Однажды я видел сон, будто я мотылек и порхаю везде где хочу. Как мотылек я следовал всем своим прихотям и не чувствовал, что я человек. Внезапно я проснулся и не мог понять, то ли я человек, которому снится, что он стал мотыльком, то ли я мотылек, которому снится, что он стал человеком. © Хун Цзу Сон... существует множество научных определений, но что представляют собой сон и сновидения на самом деле, и по сей день остается загадкой для человечества. «Паприка» — аниме, снятое по мотивам одноименного романа Ясутаки Цуцуи, в котором рассказывалось о женщине-психологe, вовлеченной в проект по созданию устройства, позволяющего входить в чужие сны, тоже не даст вам ответа на этот вопрос, но даст отличную пищу для размышлений. Режиссёром фильма стал Сатоши Кон, известный многим по полнометражным анимационным лентам «Актриса тысячелетия» и «Однажды в Токио», а также тринадцатисерийному психологическому сериалу «Агент паранойи». Безумный и одновременно гениальный полет фантазии Сатоши Кона, превосходно воплощенный известной анимационной студией Madhouse, являет собой один из самых лучших и ярчайших представителей психоделического аниме. Очень красочная, насыщенная и детально прорисованная картинка, затягивающий словно водоворот сюжет, интересные персонажи радуют глаз и разум. Кстати, аниме получилось, на удивление, весьма динамичным, как для такого жанра. Это также несомненный плюс данной картины. Первая демонстрация фильма состоялась второго сентября 2006 года на Венецианскиом кинофестивале. Зал, в котором проходил показ, был переполнен до отказа. По окончанию сеанса публика стоя приветствовала вышедшего режиссёра бурной овацией, не стихавшей пять минут. Думаю, это о многом говорит, и никто не останется разочарованным после просмотра этой великолепной артхаусной картины.
В моей анимационной картине мира всё складывается следующим образом: 1. Россия - блины, Чебурашка. 2. Запад - бургер, джинсы и Дисней. 3. Япония - манга и аниме, а именно Хаяо Миядзаки и Сатоси Кон. Сегодня речь пойдёт о последнем режиссёре и его мультфильме «Паприка». Почему говорю только о двух режиссёрах среди многочисленного аниме? Потому что: во-первых, как по мне, эти два титана стоят на вершине Хит-парада той самой «техники захвата и влияния на умы». Во-вторых, я лучше ни кого не знаю. Конечно есть ещё такой режиссер, как Акира Куросава, но он только про кино, а сегодня повторюсь, речь пойдёт об аниме «Паприка». Эта супер запутанная история о недалеком будущем Японии, где психотерапевты научились лечить ментальные трудности людей, видя их сны. Экспериментальное устройство с названием DC Mini позволяет погрузиться в сны других людей и свои. Всё бы хорошо, но украли 3 таких же устройства и появилась опасность, что кроме врачей смогут проникать в сны недруги, следовательно подобным способом манипулировать людьми. В этой сюрреалестичной картине зритель увидит и сумасшедший мир фантазий режиссёра, и сны вперемешку с реальностью, даже психиатрам будет над чем задуматься. Главное и одно из ярких достоинств мультфильма, я считаю его специфика и яркие художественные средства. Такие как гротеска, динамичная трансформация реальности меняющаяся в быстром темпоритме истории. Так же смешение жанров, т.е. за полтора часа зритель увидит на экране фантастику, комедию, триллер и детектив. Также не могу не обратить внимание на ещё одно достоинство «Паприки»: утрированная прорисовка персонажей и кропотливая проработанность их характеров, чувство юмора в частности выраженное в виде алогичных реплик, движений в сценах, неожиданных переходов или причудливых образов, идеальный картине саундтрек, придающий нужное настроение во время просмотра, многогранность и фактура в которую нагромождено всё перечисленное, как ни странно, но всё гармонично сочетается. «Паприка» осмысляет философские и психологические проблемы, такие как иллюзорность нашей реальности и значение сна в жизни человека. Возвращаясь к началу своей рецензии о том, что Миядзаки и Кон на вершине «техники захвата и влияния на умы» следует отметить, что смысл истории акцентирует актуальные проблемы действительности. Например, большое влияние прогрессирующих технологий на социум, кажется, утеряна грань между реальностью и виртуальным миром. Технологии не только вторгаются в пространство нашей повседневности, но и подчиняют себе невольно заставляя зависеть от них. Возможно, поэтому мультфильм сложен для восприятия, поскольку Сатоси Кон не прибегал к изощрённым спецэффектам, а такую сложную, замысловатую историю сделал, а точнее нарисовал с наименьшей обработкой видеоматериала и отснятой раскадровки. В 2006 году «Паприка» стала вершиной творчества японского режиссёра, снятая по мотивам одноименного романа Ясатаки Цуцуи, которого Кон обожал. И действительно, картина переняла траектории воображения, стилистику, сюжетные прыжки и психологические вывихи современной Японии, травмированной политическими, экономическими и историческими обстоятельствами. Аниме участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля, а в это время Кон задумал следующий проект — «Машину снов», которую не успел завершить. Так как часть работы уже выполнена и есть надежда, что друг мастера и директор студии Madhouse Масао Маруяма закончит проект по точным раскадровкам Сатоси Кона.
