Иногда очень полезно посмотреть кино и поплакать: обложиться платочками, умилиться наивности, позавидовать чистоте и романтике первых чувств, повздыхать, посопереживать и пожалеть — и… снова поплакать. Ну сказка ведь… такая тёплая, трогательная, лёгкая, не пошлая и светло-грустная. Ведь так не то чтобы в жизни, уже и на экране-то не встретишь. И всё это я о Полночном солнце /Taiy? no uta. Сюжет незатейлив и, прямо скажем, простенький. Шестнадцатилетняя Каору неизлечимо больна — ей категорически запрещено появляться под солнечным светом, способным её убить. Поэтому днём она спит, а ночью выходит на улицу исполнять под гитару свои песни. Ровно в четыре утра, с восходом солнца, она должна вернуться домой… И ровно в четыре утра просыпается ученик старшей школы Фуджиширо Коюджи, который с доской для сёрфинга ждет своих приятелей на автобусной остановке для поездки на пляж. Каждое утро, перед тем как лечь спать, Каору через стекло, покрытое защитной плёнкой, на балконе смотрит на автобусную остановку, наблюдает за Коюджи и… влюбляется в него на расстоянии. Казалось бы их дни не совпадают, но однажды они случайно сталкиваются, и Каору решает не упустить свой шанс. Конечно же, никакой выдающейся актёрской игры тут нет, но все они так просты, естественны и открыты, что по-особенному, искренне озаряют простенький сюжет, делая весь фильм добрым, положительным и «правильным». Каору. Беззаветно любящая музыку и свою гитару, пишущая очень наивные песни, но слова идут из её ещё очень молодого и ни в чём не разочаровавшегося сердца. Каору не знает жизни вокруг, потому что, в силу своей болезни, не может полноценно в ней участвовать: она не ходит в школу, у неё нет друзей сверстников, кроме кузины Мисаки, самозабвенно прогуливающей занятия и с удовольствием проводящей время с сестрой, она последний раз разговаривала с мальчиком в младшей школе. Кстати поэтому её монолог при знакомстве с Коюджи выглядел столь безумно: «Я — Каору Амане. Мне шестнадцать. У меня никогда не было парня». На Каору очень приятно смотреть, за ней интересно наблюдать и, на мой взгляд, именно такой хочется видеть шестнадцатилетнюю девочку — увлечённой, искренней, неиспорченной. Коюджи. В меру недогадливый, в меру придурковатый со своими приятелями, в меру склонный к идиотским «не в тему» фразам и забавным поступкам. Оказывается сражённым раскрывающимся талантом Каору и очень преданным другом, и тактичным влюблённым. Нет, Коюджи совсем не идеальный, совсем не безупречный молодой человек. Он просто обычный, реальный, «земной» старшеклассник. Их отношения. Очень наивные и гармоничные юные чувства полулюбви-полудружбы. Они органично влияют друг на друга, изменяя, и открывают новые грани существования. Она стала для него сильнейшим стимулом стремления к мечте, наполнения смыслом своих поступков. Он для неё стал не только её полночным солнцем, но и ураганом, раздвигающим стенки её крошечного мирка родного дома, автобусной остановки, площадки у станции и больницы. Ещё мне удивительно импонировала такая естественная и взбалмошная кузина Мисаки в красных очках. Ну и, разумеется, папа. Такой замечательный, немного ворчливый и заботливый — настоящий папа шестнадцатилетней девочки. С течением сюжета, я проникалась к нему с каждой его фразой, с каждым принятым решением. И вообще дом Амане — очень гостеприимный, дружественный, светлый. Несмотря на то, что в нём живет неизлечимая болезнь, он не стал домом пожизненной скорби и траура. Финал решён по-восточному мудро и философски. Понравился образ Каору в море жёлтых цветов, и сама она, как головка цветка, соединяется с природой. Чуда не произошло. Но конец фильма пронизан не душераздирающей скорбью, а светлой грустью, потому что ты жив, пока жива память о тебе, пока тебе находится место в сердцах близких /а может даже и не совсем близких/ людей. Центральная песня Полночного солнца — Good-bye days — навязчиво-простенькая, уже где-то месяц эта мелодия периодически возвращается в мою голову, и даже сейчас я тихонько напеваю «la la la la la with you…»
Я бы сравнила это кино с подснежником: так чисто, наивно, романтично! Чисто, как первая любовь, нетронутая пошлостью… Наивно, как взгляды на жизнь в 16 лет… Романтично, как в Ромео и Джульетте… Легко, как дуновение теплого ветра… Красиво, как зеркальная гладь воды… Мелодично, как пение птиц ранней весной… Неповторимо, как восход солнца… Таинственно, как взгляд двух влюбленных… Живо, как роза в пустыне… Гармонично, как небо, земля и вода… Завораживающе, как пламя огня… Все это о картине, которая заставила градом литься мои слезы… 10 из 10
Очень трогательная картина. Минимум диалогов — все эмоции на лицах, в глазах, в жестах. В одном взгляде больше чувств, чем в тысяче слов. Фильм транслирует поразительную атмосферу. С одной стороны — безусловное блюзовое настроение; вся правда жизни (никаких хэппи-эндов, здесь вам не Голливуд!). С другой — жизнь продолжается, нет ощущения пустоты и обреченности. Лента не обрывается трагическим аккордом. Последние кадры под звкуи «Good-bye days» задают окончательное настроение — человек жив до тех пор, пока ему находится место в сердцах близких (а может, и не очень близких) людей. Актеры все — на уровне. Юи совершенно не портит картины, напротив — в роли Каору выглядит очень естественно. Ее песни — немного грустные, но очень эмоциональные — очень органично вписались в фильм. В общем, не скажу, что «Песня для Солнца» — это шедевр, но двух часов, потраченных на просмотр, ну просто абсолютно не жалко. 9 из 10