Враг государства №1: Легенда: отзывы и рeцензии

Маис
Маис25 мая 2016 в 17:17
враг системы

Враг государства – это враг той системы, что принято считать сейчас «государством»… В принципе, те же вопросы к термину «демократия». Не уверен, о таком ли государстве полагал Платон в своем диалоге. А если ещё подумать о «свободе», как одной из форм личной ответственности… Но, система ценностей выстроилась в тот «порядок», на который нет-нет, но совершается покушение в виде революций или преступлений. Потому как её лживая основа – никак, вообще никак, не принимается теми, кто имеет некоторое преимущество, в некотором другом своём понимании чувства достоинства, собственных возможностей, личного выбора, и в итоге – контр-правил на преодоление разного рода социальных барьеров. На причины которых Жак Мерин и даёт ответы, и что самое интересное – он действует, он деятелен, пусть даже если тем самым он обрекает себя и поддерживает эту самую систему «ценностей». И вообще, оно всегда было сложно – запретить красиво жить, чтобы не испытать себя в лучах славы, проверить на себе любовь женщин, когда сам успех, сама удача на твоей стороне тебе благоволит. Особенно когда это не пресекается, как в Канаде, а в какой-то мере поощряется, как во Франции, и не имеет таких отправных точек, как в Алжире (если смотреть «легенду» с первой части). Сам фильм динамичен, событий много. Венсан Кассель прекрасно отыгравший преступника не лишенного идеи, носителя этих идей, он передаёт те черты, от чего его реальный персонаж так привлекателен, он определенно имеет вкус, и он располагает к себе других. Даже блиц-интервью весьма примечательно, примерно в середине фильма. Он говорит, позирует, тут же флиртует: «… не люблю законы, не хочу всю жизнь быть рабом своего будильника, не хочу всю жизнь мечтать… Не хочу, проходя мимо витрины, думать: мне нужно работать полгода, чтобы купить вон ту вещь. Вокруг эксплуататоры, но я совсем другой, – что я делаю …? Человек, решивший выбрать войну – не умирает своей смертью. Смерти не существует, смерть – это ничто, для того кто умел жить. Я выбрал такую жизнь, после смерти я больше не буду виновным, поскольку за всё заплатил. Героев нет – есть люди, которые живут в разрез…» И он понятен. Его личный подход в том, что он слишком близко понял условия предлагаемой жизни. Системы интересов, не имеющей ничего общего с «нормальным», а только набирающей спрос на предложения и преимущества денег, как и высокой степени их защиты, ставящей в тотальное подчинение. Нет «красных бригад», нет «ограблений казино», – как теперь ответить на всю эту политическую ложь? Тем удивительней увиденное, когда такие возможности были, и когда не было так всё искусственно уравновешенно и безконфликтно, как сейчас. И кто перешёл этот допустимый предел, переходит в класс реальной угрозы общества. Тех «настоящих буйных», кто держит своё слово, кто не отступится от принципов. И места для таких личностей теперь нет 8 из 10

Andron
Andron25 апреля 2011 в 14:14
Очередной псевдо Робин Гуд?

Я-де только банки граблю, только толстосумов заставляю раскошелиться – простые труженики должны ценить это и уважать меня. Тем более что я честный бандит, слово свое держу и т.д. Как же, черт побери, надоела вся эта ерунда! Что ж за мода такая на романтизацию образа всякой швали?! Законченный кретин с двумя извилинами в голове живет в свое удовольствие, пользуясь тем, что в полиции и прочих озабоченных проблемой его поимки структурах работают еще большие идиоты – это, по-вашему, «подлинный народный эпос»? По-моему, это чистой воды бред. Буквально давеча я имел превеликое удовольствие лицезреть историю «великого и ужасного» (но не менее, надо полагать, благородного) Джонни Д. Теперь на очереди Жак Мерин, он же Месрин, что сути дела, полагаю, не меняет совершенно. Впору проводить конкурс – а-ля самый крутой бандит всех времен и народов, нет? Публика должна оценить, мне кажется. Публика, подчеркиваю, но никак не я. Неинтересно. Не привлекает совершенно. Особенно когда на полном серьезе все это преподносится. Дайте мне двадцать минут, покажите удостоверение, а слабо зайти одному и без оружия и пр. Ну что это за ахинея? Если по итогу, один черт, придется разрядить добрую дюжину стволов в упор – чего ради, спрашивается, тянуть время? Нешто нельзя было то же самое сделать сразу? К чему эти пафосные «Враг государства № 1», болтовня о борьбе с системой, рассуждения о честности и т.п.?! Что это меняет? В плане отношения к преступнику, я имею в виду. Может, кому-то из Вас стало его жаль? Может, кто-то позавидовал его доблести и отваге? Что ж, я не удивлюсь – время нынче такое: шкала ценностей перевернута с ног на голову. А любовь! О, это, безусловно, самое трогательное в этой (равно как и во всех ей подобных) истории. Как не поверить в то, что героев связывает между собой исключительно нежное чувство друг к другу, а вовсе не похоть, помноженная на деньги. Чужие деньги. Пустой фильм. Накину, разве что, балл за работу гримеров и персональную экспрессию В. Касселя. Больше, при всем желании, я ничего стоящего в этой картине не увидел. 2 из 10

Dashutka
Dashutka15 февраля 2009 в 17:43
Привидение с мотором... дикое, но симпатичное (с) Ну так где-то...