Группа учёных разрабатывает прибор, с помощью которого появляется возможность погрузиться в сны человека. В определённый момент кто-то похищает три таких прибора и начинают происходить странные вещи... Вынужден признать, мне данное аниме оказалось не по зубам. Бешеный темп, сумасшедший визуальный ряд, несколько сюжетных линий, куча отсылок, философские диалоги. Всё это тянуло меня в разные стороны. Если эстетически я получил огромное удовольствие, то вот уловить мораль и главную мысль(мысли) не получилось. Единственный персонаж, чья линия понятна- это полицейский Конакава. С ним все просто и читаемо. А вот с остальными сумбур и сумятица. Может как раз из-за ярчайшей картинки и общего хаоса происходящего. Посмотреть тут есть на что. Фантазия автора не знает пределов. Образы сменяют друг друга со скоростью света, краски наслаиваются одна на одну, каждый кадр хочется поставить на паузу и рассматривать до бесконечности, выискивая детали и наслаждаясь полётом мысли. И все это в сопровождение потрясающей музыки. Может такой визуал и сыграл со мной плохую шутку, затмив собой все остальные достоинства. Не берусь утверждать. Но факт остаётся фактом- вопросов много, ответов мало. Даже если отбросить метафорический посыл, фильм не становится яснее. Мотивы персонажей, их поведение все равно остаются для меня загадкой. Такое положение вещей можно исправить вторым просмотром, наверное. Только нет у меня желания вновь оказаться среди всей этой вакханалии. Ну а пока знакомство с Сатоси Коном не могу назвать успешным. Я много наслышан об этом аниме, встречал во всевозможных топах, читал восторженные отзывы. В том числе и о самом режиссере. Тем обиднее тот факт, что я так ничего и не понял. 7 из 10
Это первое аниме известного режиссера Сатоси Кона, что я посмотрел. Человек, за свою короткую жизнь (умер в 46 от рака) создал совсем немного произведений (в основном полнометры), но все они, благодаря его особу стилю, запоминаются надолго. И 'Паприка' - самое известное аниме. Я бы нисколько не удивился, если Кристофер Нолан брал кое-какие моменты из этого аниме для своего фильма 'Начало'. Это на моей памяти два произведения, которые так говорят о сне и реальности. Аниме основано на книге Ясутаки Цуцуе. Первоисточник я не читал, поэтому ничего сказать не могу. А вот фильм... Итак, это аниме очень на любителя. К нему надо быть готовым. Оно как очень странное, так и очень интересное. Однозначно на более взрослых людей рассчитано. История о том, как корпорация создала прибор, помогающий заходить в сны, менять их, лечить этим людей. И тут несколько приборов крадут. Вот такая завязка. В отличие от фильма Нолана, тут сны более правильны. Они сюрреалистичные, нереальные, гипертрофированные. Такие, как мы их видим. Причем в некоторых моментах аниме становится даже страшным. Фильму есть, чем запугать. За все полтора часа просмотра не до конца понимаешь, что реальность, а что сон. Просто шикарная картинка в фильме. Красота красок зашкаливает. Сны сделаны великолепно. Музыка божественна. Это тот случай, когда отдельно от фильма она звучать не будет совсем, но вместе с ним создаётся нечто невероятное. Есть конечно и минусы. Многие персонажи слабо раскрыты, немного клишированы и их линии слишком просты. Любовная линия так вообще появляется из ниоткуда. И продолжительность аниме. Ее очень мало. Не хватает вот совсем немного, чтобы более здорово раскрыть идею и сами сны. И всё-таки это аниме великолепно. Теперь нужно посмотреть и другие произведения этого режиссёра. Зигующие куклы - это прекрасно. 9 из 10
Я узнал об этом произведении совершенно случайно, но оно покорило меня с первых кадров, даже несмотря на то, что я не являюсь поклонником аниме. Но Паприка это один из самых интересных и нестандартных мультфильмов в принципе. Сатоси Кон просто высказывает свои мысли о связи реальности и сновидений давая им занятное псевдонаучное объяснение. Произведение предельно сюрреалистично, гротескные образы, нарочито нереалистичные персонажи и постоянно меняющийся видеоряд создают атмосферу настоящего безумия. Но безумие это далеко необычно, ведь на самом деле оно строго упорядоченно, просто подчиняется не закон нашего материального мира, а так называемой логике сна. Ведь именно во сне реально почти всё что можно представить Но при этом определённые закономерности всё же существуют. Особенно это касается мест действия, они могут быть абсолютно непохожими друг на друга и пересекаться между собой произвольным образом. Но сам их вид останется постоянным на протяжении всей ленты, как собственно и последовательность этих переходов. В аниме невероятно детализированная рисовка выполненная в отличном и ни на что непохожем стиле. Но даже не это поражает сильнее всего. Сатоси Кон создал просто целую систему переходов из кадра в кадр. Сцены не просто сменяют друг друга, они вытекают последующая из предыдущей притом самым непредсказуемым образом. Реальность со сном по настоящему связывает лишь Паприка/Ацуко да и то альтер эго имеют не слишком много общих черт. Но именно их непохожесть и делает этот образ таким интересным. Это в первую очередь их история хотя остальным героям тоже уделено не мало времени. Паприка невероятно увлекательное и запоминающиеся аниме. Аниме которое может не понравится, но не сможет забыться. 9 из 10
