Вопрос о свободе воли разрешается достаточно просто. Если Бог есть, то ни о какой свободе воли говорить не приходится - всё в руке Божьей, всё предопределено, любое наше действие является реализацией божественной воли. Если же Бога нет, тогда всё можно. Неизвестно, какая из этих ситуации страшнее... Тео Штур выходит из психиатрической лечебницы, честно отбыв 9 лет за совершение трёх изнасилований. Тео считает что сможет держать свою болезнь под контролем, он устраивается на работу, много занимается карате, но это - внешняя, видимая всем сторона его жизни. Оставаясь в одиночестве, он кричит от боли и отчаяния, ему страшно, он боится жизни, будущего и самого себя. Режиссёр показывает нам мир глазами маньяка, мы ходим по улицам вместе с ним, слышим его одышливое, больное дыхание. Вокруг огромное количество прекрасных женщин, таких манящих, доступных. Призывно оголённые животики, плавное движение округлых бёдер, Тео испытывает Танталовы муки - смотри, но не смей прикасаться. С терапевтической точки зрения, Тео загоняет свою болезнь вглубь, усугубляя её таким образом. Не имея смелости общаться с нормальными женщинами, он доводит себя до изнеможения приступами онанизма, прекрасно понимая что это не выход. Провидение даёт Тео шанс, он знакомится с Нети, девушкой угловатой, позиционирующей себя как мужененавистницу. Отлично показано, насколько это трудно - открывать себя навстречу чужому (пока ещё) человеку. Как это болезненно, преодолевать свою робость, застенчивость. Как сложно происходит притирка характеров. Сцена в спортзале - квинтэссенция отношений. Любовь - это поединок вызывающий крики боли у его участников. Режиссёр даёт влюблённым несколько минут счастья, прежде чем жестоко разрушить идиллию. Высшей точкой фильма является сцена в церкви. Под божественную музыку Шуберта, исковерканные, исстрадавшиеся души Тео и Нети разворачивают изломанные крылья, и устремляются ввысь... Счастье недолговечно. Зачем человеку свобода, если непонятно как ею распоряжаться? Быть свободным - страшно, особенно если нет точки опоры, нет жизненных ориентиров. Принимать решения самому, что может быть хуже? А значит был прав тот, кто сказал что ' нет заботы мучительнее.. для человека, как оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться'? Не найдя такого человека, Тео решает сам, и алый рассвет подпитывается его кровью. Режиссёр Гласнер снял безжалостный, хлёсткий фильм об одиночестве. Здесь присутствует настоящая боль, подлинное страдание. В отличие от плоских, вялых страстишек выставляемых напоказ голливудом, здесь бушуют настоящие, с железистым привкусом крови страсти. Режиссёр не боится физиологических сцен, нам показывают жизнь со всей её грубой изнанкой. Очень пронзительно, очень больно. В финале Тео сам находит выход, а значит - Бога нет? 10 из 10
Насилие на экране, в различных его формах – не редкость, привлекает внимание (или же заставляет зевать), собирает кассовые сборы, забывается и снова выливается на зрителя в новых изощренных/развлекательных формах. Да и, пожалуй, кажется реально не существующим. А еще любовь и секс – в такой же последовательности. Но не в случае фильма «Свободная воля» Маттиаса Глазнера (приз гильдии кинорежиссеров Германии), созданного в соавторстве с Юргеном Фогелем, который получил серебряного медведя на Берлинале 2006 за вклад в создание фильма и роль насильника Тео. …вспышки агрессии, террор одиночества, яростная мастурбация, мучительное сосуществование человека со своими инстинктами и противоположным полом, непонимание собственной сущности и ее экзистенции в окружающем мире, ежедневное противостояние будням и где-то между – рождение любви, хрупкая нежность, утоляющий секс… Иногда, кажется, что это все только слова, поэтому в фильме их мало. Камера медленно документирует будни в практически полном отсутствии цветности, внимательно оперирует своих героев, заглядывая изнутри, а после беспристрастно-детализированной спонтанной сцены насилия на пустынном берегу и, возможно, поспешности осуждения уводит в стены, в которых социально адаптируют и дают шанс, таким как Тео. Бритый и вышколенный он кротко и заученно повторяет то, что за 9 лет пребывания в клинике в него вложили соц. работники и психиатры. Он сам в это верит. Камера снова следует в такт повседневности, выхватывая из внешней среды, в которой доминируют мода и реклама, растравливающие намеки: плакат на остановке с обнаженной натурой, кампанию женщин в коротких топах, клубное скопление тел. Как будто все вокруг говорит: эй, веди себя свободно, как дома и тут же добавляет: но не забывай, что ты в гостях. И снова иррациональное изнутри реагирует на противоречивую ситуацию окружающей среды, возникает порочный круг из мужских попыток сближения и женского отклонения. Тео работает, покупает продукты, общается с сожителями-бывшими зеками, и, чтобы одержать верх над своим телом занимается единоборствами, силовыми тренировками, смотрит порно и онанирует. Предыстория о жизни Тео не показана, но скорее всего он не имеет культурного образования. В клинике ему временно заполнили