Ещё в «перестройку», когда смотрел «Кин-дза-дза!» (1986), находился под впечатлением от непрекращающейся череды мытарств главных героев. Но, похоже, фантастическое постепенно становится реальностью в которой приходится жить уже 'населению' «Свободного плавания» (2006). После просмотра последнего, постоянно ловил себя на мысли что всё это видели и мои глаза, я был везде там, испытывал тоже самое. Здесь и концентрация опыта и к деталям не придерёшься, видно хорошее знание провинциальных реалий девяностых. Главный герой тоже чем-то напомнил Гедевана Александровича. Долгие общие планы живописной перефирии Шандора Бекшеши можно сравнить со съёмками Плюка Павлом Лебешевым. Фильм представляет собой концентрат реальности, повествование нарезано на выверенные фрагменты, как строки в стихах, где пропускается всё ненужное. Например, сцена покупки туфлей случайной женщиной показывает, как бы действие без бытовых подробностей, а сразу возникает ощущение, что суть такой торговли – обман. Говорить красиво – продавать успешно. Успешны обманывающие (покупательницу обуви, директора школы, заказчика стройки) ибо настало их время. И люди вокруг будто под гипнозом не видят этого, им спустили такую жизнь сверху, ну что поделать, как то - с ветром или дождём. Ощущение что они оказались совершенно не готовы к активности, к какому-то осмыслению реальности, нечего противопоставить ей - просто плывут по течению, позволяют обманывать, лишать работы и т.п. Стучание трубок массово устанавливаемых рыночных палаток,- вместо былого громыхания, к примеру, тысяч заводских станков. Мест куда можно устроиться всё меньше, со схлопывающейся экономикой один путь в «вольные казаки», но тоже видимо, до поры до времени. При наличии недюжинных сил, дезориентация касательно своих целей, вялость в отстаивании интересов. Головы, забитые информационным мусором: портрет популярного в те годы Чака Норриса на верстаке, с которым видимо один из рабочих себя отождествляет по внешнему сходству, но он совсем не тянет на звание супермена - не столь успешен, отнюдь не геройски проявляет себя в новых условиях. Но посреди всего этого есть пробуждающийся главный герой, который всячески избегает обмана, хотя вроде нет здесь другого пути. Как раз у него обнаруживается способность к противостоянию. После накопления критической массы, кризис приходит с подслушанным разговором, когда обнажается то что прячется за словесной ширмой управленцев и видно их реальное отношение к людям. Позже имеет место очень сильная сцена купающегося\тонущего? бранящегося\плачущего? пьяного\отрезвевшего? человека. В «Кин-дза-дза!» местные тоже не понимали какими они стали в этих условиях, - просто так выживали. Там два человека с Земли, олицетворяли ясный оценочный взгляд со стороны, в этом же фильме он размыт и по большей части должен формироваться нами - наблюдателями, подразумевается, видимо, - пока ещё не 'жителями Плюка'. Кто-то вроде персонажей Яковлева и Леонова с пепелацем - правда ещё не настолько исковерканные обстоятельствами - появляется и в конце «Свободного плавания». В общем кажется, это пока только преддверие мира описанного у Данелия. В другом фильме Бориса Хлебникова - «Сумасшедшей помощи» (2009) уже более активный персонаж, пострадает даже от простой иллюзорной попытки противостояния системе, в сцене с донкихотским нападением на представителя власти - судя по запаху - власти вполне отчётливо разлагающейся. Активность эта оформлена как болезненная и она продолжает вовлекать в своё поле деятельности даже после гибели носителя (бессмертие идеи). Тут, возможно, и отголоски постсоветского разочарования в самом принципе действия любой идеологии, как некоего индуцирующего безумия, с шизофренической энергичностью превращающего внушаемых окружающих в своих адептов. Комизм побалансировав немного на грани переваливается в трагическое. Это кино про отмирание, при неясности - будет ли обновление. Свободное плавание ещё означает ироничное: бросить на произвол судьбы. 10 из 10