Ну что же, как обычно с большим опозданием, но добралась я до продолжения эпоса о враге государства, ну том, который №1. А поскольку мой отзыв к части первой получился большим, то тут постараюсь уложиться буквально в несколько предложений. Однозначно продолжение понравилось больше. Всем. Содержанием, если позволите, зрелостью, отсутствием метаний и глупости. О Венсане Касселе сказано много, в принципе, и лично мной - в частности. Посему - не повторяюсь. Хотя, да - он один сделал весь фильм. Все то, что происходит у него 'за спиной', - это детали и крайности. А вообще, рада была 'увидеться' и с Матье Амальриком. Хороший актер, как модно нынче говорить - с харизмой. Касаемо же образа Жака Мерина, такой себе суперзвезды, автора бестселлера и чуть ли не светского льва для местной прессы, то в 'Легенде' - это уже умудренный опытом человек, с чувством юмора, умелой работой на публику, что и делает из него такую себе Велму Келли из 'Чикаго', только, разумеется, в мужском обличии. То есть слава - она и есть слава, а куда же без нее. Так попросту неинтересно... А что касается лично меня, то... да, понятно, что преступник есть преступник, а вот не получается до конца его осуждать и относиться к нему как к абсолютно отрицательному персонажу, ибо роль его и действие на публику, как по мне, на это и рассчитаны - на симпатию к нему, то есть. Опять же не могу не вспомнить Джокера (уже второй раз, относительно к данному фильму), которого, несмотря ни на что, однозначно ненавидеть так и не получилось... В общем, понравилось. Интересно, и хотя задумывалось (естественно) как продолжение фильма первого, но на голову его превосходит. Опять же, Венсан Кассель - это однозначно прямое попадание. Плюс - динамичность, не путанный сюжет, операторская и композиторская работы заслуживают повышенного внимания. Потому что просто хорошо. Я писала в первом отзыве о номинициях на премию 'Сезар', но даже если товарищ Жак Мерин и не отхватит ничего, то фильм, как по мне, удался. 9 из 10 Касселю - фактически браво за создание образа человека - легенды.

VasekVVV
VasekVVV6 января 2009 в 11:32
VasekVVV за…

Умер король. Да здравствует новый король В принципе можно искать позитив даже в негативном. Вот была первая часть «Врага государства №1», закончившаяся на самом интересном месте, однако в кино давно уже принято обрывать фильмы, таким образом, как Лукас начал в «Империи наносит ответный удар», и Земекис продолжил в «Назад в будущее 2», так и пошло. В последние годы сей приём, получил даже большие последствия, чем делить один готовый фильм на два эпизода. Поэтому, забыв на мгновении о коммерческом уме французов, можно взглянуть на «Врага государства №1. Легенда». Это уже после просмотра придёт мысль, о том, что первая часть второй в подметки не годится, и вообще была лишней. Второй фильм «Врага государства №1» - лучший европейский криминальный фильм со времен «Револьвера» Ричи. Заключенный Жаку Мерину, оказавшемуся опять за решеткой, претендуя лишиться свободы на целых 20 лет, пришлось придумывать новый план побега, и успешно его реализовать. Это было эффектно, прихватив с собой судью, сбежать прямо с процесса. Второй его побег в фильме, получится менее эффектным, и более продолжительным. Находясь в тюрьме строгого режима, за стенами, за которые не проходит солнечный свет, на грани отчаяния Жак Мерин так и не оказался, оставаясь позитивным заключенным, даже написал автобиографию. Гангстер Сбегая же из тюрем да лагерей, Жак Мерин возвращался к тому, что умеет делать – грабить и убивать, правда, грабил он банки, а стрелял в полицейских. Как-то так, из-за всех своих криминальных талантов и хороших отношений со СМИ, Мерина и сделали легендой государственного масштаба. Население Республики Франция боготворила его, одновременно боясь, и лучше, пускай он народ смешит, находясь за решеткой, чем грабит его на воле - 20 лет строго режима, суд присяжных ему вынес, видимо, без угрызений совести. А ещё обращает внимание, что гангстер Мерин, не создал себе, словно итальянец, мафиозный клан, который мог бы его всегда поддерживать, подкупать судей, угрожать присяжным, убивать прокуроров. Он, по сути, был один, находя сообщников из самых разных людей, вплоть до ультра левых экстремистов. Революционер Видимо лавры Сталина, Че Гевары, Красных бригад и прочих не давали Мерину покоя, занимаясь преступной деятельностью, оказываясь, раз за разом за решеткой, он не мог больше жить в этой системе, он решил её уничтожить. Нашёл сторонников, придумывал планы, давал интервью. Однако Франция не зря 5 раз становилась республикой, когда-то эта свистопляска с формой правления должна была завершиться, и не позволить ни Мерину, ни прочим поклонникам «Капитала», сломить демократическое общество. Жан-Франсуа Рише До сих пор безвестный французский режиссёр и сценарист получил в руки огромный материал – жизнь и смерть главного французского бандита ХХ века. Воспользовался он этим материалом коряво, это касается первой части, довольно затянутой для истории становления кино-гангстера, а вот во второй Рише, ждал успех. Он подобно Ридли Скотту закрутил криминальную драму, переходящую в боевик, с взрывами бесконечной стрельбой и диалогами, которые, если можно так выразиться, кишат экшеном. В первую очередь это относится, к «революционной» деятельности Мерина. Главный минус режиссёра, его желание показать конец фильма в начале первой части, нет, конечно, финал таких историй часто известен, а французам финал и этой истории, однако, финал должен был придти неожиданно, а Рише его взял да затянул. Действительно это было дикое зрелище, картина близилась к логическому завершению минут 20, и единственное, что из них можно почерпнуть, это унижение французской полиции. Рише просто издевался над ними, изобразив их мелкими испуганными людьми, даже сидя в засаде, когда Мерин, не зная об их присутствии, просто проходил мимо. В общем, смотрелось это дико, Франция все же правовое государство, пускай там и бунтуют пригороды из нацменьшинств, но нельзя так низко опускать полицию в глазах общественности. Последний штрих «Враг государства №1: Легенда» получился сочной криминальной драмой, со всеми необходимыми для фильма приемами и жертвами. Не будь над ним шельфа из первого фильма, можно было бы оценивать его отдельно от пролога, только вот пролог оказался таким длинным, что его выделили в отдельный фильм, а это главный минус. Второй же фильм, заслуживает похвалу.

