто бы вскрывая все те 'нарывы', которые давно образовались в стране футбола, карнавалов и фавел с их масштабным разгулом преступности. Зная уже выразительность Фернандо Мейреллеша и отсутствие банальностей в его работе, жюри Каннского кинофестиваля выбрало его 'Слепоту' в качестве фильма-открытия. Правда, 'Слепота' так и не добралась до наград, всё же в сравнении с тем же 'Городом Бога' она оказалась слабее, сам по себе факт, что 'Слепота' была сигналом на старт на одном из самых престижных кинофорумов планеты, является показательным. Да и сам сюжет, как уже подчёркивалось, лишён банальности. По замыслу авторов в одной стране, в одном большом городе (географическая принадлежность специально не указана, как того требовал Жозе Сарамаго) случается повальная эпидемия слепоты: всё начинается с одного заболевшего, но далее она накрывает любого, кто соприкоснулся с внезапно ослепшим. Чтобы не допустить распространения неизвестного вируса, всех заболевших доставляют в закрытое помещение и никто с ними не контактирует. Лишь в определённое время им доставляют еду и воду. Но одна женщина зрячая: она решила не оставлять своего мужа, поражённого слепотой... Жозе Сарамаго известен ещё и тем, что, как и Мейреллеш, не признаёт авторитетов и в несколько иносказательном выражении показывает и доказывает падение нравов и бездушие, отрешённость правительств, которым беды населения безразличны даже при показной кипучей деятельности. В 'Слепоте' же в локальном 'оздоровительном центре', по сути являющимся застенками гетто, показано, что в определённых условиях люди лишаются отдельной добродетели и на первый план выходят первобытные инстинкты, где один за напущенной сдержанностью, толерантностью и интеллигентностью оказывается слабовольным и трусливым. Другой, обретший некоторую власть и силу, буквально трансформируется в некоронованного 'царька' и угрозами с давлением буквально становится тираном и насильником. Подобное чудовищное 'перерождение' хорошо показано в немецкой ленте 'Эксперимент'. И от всех человеческих слабостей, человеческой жестокости становится не по себе. И тошнотворный комок не раз подступает к горлу во время просмотра 'Слепоты'. Кроме сюжетного контекста и шокирующего натурализма в 'Слепоте' выделяется манера постановки. В основном задействованы чёрно-белые тона и колористика близкая к сепии. Это давлеет на визуальное восприятие 'Слепоты', но при этом заставляет смотреть на действо, на это мрачное зрелище широко открытыми глазами. Операторская работа уругвайца Сесара Чарлоне выше всяких похвал. Как и игра актёров. Главная роль в 'Слепоте' отведена Джулианн Мур, которая никогда не боялась смелых и бескомпромиссных образов. И в данном случае она показывает насколько уверенно чувствует себя в независимом и провокационном кино. Мур не только раскрывает целиком и полностью свою героиню, но и делает так, что некоторые эпизоды прочно врезаются в память. Знакомый персонаж у Марка Руффало, он играл подобные, но в 'Слепоте' он пошёл куда дальше и глубже; и отношение к его герою неоднозначное. Но при такой выразительности и глубине от Мур и Руффало, хочется выделить мексиканца Гаэля Гарсию Берналь, который тоже не в первый раз воплощает образ закомплексованного парня с преступными наклонностями, но в 'Слепоте' он, также как и Руффало, пошёл дальше и ту мерзость человека, который поставил себя будто новым Наполеоном, дал зрителю так, что хватаешься за голову от ничтожности нашего биологического вида. Бразилец Фернандо Мейреллеш, канадец Дон МакКеллар, португалец Жозе Сарамаго, уругваец Сесар Чарлоне, американцы Джулианн Мур и Марк Руффало, а также мексиканец Гаэль Гарсиа Берналь создали шокирующую ленту, которая вызывает эмоциональный всплекс и заставляет думать, анализировать, взвешивать и по-другому относиться к некоторым вещам и общечеловеческим ценностям. Моё личное убеждение, подтверждённое 'Слепотой' - добро должно быть с кулаками. Фанатам 'Эксперимента', поклонникам Мейреллеша и Сарамаго надо смотреть ленту в обязательном порядке. 8 из 10
Доброго времени суток, уважаемые друзья! Этот фильм непросто так попал в мою личную коллекцию фильмов. Посмотреть на человека с другой стороны, это редко получается, потому как мы боимся видеть и признавать собственные пороки, страхи и отрицательные качества, все так или иначе прячутся за какими-то масками. 'Слепота' - это арт-хаусный фильм катастрофа, который абсолютно плюёт на зрелищность и смешает акценты в сторону философских размышлений. В нем нет красивых декораций, скорее наоборот фильм визуально выглядит очень отталкивающе. Это картина ослепляет всех и превращает обычную жизнь в хаус. Один за другим людей косит неведомый вирус, они спотыкаются, падают, вместо в привычной картины мира - белая пелена. Неуклюжих слепцов собирают вместе и как животных сгоняют в единый загон, ведь никто не хочет заразиться неведомой болезнью, от которой нет лекарства. Представьте, что отныне вы больше ничего не можете видеть кроме белой, молочной пелены. А весь ваш мир теперь сводится к звукам и ощущениям, что вы никогда больше не сможете увидеть лиц своих близких, посмотреть телевизор, выйти самостоятельно на улицу... В одну секунду стали беспомощными и бесполезными... И представьте, что так произошло не только с вами, но и с целым городом! А может и целым миром...На мой взгляд - перестать видеть мир это фактически перестать жить.. Слышать, говорить это всё таки другое, а вот видеть... Фильм снят по роману Жозе Сарамаго с одноимённым названием. Режиссёр фильма Фёрнанду Мейреллиш смог создать достаточно хорошую экранизацию. В чём-то он минимизировал, смягчил сцены, связанные с потерей зрения. Мне нравится его выбор актёров, но об этом я ещё скажу ниже. Мне нравится сам стиль съёмки и погружение зрителя в эту молочную, туманную слепоту. Люди, потерявшие главное из пяти основных базовых чувств познания мира постепенно превратились в зверей, которые готовы убивать, грабить и насиловать, имея малейшее преимущество. Сюжет построен вокруг огромного мегаполиса, в котором постепенно по необъяснимым причинам начинают один за другим слепнуть люди. Всё начинается с молодого человека, который теряет зрение прямо за рулём автомобиля, чем естественно создаёт пробку и вызывает негодование других водителей. Разумеется, никто не может подумать, что от этого человека можно заразиться и все пытаются ему помочь.. Однако, слепота начинает распространяться как эпидемия. В центре событий - врач-офтальмолог, к которому обратился первый ослепший и его жена. Странным образом лишь жена доктора не теряет зрения и продолжает видеть несмотря на то, что весь город слепнет. Было бы всё таки интересно узнать причину этой повальной эпидемии, но, увы, нам этого на расскажут. Режиссёр воспринимает это явление, как некую божественную кару, чтобы чему-то научить, преподать урок. Необъяснимым образом наша главная героиня в исполнении Джуллианы Мур обладает каким-то странным иммунитетом к этой болезни. Актриса смогла передать нам все эмоции своего персонажа и смогла наполнить безысходность происходящего своей женской силой и выдержкой. Её героиня кажется не только очень смелой, но и очень умной. Она не сразу признается остальным, что может видеть, иначе ей пришлось бы превратиться в служанку и поводыря для всех. Она избрала другой путь и выбрала подходящий момент, чтобы сообщить о своей способности видеть. Роль мужа главной героини Джулианы Мур исполняет Марк Руффало, которому не так часто достаются главные роли. Но в этом фильме он также смог проявить границы своего актерского мастерства, слепого человека ему удалось изобразить правдоподобно и эмоционально. Слепота - это лишь часть проблемы, затронутой в этом кино. Как и в любом обществе здесь показаны совершенно разные люди со своими привычками и приоритетами. Добрые, злые, жестокие, гуманные, эгоистичные - именно в такой экстремальной ситуации начинают проявляться истинные качества людей, подавляя все остальные и с ними начинают происходить ужасные вещи. Начинается ожесточенная борьба за еду, которой не хватает, а власти города избрали тактику 'спасение утопающих - дело рук самих утопающих!' Сначала люди были вынуждены отдавать одному бесприципному гаду свои материальные ценности, но когда они закончились в ход пошли самые низкие помыслы и грязные желания. Мерзко и противно, а режиссёр демонстрирует это нам достаточно откровенно, но без этого не произошло бы погружения в историю. Жёстокость свойственна очень многим людям, просто большинство умеют её скрывать, а вот когда случается что-то плохое, то всё, то чем человек наполнен рвётся наружу. Резюмируя сказанное - фильм получился очень оригинальным, философским и зрелищным. Картины жестокости и бесчеловечности добавляют реализма, а эмоции и чувства беспомощных людей заставляют прочувствовать всё на себе. 'Слепота' открывает нам 'зрячим слепцам' не видящим дальше своего носа, уверенных в своём благополучии и эгоизме. Это своеобразный урок, который получило человечество. Фильм не носит развлекательный характер и вряд ли вы захотите его пересматривать. Он даже немного вгоняет в депрессию и походу повествования эта депрессия только усиливается. Но лично мне кино очень понравилось, и я могла бы рекомендовать его к просмотру! Спасибо за внимание к моей рецензии!