Следующий после 'Коктебеля' фильм Бориса Хлебникова рассказывает об обычном парне из провинции, вынужденном после закрытия местного завода поменять множество занятий в попытке найти то, которое окажется по душе. Реалии российской глубинки суровы: труд обыкновенных людей под влиянием прогресса обесценивается, мужики от безысходности бурят дороги, а бабы либо сидят дома, либо коллективно отправляются штукатурить. Двадцатилетнего Лёню подобный расклад мало устраивает: молча, но с присущей внезапно выросшим подросткам упёртостью максималиста, Лёня не запивает, не уходит в депрессию, не плывёт по течению, избрав какой-то определённый путь, а прыгает из одной сомнительной вакансии в другую, из другой - в третью, пытаясь противостоять собственному терпению, выбирая большее сопротивление с окружающим миром ради обретения собственного комфорта или, говоря высокими определениями, собственного призвания. Пусть он делает это как-то невзначай, потихоньку, без протестных действий, и со стороны даже не совсем видно, что парень сам творит себе судьбу, но взаправду так и происходит: в нужные моменты своей жизни на первый взгляд тихий и безропотный Лёня словом или поступком меняет устаревшие условия на иные, вроде бы свободно плавая, но в то же время не стремясь где-либо затонуть. Образ этого молодого человека есть не что иное, как прототип всех молодых людей в целом, по достижении окончательного взросления пытающихся искать себя вопреки частым наставлениям окружающих, галдящих об ответственности перед родителями, что, мол, 'где родился - там и пригодился, сиди смирно, в ус не дуй'. Рано или поздно юные Икары долетают до своих солнц, какими бы те ни были... если, конечно, не ломаются под напором ветра. Долетают сквозь тернии. О подобных терниях и рассказывает 'Свободное плавание'. Длинные планы, молчаливое повествование, спокойная атмосфера провинции... Фильм Бориса Хлебникова, безусловно, неоднозначен. В первую очередь тем, что это абсолютно авторское кино, пытающееся говорить со зрителем на уникальном языке, который не каждому окажется по зубам. Кому-то при просмотре станет скучно, кто-то не удовлетворится прописанными образами, посчитав картину пасквилем российской действительности, а для кого-то поступки главного героя окажутся 'камнем преткновения', определяющим окончательное видение данной истории. Тем не менее, 'Свободное плавание' - очень красноречивый и искренний фильм. В нём есть любовь режиссёра к персонажам, пусть даже её почувствует не каждый зритель, и также присутствует абсолютная чуткость к житию обычных русских людей, оторванных от цивилизованного городского антуража. Очень тонко и иронично автор подмечает те детали, которые в итоге делают фильм своеобразным и не похожим на другие. Здесь в равной мере сочетаются комедия и трагедия - правда, и то, и другое не усилено чрезмерными сценарными приёмами. То есть, мы прекрасно понимаем, насколько тяжело герою выживать там, где практически нет шансов для самореализации, но смотрим на это через призму какой-то по-особенному лёгкой иронии, с полуулыбкой и грустным, но прощающим взглядом. Именно с этой работы, несмотря на весь потенциал 'Коктебеля', Борис Хлебников в моём понимании окончательно трансформировался в честного, прямолинейного, но абсолютно не жёсткого режиссёр, снимающего простое и понятное кино - о простом и понятном человеке, на простые и понятные жизненные темы, касающиеся почти каждого. Такой подход достоин уважения. 7 из 10
«Свободное плавание» - первый фильм Бориса Хлебникова, снятый не в соавторстве с Алексеем Попогребским, но в нем уже прослеживаются многие характерные для этого режиссера стилевые черты. Своеобразная манера повествования, любовь к долгим планам, особенности работы с цветом и ключевые актеры будут присутствовать во всех его последующих работах. Картина повествует о парне из маленького города, где все заранее предопределено. Люди заканчивают школу, идут работать на единственный в городе завод, и уже заранее известно, как будет протекать их жизнь, чем они будут заниматься, каков будет их круг общения. Поэтому никто ни о чем не задумывается, все живут по заданной программе. Но