Стремительно пролетевший период перестроечного кино вывел на экран не только злободневные и остросоциальные проблемы, которые раньше не принято было афишировать. В те времена, когда миллионы мальчишек восхищались Жан-Клодом Ван Даммом, перевернувшим представление о боевике на тематику единоборств, советские зрители получили своего в доску героя, решительного и неукротимого 'Малыша', чье воплощение принесло первый серьезный успех Алексею Серебрякову. Ни один тренер по восточным боевым искусствам на учит использовать единоборства для личного обогащения либо умышленного причинения вреда невиновному. Но как быть человеку, для которого карате в жизни все, и кроме как, виртуозно махать ногами он ничему в жизни не научился? Егор Ларин вырос в неблагополучной семье, отца он толком и не знал, а у матери не отыскалось ни времени ни желания заняться единственным сыном. Предоставленный самому себе Егор, по воле случая, увлекается секцией карате, где преподает Олег Иванович. Карате безвозвратно увлекает мальчика, он делает невиданные успехи и теперь его все знают как 'Малыша' - лучшего воспитанника своей секции. Егор не просто любитель, он подлинный фанат, как метко подметил его единственный друг Гриша. Но в один не самый прекрасный день, руководство СССР начинает гонения на боевые искусства. Олег Иванович распускает своих питомцев, но Малышу советует ни в коем случае не бросить это дело. Тем не менее, лишившийся путеводной звезды, совсем еще мальчишка сбивается с пути и чуть было не залетает в колонию. Далее суровая армейская служба, 'дедовщина', после которой вчерашний идеалист-каратист возвращается жестоким бойцом, который решает применить свое мастерство, чтобы добиться всего, чего был лишен в жизни. Подача материала в фильме получилась нетривиальной. Мы видим подростковые годы Малыша вперемежку с реальностью, где у парня совсем не осталось поводов для радости. По нелепости он отправляет своего друга на больничную койку, откуда тот уже не выйдет. Хорошо видны терзания героя. Разве к тому он стремился? Ввязавшись в нелегальные бои на тотализаторе Малыш постепенно утрачивает человеческую сущность. Этому в немалой степени поспособствовала тогдашняя ситуация в стране. Эра кооперативов, мелкого предпринимательства и первоначального накопления капитала. Что уж говорить, если даже серьезный и хорошо воспитанный Гриша желает жить не по-советски 'на 150 р. в месяц', а 'по-пацански', как тогда это называлось. Не вина, а беда Малыша в том, что он даже не сознает, что ступил на тропу, где нет дороги обратно. Ведь он не колошматит кого попало, мокрухой не занимается, а лишь 'культурно' просит поделится не самых честных на свете людей. Однако, что такое подпольные бои предельно ясно и без прикрас. Это своего рода казино, где игроку сперва дают выиграть, а затем обдирают как липку. Но на боях все куда страшнее, ведь на кону не кошелек и даже не здоровье, а сама жизнь. Теневой хозяин такого рода развлечений некто Мэтр хорошо наживается на успехах Малыша, но в роковой для того момент решает сделать ставку на другого. Егор опытен и силен, но разве по силам ему одолеть противника вдвое превышающих параметров? Вот только хитрый Мэтр не учел, насколько опасен зверь, забитый в угол. Несчастливое детство, армия, суровая жизнь породили этого зверя, от которого содрогнулся даже его бывший наставник. А наставник этот на удивление хорош. Не хочу сравнивать Олега Кантемирова с самым известным в России пропагандистом карате, но вышло у него явно убедительнее чем у более распиаренного актера. В Олеге Ивановиче нет и капли самодовольства, он жесткий, но при этом очень человечный тренер. Он почти по-отцовски полюбил своего ершистого ученика, потому что почувствовал в нем главное - любовь карате как к науке, к искусству. Да, сама жизнь подтолкнула Малыша сконцентрировать все свое естество вокруг единоборств, но для него это первая и единственная настоящая любовь. Потом уже появился инструмент для добычи денег и самовозвышения, а сначала была эта по-детски чистая любовь к спорту. За ее то и уважал Олег своего Малыша, не бросив его ни в кутузке ни даже на поле сражения с мафией, где и самому бы выжить. Реальность постановки поединков сподручнее оценить профессионалам, но на мой, дилетантский взгляд, все очень здорово и вполне убедительно. До миллиметра выверенные приемы, удары, броски и акробатические этюды не оставляют сомнений в качественно проведенной подготовке как самого Серебрякова так и его оппопентов. Очень эффектным получился Вышибала. Устрашающий детина, с флегматичным взглядом, которому внушительные габариты не мешают оставаться ловким. Прекрасный вышел ответ знаменитому Чонг Ли из 'Кровавого спорта'. А вот Серебрякова с Ван Даммом сравнивать определенно не стоит. Они воплотили слишком разных героев. Фрэнк Дюкс бился за честь своего учителя, а Малыш за свою. Их объединяет степень решимости, каждый готов идти до конца, угрозами подобных фанатов не взять, этого так и не понял незадачливый Мэтр. Он явно не рассчитывал, что у такого бойца остается разум, а не голые инстинкты. Но именно разум, вкупе с сумасшедшей волей к жизни спас Малыша. Потеряв единственного друга, он не пустился во все тяжкие, он по-мужски сделал упор на то, что дается ему лучше всего. 'Только драться. Ведь я ничего больше в жизни не умею' - с детской непосредственностью произносит Егор и в этом он весь. 'Малыш' по прозвищу, но не по умению стоять ногами на успользающей почве. Кино, разумеется больше для ценителей боевых искусств, где оно давно уже носит культовый статус. Но и для беспристрастного зрителя оно может представлять интерес, не говоря уже о том, что и нынешним подросткам, неплохо было бы увидеть настоящее карате. Алексей Серебряков отыграл блистательно, его герой, по-русски наивный и грешный, вызывает симпатию своей решимостью, которая никогда не перерастет в 'отмороженность'. Это фильм не о карате. Это фильм о мужчине, для которого карате сама жизнь, такая, в которой тяжело жить, но надо стремиться, переламывая все преграды. Вышел такой проект вполне успешным, и Владимиру Феоктистову есть, чем гордиться. Только вот Брюса Ли в его знаменитом прыжке копировать все же не стоило. Но за остальное, заслуженные 8 из 10
Казалось бы, стандартный сюжет, картинка низкого качества, ни одного запоминающегося персонажа, кроме главного героя в исполнении Алексея Серебрякова. Но это, без всякого сомнения, лучший наш фильм тех времен на тему восточных единоборств. Каратэ для Егора по прозвищу 'Малыш' - это все. Поэтому он хлопает дверью, когда лучший друг говорит ему, что у него другие приоритеты. Поэтому, когда каратэ запрещено (а его ведь действительно запрещали!), для него это трагедия. Поэтому, вернувшись из армии, он понимает, что ничем другим заниматься не может и не хочет. Но Малыш изменился. Он уже не спортсмен, а матерый зверь, которого опасаются даже прежние товарищи по секции. И только в подвалах, где проводят бои без правил, он может быть собой. И умирает в больнице друг, которого Малыш, вошедший в раж, покалечил во время тренировки. И тренер Олег Иванович пытается спасти бывшего воспитанника от боя, который тот заведомо не может выиграть - и слишком горд, чтобы просто 'лечь', когда ему это приказывают. Герой Жан-Клода Ван-Дамма, попавший в похожую ситуацию, сбежал и завербовался в Иностранный Легион. Но Малышу бежать некуда... К сожалению, 'Фанат-2', в котором Серебрякова сменил Олег Фомин, в подметки не годится первому фильму.
