Молчание: отзывы и рeцензии

romanovnikita90
romanovnikita9014 декабря 2020 в 23:35
В Японии Божий сын воскрешает ежедневно

Молчание. Фильм именитого и пожалуй одного из самых моих любимых режиссеров Мартина Скорсезе. Фильм рассказывает о распространении Христианства в Японии. Скорсезе затрагивает очень важную проблему. Проблему веры. И хотя события происходят в 17 веке, я думаю они актуальны и по сей день. Кто дает право навязывать кому либо свою веру? Чья религия является истиной? И если вдумчиво смотреть фильм, то мнения о поступках и размышлениях главного героя будет меняться на протяжении всего фильма. И не один раз. О технических плюсах фильма. 1. Операторская работа прекрасна! Отдельные эпизоды, например, такие, как дождь по крыше, смотрятся просто великолепно. 2. Скорсезе известен своей дотошностью к деталям. И тут разумеется не без этого. Крупные планы лиц, рук смотрятся завораживающе. 3. Игра Эндрю Гарфилда. Очень трогательно. 4. Монтаж. Нет каких-то быстрых смен кадров. Фильм идет монотонно заставляя зрителя размышлять о происходящем на экране, при этом события показанные в фильме не дают зрителю заскучать. Молчание сложный, беспощадный к страданиям, философский фильм. 9 из 10

StazDBlood
StazDBlood26 сентября 2020 в 16:56
Silence of the mind

В карьере каждого успешного режиссера наступает определенный момент, в который он решает снять кино «для себя». Не поймите меня неправильно: режиссеры всегда снимают фильм на темы, которые интересуют лично их, но при создании фильма «для себя» они руководствуются личным жизненным опытом и делятся чем-то очень личным, так что, как правило, такие фильмы достаточно сложно оценить по достоинству обычному зрителю, ведь у него не было того же жизненного опыта, что и у режиссера. За примерами личного кино далеко ходить не надо: Однажды в Голливуде (Тарантино), Зеркало (Тарковский), Страсти Христовы (Гибсон). Вот и Скорсезе снял кино «для себя» — Молчание. Что же получилось у именитого режиссера? Ничего хорошего: почти трехчасовая рефлексия на тему религии. Скорсезе пытается представить нам христианство (католическую его версию в данном случае) как истинное учение Господа, и вообще — это единственная и неприкасаемая истина. На протяжение всего фильма мы наблюдаем за Родригесом — христианским миссионером в Японии XVII века, который отправился на поиски своего наставника. И на протяжение всего фильма главный герой выступает якобы воплощением добродетели, несущим единственно верную религию в глубины затхлого «болота Японии». Родригес — самый раздражающий персонаж, которого я когда-либо видел. Помимо того, что он отказывается наотрез понять, что их религия — далеко не единственная и что Япония — совершенно другая страна, обычаев и языка которой он также не хочет понимать, Родригес ведет себя совершенно эгоистично по отношению к японцам-христианам. Японцы просят его отказаться от своего бога, и тогда они пощадят своих соотечественников-христиан. Что делает наш герой? На протяжение всего фильма отказывается это делать и наблюдает за страданиями людей, которые, возможно, и не верят в того же бога, в которого верит главный герой. И тут встает вопрос: а готов ли сам Родригес пройти испытание веры? Думаю, что нет. И всё отношение Родригеса и вообще католической церкви сводится к фразе Инквизитора: «The priсe of your glory is their suffering» (Цена вашей славы — страдания японцев-христиан). Далее перейдем к сюжету и истории. Сюжета здесь практические нет, а история подается очень однобоко. Скорсезе всячески выбеливает христиан, показывая истязания, которые выносят японцы, принявшие его. Покажет ли Скорсезе, чего на самом деле добивалась Католическая церковь, неся христианство в Японию? Нет. Покажет ли режиссер, что вытворяли и как на самом деле жили христиане-миссионеры в Японии? Нет. Более того, история в итоге не делает никакого высказывания, в ней нет сути и нет смысла. Мне кажется, Скорсезе и сам до конца не понял, что он хотел сказать этим фильмом. Сейчас про актеров и техническую часть. Актеры хороши, хотя к игре Гарфилда всё же есть вопросы. Операторская работа великолепна, всё снято на высшем уровне. Музыка просто есть. Декорации великолепны: чувствуется атмосфера Японии. К сценарию тоже есть претензии, которые я уже озвучил. В итоге мы получаем невероятно затянутое трехчасовое полотно, истинный смысл которого поймет разве что Скорсезе. /К слову, фильм такой же скучный как и мое ревью/

Dimitriy01
Dimitriy0126 августа 2020 в 14:55
Молчание Бога — это молчание христиан