внезапно завод закрывают и главному герою, как впрочем и всем жителям этого города, приходится отправляться в так называемое «свободное плавание». Однако, в отличие от своих одноклассников и коллег с завода, которые все равно не хотят ничего менять, он пытается что-то сделать, самостоятельно определить свое место в жизни. И по мере того, как главный герой делает попытки найти работу, любовь, друзей, он начинает все больше видеть и понимать, замечает все больше несправедливости и неустроенности. Он больше не может спокойно жить той жизнью, которой живут все его знакомые. И ему остается только уехать. Конец фильма, на мой взгляд, говорит о том, что у него нет надежды ни вписаться в жизнь этого города, ни изменить её. Во время просмотра этой картины мне не раз вспоминалась книга «Запечатленное время» Андрея Тарковского. В ней он много говорит о том, что кино не должно пытаться агрессивно воздействовать на зрителя, и приводит в пример фильмы Робера Брессона, в особенности «Дневник сельского священника», где режиссер, казалось бы, только беспристрастно наблюдает за жизнью героя, однако это производит поразительный эффект. «Свободное плавание» во многом соответствует этой идее. Фильм Бориса Хлебникова лишен пафоса, режиссер фиксирует жизнь главного героя, не используя никаких нарочитых приемов воздействия на зрителя, однако то, насколько достоверно и правдиво выглядит показанное на экране, вызывает сочувствие и сопереживание. Рассказанная в этом фильме история затрагивает не только социальные, но и экзистенциальные проблемы, проблемы свободы, самоопределения, поэтому она может вызвать отклик у совершенно разных людей. Но мне кажется, этот фильм в первую очередь интересен молодым людям, которые сами находятся в поиске себя в этом мире.
«Свободное плавание» - первый фильм Бориса Хлебникова, снятый не в соавторстве с Алексеем Попогребским, но в нем уже прослеживаются многие характерные для этого режиссера стилевые черты. Своеобразная манера повествования, любовь к долгим планам, особенности работы с цветом и ключевые актеры будут присутствовать во всех его последующих работах. Картина повествует о парне из маленького города, где все заранее предопределено. Люди заканчивают школу, идут работать на единственный в городе завод, и уже заранее известно, как будет протекать их жизнь, чем они будут заниматься, каков будет их круг общения. Поэтому никто ни о чем не задумывается, все живут по заданной программе. Но внезапно завод закрывают и главному герою, как впрочем и всем жителям этого города, приходится отправляться в так называемое «свободное плавание». Однако, в отличие от своих одноклассников и коллег с завода, которые все равно не хотят ничего менять, он пытается что-то сделать, самостоятельно определить свое место в жизни. И по мере того, как главный герой делает попытки найти работу, любовь, друзей, он начинает все больше видеть и понимать, замечает все больше несправедливости и неустроенности. Он больше не может спокойно жить той жизнью, которой живут все его знакомые. Во время просмотра этой картины мне не раз вспоминалась книга «Запечатленное время» Андрея Тарковского. В ней он много говорит о том, что кино не должно пытаться агрессивно воздействовать на зрителя, и приводит в пример фильмы Робера Брессона, в особенности «Дневник сельского священника», где режиссер, казалось бы, только беспристрастно наблюдает за жизнью героя, однако это производит поразительный эффект. «Свободное плавание» во многом соответствует этой идее. Фильм Бориса Хлебникова лишен пафоса, режиссер фиксирует жизнь главного героя, не используя никаких нарочитых приемов воздействия на зрителя, однако то, насколько достоверно и правдиво выглядит показанное на экране, вызывает сочувствие и сопереживание. Рассказанная в этом фильме история затрагивает не только социальные, но и экзистенциальные проблемы, проблемы свободы, самоопределения, поэтому она может вызвать отклик у совершенно разных людей. Но мне кажется, этот фильм в первую очередь интересен молодым людям, которые сами находятся в поиске себя в этом мире.
