А я то думал, что это очередной малобюджетный историко-приключенческий фильм ничем не примечательный. А оказывается, вон оно как! Настоящая философская сага о мироздании. Так что задумайся, уважаемый, стоит провести полтора часа в борьбе с гипнозом в надежде увидеть баталии в духе тех, которыми всегда славились викинги. Никаких баталий ты не увидишь. Номинально подобными сцены в фильме есть. У них другой характер. И если ты будешь готов осмыслить этот фильм, то сразу даю подсказку, откинь все мысли и открой своё сознание, и постарайся не засыпать, а то ведь просмотра одного фильма может затянуться надолго. Хочу признаться в том, что 'Вальгалла' явился для меня фильмом-головоломкой, которую я, к сожалению, ещё не скоро разгадаю. Соответственно, в своей рецензии я не собираюсь делать попыток объяснить этот фильм, не хочу быть лжевсезнайкой. Но мне хотелось бы помочь тому, кто ещё только задумывается о том, чтобы приступить к просмотру этого фильма. Так что сразу выбирайте в числе кого хотите оказаться: в числе тех, кто после просмотра в своей рецензии будет писать о фильме, как о каком-то 'великом тормозе', либо в числе тех, кто увидел в этом фильме просветление. Поэтому моя рецензия ориентирована, скорее на тех, кто предпочёл выбрать сложный путь - осилить этот фильм, и, вероятно, не раз. Что может нам помочь приблизиться к верному осознанию этого фильма? Что-то подсказывает мне, что лично мне, извините за тавтологию, не хватило знаний в сфере скандинавских мифов и легенд. Наверное, тем, кто больше меня преуспел в этом плане данная картина не столь сильно затуманена. Но, чёрт меня дери, какая-то параллель между фильмом и скандинавскими рассказами о богах и героях... я думаю она есть. Если смотреть на эту историю глазами Николаса Виндинга Рёфна, который уже в семь лет помышлял об этом мифе, то просматривается следующая ситуация. Человек жил, живёт и будет жить в жестоком мире. В мире, в котором всем правит закон природы - выживает сильнейший. То же самое происходит и в нашем мире. Но если тогда, ещё тысячу лет назад, когда ещё было развито язычество, бой между борющимися за жизнь проходил достойно, по-мужски, то современные герои бой выигрывают при помощи денег (а это трусость, подлость, обман). Вообще, мне понравилось то, каким видит этот мир Рёфн. В этом мире нет места чувствам и эмоциям. This is the man`s world. Как поётся в знаменитой песне. Этот мир хочет видеть героев, а не слабаков. Этот мир первобытен. Соответственно, не приходится говорить о какой-то там человечности, о морали. У всех на уму выжить, но сделать это совестливо и достойно. Более того, как я понял, в мире Рёфна фактически нет места ничему женскому и, как правило, самих женщин тоже нет. Правда, об этом я сужу только по двум фильмам этого режиссёра - 'Вальгалла' и следующий 'Драйв', - но опять-таки что-то подсказывает мне, что я прав. Каждый герой знает свой путь, так же как его знал и Одноглазый, центральный персонаж фильма. В своих снах он видел свой путь. Этот путь по-настоящему красивый, пускай и жестокий. И он видел свою смерть. И готов был к тому, чтобы встретить её, поэтому не разу не пытался свернуть с него. Настоящий путь героя. Казалось бы, что здесь непонятного, да? Фильм о мужественном герое. А непонятное заключается в том, что фильм наполнен символами, которых достаточное количество. Мне лично фильм понравился, так как питаю слабость ко всему таинственному, загадочному и непонятному, часто задаюсь вопросами, некоторые из которых подняты и в этом фильме, двумя словами, открыт к просветлению. Фильм понравился за операторскую работу, за режиссуру (вообще, надо заняться поиском фильмов Николаса Рёфна, уж больно заинтересовали меня его идеи), за игру актёров, они не дают повода сомневаться в том, что они не викинги. Пожалуй, остановлюсь, чтобы избежать сумбура в своей рецензии, к границам которого я уже подошёл. 9 из 10 P.S. Ещё один способ понять хотите ли вы увидеть этот фильм - посмотрите 'Драйв' с Райаном Гослингом, который снял Николас Виндинг Рёфн, который удостоился премии лучшего фильма на Каннском кинофестивале. Там тоже тема героя в современном мире, такая же сильная атмосфера, как и в 'Саге о викинге'. Понравится 'Драйв' - с интересом подойдёте к просмотру 'Вальгаллы'.
Они приходили с севера и приносили с собой смерть, жгли корабли, чтобы с честью проводить павших братьев и никогда не боялись идти вперед. Именно такими рисует викингов кинематограф. И если название фильма: «Вальгалла: Сага о викинге», то в нем обязательно должны быть жестокие сечи и белокурые великаны, которые смеются смерти в лицо. Стереотипы и штампы. Сразу нажмите на «стоп», если ждете от ленты именно этого, вас постигнет разочарование. Николас Виндинг Рёфн снимал свой фильм не об этом. Выделить основную идею «Valhalla Rising», а тем более озвучить ее так же сложно, как разложить по полочкам «Сто лет одиночества» Маркеса. Медитативный видеоряд с холодными и самыми невероятными цветами, игрой красного, аквамаринового, индиго погружает в транс, как и пантональная музыка. Рёфн, как древний скальд начинает свою песнь. Историю раба, ставшего воином. А возможно одноглазого бога, который так любил бывать среди смертных - Одина, принесшего себя в жертву, ради познания. Или Христа, распятого сына божия. А может быть просто человека, поднявшегося над миром и сумевшего постичь что-то более важное, чем сама жизнь. Рёфн не дает ответов, но и вопросов не ставит. Он только рассказывает историю, деля ее на главы, которые отчасти могут помочь понять ее потаенные смыслы, увидеть мир не так, как видит его современный человек, часть шумной машины под названием «прогресс», а глазами божьего воина или проклятого или раба. Человека эпохи крестовых походов, когда магия, а не религия главенствовала в сердцах людей, когда зло было реальным и прикрывалось маской добра, маской искаженной муками и запачканной кровью. Человека, верящего, что Земля плоская и стоит на китах, а океан заканчивается на краю света преисподней. Это рассказ о периоде мрака, когда эпоха великих географических открытий еще не наступила, а невежество почиталось благом. И в это темное время герои «Вальгаллы» плывут в святую землю, чтобы обрести призрачный рай, но судьба играючи приводит их в ад. Новый мир открывается им, но человек слишком глуп и мелочен, чтобы увидеть что-то кроме самого себя, чтобы понять, что мир не создан для воплощения его бредовых идей и настоящий ад внутри его самого. История рассказана, добрый хозяин подносит скальду кубок меда и благодарит за мудрость и остроту повествования. Так же благодарит Рёфна зритель постигший смысл и глубину «Valhalla Rising», открывший новые миры, не покидая тюрьмы собственного разума. 10 из 10
«Из Вальгаллы в Америку» можно было бы назвать реверсивный обзор неполной линейки частей франшизы Assassins Creed. Из Вальхаллы в Америку совершает переход – главный герой фильма Valhalla Rising – молчаливый одноглазый рубака. Если у Marvell Один для детей, то герой фильма Рёфна – его образчик для взрослых. «Отъезд в Америку» давно стал чем-то сродни путешествию по реке Стикс. В интернете времён веб 2.0 похожее значение имело выражение «принять Ислам». В литературе отъезжают в Америку Карл Россман – герой романа Кафки «Америка» и Свидригайлов из «Преступления и наказания». В кино – Уильям Блэйк из «Мертвеца» Джармуша. Хождение по мукам у всех индивидуальны, а исход один. Будь ты хоть русской интеллигенцией после революции, хоть скандинавским Богом после Рагнарёка. Любопытен образ кочующего Бога. Так после зачистки олимпийского пантеона Кратос из God of War отправляется за головами скандинавских богов. А Один из Valhalla Rising заслужив свободу топором, отправляется вместе с отрядом христиан на американский континент. Для Одина это путешествие неизбежный Рагнарёк, (классический «отъезд в Америку»), а для христиан – полноценная экспансия. С сотрясанием крестов и попыткой завладеть новой территорией. Христиане здесь выполняют ту же функцию что и Кратос: убив по Ницше своего Бога, они, как мы знаем из истории, закопают вместе с индейцами и их Богов. Молчаливый главный герой – ключевой образ всего творчества Рёфна. В «Драйве», в «Только Бог простит», в «Слишком стар, чтобы умереть молодым», в «Вальгалле» мы видим практически одного и того же героя. Человека действия, который взаимодействует с окружающим миром исключительно через насилие. Этот образ роднит творчество Рёфна с образами расцвета индустрии видеоигр. Вспомним Гордона Фримена из Half-Life, Джека из Bioshock, Клода из GTA 3, Думгая из Doom, Чувака из Postal. Молчаливые герои, взаимодействующие с миром через насилие. Возможно, именно из-за этого творчество Рёфна находит такой отклик у геймеров и даже у разработчиков. Смотри (играй) Hotline Miami, автор которого назвал «Драйв» главным вдохновителем. Молчание – важная часть практики аскетов стяжающих Дух. Молчаливый Один из фильма Рёфна является совершенным сосудом для божественного воплощения, как для игрока подконтрольный ему персонаж игры. Коннект с фильмом усиливает фирменная стилистика медленного кино и гнетущий эмбиент. Минимум посредников между чистым созерцанием и реципиентом превращают просмотр фильма в уникальную мистерию, доступную только людям двадцать первого века.
