Майкла Дугласа не назовёшь актёром, отдающим большее предпочтение съёмкам в боевиках. Он артист разноплановый и не раз доказывал, что может и в комедию и в драму. Это доказывает его фильмография. В его карьере попадаются и серьёзные триллеры и приключения и детективы и романтические картины, в некоторых даже находится место для экшна. Данный фильм, пожалуй, самый близкий к жанру 'боевик' в послужном списке Дугласа, но тем не менее, таковым в полном смысле не является. А это потому, что экшна здесь преступно мало, а фильм идёт два с небольшим часа. Скорее, это полицейская криминальная драма с элементами боевика. О качестве постановки сцен действия ничего хорошего не скажешь. Они плохие. Плохие перестрелки и рукопашные. Все. Они плохо сняты и скучно поставлены. Логика в таких моментах хромает на обе ноги. Главный злыдень мог в самом начале легко умертвить главного героя, задушить или зарезать, но сценарий требует другого. Это лишь как пример. Я не смотрел режиссёрскую версию, может, там всё намного лучше и экшна больше, но если нет, то вообще зачем такой хронометраж. Атмосфера в фильме мрачная, тягучая, повествование медленное, да и персонажи-японцы такие же. В иных фильмах такое воспринимается круто и напряжённо, но здесь таких ощущений явно не испытываешь. Дуглас предстал в образе усталого, помятого, постоянно ругающегося на всё и вся полицейского с обычными бытовыми проблемами. Выражаю Майклу своё почтение - он здесь даже выглядит внешне старше, чем в некоторых более поздних картинах. Вот это отношение к роли. А вот об остальных персонажах сказать абсолютно нечего. Что напарник, что японцы, главный злодей, все блёклые и неинтересные, нехаризматичные. Фильм не абсолютно плох, думаю, при определённых раскладах мог бы стать культовым. Но учитывая, что у Дугласа и Скотта есть в активе гораздо более лучшие и известные творения, то неудивительно, что сейчас данный фильм многими позабыт. 6 из 10
Очень хороший фильм. Смотришь его и очередной раз убеждаешься в том, что такое кино уже не снимают. Нельзя сказать, что режиссер картины Ридли Скотт снял лучшую работу в своей карьере, но фильм уж точно получился очень сильным и во многом пробуждающий ностальгические ноты по ушедшему времени олд скулных боевиков 80-ых и 90-ых. Будучи тем еще визионером, Ридли Скотт снова поражает потрясающей визуальной оболочкой картины. Ему как никому другому отлично удалось дух и атмосферу обитания в крупном мегаполисе страны восходящего солнца. Будь это в плане отражения многочисленных переливающихся неоновых вывесок в городе, или же определенных моментов, которые в лучшей форме отражают весь культурный колорит страны со столь богатым наследием. Всё это является достаточно эффектным дополнением к достаточно зрелищным моментам. Будь это многочисленные сцены погонь и разрушений, или же перестрелок с драками. Ридли снял идеальную смесь из детективного триллера и головокружительного боевика, в котором каждый из жанров отражен просто великолепно и всё это создаёт впечатление очень плотного и насыщенного действия на экране. Даже при том, что сам фильм получился не столь торопливым и отсутствие динамики лишь привносит хладный колорит картине. Словно отражая всю эмоциональную сдержанность японского народа того времени. Сюжет картины весьма прост и местами даже примитивен. Что вполне прощается по меркам и стандартам боевиков того времени. Тем не менее, нельзя не отдать должное тому, что даже при определенной простоте сюжета, история всё же цепляет. Так как на первый план выходит культура и быт страны восходящего солнца. Создатели ленты идеально отразили культуру Японии того времени. В том числе и культуру поведения в обществе. Будь этим обществом является коллективность полицейских органов, или же многочисленных бандитских группировок с определенным кодексом чести относительно статуса оябуна. Наблюдать за всем этим безумно интересно. В том числе и за раскрытием главных героев на экране, которое развивается безумно интересно и интригующе. Словно демонстрируя уникальные метаморфозы в характерах и поведениях главных героев, которые стали интересным побочным явлением столкновения столь разных ценностей, культурных явлений и быта двух абсолютно разных культур и менталитетов. Майкл Дуглас однозначно сыграл одну из лучших ролей в своей карьере. Еще молодой и в расцвете сил, Дуглас с привычной для себя харизмой создал достаточно интересного персонажа, который весь фильм преодолевает сложнейший путь из заядлого циника в настоящего героя. Очень хорош и Энди Гарсиа, который с особой виртуозностью создал на экране образ настоящего романтического героя. Неописуемо хороши Кэн Такакура и Юсаку Мацуда. Особенно второй. Такого харизматичного злодея я не видел давно и слава богу, что роль не отошла Джеки Чану как планировалось. Музыкальная составляющая картины невероятно хороша. Композитор картины Ганс Зиммер создал поистине впечатляющую работу, которая в полной мере отразила в себе пожалуй лучший период в творчестве гениального мастера. Музыка очень атмосферная, динамичная и изобретательная в плане звучания. Что уж говорить о роскошно отраженных восточных мотивах, которые мне так сильно нравятся в данной его работе. 8 из 10 Черный дождь - это полноценный фильм-ностальгия по ушедшему детству и эпохе олд скулных боевиков 80-ых и 90-ых, фильм подобные которым уже просто на просто не снимают.
В 1989 году Ридли Скотт снимает «Черный дождь», не снискавший особой любви критиков в США и не принесший больший кассовых сборов на американском рынке. Помня про ситуации, когда фильмы, не обласканные критиками после выхода, позже получают заслуженное признание и поэтому я решил дать этому фильму шанс. Ник Конклин, полицейский из Нью-Йорка, находится под дисциплинарным расследованием по подозрению в коррупции. Во время обеда в итальянском ресторане со своим сослуживцем Чарли Винсентом он становится свидетелем убийства и им удается поймать убийцу. При задержании выясняется, что убийца является членом Якудзы и принято решение его экстрадировать обратно в Японию и эту задачу возлагают на Ника и Чарли. При посадке в Осаке полицейские передают убийцу в руки членов Якудза, переодетых полицейскими, за несколько минут до прибытия настоящих полицейских. Этот инцидент быстро становится достоянием общественности и весь город смеется над тупыми гайдзинами. Взбешенный этим Ник требует права участвовать в поимке убийцы, и им позволяют стать наблюдателями, дав им в качестве сопровождающего местного полицейского Масахиро Матсумото. И они начинают поиски Сато (убийцы) по улицам Осаки, охваченными войной между кланами Якудзы… Про разницу в западной и японской культуре не писал только ленивый и было снято много фильмов на данную тему, достаточно вспомнить трагикомедию «Страх и трепет», военный «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», мелодраму «Трудности перевода» и т.