SuRRender
SuRRender27 декабря 2008 в 09:01
Реабилитация Рише

Свежесть идей и режиссерских решений, их гибкость и четкость изложения всегда позволяют зрителю положительно оценивать любое художественное творение, закрывая глаза на имеющиеся незначительные недочёты. Когда качественную режиссуру способны поддержать своей экспрессивной игрой мощные актерские силы в лице Венсана Касселя и Матье Амальрика, на выходе получается зрелищное и увлекательное произведение, смотреть которое доставляет удовольствие, а оценивать такие работы приятно вдвойне. Проводить многочисленные аналогии с предшествующей частью фильма не буду, но отметить тот факт, что Жан-Франсуа Рише максимально постарался сгладить все неровности и откровенные ляпы первой ленты, думаю, стоит. 'Легенда' явно прибавила в реалистичности сюжетной динамики, прибавила качественно, несмотря на то, что герои, по-прежнему, продолжают выпускать друг в друга десятки пуль, не попадая в цель. Но, все же, в действиях персонажей появилось больше логической связанности совершаемых ими действий, коэффициент насыщенности картины кровопролитными сценами уместно сместился в сторону продуманной дозированности. Большую часть продолжительности фильма режиссер вообще старается избегать показа натуралистичных сцен и эффектных 'мясных' разборок, позволяя блистать актерским талантом Венсану Касселю, открывая для зрителя границы внутренней мотивации совершаемых Жаком Мерином поступков, демонстрируя его собственную оценку пути, по которому он идет к своему закономерному фатальному финалу, бравируя гусарским бесстрашием и неприкрытым позерством, издевательски играя с публикой и полицией, совершая циничные и беспредельно наглые преступления. Тот редкий, но откровенный натурализм в демонстрации сцен насилия, который Рише вместил в свой фильм, в каждом эпизоде не случаен и уместен, подобными приемами режиссер обрисовывает маргинальные черты личности Жака Мерина во всей его вызывающе наглядной социопатии, мастерски акцентирует на данном факторе зрительское внимание. Сам персонаж Мерина, наконец-то, приобретает необходимую психологическую обозначенность и перестает быть просто обычным отморозком с пистолетом в руке. Ему совершенно не сочувствуешь, герой Мерина крайне отрицательный и неприглядный, но образ преступника уже не содержит неуместно явного псевдогероического ореола. 'Легенда' привлекает ровным, слаженным изложением происходящих событий, их взаимной последовательностью и тщательной связанностью между собой в один единый формат качественной криминальной драмы, что выгодно отличает данную работу от первой ленты. Вывод: 'Враг государства номер один. Легенда' может выгодно существовать и абсолютно обособлено от предыдущей части, производить должный эффект вне их совместной оценки. Фильм самодостаточен, его содержание включает в себя совершенно взрослый и самостоятельный кинематографический продукт, который практически не нуждается в своем менее удачном предшественнике. 8 из 10

ungodly
ungodly7 января 2009 в 08:32
А зачем был нужен первый фильм?

Практически полностью завалив первую часть фильма о знаменитом гангстере Франции Жаке Мерине, режиссер Жан-Франсуа Рише и первые полчаса второй картины пребывает в непонятном анабиозе. И только после режиссер, засучив рукава, принимается исправлять прошлые ошибки буквально на лету, от чего у неподготовленного зрителя (такие тоже найдутся) может закружиться голова. События сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Рише торопится рассказать то, что по идее нужно было рассказывать в течение предыдущего фильма. Впрочем, как и в первой части, на руках у режиссера оказываются неплохие карты, воспользоваться коими Рише хватило ума очень даже грамотно. Конечно, речь идет об Венсане Касселе и заменившем Жерара Депардье на боевом посту Маттье Альмарике. Последний, сбросив с себя комично-комиксовый образ злодея из последней серии бондианы, выдает крайне сильный и запоминающийся перфоманс, подтверждая свою репутацию одного из лучших актеров Франции. Безумие царит в глазах Альмарика, дополняя болезненный образ созданного актером экранного преступника. Что же касается непосредственно Венсана Касселя, то ему можно слагать нескончаемые хвалебные оды. Дабы не сильно утомлять красочными эпитетами – это одна из лучших ролей Венсана. Режиссер, изначально видевший Касселя в роли Мерина, определенно не прогадал. Если же рассматривать картину с кинематографической точки зрения, то «Враг государства №1: Легенда» снят человеком, для которого термин независимое американское кино 70-х годов явно не пустой звук. Француз не изобретает заново кино, а делает его по классическим лекалам, не сильно востребованным в современном кинопроизводстве, отдавая должное ранним Скорсезе, Кассаветесу, Богдановичу и многим и многим другим. Будь это элементарное построение кадра или монтаж. При этом становится вдвойне непонятно, почему режиссер так откровенно проленился весь первый фильм, утомляя многих вольным пересказом американской классики и мечась из одного жанра в другой. Но это на первый взгляд. А ларчик на самом деле открывается очень просто. Второй по последовательности фильм «Легенда» была снят режиссером первым. И скорее всего исчерпав полностью творческий запас сил, режиссер снял первую часть фильма спустя рукава. Хотя, возможно дело в другом. Рише наполняет свой конечный продукт леворадикальными настроениями той бунтарской эпохи, логически выводя из нее Мерина. Ведь главный лозунг режиссера известен – «Общество рождает своих монстров». И в какой-то момент Рише чуть было не перекладывает полную ответственность за появление гангстера на тогдашнее общество. Его Мерин – эстрадная звезда, склонная к эпатажу и придирчиво относящаяся к созданному своими руками образу, как в глазах законопослушных граждан, так и на обложках глянцевых журналов. В своей стрельбе по воробьям, Мерин не видит границ, загоняя себя в капкан из которого уже не удастся выбраться живым. Он одиночка, не желающий адаптироваться в обществе и находящий смехотворным его ограничения, беспрестанно плюя в лицо государству. Мерин франт, щеголь, плывущий против течения и презирающий законы, заслуживая тем самым уважение тех, кто это никогда не осмелится сделать. Ведь он благородный Робин Гуд Франции того времени, заслуживший безграничную любовь и обожание сограждан и лютую ненависть полиции и чиновников. Судить его, значит судить себя. И те идеалы, и принципы, по которым мы живем изо дня в день. «Легенда» законченное произведение, не нуждающееся в предыстории, только сбивающей зрителей с пути истинного. И заставляющее гадать – кем же все-таки был легендарный Жак Мерин – уголовником или благородным разбойником? Человеком, не вписавшемся в четко прописанные рамки или пресловутым врагом государства №1? Фильм не дает четких ответов, развиваясь в анархической манере, все дальше уводя от первоначальной истории. Наверняка ответы на заданные вопросы знает сам Рише. По крайней мере, в его обожании Мерина можно не сомневаться. Снимая с врага государства маску Робин Гуда, режиссер движениями умелого фокусника вешает на него маску Христа, практически канонизируя и делая мученика, погибшего за свои идеалы. Многие вещи встают на свои места, если знать, что сценарий первого фильма основан на книге самого гангстера, а вот сценарий второго уже заслуга непосредственно режиссера. Этот факт уж если не окончательно распутывает клубок противоречий, то проливает свет на многие до этого непонятные вещи.