Никакую другую его историю о чудесах далёкой и закрывшейся от всего мира Японии так не комментировали, пишет в XVII веке голландский врач, как этот рассказ о двух католических священниках-отступниках. Миссионеры из Португалии — падре Феррейра и падре Родригес — не выдержали испытаний веры во время жестоких гонений на христиан в Японии и отреклись от Иисуса. И что же так тянуло людей комментировать, что заставляло их всматриваться именно в сторону отступников, а не в сторону тех, кто принял мученическую кончину? Фильм Мартина Скорсезе — уже вторая экранизация или, точнее сказать, адаптация одноимённого романа Сюсаку Эндо, в которой режиссёр проделал действительно гигантский труд по осмыслению самого факта отречения — и этот труд более значителен, чем труд японского писателя-католика. Их было двое — падре Гаррпе и падре Родригес. Два ученика падре Феррейры в 1640 году, через год после официального полного запрета христианства в Японии, тайком отправляются в эту страну, чтобы прояснить пугающие слухи об отречении Феррейры и, если это так, то наставить его на путь истины. Тайные христиане, несколько крестьянских деревень, с радостью принимают священников, и в Японии вновь начинают служить мессы — тайно, под покровом ночи. Но в условиях охоты на христиан по всей стране долго так продолжаться не могло. Священников берут под стражу, а некоторых христиан предают пыткам и мучениям. Гаррпе бросается в воду вслед за своей паствой, в итоге разделяя их достойную уважения судьбу мучеников, — но это всего 4 минуты экранного времени, в отличие от большей части фильма, рассказывающей о Родригесе до отречения, во время и после него. Тяжёлый духовный путь Родригеса сопровождается его закадровым голосом — своеобразным дневником миссионера, дающим возможность как нельзя лучше понять основные этапы в падении священника. Тон дневника всегда эмоционален и возвышен — миссионер часто проводит параллели своей жизни и библейских событий, ставя себя на место Иисуса, апостола Петра или первых христиан в Древнем Риме. Но вид реальных страданий японских христиан и те события, которым почему-то не находится параллели в Библии, вынуждают Родригеса всё чаще прямо обращаться к Богу с вопросом, почему же эти люди должны страдать и, самое главное, почему Он при всём происходящем молчит. В главном вопросе Родригеса о молчании Бога в то время, пока его служители переживают в этом земном аду просто невероятные испытания, ответом станет Китидзиро. Это японец, ставший проводником для Гаррпе и Родригеса. Оказалось, что он некогда был христианином, но под страхом казни отрёкся. В фильме он будет несколько раз вновь каяться и вновь отрекаться. Этот персонаж не играет значительной роли в первой экранизации Масахиро Синоды, но очень важен в романе, а у Скорсезе он вообще становится ключом к пониманию фильма. В книге он со слов Родригеса «изворотливый, хитрый» и более того, «ленивый трус». В фильме Родригес высокомерно говорит себе, что Иисус повелел ему проповедовать Евангелие и «такому, как этот», в другом эпизоде презрительно называя его падшим. Внутренне Родригес всегда над паствой, а не вместе с ней, как Гаррпе. Любопытно, что японский переводчик в фильме называет самонадеянность Родригеса неизбежной причиной его будущего отречения, чего в книге нет. Действительно, когда ты попадаешь в небиблейскую ситуацию, не находя правильного примера, и уже заранее поставил себя над другими страдальцами, то тебе начинает казаться, что твои муки уникальны, ну просто как страдания Иисуса. Но Иисус слышал Отца, а ты — нет, да и не должен. И в этой неправильной, недопустимой гефсиманской параллели ты допускаешь мысль о том, что Иисус при таком же молчании Отца стал бы творить свою волю, а не Его волю. Так происходит отречение. Отречение мучительно и у Эндо, и у Синоды, и у Скорсезе. Но как поразительно различно понимание состояния после отречения у каждого из них! У Синоды Феррейра со страшными покрасневшими глазами и Родригес без единой эмоции на лице просто духовные мертвецы. У Эндо, напротив, Родригес испытывает сразу после отречения «невыразимое счастье», он начинает думать, что теперь любит Бога «новой» любовью. Скорсезе же показывает Родригеса в состоянии забвения. В этом состоянии он смотрит на своё отречение со стороны, как будто стал новым человеком. Но он видит того, кто предал свою веру, то есть расценивает отречение как падение. У Эндо Родригес поднялся выше после отречения, а у Скорсезе опустился ниже. И когда в таких новых состояниях к Родригесу приходит Китидзиро, в очередной раз покаяться, это даёт противоположный эффект. В книге Родригес, этакий супер-священник с «иной» любовью к Богу, «торжественно» отпускает грехи Китидзиро, по-прежнему ставя себя над ним. В фильме, в этой кульминационной сцене, Родригес вдруг слышит от Китидзиро слово «падре». Неужели кто-то ещё может так к нему обращаться? Смирение, проявленное Китидзиро, вдруг поражает Родригеса так, как ничто в этой стране. И это обращение он воспринимает как долгожданный голос Бога. Он вдруг понимает, что каждое его действие или слово могло восприниматься голосом Бога для других. Он понял, что Бог его не забыл. Но покаяния в этом фильме, как и в первоисточнике, не будет. Родригес лишь находит в себе мужество, чтобы опуститься на колени на один уровень с Китидзиро, — так он показывает, что услышал Бога и, возможно, демонстрирует смирение. Скорсезе подробно исследовал причины отречения, его психологический и духовный срез, психологию своего героя после отречения. Он показал, что молчание Бога может означать лишь твой слишком громкий голос. «It was in the silence that I heard Your voice». — «Когда наступило молчание, то я услышал Твой голос». Спустя более 200 лет, когда в Японии изменилась политика, открыто исповедовать христианство смогли 20 тысяч человек. Всё это время они передавали свою веру из поколения в поколение. Для них, молча слушающих детей, Бог не молчал, а всегда говорил через родителей, бабушек и дедушек. И они же, в отсутствие любой другой проповеди Евангелия, становились голосом Бога для своих детей. 7 из 10

BilboBaggins1
BilboBaggins116 августа 2020 в 17:49
Абсолютный masterpiece

Такого я не видел уже очень давно. «Молчание» — это фильм 2016-го года великого режиссёра Мартина Скорсезе, в особенности известного по таким фильмам как «Таксист», «Остров Проклятых», «Казино» и «Отступники». Последним фильмом Скорсезе перед выходом обозреваемой картины стал «Волк с Уолл-Стрит». Известный факт, что Скорсезе хотел снять этот фильм уже очень давно, сразу же после того, как 30 лет назад прочитал роман «Молчание». С каждым кадром картины ты всё больше убеждаешься, что это действительно так. Режиссёр прорабатывал эту историю все эти 30 лет. Начнём с плюсов. Ими и закончим. Режиссура. Главная задача режиссёра — это сделать так, чтобы зритель не заскучал, то есть сохранить правильную динамику на протяжении всего фильма. Даже в «сценах-передышках» должен быть ритм, должно быть ощущение, что эта сцена действительно нужна для истории, а не просто впихнута для расширения хронометража. И всё, что я сейчас перечислил, Скорсезе выполнил на 100%, и даже больше. И это несмотря на то, что в этом фильме это было вдвойне сложнее, что я объясню в следующем пункте. Музыка. А именно её отсутствие. Любой режиссёр скажет, что музыка очень сильно помогает вызвать нужные эмоции у зрителя, даже если сами актёры сцену не вытянули. И что же вы думаете делает Скорсезе? Лишает фильм одного из главных козырей! Звуковое сопровождение, своеобразная «музыка» здесь — это звуки природы. И композитор фильма настолько умело ставит их в правильном порядке, так круто играет с ними, что лично я в принципе не заметил её отсутствие! Хотя обычно я обращаю большое внимание на саундтрек. Но здесь… Скорсезе меня обманул! Сценарий/история. История гениальна в своей простое. Она хоть и неспешна, но неспешна абсолютно оправдано. Сценарий действительно прекрасен — все нужные для хорошего сценария «стадии» он проходит. Актёры. Все актёры настоящие герои — начиная с открывшегося с новой стороны для меня Эндрю Гарфилда, завершая всеми неизвестными широкому кругу зрителей японских артистов. Игра натуральная, и это самое главное. Операторская работа. Я не знаю более приличного слова, чтобы описать её, кроме «блестящая». В фильме присутствует невероятно большое количество потрясающих сознание кадров. Да и в принципе смотреть фильм было сплошным удовольствием. Итак, я немного прошёлся по главным плюсам фильма. Но именно здесь, в заключении, я хочу сказать самое главное. Этот фильм заставил меня после просмотра целый час сидеть на одном месте, смотреть в звёздное ночное небо, и думать. Думать о том, как бы я поступил на месте главного героя. Это невероятно сложный вопрос, 100%-го ответа на который у меня действительно нет. И как вы думаете, какую оценку нужно ставить картине, которая выполняет все принципы хорошей истории, держит в напряжении на протяжении 2 часов 40 минут, а ещё и задаёт сложные вопросы? Что ставить картине, которая задевает самые тонкие струнки человеческой души? Что ставить картине, которая на мой взгляд, подпадает под безусловно мною выдуманное, но от этого точно не теряющее свою многозначительность определение «Абсолютный masterpiece»? 10 из 10 P.S Никогда не теряйте надежду.