- Двадцать семь лет, один метр, шестьдесят пять сантиметров, темные волосы, карие глаза… - Я не хочу знать, как ты выглядишь. - Но как же мы узнаем друг друга? - Я знаю ту часть тебя у которой нет имени. Это и есть наша суть, верно? Слепота. Что может быть страшнее? Лишь одно – безразличие, которое сейчас стало повсеместным. Люди проходят мимо подростка, который лежит рядом с остановкой и хриплым голосом извиняется у прохожих, заверяя их, что через пару минут уйдет, вот станет лучше и уйдет. Люди с безразличием смотрят на девушку, которая бежит по улице вся в слезах. Безразличие к детям, которые преспокойно идут по улице держа в одной руке сигарету, а в другой бутылку водки. Люди привыкли не замечать все то, что находится вне зоны их комфорта. Уж такое сейчас время. Хех, время. Если верить Библии, то в древности существовали два таких «славных» города, как Содом и Гоморра, которые потонули в грехе после чего Бог сжег эти города. Любопытная практика. А чтобы сделал Бог, если бы увидел, что люди замкнулись в своем собственном мире и им больше не замечают окружающих? Скорей всего – довел бы ситуацию до абсолюта и сделал так, что люди ослепли. Собственно, именно это и произошло в обозреваемом фильме. Несколько человек ослепли при странных обстоятельствах, при этом их симптомы не подходили ни под одно из известных заболеваний – вместо непроглядной тьмы перед глазами, заболевшие видели белую пелену. Подобное не могло не привлечь внимание общественности и правительство, в качестве жеста доброй воли, поместило всех заболевших в обветшалое здание, которое ранее случило клиникой для душевнобольных. Ну, а чтобы продемонстрировать еще больше любви и понимания, вокруг «клиники» стали дежурить военные патрули, которым был дан приказ стрелять на поражение по всякому, кто попытается выбраться из здания. Стрелять на поражение по слепым людям, которые даже не видят куда идут? Антигуманное поведение говорите? Как вы отнесетесь к тому, что в самой клинике нет врачей, которые следили бы за здоровьем пациентов и пытались найти вакцину от лекарства, ведь заболеть могли бы и высокопоставленные чинуши и сами врачи, один, кстати, точно заболел. В общем получается некий перегиб в сторону сказочности происходящего и попытки показать, что человечеству настолько наплевать друг на друга, что они даже лекарство искать не будут. Вот интересно и зачем врачи искали лекарство от чумы, свинки, спида и прочих подарков матери природы? Загадка на миллион. Но не это главное. Главное то, что среди слепых оказалась зрячая девушка, жена врача-окулиста, которая последовала за мужем в это негостеприимное учреждение, чтобы во всем его поддерживать. Отважный поступок, я бы даже сказал героический. Вот только местная Жанна Д’Арк не станет новоявленным Данко, которая поведет людей к светлому будущему. Она скорей будет их сиделкой, немногословным ангелом-хранителем, ведь здесь и сейчас не в чести провидцы и мудрецы, а хорошими ребятами могут быть лишь те кто молча помогает другим. Хм, ладно. Пусть так. А кто же у нас будет двигать сюжет в ту или иную сторону? Уж точно не военные и не правительство, так как нужны они тут исключительно как фон. Сюжет будет двигать банда отморозков, которая захватила запасы еды и собирается выдавать их лишь в том случае, если они получат что-то взамен. В общем этакий бартер. Согласны ли с этим остальные люди? Нет, не согласны. Будут ли они предпринимать какие-нибудь решительные действия по этому поводу? Неа, не будут. Ведь у плохих парней есть пистолет и сами они вооружены самодельными дубинами. Страшно же. А потому большинство склонится перед меньшинством и будет выполнять их волю, в том числе и зрячая, ведь она себя считает такой же как все. Ну что ж, перед нами фильм, снятый по известной книге (Которую автору сих строк читать не доводилось, грешен) и который попытался откусить как можно больше от всех жанров. Тут и попытка в философскую притчу, о людях утративших зрение из-за своего поведения. Но именно что попытка, так как утратив зрения люди не пытаются выбрать иной путь, они все больше начинают деградировать до состояния животных. Причем все без исключения. Тут и попытка снять циничный и жестокий фильм. Но опять же это попытка, так как в фильме нет главного… нет, не реализма, тут нет людей. Есть лишь образы, которые толком и не выписаны. Каждый из героев данного фильма имеет одну отличительную черту и режиссер пытается убедить зрителя в том, что это и есть характер персонажа, но это не так. Вот смотришь на героев и создается чувство, что взгляд упирается в ничто. Нет, конечно же героиня Джулианны Мур молодец и ее понять можно, но за нее особо не переживаешь, так как лишь ее героиня что-то да делает и если девушку из фильма убрать, то кинокартина развалится, как спичечный домик, потому что ее неким будет заменить. Оттого драма не цепляет. А что до истории, то она интригует, так как с нетерпением ждешь развязки. Ждешь того, что режиссер, а с ним и автор оригинального произведения, наконец выскажет умную мысль связанную со всеобщей слепотой и беспомощностью. Но вот фильм заканчивается и не ощущаешь ничего, помимо чувства глубокого разочарования. Будто бы тебе обещали праздничный торт, а вместо этого дали пригоршню конфет. Тоже неплохо, но от фильма, который позиционировал себя как умный и глубокий, ждешь именно что умных и глубоких мыслей, а не стандартной концовки «на отстань». Впрочем, фильм может прийтись по вкусу, если от него ничего не ждать и если вы не видели фильмы на схожую тематику, к примеру те же «Последнюю любовь на Земле» и «Эпидемию». Я же был разочарован тем, что фильм меня обманул. А может быть я обманулся сам, когда поверил, что передо мной не еще один стандартный фильм об эпидемии, а что-то много большее? Как знать. 5 из 10
Не могу однозначно определить, понравился ли мне фильм или нет. Не могу сказать, захочется ли мне его пересмотреть когда нибудь. Буду ли я его советовать своим друзьям? Я не знаю. Но одно точно, что кино это не пустое. В центре сюжета группа людей, которая больна неким вирусом, вызывающим слепоту. Людей отправляют в карантин, где к ним постепенно присоединяются все новые и новые группы таких же инфецированых слепотой. Про болезнь ничего не известно кроме того, что она заразна, и что все человечество находиться на грани того, что лишится зрения. Интрига же фильма в том, что по некоторым никому не известным причинам, жена доктора, одного из тех кто первым заразился, осталась зрячей! Не согласившись на все уговоры мужа оставить его, она следует за ним в этот изолятор для слепых и становиться единственной надеждой как для своего мужа, так и для всего людей там находящихся... Это начало. Дальше следует то, что меня шокировало. Я не думала и не готовилась к столь тяжелому кино. И наверное, это только в плюс к фильму. Очень, очень много философии, жестокой философии. О том, что происходит с человеком когда он становиться беспомощным, когда от него ничего не зависит. Постепенно это ломает каждого. В той или иной степени, каждого по разному, но сломлены оказываются все. И кто хуже, тот кто угрожает, отбирает еду, убивает, насилует, или тот, кто спокойно отправляет свою жену на изнасилование за еду?? Я не знаю... Возможно тот кто не был в этой ситуации не может и не имеет права осуждать? Весь просмотр я пыталась ставить себя на место персонажей. Что бы я чувствовала, если бы увидела как мой мужчина занимается сексом с другой женщиной? И можно ли его за это осуждать если он уже перестал быть для тебя мужчиной в прямом смысле этого значения, если ты сама его отталкиваешь, и воспринимаешь себя лишь его сиделкой? Какого ему из умного и успешного человека превратиться в ничто для своей женщины? Как жить с тем, что твою жену трахала куча подонков и ты знал об это, но ничего не сделал??! Какого главной героине? Что она чувствует больше - усталость и жалость к себе и бедным слепым людям? А может она чувствует просто долг и отвращение ко всем ним и в том числе к мужу? А может, она наоборот нашла себя, почувствовала себя значимой и нужной? И обрадуется ли она, если все вдруг прозреют и не будут в ней нуждаться? Или наоборот, потеряет в жизни новообретённый смысл? Есть много о чем задуматься... Если говорить об актерах, то они на высоте! Прекрасная Джулианна Мур, как она изумительно сыграла разницу между персонажем в начале фильма и в конце! Какой беззаботной и солнечной домохозяйкой она была и каким сильным и волевым человеком стала! Мой любимый Марк Руффало... Он такой милый и беспомощный в своей же беспомощности, что вместе с Джулианной Мур находишь ему оправдания во всех его слабых поступках... Это не многоразовый фильм, но один раз обязательно посмотрите его. И возможно немного больше будете ценить, то, что вы можете видеть. И ещё больше ценить, то, что видят окружающие.
