Французский фильм о небольшом периоде жизни великого писателя. За основу сюжета, как было и с Шекспиром, взяты сами произведения Мольера: Тартюф, Скупой, Мещанин во дворянстве, наверно, еще что-то. Пережив неудачи и трагедии в личной жизни, этот опыт потом обогащает сами пьесы. История же фильма начинается с неудачи во время театрального представления труппы Мольера. Стражники арестовывают его за долги прямо на сцене. Из тюрьмы актера освобождает благодетельный купец мсье Жордэн, воспылавший страстью к юной графине и мечтающий произвести на нее впечатление стихоплетством. Вообще, как оказалось, этот господин не чурается искусства: берет в день два-три па у учителя танцев, пару мазков у художника, и, наконец, представляет на суд Мольера свою, с позволения сказать, любовную лирику, собственноручно написанную. Мольер, поняв, на что он подписался (а подписал он контракт о том, что пьеса будет не только сыграна в салоне у графини, но дама еще и одарит исполнителя - Жордэна - знаками внимания) не оставляет попыток сбежать из хаоса чужой жизни, пока не влюбляется в супругу своего «благодетеля». Прекрасно сыгранная жизнь писателя и одновременно разыгранные пьесы. Тонко, изящно, элегантно, на полутонах, с иронией и буфонадой, лицемерными масками и практически без смеха, но с внутренним задором. Французские актеры показали все грани трагикомедии, которую так настойчиво заставляла создать возлюбленная Мольера. Ромен Дюри - пылкий, увлеченный, самоуверенный Мольер, четко показал грань талантливого комедианта и бесталанного драматического актера, к которому стремился его персонаж. Простоватого и приземленного Жордэна, сыгранного Лучини Фабрисом, под конец фильма даже жаль: сцена в салоне у графини наполнена настоящим драматизмом. Сладкий и гадкий граф от красавчика Эдуарда Баэра пожалуй мог бы быть поярче, а Людвин Санье в роли роковой красавицы из салона злословий несколько молода, на мой взгляд, но в целом актерский состав справился с двойной задачей блестяще. Не слишком ли много эпитетов? Нет, это красивый костюмный фильм, с роскошными декорациями, забавными эпизодами, даже без любовных сцен, практически целомудренный. Французские фильмы... они такие французские… Надо обязательно смотреть. Тем, кому понравился 'Влюбленный Шекспир', понравится и 'Мольер'. 8 из 10
Как абсолютно невозможно себе представить великую английскую классическую литературу без Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Джона Мильтона, Чарльза Диккенса, Уильяма Теккерея и многих других выдающихся писателей, так же непостижимо нелепа мысль о французской классике без Жана Батиста Поклена. Выдающий комедиограф Жан Батист Поклен прочно занял место в рядах негаснущих гениев мировой литературы. Его блестящие пьесы, которым благоволил сам король, и в наши дни неутомимо пополняют и без того несметную армию почитателей уникального таланта г-на Мольера. Тонкий знаток человеческой психологии, он как никто остроумно и умело мог высмеять недостатки и пороки, характерные для общества того времени. Как бы стремительно не мчалась стрелка часов вперед, ограждая поколение от поколения, эпоху от эпохи, мольеровские наблюдения остаются неизменно актуальными и в наше время. Оглянитесь, и вы поймете, что современное общество кишит прототипами героев пьес Жана Батиста. Что же касается самого кино «Мольер» Лорана Тирара, то я осталась в полной мере удовлетворена искренне «мольеролюбивым» подходом режиссера к делу. Он, можно сказать, посредством аккуратного использования самых знаменитых героев пьес Жана Батиста, смешав их жизненные неурядицы и все те же высмеянные в произведениях недостатки, создал свою новую версию комедии, которая, вне всяких сомнений, вызвала бы приступ смеха