В моём персональном топе любимых фильмов прибыло. Как давно я мечтал увидеть фильм о викингах в Винланде, в котором они побывали задолго до Колумба и даже пытались вести торговлю с индейцами, но те оказались слишком агрессивными. В те годы погода стояла гораздо более холодная и перебрасывать большие силы для охраны лагерей и захвата новых территорий было слишком опасно - поэтому после нескольких неудачных попыток, Винланд отошёл в предания, как легендарная изобильная земля, а сами викинги сосредоточились на более близких или южных путях. 1. Викинги – они тут есть – грязные, жестокие. Если вы ожидаете увидеть воинов в рогатых шлемах, знайте – эти шлемы лишь фантазия художников из 19-20ых веков. В реальном бою подобные рога только мешались. Настоящие викинги – это головорезы, которым не нашлось места в родном селении и они отправлялись на путь меча и топора. 2. Крестоносцы – именно такие, какими и были – кучка сумасшедших фанатиков + примкнувшие к ним бандиты и любители лёгкой наживы. Те, кто раньше стал бы викингами и грабил Европу, были хитро натравлены набиравшей обороты церковью на арабов. В фильме показаны переходные годы. На стыке Скандинавской и Христианской мифологий появилось огромное количество легенд. Например, одна жительница фьорда рассказывала, как Тор, сын Одина, вызвал на поединок Христа, сына христианского Бога, но тот испугался молота Тора и не пришёл на поединок. 3. Монологи – их тут очень мало и они максимально лаконичны. Главный герой и вовсе ни разу не произнёс и звука. Смотрел на английском, чего и вам советую. 4. Полное отсутствие каких либо соплей, жалости или сострадания. Даже умирали почти все с достоинством воина. 5. Вот тут маленький спойлер - индейцы. Нет, к сожалению, я так и не дождался скрещения тамагавка и секиры. Столько раз себе это представлял. Однако рад, что увидел скандинавов в Северной Америке. Наверняка местом был современный штат Мэн. 6. Главный герой. Несмотря ни на что сохранил человечность и продолжал бороться за жизнь в самых трудных обстоятельствах. Не настолько проницательным оказался его единственный глаз. 7. Просто потрясающе показаны атмосфера и природа. Слабонервным и любителям экшена вряд ли понравится. Но если вы так же как и я с замиранием сердца читаете книги по истории – к просмотру рекомендую. 10 из 10
Мне импонируют исторические киноленты, поэтому данная картина меня привлекла после просмотра трейлера, да и название завораживает, интригует. Начну с того, что просто даже и обсуждать не стоит, это очевидно: безупречная работа оператора, безумно красивые пейзажи и просто прекрасно переданная атмосфера того времени. Эта атмосфера внушает доверие, делает фильм естественным: север, туманы, все сурово, никаких радужных красок, ненависть, ярость, злость, борьба. Радует и то, как режиссер нам представил христиан и викингов. Главный герой тоже вызывает симпатию: он хладнокровен, беспощаден и он ведет борьбу за жизнь. Но несмотря на его жестокость, в нем просматривается и некая душевность, доброта. Стоит вспомнить про мальчика, который к нему пристал и которого он вскоре защищал. Странно, что его здесь еще никто не упомянул, а ведь он, по сути, тоже главный герой. Сюжет. Смысла в этой истории я не нашел, много вопросов. Может одного просмотра мало, но больше и не хочется. Многие фильм могут назвать и называют фильмом 'ни о чем', 'бредом', 'извращенством', а кто-то, наоборот, находит в нем что-то необычное, что-то поразительное, философское. Я же вновь посмотрю на русское название фильма. Это просто история из жизни того времени, история одного воина. Не надо от этой киноленты ждать чего-то чрезвычайно интересного. Это история человека, в который каждый для себя что-то отметит. 6 из 10 за те достоинства, что я упомянул. Наслаждайтесь пейзажами, атмосферой и тем, насколько силен Одноглазый.
Вальхалла или Вальгалла – в скандинавской мифологии рай для павших воинов. Однако только воистину сильный и храбрый воин сможет попасть в этот рай. Именно таким перед нами и предстаёт главный герой саги – Одноглазый. Начиная свой путь рабом, который подобно римским гладиаторам сражается на потеху толпе, он проделывает путь от рабства к свободе, идя по пути истинного и доблестного война, по пути к Вальхалле. Мир, в котором живёт, а точнее сказать борется за жизнь и с успехом выживает, главный герой, ведёт религиозную борьбу, в которой древнее язычество вытесняется новой религией, проникающей, словно вирус, даже в самые дальние уголки цивилизации. Она подобна атомной бомбе начинается с точечного удара и в кратчайшее время сметает всё на своём пути. Религия – есть величайшее оружие всех времён, в этом, наверное, и заключается одна из основных мыслей картины. Последователи новой религии видят в язычниках дикарей, и используют для распространения своей веры все удобные способы, будь то меч, искореняющий неверующих и нежелающих верить, или деньги способные заставить уверовать многих из тех, кто до сего времени не верил. Одноглазый же в картине Виндинга Рёфна, является скорее символом, нежели реальным персонажем. Символом и олицетворением Бога. Бога, над которым издеваются и держат в рабстве люди, в итоге продающие его за горстку монет. Герой Мадса Миккельсона, который, пожалуй, исполнил в этом фильме одну из лучших своих ролей, не произносит ни слова, но он говорит. Говорит с теми – кто верит в него. Ибо только истинно верующий в своего Бога – сможет услышать и понять его. Таковым является, например, мальчик, а, в конце концов, и некоторые другие герои. С помощью музыки, натуральных пейзажей Шотландии и весьма необычной съёмки, режиссёр передаёт на экран зрителям ту картину которую, пожалуй, можно было бы увидеть лишь под действиями сильных галлюциногенных препаратов. При этом Виндинг Рёфн отождествляет эффект получаемый от их принятия – с принятием определённой религии, которая в какой то степени тоже может являться для человека наркотиком. Эту же мысль подкрепляет и предводитель отряда викингов: опьяненный религией он готов ради неё на всё. Режиссер, рассказывая нам эту небольшую сагу о доблестном викинге, балансирует на грани реальности и психоделики, используя эту историю для передачи простых жизненных ценностей, суть которых заключается в уважении чужого мнения, будь то религия или какой-либо другой личностный выбор человека. Людей же Виндинг Рёфн призывает стоять на своём мнении и бороться за него, подобно главному герою картины, «ибо тех, кто отвернулся от своего Бога, ждёт кара великая».
