18 марта ушёл из жизни Джон Карл Бюхлер (1952 — 2019), знаменитый мастер спецэффектов, работавший на многих хоррорах, включая франшизы «Кошмар на улице Вязов», «Хэллоуин» и «Топор». Иногда он подвизался в режиссуре, сняв, в частности, 7 часть «Пятницы 13», одну из лучших в сериале. Обозреваемый фильм относится уже к позднему творчеству, когда Бюхлер пребывал не в самой лучшей форме. Тем не менее, и он по-своему интересен. Призрак золотоискателя терроризирует молодёжь, которая украла его золото — в этом сюжете видятся отголоски «Лепрекона». Джон Карл лишь сделал своего злодея жутким, а не смешным, как раз в соответствии с традициями слэшера. Многого о его работе сказать нельзя, ибо перед нами скромный собрат «Пятницы 13» и «Хэллоуина», однако сложно не признать, что смотреть этот хоррор совсем нескучно. Режиссёр грамотно выстроил действие, избежав провисаний сюжета, а также создал, где надо, атмосферу. Более того, тут поистине впечатляющий актёрский ансамбль — Ричард Линч, Карен Блэк, Мартин Коув. Пусть большинство из них в эпизодах, зато Вернон Уэллс, знакомый зрителю по злодейским ролям в боевиках, например «Коммандо», убедительно смотрится в роли кровожадного призрака. Присутствует и актриса эротического кино Элина Мэдисон, которая не упустит случая показать свои основные таланты. Что касается главной работы Бюхлера, конкретно спецэффектов, то их относительно немного. Он предпочитает не показывать убийства во всех подробностях, видимо, не желая распугать более широкую аудиторию, которая будет недовольна откровенным насилием. Зато во франшизе «Топор» Бюхлер покажет все свои умения и даже сыграет колоритную роль Джека Крекера. Этот же фильм выглядит необязательным дополнением к славной фильмографии автора визуальных эффектов «Реаниматора» и «Извне». Он не сумел снять фильм, который стал бы классикой жанра, как «Тыквоголовый» его коллеги Стэна Уинстона, так что из всей фильмографии Бюхлера выделяется художественными достоинствами лишь сиквел «Пятницы 13». Прочие его ужастики более-менее среднего уровня, включая и этот фильм. Отторжения не вызывает, но и большого интереса тоже. 6 из 10
Мистический слэшер Джона Карла Бюхлера «Проклятье золотой шахты», снятый в 2003 году почти не снискал себе должного уважения. Однако, фильм этот выполнен в совершенно ни с чем не сравнимой олдскульной манере. Что мне больше всего нравится в творчестве Бюхлера, так это то, что в его фильмах почти нет пролога как такового. Вот и тут, с самых первых кадров мы видим главного злодея Джеремайю Стоуна — маньяка-золотоискателя, заключившего сделку с дьяволом. Так что, убийства и всяческая резня тут начинаются практически с самого начала. Каких убийств вы тут только не увидите — и метание в человека лопаты, и выкачивание крови из людей, и отрубание головы, и классическая резня холодным оружием. В этом смысле, все элементы слэшера тут присутствуют! Обнаженка в фильме тоже присутствует, что вполне в стилистике слэшеров. Голые девушки вам тут обеспечены! Игра актеров на вполне должном уровне, хотя, некоторые заметно переигрывают. Наряду с молодыми актерами тут заняты такие мастера жанра, как Карен Блэк и Ричард Линч. Режиссура фильма на должном уровне, потрясающие панорамы, отсутствие статики и великолепно снятые сцены убийств делают этот фильм настоящей жемчужиной в карьере режиссера. Зато, операторская работа немного подкачала. Хоть статичные кадры и отсутствуют, но трясущаяся камера иногда есть, что мешает восприятию фильма и постоянно отвлекает от него. В общем, фильм не шедевр, однако, вполне может претендовать на место в домашней коллекции любого любителя кровавых фильмов ужасов. Так что, за обнаженку, резню и великолепную подачу материала фильму модно поставить самую высокую оценку! 10 из 10
После таких ужастиков, как «Поворот не туда» или «Дом восковых фигур», «Проклятье золотой шахты» кажется скучным и предсказуемым. Любой любитель хоррор-фильмов может предсказать все ходы фильма за двадцать минут просмотра. Может быть, он кому-нибудь и понравился, только за что — мне невдомек. Сюжет банален до неприличия, сцены убийств продуманы довольно поверхностно. Единственное, что мне нравится — многие трюки (например сцена «горения Стоуна в пещере») делались без компьютера, по-настоящему. И еще — в течение фильма можно заметить, что режиссер до самого конца пытался вытянуть фильм из бездны, чего у него не получилось, что похвально. Но «Проклятье…» так и не дотянуло до качественного слэшера, и это очень жаль.