«Свободное плавание» Хлебникова удобно рассматривать в ретроспективе. Те времена, которые сейчас именуются периодом стабильности, в одном из самых знаменитых российских фильмов прошлого десятилетия отображены как полная деградация культурной и экономической жизни в провинции. Если когда-нибудь о начале двадцать первого столетия будут судить по образам кинематографа, то свидетельство Бориса Хлебникова будет очень неприятным. Впрочем, едва ли режиссер ставил себе целью раскритиковать российскую реальность, поскольку «Свободное плавание» больше похоже на фантазию на тему жизни в глубинке. Моменты, которые соответствуют действительности, сменяются ироничными зарисовками. Даже не так: «Свободное плавание» само по себе ироничная зарисовка, сквозь которую проглядывает нелицеприятная действительность. Леня, практически сразу же лишившийся своей первой работы, отправляется в длинную Одиссею по просторам предложений службы занятости. Всё, что может предложить ему государство – это низкоквалифицированные должности с зарплатой, не превышающей 4000 рублей, странные, с многочисленными подвохами. Развлекается Леонид в сельских клубах, любит простоволосую школьницу. У него не что, а чо. Пожалуй, Леня быдло, но, в общем, он хороший молодой человек, который ищет себя на руинах когда-то великой империи. В свободном плавании, в которое отпускают героя родители и государство, за него отныне никто не несет ответственности. Выплывешь – молодец, не выплывешь - и поделом тебе, колхозник. Но, казалось бы, наивный, Леня никогда не терпит помыкательств и издевательств над собой. Чуть что, сразу в глаз и гордо уходит. Хлебникову удается создать ряд ярких персонажей, что называется, из народа, больше похожих на героев баек и анекдотов. Они могли бы родиться в одном из собственных монологов, порождая себе подобных, репродуцируя и распространяя их. При этом, они вполне себе реальны. Загляните на любой завод, который еще не закрылся, или во дворы, где спивается молодежь. Леня плавает в мутной воде, но спасет его (или наоборот топит) порядочность и чувство юмора у режиссеров. Если не подходить к «Свободному плаванию» как к социальной критике, а это непросто, потому что Хлебников начал снимать средний класс лишь в последних фильмах, то перед нами предстанет изобретательный трагифарс о том, как трудно быть хорошим. Российский такой, чуточку абсурдный, близкий, а, главное, не мрачный. Возвращаясь к ретроспективности ленты, странно, что Хлебников уводит героя в неведомом направлении. Для Лени, может быть это и хорошо, а для страны, как оказалось, плохо.
Просто блеск. Чувство юмора у создателей фильма потрясающее. В нём есть что-то от королей немого кинематографа - Чаплина и Китона, которых не донимали продюссеры насчёт необходимости экшена и быстрых 'выразительных' диалогов. Снято намеренно медленно (как и жизнь в провинции), герои не матеряться, а матом разговаривают, их поступки логичны и абсурдны одновременно. Думаю, понравится очень немногим, но это умное уникальное кино.
Что такое кино без сценария, а что такое книга без слов - это фотография - большое крупномасштабное полотно. Умелый монтажер уложет все представленные линии сюжета, включая комедийные, в 4 - 6 минут. К фильму можно 'относиться' по разному. А именно так: - Если вам жалко 1,5 часа времени (продолжительность ленты) сходите на фестиваль короткометражных фильмов или на хорошую современную выставку картин или фото; - Если не жалко, смотрите это кино. - А если 1,5-а часов вам показалось мало: выключите компьютер, просто выйдите на улицу и осмотритесь вокруг. Так вы легко сможете стать участником подобного кинофильма, имя которому 'жизнь'.
Если в двух словах, то это одна из историй о том, как стать взрослым и не оскотиниться. Герой фильма примеривается к взрослой жизни, прислушивается, приглядывается. А когда необходимо принять решение, принимает. Никому не известно, насколько оно верно, но жизнь пишется нами на черновиках, и не я это придумал. Важно не учиться на ошибках, своих или чужих. Не плодить в себе паразита из штамма «жизненный опыт». Очень хорошо, когда автор может говорить о важных вещах простыми словами. Это очень не каждому дано. Оставить свой интеллект за пространством фильма. Реализовать замысел через нюансы. Я не очень хорошо знаю, кем в этой жизни должно быть. Но точно не глубокомысленным уродом.
