Пожалуй, после Росселлини не видела до сих пор ничего более мощного, посвященного теме христианства, чем новая картина Скорцезе. Я думаю, она прямо с премьерных показов плавно перекочует в золотой фонд христианского кино. И неважно, каковы будут сборы и дадут ли режиссеру какую-нибудь премию. Это уже наследие человечества. Режиссер не спеша проводит нас по всем испытаниям, которые приходится преодолеть душе человека, прежде, чем она достигнет истинного смирения. В начале фильма мы видим самоуверенного молодого священника, который, несмотря на все увещевания, рвется в страну, накрытую волной гонений на христиан. Столкнувшись с реальностью, полной жестокости, он вопиет к Богу: 'Почему Ты молчишь? Как Ты можешь спокойно смотреть на все то зло и насилие, которое совершают над людьми, преданными Тебе?' Родригес много говорит, много молится и много страдает. Ему кажется, что Бог не отвечает ему. И только познав цену собственного падения, он замолкает и наконец слышит голос Бога. Потому что один из парадоксов христианства заключается в том, что сила Божья совершается в немощи человеческой. Кучиджиро, сопровождающий Родригеса на протяжении всего повествования и являющийся, по сути, индикатором его духовного взросления, дополняет основную идею яркими глубокими красками. Это человек, много предававший по своей слабости, но не отчаявшийся, а упорно возвращающийся к Христу. И если Родригес в состоянии простить и принять его, кольми паче Господь принимает человека в его слабости. Особых похвал заслуживает видеоряд. Каждый кадр - это картина, вызывающая эстетическое наслаждение. Лица гребцов в туманной ночи - это вообще нечто. Гениальная экранизация гениального романа. За один этот фильм Скорцезе можно назвать классиком кинематографа. 10 из 10
Долгострой Мартина Скорсезе, за который он взялся ещё в девяностых годах, но в силу обстоятельств, среди которых упоминается отсутствие финансирования, не реализованный вплоть до 2016 года. Многие пирипитии были связаны с постоянно отодвигающимися съёмками, Скорсезе даже выплачивал за это неустойку, но всё-же кино снял и. ..лучше бы изначально не ввязывался в это, ибо кино получилось откровенно скучное, растянутое, вроде бы затрагивающие религиозный, глубокий мотив главных героев. Но на самом деле мы получили на два с половиной часа историю про нескольких хороших иезуитов и плохих японцев, которые не позволяют своим односельчанам следовать другой вере. На протяжении всего фильма герои что-то переживают, о чем то дискутируют, духовно страдают и где-то трудятся. Никакой особой конкретики, все поверхностно, даже гонения веры и физическое насилие снято мягенько, не жалко абсолютно никого из жертв. Видимо, Скорсезе устал бегать от заказчиков этого фильма и снял, что-бы от него уже отстали, ибо кино получилось вообще никакое и не о чем, скучнейшее и не вразумительное, с претензией на драматизм, но очень вяло и неубедительно. Ставлю 3 из 10 за умело сделанный материал, но без души, под который спокойно можно заснуть. 3 из 10
В фильме затрагивается острая тема противоречивости религиозных институтов, проблема непонимания друг друга приверженцев разных конфессий. Действия фильма с такой нетипичной темой разворачиваются в Японии XVII века, в то время большинство людей в Японии не признавали иного вероисповедания, отличного от буддизма. Повествование ведётся от лица священника-христианина, полностью преданного своим идеалам, веру которого испытывают большую часть фильма самыми ужасными способами. Претензий к актёрской игре и к касту актёров нет абсолютно: каждый актёр выглядит живым и натуральным в своей роли. Сюжет таков: двое священников-христиан отправляются в Японию в поисках своего пропавшего духовного наставника, в Японии находятся как поддерживающие священников крестьяне, так и агрессивно настроенные войны-самураи. Данная идея не кажется очень оригинальной, однако ощущение новизны не покидает на протяжении всего повествования. Отдельно считаю нужным выделить звуковую составляющую фильма, тишина в тяжелых для восприятия моментах обостряет внимание и позволяет полностью проникнуться переживаниями героев. Заявленная проблема не просто фигурирует в фильме и поверхностно освещается, как это принято делать с подобными 'острыми' темами, а полностью раскрывается, заставляя зрителя задуматься и переосмыслить многие вещи, связанные с религией. 9 из 10
Мартин Скорсезе режиссер разноплановый. Он может в мелодраму, в психологический триллер, в комедию, в фэнтези, в криминальную драму, в спортивную и в историческую. К последнему, относится последний фильм мастера “Молчание”. И нет какого-то избранного жанра, профессионализм никогда не покидает маэстро. Первые мысли после просмотра: Япония - убогое болото! Японцы - больные на голову, узкоглазые извращенцы, с извращенной узкопрофильной философией, идиотическим узколобым мышлением и имбицильным узкозорным вероисповеданием! Но остынув, понимаешь, что все не так. При том, что фильм глубоко испещерен темой религии, воспринимать его следует, как историческую ленту, освещающую ошибки прошлого. Хочется верить, что тема поднятая в фильме, уже не актуальна. И не нужно быть глубоко верующим человеком, чтобы оценить данную картину. Фильм не о религии как таковой, но о фанатичности, затуманенном разуме, и ограниченности видения и мышления. Главную роль исполняет Эндрю Гарфилд, и он смог таки, не стать заложником прославившего его образа, что произошло с предыдущим исполнителем роли Человека-Паука. Если тогда, образ использовал актера для материализации на экране, то сейчас, актер использовал образ для карьерного прыжка. Гарфилд в последних своих фильмах, демонстрирует заметный профессиональный рост. Компанию ему составляет Кайло “Адам Драйвер” Рен, которому христианство однозначно пошло на пользу. Лиама Нисона здесь очень мало, и он здесь наводит на параллель со своим персонажем из трилогии о Темном рыцаре, и играет как всегда… хотя, стоит ли говорить? “Молчание” - очередная сильная работа Мартина Скорсезе. Данный исторический фильм, наглядно показывает, во сколько человечеству обошлись современные нравы и устои. За то, что мы называем “свободой мысли” и считаем данностью, было пролито много крови и сложено много голов.