Люблю фильмы Николаса Виндинга Рефна – они обладают не только чувствительной атмосферой или стилистикой, но и грамотным сценарием и самой подачей, от чего каждый фильм мастера превращается в настоящее украшение. В добавок к этому, фильмы Рефна заставляют задуматься о некоторых вещах и сняты они очень реалистично. На данный момент я смотрел только “Драйв” и “Только Бог простит”, но сегодня посмотрел еще один фильм Николаса, на этот раз им оказался “Вальгалла: Сага о викинге”. Викинги взяли в плен немого война и выставляют его на бои, но он постоянно выигрывает, как бы говоря о том, что умирать он не думает. Однажды, воин освобождается от оков и, убив своих надзирателей, уходит. Мальчик – слуга, сын одного из викингов, который, кажется, понимает воина и говорит за него ( бывшего пленника он назвал Одноглазым) идет за ним до конца и вместе одни встречают крестоносцев, предлагающим им двоим отправится на святые земли, на что путники соглашаются. Сев в корабль, герои долго плывут и попадают в сильный и не просветный туман. Проходит много дней, может даже недель и корабль причаливает в неизвестные воды, в неизвестные и кажется необитаемые земли и что ждет первопроходцев, если они ими стали, на этом пути… Как всегда, Николас Виндинг Рефн снял по своему плану и видению и как всегда фильм оказался очень интересным, качественным, и в стиле мастера ( для многих этот стиль будет значить непонятность концовки или каких либо - действий). Фильм, как и сценарий, заметно отличается от того, чем Рефн занимался ранее – настоящее он променял на древнее прошлое, вместо нашего мира, он берет древний мир, мир викингов и крестоносцев. Говоря о сценарии, хочется сказать, что тут мало слов ( говорить герои действительно будут мало, но с другой стороны говорить в таких случаях особо и нечего), и больше дела, действий. Рефн так же оставляет за кадром личности главных героев, зачеркивает возможность симпатизировать им, ведь главный герой всего лишь немой воин, который даже не умеет разговаривать, но умеющий только убивать, а кто будет симпатизировать таким? Сценарий конечно немного специфичный и не простой, но тем не менее он сделан в стиле Рефна, а именно погружает зрителя в свою атмосферу и его хочется смотреть. Смысл же этого фильма тоже прост и возможно каждый найдет свое понимание фильма, но как по мне, смысл в том, что все построено на крови, жестокости и даже сам Одноглазый понимает это в конце фильма. Персонажей, как и диалогов, в фильме мало, но тем не менее они создают свою определенную атмосферу и зритель это чувствует, как и чувствует то, что Одноглазый жесток, но жестокость его оправдана, как, собственно, и крестоносцев, правда цели у героев совсем разные. Великолепную работу показывает оператор Мортен Сёборг и я не удивлюсь, если темную гамму фильма придумал сам Рефн, ибо это не только придает картинке реальный оттенок или еще больше погружает в атмосферу, а служит еще одним усилителем чувства необычности этого фильма и чувства непохожести с другими. Хороша и музыка от композиторов Питера Кайда и Питера Питера, одна доставляет определенное удовольствие и звучит в такт определенному моменту. Не подкачали в этой ситуации и актеры, а кандидатура Мадса Миккельсена прекрасна подошла на роль Одноглазого ( интересно, кто еще пробовался на эту роль). Да пускай его герой, Одноглазый, за весь фильм не проронит не слова, но его стойкий характер заменяет ему это, как и жестокость, которую он показывает не просто так, а только в определенных ситуациях. Нет, его герой не проливает кровь зря и не убивает ради забавы, его жестокость оправдана и он убивает только ради того, что бы выжить. Хорошо показали себя и остальные, но этот фильм выделяет, в первую очередь, имена Мадса Миккельсена и его персонажа. В 2009 году фильм был представлен на португальском кинофестивале “Фанташпорту”, где удостоился Специального приза жюри, а так же приза “Специальное упоминание”. Помимо наград, фильм был показан на 66 – ом Венецианском кинофестивале, и хоть в конкурсе он не участвовал, но то, что фильм показали на столь престижном кинофестивале, уже можно считать наградой. Итого: “Вальгалла: Сага о викинге” – это фильм, снятый в стиле Николаса Виндинга Рефна, со своей стилистикой, качественным, необычным сценарием, качественной работой оператора и композиторов, а так же великолепной игрой Мадса Миккельсена. Рекомендовать этот фильм очень тяжело, потому что кто – то посчитает его пустышкой, красивой сменой кадров и не более, а кому – то фильм и вправду понравится и ему захочется пересмотреть его еще раз. Этот фильм не для всех, кто знаком со стилем или другими работами мастера возможно поймут, что он хотел сказать этим фильмом, но те, кто творения Рефна не видел и “Вальгалла” является его первый фильмом, не стоит смотреть – просто можете не понять суть фильма. Лично мне фильм понравился, я ожидал чего то подобного от Николаса и вполне справился с его загадкой, а сможете ли Вы открыть эту дверь? Ответ Вы узнаете только посмотрев этот фильм. Спасибо за внимание и приятного просмотра!
