Сильный и очень тяжёлый фильм-хроника, построенный по типу нашей 'Звёзды пленительного счастья': не столько о декабристах (здесь - польских офицерах), сколько о их жёнах. Как всегда у Вайды нет ни одного лишнего кадра; надо смотреть предельно внимательно, чтобы не пропустить что-то важное. Например, его гениальные аллегории: статуя Христа под офицерской шинелью; польский флаг, раздираемый пополам вдоль, чтобы осталась только нижняя, красная полоса; перелистываемый ветром дневник Анджея, когда обрываются его записи, и остаются только даты и пустые строчки. Из актёров больше всех понравилась Данута Стенка, которую я заприметил в х/ф 'Больше жизни'(2012). Её генеральша - просто эталон настоящей Дамы; не очень молодой, но настолько шикарной, что глаз не оторвать. Кстати, именно с ней связана и ещё одна сильнейшая метафора в фильме: накрывая рождественский стол, она берёт пустую тарелку 'нежданного гостя', и переставляет её рядом со своей: 'Нет, это для мужа!' 'Катынь' надо не только внимательно смотреть, но и очень сосредоточенно слушать; фразы и диалоги - высший класс: - Немцы забирают наших солдат, а Советы - офицеров. - Как думаешь: долго продлится дружба между ними?! - Гитлер объявил 1000-летний Рейх; коммунизм, говорят, на все времена. Дружба продлится в лучшем случае 1000 лет. - Чувство юмора тебя не покидает. - Здравый смысл меня не покидает. - Перед врагом оружие не складывают; его складывают перед самим собой. Только от вас зависит победите вы или будете побеждены. Коммунисты сказали, что выявят всех врагов Народной власти, начиная с Господа Бога. - Я остаюсь в том мире, где Пётр. - Ты выбираешь мёртвых, а это неправильно. - Нет, я выбираю убитых, а не убийц. '8 из 10
Из всех более менее серьезных тем, которые затрагиваются в фильмах, именно фильмы о войне никогда не были мне близки. Возможно, эта проблема берет свои корни из отечественных фильмов, в которых война показывается крайне просто, где есть абсолютное добро и абсолютное зло. Однако любой интеллектуальный человек должен понимать, что этот вопрос обстоит намного сложнее: нету черного и белого — все является в той или иной мере оттенками серого. Наше же отечественное кино, перенимая эстафету от советского, по прежнему выполняет функцию пропаганды, совершенно игнорируя экзистенциальные проблемы переживающих/переживших войну людей, но не забывает напоминать о подвигах бойцов Красной армии, а порой и приукрасить их не стесняется. Но история сама по себе вещь довольно сложная, что уж говорить о таких исторических направлениях, как школа «Анналов». Поэтому подобные манипуляции историей просто неприемлемы. Именно поэтому фильм Анджея Вайды воспринимается, как глоток свежего воздуха, но стоит заметить, что после этого глотка дышать становится тяжелее. Фильм начинается со сцены толпы людей, спасающихся от нацистских оккупантов, идя по направлению на восток, а навстречу им — другая толпа, которая сообщает о нападении советских войск — страну разрывают с обоих сторон. Здесь-то мы и знакомимся с одной из главных героинь, Анной (Майя Осташевска), которая вместе с дочкой пытается найти своего мужа-офицера. В следующей сцене среди множества накрытых трупов она подбегает к тому, чья шинель напоминает ей шинель мужа, но под ней не оказывается ее возлюбленного: там вообще нет человека, а только фигура Христа, которая как бы намекает, что Бог оставил это место. Вообще, как мне известно пока еще, к сожалению, понаслышке, в работах Анджея Вайды очень много символизма, но, чтобы его разглядеть, следует очень хорошо знать историю Польши. Такими знаниями я, увы, не обладаю, но и символизм режиссера не ограничивается здесь только этим: сложно не заметить религиозный подтекст, в котором в различных пропорциях выражены темы веры, надежды и любви. Мотив веры в первую очередь отражает Павел Малашинский в роли поручика Петра, которому в концлагере, где держат польских военнослужащих, один офицер дает четки с крестом, дабы тот успокоился. Кажется, теперь это единственная вещь, которая имеется у поручика и которую он не выпускает из рук до самого конца. Что касается надежды, то в фильме их две. Первая надежда разделена всеми, чьи любимые мужья, отцы и сыновья находятся в плену, и со дня на день родственники ожидают их возвращения или хотя бы какой-то весточки о том, что с ними все в порядке. Новость о смерти воспринимается как тяжелое горе, но в то же время и как облегчение; остальные же вынуждены жить с надеждой на протяжении нескольких лет. Во второй половине фильма надежда выражена вторым поколением: теми, чья отцы и братья стали жертвами катынского преступления. Агнешка (Магдалена Целецка), сестра поручика Петра, отказывается подчиняться новым властям: признавать ту «правду», которую от нее требуют. Она не идет на компромиссы, в отличие от ее старшей сестры Ирены (Агнешка Глиньска), которая не верит в то, что Польша когда-то снова станет свободной, поэтому она довольствуется той свободой, которая еще есть. Тадеуш (Энтони Павлицкий), сын расстрелянного офицера и племянник Анны, отказывается при поступлении в Академию менять под диктовку факт о смерти отца, аргументируя, что «биография у него одна». Позже во время преследования одна молодая незнакомка помогает ему скрыться. Но как эти маленькие люди могут противостоять новой огромной государственной принудительной машине в распоряжении которой находится все, включая армию? Верно — никак. Поэтому-то за свое «свободомыслие», за отстаивание правды, за то что они называют врагов и убийц своих отцов и братьев теми, кем они на самом деле являются, они испытывают на себе гнев нового оккупационного режима. Несмотря на то что трагедия, освещаемая в фильме, касается польского народа, она также близка и нам, но не только потому, что наши прадеды, деды и отцы допустили или принимали в этом участие. В 19 веке социалист и западник Александр Герцен, являющийся важным звеном в развитии мысли русской интеллигенции, финалом которой стала Октябрьская революция 1917 года и установление власти Советов, сказал: «Государство расположилось в России, как оккупационная армия. Мы не ощущаем государство частью себя, частью общества. Государство и общество ведут войну. Государство карательную, а общество партизанскую.» Печально признать, но эта цитата может быть применима к России любого исторического периода, вплоть до сегодняшнего дня. Что уж говорить о России в период ее оккупации советской властью? В начале фильма нацисты арестовывают и отправляют в рабочие лагеря преподавателей Краковского университета за антигерманскую пропаганду. Позже Агнешка и Таудеш страдают за свои взгляды. Разве это нам незнакомо? «Красный террор», «философский пароход», репрессии, депортации, «голодомор», ГУЛАГ, принудительные высылки из страны, борьба с диссидентством… Можно ли найти хоть одну семью, которой удалось избежать ужасов, сотворенных советской властью? Возможно, но крайне сложно. Коротко говоря, этот фильм — ужасный. Ужасный по причине того, как сильно и глубоко он бьет по эмоциям и с какими мыслями оставляет после просмотра. 9 из 10 P.S. Саундтрек, в качестве которого использованы Вторая симфония и «Чакона памяти Иоанна Павла II» из «Польского реквиема» Кшиштофа Пендерецкого, идеально подобран, особенно это чувствуется в финале фильма, когда напряжение невероятно возрастает.