Gabdulla
Gabdulla23 декабря 2008 в 20:28
Повод задуматься

Когда мы слышим фразы вроде 'враг государства' мы почему то сразу проецируем данные термины на себя, рисуем в голове образ некоего террориста, который хочет сделать нам с вами что-то плохое. Изначально каждый из нас в той или иной степени ставит себя в ряд с государством, думает что тот кто против него ( государства) - тот против нас, наша позиция изначально 'государственная'. Тут же где то сразу появляется ассоциации с понятием 'родина', 'отчизна', 'патриотизм'. В этом случае выбор уже нами сделан, даже не позволив себе роскоши выбирать: 'Враг государства №1- наш враг'. А если государство, которое провозгласило своим девизом служение народу на деле является антинародным, что тогда? Хватит ли у нас духу отделить зерна от плевел и признаться себе, что то, во что ты верил раньше, стало другим? Жак Месрин не выбирал быть благородным преступником - таковым его сделали люди, пресса и, в первую очередь, Система, которую Месрин ненавидел всем сердцем. Его участь это нападать и прятаться, его конец ему известен, что остается? Остается в очередной раз плюнуть в лицо всем законам и с улыбкой на лице продолжать отрываться по полной. В какой-то момент он понимает, что все его нахальство и самоуверенность симпатичны людям. Он смеется в лицо судьям, он говорит то, что думает, острый на язык он затыкает за пояс любого выскочку. Как любой человек, он хочет нравиться, желает, чтоб его любили и восхищались им. Так из обычного преступника он становиться номером 1, сам себя он предпочитает именовать революционером. СМИ охотно используют его имя, его поступки восхищают даже самых добропорядочных граждан. Так, на мой взгляд, Месрин, как ему казалось, обрел смысл жизни! Звучит пафосно, но по как сказать иначе. Всю жизнь находясь по ту сторону баррикад, он был одинок, общество не любит убийц и воров. Как же здорово приобрести себе в союзники тысячи не покидая своих позиций, нужно лишь несколько громких заявлений, скандальных интервью и книга, о своих 'подвигах'! Надо отдать должное Касселю - Месрин просто очарователен, удалось передать ореол человека, некоего Робина Гуда, который симпатичен народу. На выходе Система, с которой стал, по крайней мере на словах, бороться Месрин, и которая и сделала из него 'Врага государства №1' (все начинается в Алжире в начале 1 серии), абсолютно бессильна и не состоянии обуздать своего пасынка, Ей приходиться приступить свои же законы, чтобы доказать свою Власть. Своей такой вот смертью, Месрин явно показывает ватность Системы, Ее двуличие и мнимую, показушную претензию на Абсолютную Справедливость. На постере к фильму человек, напоминающий образ, который христиане обычно ассоциируют с Христом (мир ему). Недвусмысленное сравнение возможно использовано намеренно, подразумевая, что даже преступник, убийца и вор, при продажной и гнилой Системе, может быть возведен до уровня Пророка, а для кого-то и Бога. Повод задуматься в каком мире мы живем, кому служим и за что боремся, по чьим правилам играем и мы ли выбираем то, за что голосуем.

LennoxL
LennoxL22 декабря 2008 в 22:13
Каждому по делам его воздастся.