даже у самого Людовика XIII, и снискала бы самые лестные оценки и отзывы. Кто бы мог подумать, что любимец публики немного глуповатый г-н Журден из пьесы «Мещанин во дворянстве» влюбится в острую на язычок красавицу Селимену из «Мизантропа», а сам Мольер, по прихоти режиссера, облачится в рясу святоши и при дворе г-на Журдена будет именовать себя не иначе как Тартюф. А его разоблачение, в сравнении с первоначальным текстом, будет так умело и интересно переделано сценаристами. Не зря Мольеру достается эта роль, т. к. пьеса «Тартюф» в свое время вызвала немало толков и споров, что в какой-то мере подкосило репутацию французского обличителя Мольера. Ему даже пришлось писать несколько прошений самодержцу, которые впоследствии были благосклонно приняты королем и один из великих обманщиков мировой литературы Тартюф был оправдан королевским словом. Режиссерская идея неразрывного сплетения жизни и творчества Жана Батиста Поклена, как по мне, более предпочтительна, чем картина, основанная на сухих биографических фактах. Находка режиссера в лице Ромена Дюри просто великолепна, этот молодой человек красочно воплотил Мольера-актера, Мольера-писателя и просто Мольера-человека, не лишенного людских слабостей. Фабрис Лукини, сомневающийся принимать ли участие в съемках, все-таки сделал правильный выбор. Сложно себе представить более правдоподобного нелепого мещанина во дворянстве, чем нам его продемонстрировал Лукини. И, конечно же, не может остаться без внимания замечательная итальянка Лаура Моранте, так игриво изобразившая страстную и справедливую г-жу Журден. Комедийное разоблачение людских пороков в пьесах Мольера по задумке самого автора вызывает никак не злые, лицемерные усмешки, а здоровый оптимизм и веру в светлое будущее общества, которое умеет смеяться над своими пороками и выносить из этого полезный урок. «В анналах истории мирового театра пять лет – с 1664 по 1669, за которые были написаны «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Жорж Данден» и Скупой, - сопоставимы только с пятилетием создания «Гамлета», «Отелло» и «Короля Лира».
«И если мне придется огорчить кого-либо своей смертью, то сделайте так, чтобы в эту минуту закрылся занавес» - © М. Светлов «Двадцать лет спустя». Жан Батист Поклен, творивший под творческим псевдонимом Мольер, в моем понимании, практически человек-загадка. О его личной жизни известно очень мало. Хорошо помню, что когда, мне задали подготовить рассказ об этом драматурге в школе, мне практически нечего было сказать. Возможно, именно поэтому фильм построен таким образом, что переплетает в себе две пьесы Мольера («Тартюф» и «Мещанин во дворянстве»), а так же некоторые факты его биографии. Сборная солянка, как говорят. Запросто могло и не получится. Но вот получилось, и притом исключительно по-французски, оригинально и с шармом. Иными словами, фильм можно охарактеризовать как «невероятную любовно-приключенческую историю». Лента источает французскость из всех пор своего кинобытия. История Мольера, рассказанная Триаром – смешна до очарования и трагично до слез. Персонажи фильма похожи на актеров старого театра эпохи Просвещения. Точнее, это современные киноактеры, претворяющиеся актерами восемнадцатого столетия, разыгрывающими пьесу о жизни великого драматурга. Примерно так или что-то вроде. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Здесь все почти как в жизни, только более ярко, вычурно, театрализовано, а значит – лучше. Ну, как там было… Арабеска карнавального абсурда, Платьев бархат, павлиний плюмаж. Нет, пора уходить мне отсюда Поутру и вперед шагом марш. И в конце, как всегда, чтобы не заставлять зрителей печалится по поводу утраты героем прекрасной возлюбленной, ОПУСКАЕТСЯ ЗАНАВЕС.
