Пару дней назад показывали Ассу 2 в Ереване, в рамках Международного кинофестиваля Золотой Абрикос. Пропустить просто не мог, тем более, что сиквел культового фильма представляли Сергей Соловьев и Татьяна Друбич (все такая же красивая!). Впечатления довольно смешанные. С одной стороны есть много отличнейших фишек в непревзойденной манере Соловьева (этот мастер все же веников не вяжет!). Чего только стоит экранный дуэт рок-хулигана Шнура (который, кстати, играет самого себя) и классика Юрия Башмета, который тоже играет почти самого себя, просто с фамилией Белый. Ну и один из самых выдающихся моментов — вставка из реального телепроекта (не знаю, правда, из какого), в которой Надежда Кадышева исполняет культовую «Перемен» Цоя, а в нижней части экрана идут тупые смсные сообщения (типа: Мумусик, целую, твоя Киса). Однако, при всем при этом, нету такого целостного сюжета что ли. Слишком много отсылок к первой, культовой части, в виде отрывков (смерть Крымова показывается минимум раза четыре). А появление Бананана — и вовсе полный провал. Но самый большой минус пожалуй состоит в том, что АССА сама по себе совершенно самодостаточный фильм, не требовавший совершенно никаких продолжений. Другое дело, что кое-какие отрывки из АССЫ-2 вполне могли бы войти в какое-нибудь подарочное издание в виде бонус-фичерзов. А так… Кстати, среди знакомых было несколько человек, кому АССА-2 вполне понравилась. Однако сразу после этого оказывалось, что первую часть они как-то пока не видели…
Поразительно, как один и тот же режиссер может снять фильм об одних и тех же героях так, чтобы первый фильм хотелось пересматривать в разные годы, а второй — забыть и развидеть. О чем Асса-2? В Ассе, классической Ассе 1987 года простой сюжет. О любви. О борьбе с собой, в некотором роде — с обществом. Да, все заканчивается не хэппи-эндом, но закономерно. Честно говоря, без музыки Гребенщикова этот простой сюжет смотрелся бы не так интересно, но вместе — все очень органично и законченно. Персонажи ЖИВЫЕ и харизматичные. Все! В Ассе 2 сюжет и музыка существуют раздельно. О музыке хочется сказать отдельно: классика и группа Ленинград — это сочетание селедки с молоком. И никакой новизны и оригинальности я не увидела. Что рок, что оркестр с Башметом — притянуты за уши и не вяжутся с сюжетом. Потому что сюжета, как такового, нет. Есть куски, главы, подглавы, летающий в ротонде Лев Толстой, Франкенштейн-Бананан (его-то за что так?), избалованная холеная мажорка Крымова-младшая, мечущаяся Алика, которая вот вроде бы «не хочет бояться сильных» и вдруг совершает поступок Анны Карениной. Ее невнятная дочка, лепечущая на сленге. И Башмет… зачем он там? И кто в конце концов продолжает жить так, как жил, и даже еще лучше — с новым кораблем, названным в честь отца, и без «поверженных врагинь»? Все та же мажорка Крымова младшая. «Сильная мира сего», потому что у нее есть деньги и она может все. В этом что ли мораль нынешней эпохи? Противно после просмотра фильма. просто противно и не рекомендую.