д. Но Ридли Скотт включил мотив столкновения культур в жанр полицейского боевика. Этот мотив проявляется в противопоставлении Ника Конклина и Масахиро Матсумото. Ник – типичный продукт американского воспитания: несдержанный, действующий без оглядки, частенько пренебрегающий правилами и не считающийся с мнением начальства и считающий fucking nips безмозглыми роботами-исполнителями, неспособными на собственные идеи. В свою очередь, Матсахиро представляет собой полную противоположность Нику. Для Матсахиро главным является коллектив, он ячейка внутри него и если он сделает что-то плохо, то он навлекает позор и на весь свой коллектив. Для него доложить начальству о проступке своего партнера не является подлостью и стукачеством, а исполнением своего долга перед коллективом. «Черный дождь» не является полицейским боевиком в стиле «Смертельного оружия» с зубодробительными погонями, постоянными перестрелками и нереалистичными драками. Данный фильм скорее можно отнести к фильмам, подобным «Французскому связному», делающим ставку на психологическое напряжение и реалистичность. Для достижения психологического напряжение Ридли Скотт применяет прием, ранее опробованный в «Чужом» и «Бегущем по лезвии» - враждебное пространство. В данном фильме враждебным пространством является Осака, город закрытый для гайдзинов. Этот мотив выражает хостесс в одном из клубов Осаки, говорящая Нику, что «никто не будет помогать гайдзину». И в Осаке Ника Конклина, как и в Лос-Анджелесе Рика Декарда, царит постоянная ночь. В «Черном дожде», при большом желании, даже можно обнаружить глубинный смысл. Как известно в 1980е годы японская экономика находилась на пике развития и даже некоторые аналитики считали, что она перегонит экономику США. Японцы уже наводнили американский рынок своей электроникой и изрядно поспособствовали наращиванию торгового дефицита США. И одной из сюжетных линий в данном фильме является война между Сато и старомодным оябуном Сугаем за контроль над рынком фальшивых долларов. И как позже Сугай скажет Конклину, что он собирается наводнить США идеальными поддельными долларами, чтобы отомстить за «черный дождь» в Хиросиме и Нагасаки и за попытку навязать Японии чуждую культуру, породившую такое американизированное отребье как Сато. И это можно трактовать, как реальный страх американцев перед попаданием в полную экономическую зависимость перед японцами. Но, дорогие друзья, не нужно сходить с ума и искать глубинный смысл в боевике, лучше просто им наслаждаться. Подводя итог, хочется сказать, что Ридли Скотт снял хороший боевик «старой школы», который и сейчас прекрасно смотрится и его даже можно с удовольствием пересмотреть. 8 из 10
'Черный дождь' - неожиданно странный и неоднозначный проект Ридли Скотта. По крайней мере, получаешь на экране совсем не то, чего ожидаешь. Если взглянуть на ключевые составляющие этой ленты, а именно крутой американский полицейский, его молодой 'прикольный' напарник, классический сюжет о разборках с японской группировкой, стандартный для конца 80-х бюджет, то абсолютно ясно, что все сводится к обыкновенному боевику, который для большинства публики являлся излюбленным жанром в те времена. Вместо этого режиссер выдает нам детектив с провисающим повествованием и попыткой уклониться в криминальную драму. Да, в фильме были острые, напрягающие моменты, готовые перерасти в экшен-сцены, но это все заканчивается на словах или внезапно обрывается монтажом. Кстати, снято все это на приличном уровне, особенно удались операторская работа и красивое оформление сцен японской культурой. Похоже, что Ридли Скотт либо экономил каждый доллар в процессе съемок, но притом охотно растратил деньги на декорации, либо просто сомневался в своих силах при постановке экшена, хотя эффектная разборка в конце говорит об обратном. К тому же, по традиции якудзы - боевые, опасные группировки согласно любому сценарию, что явно ассоциируется с экшеном, насилием, кровью. И все равно Скотт решает свести сюжет к розыску двумя полицейскими сбежавшего японского преступника. То есть в начале они просто будут выставлены наблюдателями, а после бессилия над данной задачей японской полиции подключатся к делу и начнут свое неторопливое расследование, постепенно вскрывая новые факты и подбираясь к преступному клану. Но действий как с их стороны, так и врагов, к сожалению, будет немного. Весьма интересны роли Энди Гарсиа и Майкла Дугласа, обоих в качестве американских блюстителей порядка. Как и полагается, они отличаются друг от друга характерами и принципами. Если персонаж Гарсиа - веселый, энергичный парень, то Дуглас представлен как довольно суровый, опытный и притом невероятно крутой коп, да еще и лихой мотоциклист. И при таком ярком дуэте Ридли Скотт пошел не в том направлении, сотворив вещь, не оправдывающую ожиданий. Но из уважения к его творчеству, обоим актерам и за хорошие съемки можно повысить оценку. 7 из 10
Ридли Скотт в 80-х годах был одним из самых непредсказуемых голливудских режиссеров. Оставаясь в рамках жанрового кино, Скотт снимал одновременно и стильное, и глубокое кино.'Чужой', 'Бегущий по лезвию', 'Легенда' были новаторскими картинами, изменившими представление зрителей о возможностях каждого жанра кино. Боевик 'Черный дождь', к несчастью, забытый на данный момент, кажется современным до сих пор по ряду причин. 1.Сценарий. История о двух копах, Нике Конклине(Майкл Дуглас) и Чарли Винсенте(Энди Гарсия), вынужденных доставить в Японию киллера Сато, одного из представителей якудзы, кланы которых воюют друг с другом, обретает в фильме универсальный характер. В картине затронута и тема американо-японских отношений, и полицейской чести, и поиска взаимопонимания между разными культурами. 2.Актеры. Персонаж Майкла Дугласа, вспыльчивый и брутальный коп Ник, является логическим продолжением ранней его роли, полицейского Стива Келлера из сериала 'Улицы Сан-Франциско'. Хотя Майкла Дугласа непривычно видеть в боевике, со своей ролью он великолепно справился, показав всю противоречивую натуру его героя, в начале непонимающего Японию и ее законы, считая лишь свое мнение главным, что весьма типично для большинства американцев. Энди Гарсия сыграл очень типичную для роль в 80-е годы. Будучи напарником такого экстраординарного копа, как Ник, Чарли всегда старается сохранить самообладание и оптимизм. По сути Чарли спасает Ника от полного самоуничтожения, сдерживая его взрывную натуру. Неплохо сыграли и Кен Такакура(Масахиро), и Юсаку Мацуда(Сато), раскрыв разные стороны японского характера. Масахиро был лишь мелкой шестеренкой японской правоохранительной системы, к концу став индивидуалистом, свободным от загоняющих в угол правил и став весьма похожим на Ника. Сато - дерзкий и необычный человек, стремящийся стать выше правил якудзы и вполне этого добившийся. Яркого персонажа создала и Кейт Кэпшоу, хотя ее героиня, Джойс, особой роли в сюжете картины не играет. 3.Режиссура. Ридли Скотт снял очень стильный с точки зрения работы оператора полицейский триллер. В фильме отчетливо видна стилистика Яна Де Бонта, снимающего всегда и красиво, и реалистично. Напряжение в ленте умело нагнетается ближе к финалу, хотя зрелищных сцен в фильме практически нет. Несмотря на приличный хронометраж, картина легко смотрится и запоминается. 'Черный дождь' - прекрасный и интересный даже современному зрителю фильм, достойный внимательного и вдумчивого просмотра, крепкая и сильная работа как Ридли Скотта, так и Майкла Дугласа. Рекомендую всем! 10 из 10
Потом из-за жары начался дождь. Черный дождь… Сугай Помнится, как-то раз, когда по СТС в рамках программы «Модное кино» шло обсуждение культового фантастического триллера «Бегущий по лезвию», наш известный критик Артемий Троицкий, заламывая руки в патетическом гневе, бросил фразу, что Ридли Скотт не снял после этого фильма ничего хорошего. Честно говоря, меня эта фраза искренне возмутила. И тут дело вовсе не в «Гладиаторе», «Падении черного ястреба» и даже не в «Гангстере». В 1989 году Скотт снял криминальную драму «Черный дождь», которая стала одним из самых моих любимых фильмов на все времена. Кто-то, глядя на описание, скажет: «Вот опять – полицейские и воры. Да такие фильмы пачками в 80-90-е годы снимали!» И будет неправ. «Черный дождь» - очень глубокое и реалистичное кино. Здесь нет зубодробительных перестрелок, здесь вообще нет штампов, столь характерных для американских боевиков. Эта картина скорее похожа на европейскую, чем на голливудскую – неслучайно в общемировом прокате «Черный дождь» собрал в 2 раз больше денег, чем в США. Ридли Скотту удалось снять один из первых фильмов о японской мафии – «Якудзе». Да, с таким же названием уже был фильм 1974 года от режиссера Сидни Поллака. Но делают подражания и выдергивают цитаты именно из фильма Скотта. Это фильм о различиях культур японцев и американцев. Если у японцев на первом плане находятся интересы коллектива, то для американцев – интересы своей собственной личности, своего собственного «Я». Если для американского полицейского отстранение от расследования дела воспринимается как нечто обыденное, то для его японского коллеги – это тяжелейший позор. Японцам никогда не понять американцев, как и американцам японцев. И тысячу раз прав мафиозный босс (по-японски Оябун) Сугай, говоря полицейскому, герою Майкла Дагласа, что