Французы не ошиблись, приняв решение не снимать достоверную биографию Мольера, а вместо этого поместив Мольера в одно из его же произведений, где он и автор и персонаж. И получилось у них восхитительно, так как это только французам и удается, да и то очень редко. Ну невозможно например представить другую актрису на месте Амели кроме Одри Тоту. И невозможно теперь Мольера представить иначе, чем в фильме. Ромен Дюри, с глазами, подведенными черным карандашом, изображающий лошадь. Ромен Дюри в сапогах со шпорами, прыгающий на руки судебному исполнителю. Ромен Дюри, в неприлично высоко задранной сутане священника, убегающий от огромного мастифа и влетающий в окно библиотеки. Вот что надо показывать в школе, чтоб детям хотелось, а не приходилось читать Мольера. Такой красивый фильм, все цвета такие живые: если красное платье Людивин Санье, то очень красное, и все в белых бантиках; если зеленый парк, то очень зеленый, и желтые цветы, чтоб изумрудность была заметнее; если голубой сапфир, то гигантский и в кольце, и в окно кареты видится небо такого же цвета. Цвета сахарной ваты на ярмарке в полном незамутненном ассортименте. Красиво так, что дух захватывает. Актеры - французские до мозга костей. С истинно французской мимикой, жеманством, гримасами, улыбками и манерами. Никто другой так бы не смог - для этого надо родиться французом. Так вот - актеры потрясающие, невероятно красивые, завораживающие. Лаура Моранте, вы верите, что ей 50 лет? Я не верю: она выглядит в два раза моложе, она как со страниц книги сошла, она красавица. Фабрис Лукини - вы видели как он улыбается? Разве Журден может улыбаться по другому? Эдуард Баэр - разве можно было подобрать кого-то лучше? Он одним голосом сыграет столько, что у вас голова закружится. Ромен Дюри - это вообще не поддается описанию, он в этом фильме уместил не одну роль, а как минимум пять, и одна харизматичнее другой. Текст в этом фильме просто не мог быть плохой. Невозможно на фоне этого буйства талантов и красок представить плохой текст. И Голливуд может сколько ему угодно пыжиться из кожи вон, раздевать старлеток по поводу и без, устраивать оргии и втыкать себе перья в причинное место, - все равно им никогда не удастся так субтильно и изящно показать страсть или любовь как французам: поцелуем, ножкой из-под подола платья, завитком волос на затылке. И ни одной голливудской комедии не удастся даже по касательной прикоснуться к французской иронии и к тому, как французы умеют смеяться над собой и над своими же слабостями. Невероятно, как воздушно и легко у них получается не только влюбить зрителя в свои недостатки, но еще и заставить восхищаться ими и требовать еще и еще. Только им удается снимать комедии, от которых временами хочется плакать. Сплошное удовольствие. Не фильм, а два часа праздника. 10 из 10.
«Мольер» – это не просто комедия, и я доведу это. Фильм вызывал восхищение в зрителей нескольких кинофестивалей, в частности и Берлинского, потому что в нем есть большое число забавных сцен, которые привлекают и заставляют посмотреть прекрасную картину до конца. Но, по моему мнению, весело будет лишь тем, кто никогда не читал «Мещанина-шляхтича», «Тартюфа», «Мизантропа» или любого другого произведения всемирно известного драматурга – Мольера. Кстати, в краткой информации о фильме допущена ошибка: Жан Батист Поклен жил не в XVI, а в XVII ст. Для кого-то, возможно, это не слишком принципиально, но такой ошибки допускать нельзя: середина XVII ст. – золотая эпоха в истории Французской монархии. Полистав страницы энциклопедий, мы очень мало можем узнать о драматурге. Там даже пишут, что отец Мольера работал при дворе. Но в киноленте Лорена Тирара все это игнорируется. Мольер изображен в период его амбициозного развития как сценариста и актера, изображен даже период его творческого упадка. Но сюжет фильма не только об авторских подвигах Поклена. В основе лежит история пребывания актера в большом особняке богатого