На вкус и цвет, как говориться! «Ассу» 1987 года я смотрел, наверное, раз тридцать От и До. И хочется смотреть снова и снова. Естественное не удержался и посмотрел вторую часть. Первое впечатление выглядело примерно так: «А чё это вообще было?» Потом мысли разложились по полочкам и проявились и плюсы и минусы. Но начну с основного минуса, который даже глубоко уважаемый мною Сергей Александрович, то ли не заметил, то ли проигнорировал умышленно. Вот только зачем? Какой, нафиг 1987 год? Там же в первой «АССЕ» многократно показано, что действие картины разворачивается в самом начале 80-х годов. А если быть точным: именно в 1980-м году (!) Вспомните портрет ген-секретаря на набережной Ялты. Вспомните его награждение в ч. б. телевизоре, который смотрела семья Бананана. Вспомните, в конце концов, кадр, где группа фотографируется на фоне санатория, а «Шар» над ними пьёт кефир. Там даже титр появляется «Крым — 1980» Ну зачем так врать? Смысл какой? Хотели притянуть сюжет продолжения к 2008 году? Пожалуйста! Кто мешает? Продлите срок заключения Алики с 5 до 12 лет и получите ту же картину. Ну в общем эта нестыковка только на совести режиссёра. Я оправданий здесь не вижу. Конечно немало рассмешила и байка про «голову профессора Доуэля» (ах, простите, Бананана). Убрать этот эпизод вообще из фильма. И… сюжет обеднеет сильно? По моему он вообще не потеряет. Тем более, что Бананан со своей приставной башкой не сыграл никакой судьбоносной составляющей для сюжета картины. Показали, и забыли. А зачем показывали тогда? Лучше бы упокоили его с миром на дне Чёрного моря. Сюжет стал бы более реалистичным, а не таким сказочным. Вот это, пожалуй, два самых тотальных промаха, которые я Сергею Александровичу просить во второй АССЕ не смогу. А в остальном сюжет показался весьма забавным. Особенно интересно было наблюдать за игрой бок о бок Юрия Башмета и Сергея Шнурова. Эдакая попытка соединить в одном кадре катод с анодом. И, получилось, надо сказать! Ну где ещё можно увидеть Башмета, бьющего морду какому-то молокососу в кафе? А потом наставления от милиционера — стали достойным продолжением этой темы. С одной стороны Шнур с разбитой физиономией, с другой Башмет в разорванном пиджаке, и милиционер, читающий им мораль. Вот за это, спасибо Соловьёву! Искренне порадовало. Мало кто заметил и тот момент, что Сергей Александрович тонко и чётко провёл через сюжет нить многострадального отечественного кинематографа. Без прикрас! Так оно и есть: кто-то с бандитским прошлым башляет деньги — снимают картину. Передумал башлять — снимать бросили. Начали с горя пить. Одни пьют от избытка денег, другие от их отсутствия. Тут и выдумывать ничего не надо. Такая она и есть, суровая правда жизни. Поэтому качественные интересные ленты мы не видим, а видим в большинстве своём всякую шваль низкопробную. А всё потому, что некий Бабакин, обладая должностью и распределением финансов подумал, что «История про мытарства женщины не первой свежести сегодня никому не интересна». И… проект слили. А деньги распилили и купили яхту. Гротеск конечно, но так оно и есть. Бабакины и иже с ними там, на верху! А творческие люди в самом низу, в обезьянниках. Увы! Так что тема эта животрепещущая и наболевшая. Уверен что сам Соловьев неоднократно испытал этот Бабакинский подход на своей шкуре. Так что тема «Ждём перемен» очень хорошо показана в этом фильме. Дождались на свою голову. Хорошо, что дана в финале мораль: «Бабакины! не расслабляйтесь! Свой снайпер и на вас найдётся, какими бы вы там шлёмами не укрывались» В общем, дабы не затягивать комментарий на большую статью, подведу итог, что Сергей Александрович оказался верен себе. Узнается его почерк. И пусть руки уже не те. Стареет наш мастер, но… хорошо что этот фильм вышел. Хотя с Банананом зря так обошлись. Лучше бы его вообще не трогать в этом продолжении.