Фильм Анджея Вайды «Катынь» вышел ещё в 2007 году, но вот уже 9 лет, как и в нашей прессе, а также и в научных кругах, наши так называемые историки, пытаются облить творение Вайды помоями и убедить нас всех в антирусскости этого фильма. Замечу, что несмотря на принесение извинений Горбачёва Ярузельскому, в 1990 году, споры о расстреле 15 тысяч польских офицеров, то разгорались, то утихали. Появились и теории некоторых патриотов-конспирологов, в которых события 1990 года, объясняются политической целесообразностью и тем, что Горбачёв такой-сякой. К чему я это пишу? А к тому, что Вайда снял очень личный фильм. Его отец был одним из 15 тысяч офицеров расстрелянных НКВД под Харьковом. В советские годы, он не мог снять эту историю, учитывая официальную позицию властей. Но вот спустя долгие годы пан Вайда снимает свою версию событий. «Свою» в том плане, что подкрепил эту версию собственными, а также чужими воспоминаниями и архивными документами. В фильме справедливости ради, стоит отметить, что солдаты и офицеры РККА, показаны не как звери, вспомним персонажа Сергея Гармаша (капитана Попова). Сотрудники НКВД показаны без симпатий, как и эсэсовцы, но разве могут вызывать симпатию палачи? Вайда показал, что любая диктатура, будь сталинская, будь гитлеровская, ничего хорошего кроме трупов, не приносит. Автор где-то сгущает краски? Да, он имеет на это право. Автор показал, события осени 1939 года, как национальную трагедию? Да, так оно и было, вспомним слова другого великого поляка, Иоанна Павла II. Проблема в том, если мы будем воспринимать события, с точки зрения русской или немецкой, мы назовём фильм тенденциозным и плохим. Но если мы воспримем трагедию случившуюся 76 лет тому назад, с точки зрения поляков, то нам станет грустно и тяжело. 1 сентября 1939 года – Германия нападает на Польшу, а 17 сентября – Красная армия начинает свой «освободительный» поход на бывшие польские земли. Люди в панике, с востока беженцы рвутся на запад, с запада на восток. Воистину трагедия, была страна, нет страны. Самое интересное, что Советский союз захватил 15 тысяч пленных, не участвуя в войне (!). «Катынь» - мне напомнила «Иди и смотри» Климова. Так же, у Климова, мы замечаем такой же гиперреализм. Одежда, быт, транспорт, как будто бы взято из музея. Такое же напряжение, я испытывал при просмотре. Музыка напомнила музыку из «Острова проклятых» Скорсезе. Не понравилось, что пан Вайда идёт местами по поводу польского общественного мнения. Титр «советская оккупация» вызывает некое смятение. Если я ещё правильно помню историю, то СССР вернул себе Западную Украину и Западную Белоруссию, занятую поляками ещё в 1919-20 гг. И о какой оккупации может идти речь? РККА оккупировала Лодзь, Краков, Варшаву? В фильме советской оккупации уделено почти всё экранное время, а немецкой несколько минут. Пан Вайда ответьте на вопрос: что при немцах лучше было, чем при советах? Решение показать трёх женщин, ждущих своих родных, правильное. Своего рода несколько историй объединённых в одну. Минус этого фильма, что там где должно быть белое – чёрное и там где чёрное-белое. Но могу предположить, что будь бы я поляком, абзаца выше в моей рецензии могло не быть. Конечно «Катынь» нельзя сравнивать с «Человеком из мрамора» и «Человеком из железа ». Но этот фильм касается трагических событий истории Польши. P.S: Я мог бы и обойтись без послесловия, но я полагаю, что польских офицеров расстреляли всё таки органы НКВД. Слишком много фактов на это указывает. А полагать, что расстреляли немцы, несмотря на очевидные факты как минимум странно. Хотя немцы сами в подобных преступлениях себя запятнали по горло и кто бы им поверил? Тем более в 1943 году, когда нацистский конвейер смерти работал на всю катушку. Историческая память поляков, к сожалению злопамятна. И с этим надо смириться. 8 из 10
Совершенно случайно узнал, что этот фильм показали по телеканалу 'Культура'(или как его сейчас там?). Переключил, когда уже шло обсуждение фильма. При общих положительных отзывах присутствующих уважаемых людей, как-то выпадали реплики нашего кинематографического титана г-на Михалкова. Сие, а также мой интерес к польскому кино, вынудило меня найти этот фильм и посмотреть самостоятельно. Скажу сразу, зная официальную позицию польских властей очень опасался смотреть или очередную пропагандистскую агитку, или 'ужасы нашего городка', но... Анджей Вайда удивил, даже очень... Поразительно, неужели никто не понял, что этот фильм не антирусский, не антинемецкий... Этот фильм о поляках и для поляков! О месте Польши в истории человечества и месте в сердцах поляков. Кто ты для своей Родины, и что для тебя эта Родина! Это вовсе не исторически-документальный фильм в котором исследуются по дням и часам трагические события достаточно большой, но все же части польского народа. Не это главное... Чтобы понять фильм, надо хоть немного знать историю и географию Польши. Те, кто говорит - 'маленькая Польша', там никогда не был! Исторически Польша (а точнее Речь Посполита Людова) простиралась от Смоленска на востоке, до Силезии на западе, и от Балтийского моря на севере, до Черкасс на юге, да и сейчас она по европейским меркам государство не маленькое! Но... К концу 18 века Польша превратилась в 'проходной двор' и разменной монетой для более сильных государств. Два века подобного существования ни для кого не проходят даром, вот и поляки из свободолюбивых Шляхтичей превратились в приспособленцев, без особых раздумий ложились под любую приходящую власть - быть бы живу. А как же дворянская гордость, благородство и честь?.. Они есть, но дремлют, как уснувший вулкан - ждут своего часа. И вот - бах... Первая мировая, революция в России, Брестский мир, поражение Германии, свобода! Пилсудский, Еще Польска не згинела! А рядом обескровленная войной и революцией Украина и Белоруссия. Так цеж все наше! Даешь Великую Речь Посполиту! Что-то удалось хапнуть... Но, опять это противное но... Не прошло и 20 лет, и великой и могучей приходится выбирать: с кем? как? и кому?.. А как же свобода, честь и достоинство? Говорят, что только в градиентных, переходных зонах, как в циклоне, можно отделить ценное от шелухи, понять что, и кто собой представляет. Да, но и можно в мутных вихрях и вознестись до небес, прильнув к сильному, придумав себе оправдание... Мне кажется именно об этом этот фильм. Анджей Вайда крайне деликатно и политически корректно показывает и немецкие, и советские оккупационные войска. При этом не забывая тот реальный урон, который нанесла та и другая сторона. Очень символично (хотя излишне опереточно) снята сцена на мосту в начале фильма - тысячи беженцев со стороны немецкой и единицы с советской. И все же внешние враги - это канва, на которую нашиваются житейские истории персонажей, это сито, через которое просеиваются люди, их взгляды и поступки. И те, и другие для поляков зло, но какое зло большее. Где та грань компромисса, и в чем суть цели, ради которой можно идти на компромисс? Ведь не все беды от оккупантов, многие деяния совершали 'свои'. И мальчика-художника убили свои, и пастора свои 'замели' и свои захотели строить 'новую' Польшу. И у каждого своя Правда. Только чья верней? Для кого-то правда - это вера, для кого-то - память, для кого-то - пропаганда, а кому-то - месть. И мне кажется именно это и хотел сказать этим фильмом Вайда. А что в конце страшно показаны расстрелы - это факт, который надо принять, и с которым надо считаться. 10 из 10