Dupezza G
Dupezza G20 мая 2020 в 10:24
Впечатления МХКашки

Фильм иногда казался немного затянутым. Но смотреть было достаточно просто. Сама тема вызывает интерес. Христианство в Японии. Если нам заявляют, что японское христианство, не такое же как и у европейцев, хотелось бы получить раскрытия этого. О чём думает обычный деревенский японец? Что в голове у этого Китидзиро? Почему для него так просто можно избавиться от грехов, чем он руководствуется? Смотришь картину и возникают новые вопросы, а ответы фильм даёт не на все. При этом удивительно отношение инквизиторов к религии. Иноверец наступил на лик христа, и всё? Вот так просто? При этом, если ты и не ступишь, тебя будут жестоко наказывать, казнят. Удивительно. Интересна смерть в Японии. Живёшь ты такой, тебе 30 лет, жена, ребёнок, вы любите друг друга. Но вдруг на тебя нападет в лесу разбойник и убивает тебя. Но не проблема! У нас есть человек, который возьмёт твоя имя и твою жену. Для меня картина открыла новые стороны японской культуры. И я почему-то ранее не слышал о погребении в буддизме.

Динулька
Динулька12 февраля 2020 в 13:29

Вообще, я не очень люблю фильмы о религии, потому что в таком кино нельзя разделить мир на правых и виноватых, на тех, чье мнение имеет право на существование и тех, кого можно назвать отступниками. Это очень тонкая и личная тема — ВЕРА. И я, как православная христианка, соблюдающая посты, руководствующаяся заповедями, все-таки не могу сказать, что только Христианство — истинная вера, а, например, тот же Буддизм — нет. Герои же фильма искренне и даже истово считают, что несут темным и неверным японцам свет и настоящее знание. Они верят в эту свою миссию так же свято, как и в самого Христа, не допуская ни малейшего сомнения. Нас знакомят с двумя молодыми священниками — отцом Гонсалесом и отцом Гаррупе в момент, когда они собираются в Японию, чтобы найти своего учителя, который стал отступником и вернуть его в лоно Христианской Церкви. Чтобы избежать спойлеров, скажу лишь, что путешествие будет не простым и достаточно длинным — фильм идет больше двух с половиной часов, и он не смотрится «на одном дыхании». Я думаю, что Скорсезе не снимал фильм о Христианстве или о насаждении Христианства в Азии. На мой взгляд, фильм этот о попытке найти Бога внутри себя, услышать Его, когда Он молчит. Главные роли сыграли Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер. Замечательные актерские работы. С одной стороны их персонажи одинаковые — молодые священники-иезуиты с важной миссией отправляются в опасное путешествие, но, по мере развития истории, становится ясно, что у каждого из них свой взгляд на религию и свое представление о прощении и принятии грехов человека. Стоит, наверное, обратить внимание на то, как оба актера физически подготовились к своим ролям — для меня лично, это подвиг. Точно знаю, что второй раз смотреть этот фильм не буду, но один раз все же советую посмотреть, хотя бы в качестве альтернативы супергеройским блокбастерам или долгоиграющим сериалам… ну и увидеть другого Драйвера и другого Гарфилда. 8 из 10

Macroud
Macroud8 января 2020 в 13:09
Панегирик лицемерию

Само по себе действо длинное, нудное, мрачное и невероятно затянутое. И почти статичное. В общем, не зрелищное. Да и то правда — здесь не смотреть, здесь думать нужно. И хорошо разбираться в исторической обстановке. Итак. Середина 30-х годов XVII века. До иезуитов в Португалии доходит известие, что один из их братьев, проповедовавших в Японии, пропал и, скорее всего, погиб. Два его ученика не могут смириться и отправляются на поиски. 1640 год. Япония. Тотальные репрессии против христиан. Крестьяне, тайно исповедующие католицизм, радостно встречают двух священников. Однако власти активно ищут посланцев Рима. И таки хватают их. А дальше начинаются страсти Христовы: местных христиан казнями и пытками заставляют отречься от новой веры, а чтобы процесс шел активнее, принуждают к показательному отречению священников-европейцев. Иезуиты готовы геройски пострадать за своего бога и потому упираются. Тогда коварные азиаты пытают на их глазах простодушных крестьян — мол, они страдают из-за вас… И? И португальцы сдаются. Но назад в Европу-то их не отпускают… И приходиться коротать долгие годы в чужой стране, помогая кровожадным властям в разоблачении бывших единоверцев… молчаливо и тайно поклоняясь преданному ими богу. Аллилуйя терпению к вящей славе божией! Дети божии, несущие миру, как они уверены, Истину, страдают за Господа своего. И вопрошают Его. А Он молчит. Почему? Все дело в антураже. Ну, с японского романиста какой спрос? Он о внутрияпонской истории пишет. Но Скорсезе-то не может не знать. В Европе в разгаре Тридцатилетняя война (1618—1648), с учетом союзников и союзников союзников — война всеевропейская. За что бьются? Как всегда — за власть. Но на знаменах-то борьба за веру! Католики увлеченно тащат протестантов обратно в лоно матери Католической церкви, те активно упираются. По итогам в Германии во многих регионах человек исчезает как биологический вид. Так себе мать-то… Ау, иезуиты! Если кто не в курсе, Орден иезуитов специально для контрреформации и создан. А ведь еще Аугсбургским миром (1555) признан принцип «чья власть, того и вера», т. е. веру подданным определяет сюзерен. Или другими словами, — не спросясь сюзерена, свою веру не вносить! Да, японцев в Аугсбурге не было. Но европейцы-то проблему осознали и в первом приближении решили. Но так то в «просвещенной» Европе, а диких азиатов-то кто спрашивать будет? На то они и дикие! И не важно, что к 1600 году Иэясу Токугава наконец объединяет Японию и его вполне можно уже спросить. Португальцы с испанцами (позже подключаются и голландцы с англичанами) отчаянно интригуют, разжигая мятежи, и параллельно распространяя христианство. Уже тогда стандарты были откровенно двойными… Именно охристианенные провинции выступают в Японии базой сепаратизма. И в 1637 году вспыхивает Симабарское восстание. Не важно, что это чиновники накосячили, увеличив во время стихийных бедствий налоги, главное, что восставшие — поголовно католики (и не только крестьяне, но и аристократия). Для подавления приходиться мобилизовать двухсоттысячную армию… Токугава ужесточает запрет христианства, выгоняет всех испанцев, потом португальцев, и к 1641 году полностью закрывает страну для европейцев. Жестко? Кроме прочего у японцев перед глазами история покорения испанцами Филиппин — через христианизацию. Плавали — видели. Так что, жестко, но оправданно! О людях, значит, герои наши переживают, о единоверцах? Человеколюбцы, значит? А ведь герои-то — португальцы. Представители той самой нации, что построила империю на работорговле! И всю Европу рабами снабжает, и обе Америки. Еще с XV века. А со второй половины XVI в. вывоз рабов из Конго и Анголы приобретает уже совсем неприличные — промышленные масштабы. Что за рабы? Да негры, конечно! Крестили, да. Целыми кораблями — чего по головам-то считать? Ну, и что, что единоверцы? Одно другому не мешает. А как же любовь к ближнему, как же христианский гуманизм? Ну, деловые люди всегда друг с другом договорятся. Португальский двор еще в середине XV века обратился в Рим за разрешением на… работорговлю. Там удивились, почесали репы и… выставили ценник. Две папские буллы 1452 и 1454 годов разъяснили, что негры и сарацины вполне для того годятся, и цитату нужную из Ветхого Завета привели. А чем японцы и прочие китайцы отличаются от негров с сарацинами? Вот и герои наши в фильме их полагают дикарями дикарскими. Правда, сделать рабами пока не могут. И потому только крестят. Да, и еще жалеют очень… И сидя в плену тайно исповедают веру свою. А на службе пинают иконы ногами. Как там святые угодники? Святые-то веру свою исповедовали открыто. Потому и святые. А тут иезуиты со своей официально адаптивной моралью. Да еще португальские. Не корежит, однако? Нет, режиссера не корежит. И тех, кто награды раздает, — тоже. Их сила духа восхищает. Или гибкость морали? Или гложет скорбь по упущенным возможностям, по недополученной прибыли? В триллере 1995 года про падших ангелов («Пророчество» Грегори Уайдена) один из падших, имея в виду Господа, жалуется другому: «Он больше не говорит со мной…». Какой замечательный получился бы эпиграф! Да только Скорсезе не согласится…

foxypanda09
foxypanda0924 октября 2019 в 16:06
- Нет сильных, как нет и слабых. Кто может сказать, что слабый страдает меньше, чем сильный?