именно они создали таких, как его взбунтовавшийся подручный Сато – умных, наглых, жестоких, не гнушающихся никаких средств бандитов. Между двумя народами будто навсегда встала стена черного дождя, обрушившегося после бомбардировки Хиросимы на этот истерзанный город. И режиссер прекрасно показал это в своей работе. Однако в то же время непреодолимые различия в менталитете не могут стать преградой для настоящей и искренней мужской дружбы между двумя коллегами-полицейскими. Поначалу враждовавшие между собой, герои Дагласа и Кена Такакуры сблизились ради общего дела. И какая же шикарная финальная сцена в аэропорту удалась Ридли Скотту и двум актерам! Они своими прощальными взглядами сказали больше, чем некоторые не могут сказать друг другу и за десять минут. И никакой фальшью здесь и не пахнет. Поэтому это фильм еще и о мужской дружбе. Это фильм с отличным актерским ансамблем. Лично для меня Майкл Даглас и Энди Гарсиа навсегда останутся Ником Конклином и Чарли Винсентом, несмотря на множество других хороших ролей, сыгранных ими. Гарсиа сыграл невероятно обаятельного романтика и щеголя, который, несомненно не оставит равнодушным никого из зрителей. Даглас же воплотил немного более сложный образ. Стопроцентный циник в начале и готовый на самопожертвование ради своего друга человек в конце. Но самая впечатляющая, по моему мнению, роль – у японца Юсаку Мацуды, сыгравшего того самого Сато. Что интересно, поначалу Ридли Скотт хотел пригласить на эту роль Джеки Чана, но тот отказался, так как не хотел играть отрицательного персонажа. И нам только остается его благодарить за это, поскольку Мацуда подарил нам одного из самых оригинальных и стильных злодеев в истории кино. Каждый эпизод с его участием хочется пересматривать снова и снова. Безумно жаль этого замечательного актера, который снимался в фильме, зная, что смертельно болен раком, причем сам режиссер об этом ничего не ведал. Мацуда скончался меньше, чем через два месяца после американской премьеры. Ему было всего 40 лет… Наконец, это фильм с филигранной постановкой. Скотт снял картину, которая держит зрителей в напряжении все два с лишним часа хронометража, несмотря на очень малое количество экшна. Блестящая операторская работа Говарда Атертона и Яна Де Бонта, заканчивавшего фильм, атмосферная музыка Ханса Циммера, который в дальнейшем не раз будет сотрудничать со Скоттом – все это только добавляет фильму привлекательности. Перед нами – яркий образец хорошего кино. Фильм, который с каждым просмотром нравится все больше и больше. На мой взгляд, мимо него не должен пройти ни один киноман. «Черный дождь» этого достоин.
Посмотрев первые 20 минут, я подумал: 'Что это значит?!'. Такой именитый режиссёр, а снял обычный полицейский боевик. Но по ходу фильма я всё понял. Вся соль в том, что это обычный боевик снаружи, но мощный и драматичный триллер внутри. По порядку. Снято всё очень реалистично. То есть рядовой зритель сочтёт картину скучной и затянутой. Есть перестрелки и драки, но любителя зрелища они не впечатлят, так как абсолютно реальны. Даже в финальной разборке плохого и хорошего, не было красивых единоборств, дрались как в жизни, используя все грязные приёмы. Но к финальной разборке между якудзой и людьми Сато это не относится. Нет, она тоже реалистична, но в тоже время очень красива и динамична. Меня лично впечатлило. Все-таки Скотт умеет красивые перепалки снимать. У него, с его младшим братом, это наверно в крови. Редкий случай, когда все актёры играют отлично. Ник (Майкл Дуглас) вроде бы типичный голливудский коп. Но. Он, как и весь фильм, реален. Может ошибаться, может брать взятки, явно показывает своё неуважительное отношение к японцам, и только к ближе к концу выясняется, что все-таки он является хорошим парнем. Короче не типичный фильмовой герой. Дуглас сыграл замечательно. Отлично показал характер, своего драматичного персонажа. Чарли (Энди Гарсия) напарник главного героя. Очень обаятельный, весёлый, но иногда вспыльчивый парень. В отличие от героя Дугласа, герой Гарсии сразу очаровывает зрителя. Обычно в фильмах неопытных напарников вводят так, чтоб главному герою нескучно было. Но тут совсем другой случай и Чарли в фильме не просто так. Он сильно повлияет на Ника и на Масахиро, на последнего значительно больше, заставив полностью изменится. Масахиро (Кен Такакура) сентиментальный персонаж. Раб коллектива, который в один момент становится свободным от него. Кен не поразил, но сыграл чётко и без явных огрехов. Сато (Юсаку Матсуда) очень понравился. Лишь в паре моментов он показывает эмоции, в остальное время его лицо холодно и равнодушно. Даже убивает он изящно. А его наглая ехидная улыбка просто супер. Очень жаль актёра игравшего его. Он умер, примерно через месяц после выхода фильма на экран. Очень лень жаль его. А ведь мог стать знаменитостью после 'Дождя'. И играть очень харризматичных злодеев в кино. Помимо блестящих актёрских работ и прекрасной режиссуры, в картине есть и смысл. А смылс в том, что иногда, для достижения цели, можно нарушать правила, но нельзя слишком выходить за рамки и что б твои эмоции стояли выше справедливости. А иногда, можно брать то, что ты заслужил по праву, но так и не получил. В итоге сильный и драматичный триллер, стилизованный под полицейский боевик. Моя система оценок: Шедевр, Великолепно, Хорошо, Средне, Плохо, Ужасно, 'Шедевр'. Хорошо. Смотреть стоит, но любителям зрелища не понравится. 8 из 10
Ридли Скотт всегда умел делать хорошее и очень стильное кино, он мастер интриги, мастер напряженно-пугающих сцен и психологически глубокого, внутреннего страха. В 70-80-е гг. практически каждый фильм Скотта становился культовым - получал высокие оценки критиков и зрителей, собирал хорошую кассу, и сейчас фильмы Скотта тех лет смотрятся не без интереса. 'Черный дождь' - один из фильмов, который успешно прошел проверку временем и умудрился остаться на плаву в годы суперблокбастеров с супербюджетами и спецэффектами. Сюжет фильма совершенно типичен для боевиков 80-х: имеется хороший американский коп, конечно, совершенно безбашенный и психованный, методы борьбы с преступностью которого сильно отличаются от официально запротоколированных в полицейском управлении, конечно, у этого копа есть своя большая любовь - мотоциклы и байкерские гонки на досуге, отношения с женщинами у него никак не клеятся, потому что он чтит только свою работу, а рыльце у него тоже, конечно, в пушку, потому что не может быть хорошим коп, который сам не попробовал на своей шкуре, что такое преступление. В итоге у нас получается совершенно эгоистичный, эмоциональный, беззаконный крутой мужик с пистолетом, герой, равный героям 'Смертельного оружия', или, если хотите, '48 часов', 'Неприкасаемых' и т.д. У героя есть напарник. В фильме Скотта у героя их два. Один американец - молодой веселый парень, который был жестоко убит, что дало герою дополнительный повод для мести, другой японец - альтер-эго героя, который не принимает и не понимает методов работы американского крутого копа, но помогает ему, поскольку верит в чистые помыслы последнего. Они друг друга постепенно перевоспитывают и вместе борются с представителями 'Якудзы', ослушавшись запрета начальства. Такой классический сюжет используют так часто, что всегда возникает опасность - как сделать так, чтобы не слишком сильно повторяться? Ведь фильмов подобной тематики пруд пруди. Делать еще один стандартный 'бадди-муви-экшн'? А оно Скотту надо? Не такой он человек, этот Ридли Скотт, совсем другие проблемы его интересуют. Поэтому кто решит посмотреть просто крутой экшн в стиле 'Коммандо' и 'Хищника', пусть забудут об этом фильме сразу. 