«Битва на рельсах» - дебют Клемана в полнометражном кино, который интересно сравнить дебютом Клузо: если второй еще находится в тисках павильонных съемок, отдающих нафталином интерьеров, то первый, уподобляясь Росселлини, выходит на улицы, работая в манере полудокументальной реконструкции реальных событий. Если замысел Клузо стеснен однообразным переигрыванием актеров, то Клеман дает полную свободу существованию участникам Сопротивления. Естественность поведения исполнителей в «Битве на рельсах» поражает даже искушенного зрителя, отлаженность их движений можно уподобить пластической хореографии брессоновских персонажей. При отсутствии каких бы то ни было характеров у безымянных персонажей, при минимуме реплик внимание режиссера сосредоточено на действиях, совершаемых без особого шума и пафоса. Детальное, скрупулезное воссоздание диверсий на железных дорогах поначалу кажется излишним, но впоследствии за счет мастерского, почти эйзенштейновского в своей выразительности монтажа коротких планов Клеману удается сформировать подлинное драматическое напряжение, все нарастающее к финалу. Содержательно фильм исчерпывается этим внимательным документированием диверсий, но за счет режиссуры и монтажа высекается искра трагизма в описании событий военного времени (например, в сцене расстрела железнодорожников). Живая фактура лиц участников Сопротивления, запечатленная на крупных планах, передает будничность, повседневность в их ежедневном героическом подвиге. Их лица не патетически одухотворены, скорее озабочены рискованными предприятиями. При минимуме бюджетных средств режиссеру удалось вполне в духе Росселлини воссоздать сцены боев и даже схождение с рельс реального поезда. Как и картины Росселлини, лента Клемана представляет собой фрагментированное повествование, лишенное единой сюжетной линии, однако, эта сегментированность – скорее достоинство, чем недостаток, ибо позволяет увидеть войну как череду повседневных подвигов на пути к победе. При полном отсутствии традиционно понимаемого содержания (характеров, ситуаций, их раскрывающих, драматургически обусловленных диалогов) картина Клемана выглядит невероятно свежо, своеобразной документальной реконструкцией, выполненной рукой настоящего художника, хорошо владеющего монтажом и способного программировать зрительские реакции. Для дебютанта Клеман демонстрирует хорошее владение профессией, знание ее законов и механизмов зрительского восприятия. «Битва на рельсах» - плодотворное усвоение французским кинематографом художественных и концептуальных принципов итальянского неореализма, манифестирующего свою эстетическую актуальность даже в эпоху коммерческих подделок и подмен.
Конечно, в наши дни эта лента смотрится слишком односложно. Перед зрителем непринужденно разворачивается совершенно простая история из жизни французского Сопротивления. Ребята готовят засаду и нападают на фашистские поезда. Сжатая пружина молчаливого напряжения разжимается и мы лицезреем надежду. Визуально тут все будет просто. Напряженные портреты заговорщиков будут перемежаться сценами 'прибытия' поездов. При этом, все предельно культурно, без надрыва и страданий. Интеллект и воля - так уж сложилось, что именно такими прославили французские кинематографисты своих героев. Именно поэтому, как я полагаю, авансом с большим нахлестом, фильм получил вполне солидный приз Каннского фестиваля. Что стало большим 'лифтом' для начинающего карьеру Рене Клемана. Много лет спустя, уже будучи признанным мастером, он поставит куда более прагматичный 'Горит ли Париж', в котором тема борьбы с фашистами во Франции будет раскрыта куда полнее. Ну, а пока можно наслаждаться прибытием поездов и их захватом. Клеман совершенно определенно равнялся на самые модные достижения неореализма (он никогда не стеснялся заимствовать лучшее). Впрочем, как по мне - так кино показалось слишком скучным. И это несмотря на небольшой хронометраж. Порекомендовал бы лишь очень и очень интересующимся историей кино зрителям, да и то - исключительно в аспекте развития творчества Клемана. Слишком значимая фигура. 5 из 10