Преступник не может быть благородным. Даже если присмотреться и Робин из Локсли, он же Робин Гуд был бандитом. Ну и что? Похождение Робин Гуда в детстве интриговали, ему сочувствовали. Так же я был заинтригован Жаном Мерином в первой части. Но любому романтизму приходит конец. И во второй части пришла пора снимать маски и расставлять всех по местам. Сюжет с самого начала настраивает на лихую интригу, и она происходит. Дерзкий побег и не менее остроумная сдача полиции. Один внешний вид, идеально отглажен и при галстуке, чего стоит. Красавец! Ограбления, побеги, переодевания и женщины… Романтизация героя. Но что настораживает, так это слова прокурора, что судят все таки бандита, а не героя. Но до поры это забывается. Любование героем Касселя, а сыграл Венсан очень хорошо. Дух бунтаря эпохи передан им просто достоверно. Я смотрел и любовался костюмами героев по моде конца 70-х, очки и прически. Виды сельской Франции, неспешной, буржуазной, где метеором летает Жан Мерин. Он пугает и завораживает, его интервью идут на «ура», он живет в Париже, когда его разыскивают, не одевает маски, когда идет на дело и не сдает подельников. Однозначно отличная роль – к слову скажу, что как актер Венсан Кассель вообще очень не плох. И вот подходим к моменту, когда надо срывать маски, к этому моменту сюжет начинает казаться затянутым и становится скучновато. И весьма неординарный конец ставит точку. Последние кадры просто реквием по романтике этого героя, как черный БМВ седьмой серии в «Бумере», оставшийся в лесу... Режиссерская, операторская работа отлична. Я растворился в картинке, переносясь на тридцать лет назад во Францию Жана Мерина. Камера бесстрастно фиксировала, иронию и шутки Мерина, его ухаживания за женщинами, и ограбления, и кровь – все этапы жизни героя. Герои, которые окружают главного героя выглядят по большей части не картонно, они запоминаются и не в последнюю очередь из за актеров, которые их играют. Комиссар Бруссар, Бесс, Сильвия – они запоминаются и способствуют временному перемещению. Актерская игра в фильме прекрасна и в исполнении главного героя и в героях второго плана. Отличный фильм, кроме неповторимого французского шарма заставляющий реально смотреть на каждый выбранный жизненный путь. 9 из 10

Marselle
Marselle14 декабря 2008 в 11:55
Второй - заключительный

Не смотря на долгий хронометраж, всё показалось очень быстрым и стремительным. Возможно, при осуществлении пафосного анализа, можно провести параллель, что именно так Мерин просмотрел свою жизнь, пока в него летели несколько десятков пуль... Первый фильм был намного более жестоким и жёстким, в чисто психологическом плане. Легенда же оставляет ощущение именно такого гангстерского боевика 70х. Ограбить банк, пострелять, скрыться от полиции на метро, сесть в тюрьму, сбежать - романтика! да и только... даже сцена кровожадного избиения мерином журналиста так не щемит сердце, как сцены тюрьмы особого режима из первого фильма. Но, вестимо, в фильме есть свои плюсы: Во-первых, Франция. Париж. Площадь Place Vendome. Вся атмосфера, костюмы, машины - всё это невероятно приятно глазу. Во-вторых, философские диалоги, размышления и мысли о 'честном преступнике', революционере или просто гангстере, о том, что честно, что правильно и что должно быть; по сути, как обычно, 'что такое хорошо, и что такое плохо', но, как обычно, по-новому, по-своему - по сему, интересно. И в-третьих, 2 мужчин - Венсан Кассель и Матье Амальрик: Кассель, конечно. неподражаем. Есть в нём что-то энигматическое, что невозможно объяснить словами, но когда пытаешься кому-то об этом рассказать на пальцах, тебе говорят 'да да да!'. Бесспорно, он талантлив и харизматичен, эта роль займёт достойное место в коллекции его характеров. Единственное, что сыграло мне плохую услугу - это моё воображение и ассоциативное мышление, потому как и в первом, и во втором фильме я не могла избавиться от мысли, что Кассель похож на Михаила Боярского, и каждый раз ждёшь, что сейчас он достанет шляпу, гитару и шарфа Зенита. Амальрик же - это 80-типроцентная причина просмотра фильма мною. Каждый раз смотря фильм с его участием, я поражаюсь, как может этот волшебный французский мужчина, у которого просто на лбу написано, что актёрство и артистизм - это его природный дар, пренебрегать профессией актёра. Здесь, естественно, он тоже на высоте. И, как и всегда, обстоятельство вызывающее приступ тахикардии - его неповторимый инфернальный чёрный взгляд.

Сабуги
Сабуги14 декабря 2008 в 13:04
'Можете посадить меня в задницу! Я всё равно сбегу!'

Итак, продолжение первой части о знаменитом гангстере. Фильм хорошо снят. На первый взгляд мне показалось, что его немного по-другому сняли. Он немного отличается от первого. Во-первых, практически отсутствуют такие сцены с насилием, как в первой части, при которых хочется закрыть глаза, искривив от ужаса лицо. Во-вторых, наличие перестрелок с 'фараонами' значительно больше. Но всё это преукрашает фильм и делает его немного отличимее первого, ведь в этой части у него есть цель - сломать систему полиции, их никчёмную работу. По его словам, он революционер, но он и не из правых, и не из левых. Тогда кто же он? Он человек, который прошёл через все унижения в тюрьме. Теперь он авторитет, его уважают и публика, и сами фараоны, которые перестреливаются с ним. А Мерин просто издевается над полицией, полностью её унижая и опуская. При этом доказывая свою правоту на счёт никчёмности системы работы полиции. Он веселит народ своими потешательствами над государством. Его уважают. И этим он достоен высших похвал. У него есть честь. Но не надо его злить, не надо забывать, что он ещё опасный гангстер. Весёлый момент, когда он в зале суда насмехается над полицией, судьёй, то что у него есть ключ от наручников, купленный у охранника за полмиллиона фунтов стерлингов. И он опять насмехается над полицией. А люди сидят и наслаждаются этим. Он готовит революцию. Революцию в пользу, а не во вред. В фильме также присутствует побег из тюрьмы, но уже более продуманный. В таких сценах начинаешь напрягаться. Режиссёр постарался на славу. О его смерти. Я и не думал, что его смерть будет перенесена мною тяжелее, как мне казалось сначала. Ведь в реальности его убивают, в первой части с этого и начинается фильм, только без сцены, где его убивают, в начале этой части показана его смерть, а в конце уже и само убийство. Столько фактов о его смерти. Я сразу подготовился и сказал, что он умрёт в конце, и сильно жалеть уже и не получится. Но на протяжении фильма этот герой мне стал настолько симпатичен, что когда его убивают, становится не по себе, становится его жалко. Фильм потрясающий, как и первая часть. Всем советую. Браво! 10 из 10