предпринимателя господина Журдена. Мольер обязывался научить богатея «всех тонкостей актерской профессии» взамен на оплату большого долга драматурга. Казалось бы, интересное начало, но дальше все выходит за пределы запланированного. И причиной этого стала семья того же месье Журдена. Характер художника меняется очень быстро: сначала он пытается убежать из дома, а затем приспосабливается к внешней обстановке и даже несколько дней проживает там в душевном счастье. Однако последующие события очень резко изменили актера, заставив его аж 13 лет путешествовать Францией со своей труппой. Прославившись на все государство, Мольер получил от самого короля прекрасный театр, но именно в этот момент вдохновение погасает. И причина всех выше упомянутых событий – любовь. Я искренне сочувствую главному герою: он всю жизнь веселил людей, а сам был счастливым не долго. Говорят, что человеку полезно поплакать, когда в нем собрался избыток разнообразных эмоций. Ромен Дюри, честно говоря, очень искусно плачет (вспомните хоть бы «Арсена Люпена»), потому эти слезы лишь добавляют фильму драматичности. Я просто в восторге от игры всех актеров. Фабрис Лучини исполнил ответственную и веселую роль, Эдуарда Баэра я помню как хорошего комика еще из «Двух нулей», а персонаж Лауры Моранте просто очаровал меня. А что уже говорить о костюмах, декорациях, садах, домах и других пейзажах... Думаю, вы все поняли. Теперь я объясню, почему этот фильм, по моему мнению, – именно драма. Настоящий Мольер писал свои выдающиеся пьесы в таком виде, который потом приобрел название «большая комедия». Этот жанр характеризовался использования особого средства – сарказма, то есть высмеивания. В этом смысле драматург убил сразу двух зайцев одним выстрелом: он открывал людям глаза на тогдашние проблемы общества, использовав самое популярное средство – комедию. Душа же его кричала и даже отказывалась от всех королевских привилегий. То есть Лорен Тирар тоже испытал себя в роли Мольєра-режиссера, и должен сознаться, что удалось ему все просто безукоризненно. Как же можно тогда считать фильм «Мольер» просто комедией, если он заканчивается слезой? Хочу также открыть вам тайну немалого успеха многих французских фильмов. Некоторые большие тамошние телекомпании, такие, как Canal + или TPS, пытаются производить только действительно хорошие фильмы, потому что их же они потом показывают на своих каналах, к тому же круглосуточно один и тот же фильм. Так я познакомился с «Двумя братьями», «Арсеном Люпеном», «Мольером» и «Жизнью в розовом цвете». Впервые я смотрел «Мольера» на оригинальном французском языке. Хоть я и не мог перевести большинство диалогов, суть фильма будто-то понял. То есть, услышав непонятные слова, я все-таки научился общаться языком Мольера. Российская же версия стала для меня еще большим открытием. «Мольер» – это кино, которое я пересматривал чаще всего в жизни, получая постоянно огромное удовольствие. Возможно, мое впечатление от этого фильма может казаться слишком преувеличенным, но оценку ему я ставлю с удовольствием и огромным желанием поддержать... 10 из 10
Прекрасный фильм, рассказывающий о жизни блистательного французского комедиографа Мольера!! Я получила колоссальное удовольствие после просмотра. Замечательная актёрская игра, особенного исполнителей ролей Журдена, Эмильены и самого Мольера... Восхитительный саундтрек... Интересный сюжет, позаимствованный из комедий Мольера 'Мещанин во дворянстве' и 'Тартюф', но, как мы узнаём по фильму, из жизни самого комедиографа... Тональность фильма постоянно меняется: мы смеёмся над забавными ситуациями, в которые попадает главный герой, над глупость и недалёкость господина Журдена, но в следующее мгновение плачем, когда узнаём, что на самом деле пришлось испытать героям в момент, когда жизнь предстаёт перед ними во всей полноте и своей неблаговидности... Истинно мольеровский стиль - 'смех сквозь слёзы'. Ставлю 10 из 10 и всем советую посмотреть этот фильм.