Прежде чем говорить о своих впечатлениях, хочу отметить две расхожие ошибки, связанные с этим фильмом. Во-первых, это не комедия! Готов согласиться на трагикомедию, а точнее все же будет забытый жанр - бытоописание. На полях отметим, что очень часто в прокат идут НЕкомедии, анонсируемые как комедии. Наверное, для коммерческого успеха надо пообещать зрителю легкую ржачку... Во-вторых, на мой взгляд неверно было бы говорить, что это кино про глубинку, провинцию, 'Немосковию'. С таким же успехом можно сказать, что 'Скотская ферма' - книга про сельское хозяйство, а, скажем, 'Ревизор' - пьеса исключительно про нравы провинциального городка. Конечно же, замысел гораздо шире, это кино про жизнь, про нас, и в глубинке конечно, но и не в глубинке в равной степени. Разве провинцией ограничиваются поиск своего пути, бессмысленность повседневной жизни, бездуховность и обездушенность, первая влюбленность? Разве от того, что на заднике не виден Москоу-Сити и по дорогам ездят разбитые Жигули, а не Ауди, сужаются концептуальные рамки фильма? Ну и о своих впечатлениях. Отличное кино, медленное, но не скучное, не пафосное, но не мелкое, нарисованное акварелью, зыбкое, как туман над Волгой, из которого символом надежды выплывает нелепое сооружение с железными колесами. Если вы готовы задуматься, нет, даже не так... если вы готовы погрузиться в размышления о времени и о себе, причем размышления без излишней и вычурной философичности - очень рекомендую посмотреть это кино. 8 из 10
Жанр фильма определяется как комедия. Комедия у Бориса Хлебникова удалась, фильм очень комичный. Но это только на поверхности. На самом деле тема, затронутая в картине, очень печальна и наводит на мысль о том, что, - «неужели во всех захолустных городках и поселениях люди живут так же, как в изображаемом городке из фильма?». Есть ведь такие, как герой Александра Яценко Лёня, пытающиеся что-нибудь сделать в своей жизни, что-то изменить и достичь. Лёня только поэтому и выбирается из этого замкнутого порочного круга, потому что к чему-то стремится. Большой плюс Борису Хлебникову, коренному жителю Москвы, за то, как он мастерски изобразил повседневную жизнь глубинки. Еще один плюс режиссеру, за то, что он ставит перед собой цель показать большому числу зрителей реальные, насущные проблемы нашей общей страны. Ведь это является и одной из главных целей самого кинематографа. За это ему огромное спасибо!
Безусловно здесь просматриваются черта просмотренных авторами фильмов, в первую очередь общая стилистика и манера поведения актёров из 'рабочей' трилогии Аки Каурисмяки и некоторых других его фильмов. Эпизод с летающим кульком - понятно. Отсылок на советский и зарубежный кинематограф - куча. Вставлены совершенно реальные диалоги, эпизоды, моменты из жизни. Отличие от теле-мыльного и блок-бастерного продукта кинодеятелей РФ - радует и сладит душу. Обращу внимание, что проблематика малонужных, но рабочих людей была поставлена Аки Каурисмяки в своих фильмах за 20 лет до появления данного (и не только там есть ещё; Когда ты прочтешь это письмо 1953 года, Более странно, чем в раю 1984), а наше общество всё-таки вляпалось в это состояние, учась только на собственных ошибках... Далее о жанре - фэнтазийный реализм, да мне известны понятия гиперболы и метафоры, но мне известен также неореализм Италии 50х, соц. неореолизм СССР 60х, социалестический реализм СССР от 50х до 90х, социальный реализм СССР 80х. Фильмы выполненные в вышеперечисленной эстетике можно определять как 'слепок времени' (т. е. можно сказать это было со мной, моими знакомыми, комбинация ситуаций которые реальны), что напрочь отсутствует, теперь, в отечественном кино: или патока, или эстетствующие на проблемах различные 'дремучие домовые' (хаузники). Поэтому несмотря на усладу взору, узнаванию 'классики' - всё таки рецензия из отрицательных - в плане возможного стимулирования... 7 из 10