«Молчание» — экранизация одноименного романа Сюсаку Эндо, поставленная Мартином Скорсезе. Фильм повествует о двух священниках-иезуитах, которые отправляются в Японию, чтобы найти своего наставника, а по пути проповедовать Евангелие местным жителям. Но их путешествие пришлось на нелегкое время, после запрета на исповедование христианства, установленного Тоётоми Хидэёси, когда жестоко отсекались все попытки миссионеров проповедовать свои конфессии в Японии. Честно говоря, фильм вызвал очень много противоречий, прошло несколько дней с момента просмотра, а я до сих пор не могу определиться со своими чувствами. «Молчание» перевернуло все в моей душе, и мне пришлось многое переосмысливать. Фильм действительно очень сильный. Вначале скажу о том, что к религии я отношусь крайне негативно, так как воспринимаю ее как рычаг давления и контроля. У меня есть интерес к мифологии определенных конфессий, но я воспринимаю это именно как мифологию — не более. Тем не менее, я положительно отношусь к вере, ибо человек должен во что-то верить, хотя бы ради того, чтобы выжить в суровых реалиях нашей жизни, но вот во что верить — это сугубо личный выбор каждого человека и я категорически против того, когда кто-то пытается навязать свою религию другим. Для меня вера и религия не имеют ничего общего. Как я думаю, вера — это некий психологический процесс, возможно механизм защиты, который помогает людям двигаться дальше, развиваться. Поэтому вера для меня — это созидательное чувство, а вот религиозный фанатизм же напротив — деструктивное. Но я немного увлеклась, вернемся к фильму. Японские правители того времени увидели опасность в мировых монотеистических религиях и очень жестко отсекли все попытки привить монотеизм на острове. Конечно, пострадало великое множество людей, и было пролито бесчисленное количество крови, что для той поры было в порядке вещей. Но, тем не менее, Сёгунат добился своего: и по сей день подавляющее большинство жителей Японии проповедуют синтоизм. Я не могу судить, хорошо это или плохо, но японцы смогли оставить самобытность своей культуры и по большей части в стране положительная тенденция жизни. И наверно, все же решение правителей того времени было верным, раз это отразилось положительно на жизни острова. Этот фильм показывает то, что, во-первых, как говорится, не нужно лезть со своим уставом в чужой монастырь. Вот чего добились миссионеры? Ничего. Только принесли горе и смерть. Во-вторых, здесь прекрасно раскрыто то, насколько узко мыслят религиозные фанатики. Люди, ослепленные своей религией, напрочь не хотят воспринимать то, что в мире все далеко не так просто. Признавая истину исключительно в своего мировоззрения, они ни в какую не хотят понимать того, что люди везде разные. Прежде, чем прививать что-то инакомыслящим людям, они даже не попытались понять их менталитет, что очень хорошо показал герой Лиама Нисона. Мне очень понравилось то, как в фильме проводили аналогии с природой — невозможно посадить дерево, прежде не прощупав почву и не выяснив, а годны ли условия для того, чтобы саженец пророс. И в-третьих, что я уяснила для себя из сего творения — важна сама вера, а не ритуалы. Важно то, что в сердце и душе человека. Касательно каста, то все актеры прекрасно воплотили свои образы. Особенно хочется выделить Эндрю Гарфилда, который не перестает радовать и развиваться в актерском плане. Его персонаж прошел огромный путь, но не буду углубляться в него, во избежание спойлеров. Адам Драйвер прекрасно воплотил образ человека, который так и не смог ничего понять. Вообще мне очень понравилось, как героев Драйвера и Гарфилда поставили на одну общую дорожку, но со временем направили по двум разным путям, раскрыв оба направления и в частности то, к чему бы это привело главного героя, если бы он решил двигаться в том же русле, что и его союзник. Лиам Нисон хоть и появляется не так часто, но его герой стал украшением фильма. Ёсукэ Кубодзука просто бесподобен в образе Китидзиро! Иссэй Огата также порадовал ролью Масасигэ Иноэ. Последнее, о чем хочется сказать, Скорсезе и его команде удалось прекрасно воссоздать Японию периода Эдо. В визуальном плане фильм был просто прекрасен, как постановкой кадра, так и общим сеттингом. Действительно верилось, что ты находишься в Японии XVII века. Все проработано до мельчайших деталей. Итог: «Молчание» очень сильный фильм на весьма щепетильную тему. Одна из лучших работ Мартина Скорсезе — она вызовет немало эмоций и подкинет пищу для размышления. Must See! 9 из 10

Alekseevaira
Alekseevaira3 февраля 2019 в 13:44
Вера или смерть

В Японии не сильно распространено христианство, эта религия никогда не была там главенствующей. Ее последователей жестоко карали и издевались над ними. Нечто подобное ощутил на себе и Сюсаку Эндо, один из самых известных последователей Христа в Японии середины прошлого века. Проповедую библейскую истину, Эндо не раз сталкивался с жестким непониманием своей работы, но все же он отыскал себе место в истории. А его культовый роман «Молчание» лег в основу одного из лучших фильмов Мартина Скорсезе «Молчание». Действие происходит в 18 веке. Отправившись с проповедями в Японию, отец Феррейра бесследно исчез. Узнав об этом, двое его воспитанников решили отправиться за ним на поиски, очутившись среди местных христиан-изгоев. Опасность окружает парней со всех сторон, они просто не знают, куда им податься. Столкновения с ищейками японской верхушки неизбежно и никто не знает, чем закончатся поиски для парней и кто из них выживет. По какой-то немыслимой причине «Молчание» не получило крупных международных премий, но факт остается факто: фильм Мартина Скорсезе невероятно драматичный, в нем отличная актерская игра и не менее сильная режиссура. Некоторым зрителям «Молчание» может показаться немного затянутым, но я вас уверяю, его стоит познать, проникнуть в его глубь и выпить все смысловые соки, вложенные в историю Скорсезе и Эндо. Эндрю Гарфилд играет в фильме главную роль и было приятно увидеть, что бывший Человек-паук уверенно держится как в крупном голливудском кино, так и в крепкой жизненной драме. Немного жаль, что Адаму Драйверу дали гораздо меньше экранного времени, но и он смотрится уверенно ну и Лиам Нисон в роли Феррейры хорош, как никогда. Лучше бы играл чаще в драмах, чем в боевиках. Выводы: «Молчание» раскрывает одни из самых печальных страниц в истории японского христианства и показывает, сколько испытаний может пасть на голову человека, который верит в божественные заповеди, как в единую истину. Поверьте, фильм достоин внимания. 9 из 10

nuradam_90
nuradam_9013 января 2019 в 00:22
Пусть каждый решит, о чем «Молчание»