Прямо скажем, я впечатлен. Федеральный канал, прайм-тайм, и такое кино. Смело. Эмоции испытываешь, конечно, противоречивые. С одной стороны до последнего надеешься (совершенно безосновательно, но ведь потому и надеешься, а не ждешь), что в конце фильма скажут: нет, Вы знаете, всё-таки это были фашисты. Ну, пусть даже не скажут! Напишут меленько – дескать, последние проведенные исследования показали… Вы понимаете, о чем я. Это одно чувство. Совершенно отчетливое, явственное – природное, по сути: ну не могли мы этого сделать! Ни за что и никогда. А потом, словно запаздывая на полтакта, появляется второе ощущение – на сей раз из области разумно-рационального. А «мы» ли это? В том плане, что организаторы и исполнители сего злодеяния нам (и вот здесь – именно нам!) такие же «они», как и всем остальным. Враг моего врага мой друг – нехитрая, казалось бы, логика. Но, повторюсь, понимаешь это уже потом, пусть тут же, следом, но не сразу. С художественной точки зрения фильм понравился. В первую очередь, тем, как (здесь ударение) изображено. Столкновение спасающихся бегством людей на мосту, с которого начинается фильм, пустые станицы записной книжки (в этот момент я подумал, что это лучший финал из всех возможных – именно вот так, молча, без слов!), бульдозеры, засыпающие заполненные трупами рвы (нет, пожалуй, оно того стоило – к вопросу о финале – буквально несколькими минутами позже) и т.д. Сильно, что и говорить. Не понравились женские партии. Ни одна из основных героинь. Наверное, всё-таки, опять на уровне восприятия. Не переношу беспомощной, бессмысленной истерии – сразу включаются защитные (отторжение) механизмы, такое ощущение. Это с одной стороны. Но и другая крайность – столь же безумное упрямство (а здесь почему-то видится именно оно, нежели осознанная принципиальность и верность убеждениям – ну не вижу я в женщинах, по крайней мере, в этих, условий для развития подобных качеств!), гордыня, быть может, отчасти, – не лучше. Сложно объяснить это, на самом деле. В общем, и там и тут в основе лежат эмоции, а хочется, прежде всего, разумности! Что характерно, впрочем, излишняя импульсивность в картине свойственна и некоторым мужчинам – взять хотя бы парня, совершенно напрасно подставившегося из-за сиюминутного желания сорвать лицемерный плакат. С учетом того, что речь идет, судя по всему, о достаточно опытном (хоть и молодом) бойце Сопротивления, – не знаю, насколько этот эпизод был уместен с точки зрения последовательности сюжета. Иными словами, всё, что касается непосредственно событий в Катыни, меня удовлетворило практически целиком и полностью: достоинство польских офицеров, отлаженность действий органов НКВД и др. – очень впечатляет. А вот с «гражданской», мирной стороной сюжета – сложнее. Тут, как мне кажется, всё же чувствуется разница, перепад высот, если хотите. В том числе мастерства, убедительности. Поэтому назвать картину шедевром я не могу. 8 из 10
Рано или поздно, такое случается. Когда уже немолодые кинорежиссёры расправляются с демонами своего прошлого. В 2002 г. — в «Пианисте» — французский еврей Роман Полански вбил кол в «вампирскую» грудь фашизма. В году минувшем, 82-летней Анджей Вайда («Всё на продажу», «Пепел и алмаз»), не без участия и финансирования, кажется, ныне действующего польского правительства, пошёл дальше, и вбил кол не только в нациста-оккупанта, но и в офицера Красной армии, и всего коммунистического режима в целом. В новой ленте Вайда, давшей одному из главных героев, что примечательно, имя Анджей, последовательно показывает события Мировой бойни в следующем порядке: 1939, 1943, 1945 гг. 1939 г. — это Польша, подвергшаяся ни немецкой, и ни советской, а — так будет правильней — советско-немецкой оккупации. Польский флаг рвут на части. Одна его половина (красная) снова водружена на флагшток. Другая (белая) идёт на портянки солдата Красной армии. 1943 г. — отдел немецкой пропаганды уверяет, что расстрел военнопленных польских офицеров в катынском лесу дело рук большевиков. 1945 г. — отдел уже советской пропаганды на большом экране заявляет, что к катынской трагедии (10 000 убитых) причастны нацисты. В такой двусмысленной ситуации истина кажется такой же далёкой и непознаваемой, как в оруэлловском «1984» или, на худой конец, в сериале «Секретные материалы». В начале складывается впечатление, что диагноз таков: на войне правды нет и, как верно заметил Бернард Шоу, «история солжёт». Выживший польский офицер — Йержи — говорит жене генерала, чей муж похоронен в братской могиле в Катыне: «Какая разница, кто: Советы или Германия? Всё равно умерших уже не воскресить». На что женщина обвиняет его в продажности коммунистам: «Вы такой же, как и они. Может, думаете по-другому, но делаете тоже самое. Тогда какое значение имеет, что вы думаете по-другому?». Однако, как выясняется, Вайда тоже думает вполне определённым образом. Он уверен, что за Катынью стоят коммунисты. Последние 20 минут фильма — безаппеляционный плевок в сторону советского и, это как синоним, безжалостного прошлого России. Вообще, в картине есть только один положительный русский персонаж — Сергей Гармаш, играющий майора Попова. Но даже это, лишь вынужденная, на мой взгляд, политкорректность. Вайда вполне мог обойтись и без неё. Получилось бы честнее. Вердикт же Вайды в следующем: коммунизм такой же монстр планетарного масштаба как и фашизм (если не хуже), и — просто Польша, невинное создание, оказалось в ненужное время в ненужном месте. Говоря просто: между молотом и наковальней. В связи с этим, высказывание Вайды — высказывание резкое, но не беспочвенное (у режиссёра самого отец в катынских списках). Однако, если уж быть до конца справедливым, разве найдётся страна, у которой нет своих скелетов в шкафу?