этот недостаток нравственными образцами, но он не может окончательно свыкнуться с новой шкурой «нормального человека», и повторяет: «это не работает…». С одной стороны фильм не добивается, чтобы зритель симпатизировал Тео, а с другой не лишает насильника человеческого образа; режиссер постепенно вводить его роль, давая понять, что он часть этого общества, где властвуют принудительные стандарты и общественное мнение, а что-либо деструктивное/стихийное по природе избегается и вытесняется как больное. Однако не одна лишь личность Тео в центре повествования, камера постепенно переключается на мир Нетти, а в последней четверти фильма целиком концентрируется на ее переживаниях. Впервые мы видим ее во взаимоотношениях с отцом, в которых и без предыстории понятно, что отцовская симпатия приняла формы скрытого сексуального давления. И в тот момент, когда такое давление больше невозможно терпеть, Нетти порывает связь со своим отцом и в повседневность вступают случайности, окольными путями ведущие Нетти и Тео друг к другу. Несмотря на коммуникативные затруднения и на то, что он не любит женщин, а она – мужчин. Момент, когда Тео собирается, но не насилует продавщицу, которую наметил себе в жертвы, равносилен испытанию воли. Готов ли он противостоять импульсивным желаниям, чтобы изменить свою жизнь? Казалось бы да. Однако второе такое испытание Тео не выдерживает, разрушительные силы чрезмерного эмоционального возбуждения оказываются настолько велики, что тут уже не возникает вопроса: преодолеть себя, собрав волю в кулак или преодолеть запреты и бесконтрольно отдаться своим инстинктам? Если до этого агрессию можно было, как-то регулировать, придавая ей более безобидные формы, то здесь уже не могут повлиять ни полученные ценностные установки, ни угроза сесть в тюрьму. Тео повторно совершает преступление, и его иллюзия исцеления разбивается - а с нею и отношения с Нетти. Почти три напряженных часа просмотра прошли незаметно благодаря интересному развитию сюжета и аутентичной игре Сабины Тимотео и Юргена Фогеля. Пару дней впечатления от фильма, сначала в раздумье о героях, и их истории любви и в конечном и тоге о том, что же есть свобода, воля и свобода воли. Другой фильм режиссера Глазнера, снятый четырьмя годами раньше, бредово - «стильный» 'Fandango' не досмотрела.
Самые прекрасные фильмы – это фильмы, которые дают пищу для размышлений. И если раньше ты не задумывался о самом понятии свободы воли, то после этого фильма обязательно задумаешься. А после долгих размышлений поразишься, как точно название фильма отражает его суть. Также фильм заставляет задуматься о правде и о важности всегда говорить то, о чем думаешь. Потому что, как говорила известная бабуля: «Когда человек врет, он боится, от страха у него сосуды сужаются, и кровь начинает гнить, пока в венах черви не заведутся, которые человека поедают». Почему он не рассказал ей про свою обиду? Возможно потому, что для себя он воспринял это как зеленый свет. Идиллия, которая на экране просуществовала всего несколько минут, заставила сердце дрогнуть и прослезиться от радости. Она признается ему в любви, стоя на балконе, осознав, что с ним ей больше не страшна высота. Фильм показывает, что любовь исцеляет и даже на лице самого угрюмого человека появляется улыбка. Они очень мало разговаривают, у них необычные отношения. Но вскоре мы услышим от героини такую обыденную фразу, которая рушит всё обаяние этих отношений: «Почему ты ешь? Уже поздно. Это вредно для твоего тела». Ничто не вечно, рано или поздно что-то разрушило бы эту идиллию, потому что он – сексуальный маньяк, человек с нарушенной психикой, а она этого не знает. Он хочет жить нормальной жизнью, несмотря на прошлое, но желания мало, нужна воля и силы на подавление других, действительных желаний. А тому, кто уже поддался искушению, сложнее с этим справиться. Ведь нужно понимать, что у каждого человека где-то глубоко в сознании зарыты желания, которые осуществить он никогда не посмеет будучи в здравом уме. Но Тэо сделал это, и его мир не будет прежним, как бы он ни старался. У меня этот фильм вызвал бурю эмоций. К примеру, Гумберт в Лолите не вызывает сочувствия (ни в книге, ни в фильме), но Набоковым так и было задумано. А здесь же главный герой вызывает столь сильное сострадание, что позволяет хранить впечатления от фильма в течение многих дней после просмотра. Мы не видим его агрессивного поведения в повседневной жизни (после пребывания в клинике), он прекрасно общается с соседями. Ему нужен друг, который помогал бы ему в моменты искушения. Но таковых нет, ибо всем плевать, чем он занимается ночами, важно лишь то, что это спокойный сосед, который не требует особого ухода и составит компанию на занятиях по борьбе. Про историю Нети в рецензии я не упоминала, но она не менее интересна. Несмотря на ужасающую историю, показанную столь откровенно, скорее всего я этот фильм буду пересматривать, потому что фильм о многом. В нем есть любовь и ненависть, надежда и отчаяние, правда и ложь, воля и свобода. А также изумительная актерская игра. 10 из 10