«Я пройду по дну Вальгаллы, Зная лишь один секрет: Любовь, Истина и Свет!..» «Пилот». Гладиаторские бои по-скандинавски. Они не сопровождаются улюлюканьем ревущей толпы, жаждущей хлеба и зрелищ. За яростным безумством, подогретым инстинктом самосохранения, не наблюдает коронованный лавровым венком император, – лишь ледяной суровый взор конунга следит за становлением Спартака северных земель. Тот, кем движет только ненависть, возведенная в абсолют, проложит свой путь славы сквозь выпущенные кишки, свернутые шеи, брызжущие под глухими ударами мозги и насаженные на копье головы. Непобедимый молчаливый воин, посланник ада, чувствующий за спиной протекцию высших существ. Тех самых, что являют собой главный аргумент в споре с христианами, озвученный безапелляционной репликой: у нас много богов, а у них – всего лишь один. Кочуя вслед за камерой по зябким просторам Шотландии, где и проходили съемки, ёжимся и внимаем завываниям ветра. Главный кумир датского экрана Мадс Миккельсен, не проронив ни единого слова, грубыми мазками создает образ вскормленного в неволе, полного сил и фонтанирующего яростью, бесстрашного, бессердечного Одноглазого викинга-пикта. Добившись свободы своей звериной жестокостью, захватив в спутники несмышленого «волчонка», он примыкает к крестоносцам в поисках золотого блаженства далекой и желанной земли Иерусалима… Режиссер не гнушается давно проверенного художественного приема, методично, с эстетически-композиционным видением живописца расставляя колористические акценты и играя на контрасте холодных и теплых тонов. Серо-голубые пейзажи бренной тягучей реальности с примесью оливково-болотного разбавлены кроваво-красными видениями, выделенными на кинопленке, будто ремарками 'Nota bene' на полях тетради. Видения эти: субъективный мир глазами главного героя, лирические отступления, омут флешбеков и флешфорвардов. Они выливаются в размытые размышления о смысле бытия, о боге, о вере и о судьбе. Более того, в этом контрасте испепеляющего жара и смиренного холода – вечное противоречие человеческой души, равно как двуликая сущность самого бога, объединяющего в своем облике как благословляющие перста, так и длань наказующую, как всеобъятную милость, так и кару небес. Пейзажи стремительно обретают реалистичные краски, насыщаясь изумрудными соснами и кучевыми облаками, пытаясь воплотить собой виды святой земли и уравновесить фантастичность первых двух третей фильма. Однако на деле это лишь уловка, позволяющая Виндингу Рефну спустить повествование в русло откровенного арт-хауса и довести символическую ирреальность происходящего до концептуального катарсиса. Кто-то построит башню из валунов в поиске баланса и успокоения, кто-то будет экстатировать в прозрачных водах, борясь за очищение души, кто-то сгинет в густой грязи порока, а белокурый мальчик станет синонимом вопиющего ужаса первородной людской неприкаянности. Невооруженным взглядом видно, как Виндинг Рефн берет за основу запатентованные соотечественником фон Триером поступательное развитие и размеренную структуру рассказа с разделением на главы. Пытается нафаршировать всю эту «рыбу» не просто религиозными, а общечеловеческими, общецивилизационными смыслами, сначала столкнув лоб в лоб, а потом заставив вариться в одном котле раннехристианское лицемерие и языческий менталитет, под конец подавив и то, и другое неискоренимой первобытной дикостью. Режиссер откровенно смеется над религией как таковой, превращая жестокого убийцу в пророка, говорящего устами невинного отрока. Пробуждая средневековые воззрения, Виндинг Рефн намекает на то, что путь креста и меча равнозначен пути безбожной ненависти. Вонзить нож в спину способен и тот, кто посвятил свою жизнь молитве и борьбе за веру. Под любыми знаменами и стягами, со сколь угодно сладкими речами на устах, без подлинной любви, доброты и тяги к свету вектор лишь один, и назначение его предписано – ад и погибель. Здесь нет бога. Нет святой земли. Война по-прежнему бесконечна и порождает больше бродяг, чем героев. Нет никакой Вальгаллы, не будет никакого Рагнарёка, – только тлен, папоротник и мухи. Ради чего все это? – Нет ответа. Есть ощущение, что в поиске истины автор картины и сам зашел в тупик, сделав покоренные, но невспаханные семантические поля ветреными и бескрайними. Самообман длиною в тысячелетия или всего лишь история заблудших душ, выброшенных на обочину мира? А был ли викинг?
'... Сам стану Смертью твоею, всепожирающим адом безумья. Бойся меня, ибо я — не живая душа, но Дьявол!' (отрывок из стихотворения Томаса Ловелла Беддоуза 'Трудная Смерть') «Вальгалла: Сага о викинге». Непонятное название. Непонятный фильм. Персонаж у нас немой и одноглазый. И кличка его – Одноглазый. По внешнему облику он не викинг, а пикт. Викинги были его соратники. Временные соратники, можно и так сказать… Фильм разбит по частям. И это единственное, что вписывается в рамки логики. Дальше, простите, идёт набор немыслимого безумия, череда бессмысленных событий, не подкреплённых здравомыслием. Цепочку собрать в ряд при желании, конечно, можно. Спасся от рабства, нашёл кочевников, называющих себя христианами чтобы вместе с ними уже попасть в землю обетованную. Дальше – всё. Дальше фильм идёт резко по нисходящей. Как гипербола в четвёртой плоскости оси координат. Нам показывают спины идущих, потом убийства, снова спины… и так до бесконечности. Я думал, фильму этому не будет конца. Почему не выключил? По началу было ещё так-сяк, дальше хуже и хуже, потом я понял, что эти «кинотворцы» забыли о зрителях и делают абы что-нибудь. Да и отзывы сбили с панталыку. Конечно, я готов признать, что у фильма свой стиль, что он не только и не столько история, сколько фильм-эмоция. Теперь, смотрите… Мальчик, что говорил за Одноглазого, ведает нам о том, что, дескать, сам Одноглазый родом из Ада. И ещё несколько раз нам об этом упомянут. Потом эти псевдохристиане попадают не на свою искомую землю, а в Ад. То есть, что это значит! Это либо название местности, либо же действительно после того как они выплыли из тумана, на них словно чума накинулось безумие. И тогда их безумие как раз и можно спозиционировать как Ад. Самое прикольное то, что этот фильм даже не заспойлерить. Спросите: о чём он, я вам не смогу ответить. Максимум на что меня хватит, я скажу, что это история про одного не то варвара, не то карателя. Всё. То есть, вообще всё! Нет ни начала, ни конца. Ни логики, ни философии. Ни какой бы то ни было значимости. Вывод: Фильм не нужен. Лучше посмотрите что-либо другое, или пойдите погулять… 1 из 10