'Черный дождь' - не такой уж крутой экшн, зато триллер очень хороший. Ридли Скотт решил не просто показать один из эпизодов борьбы полиции с якудзой, он решил максимально близко подойти к проблеме возникновения якудзы в Японии вообще, рассказать о 'криминальной Японии', столько, сколько возможно в ориентированном на широкую публику фильме. Кроме этого, он попытался рассказать, как сильно отличается Япония от Америки и как трудно работать вместе людям, менталитет которых диаметрально противоположен. Вот это, на мой взгляд, удалось Скотту в фильме лучше всего. Американцы предстали в фильме хоть и эгоистичными нарушителями моральных принципов и полицейских правил, но зато личностями, не боящимися идти ради своего дела против несовершенной системы правосудия и всегда готовые усовершенствовать и улучшить ее. Японские же полицейские предстают умными, умелыми и каменно спокойными во всех ситуациях, но при этом они совершенно лишены права выражать свое мнение и все, что они делают, они делают лишь в единении друг с другом. Слово 'коллектив' из уст японского полицейского прозвучало чуть ли не десяток раз - японец - часть системы, человек, который без нее себя не мыслит и не может шагу сделать, настолько эта система отлажена, на первый взгляд, совершенна и работоспособна. Никаких сомнений, никаких самостоятельных действий, никаких правонарушений. Закон превыше всего, сначала думай о коллективе, а потом уже о себе и о друзьях, потому что ты ответственен не перед собой, а перед сотнями людей. нужно предать - предай, нужно убить - убей. Я - коллектив, а коллектив - это я. Я - лицо своего коллектива. Если я прокололся, я опозорил не только себя, но и весь коллектив. Примерно такие же законы - законы отполированной и не терпящей плохого масла или неподходящего бензина японской машины, где все напичкано электроникой и наперед продумано за водителя, царят в якудзе, где с таким отвращением смотрят японские криминальные авторитеты на молодого выскочку, который решил действовать американскими методами. Скотт, мне кажется, подводит к идее, что японцы и американцы неспособны понять друг друга, между ними навсегда пелена черного дождя, но они так сильно влияют друг на друга ,что полное отрешение невозможно. Так, действующего по-американски бандита может поймать только американец. Причем, показано все это так, что уважением проникаешься и к американским, и к японским полицейским, и даже к законам японской мафии. Хорошо показан путь своеобразного 'очищения Японией', который проходит герой Дугласа, превращаясь из обывателя-копа, который думает прежде всего о себе, до готового на самопожертвование ради долга и друга человека, который пытается соблюдать принципы страны, в которой находится. Конечно ,чудесного перерождения не будет, но характер героя меняется к лучшему - это точно. А вот герою Такакуры сложнее, Ник поселил в его душе совершенно ненужные для японского полицейского сомнения, которые могут очень помешать ему в будущем. Конечно, этот драматизм не доходит до уровня 'Трудностей перевода' и не становится гимном выживания чужака в чуждой ему стране, но для боевика это даже очень много, проблемы ставятся гораздо более глубокие, чем, скажем, в 'Часе пик' или 'Смертельном оружии-4', где национальные различия сведены к фарсу. Конечно, все это нужно было не только придумать, но и сыграть. Дуглас - без вопросов, он всегда играет хорошо, особенно в ролях психически неуравновешенных, диковатых копов и авантюристов, которые переживают разлад с самим собой. На его лице видно и непонимание Японии, и решимость, и злость, и бескомпромиссность, и отчаяние, и готовность совершить подвиг. Очень понравился Энди Гарсиа - наивный интеллигентный весельчак, который гибнет, собственно говоря, не за что. Хорошо смотрелся правильный японский инспектор Кен Такакура и обезумевший маньяк-выскочка в исполнении Юсако Матсуды, который решил, что ему пришло время возглавить якудзу лишь потому, что он безгранично жесток, полон ненависти и не боится запачкать руки. Ни принципов, ни чести, ни правды, лишь шантаж, ложь, лицемерие, изворотливость и умение поставить себя выше других в любом деле. Этого злодейского Сато, кстати, должен был, по мнению Скотта, сыграть маэстро Джеки Чан, но тот закономерно отказался, ведь у Джеки имидж хорошего парня, и он от него никогда не отступает, не только потому, что боится потерять поклонников, а просто потому что сам против насилия и жестокости и всегда выступает как защитник слабых и поборник справедливости. Кто знает, как сложилась бы дальнейшая карьера Джеки Чана в Америке, сыграй он у самого Скотта в 'Черном дожде'? Как вообще повернулась бы его жизнь и как изменилась бы легенда? Впрочем, что об этом думать, Джеки отказался, и ему нашли отличную замену. Впрочем, не только это можно включить в список положительных моментов фильма. Напряжение создается еще и благодаря красиво выполненным дракам и профессионально поставленным гонкам на мотоциклах, автомобилях и просто бегом, от картинки фильма в целом, от музыкальной темы Циммера, постоянного композитора Ридли Скотта. К недостаткам я отнес бы некоторую затянутость, несколько провисающих сцен, в которых вероятно, предполагался какой-то экшн, но он почему-то не получился. Фильм, кстати, имел гораздо больший успех в мировом прокате ,чем в американском, что лишний раз говорит о том, что Скотт умеет угождать более изысканному вкусу и чувству стиля (он больше европеец), чем у простого среднего американца, которому нужно лишь услаждать взор зубодробительным действием и туповатыми шутками над другими нациями вкупе с прославлением Америки. 'Черный дождь', несмотря на банальность сюжета и солидный возраст, как-то неожиданно оказался не только вполне современным и увлекательным, но и одним из лучших криминальных триллеров на тему переклички нескольких культур. 8 из 10
Мне понравился этот фильм. Прежде всего тем , что в нем лучше и правдивее, чем в каком либо другом виденном мной голивудском фильме пытаются показать и объяснить японские традиции и понятия: о чести, верности, долге. На фоне разворачивающегося интересного действия создатели как бы пытаются сказать: да они непохожи на нас и нам часто бывает сложно их понять, но они не хуже или не лучше нас, а просто немного другие. Это фильм о Японии, такой какой мы ее видим, и этот взгляд показался мне гораздо достовернее , чем обычно пытаются показать . Сам сюжет тоже интересен , поэтому рекомендую всем посмотреть этот фильм. В нем есть несколько сцен насилия , но они не главные. 8 из 10
Месть лучше подавать холодной. А по Скотту - лучше вобще не подавать, ведь кому от этого станет легче? Тебе, арестованному за убийство и осужденному в чужой, малоприятной тебе стране. Окружающим? Людям, в чей век выпало достаточно убийств, и добавлено от тебя. Родным? Людям, которые больше не увидят тебя и будут страдать при одном лишь воспоминании о тебе. Герой Дугласа выбирает правильный путь, он не мстит в ответ на Черный Дождь, не позорит себя, не остается в ненавистном забвении. Фильм помимо драматургии обладает и многими другими достоинствами среди которых потрясающая режиссура отдельных сцен: например сцены на литейном заводе, сцены в которой использован прием 'отстранение' так любимый Тарковским. Парадоксальным взглядом на отличия западной и восточной культур. Музыкой достойно дополняющей все сцены фильма. Ну и актерской игрой: покойный Юсаку Матсудо великолепно исполнивший роль отступника Сато, запоминается надолго - действительно зловещий типаж. Энди Гарсиа - очаровательнейший парнишка понявший и принявший персонажа Кена Такакуры. Майкл Дуглас - терзаемый сомнениями и злобой человек. По моему мнению, фильм достойный просмотра любителями красивого неторопливого кино. 8 из 10
В каждой своей картине мастер визуализации Ридли Скотт создает уникальную среду, не имеющую ничего общего с тем, что мы видим в 'штампованных' многобюджетных лентах. 'Черный дождь' - редкий пример искусного кинематографа, сочетающего в себе 'фотографические' съемки и страстную игру актеров. Название фильма раскрывает суть мотивации главного мафиози страны восходящего солнца. Его цель - отомстить Северной Америке за 'черный дождь' (последствие ядерной бомбардировки). Оябун (глава мафии) высказывает очень важную мысль о том, что США порождают целую тьму таких невежественных глупцов как Сато, стремящихся исключительно к деньгам и власти. Музыку для 'Черного дождя' написал выдающийся композитор - Ганс Циммер. Его песня 'I'll be holding on' оказалась идеальным выбором для главной темы.