Из разговора Алисы с Чеширским Котом: Но я не хочу идти к сумасшедшим, - заметила Алиса. - Ну, тут уж ничего не поделаешь, - сказал Кот, - мы все здесь сумасшедшие. Я сумасшедший. Ты сумасшедшая. - С чего вы взяли, что я сумасшедшая? - спросила Алиса. - Это должно быть так, - сказал Кот, - иначе ты бы сюда не попала. О плохом. Трудно, конечно, найти нечто оригинальное в этом аниме. Даже не беря во внимание предыдущие работы Кона, нельзя не заметить, что 'все это уже было'. Даже психотерапевтическая машина для конструирования снов, похоже, перекочевала со страниц 'The Dream Master' Роджера Желязны (да и поднятые проблемы пересекаются). Но... А чего, собственно, можно ждать от постмодерна, ярким представителем которого аниме и является? Новых решений? Оригинальных идей? От японского постмодерна? Запрос явно не по адресу. Все что может предложить японская анимация, так это немножко 'специй' национальной 'специфики' в привычной транснациональной упаковке. Приестся - мир пожует и выплюнет. Об остальном. Пожалуй, одно из лучших виденных мной аниме. Яркая картинка, карнавальная музыка - несмотря на показанный, по сути, кошмарный сон, тягостного впечатления после просмотра не остается. Злобное ерничанье 'Агента паранойи' перешло в веселую иронию 'Паприки'. Плавающие смыслы, деконструкция всего, что попадается под руку, смешение сна и реальности, прошлого и настоящего - Чеширский Кот постмодерна в полную силу ухмыляется своим сияющим оскалом в 'Паприке'. И кто упрекнет Чеширского Кота, что кроме ухмылки-то больше ничего и нет? Лишь последний 'идол' должен пасть жертвой деконструкции – нет, не сон, а здравый смысл: -)! Потому 'Паприка' и столь прекрасна – она не притворяется чем-то иным, кроме себя самой, а именно – красивой мозаики образов, цитат и отрывков, из которых каждый может сложить то, что ему больше всего по душе. Кто-то вспомнит Юнга, Фрейда и подавленное сознание. Кто-то покритикует общество потребления. Наверняка опять достанется несчастным 'разрушительным иллюзиям' и 'бегству от долга и страхов'. А кому-то 'Паприка' просто доставит эстетическое удовольствие своей сияющей ухмылкой постмодернизма, за которой, может быть, что-то и есть, а может быть только эта ухмылка и существует. А все потому, что 'иллюзии и реальность существуют рядом'. И отделять их друг от друга, значит подвергать человека риску 'раздвоиться' внутри самого себя. И крайний реализм, как и крайний идеализм одинаково опасны – бегство от долга ничуть не хуже бездумного слепого повиновения чужой воле. 'Честь' служения и защиты на поверку оказывается жаждой власти и завистью, отказ от иллюзий – предательством самого себя и самоубийством, а холодный реализм может оказаться способом спрятаться от реальности. Но... В самом деле, несерьезно ждать от глумливого постмодерна готовых ответов. Чем там кончается 'Паприка'? Чиба и ее альтер-эго соединились, и личность обрела целостность? Женское начало победило мужское? Девочка впитала в себя иллюзии и выросла? - Будьте добры, вы не подскажете мне дорогу отсюда? - Это зависит главным образом от того, куда ты хочешь попасть, - сказал Кот. - Мне не так уж важно, куда... - начала Алиса. - Тогда неважно, какой дорогой идти, - сказал Кот. - -. ..я просто хочу попасть куда-нибудь, - добавила в качестве объяснения Алиса. - Ну, туда ты наверняка попадешь, - сказал Кот, - если только будешь идти достаточно долго.
Мир снов всегда увлекал человека. Ведь вырванные из подсознания образы, пропущенные через причудливую трансформацию ощущений, нередко становились источником вдохновения для многих творцов разных профессий. Потому неудивительно, что сны обзавелись целой плеядой экранизаций. Причем качество и содержание представленного материала весьма разнообразно и широко варьируется. На одном конце импровизированной шкалы маячит серьезный Нолан, лишь на несколько минут позволивший себе заигрывание с пространственно-временным континуумом. На другом – методично погружается в пучину треш-болота (ну хорошо, он из него никогда и не выползал) известный кочегар в полосатом свитере и мятой шляпе. Где-то между этими крайностями мечется в своем эпилептическом танце милая японская девушка с весьма специфическим именем – Паприка. Ее основная задача – уничтожить ваши зрительные нервы за относительно короткий промежуток времени. Если вы решите за всю свою жизнь посмотреть одну единственную аниме-ленту, то берите «Паприку» Сатоси Кона. Эту работу по праву можно считать эталонной, на все сто процентов соответствующую ГОСТу на