Расскажу-ка я вам, господа, сказку. Жил-был режиссёр по прозвищу Великий Тормоз, весьма небезосновательно так прозванный. И вот однажды, предварительно долго-долго подымив камбоджийским кальяном, решил он снять Великий Тормозной Фильм. В его обкальяненной голове всплыли мутные образы викингов, заросшие лесами берега... Вот это и снимем, решил он. Прошёлся по своему тормознутому племени и насобирал на проект аж 4 миллиона фунтов стерлингов. Просчитал всё. Сэкономил на сценарии и бумаге для него (всех диалогов- 10 предложений), на мечах-доспехах и прочем реквизите, на декорациях (все в лес, в море, на скалы!), на актёрах (а что им играть?). Потратился на дымовые шашки, свиные кишки, на 'камбоджу' для съёмочной группы, чтобы осознала замысел (а понимать не нужно!), собрал своих тормознутых единомышленников, помолился на лик недосягаемого Тарковского и приступил к исполнению проекта. Первыми десятью минутами картины он остался недоволен: слишком быстро дрались и головы разбивали, слишком естественно люди двигались и говорили (паузы между словами не по 3 минуты). Разве это Великий Тормозной Фильм? Это же просто 'Форсаж' какой-то! Потому дальше тормозить он решил прогрессивно- по нарастающему тормозному пути. Поскольку камеры не могли так артхаусно тормозить, операторы медленно-медленно прокручивали плёнку пальчиком. Где-то на 35-й минуте тормозной эффект стал идеальным. И вот фильм завершён. Не обошлось без издержек: белокурый мальчик так затормозился в росте и развитии, что стал стариком, а актёры слегка обросли мхом. Как истинный экспериментатор, режиссёр Великий Тормоз сначала проверил свой шедевр на лабораторных животных- ленивцах. Через полгода до них дошло и они бешено зааплодировали со скоростью хлопок в час. Ну, теперь можно и в прокат. Да вот только смотреть Великий Тормозной Фильм нашлось немного желающих, по большей части из того же тормознутого племени. А всё потому, что мало тормозил, решил режиссёр. В следующей картине он намерен вплотную приблизиться к идеалу- стоп-кадру минут на 90... Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк. И 'мораль': не стоит от одной крайности (клиповости-попсовости) спасаться в другой (занудности-заумности) и искать чёрную смысловую кошку в тёмной комнате, когда её там нет, а стоит просто снимать и смотреть настоящее Кино. Великий же Тормозной Фильм я, профессиональный и далеко не замшелый зритель и кинематографист, дважды смог досмотреть только до середины... Эта картина ни уму, ни сердцу, ни душе ничего не даёт. А красоты природы лучше смотреть по каналу Дискавери. 3 из 10
Скажу сразу, что практически ко всем новым фильмам на тему так или иначе связанную с викингами, изначально отношусь с предубеждением. Тому есть причины. И на этот раз, водрузившись на диван, и состроив на лице скептическую гримасу нажал кнопку 'play'. Ну что тут можно сказать... Сказочные полтора часа пролетели незаметно ( да, пусть сказка страшная, пусть неторопливая, пусть неяркая ). Но она НАСТОЯЩАЯ. Каждый звук, каждый кадр, каждое движение персонажей, каждая мизансцена на своем месте, как каждая нота в сложном музыкальном произведении, исполняемом симфоническим оркестром. Сюжет пересказывать бесполезно, диалогов не наберётся и на пять минут - основное здесь - это визуальный ряд, лица людей, звуковое сопровождение и та АТМОСФЕРА времени и безвременья, которой фильм буквально перенасыщен. С первых же кадров, стало ясно, что авторы не лепят очередную халтуру на околоисторическую тему, а провели не один день в музеях, или за изучением фотографий оружия, доспехов и инвентаря тех времен. Доскональнейшая точность в мелочах: от формы наконечника стрелы и рукояток мечей, до стежков на одежде ТОЙ поры, от угла заточки топора до орнамента на лице и теле, от формы сосуда для воды, до изгиба весла. Историческому консультанту этого фильма (МакКуирри) - жирная пятерка с плюсом. Это вам не синтепоновые доспехи, с ровнёхонькими двойными стежками от электрической швейной машинки Brother, коими каждый может полюбоваться в том же '13-ом воине'. Это вам не комиксовые викинги из 'Эрика-Викинга' с окружении пышногрудых куриц-'викингш' бордельного вида. Этот Фильм - суровый аскетический слепок из сурового времени, где нет ничего лишнего и ненастоящего. Надежда и отчаяние, жажда и страх, жизнь и смерть - это не может быть ненастоящим. И режиссеру удалось все это, без лишней шелухи. Такие фильмы снимают раз в жизни. Хотя вначале и могло показаться, что идет типичный пересказ какой-либо саги в стиле lygisögur, но здесь каждый персонаж скорее собирательный образ из многих произведений ( при желании можно разглядеть сюжетные аллюзии, из, как минимим, трёх произведений со схожими характерными персонажами - 'Egils saga Skallagrímssonar', 'Laxdæla' и 'Gísla saga Súrssonar'). Ничего подобного не видел со врёмен знакомства с джармушевским 'Dead Man'. Просто сядьте у экрана, забудьте о о том, где и в каком времени вы живете, в погрузитесь в тот мир, который гений Николаса Виндинга Рёфна создал для вас. Пусть и всего лишь на полтора часа. Безусловные 10 из 10
'Он убьёт нас всех' Этот фильм нечто странное. Довольно тяжело написать рецензию, идей много, а сформулировать в единую мысль сложно. Итак, этот фильм один из самых ожидаемых мною, наконец то добрался до моих глаз. В своё время посмотрев трейлер, загорелся желанием просмотра. Очень сильный трейлер, который уже много говорил о самом фильме. Ждал, ждал и наконец дождался. Режиссёром фильма выступил Датский режиссёр Николас Виндинг Рёфн, который довольно известен в ограниченных кругах. А главным актёром выступил отличный, колоритный и талантливый Мадс Миккельсен, известный большинству по фильму из бондианы Казино Рояль, исполнивший роль злодея. Перейдём к самому фильму. 'Он ослеплён ненавистью.' Фильм повествует о тяжёлом времени, когда человек был один на один с природой. Главный герой, немой раб, которого называли 'Один Глаз'. Ему предстоит пройти тяжёлый путь, состоящий из крови, грязи, холода и дождя. Режиссёр не делает никаких скидок, он показывает, как есть. Вся дикость и жестокость человека в чистом виде. И не стоит ожидать, что как в большинстве фильмов, будет приукрашено. Нет, этого не будет. Всё жёстко, мрачно и честно. Бои максимально кровавы и жестоки. Нет никакой пощады и добра, всё злобно и беспощадно. В этом фильме нет белых зубов, чистой кожи, всё максимально честно. Мир бесконечно дикий, промёрзлый, холодный, бескрайний и жестокий. 'Именно ненависть помогает ему выжить' Человек всегда найдёт причину, чтобы убивать себе подобного, будь то вера, богатство, очищение от грехов, во имя добра или любые другие причины. И убивший сможет оправдать себя, благой целью. Но а на самом деле причиной является, внутреннее желание убивать. Как раз не звериное желание, а чисто человеческое. Фильм показывает всё истинное лицо человека, не пытаясь оправдать или обвинить, он просто показывает, как есть. 'Из за ненависти он не проигрывает' Фильм снят в очень нестандартном стиле, ничего подобного не видел. Свой оригинальный стиль повествование и донесения мысли до зрителя. Подобное кино снимается не ради денег, оно не станет популярным и никогда не соберёт огромную кассу. Нет. Такие фильмы снимают душой. Режиссёр, как художник рисует то, что у него внутри. И выражает свои чувства нестандартным способом. Как и первые фильмы в мире, снимались ради того, чтобы создать и показать свои мысли, так и в настоящее время подобное создаётся с той же целью. Можно считать это настоящим кинематографом, а не просто фильмами ради денег. Но как и большинство подобных фильмов, он неординарный. Многие не поймут, а точнее ну увидят того, чего в настоящем времени пихают в каждый фильм. Такой фильм имеет свою индивидуальность и мало чем походит на стандартные фильм идущие в кинотеатрах. 'Ты понимаешь, что Бога нет, когда попадаешь в Ад.' Нестандартный видео ряд, отличная игра актёров, прекрасная операторская работа показывающая бескрайность и жестокость природы переплетается с замечательной музыкой и вообще звуками, дополняясь диалогами, которых в фильме мало, но они очень сильные. В некоторые моменты, по телу пробегали мурашки, не знаю почему, но сознание бунтовало и становилось не по себе. Появлялось чувство холода, будто ты утопаешь в грязи, тебя продувает ветер и пробивает дождь. 'Мальчик сказал, что он из Ада, может именно туда мы и направляемся.' Довольно тяжёлый, вязкий фильм, в конце которого, я просто сказал: 'Сильно'. Но не имея возможности сформулировать почему. В итоге осмысливая всё увиденное, стоит сказать, что Вальгалла: Сага о викинге это вязкое размышление, почти медитация, о человеке, религии, нации и войне. Оценку такому фильму, поставить невозможно. Просто напишу, что сказал в итоге фильма. Сильно.