Фанат - советский прорыв в жанре боевик. А именно этот жанр, был в то время лидером в видеопрокатах. Я помню это время, и мне всегда нравились советские боевики, такие как 'Америкэн бой', 'По прозвищу зверь', ну и конечно же данная картина. После просмотра данного фильма, все мы в душе хотели стать каратистами, как главный герой картины, Малыш. У Малыша сложное детство, его родная мать выгоняет его на улицу. Куда идти? Хорошо есть верный друг, у которого он останавливается на время. Всё чем он живёт, это каратэ, это единственное что он делает хорошо: - Ой, да что я ещё умею, кроме как руками махать. Признаётся он, и все кто не ценит боевые искусства, им, с ним не по пути. Он действительно фанат этой культуры. Он пройдёт и армию с дедовщиной, и участие в подпольных боях, и работу на рэкет, и потерю лучшего друга. - Ты стал классным зверем. Говорит его друг. Он находится в замешательстве, он и готов покончить с этим ' кровавым спортом', завязать. Его тренер, когда то взявший его в свою секцию, просит: - Завязывай, а то останешься калекой, не кому не нужный. Но малыш знает что мир к нему и так, глух и жесток. - А я и так не кому не нужен! Не велика разница! И будь что будет, надо идти до конца. Молодой Алексей Серебряков, среди зрителей получает своё первое признание, отличного советского, а в последующем российского актёра. За старые былые времена, и хороший фильм, ставлю десятку!
Весьма реалистичный сценарий событий того времени Великой державы на пороге развала. Безработица, инфляция, запрет карате советским законодательством и как результат появление подпольных секций карате, армейская дедовщина, рэкет. Все как было тогда. Несмотря на какие-то промахи актеров и не совсем профессиональные постановки боев, бесспорно, 'Фанат' - лучший советский фильм про карате. Он превосходит такой раритетный боевик СССР 'Не бойся я с тобой!'. Отдельная благодарность композитору фильма за интересную, захватывающую музыку к фильму. Однозначно! Рекомендую к просмотру настоящий фильм людям ностальгирующим по СССР и неравнодушных к восточным единоборствам!
Стандартный сюжет, ужасное качество картинки и звука, плохая игра актеров, Но... Это лучший боевик СССР с восточными единоборствами, да и России тоже. Фильм снят в то время когда шедевры в принципе не выходили в СССР, не смотря на банальный сюжет, была учтена отечественная специфика того времени (появление кооперативов, дедовщина в армии, безработица). Фанатам боевиков с Брюсом Ли рекомендую однозначно.
Перед вами один из самых известных советских нуаров. Именно так я называю перестроечные и пост-перестроечные криминальные боевики. Все они построены на нехитрой фабуле столкновения сильного героя с жестокой, переламывающей все в труху системой. Так было в 'Катале', так было и в 'Брате'... На этой же схеме построен и 'Фанат'. Вокруг главного героя разворачиваются баталии гражданской войны (которая просто тогда так не именовалась). Раз за разом он оказывается в ситуациях, когда о нравственности речи не идет. Нужно лишь выживать. Он просто стремится идти по течению и раз за разом делает вещи, которые противоречат его совести. Этот нерв не удалить. Его мать отказывается от него. Его окружают проститутки. Товарищ умирает. А единственный талант в сфере боевых единоборств монетизируется на арене цирка. И в этой советской аллее кошмаров странным образом происходит формирование характера. Малыш становится мужчиной... К сожалению в техническом аспекте лента получилась весьма спорная. Толком не выделены сцены боев. Карикатурен финал, который скорее походит на пародию лент с ван Даммом и Сталлоне тех лет, нежели на самодостаточное кино. Однако лента смотрится на одном дыхании и кажется искренней, 'трушной'. Оттого до сих пор у этого фильма немало преданных поклонников 7 из 10
Когда настроение непонятно какое, очень помогает посмотреть последние минут 10 'Фаната' 1989 г. Когда Егор выходит на арену. Мелодию поединка очень люблю. Сочинил музыку к ф. уже сын того самого Э. Артемьева, тоже композитор. Отдельно о противнике Малыша. Вышибала, парень хоть куда. Изумительно атлетичен. Такую гармоничную фигуру с гибкой поясницей даёт либо бокс, либо самбо. При росте 2 метра, и весе 130 кг ( как сообщил Мэтр), слегка 'сочный' на корпус, очень техничен. У Вышибалы вообще-то уравновешенный характер. 'Не связывается' лишний раз. Гришу ведь не он покалечил, а Малыш. Примечательно, что Вышибала в реальности — профессиональным кузнецом оказался, а не актёром. И до сих пор куёт знаменитые на всю страну клинки. Егору непременно, непременно сегодня надо прорваться. Вышибала действует спортивно, откидывает его подальше, а Егор — бьёт 'сквозь удар', на поражение. Как в армии Казбек научил. 'Полыхнуло' буквально, когда тренер ворвался: 'Малыш, беги!' Наставник не бросил Ученика. А если грамотно объяснять— не покинул 'воинского пути'. В 'Фанате-2' в начале значимая сцена, с Олегом Кантемировым. Наверно, Олег Кантемиров для Серебрякова так и остался, Мастер. Потому что Кантемиров — он такой и есть, настоящий. Казбека сыграл Борис Кантемиров, дальний, но тоже из их рода. Вот он, Борис Кантемиров, и в армии служил, и Чемпионат Советской асссоциации восточных единоборств выиграл, и побеждал на всевозможных международных чемпионатах в 90-х гг. Во время теракта в Беслане 2004 г., под огнём террористов, выносил заложников из школы. Участвовал в боевых действиях в Ю. Осетии в 2008 г. зы. Понравилось, как секция карате тренировалась в здании православного храма, а над головой фрески и окна-витражи. Красиво, и не противоречит ни одной из философий.