аниме, с поправкой на то, что все элементы возведены в ранг абсурда. Мы врываемся в сердцевину истории, словно зритель, опоздавший на киносеанс, с трудом разбираемся в хитросплетениях взаимоотношений главных героев спектакля, и под развязку остаемся один на один с множеством вопросов, на которые ответы нам так и не дадут. И все это действо сопровождается такой безумно яркой и сумасшедшей картинкой, что невольно начинаешь перебирать в голове названия сильнодействующих психотропных препаратов, что ты употребил за последние двадцать четыре часа. Музыка, играющая фоном, только закрепляет эффект. Не зря основной метафорой «Паприки» становится безумный парад. Он как ничто другое отражает настроение шизофрении окружающего мира. Это не мультфильм, это глюк, трип, бред, называйте это как хотите, но так мультфильмы не делают. Конечно, если мы не берем в расчет страну восходящего солнца. Время действия – близлежащее будущее, место действия – наша условная реальность. Суета разгорается вокруг изобретения, позволяющего проникать в чужие сны. Подобное устройство в нечистоплотных руках может обернуться (читай «обернется на сто процентов») оружием массового психоза, ведущего к неминуемой гибели подопытного. Естественно эти руки находятся практически сразу же. Чтобы вернуть опасную игрушку назад в исследовательский центр в дело включаются молодой доктор Ацуко Тиба и ее Альтер-эго Паприка (проекция, созданная для работы во снах), разработчик этого устройства, детектив, страдающий ночными кошмарами и прочие хорошие люди. А тем временем мир вокруг начинает сходить с ума, сон перетекает в реальность, грозя превратить будни в единый поток безумия, задорно марширующий на фантасмогоричном параде. В «Паприке» сложно сделать шаг, чтобы не угодить в какой-нибудь образ, изрядно намозоливший нам глаза в других аниме-лентах. Судите сами. Здесь есть обаятельная главная героиня с непонятным раздвоением личности, суровый полицейский с загадочным прошлым, отравляющим настоящее, гениальный, но инфантильный ученый, и, конечно же, главный негодяй, могущественный и уязвимый одновременно. При этом, нагородив столько штампов на единицу сюжетного текста, Ясутаки Цуцуи, чей роман лег в основу данного мультфильма, Сеиси Минаками и Сатоси Кон выплетают настолько филигранный узор, что у нас нет никакой возможности оторваться от экрана до финальных титров. Сюжет, который казался обычной копилкой клише, оказывается намного прочнее, чем выглядит изначально. Не надейтесь, основными секретами они так и не поделятся. А те объяснения второстепенных линий, что преподнесут нам под занавес, будут предсказуемыми и лишними. «Паприка» выдает нам одну за другой формулировки понятия «сновидение», каждая из которых, не смотря на свою фантастичность, имеет право на жизнь. Сон - это кино. Это нон-стоп из жанров, главный режиссер которых вы сами. Нуар сменяется комедией, ужасы перетекают в головокружительные приключения, и только от вас зависит, когда же поползут по экрану титры. Сон - это цирк. Здесь номера варьируются от вашей фантазии, проходя все ипостаси от безобидной клоунады до смертельных неповторимых аттракционов. Сон - это парад. На этом параде лягушки играют на трубах, гигантские роботы отдают салют, а холодильник и тостер играют в чехарду. Сон - это реальность. Реальность, сотканная из скучных серых лиц клерков, реальность, которой так не хватает ярких красок. При этом грань между действительным и пригрезившимся в этом фильме настолько тонка, что уже к середине, как бы внимательно вы не смотрели, логическая составляющая происходящего помашет на прощание вам ручкой. И если поначалу спасительный маячок Паприки может гарантировать вам правильные координаты, то со временем вы понимаете, что ориентироваться на него было бы безумием. Смиритесь, перед вами один затяжной сон и бессмысленно искать его границы. Здесь есть все, чтобы сделать сон по настоящему ярким и запоминающимся. «Паприка» не страдает ни серьезностью Нолана, ни вымученными шутками Фредди Крюгера. Она оставляет после себя легкое недоумение, какое-то странное послевкусие, как будто вы только что проснулись и силитесь вспомнить сон яркий и безумный одновременно. Не зря эта анимация завоевала множество призов на престижных конкурсах. Так что, если вы решите за всю свою жизнь посмотреть одну единственную аниме-ленту, то берите «Паприку» Сатоси Кона, не прогадаете.
А мне показалось что мультфильм наоборот очень легкий в просмотре . Время пролетело незаметно - остались приятные воспоминания - очень хороший рисунок и дизайн , ненавязчивые размышления о грани между сном и явью , обаятельная главная героиня. Все очень хорошо. А касательно музыки - я нашел её и закинул на плеер , теперь слушаю с удовольствием. Хороший мульт - а если смотреть в соответствующем настроении - то и крышу может слегка снести - вся эта неясность где сон где явь и шизанутые трансформации реальности - прикольно.