Это действительно сага. Это - тонко психологическая, историческая драма. Основанная на реальных фактах. Без фантастики и детского сада. Жестокий и жёсткий НорстЭрн (если Вы понимаете о чём я), с суб-артхаусным уклоном. Одной из веток сюжета является версия о посещении древними скандинавами побережья Северной Америки. Именно эту землю в узко метафорическом плане назвали 'Вальхаллой'. Но этот, Тот Свет наряду с своими природными красотами несёт опасность неизведанного, притаившуюся смерть. В этом ключе, этот фильм - ответ на 'Следопыта', 2006-го года, где скандинавы высадившись в древней Америке терроризировали и убивали туземцев. В первой же части, основе фильма, повествуется о тяжелой жизни раба-гладиатора, профессионального воина-убийцы. Судьба дарит ему шанс ухватиться за свободу и именно с этого начинается его путешествие. Путешествие в один конец. Сотни кораблей разбивались по курсу на Святые Земли, в ходе кровопролитных Крестовых Походов... Этот же корабль зашвырнуло через древнюю Атлантику на самый край того света. Здесь можно видеть в обилии сцены человеческого помешательства. Ну в этом плане, фильм исторический лишь сугубо технически. А реально он призван показать психологию людей того времени. Это можно назвать еще одной из старых добрых историй о Сильных людях. И конец здесь не так принципиален. Это кино не призвано радовать своим хэппи-эндом. Возможно, оно призвано задуматься над смыслом жизни. Кому-то осознать свою ничтожность (перед теми или иными вещами), а кому-то свою доподлинную силу. Главная мораль: никогда не стоит сдаваться, всегда ловить свой шанс. И никогда не стоит быть чрезмерно самомнительным, судьба может уготовить всё что угодно. Мда, посему фильм несёт еще некую философию... В общем, нет смысла ставить оценку. Кино не для широкой аудитории. Но не стоит сразу резко оплевывать и опускаться до уровня стеклоглазого поедателя поп-корна. Фильм, опять же, под настроение. Но все кто понял о чем я толкую выше, - посмотрите хотя бы один раз и не пожалеете. --- Отдельное замечание: очень классно сыграл Мадс Миккельсен. Это его лучшая роль. Просто и без слов он сказал всё.
По форме - это историческое кино (про викингов), по подаче - арт-хаус, по содержанию - притча. Ее стержневая идея, в целом, нехитрая, хотя несколько темных мест остается. Итак, о чем же 'Valhalla Rising'? На первом плане история о жизни и смерти некоего крутого воина, который сначала всех мочил-мочил, а потом взял да и склонил буйную головушку самовольно. С такой точки зрения фильм нелеп, затянут, и совершенно не соответствует названию (ибо воины попадают в Валгаллу с топором в руках, а не аки агнцы). Поэтому сразу переходим на более правдоподобный план. А тут - ворох параллелей и аллюзий. В одноглазом супермене мы легко узнаем скандинавского бога Одина, одноглазого хозяина Валгаллы, любившего являться людям в различных образах. И хотя чаще его живописуют как бородатого старика в войлочной шляпе, думаю, ему не очень сложно 'прикинуться' и Мадсом Миккельсеном, так похожим на молодого Кирка Дугласа. Итак, сцена первая: Одина пленили местные жители, поклоняющиеся Христу. Символизм прозрачен: христианство в Скандинавии со скрипом, но победило. Хотя узник вскоре освобождается из пут, им движет любопытство: что же это за Христос такой, что в одиночку одолел всех старых богов? Ради этого Один плывет вместе с христианами в Святую землю - выяснить, так сказать, на месте. Дальнейшее, однако, путает его планы. Колдовской туман, кажется, символизирует попадание в terra incognita, землю неизвестную и оттого неподвластную ни христианскому богу, ни скандинавскому пантеону. Конечно же, это Америка. Один видит в индейцах настоящих воинов, не тронутых христианской плесенью, и способных стать новой 'паствой' для проигравшего бога. Для христиан здесь настоящий ад - земля без благодати, и они гибнут один за другим. Гибель же Одина иная - принося себя индейцам в жертву (а отдавать себя в жертву Одину не внове - когда-то он 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир, дабы познать руны), он 'делится' с ними своей силой и мудростью, обращая их, так сказать, к себе. Не исключено, впрочем, что по примеру Христа он решил испробовать этот новый способ 'вербовки' верующих - через смерть от их рук. После чего Один, конечно же, возвращается в Валгаллу. Таким образом, фильм - довольно прямолинейная, но оттого не менее интересная притча о победе христианства в северных землях и о попытке старых богов хоть как-то компенсировать свое поражение. И хотя мы знаем, что и с индейцами у них не сложилось, по крайней мере, теперь становится понятным, каким образом в романе Нила Геймана 'Американские боги' Один объявился в Новом Свете. Ну а название фильма можно перевести примерно как 'Бунт Валгаллы' или 'Восставшая Валгалла'...
Если бы Триер снял Конана-варвара, он бы сделал именно так. Ручная камера, ползущая и медленная, как северный лёд. Диалоги на вес золота (в смысле почти нет). Немой и злой герой, который смотрит так, будто видит твоё печальное будущее. А сюжет… Ну, его случайно уносит ветром в первый час, и остаётся только природа Шотландии, грязь и притча о Богах и жертвах. Всё это комплименты. Потому что «Вальгалла» это не совсем фильм. Это скорее скандинавская медитация, снятая на мху и крови. Такое кино не перескажешь, но запомнишь телом. Главный герой – молчаливый воин по прозвищу Один Глаз, потому что у него, ну, один глаз. Сначала он сидит в плену и убивает людей. Потом сидит в лодке и молчит. Потом оказывается в Америке (в Чистилище, в Аду?) и страдает. Всё это под аккомпанемент грязи, тумана и звуков, от которых хочется ёрзать в кресле и подумать о вечном. Если очень надо, вы можете поискать глубинный смысл за безжизненными пейзажами. Тут и спуск в Ад по законам готических трагедий, и противостояние христианства с хтоническими богам первобытного мира, и самопожертвование ради светлого (белокурого) будущего. Но всё это не важно, потому что события прерываются, а сюжетные линии виснут в воздухе, как паутина на ветру. Только тебя всё равно затягивает. Это как смотреть на огонь или океан. Вроде одно и то же, но притягивает. Потому что в этом молчании, в этих лицах и в этой пустоте есть что-то настоящее. Что-то, чего не скажешь словами, но можно камерой. Если вы ждали бодрого боевика с викингами, это не оно. Тут никто не орёт «За Одина!», не кидает топоры в слоу мо, и вообще, больше смотрят вдаль, чем дерутся. Но если вы готовы к погружению, если вам интересно, как может выглядеть кино, которое будто вышло из-под корки вашего сна (или трипа), то Вальгалла может вас порадовать. Или сломать. Или, как в моём случае, оставить в странной, немного грязной, но приятной тишине. 7 из 10. За то, как из завываний ветра можно сделать философию. Или хотя бы гипноз.