Катынь! Как много в этом слове Для сердца польского слилось Отметим, что появление этого фильма 'здесь и сейчас' абсолютно не случайно. Он был снят не потому что Вайда наконец-то смог высказать всю свою боль о погибшем отце и т.д. и т.п., а именно потому, сейчас пришло время снять это фильм. Полякам нужен национальный дух, нужна идея, нужно оправдание политического курса и нужен внешний враг. Без проблем. Фильм Вайды тут как тут. Попробуем отстранится от политики и посмотреть непосредственно на сам 'шедевр'. Фильм Вайды я смотрел в Польше, в хорошем качестве и с оригинальным звуком. Отметим красивую картинку, неплохую операторскую работу. Первую половину картины смотреть было интересно. Смахивало на кусок чьей-то жизни. Возможность заглянуть в 'прошлое' чужими глазами. Проблемы Польши в 39-м и проблемы простых людей, которые неожиданно оказались жителями другой страны. Польские офицеры, которые сидят и ждут что же с ними будет не имея об этом никакого понятия. Отметим, что Вайда очень неплохо показал, что и Советские солдаты понятия не имели, что с этим воинством делать. Это видно в начале фильма, когда они толпятся практически без охраны. Немного резанул по глазу сюжет с изготовлением портянки из польского флага. Мазохизм? Но оставим это за автором, война есть война и может быть всякое. Обратимся к женам и в этом месте сделаем первое замечание Вайде. Они не живые. Это статуи, портреты. Это эталоны патриотичной женщины и эталоны жены офицера, но они не люди. Фильм не зря позиционируют как 'фильм о женах'. Ни одна из них не раскрыта как человек. Они все Жены и именно с большой буквы. И Поляки, с не менее большой буквы. Причем такие только они. При просмотре фильма создается отчетливое впечатление, что все остальные поляки быстро переметнулись на сторону Советов став пешками и рабами, но только Жены офицеров остались Патриотами своих мужей, веры и отечества. Плосковато... Момент, с которого фильм смотреть стало уже не очень интересно, это когда Советы рассказывали свою версию произошедшего. Вот честно, даже в фильме меня это больше убедило. Но только не Жену офицера, которую немцы заставили выступить по радио. Она сразу все поняла и закатила истерику. Ни капли сомнений и попыток выяснить кто же прав. Немного странно. Самоубийство польского солдата, прошедшего Катынь. После выстрела первой моей реакцией было: 'Ээээ... Что это было?'. Проснулся патриотизм? Он восхитился мужеством Жены офицера? Генерал, который до последнего момента не понимал, что происходит, куда его ведут и почему из того дома никто не выходит и так трогательно начавший бороться за жизнь когда увидел лужу крови. Самое время, по-другому и не скажешь. Когда 20.000 солдат сидели вместе с незначительной охраной, было рано. НКВД. Если Жены офицеров это один полюс, то сотрудники НКВД - второй. Они тоже не люди. Никто не собирался в этом фильме показывать метания души молодого НКВД-иста, которому сейчас придется убивать пару тысяч человек. Да и кому оно надо, фильм-то не о том. Он о Женах офицеров. У солдат НКВД нет души. Ни у одного. Это машины для убийств убившие уже миллионы свих сограждан. Из НКВД Вайды вышла бы неплохая массовка к фильму Терминатор. Ооочень длинная сцена расстрела. Зачем это? Вайда не знал, когда снимал фильм, что на него школьников водить будут? Садомазохистское отношение. Я очень удивлен, что обычно такие политкорректные США не только не возмутились этими ужасными сценами, но еще и чуть не вручили Вайде Оскара. Подведем итог: Фильм с довольно неплохой режиссурой. Это фильм не о людях, а о Женах офицеров. Если бы из этих образов сделали людей, было бы очень хорошо, но не дотянули, или просто не нужно было. Роботизированные второстепенные персонажи. В принципе, даже несмотря на все это фильм выглядит довольно сносно и интересно смотрится, ему можно было бы поставить твердые 7 баллов, НО. Фильм Вайды является интерпретацией событий. Однако он очень сильно претендует на историчность. Например, в сценах немецкой и советской пропаганды показаны настоящие документальные съемки. Дневник, который читается в конце - реальный документ, причем совсем другого офицера. Специально показаны расстрелы в бункере (намек на с.Медное) и много других более мелких отсылок официальной истории. Такие претензии на истинность показанного, направлены явно не на доброе дело. Этот фильм показывают детям, этот фильм смотрят как документальный. Этот фильм сеет зерна ненависти в юные умы. Такое псевдоисторическое искусство является вредным. Такому фильму я не могу поставить 7 баллов. 3, вот моя оценка, да и то из уважения к полякам и Вайде как режиссеру. 3 из 10
Для начала, хотел бы определиться. Я немного говорю по-польски, обожаю Станислава Лема ('Солярис' Тарковского - фильм по его произведению), читал Болеслава Пруса ('Фараон'), Анджея Сапковского ('Ведьмак') и Генриха Сенкевича ('Крестаносцы' и 'Камо грядеши?'). В коллекции моих фильмов почетное место занимают 'Киллер', 'Сара' (почему-то переведенный как 'Охранник для дочери'), 'Сексмиссия' и 'Пацаны не плачут'. Был в Варшаве и Кракове. Я с уважением отношусь к польской культуре и истории. Я родился в городе Рига Латвийской Советской Социалистической Республики 21 год назад. Как только стало возможным получить европейское гражданство - я сделал это и уехал из ныне свободной от советской оккупации Латвии. Уехал, потому как каждый день жизни там, мне напоминали, что я русский. Каждое действие правительства страны было направленно на унижение меня и моего народа. Теперь я живу в одной квартире с поляком. Хороший парень, старше меня на год, мы вместе пили водку и играли в футбол. У меня много новых знакомых поляков, они хорошо ко мне относятся. Все они ненавидят Россию. Мне трудно оценивать кинематографические достоинства фильма 'Катынь', ибо для меня это ложь от начала и до конца. Сколько денег и сил потрачено, чтобы оболгать подвиг моего деда и его братьев по оружию - войнов красной армии. Русских людей, кто не сомневается в причастности НКВД к растрелу поляков под Катынью, я не могу понять. Ведь достаточно прочитать хотябы предисловие книги Юрия Мухина 'Антироссийская подлость' и глупость про 'преступление советского режима' никто больше не ляпнет. Неужели вам нравиться, когда вам говорят, что вы убийцы и история ваша пропитана кровью невинно убиенных, а Сталин - злобный тиран? Да, в фильме играют отличные актеры. Да, операторская работа достойна похвалы. Но ради чего все это сделано? Это не госзаказ? Нет, это американский заказ. Войну выиграл рядовой Райан, а немцы - котята по сравнению с русскими варварами. И этому посвящен целый фильм? Но это не фильм, а пропагандийское видео, выданное за произведение искусства. Есть черта, которую не должен переступать любой творец, как бы не было ему больно за историю своей страны и как бы не любил он свой народ. 'Катынь' заходит так далеко, что этой черты уже и не видно. 1 из 10 Жаль что нельзя поставить 0.