Мне обычно не так трудно выбирать для себя тип рецензии. Этот фильм также не стал исключением. Начнем с названия: за всей очевидностью и прозрачностью, скрывается глубокий смысл. Возможно, это молчание персонажей, боявшихся быть раскрытыми противниками христианства. Или же молчание главных героев, потерявших все связи с прежней жизнью и людьми, из-за невыносимого стыда преследовавшего их до конца жизни. Но главное я думаю, это молчание для нас самих, которое не на роком появляется после просмотра фильма. Заставляя задать себе в очередной раз насущные вопросы. По моему скромному мнению, Скорсезе в очередной раз, затрагивая тему религии не пытался принять чью-то сторону, стерев ортодоксальных персонажей со своими положительными и отрицательными качествами. Кому-то фильм покажется затянутым и скучным, но хотелось бы задать вопрос. Каким Вы видите фильм, в котором присутствует возможно один из главных вопросов всей нашей жизни, стоит ли таких жертв религия?! Этот фильм нужно смотреть всем без исключения, будь ты христианин, буддист или мусульманин, а также тем, кого сложная штука, под названием жизнь не привела к Богу. В каждой вере можно найти свои черные пятна истории становления.

karolina2015
karolina201529 ноября 2018 в 23:03
… кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32—33)

Фильм слишком затянут и все как бы топчется и топчется на одном месте: одни и те же разговоры и сцены повторяются из кадра в кадр, видимо из-за скудности сюжета в целом. Привлекателен же фильм неповторимой японской культурой, японскими пейзажами, костюмами и интимной японской атмосферой. Операторская работа здесь не подвела: деликатные ракурсы, плюс — отдаленные сцены насилия, и оператор ими не наслаждается. Минус — неубедительная и невнятная актерская игра у всех, увы. Даже японские актеры почему-то играли в европейской теплохладной манере. Видимо так было задумано режиссером. Ситуация с католическими священниками описана в фильме по реальным историческим событиям, но дела христианской католической веры остаются похоже прерогативой католиков. Христианин создает личные отношения с Господом, но всегда Ему обязан и предан и любит больше людей. Ибо сказано: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).» Настоящие мученики вообще редки, но они слышат не молчание Бога, а получают от Него духовноую поддержку, мужество и силу. Спасибо создателям за интересную религиозную тему, надеюсь, что режиссер и зрители обретут любовь к Богу и веру в Христа, которые есть самое большое богатство у человека. 7 из 10

Howard_Grant
Howard_Grant28 июня 2018 в 08:52
Лучший фильм про религию

Вчера пересмотрел фильм и решил написать рецензию, такие фильмы всегда хочется обсуждать и разбирать. Перед просмотром я почти был уверен, что навряд ли досмотрю почти трехчасовой фильм про религию которые для меня обычно очень почему то скучны. Но уже 20 минуте я был очень доволен и удивлен, уверен что пересмотрю вновь. Во многом благодаря своей атмосфере, звукам и операторской работе. Подобных фильмов сейчас снимают очень мало, в основном все хотят снять максимально хайповые картины и собрать больше денег, но бывают и такие режиссеры, которые просто хотят показать очень давно задуманный фильм для небольшой аудитории, цель которого не погоня за просмотрами, а реальный смысл и желание что то донести до зрителя, чему то научить. Однозначно это один из лучших фильмов Скорсезе, к тому же редкий для него жанр. Я успел очень полюбить этот фильм, ибо почти по всем параметрам его можно назвать шедевром, хотя я не религиозный человек и до недавнего времени даже немного враждебно относился к религии, возможно отчасти этот фильм повлиял на меня, возможно что то другое. Но точно он заставил меня смотреть на людей с их точки зрения, брать в расчет то как каждый человек смотрит на этот мир, это очень важно. Актеры все очень порадовали и сыграли отлично, особенно Эндрю Гарфилд. Нечасто увидишь сочетание христианства и японской культуры в одном фильме. Атмосфера пустоты, одиночества и безысходности очень хорошо передается с экрана и надолго заседает внутри.

sonnenlos
sonnenlos8 апреля 2018 в 02:47

Три часа рассуждений про теодицею. Пейзажи и пытки, пытки и пейзажи — картинка хороша, а смысла не завезли: зачем начальство посылает иезуитов в Японию, когда тамошнее правительство против миссионерской деятельности и ограничивает международные отношения? Какую пользу эта миссия принесет ордену? Она заранее обречена на провал. Завязка фильма — молодые иезуиты без знания языка попросились на поиски старшего товарища. Почему умудренный епископ Валиньяно согласился финансировать этот порыв, отпустить их с работы и таким образом потерять двух специалистов? У него переизбыток сотрудников там в Макао? Несомненно, их учили и везли из Португалии за счет орденского бюджета — и так бездарно профукали усилия, вложенные в их подготовку. Что характерно, существует русский перевод пособия по японскому этикету для миссионеров за авторством того самого Валиньяно. Он настаивает: миссионер обязан соблюдать местный этикет и отлично знать местный язык (иезуиты составили учебник). Что вполне соответствует образу прагматичных священников, у которых цель оправдывает средства. А здешний, киношный иезуит Родригес как будто вышел из соседнего подъезда, обиженно вопрошая: «Почему боженька молчит, когда люди страдают?». Вокруг нас каждый первый обыватель с такими претензиями к богу и с такими советами людям: «Не высовывайся, не выпячивай, молчи в тряпочку, глупо пытаться что-то изменить. Делай, как велят сильные мира сего». Мелко, скучно, пропитано потом страха и неимоверно банально. Забавно, что бог действительно оберегает Родригеса. Его встретила уже готовая паства, обращенная в христианство предыдущими миссионерами. Родригесу не требовалось никого убеждать. Местные инквизиторы мучают не его, а бедняков в грязных лохмотьях. И эти японские бедняки общаются с ним на его родном языке, а инквизиторы — тем паче. Подследственного Родригеса хорошо кормят и одевают, даже носят в паланкине на экскурсию в буддийский храм. Ему не грозили даже самостоятельные поиски физической работы — власти дали ему чистую работу, жену и дом в столице. В сказку попал наш Родригес! Посыл фильма — «Сами все предложат и сами все дадут, ты только не выпячивай».

Tristo
Tristo1 марта 2018 в 10:02
«Он сострадал им всем сердцем, но не помог ничем. Сочувствие — не деяние. Это еще не любовь. Жалость, равно как страсть, — всего лишь своего рода инстинкт.»