«Свободное плавание» фильм Бориса Хлебникова. Неугасающий свет любви к своей работе, привел режиссера к созданию новой ленты – замечательный фильм о нелегкой жизни и нелегком выборе. Поэтический реализм, снятый не так уж и классически, а вполне в своем стиле, события фильма, развивающиеся по своей не такой уж и реалистичной модели, но все это не важно, фильм получился замечательным, легким и своеобразным. Настоящий киноман снял киноманский фильм. Сатиричный тонкий юмор, наложенный на деградирующую и умирающую реальность, уместен и чувствуется на одном дыхании с фильмом. В фильме нету героев, нету плейбоев, много странных людей и страниц их жизни, которая вяло течет в застоявшемся клочке земли, в маленьком захудалом населенном пункте. Где все предначертано и сформировано как общество, так и общественные отношения, которые неизбежно влекут скуку и рутину. Городок, коих во всем мире бесчисленное количество, который живет ради существования, смирившийся и угасающий, а может – это романтичное уединение, где время течет медленней и жизнь спокойна, как сон беспросветного пьяницы. История взросления человека и поиска себя в этом мире. Где так трудно и сложно сделать новый шаг, не оступится и попробовать зацепиться за мир своими еще не отяжеленными руками и не обремененным сознанием. Выбор своей дороги жизни, жадное познание мира, всех его сторон и граней и даже скрытых углов. Актеры, которые потрясающе карикатурны, которые своеобразны, интересные и ярко выбивающиеся из всей плеяды модных, гламурных коллег. Необъяснимо проникновенные и необычайно притягательные. Нелегкая судьба, которая привела героя на плоскодонное судно, заострила внимание на теме приключений. Приключения не оставляют Лёню ни на минуту. Символичное судно под названием «Аталанта» (потрясающий фильм, откуда берут истоки вдохновения многие и многие авторы), хотя это и не правда, но упомянуть об этом не возможно. Баржа – как символизм свободного плавания, свободы выбора, нового неограниченного мира, ибо он склонен к постоянной изменчивости. Ироничная, сатиричная, легкая и тонкая история о нелегкой ступени жизни, о нелегком выборе и поиске себя и своей мечты. Замечательное кино от представителей новой когорты Российских режиссеров. Осталось только посмотреть. 8 из 10
Очень человеческий славный фильм, связывающий современность с хорошей традицией: актуальная, современно снятая (с китановскими длиннющими планами) и правильная какая-то история (в захолустном городке новые хозяева закрывают единственный завод, рабочие которого какой только дурью не маялись, и старательный пацан ищет новую работу) рассказана с интонациями советской лирической комедии середины 70-х – которая, как известно, была не всегда смешной, но всегда трогательной. Именно этому расчудесному периоду отечественной истории текущий момент и пытается, как известно, соответствовать (а чо, все похоже: высокие цены на нефть, нестарый Брежнев, рост импорта и мягкое подкручивание гаек). Несмотря на некоторую благостность, кино получилось честным и, если вдуматься, жестким. На два десятка персонажей, каждый из которых вполне себе колодец бездонной души, приходится всего-то два дееспособных человека: сам Ленька и один из его работодателей, кавказец, придумавший безотказный способ торговать обувью на рынке: он, встав на колени, ловит прохожего за щиколотку, глядя несчастному (утомленной бытом красавице средних лет или сварливому дедушке) в глаза, сдергивает с него ботинок, нежно надевает новый и, не сбивая прицела, мягко говорит: «Полторы тыщи». Покупатель молча лезет за деньгами и уходит в новых чеботах. Прочее население все больше пьет, врет и языком крутит. Особенно хорош пузатый трепобол-дорожник, несущий невероятную и безостановочную пургу на тему квалифицированной работы и пугающий ленькиных дружков, пришедших посмеяться над героем в оранжевом жилете: «Зато вас в армию не возьмут, у вас же по 6-7 сотрясений мозга на каждого, а его возьмут. После драки должны кулаки болеть, а не голова». При этом я не готов сказать, действительно ли это такой прекрасный фильм, или мой полувосторг имеет корпоративные корни: как известно, «Свободное плавание» признали лучшей картиной прошлого года отечественные журналисты – и больше вроде бы никто.