Очень атмосферный, почти психоделический, плавно текущий, но не накручивающий, фильм разговаривает с тобой языком не главного героя но образов, языком пейзажей, звуков холодного горного ветра, мерной поступи издалека идущих в горах путников.. Языком не всегда поначалу логичных смен декораций.. Но постепенно ты попадаешь в ритм, который фильм предлагает тебе и погружаешься в него. Экшена особого нет но тем не менее ты уже не обращаешь на это внимания.. Сам Вальгалла не говорит ничего. На протяжении всего фильма. Что бы ни происходило. Как бы пытаясь сказать всем кто его окружает, да и самому зрителю: слова ничего не значат, реально лишь действие. Поначалу раздражаясь, в какой то момент начинаешь проникаться его глобальным, чуть ли не философским спокойствием и кажущимся пассивным но не являющимся таковым образом действий. Который кстати говоря ничуть не мешает ему с ювелирной точностью методично поставить точку в конце жизненной истории кого либо кто оказался у него на пути не в то время или не в том месте топором или каким либо иным предметом. Или даже голыми руками. Это он умеет. Но это его не главная сила. Он не сторонник насилия.(К слову таких сцен не много)И берется за него только тогда как вынуждает его ситуация. В основном он внимательно, терпеливо и вдумчиво следит за всем что происходит. Цепко вглядываясь в окружающую реальность. Он умеет ждать. И дожидается того чего хочет. Без лишних движений и конечно без лишних звуков, как бы приглашая и зрителя проникнутся этим специфическим мироощущением. 10 из 10
При слове «викинг» современный человек обычно представляет этакого брутального дикаря с топором, в звериных шкурах и рогатом шлеме, дикого, но весёлого и даже раздолбайского нрава, любящего две вещи: грабить и пировать. Созданный поп-культурой образ викинга имеет слабое отношение к реальности, в частности, те же рогатые шлемы «люди севера» носили разве что в ритуальных целях (поскольку в бою рога на шлеме — смертельно опасная помеха), а сама жизнь скандинавов той эпохи представляла собой постоянную борьбу за существование, бесконечное противостояние как холодной северной природе, так и враждебным кланам. Весь этот дух жестокой и мрачной эпохи, промозглого холода земли скал и фьордов был отлично передан в кинопритче Николаса Виндинга Рефна «Valhalla Rising», по непонятной причине названной российскими переводчиками «Вальхалла: Сага о викинге». С самого начала картина окунает в мрачный мир Шотландии десятого столетия, которая была в те времена колонией скандинавов, мир, где ценность человеческой жизни практически равна нулю. Атмосфера эпохи Тёмных веков показана настолько хорошо, что сам словно погружаешься в неё, в этот безжалостный и тягостный северный ад, превосходно было передано и мироощущение людей тех времён: мистический настрой, фанатизм и зашкаливающая пассионарность, щедрость на насилие — персонажи фильма скоры на расправу, зарубят топорами, отрежут голову и выпустят кишки, даже не поморщившись. А уж о внешней реалистичности съёмочная команда позаботилась с искренней заботой и любовью: ни рогатых шлемов, ни сияющих доспехов, ни топоров с полуметровыми лезвиями вы не встретите, костюмы и оружие воинов северных краёв показаны с поразительной достоверностью. Но подлинная прелесть «Вознесения в Вальхаллу» не только и не столько в тяжёлом реализме, балансирующем на грани почти чернушного натурализма, сколько в его оригинальной манере повествования. Несмотря на небольшую продолжительность, картина плавная и медлительная, в ней большую роль играет не действие, а образы. «Вознесение в Вальхаллу» чем-то напомнило мне фильм «Мертвец» Джима Джармуша, тот же формат истории-притчи, та же тема добровольной встречи со смертью, полного перипетий жизненного пути человека — или бога, учитывая, что одноглазый воин является прямой аллюзией на Одина, а его жертва — на жертву Одина и — возможно — «бога, чьё тело пожирает его паства»? Пускай я и не могу сказать, что до конца понял смысл этой кинокартины, учитывая своеобразное и местами, на мой вкус, перенасыщенное символизмом содержание. Однако «Вознесение в Вальхаллу» само по себе прекрасно своей гнетущей атмосферностью и великолепно переданным «духом времени», а также своеобразным сюжетом и открытым финалом, который оставляет пищу для размышлений, поэтому фильм можно смело назвать более чем хорошей и глубокой историей. 8 из 10
'...они питаются собственным богом - едят его плоть, пьют его кровь. Омерзительно. И они ненавидят нас, хотят нашей смерти. Так что молись богам, чтобы они нас защитили. У нас богов много, у них же -только один...' Герой сегодняшней дискуссии - авторский киносюрриализм небезисзвестного датского режиссера Николоса Виндинг Рёфна Valhalla Rising. Надо сразу сказать, что к просмотру рекомендуется версия исключительно на родном английском языке, так как даже перевод названия с постера на русский язык отдает самопроизволом - Вальгалла: Сага о викинге. Несмотря на ассоциации премудрых отечественых кинопрокатчиков слова 'Вальгалла' с викингами, фильм рассказывает о более глубоком содержании этого слова. В Vlahalla Rising вообще отсутствует тематика викингов. Итак, если капнуть немного информации о германо-скандинавской мифологии, то несложно понять, что Вальгалла (др-исл. Valhöll) - это некое подобие рая для воинов, место куда попадает всякий доблестно сражающийся и умирающий в бою воин. Все подробности относительно этого места покрыты пеленой разногласия трактовок древних писаний и религиозных воззрений. Можно отметить лишьтот факт, что это исконно языческое мифическое место, поражденное пером древних скандинавских языческих племён. В целях вытеснения иных культур, христианство и крестители северной части Европпы отождествили Вальгаллу с адом. Если посмотрев картину, вы вдруг не опймете о чем она вообще, перечитайте вышеприведенный абзац и название фильма. Именно из-за непонимания скандинавской мифологии Valhalla Rising не получила должного уровня положительных отзывов у среднестатистического зрителя. Но если Вы кинозритель не как зевака, а как созерцатель, то вы гарантированно примете Valhalla Rising за шедевр. Но это конечно при одном условии - если Вы в подходящем для созерцания мрачно-прекрасных картин... Далее перейдем от вступления к привычно-схематичному описанию фильма. Сюжет картины рассказывает нам историю безвольного бойцовского раба языческих племен, позже спонтанно получившего имя One eye (Одноглазый) в силу соответствующего лицевого повреждения. Роль One eye исполняет замечательный европеский актер Мадс Миккельсен (неподражаемый Лё Шифр из Casino Royale).За счет таких бойцовских рабов как Одноглазый в средние века языческие племена устраивали бои на ставки и определяли цену тому или иному рабу, продав которого можно было откупиться от христианского гонения носителей язычества. Что и произошло с нашим главным героем - он оказался обладателем нечеловеческой ловкости и силы, благодаря которой его приметил новый хозяин, а прежний получил в награду серебро, достаточное для 'отпущения грехов' у молодой хрестинской церкви. Волею судеб Одноглазому удается сбежать из плена новых хозяев, заодно выпустив им кишки (в буквальном смысле). И он не проронив ни словаотправляется в безмолвный путь в компании еще одного бывшего раба - маленького мальчика, который помогал сторожить и подготавливать Одноглазого к боям. Вскоре парочка рабов встречает тех самых рыцорей церкви, которые идут по языческим землям и выжигают на них священный крест убийством и рабством 'недоразвитых' язычников. Крестоносцы предлагают Одноглазому и его попутчику мальчишке сопроводить их в походе на Святую землю. Проведя тревожную ночь конфессия грузится на корабль и. .. здесь заканчивается 'вменяемое' привычное повествование сюжета и недвусмысленные диалоги, потому что дальше начинается гениальное, ироническое и ужасающее повествование через воздействие на