В 1640-м году два молодых португальских священника-иезуита: падре Себастьян Родригес (Эндрю Гарфилд) и падре Франциско Гаррпе (Адам Драйвер) решили отправиться в Нагасаки на поиски своего наставника - миссионера падре Криштована Феррейры (Лиам Нисон), о котором ходят противоречивые и тревожные слухи - дескать, он отказался от христианской веры, принял буддизм, женился и благополучно живёт в Японии под чужим именем. Духовник не хочет отпускать их, ведь Япония - закрытая страна. Да, миссионеры впервые прибыли в страну восходящего солнца меньше века назад, и христианство там быстро набрало силу - японская паства выросла, как на дрожжах, насчитывая 300 000 человек. Но сёгуны, которые вначале приветствовали новую религию, почувствовали угрозу для своего благополучия. Сначала они запретили миссионерскую деятельность, а затем и вовсе исповедание христианской веры. Чтобы изжить новую религию, её последователей подвергли гонениям, сравнимым с теми, которые переносили христиане-мученики первых веков - принявших веру японцев жестоко истязали и казнили, а отрёкшихся принудительно обращали в буддизм. Но что молодым горячим сердцам предостережения старших? Они горят жаждой подвига и собираются жить в соответствии со своей христианской совестью. Они наперебой убеждают духовника: . - Как мы можем пренебречь человеком, который наставлял нас в вере? он придал нашему миру форму. - Но если эти слухи окажутся правдой, то отец Феррейра проклят. - У нас нет выбора, мы должны спасти его душу. Они уламывают духовника, который напутствует их горькими словами: - Вы будете последними двумя священниками, армией двоих. Именно с таким мироощущением, что они воинство Христово, молодые люди и отправляются в путь. Прибыв в Японию, иезуиты без лишних слов понимают, что ситуация гораздо хуже, чем им казалось в уютной комфортабельной Европе - христианская церковь находится в катакомбном состоянии, в самом прямом смысле этого слова. Десятки тысяч христиан зверски казнены. Нищие и бесправные крестьяне и рыбаки в полной тайне исповедуют свою веру. Почему они стали христианами? 'Впервые с ними обращались, как с созданиями Божиими, а не как с животными, и им обещали, что все их страдания не пропадут впустую, но во спасение', - отвечает сам себе на этот вопрос падре Родригес. Они мужественно отказываются наступить ногой на фуми-э, так называлось изображение распятия Христа, которое использовали для выявления иноверцев. А потом их казнят. Казни обычно так или иначе связаны с водой: верующих топят в океане, их распинают на крестах в полосе прибоя или поливают распятых горячей водой (но не кипятком, чтоб подольше мучились). Вода, как известно, символ крещения. В Японии этот символ обретает мученический подтекст - за свои убеждения приходится платить жизнью. Священники готовы принять подвиг вместе с паствой, которая укрепляет их в мужестве и верности, что несколько парадоксально, ибо должно быть наоборот. Но их ждёт более сложное испытание - им напрямую дают понять, что жизнь или смерть, свобода или пытки местных христиан находятся в полной зависимости от их выбора. Они взывают к Богу в поисках правильного решения, но слышат в ответ лишь молчание. Это страшное искушение для христианина, когда он должен принять решение, а Бог молчит, оставляя выбор, самый сложный в жизни выбор, за самим человеком. Но бессилие порождает не только сомнения, оно заставляет всмотреться в самую глубину себя, чтобы понять, насколько глубока вера, насколько сильна любовь к Богу и любовь к людям. Это, правда, очень непросто. Ведь только японский инквизитор способен сказать, что наступить ногой на изображение Христа - 'это просто формальность, просто формальность'. Будь так, из-за чего бы гибли все эти люди? Следует отметить, что фильм Скорсезе ни в коей мере не является ни пропагандой, ни контрпропагандой христианства. Это фильм - непростое для зрителя, особенно неверующего, размышление о некоторых очень сложных теологических вопросах, почти исповедь, обращение к собственной совести: как поступил бы в такой ситуации Христос, если бы не Ему предстояло быть распятым, а Его ученикам, в том числе таким же рыбакам, как те, что приютили Родригеса и Гаррпе? Как христианину следует подтверждать свою веру? Является ли японский мученик христианином, если он воспринимает Христа в своём сугубо национальном контексте - как ипостась Солнца? Что делать, если нужен ответ - здесь и сейчас! - а Бог молчит? Есть ли готовые ответы на эти вопросы, на все ли случаи жизни они сгодятся? В фильме есть персонаж, свой личный Иуда Родригеса (неуловимо напоминающий одноимённого персонажа Леонида Андреева) - Кичиджиро (Ёсукэ Кубодзука). Раз за разом он предаёт своего духовного наставника, отказывается от христианства, а затем вновь приходит и кается, кается... Стоит ли гроша ломаного покаяние после многократного предательства, несмотря на осознание своей никчемности, трусости, слабости? Для христиан первых веков вопрос об отступивших под пытками от веры также был одним из самых сложных. И как бы вскользь Скорсезе пару раз напоминает: 'Христианский мир не так велик, как кажется', и очень повезло тому, кто родится в стране, где за веру не пытают и не убивают. Ведь даже в наши дни немало христианских мучеников принимают смерть за веру. К этому фильму Скорсезе, который в юности собирался стать священником, шёл почти 30 лет. Вместе с Джеем Коксом (это не первая их совместная работа) он не один десяток раз переписал сценарий по книге католика Сюсаку Эндо. Этот сценарий в буквальном смысле был выстрадан ими - внутренний ценз не позволял им признать его достойным воплощения. И да, Скорсезе известен как мощный и многоплановый режиссёр, но такого глубокого Скорсезе зритель ещё не видел. Актёры выложились не только во время съёмок, но и при подготовке к ним. Они изучали религиозные тексты в монастыре святого Беуно в Уэльсе, у них был духовный наставник. На неделю они дали обет молчания. И очень жёстко постились. Адам Драйвер сбросил 23 кг, к концу съёмок он признавался, что начал видеть галлюцинации. А Эндрю Гарфилд говорил, что настолько много узнал о Христе, что готов миссионерствовать. В картине не так много внешней динамики и драйва, но в ней скрыто огромное внутреннее напряжение, заставляющее зрителя думать о вещах, о которых он, возможно, при других обстоятельствах никогда бы не задумался. Меня потрясло, что у такой серьёзной и глубокой картины была всего лишь одна номинация на 'Оскар' - оператору Родриго Прието. Несмотря на скупость внешних выразительных средств Скорсезе, Прието снял столь поразительные планы, что даже не будь у фильма сильной идеи, сценария и режиссуры, думаю, они бы одни заставили зрителя досидеть до конца этого длинного, трёхчасового фильма. 10 из 10
Вообще не являюсь любителем религиозных фильмов, но эта картина произвела особое впечатление. Лента наполняет подсознание массой размышлений, потому как если чисто визуально, поставить себя рядом с главными героями, то ощущаются эмоции, также как и у них. Несмотря на хронометраж, который составляет 2:40, фильм смотрится на одном дыхании, причём затянутости не ощущается и происходящие события раскрываются в плавном темпе, некуда не спеша при этом. Особенности. Вид страны Восходящего Солнца на рубеже 17-го века очень красочный. Постройки в виде тюремных камер, жилья, храмов в японском стиле, выглядит просто прекрасно. Безжалостные пытки над местными людьми христианской веры, их притеснение и бдительная слежка за ними как за рабами, боязнь за свою жизнь - всё это создаёт весьма не простую атмосферу. Актёрская игра. Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон - исполнили своих героев просто отлично. Персонажи раскрытые, каждый из которых верен своим убеждениям до самого конца. Азиатские актёры прекрасно справились со своими задачами. Убедительно смотрятся персонажи, такие как Инквизитор, Китидзиро, коллега инквизитора, хладнокровный переводчик. 'Молчание' - своеобразная драма от Мартина Скорсезе, в которой главными атрибутами служат религиозные взгляды, вера в бога, вера людей. Лента насыщена смысловой нагрузкой во всей красе. Картина достойна внимания, но отнестись к ней желательно вдумчиво и внимательно.