«Молчание» — это вторая по счёту киноэкранизация одноимённого художественного произведения Сюсаку Эндо, опубликованного в 1966-ом году. Эндо считается одним из самых значимых и влиятельных писателей Японии, входящий в так называемое сообщество «третьи новые». Сам же литератор утверждал, что именно «Молчание» — его самое ключевое и фундаментальное сочинение. Действие фильма разворачивается в Японии времён правления сёгуната Токугава (1603—1868 года). С подачи правителя в это время начинаются беспрецедентные гонения на христиан. Изощрённым пыткам и ужасным смертям подвергаются не только японцы, обращённые в христианство, но и священники, прибывшие в Страну восходящего солнца для миссионерской деятельности. Среди таковых был отец Криштован Феррейра (в фильме его исполняет Лиам Нисон). В один момент он пропал и его епархия заволновалась и отправила двух священников — отца Себастьяна Родригеса (Эндрю Гарфилд) и отца Франсиско Гарупе (Адам Драйвер) — разыскать пропавшего, но другой и более важной их задачей было нести в массы Слово Божье. Прибыв в Японию, священники сталкиваются с запуганными христианами и невиданными гонениями, устроенными властью. Вне всяких сомнений ставится тот факт, что «Молчание» заведомо был претендентом на высокие кинонаграды. Чего только стоит имя режиссёра — Мартин Скорсезе, которое не нуждается в особых представлениях. Умение Скорсезе ставить масштабные картины, инкрустировать их глубокой драматургией, выуживать из актёров все их способности и таланты — всё это позволяет Скорсезе считаться одним из самых выдающихся постановщиков мира. И, признаться, я ожидал от «Молчания» чего-то восхитительного, позволяющего не отрывать взгляда от экрана, наблюдать с замиранием сердца за действом. Конечно, глубина фильма, масштаб, хорошая актёрская игра — всё это присутствует в «Молчании». Но не зря же было сказано, кто такой Мартин Скорсезе, от такого кинематографиста будут всегда ждать большего. Возможно, поэтому объясняется тот факт, что фильм удостоен только одной номинации на «Оскар» за «Лучшую работу оператора», но там вне конкуренции лидировал «Ла-Ла Ленд». То, что лично мне не понравилось в «Молчании», что не свойственно фильмам Скорсезе, это слишком затянутые сцены. Для съёмок были отобраны длинные планы, они хороши, но нужно знать, где проходит грань, а так были сцены, когда планы чрезмерно затягивались. А это вызывало лишь одно — местами во время просмотра становилось несколько скучно. Не вызвала эйфории и игра Эндрю Гарфилда и Адама Драйвера. Конечно, они большие молодцы, сыграли сильные драматические роли, но явно ожидалось большее, хотелось настоящего прорыва от этих актёров, которые вроде и ходят в статусе звёзд первой величины, но всё равно пока ещё вызывают сомнение. Вот и всё, наверное, из того, что в «Молчании» субъективно не пришлось по душе и к чему можно выставить претензии. Теперь о хорошем. Сам Скорсезе заявил, что этот фильм повествует про веру, которая начинает расшатываться, если Господь молчит, видя, какие жертвы кладутся на Его алтарь. И в самой сущности названия многое можно понять, если вдумчиво поразмыслить об увиденном в фильме. Самые важные компоненты для этих рассуждений — сцены казней, которые пугали с одной стороны, а с другой вызывали уважение к тем, кто не сдался. Нельзя забывать и про философские диалоги, когда христианские священники беседовали с представителями сёгуната. Каждый из них считал, что прав, и это были не споры, это были дискуссии о высоких материях. И для меня главным постулатом фильма стало то, что иногда отречение — это самопожертвование. «Молчание» — это религиозно-философский трактат с наглядными иллюстрациями о человеческой вере и преданности. Это сложный интеллектуальный фильм, который может и не подойти поклонникам Скорсезе, воспитанных им на гангстерских сагах. Но в любом случае, «Молчание» заслуживает просмотра, хоть и к наилучшим произведениям мэтра кинематографии картину вряд ли отнесёшь, но всё равно она хороша. 7 из 10

Schekn_Itrch
Schekn_Itrch19 января 2018 в 10:39

Вот ведь какая нерадостная тенденция есть в кинематографе: великие режиссёры на своём седьмом-восьмом десятке в мудрости своей поднимаются на такую высоту, которой прежний профессионализм уже не соответствует; в результате получаем творения, отчётливо попахивающие маразмом. Тем радостнее констатировать очередное исключение из этого правила: «Молчание» — лучший фильм Скорсезе, он тише и глубже прежних, но так же крепок и энергитичен. И поднимает монументальнейшие вопросы из области религиозной философии: почему Бог молчит, позволяя свершаться вопиющему злу и несправедливости? стоит ли пытаться сеять семена христианства на болотах культур, заведомо ему чужеродных? Из скрежетания этих айсбергов друг об друга рождается ещё один, ещё более трудный и запутанный вопрос: возможно ли отречение от веры во исполнение самой главной её заповеди? Скорсезе говорит: да, отрекающийся от веры в Бога во имя ближнего своего, укрепляется в своей вере Ему. Но этот крест о-о-очень тяжёл, и нести его придётся всю оставшуюся жизнь. — Задача, подъёмная лишь для святого. Их я насчитал в фильме — два с половиной.

Eva Barnes
Eva Barnes10 января 2018 в 00:18
- Нет сильных, как нет и слабых. Кто может сказать, что слабый страдает меньше, чем сильный?

«Молчание» — экранизация одноименного романа Сюсаку Эндо, поставленная Мартином Скорсезе. Фильм повествует о двух священниках-иезуитах, которые отправляются в Японию, чтобы найти своего наставника, а по пути проповедовать Евангелие местным жителям. Но их путешествие пришлось на нелегкое время, после запрета на исповедование христианства, установленного Тоётоми Хидэёси, когда жестоко отсекались все попытки миссионеров проповедовать свои конфессии в Японии. Честно говоря, фильм вызвал очень много противоречий, прошло несколько дней с момента просмотра, а я до сих пор не могу определиться со своими чувствами. «Молчание» перевернуло все в моей душе, и мне пришлось многое переосмысливать. Фильм действительно очень сильный. Вначале скажу о том, что к религии я отношусь крайне негативно, так как воспринимаю ее как рычаг давления и контроля. У меня есть интерес к мифологии определенных конфессий, но я воспринимаю это именно как мифологию — не более. Тем не менее, я положительно отношусь к вере, ибо человек должен во что-то верить, хотя бы ради того, чтобы выжить в суровых реалиях нашей жизни, но вот во что верить — это сугубо личный выбор каждого человека и я категорически против того, когда кто-то пытается навязать свою религию другим. Для меня вера и религия не имеют ничего общего. Скорее вера — это некий психологический процесс, возможно механизм защиты, который помогает людям двигаться дальше, развиваться. Поэтому вера для меня — это созидательное чувство, а вот религиозный фанатизм же напротив — разрушительное. Но я немного увлеклась, вернемся к фильму. Японские правители того времени увидели опасность в мировых монотеистических религиях и очень жестко отсекли все попытки привить монотеизм на острове. Конечно, пострадало великое множество людей, и было пролито бесчисленное количество крови, что для той поры было в порядке вещей. Но, тем не менее, Сёгунат добился своего и по сей день подавляющее большинство жителей Японии проповедуют синтоизм или же буддизм. Я не могу судить, хорошо это или плохо, но японцы смогли оставить самобытность своей культуры и по большей части в стране положительная тенденция жизни. И наверно, все же решение правителей того времени было верным, раз это отразилось положительно на жизни острова. Этот фильм показывает то, что, во-первых, как говорится, не нужно лезть со своим уставом в чужой монастырь. Вот чего добились миссионеры? Ничего. Только принесли горе и смерть. Во-вторых, здесь прекрасно раскрыто то, насколько узко мыслят религиозные фанатики. Люди, ослепленные своей религией, напрочь не хотят воспринимать то, что в мире все далеко не так просто. Признавая истину исключительно в своей вере, они ни в какую не хотят понимать того, что люди везде разные. Прежде, чем прививать что-то инакомыслящим людям, они даже не попытались понять их менталитет, что очень хорошо показал герой Лиама Нисона. Мне очень понравилось то, как в фильме проводили аналогии с природой — невозможно посадить дерево, прежде не прощупав почву и не выяснив, а годны ли условия для того, чтобы саженец пророс. И в-третьих, что я уяснила для себя из сего творения — важна сама вера, а не ритуалы. Важно то, что в сердце и душе человека. Касательно каста, то все актеры прекрасно воплотили свои образы. Особенно хочется выделить Эндрю Гарфилда, который не перестает радовать и развиваться в актерском плане. Его персонаж прошел огромный путь, но не буду углубляться в него, во избежание спойлеров. Адам Драйвер прекрасно воплотил образ человека, который так и не смог ничего понять. Вообще мне очень понравилось, как героев Драйвера и Гарфилда поставили на одну общую дорожку, но со временем направили по двум разным путям, раскрыв оба направления и в частности то, к чему бы это привело главного героя, если бы он решил двигаться в том же русле, что и его союзник. Лиам Нисон хоть и появляется не так часто, но его герой стал украшением фильма. Ёсукэ Кубодзука просто бесподобен в образе Китидзиро! Иссэй Огата также порадовал ролью Масасигэ Иноэ. Последнее, о чем хочется сказать, Скорсезе и его команде удалось прекрасно воссоздать Японию периода Эдо. В визуальном плане фильм был просто прекрасен, как постановкой кадра, так и общим сеттингом. Действительно верилось, что ты находишься в Японии XVII века. Все проработано до мельчайших деталей. Итог: «Молчание» очень сильный фильм на весьма щепетильную тему. Одна из лучших работ Мартина Скорсезе — она вызовет немало эмоций и подкинет пищу для размышления. Must See! 9 из 10