Онейрология как продолжение и развитие психоанализа В 'Паприке' перед зрителем развертывается удивительный мир фантазий. Мир, в котором реализована мечта любого психоаналитика – возможность непосредственно инкорпорировать своё сознание в сон пациента, для проработки бессознательных сторон его психики. Для такого проникновения используются изобретенные гениальным доктором Токита устройства DC mini. Пропажа трёх образцов инновационной технологии и следующие за ней случаи онейроидной галлюцинации у ряда сотрудников лаборатории, являются завязкой сюжета. Также вначале показывают сон детектива Тосими Конакава, в котором с терапевтической целью излечения тревожного невроза Конакавы, обусловленного подавленными эмоциями и воспоминаниями, участвует Паприка – alter ego доктора Ацуко Тиба (руководителя группы ученых, занятых разработкой проекта). В этом сне происходит динамичная череда трансгрессивных переходов из одних онейроидных локаций (как впоследствии выяснится, конституируемых вытесняемым увлечением Конакавы различными жанрами кинематографа и ужасом подавляемой психотравмы) в другие. Этот эпизод задаёт яркий и динамичный ритм происходящего впоследствии на экране сюрреалистического действия. По ходу повествования феерия образов карнавального шествия чередуется с пустынными таинственными ландшафтами или гротескными фантасмагориями кодированных образов. С развитием сюжета грань между сном и реальностью становится всё более зыбкой. Коллективная форма сна, контролируемая главным протагонистом, вторгается в действительный мир. Происходит трансформация, в результате которой явь и сон сливаются в единый поток сюрреальности. Alter Ego Доктор Ацуко Тиба рациональна и сдержанна. Она олицетворяет Эго (по Фрейду), архетип Маски (по Юнгу) или эго-состояние Взрослый (по Бёрну). Ацуко старается постоянно контролировать своё альтер-эго: игривую, эмоционально непосредственную Паприку, выражающую её бессознательное (по Фрейду), архетип Тени (по Юнгу) или эго-состояние Ребёнок (по Бёрну). Для того чтобы остановить коварный замысел злодея, главный герой повествования - Ацуко должна проработать свой собственный внутриличностный конфликт. Только интегрировав свою сознательную сторону личности и альтер-эго Паприку, она способна обрести целостность или самость, которая позволить ей на равных противостоять антагонисту. Специфика паприки Неоспоримым достоинством этого аниме является использование ярких художественных средств: гротеска, динамичных трансформаций ирреальности, многократных ложных пробуждений, смешения жанров (фантастика, триллер, детектив, комедия). Также нельзя особо не отметить другие выдающиеся достоинства «Паприки», как-то: забавная утрированная прорисовка персонажей, проработанность их характеров; великолепное чувство юмора (в частности выраженное в виде алогичных реплик, неожиданных переходов или причудливых образов); идеально подобранный саундтрек, обеспечивающий нужное настроение. Catchers in the dream «Паприка» осмысляет классические философские и психологические проблемы: иллюзорности нашей реальности и значение сна в жизни человека. Это аниме можно отнести к жанру постмодернизма, в нём присутствует множество культурных реминисценций: бабочки Чжуан-Цзы (приколотые бабочки – пойманные в ловушку сновидцы); миф об Эдипе и другие смыслообразующие элементы психоанализа (проекции, психотравмы, бессознательное и пр.); сказочные сюжеты (поцелуй пробуждающий спящую красавицу); аллюзии и цитаты («отчаянные времена требуют отчаянных мер», «правда всегда идет рядом с вымыслом»); традиционные антитезы (явь и сон, жизнь и смерть, любовь и ненависть и др.). Содержание смыслового поля Паприки акцентирует актуальные проблемы и нашей, вполне явной действительности. Например, всё более возрастающее влияние прогрессирующих технологий на социум, нивелирующее грань между реальностью и виртуальностью киберпространства. Таким образом, технологии не только вторгаются в пространство нашего опыта и внимания, но и подчиняют их себе, конституируя под свои формы и потребности. Под внешним воздействием система ценностей и приоритетов рядового пользователя виртуальности переживает вполне осязаемые трансформации, организованные властителями дум, то есть теми, кто владеет технологиями. Также имеет место тема дезориентации в современном мире. Перманентно разрываясь между двумя реальностями, в конце концов, люди теряют четкий критерий различия. Это ведёт к потере возможности ориентироваться, и, следовательно, либо к утрате рассудка, либо к гибели индивида (как пример, сцена с Ацуко на балконе). Общее антисциентистское настроение и посыл 'Паприки' выражается в конкретной фразе персонажа: «Наука – это мусор по сравнению с глубоким сном». Доктор Сэйдзиро Инуи (глава института) является выразителем технофобической и одновременно деструктивной идеологии. Психологический аспект. Характеры и взаимоотношения персонажей эксплицируются во сне и наяву, в личных переживаниях и социальных интеракциях. Рассматривается роль подсознания в организации психической жизни человека. Утверждается важность обретения психологической зрелости, осознания и высвобождения вытесняемых переживаний и обретения целостности личности. Архетип самости представлен как творческое жизнеутверждающее начало, способное преодолеть деструктивную энергию хаоса. В художественном пространстве «Паприки» два мира - действительности и фантазии - переплетаются в единую канву гиперреальности. «Паприка» напоминает нам, что мы уже давно живём в гиперреальном мире, где наши потаённые фантазии осуществляются наяву, и где наше бодрствование неразличимо от эфемерности сна. 10 из 10
На самом деле я не поклонник аниме. О 'Паприке' я услышал от моего друга, который просто восхищался этим мульт... хотя такое произведение называть мультфильмом язык не поворачивается. Могу сказать одно: Это волшебно! Я говорил, что поклонником аниме не считаюсь, а это значит, что такие имена как Сатоши Кон для меня ничего не значили. Зря конечно. У этого режиссёра фантазия бьёт фонтаном и мир сказки и науки выстроен не хуже миров Терри Гиллиама или Кристофера Нолана (у него недавно вышел фильм 'Начало' и сюжеты очень схожи, разве что подходы к материалу совершенно разные). По сути в фильме много символов и метафор посвящённых о глубине нашего разума. Создатели как будто предупреждают, что мир снов очень соблазнителен и прекрасен, но тем самым он является потенциальным врагом нашего здравого ума. В мире снов можно легко затеряться и задавать один вопрос: 'Я всё ещё сплю или же просто сошёл с ума?'. Авторы говорят через этот сногсшибательный артхаусный фильм одну истину: мы не должны забывать сосуществование реальности, где законы физики и порядка сохраняют наш ум и не дают его загрязнить. Фильм делался на самом мастерском уровне аниме, которое я когда-либо видел. Здесь всё прекрасно оформлено, начиная с графики и заканчивая музыкой. Это тоже просто невероятно. Для меня это один из самых необычных фильмов, которые я обожаю и по сей день. Посмотрите этот маленький шедевр Сатоши Кона. Он вас зачарует своим видением о мире снов.