Посетил новый фильм Мартина Скорсезе 'Silence', в нем рассказывается о неудачных попытках навязывания в Японии христианства, и как местные власти борются с этим. Завязка фильма такова В XVII веке два священника-иезуита подвергаются насилию и преследованиям во время странствия по Японии, куда они приехали с целью найти своего наставника и распространять христианское Евангелие. Фильм очень долгий, почти 3 часа, но на удивление время прошло весьма незаметно, хотя трудно назвать фильм очень динамичным скорее наоборот. Само впечатление весьма двояко, вроде все снято очень хорошо. Актеры играют на высоком уровне. Особенно порадовал Эндрю Гарфилд, до фильма Гибсона 'Hacksaw Ridge', я о нем вообще ничего не знал, но что в том фильме, что в данном, играет он очень хорошо и драматические роли это явно его. Также в обоих фильмах он играл верующего. Особо порадовала визуальная составляющая, не меньше, а то и больше, самого сюжета, возможно благодаря столь хорошей картинке и не было скучно. Есть и присущая фильмам Скорсезе жестокость. Сам сюжет мне показался немного затянутым, и не совсем понятным, что в целом хотел показать режиссер, я так и не понял, возможно из-за того, что я далек от религии. Также после фильма возникла мысль, что Скорсезе специально снял так, чтобы зритель во время просмотра задумывался о происходящим. И если у него действительно был такой замысел, сделать глубоко философское кино, где зритель должен много думать, то тогда да, это у него получилось на отлично. Что можно сказать в конце, фильм весьма своеобразный, довольно трудный и ставящий множество вопросов. Хорошо показана разница менталитетов и подходов к вере в целом между Европой и Японией. Идти или не идти на фильм, решать вам, но я бы посоветовал все-таки ознакомится с этой картиной. 7 из 10
Очередной шедевр Скорсезе. Не знаю, что меня сподвигло на просмотр этого творения в кинотеатре, но я нисколечко не пожалела и пошла, так сказать на зов сердца киномана. Фильм был показан с субтитрами и мне наверное, понятно почему - вряд ли наши актеры, отвечающие за дубляж, смогли бы передать всю гамму чувств, которую показала команда этого фильма. Ребята выложились по полной! В картине рассматривались вопросы становления христианской веры. Для меня было в новинку, что иезуиты добрались до Японии, хотя в своё время я прочла немало книг о жестоком религиозном пути. На мой взгляд, одной из идей фильма было то, что не нужно кричать о вере. Она внутри, в сердце - там же, где любовь. И Бог, если он существует, об этом знает. Это показал Ферейра и к этому же пришел Родригез. Потому что эта страна настолько самобытна и настолько консервативна, что семена нового, в данном контексте - христианства, в ней выжить не смогут. Иначе, не было бы такого большого количества жестоких смертей и гонений. Фильм оставляет после себя тонкое послевкусие, как дорогой виски и долго не отпускает. Я до сих пор не могу отойти и задумываюсь о том, а есть ли Бог на самом деле? И если есть, то почему он это всё допускает. Одно ясно, что вера должна быть такой - 'скорсезовской'. Непреклонной, сильной, всепоглощающей, любящей, но при этом тихой. Она должна жить внутри каждого. Так повелось, что человечеству просто необходимо во что-то или в кого-то верить. Иначе никак. Без веры жить невозможно. Бог - есть страдание. Бог - есть любовь. Только Бог у каждого свой, ровно как и вера... 10 из 10 P.S. И это моя первая рецензия, написать которую сподвиг именно этот фильм.
Стоить начать с того, что это пожалуй один из лучших фильмов ушедшего года, в добавок к другим успешным результатам вроде «Манчестера у моря» и «Ла-Ла-Лэнда», но увы который, из-за бюрократической системы киноакадемии, чисто технически пролетел мимо всех основных наград. Многие утверждают, что фильм просто-напросто не успели увидеть, несмотря на то, что в календарный deadline фильм влез чтобы быть квалифицированным на «Оскар». Что выделяет фильм «Молчание» среди всех маститых проектов культового режиссера – он снял то, что ему давно хотелось снять. Не глядя на голодные глаза миллионов фанатов режиссера, которые ждут очередных подвигов в жанрах криминала или триллера, которыми Скорцезе просто навел контуры на сами эти жанры, и когда многие режиссеры-новички смотрят Скорцезе как будто пособие для начинающих. К большому удивлению, сюжет развивается непредсказуемо, безусловно, с первоисточником немногие знакомы, и я оказался среди прочих также, но это дает еще один потенциальный источник энергии, когда развивающийся сюжет готовим много сюрпризов. Судьба отцов Родригеса и Феррейры мягко сказать была неожиданностью, нет, проскакивали многие варианты дальнейшего развития истории, но именно финал этого фильма оставляет зрителя с болванкой, ведь это именно то, что отделяет Скорцезе и сценаристов от шаблонности и желания завоевать баллы на пафосе и героизме. Считаю Гарфилд должен был идти в пятерку «Оскара» именно с этой ролью, точно не лучшей в году, но со своей философией персонажа и прагматизмом, чего в «По соображениям совести» не углядел. «Молчание» - фильм высокой планки, практически с вылизанным каждым кадром более чем двухчасовой ленты. Пусть картина и не отметилась формальностью киноакадемии, но именно эта работа среди всех за последние годы режиссера в будущем будет вспоминаться чаще всего. 10 из 10
Нет ничего хорошего в вере. В той вере, из-за которой умирают сотни, тысячи, миллионы людей. В той вере, из-за которой жестоко пытают тело, сознание и душу. Пытают чувства, пытают волю. Калечат тело, калечат восприятие мира. Нет ничего хорошего в той вере, которая просто так возвышает одних над другими, позволяет людям совершать зверства. Позволяя людям не просто превращаться в животных, нет, животные не станут убивать себе подобных просто так. Нет ничего хорошего в той вере, которая находит в людях самые низкие и темные стороны, заставляя их совершать вышеперечисленное. Это все в новом фильме Мартина Скорсезе. В нем он исследует, кроме всего прочего, самый главный вопрос веры, часть которого выведена в название картины. Вопрос, который ставит под угрозу все Христианство: «Видя все эти ужасы, почему Бог молчит, почему бездействует?». Но вместо того, чтобы констатацией его молчания отрицать существование Бога, Скорсезе выворачивает этот вопрос в другую сторону, давая нам задуматься над вопросом: «А что вообще чувствует Бог?». Ведь не скрыты от глаз сравнения главного героя и Иисуса, или даже большего, показывая сцены страдающих христиан, которым именно он мог бы закончить пытки и освободить их. Кто же тогда Бог, если эти люди вопрошают к герою Гарфилда, а сверху ему не отвечает никто? И это лишь малая толика тех вопросов, которые могут встать перед нами. Хотя уровень у Скорсезе далеко не один, и можно долго разбирать на кусочки его творение, вопрос только в том, насколько далеко вы в этом продвинетесь. Картина Скорсезе «Молчание» - это прежде всего философский дискурс, так что почву для рассуждений и ответы на многие вопросы для себя в ней сможет найти каждый, кто проберется через толщу довольно растянутого хронометража и общую вялотекучесть повествования. Все это вместе с мыслями и особым аудиорядом составляют явную картину именно авторского кино, в котором уже невероятная операторская работа и шикарная игра как голливудских, так и японских актеров смогут помочь вам добраться до кульминации этого действа. 7 из 10