При выставлении оценки фильму 'Катынь ' старался руководствоваться в большей степени тем, как фильм снят и насколько он смотрибелен. И, в меньшей степени тем, насколько он исторически правдив. Объяснюсь почему. Дело в том, что по-видимому, истину о катынских расстрелах мы не узнаем никогда. У нас лишь может быть своя правда, основанная на тех или иных источниках, т. к. 'катынское дело ' до сих пор не закрыто даже официально. И есть много сторонников как 'фашистской ' версии, так и 'НКВД-шной '. Т.к. я почти всю свою жизнь прожил в г. Смоленске, который находится в 20-ти километрах от Катынского мемориала (место, где непосредственно были совершены расстрелы), то эта тема периодически у меня на слуху: то поломничества поляков, то перезахоронения, то 'катынский ' мотокросс, и т. д. Версии тоже слышал разные. Но, особенно после 'перестройки ', все больше гипотез, склоняющихся в пользу того, что поляки попали под 'машину советов '. Так что, если кого то задевает тот факт, что 'русские ' не могли так поступить, мол 'мы- армия освободительница, а не фашисты какие то ', расслабьтесь и, как говорится, получайте удовольствие от просмотра. Понятие 'удовольствие ' я здесь отождествляю естественно не с теми событиями, которые отражены в фильме, а с получением удовольствия от искусства кино как такового. И, уж, если такова горькая правда нашего народа, нам остается принимать какая она есть. Теперь непосредственно о кино. Фильм снят по-жизненному драматично без всякого героического пафоса. Камера бесстрастно (как и сама жизнь) наблюдает как за жестокими событиями, так и за сценами обычной жизни. Это создает эффект реалистичности происходящего. Чувствуется, что Вайда наконец то излил и показал нам свою боль и боль польского народа. Как сказал один из героев фильма, неважно кто расстреливал- важно, что они мертвы и их уже не вернуть. Я бы добавил: национальности у 'геноцида ' нет, как нет ему и прощения. Здесь много главных героев (либо же их нет вовсе) и показаны несколько основных линий. Актеры справились на отлично и преподнесли нам полную веру в происходящие события. Нельзя не отметить Гармаша: этот короткий эпизод с благородным советским офицером - единственный в фильме, от которого веет теплом, надеждой и патриотической гордостью. Возможным 'минусом ' этого фильма является слабое отображение 'немецко-фашистской ' тематики, вследствии чего создается ощущение, что идет советско-польская война, а не захватническо-фашистская (ведь, как бы то ни было, эту войну начали не мы). P. S. В начале фильма есть отличная сцена, когда на пути встречаются две группы польских граждан: одни бегут от немецкой оккупации, а другие - от советской. Вопрос: а в чем собственно разница? 8 из 10
Жалко, что вокруг фильма возникло столько политических спекуляций. Тот, кто утверждает, что фильм антирусский – либо не смотрел его, либо ничего не понял. Пан Вайда является ярым поклонником русскости, русской культуры. Тем более, смешны попытки отрицать, что польских офицеров уничтожил НКВД. Тогда, когда уже опубликованы архивы, почти закончено следствие. Известна записка Берии, с решением. Вайда сказал, что снял фильм о той боли, которая сопровождает его всю жизнь. Он давно замыслил его. Его отец погиб в Катыни, а в опубликованных расстрельных списках были перепутаны инициалы, так что несколько лет мать мучилась неизвестностью, на глазах своего сына. Что причиняло ему немалую боль. Неизвестность оказалась страшнее известия о расстреле. В фильме есть русский военный, который спасает главную героиню от НКВД. Это просто опровергает плоский штамп, что русские у Вайды – плохие, поляки – хорошие. У любого здравомыслящего человека и не может возникнуть такое подозрение. А те русские, которые проводили расстрел, не имеют лиц и судеб. Это машина. Расстрел показан как конвейер. Пуля в затылок. Водой из ведра смывают кровь, тело толкают по наклонным доскам… Следующий! Это и есть машина. Каждый решает сам, как распорядиться своей жизнью. Две сестры выбирают разные пути. Одна не готова класть свою жизнь за мертвеца. Другая сопротивлялась как могла и немецким оккупантам и советской власти. А власть готова всех, кто не согласен с официальной точкой зрения, закатать в асфальт, хотя все вокруг знают, кто производил уничтожение. Тем более еще никто не представил рационального объяснения, зачем это было делать. Новый режим убивает лучших – цвет нации, молодого и красивого мальчика, который честен и смел. У такой страны нет будущего. Режим сам себе подписывает приговор. И офицеры, которых уничтожили – были цвет и краса нации.
Отчего-то, после охлаждения отношений друг к другу, у государств, когда-то бывших дружными, появляется желание раскрывать свои секреты по отношению ко вновь возникшему «вероятному противнику». Иначе просто нельзя, для чего, спрашивается, предки в руководстве страны печатали на папках со сверх важными документами гриф «секретно»? Ясное дело, дабы, по прошествию некоторого времени, по истечению срока секретности, раскрыть когда-то слепому населению, какова же она на самом деле, правда, и как обстояли дела в те ужасные времена. Не удивительно, что «Катынь» был отснят, пожалуй, самым известным польским режиссёром, при личной поддержке президента Леха Качинского (как известно не скрывающего свое, мягко говоря, прохладное отношение к России). Т. е. фильм госзаказ, оформленный по всем правилам, но президент страны не скрывает свою заинтересованность в фильме, и своё участие в его создании. А ещё фильм конкурировал на церемонии вручения Оскара, с фильмом «12», который, по слухам, российский госзаказ, но наши верхние эшелоны власти это не подтверждают (если не читать участия министерства культуры), а, как известно, чем более открыта власть, тем ниже коррупция и даже инфляция (пример Эстонии с открытой властью и низким уровнем коррупции потрясает). Однако фильм «Катынь» о днях давно минувших, об одном из самых тяжелых периодов в истории Польши, когда маленькая страна была зажата между двумя сверхдержавами: фашисткой Германией (с руководителем шизофреником, мечтающем о мировом господстве, как герой кино-комиксов), и Советским Союзом (с Вождём народов, который и принёс России закрытую власть с сильным бюрократическим аппаратом). Не взирая ни на что, пока эти две могучие державы шли в направлении друг друга, маленькая Польша, гордо оказалась на их пути, и советское командование решило, размяться на польских солдатах, приговорив и казнив их на Катыньском поле. Фильм, разумеется, показывается советских солдат мерзавцами, ну авторам кино, творческим людям свойственны гиперболы, люди они от вооруженных сил далекие, откуда им знать вообще, что солдаты всего лишь выполняют приказ, а приказы, ещё до Ивана Грозного из Кремля шли, так и после него оттуда идут. В Кремле, стратегически пришли к выводу, что поляки это вероятный союзник Германии, а оставлять врагов в тылу как-то не выгодно, себе дороже. Это уже потом, во времена, когда Леха Качинский с братом близнецом росли, а Анджей Вайда долго старел, они все, всё время с постоянством параноика, видели Большое око могущей Советской империи, как бы случайно насадившей Польше компартию и марионеток в руководстве... Однако времена имеют свойство меняться, и Польша обрела дух свободы, и Вайда достиг возраста, когда маразм неминуем, и НАТО со всех сторон Россию окружает. Так что маленькой Польши теперь бояться некого, и грифы секретно будут отлетать от покрытых пылью документов времён могущества КГБ. В остальном, помимо столь пикантной темы, сюжет фильма донельзя прост, даже банален. Рассказ о трагической семье убитого при Катыне офицера польской армии, его матери, жене и ребёнке, которые не вынужденно оказались перед отсутствием выбора молча соглашаться с тем, что Катынь устроили фашисты, дабы не стать объектом преследования НКВД. Страх имеет большое значение в управлении, власти всегда легко, когда народ выполняет все распоряжения, не выходит на демонстрации и вообще не пользуется всеми конституционными правами и свободами граждан цивилизованных стран. А ещё в Конституциях цивилизованных стран, есть такая дурацкая формулировка, мол, власть принадлежит народу, а высшие эшелоны лишь их представители, однако, в некоторых менее цивилизованных странах, высшие эшелоны предпочитают передавать власть «по наследству», что им Конституция. Каким могут быть выводы о таком фильме? Поляки должны понять, что история уже написана, и изменить ничего невозможно. Страна оказалась в ненужное время в ненужном месте, и даже её армия могла создать определенные проблемы победно шедшей (несколько лет спустя) в направлении Берлина Красной Армии. Можно только спорить о методах, почему именно расстрел, а не концлагеря или тюрьмы. Можно спорить о художественной составляющей фильма, а можно считать её госзаказом, это ничего не поменяет. Нужно не повторять таких ошибок в будущем, если считать это ошибкой, но, как известно, «на войне все средства хороши», а если уничтожить армию противника, то собственно, и противника нет. Вайда предоставляет, разумеется, польский взгляд на проблему, показывающий Красную Армию, избавившую мир, включая Польшу, от фашистов, злой машиной, а польские семьи потерявших родных в Катыне более несчастными, чем польские семьи потерявшие родных по ходу Второй Мировой Войны в других местах. Актёрская игра, режиссура, оператор и действительно жуткий эпизод расправ, меркнут перед политическим заказом картины, который оставляет вкус тлена.