Когда-то нобелевский лауреат Сарамаго обронил: «легче добраться до планеты Марс, чем достучаться до сердца наших современников». Ну да, наверное, до самих небес легче. Только небеса его не особо прельщают. Жозе де Суза Сарамаго – коммунист. И в своей «Слепоте» (2002) он почти решил проблему человеческого ОБЩЕжития на земле. Тут ему в помощь не столько отмечаемый многими «магические реализм» (а ля Маркес или Борхес), но любимый им Сервантес (тип Дон Кихота, жертвующего собой ради братства, вырисовывается в его вымысле отчетливо) и странно любимый Гоголь, всю жизнь тосковавший по миру без изъянов и рассказавший в совершенстве своей «Шинели», как на самом деле можно видеть ДРУГого, чтобы братство перестало быть мечтой. Читаю сейчас книжку «Николай Федоров: Творчество жизни», потому идея родственности человеческой настойчиво сидит в голове… И тут случайно - это кино! Экранизация «Слепоты» была осуществлена Фернандо Мейреллишем в 2008 году. Одна из главных его заслуг, помимо выбора Джулианны Мур и Гаэля Гарсиа Берналя на главные роли, – абсолютно бесшовное сращение философского, психологического и социального (без навязчивого перевеса в сторону общественного, как например, в «Обитаемом острове» или «Районе №9»). Я не люблю фантастику (за редкими исключениями) и почти не читаю ее. Не понимаю принципа изучения человека издалека. Но только фантастика «Слепоты» не уводит за пределы близкого – нашего мира (Земля), нашего времени. Фильм-катастрофа. Но она - ближе некуда – в людях. Катастрофа эта – белая слепота, ставшая эпидемий и, как ни странно прозвучит, лекарством, спасением для тех, кто, ослепнув, не завязал глаза сердцу, а обратил их внутрь себя. Слепота – не только удачнейший сюжетный ход, но и ироничный псевдоним реальности, и притчевое иносказание, и довольно пафосное высказывание сродни революционным выкрикам: вы (т. е. мы с вами) не видите! Друг друга, себя, настоящее, мир, небо... Зачем глаза, если идешь не тем путем, если самое главное остается незаметным, если все, что видишь, иллюзия и самообман? Обретение зоркости сердца, чувства плеча, истинной потребности в другом человеке, в семье, в близости происходит только в гетто, куда сгоняют прокаженных-слепцов, дабы остальное человечество продолжало «видеть». Но это насильственное объединение оборачивается для некоторых из них настоящим, желанным, счастливым союзом. Союзом видящих сердец. Непонятно какой город, непонятно какая страна... Притча обитает в области всеобщего. Власти пытаются остановить необъяснимую эпидемию с помощью своеобразного лагеря (напоминающего то место обитания героев «Эксперимента», то девятый район в фильме Бломкампа). Среди заболевших добрый интеллигентный врач-глазник и его жена, которая, чтобы остаться с любимым, притворяется слепой… и видит, как незрячие поднимаются ввысь или валятся в бездну. Других выборов экстраординарные ситуации, как правило, не оставляют: либо ты герой (закалился, не сломался, помог другим, очистился), либо подлый (озлобился, расчеловечился, стал вымещать свои беды на слабых, карать невинных за собственные муки, питаться чужими болями). Причем, если вдуматься, поведение и тех, и других безумно. Но между этими безумиями нельзя ставить знак равенства. Первое – в приливе спонтанной человечности отрезать инстинкт самосохранения, как и любое само- (это безумно уже потому, что антиприродно. Зато – божественно!). Второе – отрезать сердце, чтобы выжило тело. Фильм с очевидностью демонстрирует необходимость другого человека, чувства родства с ним. Не иллюзорная свобода, не завистливое равенство, а братство – истинный источник спасения людей. Как же стать братьями? В одном из рассказов Максима Горького дается рецепт, похожий на рецепт Жозе Сарамаго: «было бы полезно, если бы зубы болели одновременно у всех людей на земном шаре, может быть, тогда люди и научились понимать друг друга». Замените зубную боль на слепоту и получится вывод из истории, рассказанной Сарамаго и Мейреллишем. Истории, дающей надежду на то, что разобщение, неродственность, кризис доверия, автоматизм существования, глухота и слепота к людям когда-нибудь закончатся обретением настоящей семейственности, родства с другими и собой, общего дома, который тесен лишь тогда, когда не видишь человека в каждом его жильце. Вот только плата за это прозрение будет очень высокой…
Моя была бы воля, я бы только детей и признавал за людей. Как человек перешагнул детский возраст, так ему камень на шею да в воду. Потому взрослый человек почти сплошь — мерзавец… (Аркадий Аверченко - русский писатель, сатирик, театральный критик). Фильм про человеческий грех, где через буквальное ослепление людей n-ного города показаны явные и скрытые грехи человека. Алчность, жадность, эгоизм в экстремальной обстановке, как эта, проявляются во всей красе. При просмотре картины чувства переполняются грустью и унынием за обычных людей, какими они стали.. Почему люди звереют по отношению друг к другу? Почему к аморальным негодяям, которым и вовсе никогда не прозреть, прислушиваются и идут за ними? Как выжить в этом грешном мире? На эти темы фильм предлагает порассуждать. Идея данной картины судорожно пытается нам доказать те прописные истины жизни, которые всем в детстве прививали, которые мы все знаем, но которым так никто не хочет следовать... Некоторые сцены фильма смотреть не приятно, но ведь правда не всегда сладкая. Это кино врезается в память, и чем дольше его помнишь, тем больше хочешь жить так как надо, а не так как нравится. 9 из 10
Причины, по которым я решила посмотреть этот фильм вполне объективны: во-первых, в главных ролях Мур и Руффало; во-вторых, его рекомендовала к просмотру авторитетная для меня группа во вконтакте. Но я теряюсь говорить о причинах, побудивших меня его досмотреть. Начало неоправданно затянутое и нудное. Хотя, нет, не начало, а ровно половина. Вопросов к ленте очень много и я не могу сказать, что она мне понравилась, но все-таки я ее досмотрела, и не жалею об этом. Главная тема картины, конечно не вдруг возникшее увечье, а человечность, или ее отсутствие. Тема, в общем-то известная, но от того не менее интересная: по какой-то причине чужие друг другу люди вынуждены существовать на более или менее ограниченной территории с ограниченными свободами и возможностями. В один ряд могут встать такие фильмы, как: фильмы об эксперименте над психикой (там тоже человеческая натура раскрывается во всей красе) 'Новая земля', 'Комната смерти', 'Куб', 'Экзамен', 'Эксперимент' и т.д., и т.п. Также не вольно возникает ассоциация с 'Последняя любовь на земле'. К стати, вне всякого сомнения, лучшим является 'Новая земля' Александра мельника. Фильм можно отнести к разряду гипер-реалистичных: грязные голые люди, блуждающие по коридорам, измазанным их же фекалиями, сцены насилия и т.д. Это не плохо, и даже отрезвляет: порядком надоело вылизанное, отбеленное и ограниченное 'искусство', задача которого развлекать, кастрируя души и умы. Так же к положительным сторонам можно отнести наличие Джулианны Мур. Она как обычно большая молодец и без нее все было бы гораздо хуже. Есть моменты, которые меня, как человека здравомыслящего, сильно смущали: почему бы военным, которые охраняли карантин, не передать вместе с едой лекарства, или почему бы главной героине, единственной зрячей среди всех, попросту не украсть еды у узурпаторов из соседней палаты, избегая унизительной расплаты телом за еду. Но все эти мелочи уходят на второй план, когда понимаешь, что суть в самой возможности реализации данного сценария, и не важно, что явится причиной: слепота, война, всемирная катастрофа - главное, оставаться человеком. Заканчивая фильм, не сломив главную героиню, режиссер говорит о своей вере в человека, и дает нам с вами шанс. 7 из 10