'Молчание' Скорсезе, конечно, крайне занятный, но большую часть фильма не покидает ощущение какого-то странного сна. Уверен Мартин и Родриго Прието (оператор, единственный из группы картины, кто получил номинацию на Оскар в этом году) именно так и задумывали... Япония, тьма, тени и туманы, пришельцы-иезуиты, абсолютно полярные подходы к богу и вере, лишний раз убеждающие, что глобального компромисса по вопросу кто-там сидит 'на этих ихних небесах' быть не может... Скорсезе элегантно представляет каждому решать самостоятельно, не то чтобы совсем не намекая, хотя и лишний раз показывая насколько он и свой и чужой в Пантеоне голливудских богорежиссёров. Сложно представить, чтобы в 'Спасении рядового Райана' у Спилберга искомый оказался бы фашистским шпионом, а вот Лиам Нисон, в кимоно одетый, в 'Молчании' выдаёт такие монологи и реплики, которые возможны только у Скорсезе. Да и азиатскими 'Страстями и искушениями Христовыми' и 'булгаковскими разговорами' с японским прокуратором в 'Молчании' автор очень изобретательно жонглирует, вызывая на мысленный диалог даже ярых агностиков. А это уже серьёзная художественная удача. 8 из 10
«Молчание» является настолько монументальным трудом Мартина Скорсезе, что даже первоисточник (книга Сюсаку Эндо) была забыта к моменту премьеры. Мартин работал над сценарием с момента прочтения книги (1966 год). И в итоге он создал мощное, но недооцененное произведение о различиях религии и веры, поднимающее множество вопросов, как христианских, так и общефилософского характера. И все же, если судить в целом с кинематографической точки зрения, «Молчание» это вовсе не эпическое кино, несмотря на то, что его создал один из величайших режиссеров современности в зените своей творческой зрелости. Это нечто личное, что было снято не для коммерческой цели. Можно сказать, что в итоге, вышла картина от Скорсезе и для Скорсезе: слишком пугающая для набожных зрителей и слишком заумная для многих киноманов. История проста: два христианских священника (Эндю Гарфилд и Адам Драйвер) покидают Португалию и направляются в Японию на поиски наставника (Лиам Нисон), который, как полагают юные священнослужители, совершил отступничество от веры. Молодые святые отцы попадают в страну восходящего солнца, где христиане подвергаются преследованиям. Во время своей одиссеи священники становятся свидетелями пыток и сами подвергаются издевательствам, в том числе и духовным. Тем не менее, если смотреть на «Молчание» через узкую призму фильмов о вере, то это, наверное, лучшее, что было со времён «Кундуна» и «Последнего искушения Христа». Фильм ставит огромное количество вопросов, предлагая зрителю самому найти ответы. Может ли человек из-за страданий отказаться от того, что является для него самым важным? Может ли Бог противиться богохульству, независимо от того, при каких обстоятельствах было богохульство произведено? Равнодушен ли Бог к страданиям? Это лишь немногие из вопросов для размышления, оставшиеся после просмотра. С визуальной стороны всё вышло просто отлично. Декорации созданы с таким вниманием к деталям, что видна рука перфекциониста. Крестьяне грязные и немытые, их жилища выглядят вполне аутентично. «Молчание» целиком оправдывает свое название, так что саундтрек состоит намеренно из природных звуков и шумов. Звуки пыток и крики отчаяния несчастных также являются важным элементом звукового сопровождения. Актерские работы в «Молчании» заслуживают отдельного признания. Эндрю Гарфилд, блеснувший в «По соображениям совести», укрепляет свое положение мощного драматического актера. Адам Драйвер, несмотря на специфическую внешность, также справился с ролью на отлично. Многие критики отмечали, что первый недоигрывал, а второй переигрывал, но лично я считаю, что актеры просто демонстрировали разные реакции на одну ситуацию. Герой Гарфилда переживает экзистенциальный кризис и «мягко страдает» в бездне религиозного сомнения, а герой Драйвера, в свою очередь, старается пережить кризис веры путем истерики. Лиам Нисон не вносит особого вклада в повествование, но харизма и мрачный образ делают свое дело. Но больше всего поразил Иссэй Огата в роли инквизитора. Он создал такого мощного персонажа, как если бы из Кристофера Вальца из «Бесславных ублюдков» высосали весь юмор, оставив лишь образ улыбчивого демона. Фильм очень характерен для Мартина Скорсезе – для человека, который хотел стать священником, а в итоге стал понтификом от мира кино. Для «бывшего католика», как беспечно себя называет Скорсезе, фильм действительно наполнен метафорами и непредсказуемыми духовными испытаниями. И, что не менее важно, этот безусловно религиозный фильм не превращается в проповедь. Может быть, «Молчание» и не лучший фильм Скорсезе, но, без сомнения, наиболее страстный. 8 из 10