Central
Central8 июля 2009 в 14:55

Удивляет, то тщание, та старательность в вопросах своей истории, которая сложилась у французов. Они решили рассказать историю, о своем самом известном преступнике. Они даже не уложились в один фильм, растянув его на две серии, что ничуть не навредило целостности картины, это не потуги заработать лишние миллионы, какие предпринимают у нас. У них все сделано очень качественно и с любовью к деталям. Не зря для такой важной работы был приглашен такой отличный французский режиссер, как Жан-Франсуа Рише, снявший в свое время отличный фильм - 'Нападение на 13-й участок'. Он не мог сделать плохо. Тем более с такими чудо актерами, как Венсан Кассель и Матье Альмарик, это два человека, которыми гордится вся Франция. Возникает такое ощущение, что лучшие силы этой страны сплотились, чтобы всем доказать, они делают отличные фильмы. Сюжет построен очень грамотно, мы переживаем разные этапы жизни этого преступника, все его деяние, диву даешься, как же много он сделал. Режиссура просто на высоте, чувствуется стиль Рише. Образ главного героя нам преподносят с разных позиций, он и первоклассный бандит, убийца, и с другой стороны, не потерявший чувств человек, добрый и справедливый, как все это уживается в одном человеке? Посмотрите этот фильм, вы сами все поймете. Французы доказали, они могут снимать отличные масштабные фильмы, не хуже Голливуда. 8 из 10

sasha_misar
sasha_misar2 июня 2011 в 12:46
«Не бывает хороших гангстеров, бывают просто гангстеры»

Если первая часть о похождениях Жака Мерина рассказывала о его сложном пути становления гангстера, то вторая часть: «Легенда» открывает нам совсем другого Мерина. Это уже не просто преступник с простой целью: нажива. Перед нами революционер, мститель, который готов на все, чтобы разрушить систему, взорвать тюрьмы, спасти таких же, как он. Трудно понять действия Жака Мерина, чего именно он хотел, какими мотивами он руководствовался? Слава преступника №1 перевернуло его жизнь, и он испытывал от этого гордость, он буквально издевается над полицией, открыто говорит: что сбежит из очередной тюрьмы и что продолжит свое дело. Но какое дело? Чего на самом деле хотел Жак Мерин? В начале фильма со зрителем не играют в игры и открыто показывают, какую смерть встретил Жак Мерин. Нам лишь остается наблюдать, как он продолжает мечтать, расти, но верил ли он сам, что его революционные цели будут достигнуты? Вряд ли. Жак Мерин – это эталонная личность, бунтарь, гангстер все в одном лице. Его жизнь меняется с каждой минуты, его взгляды и цели были слишком рискованными, он был по-своему герой, точнее антигерой, которого ожидал всем известный конец. 9 из 10

Tristo
Tristo8 ноября 2010 в 15:37
Его ничто не останавливало

Вторую часть 'Врага государства №1' как известно снимали единым целом с первой, поэтому особых изменений, кроме общего хронометража, не произошло. Всё тот же неугомонный злобный и жестокий преступник Жак Мерин в исполнении неподражаемого Венсана Касселя, только теперь он ещё больше хитрый, жестокий и сумасшедший, теперь его уже мало кто остановит, как сам он говорит, что ему безразлично где и как умирать. Эти слова он подтверждает делом. Большее количество общего времени картины обусловлено тем, что во второй части эпопеи зритель может наблюдать различные повороты в судьбе легендарного преступника. Он побывает и в Канаде, и в тюрьме, и совершит не один побег. Короче, много чего случится, ну и естественно будет предполагаемый финал. Жерара Депардьё мы уже не встретим в '...Легенде', но зато получим удовольствие наблюдать Матьё Амальрика и Самюеля Ле Бьяна. Их роли будут значимы, как их прототипы в жизни Мерина. Самое главное достижение во всей дилогии - это харизматическая игра всех актёров, задействованных в данной грандиозной работе. Буквально каждого из них можно вспомнить и дать небольшую характеристику герою, которого исполняет тот или иной актёр. За режиссуру промолчу, так как она особо меня не вдохновила, хотя вторая часть немного ярче, нежели первая. Но это сугубо субъективное мнение, поэтому обращать на такое внимание не стоит. А вот над сюжетом, я так думаю, стоило поработать покрепче. Фильм больше похож на повествование, словно читаешь книгу 'Крёстный отец' Марио Пьюзо. Ведь книга - это одно, а вот выложенная она на плёнку - это иное. Поэтому-то и книга и картина 'Крёстный отец' получили ошеломительный успех, а вот с фильмом 'Враг государства №1' как-то не сложилось. И кажется, что это из-за сухого рассказа, где мало уделено внимания к драматическим событиям, глубине ситуаций. 7 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск10 января 2010 в 22:29
Криминально-достойная смерть ленегды..