'Паприка' - один из самых лучших виденных мною фильмов и бесспорно гениальное творение Сатоши Кона. Это история, рассказывающая об ином мире, необычном и потрясающем, мире, где рассудок помутняется, а мозг перестает верить в происходящее, мире, наполненном яркими сумбурными цветами и столь же сумбурными персонажами, Мире Сновидений. В этом мире все другое: персонажи более живые (хотя сначала может показаться, что они похожи на кукол, но это не так), цвета более красочные, поступки обретают совершенно иную форму, нежели в реальности, и все это передается настолько потрясающими, иногда даже режущими глаз, красками, постоянным движением всего, в том числе и, казалось бы, всегда неподвижных стен, пола, потолка, что это сбивает с толку, восхищает и поражает. Сюжет завязан вокруг необычной девушки Паприки, которая может свободно перемещаться между Сном и Реальностью. Паприка - персонаж до конца непонятный, интригующий, недоступный и вместе с тем мягкий, добрый, полный любви ко всему живому. Вы не сможете не полубить ЕЕ и в то же время ОНА никогда не будет только с вами, не будет полностью вашей. Рядом с ней вы чувствуете себя в безопасности, покой и безмятежность охватывают вас, когда ОНА рядом, но вместе с тем чувствуется, что ОНА далеко, что ОНА не из этого мира и никогда не станет ему принадлежать... В общем, если хотите получить море эмоций, поистине несказанного удовольствия и при этом получить пищу, пусть и небольшую, для размышлений, то это аниме для вас. 10 из 10
Сила, с которой неожиданные вещи входят в нашу жизнь, часто удивляет нас. В моем случае, это было возвращение к аниме после многолетнего перерыва. Произведение, которое я случайно открыл для себя в 2006 году, оказалось чем-то невероятным. Началось все с некоторой скептической ноты (ох уж эти предрассудки об анимэ!), но постепенно оно стало неотъемлемой частью моего внутреннего мира. И вот в 2024 году я решил пересмотреть фильм снова. Эта яркая картина авторства Сатоши Кона пробудила во мне много вопросов, на которые я отвечаю до сих пор: Кто мы? Во что верим? Можем ли мы верить образам, если они являются Снами? В чем разница между Сном и Реальностью, если опыт, проживаемый в этих слоях - неотличим? Произведение наполняет сознание яркими красками и метафорическими философскими смыслами. Сложное полотно образов и ассоциаций, представленное в фильме, оказалось глубоко проникновенным и неустанно вызывающим новые эмоции и идеи. Я бы сказал, что это фильм-калейдоскоп, в котором одни и те же образы и детали приобретают новый смысл в зависимости от оптики. Нельзя назвать этот фильм просто анимацией: он обладает глубиной и многогранным сюжетом, который поражает и заставляет задуматься. Второй раз, когда я пересматривал этот фильм, я открывал для себя новые детали и интерпретации, которые ранее ускользали от моего внимания. Это, безусловно, шедевр, который сохраняет свою актуальность и интерес даже спустя столько лет после релиза. Такие фильмы напоминают нам, что наше понимание мира постоянно меняется и расширяется, и что даже в мире искусства мы всегда можем открывать новые грани и перспективы. 10 из 10 пересмотрю снова через 18 лет, уверен, что и тогда открою для себя что-то новое.
Мир японских полнометражных анимационных фильмов - нечто совершенно уникальное. Не столь популярный у нас жанр на деле же представляет собой крайне разнообразный спектр картин - от детских мультиков, до сложных взрослых и философских историй. Паприка - как раз их последних. Картина затрагивает тему подсознания и сновидений. Сюжет повествует о ученых, изобретших прибор, видящий и влияющий на чужие сны, которые сталкиваются с кражей и использованием данного устройства в недобрых целях. Как-то подробнее рассказывать детали повествования и объяснять сюжет нет смысла - не хватит объема рецензии и терпения читающего. Стоит лишь сказать что фильм крайне запутанный, не терпит невнимательного просмотра и его не так просто понять. При этом это нельзя поставить фильму в минус - так и было задумано. Режиссер хотел визуализировать сны, показать как они переплетаются с реальностью и как связан этот мир подсознания человека с его личностью в реальном мире. Герои перемещаются из сна в бодрствование и наоборот, обманывая зрителя и играя с ним и его ожиданиями - сделано это просто мастерски. Не стоит обижаться на фильм если он будет казаться непонятным и за сюжетом сложно уследить - как можно уследить за сном? Более очевидным достоинством аниме является его визуал. Анимации такого качества в сочетании с режиссерской работой с кадром и постановкой а также оригинальность стиля и цветов создают просто бурю эмоций. В сочетании с прекрасным саундтреком это все прочно отпечатывается в сознании и дарит незабываемые эмоции. Фильм можно советовать даже тем, кто с подозрением относится к японской анимации - это кино способно впечатлить даже таких. Паприка - это сложное, умное и философское кино и психологии, сознании и подсознании. Обернуто все в прекрасный визуальный стиль и оригинальные решения, которые сами по себе могут доставить удовольствие тем, кто не особо разобрался в сюжете. Так что я крайне советую посмотреть этот шедевр и потом обдумать и проанализировать его - это того стоит. 10 из 10