Стоит смотреть этот фильм или нет? Определённо стоит. Но для того чтобы фильм раскрыл вам свою идею, в него нужно вдумываться. Поэтому просто для развлечения поищите что-нибудь еще. А тем, кто любит фильмы с глубоким смыслом и не против по-раздумывать немного, приятного просмотра. Я пережила фильм. Прочувствовала всю боль, весь страх, безысходность, панику и отчаяние героев. Как это, потерять зрение? Больше ничего не видеть, быть беззащитным, нуждаться в помощи. Вы почувствуете это. Весь фильм – на одном дыхании. Я полностью погрузилась в эту атмосферу. Фильм потрясает, он вызывает бурю эмоций, раздумий, ставишь себя на место героев. Как же жить? Где найти силы бороться? Будет ли лучше? Или уже конец, проще умереть. Есть ли надежда прозреть? Есть ли конец этим мучениям? Ослепшие из-за неизвестного вируса люди помещены в карантин, они уже никому не нужны, их изолировали от общества. Они борются за жизнь. Они слепы, беззащитны, беспомощны, они в отчаянии. Но есть одна, она может видеть. Никто не знает об этом. Она их опора, их забота, их помощь и защита. Она взяла на себя всю ответственность за этих людей. Ей очень тяжело. Она любит мужа и не оставила его, она с ним всегда. Она самоотверженна, сильна, у неё сильная душа, её доброта не знает границ, её забота окружает всех. Она видит весь ужас, хаос, всю отвратительность и мерзость их небольшого образовавшегося мира, со своими порядками и законами. Но она находит в себе силы бороться, бороться до конца, вести за собой людей. Картинка фильма очень необычна. Она ограничивает обозрение. Видишь только то, что близко, а там, дальше, неизвестность. Мало красок, яркий свет, за которым ничего не видно; темнота, которая пугает своей неизвестностью. Джулиана Мур. В который раз убеждаюсь, что она хороша. В фильме она как будто жила жизнью своей героини. Она потрясающая. Благодаря Мур ты веришь во всё то, что происходит на экране, ты искренне веришь в каждую её эмоцию и чувствуешь это на себе. Как увидеть душу человека? Всегда ли душа соответствует внешности? Умеете ли вы ценить всю красоту мира, которую вы видите? Видите ли людей такими, какие они есть на самом деле? Фильм поможет ответить вам на все эти вопросы. Это кино определенно стоит просмотра, оно поменяет кое-что в вашем мировоззрении, может чуть-чуть, а может больше. Оно откроет вам глаза, и вы увидите. 10 из 10
Встречая на улице людей, лишённых зрения, вы когда-нибудь задумывались над тем, каково это – быть слепым, ничего не видеть, всю свою жизнь нуждаться в поводыре и бескорыстной помощи близкого человека? Наверняка хотя бы раз подобная мысль посещала вас. Но представьте себе мир, где все люди слепы, где нет поводырей – мир, в котором существуете только вы, лишённые зрения и только с одним желанием на душе: достать съестного, потому что живот невыносимо урчит, а последняя крошка хлеба коснулась рта несколько дней назад. Сложно представить? А вот создатели фильма «Слепота» справились с этой задачей и представили вниманию любителей необычных зрелищ свой взгляд на слепой мир. Первая мысль, приходящая в голову при просмотре «Слепоты» - не верю. Не веришь не то чтобы в ситуацию, развернувшуюся в мире, где слепнет человек за человеком – каждый час, минуту, секунду. Не веришь тому, что подобное можно было придумать, да ещё и в кино показать! Концепция фильма действительно необычная. Однако на одной слепоте фильм далеко бы не уехал. Создатели «Слепоты» прекрасно это понимали, а потому разбавили свой фильм и некой толикой философии. Видите ли, мир слепых людей – это мир, где каждый сам за себя, за исключением небольших групп, абстрагировавших себя от остального общества. Как и в природе, в слепом мире выживают сильнейшие и те, кто способен лучше всех адаптироваться под ситуацию. Поначалу мы видим всего лишь одну, чуть заполненную палату, которую государство предоставило первым слепым людям. Затем число слепых людей стремительно растёт. В конечном итоге весь бывший госпиталь, или чем бы ни было то здание в прошлом, становится заполненным слепыми людьми, которых тщательно охраняют военные. Таким образом, здание госпиталя становится карантинной зоной, которая скрывает в себе людей, заражённых странным вирусом, уже прозванным в народе белой болезнью. «Где здесь туалет? Где душ?» - первейшие вопросы, которые появляются у человека, только что лишившегося зрения и у которого ещё свежи воспоминания… о прошлой жизни. Единственный человек, которому волею судеб выпало остаться в мире слепых зрячим, главная героиня, становится проводником для этих людей. В начале. Рано или поздно в любом обществе, даже слепых людей, начинаются революции и настоящие войны. Создатели «Слепоты» дают зрителю до самых мелочей прочувствовать зарождение конфликта в слепом обществе и вникнуть во все его обстоятельства. Очень быстро слепые в госпитале делятся на две фракции, одна из которых, как водится, выступает в качестве доминирующей. В мире, в котором деньги потеряли смысл, доминанты прибирают к рукам еду и требуют за неё деньги и драгоценности. Когда всё драгоценное заканчивается, они просят женщин. Есть хочется страшно и женщинам приходится отдаться за кусок хлеба. Думаете это фантастика? Нет, это осмысленный взгляд создателей фильма на слепой мир, а потому подлое отношение к женщинам ведёт, безусловно, к неминуемому восстанию. У нас же настоящее общество, забыли? Пусть и слепое, но общество, а потому война неизбежна... Когда понимаешь, насколько глубоко создатели «Слепоты» проработали свою необычную идею, проникаешься фильмом без остатка. Философия слепого мира легко характеризуется всего одной фразой из разговора двух сошедшихся на общем горе совершенно незнакомых прежде людей: «А вот если мы не были слепыми, ты осталась бы со мной?» (спрашивает безобразный старик у красивенькой молодой женщины). Вердикт. Фильм не на шутку трогает и, что самое главное, действительно передаёт весь тот хаос жизни незрячего человека, причём в глобальном, общемировом масштабе, а потому заставляет задуматься над собой. В принципе «Слепоту» можно рассмотреть даже как своеобразный фильм-катастрофу, где на сей раз мир скосила слепота. Если вы любите кино, которое заставляет задуматься, обязательно посмотрите этот фильм. 10 из 10
Если бы я перед просмотром прочитал краткий сюжет этого фильма, то наверняка ожидал бы увидеть нечто большее. Даже не будучи ярым поклонником фильмов в стиле 'неизвестный вирус поражает все население планеты...', я ожидал бы увидеть интересное, качественное кино со смыслом, где фантастическая атмосфера создана лишь для того, чтобы заставить человека задуматься о том, как бы он повел себя в такой неординарной ситуации, и, следовательно, вынести урок. Но мои ожидания не оправдались бы... И так, все начинается с того, что в неком городе откуда не возмись появляется неизвестное заболевание, которое поражает зрение людей, и как-будто застилает их взгляд пеленой белого тумана. По правде говоря, если рассматривать само развитие сюжета, не вдаваясь в детали, то можно сказать, что все задумано весьма неплохо. Сначала мы наблюдаем события внутри замкнутого изолятора, куда, в надежде прекратить распространение заболевания, были помещены десятки людей, потерявших зрение. Затем мы переходим в более широкую плоскость и становимся свидетелями хаоса, воцарившегося на просторах окружающего мира, в котором тысячи ослепших людей отчаянно борются за выживание. Таким образом режиссер попытался передать всю масштабность возникшей проблемы. Все это хорошо, но только если рассматривать происходящие события с высоты птичьего полета, не вдаваясь в детали. А что же в деталях? Там вся суть происходящего. Реализация, казалось бы, интересной идеи фильма явно оставляет желать лучшего. Хотя это пожалуй слабо сказано... нелогичность и неадекватность в поведении героев порой просто поражает и шокирует. Практически каждую минуту просмотра у меня возникали мысли 'Зачем? Почему? Да это же бред. Я бы поступил иначе'. Хорошо, я соглашусь, что когда человек теряет такую важную вещь как зрение, и при этом все остальные испытывают ту же проблему и ничем не могут ему помочь, то на первый план выходят не его морально-этические качества, а инстинкт самосохранения... животный инстинкт. Но ведь это не значит что люди становятся тупыми, как животные (в чем собственно убеждает нас фильм). Наоборот они используют все известные и неизвестные возможности своего мозга в поисках пути к выживанию. А вот герои фильма явно мозгом не пользовались. Как будто эта болезнь повреждает не только зрение, а и способность человека логично мыслить. Особенно заметна неадекватность в поведении единственной сохранившей зрение женщины. Имея такое колоссальное преимущество перед ослепшими, она сводит его на нет своими абсолютно нелогичными