Несколько небольших ограблений дают начало фильму и знакомят нас с легендой номер 1 французского криминала. Но это ограбления и они несут негативный характер, казалось, человеку, способному осуществить эти деяния не свойственны эмоции. Но у легенды они есть, в частности, в момент встречи с больным отцом, мы видим проступившие слезы в его глазах. И, вместе с ним, в этот маленький, но трогательно-неожиданный кусочек фильма, лично я также прослезилась. Это целая история жизни особенного человека, вызывающего неоднозначные чувства. И, в этой истории не только его победы. Жак успел несколько раз побывать в тюрьме, но и там, ему уделяли должное внимание. Например, прочитав газету он негодует, почему нет ни слова о нем? И это он исправляет, выпросив и получив печатную машинку прямо в тюрьме. Похоже, Жак Мерин не только человек «особого» воспитания моральных принципов, но природа наградила его писательским талантом, потому что он написал целую книгу «Инстинкт смерти», где признался в своих убийствах. Это он делает для усиления своей популярности в народе, он любит славу. Тем более, его уже успели причислить к категории «Врага государства №1» и это его зацепило, по меньшей мере. Преступника поймали. Красиво он выступил на заседании суда, настоящий оратор! Или это актерский талант Венсана Касселя, которого как ни как кстати подобрали на эту роль, с его устрашающим лицом, холодным пронзающим взглядом. Жак заверил присяжных, что, разумеется, сбежит с тюрьмы.. Мерин свои слова не бросает на ветер. Он сделал это не в первый раз, прихватив с собой нового друга Франсуа. Вместе они нашли пристанище у какой-то семьи и благодаря ним вырвались в город. Жак добрый человек не пожадничал и заплатил немалую плату за этот поступок бедной семье. Планы Жака очень велики, он собирается воевать с государством, не зря ему присудили звание врага, именно, целого государства – разбомбить тюрьму, в которой просидел 5 лет и освободить всех заключенных. На этот период он разошелся со своим прежним подельником, но не остался в одиночестве. В голове легенды созрел необычный для него план. Ограбить старика-миллионера. Смешна цена, когда он торгуется с ним, само слово «торгуется» уже вызывает хохот. Потому что старик не так прост, и готов отдать свою жизнь, но назначенную сумму преступнику не выплатить. Таким образом, Жаку приходится согласиться со старым предпринимателем в торгах. В этом фильме присутствует все виды криминальных дел: от простых ограблений банка до жестокого отмщения непонравившимся людям. Итог. Жак Мерин предсказал – его убили его враги. Я считаю, это достойная красивая криминальная смерть. Лучше так, чем попасться в руки полиции. Начало фильма отталкивается от конечной сцены смерти в машине. Отличный фильм. Не хуже первой части.

Imdbilder
Imdbilder4 января 2010 в 14:38

Образ Месрина в исполнении Касселя настолько самоценен и запоминаем, что занимает достойное место в ряду наиболее ярких социальных бунтарей в искусстве – от революционеров Достоевского до культовых антигероев Стоуна. И в самом деле, какова грань между горящим душой благородным искателем с вселившимися в него трехинами и бесом? Как отличить добродетель, впавшую во грех и зло в чистом его воплощении? Неужели разница между Раскольниковым и Месрином и только в количественной насыщенности? Месрин поразительно эволюционирует: человек, потерявший всякую моральную, а позже и нравственную основу, по нарастающей стремящийся во тьму и поистине эгоцентричный, по мере разложения вдруг обретает кодекс чести, слезную любовь к отцу и своему народу. Поразительный феномен: умертвляя свои нравственные барьеры, герой растворяется в нравах социальных; по сути, теряя личность, становится личностью общественной, духом общества, выразившимся в одном человеке, сливается с окружающим его обществом и становится персонифицированным им. Месрин отдает свою жизненную энергию в руки многих, чтобы им созидал народ. Конечно, подобные идеи для их носителей регулярно приводят к тяжелым последствиям: помните, осознание себя власть имеющим или духом народным как правило лишь плод воспаленного воображения. Но в том и дело, что Жан-Франсуа Рише проводит свою кинематографическую идею целостно и планомерно, четко обозначая концептуальное послание картины. Вочеловечивание, нет – скорее подлинная социализация Месрина проходит посредством медийной власти. И это, безусловно, одна из ключевых находок сценаристов – мессианская роль в кинематографе уже давно и регулярно отдавалась культуре, науке, но вот впервые – среде публично-информационной. Подлинная связь с общественностью Месрина сформировалась не благодаря его воспитанию или происхождению, но через писателей и журналистов, которые сделали Мерина, которого полюбил народ. Сделали Мерина, и подлинно, выражением самого народа. То ли болезнь общества, то ли его лучшее порождение, то ли все вместе – Мерин погибает быстро и молниеносно. Он оставил после себя много вопросов, и первый из них – кто он? Ведь на последних кадрах фильма перед зрителями уже не убитый преступник, но Иисус, по лицу которого стекают с терния капли крови… Оценка - 10 из 10 Оценка -

Anthony_W
Anthony_W25 декабря 2009 в 15:18
враг народа

Части фильмов называются по разному первая L'instinct de mort (Инстинкт мертвого), вторая L'ennemi public n°1 (враг народа) Перед нами история «гангстера». В фильме на эту тему даже есть диалог чем отличается гангстер от революционера. Поэтому все поступки и мотивы Жака укладываются именно в это понятие. Поэтому зрителю остается лишь смотреть, как распорядился режиссер Жан-Франсуа Рише с имеющейся на руках историей. После просмотра ощущение что, весь фильм можно было сократить только до сцен преступлений. В те моменты, когда начинаются диалоги или взаимодействия персонажей режиссер совершенно не добавляет в эти сцены смысл. Наверное, потому что режиссер совершенно не уделяет внимания второстепенным персонажам. Точнее не раскрывает их роли в происходящем. Сцены преступлений и погони выполнены в манере старого французского кино, что очень радует. Главная особенность это фильма - Венсан Кассель. Жак Мерин в исполнении Касселя смотрится великолепно. Понимаешь насколько сильный в плане игры и перевоплощения актер. Жаль, что ему режиссер не дал в полной мере вступить в «диалог» с другими актерами. Меня удивил и порадовал свой игрой Матье Амальрик. особенно после провала в «Кванте милосердия» За Париж, Канаду и Касселя 8 из 10