Воистину, неисповедимы пути Господни. Я в 2010 перестал смотреть аниме ('я взрослый дядя, я занят работой и семьей, мне не до этого', бла-бла-бла'). И вдруг, неожиданно... в 2019 году я наткнулся на данный фильм, почитал описание и понял, что пропускать такое просто нельзя. Я посмотрел его с женой. ДА, зашло тяжело (жена так вообще отключилась на середине), но в целом не скажу, чтобы это вызвало отторжение. Наоборот, я как будто бы ожил, те части меня, которые долгое время спали резко пробудились. И в мою жизнь вернулись те краски, которых мне так не хватало. Потом посмотрел фильм еще раз. Стало ощутимо понятнее. Итак, фильм. ДА. О, да. Назвать это мультфильмом ну просто кощунственно. Это уровень Линча, Тарковского. Сатоши Кона. Шучу, я знаю, что это он. И это лучший из его фильмов. Яркое, яростное, страстное полотно образов, ассоциаций и снов проникнет глубоко внутрь и навсегда останется там, в глубине души. Вы не сразу поймете все образы, отнюдь. Да и надо ли? Некоторые идеи и образы раскроют себя через неделю - месяц - полгода. Некоторые события и мелкие детали тоже могут проскользнуть мимо вашего внимания. Плохо ли это? Отнюдь. Это академическая работа, а мы - всего лишь люди. В Джоконде же столько деталей, что некоторые всю жизнь ее изучают. Как всякий серьезный шедевр данная картина имеет крайне высокую степень ре-смотрибельности. Раз в год-два можно смело пересматривать, всякий рз находя для себя новые грани. 10 из 10
Одним из признаков, того, что ты засыпаешь является отсутствие контроля мысли. То есть, мысли твои, ты сам создал их, но ты уже не можешь повернуть их в необходимое тебе русло. На этом кончаются мысли и начинаются сновидения. Второй раз смотрю аниме от господина Кона Сатоси и второй раз оно вызывает у меня восхищение. Порой, смотря аниме я ловлю себя на мысли, что возможно, было бы немного лучше, если бы это было фильмом, но это не относиться к этой картине- Кон Сатоси идеально и в полном объёме использует возможности и особенности жанра. Будучи фильмом 'Паприка' имела бы 100 000 000 бюджет и, чтобы окупить его могла потерять столь любимый мной рейтинг 'R'. Без него не удалось бы настолько хорошо раскрыть персонажей с точки зрения психологии. Да, фактически, это мультик, но это чертовски взрослый мультик. И сюжет под стать - потрясающе проработанный до мелочей детектив с неожиданными и впечатляющими сюжетными поворотами. Множество интересных фантастических идей, которые в идеальной пропорции резонируют с мрачной достоверной реальностью. И под видимостью фантастического блокбастера мы находим...нуарный детектив. А самое главное- тут есть над чем подумать- чью сторону выберите вы в предложенной автором дилемме? Как и в любой другой бочке мёда-тут тоже есть ложка дёгтя. А суть в том, что таких аним уже не снимут - господин Кон Сатоси умер в 2010 году. Это очень печально, ни один другой автор аниме не умел так хорошо прорабатывать именно психологическую и моральную сторону. Он не ориентировался на массового зрителя или международные награды- его аниме именно для ценителей тонкостей человеческой психологии. Чтобы убедиться в этом- просто посмотрите это аниме и, например, другой его шедевр 'Истинная грусть'. Покойся с миром Кон Сатоси,спасибо что ты творил для нас. 10 из 10
Вначале были слова: «Однажды Чжуанцзы приснилось, что он - бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он - Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он - бабочка, или бабочке снится, что она - Чжуанцзы?!» Позднее появятся картины Босха, Дали и Миро, книги Кэролла и Виана, комиксы Геймана. Но начинается все, как и всегда в этом мире со слов в которых суть - идеи. «Паприка» в череде этих произведений не нова, не открывает новые горизонты, но механизм вовлечение зрителя, следование правилам жанра безупречно: ни в одну минуту мы не можем определить сон мы видим или реальную действительность. В истории про изобретение и использование в плохих целях устройства, позволяющего вторгаться и менять сны других людей, реальность перемешана со снами так, что почувствовать переход героев из одного состояния в другое зрителю не дают. Да и видим ли мы вообще тут действительность: уж слишком не похожи на реальных людей ни коротышка директор, ни ассистент Химуро, ни толстяк Такита. Может все это только сон последнего, выдумавшего себе историю с марионеточными злодеями (уж слишком легко догадываешься, кто тут стоит за кражей устройств)? Уж слишком много в этом аниме логических нестыковок и случайных совпадений. Вариантов может быть множество. Хотя «Паприку» сложно назвать шедевром, открывающим новые горизонты жанра, исследующего границы снов и реальность, аниме у Сатоси Кона вышло отличное: великолепная рисовка, запоминающиеся персонажи, не слишком сложная, но увлекательная интрига. 8 из 10
Ещё одно аниме от Кон-сана. Что-то не по душе мне его психоделия (на «идеальную грусть» я ещё напишу рецензию) оказалась. Плюсов у этого аниме много: хорошая графика, отличные персонажи (Конакаву и Паприку я запомнила на всю жизнь, как запомнила Маниву из «Агента Паранойи» и неподражаемую Хану из «Однажды в Токио»), достаточно необычный сюжет. Из минусов только определенная скомканность. Чего ещё надо для хорошего «кина» (и не только для аниме)? Для меня этот фильм странный. Если про «идеальную грусть» я ещё могла сказать что это гадость страшная и даже попытаться объяснить, почему я так считаю, то здесь я теряюсь в недрах собственного разума. Смотреть было очень приятно. Из-за того что это не сериал, а стандартное полуторачасовое кино, оно не надоедало. Но чтобы ещё раз.… Да упаси вас боги! Посмотреть «Паприку» стоит. Но только при условии, что вы любите психодел. Если нет, то вряд ли вас зацепит.