Когда этот фильм шел в кинотеатрах города у меня не было времени его посмотреть. Потом я купила его не ДВД и просмотрела дома, посмотрев, не пожалела, что купила его. Сразу оговорюсь, если вам не нравится творчество Мольера и/или французское кино, фильм этот вам, наверное, не понравится, или понравится, но не настолько. Тонкие фразы, паузы, которые говорят о многом, изящество в словах и выражениях, французский юмор, мои любимые актеры. Все это не оставило меня равнодушной, настолько все было к месту и вовремя, что фильм смотрелся на 1 дыхании и сразу после просмотра захотелось перечитать 'Мещанина во дворянстве', чем на выходных собственно и займусь. Твердые 8 из 10
«Молье» - вызывает восхищение, радость, в некоторых моментах комичность и что еще, грусть. Тот, кто всю жизнь ставил замечательные пьесы, во время которых люди просто расслаблялись и от души хохотали. Мольер, человек который приносит надежду и радость в сердца людей, но что было в его собственном? В некоторые моменты разочарование в самом себе, своем таланте и в своих творениях. Разочарование в непонятиии окружающих. Мольер в душе, которого творится настоящая драма, вынужден развлекать людей своими комедиями. На сцене он надевает маску весельчака и прекрасно делает свое дело. -Вы хотите, чтобы я играл комедию там, где не хочется? Такой комедии не существует. -Так придумайте ее! И он придумает, ведь в эпоху разочарования и потерь, кому нужна трагедия, итак присущая в жизни. Он становится заложником своего собственного таланта, своих творений. Фильм собственно не о том, как мы становимся, зависимы от собственного выбора и чувств, а о том великом чувстве любви.
Не фильм, а подарок. Не фильм, а удовольствие. Всё пропитано духом Мольера. Живой сюжет захватывает, вскрывает разные эмоции. Переживаешь, улыбаешься, грустишь, смеешься и даже плачешь. Есть любовь, не не так...Любовь. Да. И Мольер как человек. Бесподобный фильм. Актёры играют потрясающе. Великолепный Ромен Дюри (хотя раньше он мне не очень нравился, но после его 'Парижа' что-то перевернулось внутри...). Мольер - одна из лучших его ролей! Я и не могла себе представить, что он может быть так хорош в актерском плане! - В горе есть и кое-что комическое...Это важно отмечать. - Вы хотите, чтобы я смешил там, где хочется плакать. Такой комедии не существует… - Тогда…придумайте. Он целует Её руку... крупным планом - его лицо, глаза полные слез...и ты чувствуешь, что рвется не только его сердце, но и твое собственное..и это неизбежно. Я буду долго помнить этот кадр, который заставил меня так глубоко прочувствовать силу Любви.
Одним из самых интригующих фильмов последних лет можно назвать «Мольера» Лорена Тирара. Особый шарм фильма выражается даже на титуле обложки, на которой изображен великий маэстро ироничного слова на фоне поля маков. Более прекрасным, чем этот титул, выглядит сам фильм. Тирар экранизировал фильм в духе комедий Мольера. Веселость, возникающая при прочтении комедии, мастерски схвачена и передана в фильме. Тирар сумел зрительным рядом передать бесценные слова великого мастера. В центре внимания кинодейства находится фигура Жана-Батиста Поклена (Мольера). В экранизации его истории именно историю режиссер ставит на последнее место. История Мольера строится не на реальных хронологических событиях биографии, а на идейном уровне. Тирар создал внутренний портрет своего героя – его душу в ироничных красках. Мы мало видим Мольера как человека своей эпохи, а в большей степени наблюдаем мир его ироничными глазами, его представление о реальности и о людях, его художественный мир, подаривший нам бессмертные творения. Отход от биографии Тирар мотивирует сном. Как будто Мольеру приснился сон, где он увидел все то, что потом разнеслось по его произведениям. Интересно, что фильм строится на