Арт-хаус и есть арт-хаус - ни дать, ни взять. Вот и чего требовать со 'Свободного плавания'?.. Снят с точки зрения режиссуры отлично, но кроме нее ведь должно быть еще что-то. Показать историю молодого человека, который ищет себя, таким размерено-тягучим и жвачным темпом - надо уметь. Складывается ощущение, что режиссер снимал кино не для зрителей, а для себя, совершенно узкого круга приблеженных и диких фанатов арт-хауса. Наполовину немое кино, бессмысленные диалоги и сцены, в которых герой полчаса медленной походкой бредет к баркасу или смотрит на звездное небо. Тема поиска себя в юношеском возрасте не раскрыта абсолютно. Я смотрел и ждал, ну когда же, когда произойдет хоть что-нибудь интересное. Не дождался. Очень размеренная лента, которая отлично подойдет меланхоликам. 6 из 10
Удивительно хороший фильм. Посмотрела его и тоже подумала о 'Как я провел этим летом'. На мой взгляд эта работа совсем не уступает 'Как я провел этим летом' и даже превосходит его по силе выразительности без слов, после каждого эпизода лично я испытывала чувство глубокого удовлетворения от того, как удалось режиссеру абсолютно точно донести мысль до зрителя, не используя прямое словесное объяснение, что всегда очень раздражает в поверхностном кинематографе для общественного пользования. Удивили отзывы, в которых говорится, что фильм ничем не закончился. У фильма настолько сильная, жизнеутверждающая, оптимистичная концовка, что 'ничего не отнять и не прибавить'. Этот фильм о свободе, о надежде, о честности, верности себе и в то же время о поиске себя, о любви, в общем, как и любой фильм, созданный гениями, этот фильм обо всем. После него хочется пуститься в 'свободное плавание' именно в том смысле, который в название фильма вложили его создатели. Уважение и благодарность им.
'Красота по-американски' - кто не помнит простую запоминающуюся мелодию (тема летающего пакета)? Казалось бы лучшей роли полиэтиленовый пакет уже сыграть не сможет... Нет, смог! (отличный и ёмкий эпизод!) В фильме Бориса Хлебникова даже коза смогла сыграть! Про остальных актеров мы и говорить не будем - ти-па-жи! Конечно, картина - не комедия. Скорее - не чистая комедия. Уж больно тонок и своеобразен юмор. Наверное некоторой части зрителей он будет непонятен. Не понятен именно тем, кто живет в показанной атмосфере. Для них это норма. Сатира же будет видна только на контрасте с реальной полноценной жизнью... Не скрою, после нескольких командировок в глубокую провинцию, я возвращался буквально выжатым морально. Такого ощущения полнейшей бесперспективности и абсолютной безнадёги я не испытывал нигде и никогда, кроме как в мелких городках и поселках нашей бескрайней Родины. Не смеяться надо, наверное, а плакать... Вот, такая она, красота по-русски.
Минималистичная драмеди. Характеры обнажены и вычищены до примитивизма. Кино ситуаций, а не актёров. Герои узнаваемы и растворяются в полихарактерности. Фильм эксплуатирует сельскую ментальность, доводя некоторые ситуации до абсурда и выставляя героев на показ зрителю, как персонажей в цирке уродцев. Несмотря на одиозность большинства участников картины, впечатление в целом складывается довольно благоприятное и лёгкое. Главный герой симпатичен и вызывает сопереживание. Слышал обвинения фильма в бесцельности и размытости сюжета. Но, как раз это в данном случае мне кажется очень удачным и затягивающим. Кино можно обозвать социальным роуд-муви. Историей пути человека, у которого нету определённой цели, но который следует за знаками, всплывающими, как подсказки от ангела хранителя. У меня создалось впечатление, какой-то сказочности происходящего. Какой-то радостной тихой уверенности, что всё обязательно будет хорошо. Этакий новый Иванушка Дурачок. Конечно фильм не идеален. Простота иногда слишком наивна и не вызывает доверия, но лёгкий юмор и ирония вызывают улыбку, а доброта и детское очарование главного героя оставляют приятное впечатление. Некие социальные обнажения, которыми авторы тычут зрителя в нос, могут вызвать смущение и лёгкую грусть. Открытый же финал не умаляя эту лёгкую меланхолию, всё же настраивает на позитивный лад. Режиссёр Борис Хлебников получил за этот фильм награду на кинофестивале Кинотавр 2006. Александр Яценко, исполнивший главную роль, ныне довольно востребованный актёр. Снялся в довольно большом количестве фильмов и сериалах, среди которых есть и относительно неплохие: Мне не больно, Шик, Обратная сторона Луны. Подружку главного героя исполнила Дарья Екамасова, которая в 2012 году получила Золотую Нику за лучшую женскую роль в фильме Жила-была одна баба.