Фанат – картина, обладающая двойственностью, весьма характерной для времени и своей эпохи. Конец 80-х – время расцвета кооперативного кино, время большой инициативы в развитии частного кинобизнеса и возможность проявить себя людям без профессионального образования. Другое дело – качество выпускаемой продукции, оставлявшее желать лучшего, а также вполне понятная ограниченная жанровая специализация на боевиках, криминальных драмах, социальщине, эротических комедиях. Картина с участием Серебрякова в этом смысле стоит на границе. С одной стороны, четко бросается в глаза весьма низкая техническая оснащенность, полупрофессиональный характер съемки, изрядная доля бытовых примет, устаревших к настоящему времени и, разумеется, весьма забавные экшн-сцены, проигрывающие в сравнении лентам с участием известных кинодрачунов (Норрис, Ван-Дамм, Сигал и прочие). С другой стороны, игра практически всего актерского состава, начиная с главных и заканчивая артистами-эпизодниками, впечатляет своей достоверностью и соответствием реальной жизненной ситуации. Поэтому история о фанате каратэ – молодом человеке Егоре по прозвищу «Малыш», прошедшего суровую школу жизни, но сумевшего остаться верным понятию чести и сохранившего несмотря ни на что человеческое достоинство, смотрится с интересом. И хотя бы по этому показателю он может составить определенную конкуренцию западным аналогам того времени. Сценарий Джусоева, написанный при участии режиссера Феоктистова, является, пожалуй, лучшим из плеяды разноуровневой кинопродукции, снятой в СССР с 1989 по 1991 год в жанре криминальной драмы с элементами восточных единоборств. Отдельно стоит выделить замечательное музыкальное сопровождение Артема Артемьева, создающее своим синтезаторским звучанием характерно запоминающуюся атмосферу. Сразу после выхода на экраны создатели решили продолжить эксплуатировать историю «Малыша», завершившуюся весьма символично и неоднозначно, Однако, как и можно было догадаться, сиквел успеха не имел (отказ от участия Алексея Серебрякова сказался, хотя не был ключевым), что еще раз доказывает непреложное правило: «Хочешь что-то делать – делай с душой». А души уже и не было. 7 из 10
Российский кинематограф конца двадцатого века приходил у в упадок, советская система разрушалась, с Запада тянуло соблазном, разгульной жизнью и деньгами. Именно в такой ситуации начали проявляться в мусоре и стоящие постановки, даже такого жанра как боевик с элементами боевого искусства, с присутствием в нём настоящего борца за праведное дело. Алексей Серебряков очень в такой роли мне напоминает Киану Ривза (из вышедшего не давно 'Джон Уик'), но у него есть также и совершенно другие, так сказать, элементы нашего колорита, ещё добавлю от себя что он в детстве при просмотре фильма Владимира Феоктистова (кстати больше он так и не чего не снял, хотя у 'Фаната' есть и продолжение, но об этом в другой раз) мне напомнил отца, он также занимается этим делом, только айкидо. Могу добавить, что фильм был снят очень мучительно, ляпов в нём хватает, только мне на это плевать, главное, что его создали и он есть. Это русский 'Рейд', которому не хватило потенциала, но если вы хотите вспомнить, или порадовать себя тем что Серебряков довольно не плох, то смело смотрите. За драку на природе особое спасибо. 8 из 10 P. S - есть очень также похожий фильм на него, снятый позже его на двенадцать лет, но об этом позже.