действиями, которые сводятся только к истерическим и эмоциональным поступкам. Крайне неубедительны попытки передать в фильме панику людей, которые были замкнуты в глухом изоляторе, нарушение границ которого карается расстрелом. Люди почему-то уж очень хладнокровно относятся к этому, воспринимают все как должное. Также напрочь проигнорирована личная история героев. Никто не вспоминает о том, что его родственники, дети, мужья, жены, могли оказаться где-нибудь в другом изоляторе, или же могли быть убиты. И такие вопиющие недостатки можно перечислять очень и очень долго, констатируя глупость и полнейшую неадекватность в поведении героев. Так же создатели почему-то не удосужились объяснить причины появления этого таинственного заболевания, каким путем оно передается (воздушно-капельным? через прикосновение? или может быть телепатией?). Насколько я могу судить, идея состояла в том, чтоб передать болезнь не как болезнь в прямом смысле слова, а как метафору эгоизму людей, их слепоты к проблемам ближних. Что ж, тогда я могу это понять, но из-за небрежной реализации, моря недочетов, недосказанности, эта идея просто напросто теряется, сводится к примитиву, а достижений основных точек сюжета осуществляется путем толкания героев фильма на глупые поступки. К игре актеров также имеются претензии. Уж слишком она неубедительна, безэмоциональна. При всем этом, фильм имеет и свои белые пятна. Например, операторская работа оставила очень приятное впечатление. Нередко камера ловит замечательные планы. Преобладание белого цвета, эффект тумана перед глазами, планы города, увязшего в хаосе, атмосфера глобальной катастрофы. Картинка подается очень интересно и красиво. Явно заметны попытки предать фильму какую-то оригинальность и неординарность. Кое-что даже получилось. Но в целом все очень и очень посредственно. Создатели замахнулись на достаточно интересную идею, но качественно реализовать ее не удалось. Пересматривать данную картину желания не возникает. 5 из 10
«Слепота» - один из пропущенных мной фильмов, в ожидании, спокойно лежавших на полке. За неимением хорошего свежака, я обратил взор на фильм Фернанду Мейреллиша, снятого по роману Жозе Самараго, повествующем о том, как в один прекрасный день люди ослепли. Не знаю как там с адаптацией романа для экрана, но фильм получился довольно интересный и жестокий. Количество ослепших с так называемой «белой слепотой» становится всё больше и больше, всё это напоминает глобальную заразную эпидемию. С каждым днём слепнут сотни человек, и армия закрывает таких в больницах и специальных помещениях, действуя как при инфекционных болезнях. Всячески ограждаясь от незрячих, правительство, даже не предоставляя им врачей и помощь, бросает на произвол судьбы. Среди этих людей только один человек, оставшийся со зрением – жена доктора-окулиста. Она всячески помогает мужу в этой ситуации, и оставаясь «под прикрытием» среди незрячих, помогает и им, являясь своеобразным проводником. Изолированные и охраняемые в помещении больницы, люди совершенно не знают, что происходит снаружи и только по обрывкам радиопередач можно понять, что в мире происходят катастрофы и этот антропогенный апокалипсис так сказать, затронул не только их город. Главной героине предстоит нелёгкое испытание в мире слепых, где даже после такого страшного форс-мажорного события, находятся люди, способные диктовать свои правила и ведущие себя подобно животным, готовым глотку рвать ради еды, готовым застрелить любого, кто ослушается. Место обитания мгновенно превращается в общественный туалет, полуголые слепые люди, слоняются босиком, наступая на чей-то свежий кал, оставленный явно не у места. Всюду хлам, бардак и вонь. В этом фильм очень реалистичен, ярко и наглядно показывая беспомощность людей, попытки адаптации, весь страх и безысходность настоящего, особенно когда обнаглевший парень с пистолетом и такими же дружками, из соседней палаты, просит женщин в обмен на еду. Режиссёр умело воспроизводит поведение, разные ситуации, пороки слепого общества и единственную видящую женщину, обречённую наблюдать за всем этим, извините меня, дерьмом. Смотрится фильм местами тяжело, но показывает он облегчённый вариант развития событий при глобальной слепоте, всё могло бы быть гораздо ужаснее, но в кадре только кучка людей, потерявших одно из самых ценных – зрение. Но и этого небольшого масштаба хватает, чтобы полностью ощутить безобразие слепого мира. В техническом плане картина снята отлично. В таком кино на довольно специфическую тему слепоты, оператор прибегнул к некоторым визуальным эффектам, помогающим приблизиться к ощущениям героев. Всплески белого, контраст и бледные цвета иногда подбрасывали мысль, будто бы главная героиня тоже ослепнет, и тогда мы больше ничего не увидим. Показали и город с пустынными улицами, брошенными, где попало автомобилями, автобусами. Повсеместный мусор и беспорядок, шатающиеся люди, не нашедшие путь домой... и трупы. Эти моменты ничуть не уступают другим картинам на подобную тематику. Музыка необычна, создаёт атмосферу и особенно понравилась в сцене с дождём. Подбор актёрского состава мне видится очень удачным. Джулиана Мур похожа на героиню из «Дитя человеческое», может похожий антураж фильма сыграл, но она отлично смотрелась в этой роли. Рассудительный Марк Руффало, Юсуке Исейа, подонок Гаэль Гарсия Берналь, милая Алиси Брага, у всех совершенно разные персонажи, но к концу картины будто оборачиваешься назад и видишь эти недели, прожитые вместе. «Слепота» - очень специфичное и сложное кино о человеческих слабостях, пороках и страхах. Кино о силе духа, прощении и доброте, и ещё много подобных слов. Фильм однозначно поучительный и даёт задуматься о современном мире, в котором такой черни уже хватает сполна, и только ослепнув, некоторые люди, искренне осознав ошибки и грехи, захотят увидеть мир новым чистым взглядом. К сожалению таких слепцов уже много, стоит только выйти на улицу. Может это предостережение свыше или просто физиология, кто знает, но так или иначе, берегите своё зрение. 8 из 10
На самом деле, я не любитель сравнивать фильмы с книгами, по которым они были сняты. Определённо нет. Но в этом посте я наверно буду большой занудой! Так уж сложилось, что я сначала предпочитаю прочесть литературное произведение и лишь потом ознакомиться с его «киношной огранкой». Для меня это правило, сформированное личным опытом: только так и никак иначе. Если я посмотрела фильм, то за книгу уже вряд ли возьмусь. 'Слепоту' Жозе Сарамаго я впервые взяла в руки где-то в мае-2010. Казалось бы, магический реализм – абсолютно не мой жанр. Плюс достаточно тяжёлая для восприятия читателями любовь автора к максимальной минимизации (простите за каламбур) в постановке знаков препинания. Но сама идея произведения гениальна! И заслуживает она лучшей экранизации! Теперь обо всём по-порядку: 1. В фильме всё слишком поверхностно. В каждой сцене как будто чего-то не достаёт. Я вижу актёрскую игру, но я не чувствую их эмоций. Вообще. Никаких. А вы только представьте себе: ведь их неожиданно поражает абсолютно необъяснимая и тем более не изученная эпидемия слепоты, они лишены каких-либо удобств, начиная с полной гигиенической несостоятельности или, например, с отсутствия продуктов питания и заканчивая невозможностью права голоса. 2. Пропала авторская магия. Осталась сухая и пресная реальность. Исчезло всё то, что заставляло при прочтении книги дрожать, опасаясь за своё здоровье, то, благодаря чему ты как будто бы становился сторонним (но очень-очень близким) наблюдателем всего происходящего. 3. У Сарамаго всё жёстче. И в контексте его произведения это смотрится весьма органично. Здесь же остались лишь сопли, размазанные по стенам. Скучно, господа! На мой взгляд, картина провальная (мои слова наглядно подтверждают цифры мирового проката). Её даже не спасли ни Марк Руффало, ни Джулианна Мур. Испортил ли её знаменитый режиссёр «Города Бога», - не знаю. Возможно, не стоило даже и браться. Оставляю открытым вопрос о том, как вышло, что фильм с таким интригующим и пугающим СЮЖЕТОМ (подаренным нам общепризнанным Нобелевским лауреатом) не смог даже окупить свой бюджет в 25 000 000 долларов. Лист нейтральный только лишь из-за уважения к автору. RIP. Оценка низкая. Весьма объективно.
