Удивительно простая, даже угловатая эстетика данного мультфильма лишь усиливает первородный, глубинный смысл. Патологически сермяжная упакованная в 20 минут жизненная истина. Будто склеенное наспех краткое изложение Библии. Редуцированный сюжет, словно улица с односторонним движением без каких-либо философских переулков и ответвлений. Есть у отца три сына. Два подлеца (их имена, явки и пароли в фильме не указываются) как олицетворение идеологически слабой прослойки социума и предельный в своем градусе гражданской ответственности третий сын — Иван. Семья как минимум неполноценна и как максимум парадоксальна. Но почему у порядочного и мудрого отца семейства такое разнополярное потомство — никто не спрашивает, вихрь действа уносит нас от этих малодушных вопросов. Столовая соль земли русской — Иван, будто чекист в агентурном штабе, получает крайне опасное боевое задание. И сразу становится ясно — Иванушка не может его не выполнить. Ведь главный герой — социально-выверенный авторами эталон гражданина, образец чести и достоинства. Если в иных фольклорных произведениях Иванушка-дурачок, потому что всем верит. То здесь Иванушка-правда (Иванушка-стержень), потому что ему можно и нужно доверять. Казалось бы, нет ничего лишнего, безупречная формула. Но всё это становится скучным на минус третьей секунде просмотра. Во-первых, добро не может уступить в сказке злу, потому что не может уступить ему никогда. Только не в советской мультипликации. А в «Молодильных яблоках» не уступает еще и в одну калитку. Зло здесь безобидно и безропотно, это даже и не зло, а его беспилотный симулякр. Но в подобного рода патетической положительности кроется как архе-предсказуемость для зрителя взрослого, так и секрет успеха среди детей, оплот воспитания маленького зрителя. В 8 лет ребенок, для которого создаются такие мультфильмы, верит в одну реальность - ту, что видит на экране. Совершенный смысловой механизм — дядям и тётям остаётся только зевнуть — он никогда не сломается. И ни грубая, обмокнутая в сурьму, лубочная анимация, ни линейные диалоги и персонажи, которые пестрят лишь своим заслуженно-артистическим дубляжом, не играют в 'Молодильных яблоках' главенствующей роли. Оставим выбор целевой аудитории, что же перед ней — лапидарная, беспримесная в своей идеальности притча, которая завершается разгромной, почти немецкой, победой трудового красного оптимизма над сюрреалистически наивным врагом или кристально чистый плод доброты и человечности родом из детства? Спустя сорок лет вопрос остается открытым. 6 из 10
Фантастически, невероятно, сказочно красивый фильм. Один из самых любимых в детстве. И не теряющий своей прелести и притягательности, когда его смотришь двадцать лет спустя после детства. Для меня в нем нет недостатков. Графика, в стиле старинных лубочных картинок, отнюдь не делает персонажей схематично условными - они все живые, характерные и запоминаемые сразу и надолго. Нет ни одного кадра, который бы покоробил взгляд своей неуместностью, или незаконченностью. Звуковое сопровождение, ну тут вообще трудно выразить свой восторг - любые хвалебные эпитеты, будут уместны. Роскошные голоса А. Папанова и Г. Миляра чего только стоят. И старая сказка, превращается в шедевр, усладу для глаз, слуха и души. И можно простить главному герою маленькие слабости, когда вопреки убеждениям не захочется ему выполнять условия договора - и это особенно делает эту историю такой живой, такой жизненной. Все мы люди, и всегда мы выбираем и нас выбирают, и голова, не токмо шапку носить... 10 из 10