misslidell
misslidell11 февраля 2009 в 19:40
Бенефис одного актёра

Венсан Кассель, сыгравший в этом пусть и не самом достойном, но вполне добротном французском фильме последних лет, может украсить собой любую картину, даже такой отстой как 'Отель Парадизо' или 'Шайтан'. Смотреть на Касселя - сплошное удовольствие. Человек реально получает удовольствие от процесса работы над каждой своей ролью и его задор всегда передаётся зрителю. В этом кино актёр играет не кого-нибудь, а легенду преступного мира Франции Жака Ме(с)рина. Трудно представить на месте Касселя другого актёра, хотя, конечно, несмотря на то, что он так мастерски меняет грим, не узнать такого здоровяка с выдающимся шнобилем сложновато будет. Ближе к середине фильма у Касселя появляется напарник - Матье Амальрик. Интересно посмотреть на то, как срабатываются две такие противоположности: мрачный, молчаливый и неприятный Амальрик и громкий, обаятельный балагур Кассель. А вообще фильм этот в первую очередь нужно смотреть поклонникам Касселя, поскольку в этом кино наш любимый актёр предстаёт во всех ракурсах, с усами и без, с волосами и лысый и т.д. Что же касается самого фильма... Скажем так, с участием Касселя есть фильмы гораздо лучше. Посмотрите к примеру 'Ненависть', 'Читай по губам' или 'Квартиру'. 6 из 10

WWW_2009
WWW_20092 февраля 2009 в 20:23
Отличная игра актеров и странное содержание.

Просмотрел данный фильм за четыре захода, начало захватывает, к середине в восторге от игры главного актера (он великолепен), под конец сюжет скис. Концовка жестока для зрителя, предшествующий ей случай с журналистом тоже. Весь фильм главный актер достаточно деликатно решает свои вопросы и под конец совершает безудержное действо, в присутствии человека который, появился незадолго до этого, человека, судя по репликам который - имеет свой мир и ценности. Произнесенные несколько раз в течении фильма слова главного героя о свержении системы, звучат как слова больного человека. Не исключаю вариант, что мое непонимание некоторых моментов произошло потому, что первую часть я не видел и узнал о ее существовании только когда полез в поиск. Может быть я привык видеть хорошие концовки, может привык к порядку логики. По крайней мере желания к повторному просмотру после - не возникает. Не смотря на хорошую игру главного актера. Он отлично сыграл свою роль. Может быть не стоило вносить в фильм столько информации, ибо зритель не может вот так переключиться, с внутреннего мира главного героя, на происходящие события которые больше похожи на хроники. Присутствует противоречие при анализе происходящего и возникает вопрос, как главный герой проведя столь столько успешных и дерзких ограблений задает такие вопросы в первую очередь нам зрителям. Нежность и любовь, сила и жестокость, страх и ненависть, захватывают, итог превращает все это в пыль. Да и итога как такового нет.

mex_mangust
mex_mangust15 января 2009 в 12:47

Не разочарован, хороший фильм. Конечно есть и излишне не натуралистичные моменты, но в повествование увлекательное и не даёт заскучать. Венсан Кассель чётко вписался в роль, по мере действия его герой постоянно перевоплощается, меняет внешность, под конец у него появляется большой живот, так что загримирован он на славу. Понравилась роль неуравновешенного героя Матье Альмарика, который недавно сыграл злодея в 'Кванте Милосердия', на пару с Касселем вышел весьма колоритный дует. Плюс, не могу вспомнить фильма, где было такое количество побегов из тюрьмы за раз. Теперь у французов есть своя гангстерская сага, с чем их и поздравляю. Обязательно как нибудь пересмотрю. 8 из 10

Sekret
Sekret23 декабря 2008 в 19:30
Восстановить судьбу на экране нельзя

Начнем с того, что и правда никто не может претендовать на то, что бы полностью и в деталях восстановить сложную жизнь человека, который каждый ведет по своему. Самый большой плюс в этом фильме, я говорю и о первой части и о второй, это Венсан Кассель, он великолепно справился со своей ролью. Да и при просмотре фильма не поскучаешь, как первый, так и второй очень интересны, постоянно происходят какие то события и вы находитесь в напряжении. Но у медали, как известно, есть две стороны. Вот вспомним первую часть, побег. (очень захватывающее зрелище, как в первой так и во второй части). Колония строгого режима, неужели она такая? В понедельник там отдыхают охранники, главный всей колонии только наблюдает за заключенными? Хм... Ну и колония. Понадобились кусачки. Я согласен, дубликат из дерева был сделан превосходно, но, неужели охранник не смог отличить вес дерева от железа? И последнее главное. Сделав себе проход через решетки кусачками, Жак и некоторые заключенные побежали за ним, прошло несколько секунд, как был замечен побег, неужели они так быстро убежали? Почему не пустили собак по следу? Не поехали за беглецами на машинах? Просто посмотрели им в спину и все. Да и во второй части. Побег был, где там все охранники были? Спали что ли? А столько шума наделали эти трое заключенных. Но все равно, как-то он Жак Мерин убегал. Но видно не смог нам правдоподобно показать это Жан-Франсуа Рише. Но фильм все равно и первый и второй очень интересные, какие бы в нем не были минусы.