Можно сколько угодно говорить, что этот фильм является 'госзаказом' со стороны Польши, можно сколько угодно говорить, что неприятно видеть, что наши деды и прадеды были убийцами, но все это не отменяет того факта, что это происходило на самом деле! Фильм такой, какой он есть, потому что Россия молчит, потому что мы не признаем, что это было, потому что мы не извинились. Почему Американцы извинились перед индейцами за их выселение и за убийства? Почему они извинились за Абу-Грейд? Почему Римская церковь извинилась за инквизицию? Почему Германия извинялась за фашизм? Почему они все извинились, а мы нет? Пора бы уже повзрослеть и признать тот факт, что войска НКВД вели себя как звери! И этот фильм один из немногих источников, который раскрывает всю правду, которая имела место быть. Да, возможно, с технической точки зрения фильм не идеален - Вайда снимал и лучше, но с исторической 'стороны' этот фильм рассказывает все, как было. И да, возможно, этот фильм вызовет ненависть к нам у молодого поколения поляков, так как они пока не отличают НКВД от героических бойцов Советской армии, освобождавших Европу от фашизма, а это разные понятия, но став более взрослыми они поймут, что не все русские были такими 'фашистами'. Но если все это неправда, то почему мы не увидели фильм в прокате или хотя бы на ДВД? Если у нас есть своя правда, почему мы сами не снимем об этом кино? Может быть потому, что уже стыдно врать и зарывать голову в песок, как страусы? Мне 17 лет, я не стал после этого фильма меньше любить свою страну или не уважать прадеда, воевавшего на фронтах Отечественной войны. Но я имею право знать правду! С историей мы пока закончили. Теперь я бы хотел перейти к качеству самого фильма. Как я уже сказал, Вайда снимал фильмы более качественно, поэтому режиссура здесь не на высоте. Актерская игра напротив - заслуживает похвалы. Ты сопереживаешь героям всем сердцем. Все остальные параметры фильма - операторская работа, музыка, монтаж и т.д. все это тоже проработано отлично. Мой вердикт: Такие фильмы должны быть, чтобы мы понимали всю суть происходившего в те времена, как бы неприятно нам было видеть 'себя' подлецами, но если не эти фильмы скажут нам правду, тогда кто? 10 из 10
Просматривая этот фильм великого польского кинорежиссера Анджея Вайды думается, что это документальный фильм. Лишь драматическая живость персонажей придает ему художественность. Не подумайте, что это очередное расследование военного преступления. Отнюдь. Ведь какая необходимость, констатировать что вода мокрая, а огонь горячий. Тоже самое и здесь. Важнее всего, повествовать внутренний мир людей потрясших горем. В каких муках и страданиях они пребывают, живя вместе с этой горечью и в то же время, не имея права говорить об этом вслух. Да-да, расстреляли чьих то мужей, сыновей и братьев. Злодей известен, но указывать адрес этого злодея не положено. Запрещено даже ставить дату смерти на могильном камне. Деспотичная оккупация настолько жестока и бесчеловечна. Правда - равносильна самоубийству. Ибо она экстремистская. Параллельно с этим, в фильме идет некая борьба благоразумности и здравого смысла с бесполезной отвагой, так сказать, с напрасным героизмом. Растерзанное двумя хищниками польский народ, волей судьбы оказалась в руках одного хищника. Первого победили и прогнали союзники. Но второй, железной хваткой захватил эту несчастную страну. Кто бы что ни делал с этой страной, жизнь то продолжается. И главное, по Вайде, в этой борьбе остаться живым, что само по себе и есть победа. Как сын одного из расстрелянных офицеров, Вайда превосходно передает тогдашние боли и страдания поляк. Фильм богат персонажами, что и делает его особенным. По моему, это один из самых недооцененных кинокартин. 9 из 10
С большим удивлением читаю положительные отзывы к данной грязной русофобской агитке, сварганенной хорошим (это отрицать невозможно) польским режиссером под американскую диктовку. Что можно сказать об этом фильме? Да, снято хорошо. Даже талантливо. Но это ЛОЖЬ от первого до последнего кадра! Какой смысл писать рецензии о фильме, который рассказывает о событиях, которых в реальности не было?! Да, поляков расстреливали. Но это делали не мы, а немцы! Даже странно, что 'любители отечественной истории', коих на Кинопоиске, как я заметил, немало отметилось в рецензиях к данному фильму, не удосужились хотя бы элементарно изучить данный вопрос. Кратко об истории вопроса. В советское время дважды на самом высоком государственном уровне работала серьезнейшая следственная военная комиссия, которая проводила комплексное изучение и всестороннее расследование обстоятельств расстрела польских офицеров в Катыни. Причем, что интересно, второй раз создание комиссии инициировало руководство Социалистической Польской Народной Республики, т. к. их не устроили выводы, сделанные после первого расследования. Ну так оба раза комиссия убедительно ДОКАЗАЛА (не рассказала, как это делают уполномоченные сотрудники Госдепа США типа Д. Псаки, не показала в кино (где только храбрые американские солдаты побеждают фашистов и японцев во 2 Мировой войне), а именно доказала по всем требованиям действующих в то время норм, правил и законов), что расстреливали поляков под Катынью немецкие подразделения СС. И сам миф о том, что поляков расстреляли наши органы НКВД, был запущен по приказу Геббельса для запугивания населения Польши мнимой советской угрозой ('вот кровавый Сталин придет и всех расстреляет'). И у тогдашнего руководства ПНР вопросов не возникло, т. к. им предоставили исчерпывающие факты и доказательства. Сейчас можно долго рассуждать от достоинствах данного фильма, но к реальности он не имеет никакого отношения. Эта поделка современных толерантных либеральных 'деятелей искусства' сродни насквозь гнилому и лживому 'творению' Н. Досталя 'Штрафбат', искупавшем в грязи нашу великую Советскую Армию, победившую в самой страшной войне в истории, или 'Великому фильму о великой войне', облившему экскрементами в прямом смысле слова наших доблестных предков и нас заодно. В ту же компанию можно отнести 'Гламурный фильм о великой войне' Ф. Бондарчука (хорошо, что хоть отец не дожил до этого позора, иначе Федя долго не смог бы сидеть после отцовского ремня за свой 'Сталинград'). Поэтому я призываю тех, кто не смотрел фильм 'Катынь', не делать этого. Или Вам нравится, что Вас и Ваших доблестных предков поливают нечистотами, отрабатывая американский заказ? Хотите правды? Тогда включите действительно Великий Фильм 'Иди и смотри'. Вот там все правда, т. к. события восстановлены с документальной точностью. А тех, кто фильм 'Катынь' все-таки смотрел (а также смотрел еще и 'Штрафбат', 'Сталинград' и 'УС-2') и пытается по ним составить представление о нашей истории и Советской Армии, рекомендую изучить матчасть. Про все сразу: НКВД, штрафбаты, Катынь, ГУЛАГ и т.д. И после этого у вас рука не поднимется на доблестную историю собственной страны. Самую героическую и одновременно самую трагическую. Изучайте и гордитесь. Тем более поводов просто море для гордости. 1 из 10
Ох и не любим мы правду. Не может быть такого и все! Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году. Давайте перепишем заново историю. Пусть это будет добрая и светлая история, где все наши будут еще белее и пушистее, а все не наши - еще уродливей и злее. Пусть там не будет ни братоубийственной гражданской войны, ни Кронштадтского мятежа, ни убийства царской семьи, ни сдирания кожи с живых своих же русских и украинских крестьян, ни голода на Поволжье и в Украине (советской), ни разных там ГУЛАГов, ни позорной войны с Финляндией, ни власовцев, ни Новочеркасского расстрела, ни штурма Белого дома... Ну не могли наши такое делать. Это все америкосы в масках! Я совсем не удивляюсь тому, что нас никто не любит. А за что нас любить, если мы всех просто ненавидим? Да... вокруг одни враги. Опять за железным занавесом... Хорошее, жесткое кино (правда, чуточку затянутое). Кроме очень неплохих для польского кино кассовых сборов, фильм получил премию Европейской киноакадемии и был номинирован на 'Оскар' в категории 'Лучший фильм на иностранном языке'. Впрочем, зачем жалеть каких-то поляков, мы и своих русских не очень-то жалеем.