Жанровая путаница - это какая-то катастрофа. Почему-то 'Кинопоиск' привык крепить ярлык 'боевик' ко всем фильмам подряд, иногда даже к драмам и комедиям. В результате ничего не подозревающие фанаты боевиков включают какой-нибудь псевдобоевик в закономерной надежде увидеть экшн, а получают удар под дых. Вот и я стал жертвой жанровой путаницы. Когда-то я занёс 'Чёрный дождь' в список 'Экшн-фильмы', до него дошла очередь, и я его включил. Начало было, как ни странно, многообещающим: мужик едет на байке в закат под софт-рок. 'О, да!, - подумал я, - Это будет крутой байкерский боевик вроде 'Харли и Мальборо', да, да, да!' - и тут госпожа Реальность отвесила мне отрезвляющий апперкот в солнечное сплетение. Мрачный и сварливый полицейский Ник Конклин, который много курит и пьёт, у которого проблемы в личной жизни, который постоянно говорит 'Пошёл ты!' и 'Поцелуй меня в зад!' (ну что, читатель, оценил степень тривиальности главного персонажа?), получает простое задание - доставить японского преступника на родину. Всего-то передать его в руки местной полиции - сразу из самолёта. Но он умудряется провалиться: Ник отдал негодяя в лапы якудзы, приняв резидентов преступного клана за ментов. Японские полицейские немного повозмущались, но всё же простили нерадивому Нику его ошибку, заодно порекомендовали побыстрее убраться 'этому глупому белому' из их благополучного острова. Но Конклин, не взирая на резонные требования полиции ('Куда ты лезешь, придурок, это не твоё дело!'), принимается за поиски беглеца. Вот так вот. 'Кинопоиск' обещал мне боевик, а выдал полицейскую драму, причём унылую. Во-первых, в фильме слабые и раздражающие персонажи. Ник Конклин - это самый, что ни на есть, лузер: жена ушла, забрала детей, весь в долгах, начальство прессует. Харизма нулевая, видимо, сценарист думал, что его фишкой будет постоянная ругань со всеми подряд, однако эта деталь лишь подтверждает убогость главного героя. Его напарник Чарли Винсент ещё больший придурок, один из его поступков (боюсь конкретизировать, а то вдруг кто-то воспримет это как спойлер) - это что-то с чем-то. Лейтенант Масахиро являет собой квинтэссенцию японского менталитета: серьёзный, скучный и заносчивый мужик. Во-вторых, в фильме пустые диалоги, которые ничем не цепляют внимание. В-третьих, имеет место тоскливая атмосфера: мало того, что Япония - сама по себе тоскливая страна (Азия - она гетерогенная; насколько я люблю гонконгскую культуру, настолько терпеть ненавижу японскую) так ещё и на протяжении всего пребывания Ника в стране восходящего Солнца погода была пасмурной. Если ты, читатель, обратил внимание на 'Чёрный дождь' в надежде увидеть боевик, то спасайся, пока не поздно - тебя пытаются обмануть. Меня вот уже не спасти - два часа не вернуть, они были жестоко поглощены просмотром слабого фильма. 5 из 10
На свете очень много фильмов, про полицейских-напарников, которые в одиночку могут уничтожить целую армию преступников. Но 'Черный дождь' относится к исключению. То, как он снят, его атмосфера, история ставит его выше обычного среднестатистического боевика. В чем же его достоинство все-такие? Ридли Скотт конечно именитый режиссер, снявший множество шедевров. И тут он взялся казалось бы за обычную полицейскую историю. Но то, как он её воплотил на экране, заставляет пересматривать это кино. А сюжет ведь действительно кажется обыденным: два копа ловят опасного японского бандита и им приходится его доставить в Японию. И вот там начинаются их приключения полные опасности и местного колорита. Это другая страна, со своими законами и менталитетом, и они чувствуют себя чужаками, непонимающие многих вещей. Грязный и холодный Нью-Йорк сменяется яркими огнями Осаки, в котором как и везде есть свои плохие парни. Динамике происходящего добавляют блестящие актерские работы. Майкл Дуглас (Ник Конклин) - полицейский с репутацией сорвиголовы, которого начальство не особо жалует, ведь он по их мнению взяточник. Да и своих проблем у Ника хватает, так что его суровый и саркастический взгляд на жизнь вполне оправдан. Но Ник отличный коп и верный друг, который не бросит в беде и придет на выручку, даже если это угрожает его безопасности. Энди Гарсиа (Чарли Винсент) - молодой напарник Ника. Стильно одевающийся, забавный и добрый. Душа компании, способный охладить пыл своего друга и развеселить любого. Кен Такакура (инспектор Масахира) - человек, который живет по правилам. Для него превыше всего честь, достоинство и закон. Для Ника и Чарли он кажется чужаком, как и чужаками кажутся они для Масахиры. Этой троице предстоит испытание, в котором они смогут размыть границы восприятия и стать истинными друзьями. Ведь на их пути стоит Сато (Юсаку Мацуда) - настоящий отморозок, для которого нет понятий и законов. Все актеры играют замечательно: Дуглас, Гарсия, Такакура, Мацуда. Многие моменты сняты так и вовсе здорово: гонка на мотоциклах, сцена в караоке, беседа Масахиры с Ником о его работе в полиции. Нам показывают, как сильно отличается работы полиции Японии и США, насколько далеко можно зайти, если преступника нельзя остановить, и готов ли человек отомстить, даже если это для него закончиться смертью. В итоге мы имеет один из лучших фильмов, который и сейчас смотрится здорово и может дать фору современным боевикам.
Самый лучший боевик, который довелось видеть. Хоть тут и нет супер-трюков и спецэффектов, но все равно крайне напряженно и интересно. Показывает путь становления от корумпированного до геройского полицейского. Очень понравилось разъяснение смысла названия фильма т.к. частично оно правдиво (америка и в самом деле сильно повлияла на японский менталитет).