визуальное и настроенческое понимание зрителя. Да, именно таким образом поступает сюрреалистическое направление кинематографа. Но именно сюрреалистический и чарующий видеоряд в Valhalla Rising заставит зрителя чуть ли не на подсознательном уровне уловить идею авторской задумки. Происходящее в картине невозможно и нельзя понимать, его можно только прочувствовать. Если позваляет здоровье, выпейте чего-нибудь покрепче для легкого пьяну - в совокупности с пьянящей красотой грамотно отфильтрованных пейзажей вы попадете в околонаркотический сон, объединяющий вас с миром ужасающего варварства средневековья, когда величественная природа играла покравительную роль в жизни человека. У режиссера Valhalla Rising получилось добиться очень высокой планки в рамках довольно низкого бюджета (4 000 000 £): он смог показать настолько дикие углоки нашей планеты со столь качественной картинкой и 'стирильными' постфильтрами, что в купе с крайне убедительной игрой актеров может показаться, будто съемочная команда изобрела машину времени и тайком наснимала обитателей средневековья. Звуковое сопровождение фильма служит основопроводящим мостом для потока ментальной информации, протекающей в зрительское сознание через экран. Музыка в Valhalla Rising местами настолько тревожная, что порой именно ей режиссером отводится основная роль пораждения зрительных образов. В завершение хочется передать огромную благодарность Николосу Виндинг Рёфну за то, что своей картиной продолжил дело Тарковского и встал в один ряд с его современными последователями Ларсом Фон Триером и Джимом Джармушем - он в очередной раз помог доказать, что как и у поэтов пера у режиссера кинокамеры имеется куча способов проникнуть в подсознание зрителя и родить по-настоящему физиологические чувства в его присытой современными 3D-технологиями душе. 10 из 10 За вклад в киноиндустрию
Оххх... Какая же это странная картина. Мне даже трудно сформулировать своё отношение к данному фильму. Сижу после просмотра и как будто хлебнул жидкости предводителя викингов. Осталось только сделать каирн как персонаж Мадса Мисккельсена. Только вместо скульптуры из камней, я пишу вот эту вот рецензию, чтобы понять что я только что посмотрел. Не рассчитываю, что эта рецензия хоть кому-бы то ни было понравится (даже мне). Однако я всё же попытаюсь, чтобы хоть частично разобраться, что к чему. Для начала стоит понимать кто в режиссёрском кресле, а именно Николас Виндинг Рёфн, один из самых знаменитых и интересных датских режиссёров современности. Почему я уточнил, что датских. Потому что именно Дания поставляет для мирового кинематографа визионеров с самыми поехавшими и отбитыми идеями: Триер, Винтерберг, и Рёфн. И 'Вальгалла' - это самое что не на есть кино Рёфна. Я обычно, нормально отношусь к картинам с медленным и тягучим темпам повествования. Я спокойно посмотрел обоих 'Бегущих по лезвию'. Чёрт возьми, я даже без напряжения смотрел другие картины датского визионера, которые тоже обделены динамикой (привет сцена умывания рук из 'Только Бог простит' и проходка Эль Фанинг из 'Неонового Демона'). Но эту картину я смотрел с постоянными перерывами. Настолько у неё тяжёлая темпоритмика. Причём я не могу сказать, что такой подход не нужен картине. Сцена с пересечением моря только выигрывает от этого, потому что зритель остаётся измождённым так же как и викинги, которые плывут по морю до Иерусалима. И эффект усиливается, потому что по приезду в (спойлер! Хотя какой спойлер, сюжет тут на уровне слэшера, но я ещё вернусь к этому) Америку, прибавляется чувство отчаяния и безумия у персонажей. Помогает всему этому делу вечно нагнетающий постпанк, из которого состоит саундтрек. Так что иммерсивность, погружение в себя - это главное достоинство картины. По поводу подтекстов не могу ничего точно сказать, но насколько я понял, 'Вальгалла' - это рефлексия по поводу языческих корней своего народа и отречения от них из-за их кровожадных традиций путём принятия христианства (сцена с погружением в воду Одноглазого в конце намекает на это) и становление на путь очищения. Но есть у 'иммерсивного' подхода Рёфна и свои минусы. Из-за того, что режиссёр пытается как можно сильней вовлечь тебя на эмоциональном плане, страдает сюжет и персонажи, потому что, откровенно говоря, 'Вальгалла' - это слэшер. Викинги приехали в Америку и кончают с собой на свежем воздухе. Я хоть и процитировал изменённую фразу из 'Такера и Дейла', но будем честны: в фильме происходят примерно такие события. Также от минимального количества диалога, персонажи не особо развиваются и воспринимаются либо как мясо, либо как зарисовки персонажей. По итогу, эта картина очень специфическая. Если вы пришли за традиционным повествованием - не смотрите, не тратьте силы. Рёфн - это плохой выбор в этом плане. Мне же нравится его подход, однако, я навряд ли захочу пересмотреть эту картину, так как её безумно сложно смотреть для меня. Однако сказать, что картина мне не понравилась я не могу. Так что если вам нравится датский кинематограф и авторский подход Рёфна - go on. 9 из 10
Атмосферная мрачная психоделическая философская кинопритча. Попробую разобраться. Ну как я её понимаю. Дело наверное в природе зла и её относительности. И опять же, как можно достичь высшего счастья, в противоречии с другими. Причём это противоречие кардинальное. Что такое Валгалла наверное знают все. Скандинавский рай, куда попадают павшие в бою воины. Но не многие наверное знают интерпретацию Валгаллы с точки зрения христианства. Цитата из Википедии: 'В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом. Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) — с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.' Вот эти ключевые понятия для понимания общего сюжетного смысла происходящего. Но так как кино с явным философским содержанием, то исторической голой информации явно недостаточно. Да и фильм к финалу превращается, скорее в демонстрацию изобразительных средств и авторского видения происходящего, а не реалистичности событий. При всё этом именно в героях, боевых сценах и антураже реализма предостаточно, а порой иногда настолько, что жестокость происходящего может повергнуть кого то в шок. Снято и сыграно всё замечательно. Другой вопрос режиссуры. Так сказать трактовки сценария. По мне так вполне красиво, но слишком размыто. Кино из авторского порой превращается в киноперформанс, где смысл теряется и размывается, за экспрессией и эмоциями. Хотя в целом фильм, скорее напоминает мрачный амбиент, к финалу ставший ещё мрачнее и ужаснее. Но вот общий вопрос, у меня стал такой. Что может помочь человеку достичь совершенства? Как ему попасть в рай и занять там своё место. И исходя и концепции фильма, выходит что чувства ничто, а может быть только вера. Вера - это то что сильнее не только чувств, но и самого человека. Это как то страшно и грустно. Какое то у меня сумбурное и непоследовательное повествование получилось, но яснее почему то не получается высказаться. Кино не могу рекомендовать. Многим наверняка покажется очень скучным. Для тех, кто любит копаться в парадоксах веры и философии жизни, а так же для почитателей скандинавского фольклора, и всяческих течений из разряда амбиент, даркфолк, меланхолическая психоделика и тому подобное. Мне кино понравилось, но посмотреть за раз не получилось. Некоторое время назад смотрел фильм Николаса Виндинга Рёфна 'Бронсон'. Надо сказать, что тоже очень неординарное кино, хотя по настроению совершенно не похожее на 'Валгаалу'. Хотя главные герои чем то похожи. Мадс Миккельсен замечательно исполнивший главную роль одноглазого немого непобедимого война, одержимого своей не доступной для других целью, два раза выдвигался на премию Европейской киноакадемии в 2006 и 2008 годах за лучшую мужскую роль в фильмах 'Пламя и Цитрон' и 'После свадьбы'. Играл в таких известных хороших фильмах, как 'Казино Рояль' и 'Король Артур'.