Эта рецензия одна из самых тяжелых в написании в моей жизни. Тема расстрела польских офицеров в Катынском лесу меня, как и многих моих соотечественников, коробит. И несмотря на рассекреченные архивы и тонны доказательств, по-прежнему не хочется верить, что к этому кровавому эпизоду причастны офицеры НКВД. Поэтому объективной быть очень сложно, да что там - практически невозможно. Не могу сказать, что фильм мне понравился - и дело не только в сюжете. Уж очень утрированно все преподносится. На подробностях самого сюжета я подробно останавливаться не буду - здесь многое уже сказано до меня. Мне не понравилась его рваность, скомканность, непоследовательность событий, а также очень дерганый ввод персонажей в канву повествования (из ниоткуда появившийся племянник, например, или сёстры летчика).Тем не менее, в фильме безусловно есть сильные стороны. Очень хорошо изображена Польша того времени, оказавшаяся между молотом и наковальней: с одной стороны, нападение Третьего рейха, с другой - не совсем понятное вторжение Советского Союза. Вообще между Россией и Польшей отношения редко были стабильными и доброжелательными. С обеих сторон много упреков, а сейчас нас разделяет тяжелое историческое прошлое. Тем не менее, на том временном отрезке многим полякам, думается мне, действительно было непонятно, что вообще происходит. При этом есть существенное 'но': советские офицеры показаны жёще, чем нацисты. На самом деле, с одной стороны, я думала, что все будет гораздо хуже, учитывая, что означает Катынская тема для поляков. Но с другой стороны, немцы изображены слишком уж политкорректно. Как будто это просто дядьки с недобрыми лицами и жесткими голосами. Всего один раз показано, как блестящие умы Польши из Краковского университета забрали в лагеря - замечу, что дальше судьбы этих людей и то, что с ними произошло, практически не освещаются, за исключением отца главного героя. А вот советские офицеры - другое дело. Они и расстреливают, как машины (ни один мускул на лице не дрогнул), и с людьми жестоко обращаются, и матерей готовы с детьми разлучить. Поэтому приходит в голову крамольная мысль, что фильм специально снят именно в таком ключе, чтобы сделать низкий поклон Германии и не дай Бог ее не обидеть. Как-то некрасиво это, товарищи. Конечно, среди советских офицеров-машин нашелся всего-то один положительный персонаж (замечу, что эпизодический), сыгранный Гармашем. Но он изображен как человек, который сам пережил большое горе - потерю семьи - и как человек, которому нечего уже терять, поскольку он отправляется в Финляндию на новую войну. А простой русский офицер без этих уточнений не мог помочь полякам, напрашивается вопрос? На мой взгляд, это несколько смазывает данный эпизод. Получается такая незамысловатая картинка бедной Польши, притесняемой со всех сторон, но не сломленной. Конечно, для национального самосознания подобные фильмы очень и очень нужны. Но важно здесь не перегнуть палку, соблюсти чувство меры, что у режиссера, на мой взгляд, не вышло. Польские офицеры изображены как святые, предатель среди них всего один, и тот не выдержал и застрелился. Молодежь - активная, протестующая, стремящаяся к свободе. Жены офицеров - верные идеалистки. Наверно, и такая точка зрения имеет право на существование, но так фильм и события выглядят несколько плосковато. Сцена расстрела изображена сильно, тут нечего добавить. Кто-то ругал фильм за излишнюю натуралистичность, но на мой вгляд, все показано достаточно сдержанно, без дополнительных зверств и издевательств. Когда смотришь эту сцену, действительно становится очень жаль этих людей и очень стыдно за тех, кто отдал столь жестокий приказ и выполнял его. Это печальная, кровавая страница нашей истории - и ее тоже необходимо знать. Поэтому фильм и представляет ценность. Главное не верить ему на 100 % и изучать разные источники. И все же политкорректность фильма по отношению к Западу меня просто убивает. Понятно, что фильм о Катынских офицерах, но он все же пересекает много временных отрезков и исторических событий. Тогда почему ни слова ни сказано о восстании в Варшавском гетто, жестоко подавленном нацистами? Потому что пострадали не поляки, а евреи? Или потому что не хочется напоминать дружественной Германии о былом? Почему другое Варшавское восстание показано лишь с точки зрения Польши и Советского Союза? Кто-то может посмотреть фильм и не понять, что подавлено оно было именно нацистами и задумано именно поляками, чтобы избежать ввода красноармейских войск в Варшаву и назначить польское правительство. Почему не показаны случаи помощи Советского Союза? История отношений между Польшей и Россией слишком сложна, чтобы делать выводы из отдельно вырванных событий. Здесь все взаимосвязано, и если уж на то пошло, нам тоже есть что припомнить польскому народу. На мой взгляд, фильм однозначно достоин просмотра, несмотря на написанное мною выше. После просмотра хочется, чтобы все войны прекратились и подобное никогда не повторилось, ведь в конечном итоге неважно, кто ты - поляк, немец, русский или американец - важно то, какой ты человек и то, что нельзя причинить зло ближнему. Но просмотр 'Катыни' должен быть подготовленным, с изученным материалом, чтобы не сложилось мнение, что русские звери (за редким исключением), поляки святые, а немцы когда-то ошибались (я, конечно, утрирую, но именно такое впечатление оставляет фильм). А за Катынь, повторюсь, очень стыдно. И бесконечно жаль погибших.