«Паприка» - это один их моих любимейших аниме-фильмов. Он прекрасен по всем параметрам: сюжет, персонажи, графика, саундтрек. Сатоши Кон, безусловно, очень талантливый режиссер - мультипликатор. Его почерк чувствуется сразу – почти все его мультфильмы основаны на проникновении во внутренний мир человека, его характер и даже сознание. Первое, что привлекает в этом фильме – это графика. Такой феерии красок я прежде почти нигде не встречал. Обилие по-настоящему красивых и красочных кадров возвращает нас к представлению о настоящей красоте мультипликации. Саундтрек тоже не уступает графике. Сюжет здесь очень интересный и содержательный. Динамика развития сюжета не дает оторваться, действие развивается все быстрее. Идея фильма весьма интересна. Исследование человеческих снов и фантазий – это, конечно, не ново, но всегда очень оригинально. А здесь идея обретает самое интересное развитие – мир сна и реальность перемешиваются, поражая своим сюрреалистическим многообразием событий и действия. Еще один очень важный атрибут любого мультипликационного фильма – это персонажи. В «Паприке» они все очень яркие, особенно главная героиня – очень привлекательный персонаж. В общем, этот фильм – один из самых достойных представителей жанра аниме, который понравится как взрослым, так и детям. 10 из 10
Море позитивных эмоций. Он теперь войдёт в мою тройку любимых аниме, на ряду с 'Унесенными призраками' и 'Бродячим замком'. Яркая, сочная, но неприторная мультипликация. Сюрреалистическая, психоделическая атмосфера. Колоритные персонажи. Необычный сюжет. Не обошлось, к сожалению, без минусов. Звуковой ряд оставляет желать лучшего. Дерганая, резаная анимация, хотя возможно это фирменный стиль любых мультфильмов аниме. Но это ничуть не испортило эффект от просмотра. В атмосферу сказки мультфильм погружает с головой. Посмотрел на одном дыхании. Будущее за японской анимацией!
До того момента, как я «повстречал» на своем пути мультфильм Хайао Миядзаки «Унесенные призраками», жанр мультипликации казался мне не столько сугубо детским, сколько пустым и скучным продуктом с плоским юмором и без какой-либо смысловой нагрузки. Восточная мультипликация показалась мне удивительно яркой, живой, современной (несмотря на то, что многие культовые аниме-мультфильмы созданы еще до моего рождения), в счет, конечно, не идут те «произведения» от которых начинает кружиться голова и через несколько минут просмотра наступает приступ тошноты. Знакомство со всем этим огромным пластом кино-искусства для меня только лишь началось, и те фильмы которые я просмотрел можно пересчитать по пальцам (упомянутые выше «Унесенные призраками», «Призрак в доспехах», «Паприка» - о которой далее и пойдет речь). Однако эти произведения могут соревноваться и с классикой европейского кино. Хотя, как мне кажется, создатели этих фильмов («мультиками» назвать их язык не поворачивается) и не стремятся к этому. Завоевать для них не означает заманить зрителя в кинозал, ну а там делать с ним что хочешь (не хочу выражаться грубо), чем в частности и отличаются западные произведения, они создают все это для себя любимых, для людей с тем же менталитетом и философией. Ошеломляющая популярность на западе их произведений, сделанных в первую очередь для своих сограждан, этим же и объясняется – ведь дело здесь именно в национальном колорите продукта. Недаром сейчас все помешались на восточной медицине и философии. «Паприка» - это первый мультфильм от режиссера Сатоши Кана, который я посмотрел. Трудно не заметить обилие символов в фильме, но самое запоминающееся это, конечно же, визуальная картинка. Некоторые кинопроизведения похожи на наброски тушью, некоторые на акварели, а это на сюрреалистическую картину, выполненную в технике мазков, будто Сатоши взял с десяток ведер с краской и выплеснул их на пленку. Каждый фрагмент мультфильма невообразимо сочен, это и облака бабочек, парад кукол, парк аттракционов. При этом все выполнено в идеальной пропорции и «переедание» не наступает. Динамичности «Паприке» не занимать, с каждой минутой действие все ускоряется и набирает обороты. Хотя иногда и спотыкается, но не на столько, чтобы вернуть зрителя в его реальность, в нагретое кресло. В то время как современные фильмы идут несколько часов, «Паприка» проносится в одно дыхание. Она не утомляет зрителя. О чем же мультфильм? О том, что настолько же красива, ярка и удивительно, как и наши сны. Хотя, каждому из нас свойственно прятаться в других мирах (сюда же относиться и интернет, стоит хотя бы вспомнить «Призрак в доспехах», положившему начало для «Матрицы»), что иногда ведет к беде. Собственно тема эта очень актуальна, но изображена она в наиболее приятном виде. 8 из 10