Да Винчи должен жить
Да Винчи должен жить7 января 2018 в 20:17
Глас вопиющего о Молчании.

Мартин Скорсезе создал, что едва ли кого-то удивит, качественный, умный и безмерно сильный по воздействию на зрителя фильм. Чудовищно сильный: особенно для человека верующего. Как мне кажется, этот фильм подобен стреле: но поражает такая стрела только сердце, истекающее верой. Атеист скорее спокойно оценит солидный интеллектуальный посыл «Молчания» и продолжит жить, будто ничего и не случилось. Если же зритель искренне верует в Бога, его ждут два очень сложных часа, о которых он будет вспоминать еще не один год. И не один год будет он думать: пролило ли это кино свет знания, научило ли мудрости жизни в не придуманном мире, или лучше было не смотреть его вовсе, чтобы не терять нить, не становиться потерянным на этой большой планете. Фильм сделан сдержанно: без садистски снятых сцен, душераздирающих воплей и прочих чудовищных внешних эффектов, вполне соответствовавших бы трагизму содержания. Но вопрос, вопрос, зачем же всемогущий Бог заставляет страдать других, чтобы испытать твою собственную веру, не оставляет шанса на покой. Все происходящее реально, этому веришь. Жизни людей, которыми платят за верность верующего Богу и самому себе — они, простите за тавтологию и бессвязность, такие живые… И выходит, что не предать себя — значит предать их… И дело тут даже не в том, что отречься на словах от христианства (или любой другой веры, в том числе и неконфессиональной, вопрос не в этом) так сложно. Дело в том, что ты откровенно перестаешь понимать Бога. Его молчание — самая сложная из книг, когда-либо написанных. О чем он молчит? Что должны делать те, кому слышно его молчание? Теряемся в догадках. В этом фильме верующий зритель не найдет рецепта, как жить, но, если он не мудрец, усомнится в рецепте, который был у него до этого. Он, слава Богу, не утратит от этого фильма веру: и вряд ли Скорсезе преследовал такую цель. Верующий лишь поймет, что его вера не может быть автоматичной, что перед ней стоят великие трудности, великие дилеммы, парадоксы и даже внутренние противоречия. И все же до самого конца на груди (или в сердце, дело и не в этом тоже) останется крест, освещающий жизненный путь крест. И все же пути его настолько неисповедимы, что сложно понять, есть ли они вообще…. P.S. Ради чего точно стоит смотреть этот фильм — так ради прививки от собственного ничтожества. Когда видишь, через что проходят люди, когда видишь, насколько слабее и капризнее их, хочется быть сильным хотя бы в мелочах, хотя бы там, где ты можешь им быть. 8 из 10 Но лучше бы я помолчал, а не ставил эту ни о чем не говорящую оценку.

БэнГан
БэнГан14 декабря 2017 в 12:39
Какое время такие и фильмы

Не вдаваясь в детали сюжета, могу сделать следующие выводы, к которым, на мой взгляд, подводит Скорсезе. Первое, это вопрос распространения веры. Весь фильм несчастного святого отца Родригеса мурыжат злые самураи, наглядно доказывая, что его вера не может быть принята в Японии, немногие христиане страдают по вине самих же проповедников, а Бог молчит. Отрекшийся отец Феррейра при этом подтверждает, что даже обратившиеся в христианство японцы не понимают веры, они верят не в Бога, а в человека и в солнце. Скорсезе подводит нас к мысли, что не надо лезть со своим уставом в чужой монастырь, ты можешь верить себе втихаря, а другим свою веру предлагать не смей. Что это? Да мультикультурализм чистейшей воды, чисто либеральная ценность. Другая мысль, идущая красной нитью через фильм — жизнь отдельно взятого индивида. Отрекись от веры, наступи на Бога и жизни крестьян будут спасены, тем более, что Бог молчит. И Родригес конечно наступил. Настолько по-детски в фильме представлен вопрос отречения, что я просто опешил. То есть оказывается достаточно самого обычного шантажа, типа, вот ща я пацанам отрежу голову, если не отречешься, ты отрекся и вопрос разрешился сам собой, какая банальщина. Скорсезе, правда, невдомек, что это не вопрос веры и не в руках бедного Родригеса находились жизни крестьян, все решала обычная тупая сила, находящаяся в руках самураев. Не Родригес решал, японский инквизитор решал. Скорсезе примитивно и наглядно доказал, что жизнь человека (высшая либеральная ценность) гораздо важнее любой веры. Ну и третье, что я увидел в фильме, это то, что после отречения Родригес, как и Ферейра все же продолжали верить, но уже по-тихому, очень по-тихому. Не напоминают поднятые темы вопросы современного либерального западного общества, которому созидательная и объединяющая по своей сути христианская религия стоит как кость в горле, не? Очень люблю Нисона, из-за него и смотрел фильм, но разочарован очередной пропагандистской мурой.