Не стану говорить о художественной составляющей фильма. С точки зрения кинематографии фильм снят хорошо. Увы, это все, что можно сказать положительного об этом фильме. Т.к. этот фильм претендует на историчность, то вся сюжетная линия от начала и до конца - это лживая трактовка событий срежиссированная еще Йозей Геббельсом в 1943 году. С первых минут становится понятна ориентация и отношение режиссера. Сцена на мосту: с одной стороны поляки с оккупированной территории Польши немцами просто стоят и сомневаются, а стоит ли идти, ведь все же немцы (все равно что друзья), которые разгромили польскую армию и уже 17 дней как на территории западной Польши, а с другой стороны бегущие сломя голову люди, кричащие 'Советы напали!'. Режиссер тем самым дает понять, что Советы, которые даже не стреляли и не воевали с Польшей, а просто заняли СВОЮ территорию - это ужаснее нацистской Германии, которая разгромила всю армию. Впрочем, на самом деле полякам было чего опасаться, ведь в течение 20 лет на оккупированной ими территории западных Белоруссии и Украины они измывались и угнетали украинский и белорусский народ, занимаясь ополячиванием славян, уничтожали церкви, школы. В польских концентрационных лагерях содержалось свыше 160 тысяч русских военнопленных советской армии, плененных в 1920 году, большая часть которых погибла от издевательств, голода, пыток, дизентерии, т. к. содержались под открытым небом и погибали в собственных испражнениях (режиссер еще что-то говорит в лице главного героя, что им придется туго, т. к. Советский союз не подписал Женевскую конвенцию, надо же, какая ирония). Очень интересной кажется попытка режиссера отразить объективность событий и демонстрация хроники и точки зрения Советской трактовки Катынской трагедии, которая, конечно же, звучит неубедительно для польских жен и матерей и всех остальных граждан Польши, истинных патриотов, за исключением 'жалких приспособленцев' новой власти. Кстати, что касается расстрелов, то они были - расстреляны 3196 польских военных преступников, задействованных в карательных организациях против советских военнопленных. в Советском союзе массовые расстрелы производились строем солдат из винтовок, а никак не из немецкого пистолета в затылок. Всех остальных расстреляли немцы, в том числе, после строительства тайного немецкого бункера, в котором были задействованы польские военнопленные. И по странному стечению обстоятельств в могилах массовых захоронений оказались немецкие гильзы Geco и немецкая бечевка, которой связывали расстреливаемым руки и которая не могла производиться в Союзе и характер расстрела - из пистолета в затылок. Удивительно большое количество советской униформы в могилах 'польских' захоронений и то, что польская униформа была зимней, что говорит о расстреле в холодное время года. В общем историческая ценность фильма не выдерживает никакой критики. Он рассчитан на неподготовленного зрителя, который проглотит все что ему дадут и формирует его мнение об определенных исторических событиях.
Эти реки текут в никуда, Текут никуда ни впадая В конце тридцатых годов двадцатого века одна восточная славянская страна заключила с гитлеровской Германией соглашение о разделе другой славянской страны. И в сентябре в союзе с вермахтом войска горделивого соседа пошли «возвращать свои потерянные земли». Вы уверены, что знаете этот исторический факт? Речь идет о Польше, вторгнувшейся в 1938 году в Тешинскую область суверенной Чехословакии. Не прошло и года, как великодержавное государство оказалось на месте разодранной товарки. Лучшая защита – нападение. Для всего «цивилизованного» мира Польша – невинная жертва Второй Мировой Войны, попавшая между молотом и наковальней. Что-то вроде бедной оккупированной маленькой Литвы. Посмотреть на карту и почитать что-нибудь более информативное, чем государственные газеты, привыкли немногие. Анджей Вайда, польский режиссер с мировым именем, снял картину, главной ценностью которой является факт вопиющего расстрела военнопленных польских офицеров в Катынском лесу близ Смоленска. Этого было достаточно, например, для уверенности оскарораздающих академиков, что в 2007 году во всем неанглоязычном мире были сняты только четыре картины, достойные высот «Катыни». Давайте положим руку на сердце, если бы похожие события происходили, например, в наполеоновское время где-нибудь в районе Тильзита, стали бы номинировать на золотого болванчика этот фильм? Вялотекущий фильм с достаточно примитивным сценарием был заточен на главном – показе зверств коммунистической власти и НКВД, в частности. Остальные составляющие картины были обычны – и игра, и съемочные находки, и сюжет. Главное – вскрытие нарыва. Что же, давно признано, что методы НКВД не сильно отличались от пресловутых СС и гестапо. Президенты страны-правопреемницы Советского Союза официально признали факт расстрела, обвинили во всем сталинский режим, открыли мемориал. Для чего же нужен надрыв, приведший, в конце концов, к крупнейшей политической авиакатастрофе. Чтобы помнить? А, может, чтобы забыть? Например, тот факт, что из полумиллиона польских военнопленных абсолютное большинство было элементарно отпущено домой. Например, небезызвестный Войцех Ярузельский. Для сравнения, более 60 000 (по официальным данным) красноармейцев погибло в плену в результате провальной польско-советской войны 1919-1920. Командующий армии Владислав Сикорский издал приказ не брать русских в плен, а уничтожать на месте. Были и факты расстрелов сдавшихся. Опять обратное дежа вю, и никаких мемориалов вы не найдете. А можно ещё вспомнить национальность отцов-создателей кровавого ЧК-ГПУ: Дзержинского, Менжинского, Уншлихта. Поэтому не место рефлексии – только атака. Может, кто-то скажет, что в фильме режиссер обвиняет не русских, а большевиков. Приводят в пример персонажа Гармаша. Но тогда я не понимаю, почему так топорно подобраны типажи. Ладно, все польские граждане и офицеры, если не красавцы, то просто симпатичные люди. Но отчего принесшие Польше пожар в дом фашисты подтянуты, сухопары, аристократичны, а все русские – либо по-звериному суровы (как тот же майор Попов), либо откровенно уродливы. Вспомните сцену встречу советского командования с немецким, очень символичная в этом плане. Неужели в местной политической оптике череп на околыше не так режет глаз как красная звезда? Реки ненависти текут, никуда не впадая. Я люблю польское кино, оно в пропорции гораздо выше уровнем, чем пресловутое голливудское. Юлиуш Махульски, Ежи Гоффман, Ежи Кавалерович, Кшиштоф Кеслёвски, Роман Полански подарили множество шикарных минут во время просмотров. А вот последние работы Анджея Вайды («Солидарность, Солидарность», «Валенса») изучать охоты нет. Не пора ли строить мосты через реки…
1. Об актуальности Это очень полезный фильм. Если бы не его просмотр - наверное вопросом Катыни я бы заинтересовался не скоро. Традиционно ассоциировалось с политикой. Поле просмотра фильма решил поинтересоваться официальной точкой зрения России и Польши и стало понятно, что политики в этом вопросе уже нет. Достаточно посмотреть сайт Росархива (там есть специальный раздел касательно Катыни) и специальное заявление ГосДумы РФ, чтобы понять что никто не намерен ничего замалчивать. Это обстоятельство позволяет относиться к фильму сугубо как к художественному произведению, а не 'рупору пропаганды'. Конечно для Вайды эта тема очень личная - известно что в Катыни погиб его отец. 2. О художественных особенностях Фильмы о массовом истреблении населения уже снимались. Каноны жанра уже есть. Фильм ничего нового в этом вопросе не предлагает. Режиссер приоритет отдал плавности повествования и последовательному раскрытию сценария. Приятно порадовал Сергей Гармаш в небольшой роли советского офицера. 7 из 10
Фильм смотрела через долгое время после выхода. Как-то воспринимается тяжело. Не смотря на разные отзывы и рецензии, сделала для себя кое-какие выводы. Ужасно то, что правда о польских офицерах была так долго скрыта, перетасована разными сторонами... А ведь были их близкие, которые не знали ничего о своих мужьях, сыновьях... Кошмарно... Что касается фильма, то немного затянут, местами нудноват, но все это перечеркивает последние сцены расстрела поляков. Показано очень реалистично и трагично... Эти моменты, действительно, нельзя воспринимать без эмоций... Режиссер Анджей Вайда поставил перед собой большую задачу и я считаю, он с ней справился. Вряд ли будут еще похожие фильмы о этой трагедии, не напичканы разными спецэффектами, пафосом и прочим мусором. Поэтому, моя оценка - 8 из 10