некой сюрреалистической реальности, где с человеком может происходить все, что угодно и в его мыслях и поступках не стоит искать какой-либо логики. Сон позволил режиссеру оправдать все допущения, все неточности и мещанский эпатаж. Направление фильма можно назвать «сюрреалистический реализм», как фильм парадокс. Вроде герою снится сон, но этот сон оказывается явственнее самой жизни. Как будто все самые знаменательные моменты укрупнились до культурных обобщений, образы – до типажей. Несмотря на всю сюрреалистичность происходящего, Тирар доказывает, что все свои сюжеты Мольер брал из гущи самой жизни, что они столь же реальны, как и биография самого Мольера. Показателен в этом плане образ г-на Журдена, который представляет собой собирательный портрет мещанина той эпохи. Ирония Тирара поражает своей схожестью с иронией самого Мольера, неслучайно в фильме Мольер представляется Тартюфом и играет его роль. В каждом эпизоде есть какой-то подвох. За каждым эпизодом стоит то изящная ирония, то едкая сатира. Примечательны в этом отношении занятия искусством Журдена, который в день обучается всем искусствам сразу и получает лестные отзывы учителей о своей лихой обучаемости. В этих уроках выражается целая галерея Журденов XVII-XVIII в. Увлечение Журдена юной девой, не лишенной острого ума и едкого языка, не может не вызвать улыбки. Его желание блеснуть перед ней своими талантами настолько же смешно, насколько и драматично. Взращенный талант в духе мещанского невежества и лести играет с ним злую шутку. Он становится посмешищем, как только пытается проявить себя. Тирар, как и Мольер, не сочувствует Журдену. В его образе высмеиваются все мещанские нравы, идеалы и мечты. Он настолько глубоко погрузился в созерцание собственного величия, что не видит ничего вокруг. Он не видит достоинства своей жены, а питает страсть к такому же ненастоящему облачному божеству как и он сам. Его божеству противопоставлена жена Журдена, которая символизирует собой все самое светлое, что еще осталось в мещанском обществе. Она красива, умна, на ней держится весь дом. Ее образ появляется в фильме как надежда. В ее облике прослеживаются все черты Франции, возрождающейся от мещанской тупости. Режиссер ставит нас перед трагедией Мольера, который мечтает написать трагедию, но эпоха настолько печальна, что кроме сатиры талантливому писателю на нее написать нечего нельзя. В повседневности Мольера практически нет людей, способных к высокими чувствам, а потому и для драмы образа не найти во всей Франции. Зато клоунов и паяцев развелось столько, что жизнь Мольер воспринимает как клоунаду. Режиссер этот момент обыгрывает забавным образом, как будто двор не принимает трагедий, а хочет только бурного веселья. Именно поэтому Мольер создает такие комедии, от которых хотелось бы плакать. Так как перу Мольера принадлежат одни из самых известных комедий в мире, режиссер отразил это в своей постановке. Комедийность пронизывает фильм на всех уровнях: от сочетания цветов до наигранных переживаний, от высмеивания дворянской тупости до сатиры всего общества. Тирар вводит забавные сюжеты: попытки сочинительства Журдена, конфузные ситуации, ну и, конечно же, сцену с актерским мастерством в изображении коня. Все эти шуточные моменты фильма не случайны. Сцена с изображением коня – сатира дворянского театра. Попытки сочинительства – сатира на недалекую дворянскую поэзию и прозу. Конфузные ситуации выливаются из бестолковости мещанского сословия. В результате у Тирара получилась шикарная история, пропитанная легким юмором и «свежей» сатирой. Мольер со всей своей галереей образов органично вписался в нашу сегодняшнюю повседневность. Тирару удалось создать образ комедиографа в его собственной литературной реальности, где балом правит смех, ирония, пестрота и карикатурность.