Конец 80-х. 'Золотой век' жанра про крутых копов. Да-да, именно копов, а не полицейских. Фильмов - где герои ещё не были загнаны в рамки жестокой политкорректности, и слово 'негр' никому не приходило в голову заменить на 'афроамериканец'; где герои смолят по 3 пачки сигарет за фильм, наплевав на всяческие предупреждения минздрава, не забывая во время перекура опрокинуть стаканчик другой виски; а брать взятки не считают зазорным даже положительные герои. Майкл Дуглас играет именно такого копа. Он не боится ударить задержанного, называет японцев 'обезьянами', ворует вещественные доказательства - для дела. В общем типичный волк-одиночка, живущий по принципу 'если достал меч - бей'. Остановить его не может никто, даже японская мафия. Тем более после того, как они убили его напарника. И естественно он победит, а как ещё может быть иначе? И всё это на фоне экзотичной Японии. Современному зрителю фильм не понравится, многие сцены покажутся наивными (финальная разборка с Сато), и никаких спецэффектов, их время придёт позже. Да и сам фильм немного затянут. Но всё искупает атмосфера подлинности. Если драка, то без головокружительных прыжков, и отлета противника на три метра после удара. Если дружба, то до конца дней. А если поцелуй, то с самой красивой женщиной в фильме. То есть всем тем, чего так не хватает современным полицейским, с их политкорректностью. P.S. эту рецензию я посвятил всем тем, кому в 1989-90гг. было от 12 до 15 лет. Остальных просьба не беспокоить. 8 из 10
Нью-йорское тяжелое солнце уходит за горизонт, очерчивая город в зубчатый силуэт своим ярко-оранжевым оттенком. Холодный осенний ветер развивает волосы героя Майкла Дугласа, который уносится в закат на своем роскошном «Харлее». В унисон потрясающе стильной картинке звучит блистательная заглавная композиция авторства Ханса Циммера под вокал Грегга Олмана «I’ll be Holding On» - таковы те детские воспоминания о крутом триллере Ридли Скотта «Черный дождь», навсегда обессмертившие картину в череде ностальгических воспоминаний. Удивительно, что при отличном коммерческом показателе проката (почти десятикратно превысившего бюджет) лента считается одной из неудачных в послужном списке великого Ридли Скотта. Объективно придраться практически не к чему, и Скотт отлично демонстрирует свой профессионализм в любом из жанров, с которым работает. Особо подкупает стилистика – сняв за несколько лет до «Бегущий по лезвию», та фантастическая аура была словно перенесена в «Черный дождь». При сугубом реализме последнего неоновый свет и синеватый оттенок вызывают чувство погружения в иной мир. Собственно так наверняка и задумывалось, поместить зрителя и героев фильма в чуждую и совсем далекую для европейца культуру Страны восходящего солнца. Токио – как огромный хаотичный муравейник, непонятный и враждебный, выстраивающий непреклонные стены каждому чужестранцу и пряча своих жителей в скорлупы-панцири. И поимка одного из самых жестоких преступников местной Якудза кажется практически невыполнимой задачей. И Майкл Дуглас невероятно органичен в этом мире. Дерзкий полицейский из Америки как цепной пес держит след и на чужой земле, развешивая оплеухи местным неторопливым властями, всячески мешающие ему своей бюрократией. Энди Гарсия, выступающий в роли напарника жесткого копа, не только сглаживает углы повествования, но и вносит необходимую временами легковесность сюжету, разбавляя сгустившиеся мрачные холодные краски яркими пятнами. А азиатский актер Кэн Такакура (более не засветившийся в известных картинах), призванный присматривать за иноземцами, демонстрирует характерную восточную сдержанность и покорность, которая, тем не менее, дала слабину истинно мужской дружбе с «братом по оружию». И понукать Скотта можно в отступе от заданного стиля ближе к финальной развязке (может тому виной смена оператора). Там начинает исчезать эта магия цвета, уступая место несколько шаблонным проекциям грубого боевика. Но последняя сцена окупает абсолютно все – обмен взглядами главных героев и роскошная увесистая баллада на титрах. Грегг Олман поет, словно раненый лев и этот чарующий вокал обволакивает настолько, что послевкусие под названием «культовый шедевр» остается навсегда. 9 из 10
Ханс Циммер, Ридли Скотт, Майкл Дуглас. Достаточно всего лишь одного из этих трех имен, для того чтобы обратить внимание на тот или иной фильм. А уж если эти 3 знаковых личности для Голливуда всех времен собираются вместе, то пропустить такой фильм - настоящее преступление. Один из лучших композиторов, один из лучших режиссеров, один из лучших актеров. Все они, собравшись однажды на съемочной площадке вместе, подарили нам классический боевик-детектив того времени, который заметно выбивается вперед среди подобных аналогов, а все благодаря тому, что в здесь, в 'Черном дожде', собрана потрясающая команда из трех лучших мастеров своего дела. Был приятно ошарашен первоначальными титрами, в которых сверкали Ридли и Ханс. Еще больше подогрело интерес то, что одним из создателей и инициаторов фильма был именно Майкл Дуглас. Завязка для просмотра - превосходная! Но что же ответит сам фильм? В осеннем прохладном Нью-Йорке, напичканном превосходными мостами, небоскребами и отчаянными полицейскими, едва сводит концы с концами один из лучших копов города - Ник (Майкл Дуглас). Фактически живая легенда полицейской службы находится в разводе, имеет двое детей, платит алименты, рассекает на своем Харлее и находится под следствием. Его подозревают в краже конфискованной наличности. И без того насыщенная тяготами жизнь неунывающего Ника пополняется новым криминальным делом. На глазах у него, в одном из нью-йорских кафе, японская мафия расправляется со своими же земляками. Бравый коп не оставляет преступников безнаказанными и арестовывает главаря банды, Сато. Однако делу хода не дают, а самого Ника, вместо благодарности награждают конвоированием этого же Сато в страну восходящего солнца. На этом его миссия завершается. Так думают боссы Ника Конклина, но не сам Ник. Майкл Дуглас не владеет боевыми искусствами. Т. е. он не спортсмен, в отличие от того же Ван-Дамма, Бельмондо, Норриса или же Сигала. Майкл Дуглас не разменивается на мелкие или откровенно слабые роли. Его классический набор персонажей: высокие чиновники, бизнесмены, брутальные парни, харизматичные полицейские. Режиссеры его большинства фильмов, как и партнеры по съемочной площадке, это настоящие гиганты киноцеха. Ему всегда везло на фильмы, как и на женщин. Белорусский еврей, родившийся в Штатах и состоявшийся там же как один из самых харизматичных актеров Голливуда, сын легендарного 'Спартака' Кирка Дугласа, Майкл Дуглас всегда подбирал роли, где культ его персонажа бьет все мыслимые-немыслимые пределы. Так и в 'Черном дожде', несмотря на не самую презентабельную одежду, не самого интеллигентного полицейского, на постоянную небритость и небрежность во внешнем виде, его герой, Ник Конклин, покоряет своей настырностью, наглостью, брутальностью, азартом и мужиковатостью. Ник Конклин не обладает 7 даном по айкидо и черным поясом по карате, но поставить на место сможет любого. Его опыт и игра не по правилам позволяют ему добиваться поставленных целей даже в безвыходных ситуациях. Кожаные куртки, пиджаки, дешевые рубашки и пистолет в руках его верные атрибуты, впрочем, как и раскрытые преступления. Помимо неоспоримого Майкла Дугласа, стоит выделить Энди Гарсию (Чарли), Кэна Такакуру (Мас), Юсаку Мацуда (Сато), а также Кейт Кэпшоу (Джойс). Гарсия, конечно, великолепен. Легкий на подъем, элегантный, обходительный Чарли - полная противоположность Нику, но оба детектива прекрасно