Вопросы о вере, наверное, одни из самых трудных вопросов во всей истории человечества. Столько ужасных событий происходило из-за разных понятий о Б-ге людей из разных стран. И дойти до компромисса зачастую не удавалось, и люди продолжали верить, страдая за это и подвергаясь ужасным гонениям. И как в такие минуты не задаваться вопросами о смысле своей веры? Как не ощутить кризис веры, задавая вопросы, но не получая ответов? Чего это всё стоит? Мартин Скорсезе наконец-то смог снять фильм, затрагивающий эту тему, который он так давно мечтал поставить. 'Молчание' повествует о двух священниках-иезуитах, которые в 17 веке отправляются в Японию, где в самом разгаре находятся гонения христиан, чтобы найти своего духовного наставника, который по слухам отрёкся от своей веры. И теперь двум священникам, столкнувшись с непониманием и непринятием со стороны японцев, придётся ощутить на себе весь ужас и всю боль, что испытывают местные христиане, и эти тяжёлые чувства заставят героев в исполнении Эндрю Гарфилда и Адама Драйвера испытать свой кризис веры и попытаться услышать голос Бога, который им так нужен в эти минуты. 'Молчание' смотрится тяжело и неприятно в самом хорошем для драмы смысле этих слов. Скорсезе очень умело удаётся погрузить зрителя в тот особый мир Японии, что ей присущ. В мир, где свои традиции, свои порядки и свои правила. И вот в этот мир и попадают главные герои, совершенно не представляя, что их тут ждёт. Скорсезе показывает столкновение двух культур, а точнее даже двух религий, каждая из которых не может начать сочетаться с другой. И люди, которые просто иначе почитают Бога, подвергаются здесь страшнейшим пыткам и гонениям, ведь иная вера абсолютно не приемлима для тех, кто этой страной правит. Но правы ли истинные священники Христианства, как отец Родригес в исполнении Гарфилда, которые пытаются привить веру абсолютно всему японскому народу и считают, что истина именно у них? Правы ли японцы, считающие, что Христианство нужно искоренять, ведь в их стране должна быть только одна религия? Скорсезе не даёт ответа на эти вопросы, он лишь показывает то, как эти вопросы решались в то время, то к чему впадание в крайности, нежелание задуматься в таких по истине важных вещах может привести. Японцы жесточайшими пытками губят собственный народ, чтобы доказать свою правоту. Простые японцы-крестьяне гибнут за христианскую веру, не до конца понимая её основную суть и видя её искаженную свою версию. Но Скорсезе,затрагивая такие многие детали, сводит их все в одну, уделяя особое внимание главной мысли - мысли о том, что молчание в ответ на молитвы не означает молчание, истинная вера будет с тобой всегда и что для этого не нужны какие-то особые почести. И даже в столкновении двух верований, где у каждой есть свои особенности, становится видно, что у них есть общее, о чём Скорсезе не забывает упомянуть. Бог всегда будет с тем, кто в него верит, в самые трудные минуты. И люди ищут в нём спасение, будь то трусливый и неприятный человек, который осознаёт всю свою слабость, но ничего с этим не может поделать, или будь то священник, подвергающийся тяжёлым душевным мукам, или же простые люди, готовые страдать ради не совсем понятной, но так нужной им веры, и ради священника, чья сила веры им нужна не меньше. И то молчание, что получают все они в ответ на молитвы, не означает, что их никто не слышит. Именно их вера придаёт сил тем, кто в ней так отчаянно нуждается в самые ужасные времена. 'Молчание' - сложная и тяжёлая картина, заставляющая задуматься над важными и правильными вопросами. Атмосфера Японии передана замечательно, как и в плане её загадочности, так и в плане её жестокости. В некоторые моменты осознавать происходящее на экране становится непомерно тяжело и грустно, но через эту гнетущую атмосферу Скорсезе удаётся передать что-то светлое. Он с помощью прекрасного актёрского состава, особенно прекраснейшего Гарфилда, доносит такие же тяжёлые, но несомненно важные для понимания мысли. Мысли о сосуществовании всех людей в мире, мысли о том, как иногда тяжело может быть душе, как не убить такие важные свои принципы, когда кажется, что уберечь их никак нельзя, и мысли о чём-то большем, а также многие-многие другие И, наверное, для каждого новая картина итальянского режиссёра поднимет свои вопросы и оставит свои ответы. И несмотря на различие в этих вопросах и ответах, самое главное, что они появятся и оставят пусть и нелёгкий, но нужный осадок. А только это уже, несомненно, большая заслуга. Хотя от мастера другого и не ожидаешь 9 из 10
Это точно не один из лучших фильмов классика. Ни начала XXI века, ни вообще. Притом, что поставлен и снят он очень хорошо и вдобавок идеально ложится где-то между вдумчивым атеизмом и верой без применения фанатизма, не склоняя чашу весов в пользу какой-то одной стороны. И вот тут есть проблема субъективного характера. Лента не выглядит скучной, её неторопливый повествовательный тон не вгоняет зрителя в тоску, не клонит в сон. Но на протяжении без малого трёх часов хронометража ловишь себя на мысли, что скука не приходит только потому, что все это время ждёшь от Скорсезе иллюстрации собственной точки зрения в рамках означенной им темы. В каждом диалоге, в каждой реплике героев её ищешь. А её нет! Увы, творческой смелости 'Волка с Уолл-Стрит' или 'Последнего искушения Христа' 'Молчание' не унаследовало. Никаких вызовов тут нет - ни в плане актёрских работ, ни в плане драматургии. Но тут уже начинаются зрительские думы. Вообще весь фильм, по сути, про это. Он про мысли, которые появляются в голове во время и после просмотра. И если задача Скорсезе, которую он перед собой ставил, была в том, чтобы дать возможность нам самим принимать решение относительно восприятия христианства и того, как оно не противоречит житейским обстоятельствам, то фильм получился. 7 из 10
'Неужто я молюсь молчанию?' Очень было обидно, когда стоял в очереди, что все люди берут билеты на распиаренный блокбастер, будь то Притяжение или Форсаж, пропуская фильмы, которые наверняка номинируется на Оскар и снимаются ради искусства. Очень глубокий и тяжёлый фильм, заставляющий о многом задуматься и дающий пищу для размышления. Фильм задаёт довольно философские вопросы, касательно религии и вероисповедания. Вполне возможно что я не поймал всех тонкостей, ибо у меня ещё маловато жизненного опыта и познаний на эту тему. Помимо этого, благодаря 'Молчанию' я заинтересовался событиями в картине и 'прошерстил' всю википедию на тему этого периода японской истории и в принципе христианства в Японии. Ох, нелегко было было бедным миссионерам в этой стране в 1630х годах... Сам фильм снят довольно не плохо. Скорсезе как всегда красавец, не ударил в грязь лицом. Очень впечатлила актёрская игра! Эндрю Гарфилд теперь один из моих 'любимцев' и я буду болеть за него на вручении Оскара обеими руками. Очень живо сыграл! Его герой проживает много сложностей и преград на своём пути, постепенно меняясь в немного другую сторону. Так же, как всегда прекрасно в этом фильме смотрится Лиам Нисон. Хоть его и немного в фильме, но с ним связаны драматичные и напряженные