Странно, а есть ли смысл сравнивать эти 2 фильма - 'Мольер' и 'Влюбленный Шекспир'? Я думаю, нет. Мало того, что вкусы у публики могут оказаться совершенно разные, да к тому же получились, на мой взгляд, 2 совершенно непохожие работы, и лавры победителя я бы неоспоримо отдала именно 'Мольеру'. Помню, я зачитавылась его самой популярной комедией 'Тартюф или обманщик', смеялась и удивлялась тому, как точно он изображал действительность, при этом заставляя улыбаться. А тут еще и на фильм наткнулась, ну разве могла я не посмотреть? Фильм захватил, погрузил в ту мольеровскую эпоху, когда писались его знаменитые произведения и снова же, так же и как и перо самого Мольера, заставил задуматься. Было очень интересно увидеть Мольера в роли этого самого Тартюфа, а в конце понять всю трагичность сложившейся ситуации, которая еще не так давно заставляла вас потешаться над переодетым священником и семейством, в котором он очутился. И самое главное, что не обязательно знать произведение, чтобы проникнуться в главную идею фильма. И тем не менее, те, кто все-таки его читали, получили своего рода небольшой подарок в подобном повороте событий. 10 из 10
Несмотря на недвусмысленное название, «Мольер» французского режиссера Лорана Тирара – это вовсе не байопик о великом комедиографе. В последнее время стало актуальным появление фильмов, основанных на якобы неизвестных науке и широкой публике историях – вроде той, которая легла в основу недавнего фильма Энтони Фукуа «Король Артур». Создатели этой картины Артура сделали римлянином, а Ланцелота – чуть ли не русским по происхождению. Так вот и сценаристы «Мольера», один из которых – режиссер Тирар, представили историю о любви главного героя как пьесу, впоследствии написанную Мольером на основе своего жизненного опыта. Итак, начинается фильм с того, что Мольер (Ромен Дюри) получает от короля театр для постановки своих пьес. Он чрезвычайно этому рад, доволен собой и даже подумывает о написании трагедий, от чего его отговаривает его труппа. Однажды на улице его останавливает незнакомая молодая особа и просит Мольера пройти к ее умирающей матери. Внезапно он понимает, кто эта женщина, и действие фильма переносится в прошлое. Тринадцать лет назад, когда Мольер был еще только начинающим драматургом и актером, он оказался по уши в долгах и попал в тюрьму, откуда его вытащил странный господин по фамилии Журден (Фабрис Лучини), который потребовал от него определенную услугу: Мольер должен был научить его актерскому мастерству и помочь поставить небольшую пьесу его же, Журдена, сочинения в салоне молодой и красивой, но очень острой на язык девицы Селимены (Людивин Санье). Но главная загвоздка в том, что Журден женат и даже является отцом двух дочерей, поэтому нужно найти подходящее ситуации объяснение присутствию Мольера в его доме. Месье Журдену в голову не приходит ничего другого, кроме как представить Жана-Батиста священником и новым учителем своей младшей дочери. Нашлось и имя – первое, что пришло в голову Мольеру, когда у него спросили, как его зовут: Тартюф. Само собой, при таком обилии персонажей пьес французского комедиографа неудивительно и появление Доранта (Эдуард Баэр) – обедневшего дворянина, который якобы выступает понимающим другом и посредником в отношениях Журдена и Селимены, но на деле является подлым вымогателем денег и обманщиком. Естественно, в эту круговерть с Журденом, Мольером-Тартюфом, Селименой и Дорантом будут вовлечены и супруга Журдена Эльмира (Лора Моранте), которая проникнется нежными чувствами к Мольеру, и их старшая дочь Генриетта (Фанни Валетт), которая тоже хочет любви, поэтому тайком от отца встречается с неким Валером (Гонзаг Рекийо) в то время как тот планирует выдать ее за сына Доранта Тома (Жилиан Петровски). Но, несмотря на такое большое количество героев, основная интрига закручивается вокруг отношений Мольера и Эльмиры. Эльмира и есть та женщина, которая находится на смертном одре. Судя по его страданиям, она