находят друг с другом общий язык, дополняя друг друга. Чарли частенько заглушает бесконечный пыл Ника, ну а Ник выручает Чарли с помощью револьвера или же своих рук. Предугадать судьбу Чарли по развитию сюжета не так и сложно. В остросюжетном триллере, где ярко выделена одна суперзвезда (Дуглас), кто-то в любом случае должен погибнуть. Кэн Такакура откровенно говоря говоря не впечатлил. По его мимике сложно понять, о чем он думает. Хотя и без того догадываешься, что должно произойти, однако Такакура в этом никак не помогает. За исключением последних минут 15. Юсаку Мацуда напротив, его главный антигерой фильма Сато не просто убедителен. Взгляд Сато повергает в оцепенение всех. Всех, кроме Ника, разумеется. Ну и Кейт Кэпшоу. Актриса малоизвестная хотя и жена Стивена Спилберга, но тем не менее. А зря. Ее появления в кадре довольно редкие, но какие сладостные. Помимо природной красоты, Кейт убедительно играет, а ее дуэт с Дугласом, на мой взгляд, идеальный. Именно такая спутница, как Кейт, должна была быть в кадре с Дугласом в 'Черном дожде' и никакая Шерон Стоун не идет с ней в сравнение. Прекрасный дуэт. На удивление, чар Ника оказалось недостаточно, чтобы оказаться в постели с Джойс, однако прощальным поцелуем за блестяще проделанную работу его красотка наградила. Ридли Скотт создал боевик-детектив, где экшену уделено не самое большое экранное время. Погонь, боевых сцен, перестрелок, взрывов в 'Черном дожде' немного, однако это нисколько не влияет на зрительский интерес ко всему происходящему. Почему? Ответ прост. Да потому что руководит всей постановкой Ридли Скотт. 'Черный дождь' большей частью все же детектив. Присутствует несколько неприятных жутких сцен, основной же упор - на переживания, брутальность, диалоги и расследования персонажа Дугласа. Словом, двухчасовое детективное зрелище с мастерски расставленными на протяжении всех двух часов вкраплениями остросюжетности. И наконец, Ханс Циммер! Финальная 'Nick & Masa', блестяще ложащаяся под крутость Ника-победителя и ведомого за руку Сато - прекрасно бы подошла в любой из первых 5 фильмов Стивена Сигала, где в музыке немалый упор делался на восточные мотивы. Вот этот отрезок фильма - триумф Ника Конклина (начиная с поимки Сато и включая поцелуй Джойс), можно пересматривать вечно! Восхитительное зрелище!. Главная же тема - Gregg Allman 'I'll be holding on' + непоколебимый уход Майкла Дугласа удачно завершают этот детектив феерическим салютом! 9 из 10
Ридли Скотт является типичным представителем режиссеров американского жанрового кино. Причем перечень жанров, с которыми он работает, действительно поражает своими разнообразием. Ридли Скотт снимает и фантастику, и триллеры, боевики, фильмы ужасов, фэнтези, мелодрамы и т.д. Фильм 1989 года «Черный дождь», так же является жаровым фильмом. Он представляет собой детектив с признаками триллера и боевика. Перед нами герой Ник Конклин (Майкл Дуглас) детектив, он гоняет лихо на мотоцикле, пьет виски, а так же считается лучшим полицейским в штатах. Ник является тем чистильщиком мира от зла, как и Трейвис Бикл в фильме Мартина Скорсезе «Таксист» (1976), однако действующий на законных основаниях. Персонаж Майкла Дугласа во много схож с героем ранее снятым Ридли фильмом «Бегущий по лезвию» (1982). Рик Декард как и детектив «Черного дождя», такой же «сильный» герой, пьющий после работы коньяк и пожиратель дамских сердец. Хоть действия одного фильма происходит в вымышленной вселенной будущего, а другой в современном мире, оба героя детективы, действующие своими методами. Такой герой – обычное явление для американского кинематографа, вселяющий надежду в сердца зрителей своим героизмом. Однако так же он приближен к простому человеку своими пристрастиями: он ходит в клубы, любит женское общество, а так же не упускает возможности подшутить над своим напарником. Сценарий построен так, что перед нами абсолютно не раскрыт характер отрицательных героев фильма. Наоборот, перед зрителем долго раскрывается образ напарника детектива, через его общение с Ником, поведение его в клубе и преданность к делу. Зритель начинает привыкать к нему и относиться с теплотой, мы переживаем за него, как и за главного героя. И вот в середине фильма его убивают якудзу, именно в этот момент зритель начинает чувствовать потерю главного героя, а нелюбовь к «плохишам» не требует раскрытие их личности. Визуальная эстетика не так чувствуются в фильме, как в предыдущих картинах «Легенда» (1985) и «Тот, кто меня бережет» (1987), которые не оправдали ожиданий в зрительском успехе. Хотя в «Черном дожде» так же ощущается почерк Ридли Скотта, в его любви к яркому освещению пространства, которое всегда привлекает зрителя. Есть и блики от фонарей, свечение из окна, которое гуляет по лицу героя. Так же стоит отметить, что Ховард Этертон (оператор) снял большую часть фильма, однако покинул проект незадолго до окончания съёмок. Ян Де Бонт заканчивал съёмки. Ощущается разный почерк мастеров камеры именно в переходе в более темную манеру съемки, особенно в последнем поединке детектива с преступником якудзой. Примечательно, что ключевые битвы добра со злом, выделяются одинаковым, бронзовым светом, как в «Черном дожде», так и в «Легенде». В первом случае идет борьба на заводе, где течет раскаленная лава, во втором в подобии ада, в подземелье. Именно такое построение цвета, дает ощущение подавляющей силы плохих ребят. Ключевой идеей фильма является фраза главы японской мафии о том, что американская культура породила в традиционном японском обществе, коммерческие пристрастия, которые не могут быть удовлетворены законным способом. Таким образом, западный «черный дождь», поражает восточные культуры, и разъедает исторически сложившиеся понимания чести и долга. Именно с порождением своей культуры и приходится бороться детективу Нику Конклину. Последствия же уносят многие жизни, среди которых оказывается так же его товарищ и напарник. Ридли Скотт еще раз убеждает нас, что он может работать в любом жанре, и ставить хорошее жанровое кино. Визуальное и звуковое содержание фильма всегда остается у него на высоте. «Черный дождь» был, так же, выдвинут на премию Оскар за лучший звук. При этом режиссер ставит своего героя всегда перед выбором, который должна сделать совесть этого героя, а обстоятельства и развитие событий всегда влияют на этот выбор. 8 из 10
Детектив Ник Конклин вряд ли может служить образцом для рекрутов полицейской академии. В жизни и по службе Ник придерживается двух правил: если бьют – надо дать сдачи, ежели дают – надо брать и просить добавки. Однако его честным коллегам такой подход не по душе и вскоре на коррумпированного «оборотня в погонах» приходит кляуза. Отдел внутреннего расследования инициирует дело, тем самым ставя под вопрос все, что Нику дорого и любо: бывшая семья с алиментами, «скромная» холостяцкая квартирка с видом на Бруклинский мост и лихие уличные гонки на байках. И гореть бы копу в пламени предрассудков, не подвернись ему удача. Конклин посреди бела дня арестовывает наглого японского мафиози Сато, приехавшего в Новый Свет вершить свою якудзинскую вендетту. Однако по закону бандита надо экстрадировать на родину, где ему пропишут санаторные процедуры до конца жизни. Сопровождать Сато в страну Восходящего Солнца приходится самому герою дня и его молодому протеже Чарли. Увы, на выходе из аэробуса Ника и его приятеля поджидали сообщники мафиози (которые американцу, как и настоящие японские полицейские, все на одно лицо). Подписав какие-то иероглифы (оказалось, страховой полис), детектив самолично вручил якудзе их главаря. Будучи человеком ответственным