сцены! Немного не дораскрыли персонажа Адама Драйвера, маловато у него экранного времени, по сравнению с Эндрю... Атмосфера в фильме передана великолепно! Япония 17 века показана очень серьёзно и качественно. Съемки и операторская работа тоже очень впечатляют! Не зря 'Молчание' получил номинацию на Оскар за лучшую операторскую работу. Были очень красивые кадры и классно снятые моменты. Неспешная съемка так же подчеркивает неспешность самого фильма. Отдельно хочу выделить музыкальную составляющую 'Молчания'. По сути, здесь её почти нет... И в этом её особенность! Фильм связан со своим названием довольно необычно: фильм - очень тихий и 'молчаливый'. Есть несколько сцен с просто гробовой тишиной, когда происходит что-нибудь напряженное. Музыка здесь есть, но в очень небольшом количестве и играет фоново. И все это не делает фильм плохим, это делает его как то 'живее' и 'реалистичнее'. Это мне очень понравилось. В сценарии тоже вроде бы все хорошо, никаких сюжетных дыр мне в глаза не бросилось. Но есть у фильма и пара минусов. Первое что мне не понравилось - никак не показана Японская вера - буддизм(так же в Японии исповедуют синтоизм, но про это в фильме не упоминается). Буддизм показан как довольно посредственная религия, ей почти не уделяется внимание. Было такое чувство после фильма, что эта религия 'хуже', нежели христианство. Я как человек не верующий не сильно обратил на это внимание, а вот людям, проповедующим буддизм, может этот фильм 'не понравиться'. И ещё хотел бы добавить, что в фильм можно было бы добавить по больше напряжённых моментов, особенно в середине ленты. После интересного начала в середине я немного заскучал... Но последняя треть фильма опять же показана довольно живо и я смотрел не отвлекаясь. Так же хотел отметить под конец, что это был мой первый опыт в мои 18 лет, когда я сходил в кинотеатр на фильм с субтитрами. И мне очень понравилось! Впредь буду почаще ходить на фильмы в оригинале с субтитрами. Что в итоге... Очень интересная картина 'Молчание', снятая Мартином Скорсезе, заставляет о многом задуматься, поразмышлять на довольно философские темы. Почему Бог всегда молчит? Почему он молчит, когда его дети страдают? Великолепные актерские работы, операторские съемки и невероятная атмосфера. Спасибо Мартин) Гарфилд, я за тебя! 8 из 10
О фильме: XVII век. Двое португальских священников-иезуитов получают печальную весть из Японии об отречении их учителя от веры. Они решают отправиться в страну восходящего солнца, чтобы отыскать его. Япония оказывается крайне недружелюбной к христианству. Мнение: Про религиозные фильмы писать трудно. Еще труднее — оценивать их. Но я попробую. В первую очередь стоит отметить, что фильм медленный и размеренный. Событий в нем не так много. Всё это сделано специально, чтобы у зрителя было время на раздумья и на оценку поступков персонажей. Если вам хочется встряски и простоты, включать «Молчание» не стоит. Однако если вам захотелось фильма, требующего вдумчивого просмотра, тяжелого фильма, фильма о выборе между очень важными вещами, чего-то лучшего из снятого за последнее время вам вряд ли удастся найти. Мартин Скорсезе умеет снимать самые разные кинокартины, в том числе и те, над которыми зритель потом будет размышлять еще очень долго. В случае с этим фильмом, который режиссер решил снять еще 30 лет назад, Скорсезе только подтвердил это умение. «Молчание» создан на основе одноименной книги японского писателя-католика Сюсаку Эндо, который в детстве из-за своей христианской веры подвергался унижениям и нападкам со стороны одноклассников. Однако это только укрепило его в своих религиозных убеждениях, что затем, спустя годы, вылилось в великолепные своей глубиной (и не только) книги, известные во всем мире. Главную роль в фильме исполнил Эндрю Гарфилд, наиболее известный как Человек-паук из кинолент 2012 и 2014 годов. Еврейскому пареньку уже второй раз за последнее время приходится играть христианина (помимо этой кинокартины, Эндрю совсем недавно снимался в фильме Мэла Гибсона «По соображениям совести»), что стало причиной внезапного положительного отношения актера к христианской вере. Как заявил Гарфилд, «Я исполнился учением Христа и огромным желанием распространить это учение, ведь я действительно начал его обожать». Чтобы лучше вписаться в роль, актер вместе с Адамом Драйвером, который сыграл в фильме роль второй скрипки, какое-то время жил в обители иезуитов, изучая их уклад жизни и веру. В общем, парни к съемкам подготовились хорошо. Раз уж я начал писать об Адаме Драйвере, то сразу стоит отметить его игру. Безусловно, актер доказал, что способен играть не только странных злодеев (если что, это именно он исполнил роль Кайло Рена в недавних «Звёздных войнах»). В этом фильме он исполняет роль убежденного в своем деле священника-иезуита, который не сомневается ни в своей вере, ни в своей миссии. На мой взгляд, отличная роль, которая может стать великолепным заделом на будущее. Если все пойдет хорошо, то мы получили отличного драматического актера. Третьим актером-не японцем здесь выступает Лиам Нисон, который смотрится довольно ярко, однако, на мой сугубо личный взгляд, проигрывает дуэту Гарфилда и Драйвера. Ребята выглядят свежее, интереснее и задорнее. Операторская работа великолепна. Япония предстает перед нами красивой, опасной и чуждой. Кстати, что самое интересное, съемки проходили не в ней, а на Тайване. Это было обусловлено экономией средств. Концовка для меня была очень противоречивой. С одной стороны она ужасна банальна и проста. Но с другой — ее точно нельзя не назвать мощной — конец фильма пробирает, трогает и бьет по сердцу. Кроме того, после просмотра остается очень странный осадок, сопровождающийся наличием комка в горле. Чувства безысходности и тоски переплетаются с ощущением того, что свет правды существует, пусть и находится где-то далеко. Если фильмом проникнуться, то он оставит тяжелое впечатление. Для меня «Молчание» стало одной из самых тяжелых кинолент из просмотренных за последнее время и скорее всего самой тяжелой. Вердикт: Сильный фильм не для всех. 8 из 10