Кооперативное кино — явление в кинематографе СССР, а затем и России, характеризовавшееся созданием фильмов независимыми киностудиями, кино-объединениями и кооперативами, в обход государственных киностудий. Расцвет данного явления пришёлся на начало-середину 1990-х годов. Советский боевик 'Фанат' был снят для показа в видеосалонах и пытался создать конкуренцию западным боевикам, которые были сняты практически также. Характерные черты для советского кооперативного кино - это низкобюджетность, быстрота съемок, редкий выход на широкий экран, качество пленки. По словам известного кинокритика Д. Б. Дондурея, именно «страх и смех» были лучшими средствами привлечь в кинотеатры «голодное население». Он же назвал эпоху кооперативного кино «предчувствием свободы», болезнью, поражением и агонией советской власти, сравнив данное явление с насекомыми, разъедающими советскую власть, бульдозером, разрушившим систему Госкино. Фильм 'Фанат' является одним из таких фильмов. 'Фанат', 'Американ бой', 'По прозвищу Зверь', 'Дураки умирают по пятницам', 'Монстры' -все эти советские фильмы были прорывом в свободный мир кино индустрии. Еще хочу добавить, актер Серебряков занимался до съёмок только спортивной гимнастикой, а каратекой его сделали буквально за месяц–полтора опытные инструкторы, специально для этого фильма.
Скажу сразу, это мой любимый фильм. Данная картина во многом показывает историю. Показывает времена, когда союз вёл своё стремительное падение, что выразилось потерей порядка и управления, отсюда и кооперативы, рекет, коррупция. Но сам фильм о спорте. Когда-то действительно было время запрета на это искусство. Школы закрывались, восточная философия этого единоборства ставилась под запрет. Малыш нашёл себя в стенах зала, спорт стал его жизнью. Сам из неблагополучной семьи с матерью одиночкой, которая променяла своего единственного сына на нового ухажёра и бутылку водки. Малыш покидает дом и попадает в отделение милиции по хулиганке, после чего становится не гостем изолятора, а призывником в ряды Вооружённых Сил. Далее картина показывает взрослую жизнь Малыша, которая переполнена трагедиями в виде потери друга, связи с мафиозными структурами... Хотя картинка и не очень качественна, но фильм поражает своей реалистичностью, дух того времени прямо витает в фильме. Особенно запомнилась армия с её дедовщиной и крутым Казбеком. Постановка боёв не очень-то реалистичная, однако это нисколько не портит действия. Всё это дополнено прекрасной музыкой. В конце фильма Малыш показал свою принципиальность и несгибаемость характера, отказавшись лечь под противника и ввязавшись в битву с мафиози. На таких фильмах можно учиться, но такую судьбу и врагу не пожелаешь. Итог: моему любимому фильму ставлю по максимум, закрывая глаза на все минусы. 10 из 10
Казалось бы, обычный чернушный фильм: плохое качество съемки, игра актеров местами не дотягивает до уровня, но все-таки фильм сделан с душой. Алексей Серебряков в главной роли великолепен. Он играет простого парня, для которого карате - смысл жизни, в которой может встретиться что угодно: и потеря друга, и унижения, и препятствия. Прозвище 'Малыш' он получает от своего первого тренера карате и носит его всю жизнь, хотя, прозвища Фанат или Зверь тоже хорошо подошли бы. Особенно запомнилась фраза из фильма 'А я и так никому не нужен, невелика потеря!', сказанная Малышом. Да, фанатом быть, конечно, хорошо, но не всегда общество понимает это. Сюжет фильма насыщенный и нареканий не вызывает. Сцен боев достаточно много, есть претензии по качеству их съемки, но мы же понимаем, в какой стране сделан фильм. Для России 'Фанат' - один из лучших фильмов про боевые искусства. В финальном бою мы видим классическое противостояние Малыша и самого опасного из соперников... Особенно в этот бою понравился выпад Малыша из-за пределов ринга. Неплохой получился образ Мэтра, которого играет латыш. Чем-то он напоминает комментатора боев из боевика 'Лучшие из лучших-2'. Хотя главарь банды и комментатор в одном лице - несколько странновато. Кроме того, из актеров мне понравился Олег Иваныч, хорошо вжился в образ, мастерски владеет оружием. Да, и традиционно саундтрек: музыка хорошая и в тему. 9 из 10 P.S. Финальная сцена напоминает сцену из 'Кулака ярости' Брюса Ли.