была самой большой его любовью. У Тирара получилось что-то среднее между комедией положений, драмой, трагикомедией и байопиком (если, конечно, уместно говорить об использовании элементов всех этих жанров в одном фильме). Но проблема совсем не в том, что он попытался все это объединить: зачастую картины, снятые на стыке жанров, получаются очень оригинальными и интересными. Просто Тирар не смог умело сгладить грани между этими жанрами, в результате чего в какие-то моменты сюжет изрядно провисает. Точнее, действие не может адаптироваться к недостаткам сценария. Только наметилась милая и веселая комедия – режиссер уже переключился на драму; только зритель привык к драме – начинается трагикомедия, а действие за этими метаморфозами не успевает. И если «Влюбленный Шекспир», сценарий которого писал сам Том Стоппард, - это довольно удачная попытка создания остроумной ненавязчивой комедии с элементами псевдобайопика, то «Мольер» больше похож на неудачную перепевку старой песни. Видно, что режиссер старался сделать милый французский фильм, рассчитанный на массового зрителя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возможно, поэтому большинство шуток кажутся надуманными и неоригинальными, и манера режиссера привлекать к ним внимание только осложняет ситуацию, так как создается впечатление, будто он просто навязывает их. Но, по справедливости сказать, фильм может похвастаться всем, кроме сюжета, потому что и актерская игра, и музыка, и костюмы, и виды французской усадьбы семнадцатого века – одним словом, все, что не поддалось тотальному влиянию мэйнстрима, впечатляет. Правда, великолепный Ромен Дюри постоянно напоминал Боярского в молодости, но это уже другая история. Так что разок посмотреть этот фильм все-таки можно: хотя бы из-за актеров и замечательных костюмов, а также парочки премилых остроумных диалогов. Но не стоит ждать второго «Влюбленного Шекспира» – до него «Мольер» явно не дотягивает. 6 из 10
Стало уже доброй традицией после впечатляющего, очень впечатляющего фильма, писать рецензию:) Но это, пожалуй, первые 10 из 10, над которыми думать даже не нужно. Французам фильмы удаются в принципе. Лично я, приверженка фильмов Франсуа Озона, не была ранее знакома с работами Лорена Тирара. И то, что он показал раз и навсегда стало лучшим. Каким бы теперь ни показали Мольера, он останется таким, каким изобразил его Ромен Дюри. Фильм тонкий, изящный, чувственный. После него появляется некое отвращение к однодневным романтическим комедиям и псевдоисторическим драмам. Приукрашенная история великого драматурга воспринимается на одном дыхании. Фильм переносит нас во времена Мольера, на пик его славы. История в истории поведает не о том, как он этого достиг (это остается за кулисами). Она расскажет о том, кто же такой Мольер, трагикомичный шут или лукавый плут, дурачащий даже своими горестями? На карнавале мы носим маски под масками Искусство смеяться всегда - одно из самых незаменимых и самых желанных. - Даже в горе есть доля комичного. - Но не существует комедии, в которой плачешь смеясь. - Так изобретите её! Мольер показал нам, как это - быть кем-то, кем быть не желаешь, играть лишь бледную роль того, что хотел бы сыграть. Но, как говорит сам герой: 'Нужно не казаться, а чувствовать'. Несложно провести аналогию на наши будние дни, наши помыслы и желания. Фильм - некая смесь пьес Мольера, где финальная сцена отведена его слезам. Смеша толпу, он отказывается от своих истинных желаний и целей. Делая счастливыми остальных, он остается в стороне. И, конечно, главное - Любовь. Именно с большой буквы. Это не 'Эффект бабочки', не 'Сладкий ноябрь', не прочие сопливые финалы. Это прочувствованная красивая, слащаво-грустная концовка. Один из лучших фильмов, которые я когда-либо видела. Забавный, задумчивый, динамичный и... пожалуй, шедевральный. Очень настоятельно советую...нет, даже умоляю посмотреть. Ценителям и просто людям ищущим качественный душевный фильм. Полнейшие 10 из 10