*Молчание, 2017, Мартин Скорсезе* Мартин Скорсезе тот режиссёр, фильмы которого ждёшь, как в детстве собственный день рождения или Новый год. В голове сразу всплывают сцены из таких фильмов как 'Остров проклятых', 'Казино', 'Славные парни'. Поэтому, увидев первые обзоры на новый фильм 'Молчание', моей радости не было предела, когда я узнал, что в нашем небольшом и в целом провинциальном городе он в идёт в прокате. Не буду затягивать. Рука мастера чувствуется с первых кадров: прекрасная операторская работа, отличная работа актёрского состава, завораживающая картинка ушедшей эпохи, уместное и ненавязчивое музыкальное сопровождение. В общем всё то, что делает из фильма шедевр. За исключением одного но... Примерно через час мы с женой начали переглядываться, а потом единым фронтом пришли к одному выводу: перебор! Даже нам людям, умеренно относящим себя к Христианству, картина показалась слишком перенасыщенной религиозной тематикой. Сложилось впечатление, что в ресторане вам подали вкусный, но очень пересоленный суп, который вы обязательно должны доесть. Ну, нельзя в каждом пятом кадре показывать и говорить одно и то же. Складывается впечатление, что в клетке сидит не монах-иезуит, а попугай. В течение всей картины я пытался понять, какой же смысл пытается донести до зрителя режиссёр. Но герои, которые отчаянно и фанатично пытались 'посеять в болото Японии' ростки своей веры, ломая всё больше и больше дров с каждой минутой фильма, этому отчаянно мешали. Приходили в голову мысли о противостоянии Европы и Азии. О конфликте двух религий. О силе человеческого духа. О преданности и спасении. Но всё это было далеко от истины. В конце концов, понимание пришло. Понимание того, что *обстоятельства, порой, сильнее религиозных убеждений и церковных формальностей*. Что нельзя быть одновременно идейным и чистым, глядя на смертельные мучения других людей, которые ты можешь остановить в любую секунду. Что нельзя напролом идти в 'чужой монастырь со своим уставом'. Лично моё обывательское мнение в итоге переросло в твёрдое убеждение, подкреплённое словами отца Феррейра: они не имели права ставить себя на место Христа, испытывая благостные фанатичные страдания. Иисус всё-таки приносил в жертву себя, а не своих последователей. Не хотелось бы дальше ввязываться в религиозные споры, картина в целом заслуживает просмотра и в конце концов даёт каждому право остаться при своих убеждениях. P.S. Ну и напоследок маленький совет фанатам фильмов с Лиамом Нисоном, если вы собрались идти на просмотр данной картины только из-за вашего любимого актёра, то, пожалуй, стоит повременить с визитом в кинотеатр. Наверное, я бы не решился ставить оценку, но учитывая, что мнение в целом совпали с моей супругой, то позволю себе такое кощунство: 6 из 10
«Молчание» — это третий фильм великого режиссера Мартина Скорсезе на религиозную тему, фильм полон сомнений, боли и противоречий. Кино не поучает, оно лишь ставит вопросы. И в неопределенности полотна от великого мастера есть стремление познать непостижимые тайны веры, чего всегда избегала церковь. Это очередной диспут церкви и ее догматов. Диспут о вере и сомнении, который на протяжении всей жизни ведет набожный католик Скорсезе, в молодости собиравшийся взять церковный сан. Ведь как говорил Дэвид Финчер: «Невозможно снять фильм, рассказать историю, не пытаясь затронуть то, во что ты веришь, чем ты заинтересован и что ты любишь». Римская церковь получила дискредитирующее и шокирующее сообщение: посланец португальского ордена иезуитов Кристован Феррейра (документальная история Феррейры подтверждена и зафиксирована в разных исторических источниках) отрекся от веры после пыток в Нагасаки. Португальские иезуиты падре Себастьяну Родригес (Эндрю Гарфилд) и падре Франсиско Гаррпе (Адам Драйвер) решают удостовериться в этом лично: отрекся ли от веры уважаемый ими наставник Феррейра (Лиам Нисон). Родригес и Гарпе дают обещание перед церковью разыскать своего наставника и рассеять клевету. Это опасное путешествие в безбожную (по мнению христиан) Японию для двух юных священников. Христианство объявлено вне закона, это угроза, разъедающая японскую культуру и целостность нации. Чужая вера уничтожается безжалостно. В деревню, населенную тайными христианами, попадают Родригес и Гарпе, и миссия волонтеров иезуитов начинает меняться, теперь необходимо не только найти отца Феррейру, но и помочь благочестивым крестьянам, жизнь которых превратилась в ужас, укрепить их веру. Они живут в постоянном страхе быть обнаруженными властями. Тысячи крестьян подвергались гонениям, множественным изощренным пыткам и уничтожению. Родригес становится свидетелем зверств и пыток собратьев по вере. Верующих японцев подвергают зверским мучениям. Сожжения, водные кресты, яма, в которой жертву вешают вниз головой, сделав маленький надрез на виске, чтобы кровь вытекала медленно. Нет предела пыткам «инквизиции» в пути искоренения чужой веры на их земле, фильм в лице главного героя задает главный вопрос Всевышнему: «Как ты мог допустить подобные трагедии и муки?» Этот напряженный диалог в полной тишине — кульминация фильма. В этом кромешном молчании, в котором заперт Родригес, и зритель должен сделать выбор. Во время просмотра почти трехчасового фильма, временами затянутого, можно утонуть в боли, страданиях и жестокости. А путь иезуитов не столько путь религиозного опыта, сколько постижения непостижимого — тайны веры. Актерская игра воистину восхитительна, игра актеров, исполняющих главные роли, настолько сильна, что перестаешь думать, что это фильм и начинаешь верить в то, что это реальность, особенно шокирует своей актерской игрой Эндрю Гарфилд. Лиама Нисона в картине не так уж и много, минут 20 максимум, но и за это короткое время он выдает несколько сильнейших эмоциональных сцен. Тельма Шунмейкер, постоянный монтажер Мартина Скорсезе, снова с ним, и в этот раз еще лучше демонстрирует свою работу, оператор Родриго Прието (он работал с Иньярриту, Стоуном, Альмодоваром, Энгом Ли, а со Скорсезе снимал «Волка с Уолл-стрит») великолепно демонстрирует нам, насколько сильна мощь изображения, особенно как выставлен видеоряд, каждый кадр это искусство, живописная картина, а про то, как выставлен свет, я просто промолчу: лица контрабандистов, гребцов в туманной ночи — это просто экстаз, истинное эстетическое наслаждение. «Молчание» - фильм не об одном человеке и вовсе не о группе людей, которые решились распространять Евангелие в Японии. Это драма обо всех христианах, пострадавших от мук и гонения в лице главного героя. Казалось бы ничего, но тут маленькая загвоздка, фильм ставит перед среднестатистическим зрителем такие философские и теологические вопросы. Все те вопросы, которые задает фильм, делает его очень узконаправленным, отчего и залы пустуют (отчасти, возможно, это из-за желания режиссера демонстрировать его во всем мире в оригинале с субтитрами). Хоть и премия Оскар в этом году практически полностью проигнорировала этот фильм, и у него ровно столько же номинаций, сколько у того же «Отряда самоубийц» (одна номинация за лучшую операторскую работу), фильм все равно достоин внимания ценителей кино. Для просмотра данной картины вам требуются два качества, которые редко связанные с современным кино: терпение и снисходительность. Прекрасное, тяжёлое, сильное историческое кино. Подлинная драма от мастера жанра. P.S. Жизнь и проповедование Христа на этой земле длилось 33 года, примерно столько же времени Скорсезе потратил на экранизацию романа Сюсаку Эндо. Пусть это будет для вас первой отсылкой на Евангелие, их в фильме будет много. 10 из 10