Nigan
Nigan4 декабря 2017 в 14:41
Молчание

Япония страна удивительного культурного и исторического значения. Японское искусство, как национальный кинематограф, так и литература завоевали огромную популярность во всем мире и наложили свой отпечаток на всю мировую культуру в целом. Над данным проектом культовый и прославленный режиссер Мартин Скорсезе работал 27 лет с переменным успехом, что приводило даже к судебным искам с целью заставить режиссера побыстрее приступить к съемкам. И вот долгожданная картина увидела свет. Большинство кинокритиков сразу же внесли очередное творение мастера в списки лучших фильмов года, да и зрители в основном высказывались положительно, однако это не уберегло ленту от коммерческого провала. Картина основана на одноименном романе японского писателя Сюсаку Эндо, для которого тема христианства в Японии является ключевой в его карьере. Данная книга является наверно самой важной в творчестве автора. Перед нами фундаментальная историческая драма, в которой затрагивается тема христианства в Японии, гонения на христиан и их борьба за собственную религию. Это медленное погружение в эпоху семнадцатого века, монотонное и очень глубокое исследование сложной проблемы. Фильм идет почти три часа и для многих станет испытанием на выносливость, ибо в картине напрочь отсутствует динамика. Главной темой произведения стало противостояние европейской и азиатской культур. Страна восходящего солнца предстает страшной диктатурой, где христианство запрещено властями, которые всячески стремятся искоренить чужую религию. Однако это не останавливает двух иезуитских священников из Португалии, которые тайно пребывают в изолированную от внешнего мира страну, чтобы искать пропавшего наставника и проповедовать свою веру. Фильм предстает весьма жестоким, нам показывают пытки и истязания, которым подвергаются простые жители, принявшие христианство. Картина поднимает ряд философских, религиозных и нравственных проблем. Одним из главных достоинств фильма стала атмосфера средневековой Японии, которую блестяще передали создатели ленты. Шикарная операторская работа позволяет насладиться потрясающими по красоте пейзажами дикой природы. Отдельно хочется отметить грамотную работу со звуком, фильм не зря имеет такое название. Тишина имеет огромное значение для повествования. Духовный поиск главных героев сопровождается главным вопросом: Если есть Бог, то почему он молчит? Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер играют главные роли и предстают в непривычных для себя образах. Первый показал, что умеет играть не только в кинокомиксах и молодежных фильмах, но и способен на серьезные роли, открыв в себе недюжинный драматический талант. Второй же вышел из образа злодея «Звездных войн» и показал не менее достойное выступление в драматическом амплуа. Не менее достойно выглядят и японские исполнители, которые показали уверенную игру. Молчание это сложная, суровая, методичная и очень атмосферная историческая драма. Глубокое исследование вопросов религии, философских и нравственных проблем. Это нетривиальный проект американского классика, который ещё раз подчеркивает разноплановый стиль культового режиссера. Перед нами весьма неоднозначное кино, которое далеко не каждому придется по душе. Но посмотреть необходимо. 7 из 10

Aeditumus1959
Aeditumus195920 ноября 2017 в 20:12
Искушение Проповедника

Фабула фильма проста как гвоздь. XVII век, Папский Престол (как всегда) одержим идеей прозелитизма и рассылает своих легатов (в древнем, исходном смысле слова: наследников, передающих определенному лицу часть наследства) распространять власть Рима до крайних пределов Ойкумены, а заодно проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Пара горящих фанатичной верой молодых священников едут в Японию нести Свет Истины сидящим во тьме дикарям. А поводом для экспедиции является их горячее желание опровергнуть слухи об отступничестве их Наставника. Декорации средневековой Японии нам, искушённым зрителям, хорошо знакомы, и это не главное, это всего лишь специфическая атмосфера основной коллизии фильма, которой отнюдь не является жестокое противостояние адептов традиционной религии носителям иной веры, но борьба верующей души, искушаемой человеческой слабостью и дефицитом (в ней самой) подлинной, Евангельской любви. Скорсезе, непонятый в «Последнем искушении», в котором он говорит о выхолащивании веры очеловечиванием Сына Божия, об упразднении Искупительной Жертвы любым другим финалом Евангелия, кроме смерти Спасителя на Кресте, «опускает планку» отречения до уровня всего лишь человеческого, до испытания силы духа рядового верующего и его предстоятеля, священника. Для меня лично интерес к фильму заключён в сравнении православной духовности с католическим психологизмом, которые являются приоритетными тональностями этих смежных конфессий. Преимущества первой для нашего менталитета, я полагаю, очевидны (по крайней мере для тех, кто знаком с учением Святых Отцов, а также с житийной и аскетической литературой). А если нет, рекомендую ознакомиться с житием Святителя Николая Японского (а заодно св. Петра Алеутского, здесь тоже фигурируют иезуиты). Непререкаемый авторитет Папы автоматически переносится католическим сознанием и на своего непосредственного Наставника. Пример этому мы имеем в учениках отца Феррейры. И это вопреки словам Писания: «не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос, Мат.23:8—10», — говорит Господь И поэтому результатом проповеди в среде японских язычников становится их искажённая вера, они идут за личностью проповедника, любовь Христа им так и остаётся чуждой, а Его Самого они отождествляют с Солнцем, явлением природным, вещественным, видимым. И это не суть нечто новое для христианства, ибо ещё апостол Павел предупреждал пастырей о том, чтобы остерегались подмены Личности Истинной собственной персоной (авторитетом проповедника), любви Божественной — любовью только лишь человеческой, «ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа», 2Кор.4:5. Именно об этом и толкует отступник Феррейра в конце фильма, утешаясь тем, что последнее слово остаётся за Судиёй Праведным, хотя Павел и говорит, что это «страшное ожидание Суда, Евр.10:27» уже не есть жизнь по вере. Фиаско священников-отступников коренится не в их человеческой слабости, ибо она у всех нас общая, а в догматических ошибках, породивших пороки в практической жизни по вере и в опыте духовно-молитвенном. Чрезмерная экзальтация, направленность на прямое общение с Богом, желание иметь Его непосредственное руководство — симптомы неосознанно культивируемой гордыни. Заповеди — это для всех, а Я достоин живого богообщения. И тайное тщеславие, питаемое поклонением новообращённых. А ведь это забитые крестьяне, которые в жизни не видывали человеческого к ним отношения, они бы стали ноги целовать любому, кто с ними разговаривает не как с собакой. Поэтому постоянная рефлексия главного персонажа, где образцом для собственных чувств, мыслей и действий становится Господь, Который вообще-то Непостижимый Бог, а то, что человеку постижимо, он дал в Заповеди Любви. И этого достаточно, ибо Богу — Богово а кесарю — кесарево. А когда шапка не по Сеньке и хомут выше сил, то и пуп можно надорвать. Но в общем-то и этот надрыв — тоже путь самопознания, а значит и смирения. К чему в итоге и приходят все наши герои. Кому по силам умереть за Христа, принимает венцы мученичества, кто в силах пожертвовать собой за ближнего, поднимает этот крест. А кто находит в себе грех Иуды, тому дай Бог не пасть в бездну отчаяния и во смирении и надежде пить горькую чащу покаяния, отвергнув сатанинское искушение петлёй. Трудный фильм, для привыкших к быстрой смене картинки на экране, к экшену и адреналину. Здесь «адреналин» другого рода, созерцательный, эмпатический, самоаналитический. Заглянуть в свою душу через сопереживание, отождествление себя с героем, погружающимся в бездну собственной души, мнящей о себе нечто иное, чем оказалось в реальности, при столкновении с непосильными испытаниями. Фильм достойный вдумчивого просмотра, но на повторное искушение своей совести подобными средствами я ещё не скоро буду готов. Рекомендую всем. Хуже не будет, а может и поспособствует выработке философского мiровоззрения.