Я удивлена, что кому-то фильм показался скучным. Я посмотрела его на одном дыхании и даже хотела бы, чтобы он был длиннее: вторая часть, после выхода из карантина, сильно обрезана по сравнению с книгой, я бы еще минут 30-40 добавила... Что можно сказать. Для меня и книга, и фильм оказались пугающи и притягательны, как бездна, в которую смотришь и радуешься, что есть кажущийся надежным парапет, не дающий сорваться вниз. И в то же время не можешь не думать: а что будет, если все же сорвешься? А что будет, если весь мир ослепнет? То, что мы на самом деле не так далеко ушли от животных - не новость. И большинство из нас догадываются, что в критических ситуациях на поверхность выходят первобытные инстинкты, и сохранить человечность становится трудной задачей. С этой точки зрения фильм не открыл ничего нового. Но фильм 'Слепота' меня потряс. Он одновременно прекрасен и отвратителен, трагичен и трагикомичен, в нем есть реализм и романтика. Эта история завораживает. Джулианна Мур, на мой взгляд, чудесно сыграла. Вообще все герои очень красивые, каждый по-своему. Даже в грязи и дерьме - все равно красивые. Уверена, автор хотел не только показать, как отвратителен может быть человек, но и как прекрасен. А иногда, увы, это смешивается, но такова уж жизнь... Самый запомнившийся мне момент - случайное соитие доктора и девушки в очках. Потрясающий контраст: чувственная красота плотской любви на слепящем белом фоне и грубая реальность, представляющая собой животный трах двух грязных особей на грязном, как помойка, столе. И бросить в них камень рука не поднимается: сдали нервы, вырвались инстинкты, все мы люди, бывает... Впрочем, моментов было много. Момент, когда запертые люди слушали музыку. Возвращение женщин после группового изнасилования, которое вызвало у меня слезы. Сцена в супермаркете и после, когда у героини Мур кончаются наконец силы и на помощь приходит муж, который смог вновь стать мужчиной, защитником, опорой. Вывод, который я бы сделала после книги и фильма: задумка автора и режиссера провела несчастных людей через ад, низвела до уровня животных, и все же они выбрались, смогли остаться людьми, сохранили свои чувства и открыли новые. А в нашей повседневной жизни и без эпидемии слепоты так много людей позволяют себе опускаться до звериного состояния, ведут отвратительное существование, как будто они действительно слепы. Как же важно нам, здоровым, зрячим людям, остаться людьми, беречь ту красоту, которая осталась в нашем безумном мире... Для меня 10 из 10
Что мы здесь имеем. Прежде всего, наверное, стоит оговориться, что фильм не для всех. Здесь нет красочных спецэффектов, показывающих полуразрушенные здания и оторванные конечности. Здесь не взрываются бомбы, прилетающие с бомбардировщика, здесь, можно сказать, вообще нет никаких визуальных эффектов. Все действия заперты на одном клочке земли и дальше этой зоны не выходят. Фильм рассказывает нам, как в один прекрасный день, среднестатистический мужчина, ведя машину, неожиданно ослеп. Добравшись до дома, он тут же отправляется в поликлинику, где ему ставят диагноз – абсолютно здоров. Ну с кем не бывает, стресс, работа. Но потом, стабильно, начинает слепнуть весь город и военным ничего не остаётся, как загнать заражённых в зону карантина и запечатать их до выяснения обстоятельств. Но среди ослепших, есть милая особа, которая зрение не потеряла. И вот теперь ей предстоит пройти через семь кругов ада, чтобы не только выжить самой, но и уберечь своего мужа. Идея хорошая, исполнение удачное. Нам показывают, как меняются люди, которые потеряли самый ценный прибор, зрение. Нам показывают, что творится в их голове, как они могли бы сосуществовать друг с другом и вообще, что они делают в замкнутом пространстве. Всё хорошо, всё показано без лощености и чистоты, но слишком уж затянуто и нудно. Вполне можно было не растягивать эту мыльную оперу на два часа, а ужать её хотя бы до полутора часов. Ведь первый час прошёл на одном дыхании, а дальше уже явно высасывались идеи из пальца и всё ради того, чтобы уложится в отведённый лимит. Актёрская игра всех персонажей, понравилась. Не сказать, что блеск, но сыграли хорошо. Вжились в роль и показали себя с лучший стороны, предоставив нам полный доступ к подноготной своего персонажа. Не будем заострять внимание на каждом, скажем лишь, что все без исключения сыграли на твёрдую четвёрочку. Фильм тяжёлый, местами нудный, но смотрибельный. Всё показано реалистично, без цветов и благоуханий. Разумеется, как уже было обговорено, фильм не для всех и закрадывалось сомнение, что два часа уходят впустую. Но втянувшись, убеждаешь себя в обратном. 6 из 10
Еще один фильм Фернанду Мейреллиша, режиссера нашумевшего в свое время «Города бога». Невольно сравнивая эти фильмы, можно заметить определенное сходство. Во-первых, это направленность сюжета: обособленное общество, беспредел, изнанка человеческих душ, а во-вторых, строение фильма - интригующее начало, шокирующая середина и неожиданно мягкая, лиричная концовка. Однако, на мой взгляд, «Слепота» отличается более зрелым характером повествования, где большая часть приходится на исследование и философию. По большому счету это фильм о том, что слепота заполнила весь мир. Не физический недостаток, но моральная слепота. Жестокость, насилие, упадок культуры – это действительно страшная эпидемия. - Боишься закрывать глаза? - Боюсь открывать их. Но жить хотят все. Мужчины и женщины, белые и цветные, старые и молодые. Как же найти ту грань, за которой необходимая жесткость превращается в бесчеловечную жесткость, здравый смысл в безумие, а благородство в глумление, найти и превратить в монолитную стену, ограждающую людей от участи более страшной, чем невозможность видеть? Природа лишила людей только зрения. Всего остального они лишили себя сами. Но они же могут подарить себе надежду, радость общения и тепло любви. И кажется, что режиссер вместе со зрителем пытается найти ответ на вопрос - почему одни люди выбирают путь разрушения, а другие путь создания лучшего общества? Что же касается актерского состава, то он хорош. Джулианна Мур с годами становиться все лучше и интересней как актриса. Марк Руффало очень органично смотрится в роли мягкого и человечного доктора. А Дэнни Гловер как всегда мужественен и благороден. И хотя я не люблю актера Гаэля Гарсию Берналь, но в роли отпетого подонка он смотрелся неплохо. На мой вкус фильм несколько затянут, и, может быть, не хватает экшена, но это как раз не смертельно. Философская направленность, хорошая актерская игра, музыкальное сопровождение и режиссура – делают этот фильм весьма смотрибельным, так что 7 из 10
О ФИЛЬМЕ: Фильм сносит крышу. Нерусский дядька в машине внезапно понимает, что ничего не видит, что он внезапно ослеп. Первый и... породивший пандемию слепоты по всему миру. Люди слепнут ежедневно пачками... Вирус косит всех. Никто не умирает - просто слепнет, но... Это история не о вирусе. Это сказка о человеческих отношениях. Развёрнутая не только на примере какого одного аспекта человеческого общества, а на многих. Что происходит с человеком, если один из органов чувств у него отказывает? Пофантазировать на эту тему можно много. Автор этой идеи убрал у человечества зрение, и... люди превратились в диких зверей. И только один человек во всей толпе мог видеть. Видеть, как человечество начинает пожирать себя. Любовь... она есть, когда мы живём вместе и счастливо, но когда мир теряется, ты уже ничего не чувствуешь и лишь выживаешь. О ПЕРСОНАЖАХ: Жена доктора. Да-да, именно жена доктора, которую никак не зовут. Ибо отличительной чертой фильма явлется то, Что за все два часа там не произнесено ни одного имени. 'О, дорогой'. 