Сюжет построен в соответствии с традиционными канонами русского фольклора. Главный герой находится в поиске, ищет «то, не знаю что». Он проходит определенные испытания, которые в фильме обозначены как новые места работы или встреча с неоднозначными героями, каждое их которых требует особого «негативного» поведения (обманывать, воровать), но Он не готов принять это. Трудолюбие, честность – главные черты русского человека, показанная в фильме, они присущи только главному герою (одному из многих), несмотря на упадок, который заполняет все сферы жизни городка, молодой человек не отказывается от своих принципов. Создатели фильма лишь намекают, что существует надежда на спасение от упадка во всех областях жизни, обозначают эти принципы следующим образом - быть трудолюбивым и оставаться верным своим принципам. Основная идея фильма – показать поиск своего жизненного пути, истинных чувств; «бездуховность» повседневной жизни, и «обездушенность» людей. Этот фильм повествует не только о жизни русской глубинки, но и о жизни современной России в целом. Весь русский народ находится в состоянии ожидания будущей, хорошей жизни, на данный момент, нет четко сформировавшейся «системы координат», конкретной идеологии, которых можно было бы придерживаться. Во время просмотра фильма мне несколько раз хотелось нажать 'стоп' уж очень размеренно и меланхолично развивался сюжета (а я, к слову, большой любитель современного российского кино, привыкла ко всякому), в фильме напрочь отсутствует присущая русскому человеку фонтанирующая эмоциональность, что делает повествование пресноватым! И только по прошествии нескольких дней меня 'озарило', пришло понимание всей глубины, того, что было заложено создателями картины. 6 из 10
Мне было смешно. Правда, смешно. Если, конечно, задуматься, то сюжет довольно печален. Но снято превосходно, с каким-то тайным юмором. Мне почему-то кажется, что фильм снят в духе современных ситкомов. Есть минимальный набор мест, где шли съемки (причем, хочу заметить, что даже ракурсы, за исключением улицы, нигде не менялись). Есть минимальный набор актеров. Причем актёры расчудесные, особенно хочется отметить 'верзилу из бригады' и главного героя. Крайне запоминающиеся личности. Отсутствие музыкального сопровождения. В принципе, чувство нехватки музыки при просмотре лично у меня не возникало. Появлялась лишь иногда мысль: 'а музыка была?' Наверно, просто была уместно подобрана природно-бытовая музыкальность. Приглянулась 'киношная любовь' Хлебникова. Нет той самой киношной романтики и красоты. Бестолковые немногословные диалоги парочки - это так смешно! И этот поцелуй в щеку... Таблички с улицами. Идея понравилась. Продвижение работы. Кадр - и работа пошла. Ой, а эта русская автобусная правда. Ведь в Европе такого не встретишь. Россия. 'По свистку' все вышли в посадку; 'по свистку' все вернулись обратно. Отличный фильм, может, слегка длинноват, но смотреть интересно и весело. Время с пользой, да и подумать потом есть о чем. 8 из 10
Не могу сказать, что фильм плохой - провинция показана очень хорошо, достоверно, проблема до боли актуальна. Позабавила 'любовь' со смесью смущения и мата главного героя, огорчила сквозящая безнадежность маленьких российских городов, порадовала надежда в конце фильма. Да и сам герой вызвал позитивные чувства - он не боролся с реальностью, никому ничего не доказывал, он его здоровая натура отворачивалась от всего гнилого и пустого и тихо мечтала о нормальной работе, в которой бы был хоть малейший смысл. Но несмотря на это за время фильма я успела поспать, сделать уборку, почитать книгу... Ну слишком уж вяло и слишком уж тихо.