Как здорово, когда режиссер может себе позволить снять авторское кино, не заботясь о кассовых сборах, оскаровских гонках (хотя мне искренне жаль, что фильм на Оскаре, кроме номинации оператора, не представлен). Скорсезе уже ничего доказывать не нужно, а потому он может позволить себе снимать такие фильмы, какие ему хочется. И даже настаивать, чтобы их не дублировали. Сценарий «Молчания» он вынашивал с 1990 года, этой идее лет немного больше, чем мне. Пока я даже представить не могу, как идея может жить такой приличный срок. Но, посмотрев «Молчание», начинаешь понимать немного больше. Сразу оговорюсь, фильм не на широкого зрителя: отчасти это связано с отсутствием дубляжа, отчасти с продолжительностью фильма (161 минута!), отчасти с темой веры, которая поднимается в фильме. Сюжет прост и понятен: XVII век, Япония. Двое португальских священников-иезуитов прибывают в Японию с целью поисков отца Фейрреро, который по слухам отрекся от Бога и отвернулся от христианского вероучения. Япония вообще в нашем сознании страна восходящего солнца, какая же это ирония для этого фильма. Здесь Япония в тумане, серая, суровая, непокорная, отталкивающая и чрезвычайно жестокая. Кажется, ты видишь сон, потому что в жизни так плохо быть не может. Вот посмотришь, как люди раньше жили (хотя нет, правильнее сказать: выживали) и понимаешь, почему так сильна была вера у людей. Вера у них как глоток воздуха и надежда на то, что все будет хорошо. Показательно, что христианская религия у японцев и европейцев вещи абсолютно разные, и это не раз станет предметом бесед в фильме. Диаметрально противоположными по характеру оказываются два священника: отец Родригес и отец Гарупе (в исполнении Эндрю Гарфилда и Адама Драйвера), которые прибыли в поисках своего наставника. И если один строго и неукоснительно исполняет все требования религии, не отступая от них до самого конца, то второй оказывается более гибким и разрешает японским крестьянам наступить на образ, чтобы избежать смерти. Фильм затрагивает множество аспектов философии и религии. Главный вопрос, конечно, что важнее вера или символы веры. Многие задаются этими вопросами, а потому просмотр работы Скорсезе даст большую пищу для рассуждений, правда, никаких конкретных ответов и выводов здесь нет. Отдельной похвалы заслуживает видеоряд. Фильм снят невероятно красиво. Лица гребцов в туманной ночи вообще шедевр. Итог: если есть желание поразмышлять о вечных темах и посмотреть невероятной красоты кадры, то обязательно выделите время для «Молчания».
Сказать, что фильм был для меня самым ожидаемым - это ничего не сказать. Мартин Скорсезе - живой классик кинематографа, на восьмом десятке лет продолжает радовать киноманов своими фильмами. Конечно, далеко не все из них могут сравниться с его эталонными лентами, такими как 'Таксист' или 'Славные парни', но тем не менее для столь серьёзного возраста есть ещё порох в пороховницах у мэтра. Религия, и в частности христианство, с самых юных лет интересовала Скорсезе. В молодости он даже хотел стать священником, но в итоге выбрал кинематограф. Тема Бога так или иначе проходит лейтмотивом через всё его творчество. Достаточно вспомнить духовный конфликт, раздирающий героя Харви Кейтеля в 'Злых улицах' или набожность маньяка Макса Кэди из 'Мыса страха'. В его фильмографии были две ленты, посвящённые религиозной тематике целиком. Это скандальное 'Последнее искушение Христа', в своё время подвергшееся обструкции даже в нашей стране, когда тема оскорбления чувств верующих ещё вообще не была актуальна в обществе и безумно красивый 'Кундун', повествующий о детстве и юности нынешнего Далай Ламы XIV. Оба фильма провалились в прокате, но стали важными для определённой части поклонников кино в целом и Скорсезе в частности. Долгий путь к 'Молчанию' был тернист. Каждый раз что-то мешало воплотить амбициозный проект в жизнь. В подвешенном состоянии он находился несколько последних лет и уже успел смениться основной актёрский состав. Все планы на грядущий 'Оскар' были порушены и из-за позднего выхода ленты в прокат, и (что уж греха таить) специфичности её темы. В век, когда количество фильмов с оригинальными сюжетами, тем более в американском кино, неуклонно сокращается, академики как будто не заметили столь величественный фильм, предпочтя ему более нейтральные, хоть и неплохие работы. Номинации удостоился только оператор Родриго Прието, с которым Скорезе уже сотрудничал на 'Волке с Уолл-стрит'. Кстати, в отличие от 'Волка...'Молчание' снято действительно филигранно. Прието отошёл от той техники съёмок, что бросалась в глаза в предыдущем фильме Скорсезе, показав нам Японию 17 столетия во всей красе. В отличие от довольно короткого романа Сюсако Эндо, который по формату больше тянет на повесть, режиссёр разошёлся не на шутку и посвятил этой истории почти 3 часа экранного времени. А ведь изначально он должен был идти на полчаса больше. Что ж, справедливости ради скажу, что концовка действительно несколько затянута. Это, пожалуй, единственное, что немного смутило. К актёрам и режиссёру нет никаких претензий. Они вложили в этот шедевр все свои силы и оставили кинематографу бесценный подарок. А вообще история взаимоотношений стран Запада и Востока всегда интересовала меня, и Япония здесь не исключение. Удивительная страна с очень интересной историей и самобытной культурой. Географическое положение только способствовало этому развитию японцев, как ни на кого не похожей нации. Так что осталось ещё посмотреть первую экранизацию романа Эндо, которую снял Масахиро Синода в 1971-м году и сравнить два фильма.