'О, Дорогая'. - Всё, на что способны герои. Но вернёмся к жене доктора. Единственному человеку, который в этой суматохе не ослеп. В душе женщины всё это время переворачивается мир. Она - единственная, на кого может положится слепой человек, и поэтому эта женщина чувствует на себе ответственность за всех. Основная история фильма, на мой взгляд - это отдаление супругов. Он - слепой. Она - видит. Автор как бы показывает, что для человека, который не видит, равно как и не слышит, Не обаняет, не чувствует - мир представляется совершенно другим и порою сложно уловить точки соприкосновения двух людей, которые имеют разного рода аномалии. За весь фильм она - жена доктора - становится королём. Она обладает той ценностью, которой не обладает никто из других. Это преимущество конечно оставляет на ней свой отпечаток. Именно поэтому, когда все люди вновь начинают видеть, она чувствует, будто ослепла. Она потеряла своб индивидуальность. Она видела на что способен человек, поставленный в условия выживания. И на мой взгляд её 'слепота' в будущем заключается в том, что она не сможет смотреть в глаза всем тем людям, которые на её глазах теряли свою человеческую сущность. Не знаю почему, но персонаж Джулианы Мур останется теперь в моей голове надолго. АПОФЕОЗ ФИЛЬМА: Меня тронул момент, когда слепой доктор сказал своей жене: мне так плохо, что мы столько времени находимся так далеко друг от друга. Хотя физически весь фильм эти два человека были рядом. Но он ослеп, и теперь она для него - лишь воспоминание, к которому он возвращается каждый раз, ощущая его прикосновения. P.S. Впервые мне понравилась подобная музыка, которой озвучили фильм. 10 из 10
Буквально вчера посмотрел фильм 'Слепота'. По этому поводу могу сказать только одно - WOW. Я не часто положительно отношусь к просмотренным мною фильмам, особенно последние несколько лет. Но этот фильм произвёл на меня огромное впечатление. Он мне действительно понравился. О нём можно написать многое, но я постараюсь быть краток. Я не знаком с другими картинами режиссера Фернандо Мейреллиша, но должен сказать что здесь он постарался на славу. И я бы с удовольствием прочитал бы эту всю историю в оригинале, но к сожалению нету времени и самого оригинала, но это не так уж важно. Должен заметить что актёр Марк Руффало набирает обороты в жанре драматического кино, хотя он успел отличиться и в комедиях, триллерах и в боевиках, но до сих пор почему-то остаётся аутсайдером большого голливудского кино. Но как и обычно в фильме есть несколько 'но'. Так и осталось не понятным почему героиня Джулианы Мур так и не ослепла. Признаки её полной дееспособности были очевидны для солдат, но они так и ничего не заподозрили. почему же она всё таки молчала, может она и была тем самым противоядием от этой страшной беды, но так ничего никому и не сказала. Меня до глубины души поразило безразличие наших властей к этой ситуации, неужели изоляция людей это выход из положения. Причём изоляция была настолько жестокой, что человек у которого была небольшая царапина на ноге, должен был лежать и тихо, в мучениях умирать от заражения крови. Причём даже героиня Джулиана Мур не уделила ему должного внимания. Борьба за еду это само собой разумеющееся. Но опять же наша главная героиня могла всё закончить намного раньше, просто прийти и ликвидировать главного злодея, актёра Берналя (мексиканец). И тогда было бы всё намного проще и благополучнее. Естественно она не убийца и не могла решиться на это сразу, но лучше уж так, чем потерять одного человека и быть униженной до конца своих лет. Мне очень понравилась актёрская игра безусловно всех актёров, правда слепых они ни всегда играли правдоподобно, ведь Аль Пачино не перепрыгнешь ('Запах женщины'), но всё равно они заслуживают аплодисментов. К концу фильма, во время монолога Дэнни Гловера, понимаешь главную героиню. На самом деле, пережив весь этот ужас, унижение, смерть, измену мужа, всемирную слепоту, если можно так выразиться. В конце концов понимаешь, что несмотря ни на что нашей главной героине по непонятным для нас причинам нравилось то, что происходило вокруг. P.S. Даже если у людей забрать не зрение, а, например, одну руку, ногу, голос, слух. Или такие простые вещи как электричество, газ, то в любом из этих случаев люди начнут вести себя как животные, потому что человек настолько не приспособлен к жизни, что готов разорвать всё и всех вокруг себя даже за меленький лучик света.
Фернандо Мейреллиш, ворвавшийся в киномир с мощной драмой «Город бога», на американской земле как-то резко сник. Как будто пропал весь запал. Спору нет, «Преданный садовник» по роману Джона Ле Карре неплохой фильм, но события там развиваются со скоростью черепахи, выброшенной на берег морским приливом. Картина «Слепота», основанная на книге Жозе Сарамаго (к слову долго не отдававшего права на экранизацию) страдает точно таким же недостатком. Или наоборот, преимуществом. Дело вкуса. Мейреллиш занял своеобразную нишу в кинопотоке и пока оттуда никуда не собирается выползать. Его кино по форме напоминает мейнстрим, однако составляющая нередко претендует на арт-хаусную начинку. Два в одном. Такой продукт, в принципе, можно возить по европейским фестивалям, доказывая, что твое кино вполне авторское и жизнеспособное для искушенных зрителей. Только на самом деле все немного сложнее. По сути, «Слепота» - это парафраз с куароновского «Дитя человеческое», но если копнуть немного глубже, то на поверхность можно извлечь сюжет сказки о смелом Данко, отдавшим свое сердце ради спасения целого народа. Не чурается бразилец заимствования и из более известных источников. Тут нет ничего сложного, картин, снятых на подобную тему, предостаточно. Однако Мейреллиш решил акцентировать внимание на несколько других аспектах, нежели коллеги по цеху. Его герои не едят собратьев, как у Мельника, и не ставят цель оторваться и унизить, выпуская на свободу свои низменные инстинкты и потребности, воспользовавшись удобным случаем, как у Хиршбигеля. Формально, бразилец останавливается в своем рассказе на человеческой природе, но только для галочки. Его город начисто лишен людей, наделенных пассионарной энергией. Вожди и бунтари безымянного города - лишь жалкие тени, лишенные амбиций, появившаяся неожиданно власть им не особо нужна. Для режиссера важна в первую очередь духовная рефлексия персонажей и поиск самих себя. Благо ситуация для этого вполне благоприятствует. Если внимательно приглядеться, то кара, снизошедшая с небес, городом заслужена. Люди там перестали видеть что-либо, кроме самих себя. Теперь можно оглядеться по сторонам (в переносном смысле) и многое переосмыслить. Тут Мейреллиш и попадает в самим же созданную ловушку. Не особо разгоняя сюжет, режиссер моментально раскрывает все карты, превращая большую часть фильма в пустую трату времени. Бразилец подобен учителю старой закалки, вдалбливающий ученикам материал по десятому разу, чтобы в голове все отложилось по полочкам. А материал, вопреки методу, лишь проходит мимо ушей слушателей. Безликий и мертвый город из «Слепоты» очень ярко контрастирует с живым Городом бога. Здесь безлико и однообразно все – от городских построек до населяющих их жителей. И, по сути, проверка на вшивость окажется лишь пустым звуком в сердцах, изъеденных равнодушием и непониманием. Город мертв и уже не оживет никогда. Надежды нет. Бразилец этого упорно не желает понимать. Кажется, что царящим равнодушием в какой-то момент заражается и сам режиссер. Из состояния оживленного диалога со зрителем режиссер впадает в апатию, еще более замедляя развитие сюжета и наплевав на пропагандируемую мораль, вспомнив о ней лишь в самом конце картины. Даже актеры не спасают сложившуюся ситуацию. Беспрестанно кривляется Берналь, уныло смотрит с экрана Мур (пропал человек), Руффало и Гловер присутствуют исключительно для мебели. Фильм лишается последних признаков интеллекта и переходит в категорию голливудских социальных страшилок. Мейреллиш не стесняется выдавать с экрана трюизмы, ему кажется, что здесь они звучат по-новому. А это далеко не так. Слепота тут ненастоящая и даже не дай бог метафора. Она самая что ни на есть куриная. И если бразилец так не задумывал в итоге, то грош цена ему как художнику. Когда сам не веришь в то, что рассказываешь, не поверят и другие.