Фильм 'Фанат' нельзя назвать шедевром файтинга, но среди советских фильмов, посвященных боевым искусствам, он безусловно лучший. Конечно, в то время таких фильмов снимали очень мало, но это никак не умаляет его достоинств. Сюжет хоть и достаточно предсказуем, но тем не менее правдив и не скучен. В фильме очень хорошо показаны проблемы того времени (дедовщина, безработица, рэкет и т.д.). Через все это предстоит проити главному герою картины Егору, по прозвищу Малыш. Алексей Серебряков играет очень убедительно. Ему очень хорошо удается показать перемены, происходящие с Малышом. Не смотря на то, что из армии Малыш вернулся уже совсем другим человеком, он по-прежнему умеет сочувствовать и переживать. Мальчику, с которым он подружился, Малыш даже хочет купить машинку на пульте управления (хотя стоит она не мало). Правда, мальчик хочет совсем другой подарок: 'Подари мне лучше пистолет, я их все убью' Здесь раскрывается еще одна проблема, имеющая место и в наше время - дети, которые никому не нужны, даже своим родителям. Но прежде всего 'Фанат' - это фильм про карате. Поединки здесь поставлены достаточно хорошо, но кое-где бойцам не хватает резкости и четкости в движениях. Особенно это заметно в финальном бое. Но не буду к этому сильно придираться, потому что есть фильмы с гораздо худшей постановкой боевых сцен. Тем более поединки здесь достаточно разнообразные. Малыш дерется и один на один и против нескольких противников, причем весовые категориии противников тоже не одинаковы. 8 из 10
В детстве я просто обожал фильмы про боевые искусства. Ван Дамм, Брюс Ли, Эрик Робертс и другие звезды подобных боевиков были моими кумирами. Однако неожиданно я, как и многие мальчишки, получил нового, своего в доску героя – неукротимого Егора Ларина по прозвищу Малыш в исполнении Алексея Серебрякова. Стоит признать, качество картинки и звука просто ужасное, да и игра некоторых актеров не впечатляет. Однако вне всяких сомнений, это лучший советский боевик про восточные единоборства, который в моих глазах во многом уделывает, например, культовый фильм «Кровавый спорт». Начнем с того, что это картина не только о кулачных боях, но и событиях того времени, когда СССР находился на грани развала. Безработица, рэкет, армейская дедовщина, запрет на каратэ и как следствие появление подпольных секций – все это было тогда и продемонстрировано на экране. Также нельзя не отметить драматичный сюжет. Главный герой вырос в неблагополучной семье. Отца он толком не знал, а матери на него всегда было наплевать. По воле случая он увлекается каратэ, в изучении которого делает большие успехи. Казалось бы, парень нашел свой путь в жизни. Но вдруг в СССР вводят запрет на боевые искусства. Малыш сбивается с пути и едва не оказывается в колонии. Далее армия и процветающая в ней дедовщина, и вот на гражданку выходит уже жестокий зверь, желающий добиться всего, чего у него не было в жизни, с помощью силы. Как кажется, многие, кто вырос в то суровое время, хотя бы отчасти узнают в этой истории себя. Ведь это не сказочки с Ван Даммом, а реальность. Что касается поединков в фильме, то, как мне кажется, все выглядит довольно убедительно. Во всяком случае мне, не профессионалу, а простому зрителю, все понравилось. Особенно впечатлен, как в этом плане натренировали Алексея Серебрякова. Он до этого никогда не занимался каратэ, но экранный боец из него вышел классный. Также понравилось, какого актера взяли на роль Вышибалы. Здоровенный мужик с невозмутимым лицом. Прямо-таки Чонг Ли («к/ф «Кровавый спорт») русская версия. Короче говоря, несмотря на все косяки, фильм отличный. И очень жаль, что его продолжение оказалось столь провальным. Но первая часть достойна высокой оценки. 8 из 10