и любящим доводить дело до конца, американец настаивает на продолжении банкета и, несмотря на недовольство местных блюстителей порядка, остается в Японии, чтобы сцапать Сато повторно. Но на чужой территории действуют совсем иные правила игры, и если Ник не будет их соблюдать, он рискует стать историей с плохим концом… Ридли Скотт по-своему уникальный режиссер, тонко чувствующий конъюнктуру. В конце 70-х – начале 80-х любые проекты, на которые он накладывал руку, превращались в золото. Начиная с дебютных «Дуэлянтов» (1977), затем «Чужого» (1979) и «Бегущего по лезвию» (1982). Боевик «Черный дождь» – это первый опыт англичанина в жанре полицейского экшна. Двумя годами ранее Скотт уже пытался сделать копа главной фигурой триллера «Тот, кто меня бережет», но лента, мягко говоря, не удалась. Осознав, что второго Хичкока из него не выйдет, постановщик взялся разрабатывать другую благодатную тему, благо, что в конце 80-х американцы резко воспылали интересом ко всему азиатскому. Безусловно, было бы смело назвать картину оригинальной. По сути, перед нами модифицированный в экзотических декорациях Токио жанр «бадди-муви». На разность мировоззрений двух представителей закона, нью-йоркского детектива Ника (Майкл Дуглас) и японского инспектора Масахиро Мацумото (Кэн Такакура), накладываются культурные различия двух стран – то, что для западного копа хорошо, для восточного – либо смерть, либо бесчестие (что в некоторых случаях куда хуже). Авторы не постеснялись выставить самих американцев не в лучшем свете: геройствующий на чужбине Ник-сан для японцев – обычный «кайчи», чужак, потомок тех, кто устроил геноцид в Хиросиме и Нагасаки и ровесник тех, кто усиленно подпитывает в молодом поколении «тлетворное влияние Запада». «Черный дождь» для каждого из участников проекта открыл что-то новое. Для Ридли Скотта после двух подряд неудач (помимо триллера с Томом Беренджером запишем сюда и фэнтези «Легенда», от которой все ждали куда большего) неожиданно теплый прием у публики и неплохая касса стали утешением в трудах. И позволили режиссеру сколотить бюджет для съемок следующего фильма – криминальной драмы «Тельма и Луиза». Майкл Дуглас впервые в своей карьере снялся в полноценном боевике. Не обладая совершенными физическими данными и впечатляющей мускулатурой, Дуглас старается раскрыть характер своего героя, а не просто бездумно машет кулаками и палит из пушки. Его Ник во многом схож с персонажем более раннего «Смертельного оружия», такой же вспыльчивый, любвеобильный, настырный и бескомпромиссный. Полная противоположность своему скромному коллеге Мацумото, на роль которого пригласили японского актера Кэна Татакуру, неизвестного в Голливуде, но популярного на родине. Что характерно, Такакуре на момент съемок «Черного дождя» было уже 58, поэтому участие в международном блокбастере стало для него своего рода финальным аккордом. В 1992-м он еще раз попробовал силы в спортивной комедии «Мистер Бейсбол», после чего практически перестал сниматься в кино. А вот для исполнителя роли Сато, 40-летнего Юсаку Мацуды, «Черный дождь» и впрямь стал последним проектом в жизни. Спустя семь недель после североамериканской премьеры фильма он скончался от рака. Сато – один из самых запоминающихся «импортированных» злодеев Голливуда – чистейшей воды психопат и безжалостный убийца, но при этом расчетливый делец, рвущийся к власти внутри якудзы. Без сомнения, Мацуда переиграл всех на площадке. Его дьявольский взгляд и хищный оскал стали визитной карточкой фильма. После удачной премьеры особо въедливые журналисты упорно муссировали слухи о продолжении, однако Скотт, узнав о скоропостижной смерти японца, наотрез отказался работать над сиквелом. Без Сато он не стоил бы и выеденного яйца. Участие в картине стало прорывом и для молодого Энди Гарсии, успевшего засветиться в нескольких телесериалах и знаменитой гангстерской ленте «Неприкасаемые». Актеру досталась роль молодого напарника Ника, Чарли Винсента, коего жестокий Сато заманивает в смертельную ловушку. Гарсия, конечно, не успел выложиться на все сто, роль, скорее, эпизодическая, но зато цементирующая сюжет. Вскоре после «Черного дождя» Энди заметил сам Коппола и пригласил его в третью часть «Крестного отца». Единственную сколько-нибудь значимую женскую партию исполнила Кейт Кэпшоу, жена того самого Стивена Спилберга, с которым актриса познакомилась на съемках «Индианы Джонса и Храма Судьбы». Эффектная блондинка Джойс – палочка-выручалочка для «кайчи» Ника, не знающего ни японских традиций, ни языка. Спрашивается, почему подобных фильмов больше не снимают. Увы, времена бескомпромиссных героев канули в лету. Нынче в моде рефлексирующие персонажи, супергерои печального образа или, наоборот, угрюмые крепыши с одной эмоцией на весь фильм. Да и сценаристы «Черного дождя», Крэйг Болотин и Уоррен Льюис, больше ни разу не работали вместе, а последний известен, разве что, своим сценарием к мрачному фэнтези «Тринадцатый воин». Первоначально картину должен был ставить Пол Верховен. Голландец по неизвестным причинам отказался от предложения (как и Джеки Чан, коему продюсеры опрометчиво предложили роль Сато), зато его соотечественник и товарищ Ян де Бонт был менее щепетильным. Именно он значится в титрах, хотя большую часть работы за него проделал другой оператор. Ну и, само собой, нельзя не отметить потрясающую музыку Ханса Циммера, который двумя годами ранее был незаслуженно обойден Оскаром за чудесные мелодии «Человека дождя». Несмотря на то, что «Черный дождь» так и не стал началом франшизы (Ридли Скотт принципиально не занимается сиквелами собственных лент), фильму это пошло только на пользу. И хотя рейтинг у ленты не слишком высокий, да и в фильмографии режиссера есть более именитые проекты, картина неизменно (как и «Гладиатор», и «Чужой») породила волну подражаний. 10 из 10
Не будем забывать, что год премьеры этого полицейского боевика - 1989, то есть именно та кинематографическая эпоха, когда на экранах безраздельно властвовали 'крутые' парни, а залог успеха фильма лежал ещё и в поставновке того, что сейчас у нас принято называть 'экшн', а это перестрелки, погони, взрывы и тому подобное. Вот и 'Чёрный дождь' - совокупность детектива с боевиком, где в центре событий 'крутой' парень, которого сыграл Майкл Дуглас, а с другой стороны - японская якудза. На сегодняшний день можно говорить об этом детище Ридли Скотта, что это некий симбиоз 'Харлей Дэвидсона и ковбоя Мальборо' и 'Смертельного оружия'. Кстати, это утверждение имеет под собой почву: Дуглас лихо катается на мотоцикле, а внешне очень похож на Мела Гибсона, но Ридли Скотт не был бы Ридли Скоттом, если бы он не имел свой собственный почерк и собственный взгляд на постановку фильмов. 'Чёрный дождь' - это довольно неторопливое действие, но в тоже время скучно, уверяю Вас, не будет. Режиссёр мудро расставил акценты, давая зрителю своевременные части мозаики детективного сюжета. Ну и кроме детектива очень грамотно выглядят сцены 'экшна'. Это сейчас у всех перехватывает дыхание, когда лицезреют многомиллионные блокбастеры, где таковые сцены представляют из себя набор компьютерных спецэффектов, а в 'Чёрном дожде' они выглядят реалистично, так как снимались на съёмочных площадках, а не в кабинетах с кучей проводов с навороченными компьютерами. Как вердикт можно сказать, что 'Чёрный дождь' - классический боевик 80-90-х годов прошлого столетия, смотрится до сих пор с интересом, если Вам когда-либо удалось увидеть 'Разборку в маленьком Токио' и она Вам пришлась по вкусу, то и этот фильм понравится. Хороший фильм с очередной хорошей ролью Майкла Дугласа. 8 из 10