Первые ощущения после просмотра? Очень сложно прийти в себя, и поверить, что это действительно закончилось. Облегчение было за пару минут до конца, а потом титры. Начинаешь ожесточенно тереть глаза, чтобы понять - тебе не привиделось, ты действительно это видел. Ты действительно видел несчастных, испуганных, беспомощных людей, пытающийся хоть как-то выжить. Действительно видел разоренный город, грязь, собак, обгладывающих быть может некогда своего хозяина, который теперь ничто иное как кусок мяса. Крысы, нечистоты, борьба за еду на смерть, до последнего всхрипа. Ты видишь, каким безжалостным и жестоким может быть человек, когда группа, имевшая при себе оружие, возомнила себя круче всех, принимаясь за побрякушки раздавать еду. Ты видишь, каким отвратительной и жестокой может быть эта же горстка мужчин, отдававшая еду за секс. Видишь, отчаянные лица самоотверженных женщин, которые не пожалели отдать себя, чтобы прокормить других. И ты видишь, как это безумно, страшно и отчаянно прекрасно, когда измученные женщины молчаливо кладут на кровать убитую заложницу человеческой жестокости, и так же молча обмывают ее тела под звуки тихой волнующей музыки. Молча, нежно, словно не обмывая мертвое тело, а приготавливая свою сестру к какому-то торжественному выходу. 'Это ужасно', думаешь ты, когда видишь. Я не думала, что в целом это кино может произвести Такое впечатление. Монтаж, музыка, съемка - здесь была продумана каждая деталь. Видно, что отдавали внимание каждой секунде фильма. Из актерская игра. Здесь каждый отличился, каждый выложился на 100% и более. Джуллиана Мур и ее отчаянная, но сильная героиня, единственная не ослепшая, борющаяся за жизни слепых, словно они ее дети. Марк Руффало и его немного наивный доктор, мечтающий, что все может быть так, как и прежде. Очень красивая, очаровательная Алиси Брага и ее удивительная героиня - нежная, женственная. И абсолютно неподражаем здесь был Гаэль Гарсия Берналь. Я знала его лишь застенчивым и мечтательным Стефаном из 'Науки сна', но здесь. Здесь - другое дело. Жестокий, беспринципный ублюдок, смерти которого так отчаянно хочется. На самом же деле, это кино точно воспроизводит современный мир. Мы видим, но мы все-таки слепые. И разве сейчас люди не такие же жестокие? Разве порой мы не такие же беспомощные и даже жалкие? Наверное, действительно, нужно сначала ослепнуть, чтобы потом прозреть. 8 из 10
Я сразу же, как увидел афишу, заинтересовался фильмом Слепота (Blindness). Ведь режиссер Фернанду Мейреллиш прогремел на весь мир своим дебютным 'Городом Бога' (может быть и не дотягивающий до мирового шедевра, но точно ставший фильмом, который будут вспоминать через десятилетия), и снял очень и очень не плохой фильм 'Преданный садовник'. Однако, после просмотра, меня постигло разочарование. Фильм откровенно проходной. Режиссер средствами кино ставит эксперимент. Что будет, если всех людей лишить чего-то самого главного, без чего невозможен контакт с окружающим миром и другими людьми? Пусть люди будут лишены зрения, а слепота будет охватывать их постепенно. И пусть в фокусе эксперимента будут 'жители' одного спецприемника, которыми еще зрячие отгораживаются от необъяснимо быстро заболевающих непонятной болезнью. Но что показывает нам этот «эксперимент»? То, что в экстремальных ситуациях люди снимают маски и показывают свое истинное нутро? И только глядя на такое истинное нутро можно понять настоящее лицо Человечества? То, что очень часто самим людям, наивно уверовавшим в собственные маски, необходимо знать, кто они есть на самом деле? Не хочется вдаваться в детальную критику проведенного «эксперимента». Хотя претензий можно предъявить массу. Стоит отметить главное. Выводы к которым подталкивают авторы – банальны, заезжены. И не верны. Не верны потому, что сама постановка вопроса глупа. В начале о выводах, потом о вопросе. Выводам трудно верить – настолько вздорными кажутся основные допущения «экспериментатора». В фокусе фильма - беспричинная агрессия спустившихся до животного уровня людей. Небольшая кучка слепых берет власть над дележкой пищи (самой главной сферой жизни маленького, возникшего в спецприемнике социуме), которую используют для того, чтобы отобрать материальные ценности у всех остальных (батюшки родные, ну зачем слепым серьги, ожерелья, часы и обручальные косы, когда все вокруг тоже слепы?), а после насиловать женщин. Причиной падения, в-первую очередь, автор называет потерю навыков солидарности, взаимовыручки (которые практически _полностью_ теряют герои, попав в критическую ситуацию, не сумев контролировать самую важную для себя область жизни – дележку пищи). Оборотной стороной этого животного поведения является молчаливость большинства. Которое своей абсолютной пассивностью поощряет животные безумства. И не так уж важно, что в критических ситуациях людям, наоборот, свойственно скорее этим навыком с невероятной скоростью обучаться (а иначе как проживешь-то?), о чем есть масса свидетельств людей неожиданно для себя попавших в эпицентр войн или природных бедствий. Это допущение выглядит вздорно хотя бы на фоне первой же сцены фильма. Когда первому человеку, неожиданно ослепшему от неизведанной болезни, очень быстро на помощь приходит, что главное, очень много людей. Но, главная глупость, конечно же, в самой постановке вопроса. В экстренных ситуациях люди совсем не показывают свои истинное лицо (как, почему-то, принято думать), сбрасываю «опостылевшие» маски. Это миф. В экстренных ситуациях люди ведут себя так, как ведут себя люди находящиеся под очень длительным стрессом. То есть, по-разному и часто просто не контролируя себя. В такие моменты, когда спадает внешний контроль, из бурлящего котла внутри души человека проявится может совершенно все, что угодно. Если бы миф был верен, тогда _всех_ спасателей стоило бы считать эталонами высших гуманистических идеалов в человеке. А ведь их рациональное, «правильное» поведение в соответствующих ситуация проистекает лишь от того, что обычные люди в экстремальных ситуациях не знают как себя вести. А потому ведут себя очень по-разному. А спасатели были в экстремальных ситуациях не раз – оттого и ведут себя «правильно». Потому «эксперимент», показанный в фильме является не чем иным, как умозрительными конструкциями одного отдельного взятого человека. Эти конструкции не имеют никакой общественной ценности – они являются исключительно фактом личной биографии. А потому снимать фильм и показывать такой широкой публике глупо. Если есть потребность понять истинную сущность Человечества нужно предаваться рассмотрению не высосанных из пальца конструкций. А последовательно анализировать то, что каждый из нас встречает каждый день. Мир вокруг себя. За альтернативами далеко ходить не надо – тот же «Город Бога» в этом смысле не сопоставимо лучше «Слепоты». Да и «Преданный садовник» (фильм, конечно же, совсем про другое), в этом компоненте выглядит лучше «Слепоты» В конце, стоит сказать хотя бы пару слов не о содержании фильма. А о форме. Эти слова – удивительно, на что же потратили 25 млн $ ? Ведь фильм снят скучно, растянуто, с применением довольно простых киносредств. В нем нет ни каких бы то ни было спецэффектов – на что обычно траться такие безумные суммы. А с другой стороны, настоящие произведения киноискусства, а не киножвачку сегодня снимают тратя в разы меньше денег. Что имеем в итоге? В фильме за попыткой логического построения несуществующей ситуации на самом-то деле ничего и нет. Нет никаких вопросов, нет никаких ценных идей. 2 часа растянутого, пустого кино, более ничего. 3 из 10