Что это была за нездоровая блажь, побудившая режиссера и актеров «продолжить» историю «Ассы»? Попытка ли возродить былую популярность или что другое — это даже неважно. Сам факт коробит и удручает, настолько это жалкая и слабая попытка. Невнятная, аляпистая и безвкусная история с непонятно как и зачем приделанными метафизикой в стиле романов А. Беляева и эпатажем, грубостью Шнурова. Сплошная бутафория! Все 2 часа с недоумением пытаешься найти хоть что-то и думаешь «Зачем?..». Да неужели можно было всерьез представить эту картину зрителям? Это просто смешно. Тема «Анны» не раскрыта. Кроме того, есть какие-то мутные моменты, попахивающие нестыковками с первой историей, что свидетельствует о вымученности сюжета. Первая Асса цепляла не игрой актеров, но искренним сюжетом и интересом, здесь же нет ни того, ни другого. Вообще ничего нет. Абсолютно во всех отношениях слабая картина, на мой взгляд. Да и с самого начала должно было быть очевидно, что эта история окончена, продолжать её не стоит. Странно и то, что никто из актеров не воспротивился идее. Слабая и грубая работа. 2 из 10
Если б каменный уголь умел говорить… Начало 80-ых. Поколению дворников и сторожей еще только предстоит потерять друг друга в просторах бесконечной земли. А пока что главный герой русского рока, Виктор Цой, под воинственные мотивы электрогитары и синтезатора разрывает темноту сакраментальным «Перемен!», и патлатые рокеры в едином порыве трогательно откликаются горящими спичками. Это одна из последних сцен культовой «Ассы», манифеста своего времени. Фильма, запечатлевшего общество в преддверии и предверии новой эпохи. Завтрашний день, который так ждали, обещал наконец случиться. У Соловьева-режиссера было такое качество: тонкое чутье материала. В свое время оно помогло ему филигранно перенести на экран атмосферу «Станционного смотрителя»; оно же стало весомой силой при создании первой части рецензируемой ленты. Здесь под «материалом» следует понимать стремительно разрывавшую сшитые для нее одежды волну русского рок-движения. У Соловьева-человека есть такое качество: стремление несмотря ни на что быть современным. Его лукавое заигрывание с молодежными тенденциями выглядит не очень лицеприятным и с телеэкрана (в формате интервью или участия в программах), и с кинополотна (ежели не подкрепляется художественной силой высказывания). В сиквеле «Ассы» самым неудачным образом переплелись оба этих качества. И множество других — но с тем же итогом. Итак, года 1989, 2008, 1870-ые (именно восьмерка) и еще пара штук, на выбор. Героиня Друбич, отмотавшая столько-то лет после финального убийства, за любовь к искусству и примерное поведение выходит на свободу, где внезапно становится актрисой. Ее не совсем ясного происхождения дочь, наверное, тоже кем-то становится, но примечательна лишь тем, что под нарезку старых кадров эпистолярным тоном пересказывает сюжет первого фильма (вдруг кто не видел) и дерется с бритоголовыми поклонниками творчества Шнура (который «Ленинград»). Баширов («урод», заблевавший пароход в Ялте) больше не космонавт (и даже не майор), зато искренне рад прислуживать дочери Крымова (бывший Говорухин), которая живет мечтою отомстить за безвременную кончину предка. От количества детей и их родителей уму простого зрителя становится тесновато, но по-настоящему мозги закипают лишь тогда, когда наконец понимаешь, что, на самом деле, «Асса-2» — фильм про то, как Соловьев с бывшей супружницей снимали «Анну Каренину». Я серьезно. Похоже, все смешалось в голове Сергея Александровича: кони, люди, съемочные площадки, произведения. Бессмертный Цой предваряет ленту, Ленин иллюстрирует собой лозунг про «важнейшее из искусств», Башмет играет в тамбуре на скрипке, Говорухин читает Друбич из «Евгения Онегина». На экране мелькают надписи, цитаты и самоцитаты, отсылки к былым годам. Мельтешат кадры как минимум из трех произведений режиссера, хрипит и раскачивается покореженный хронотоп, мимо растерянных героев как ни в чем не бывало шествует сам Лев Николаевич. Одинокая голова профессора Доуэля пусть и не кстати, но тоже — как истина — где-то совсем недалеко. «Мы работали над фильмами одновременно, и иногда я даже не понимал, где именно нахожусь», — собственные слова Соловьева. Ох, знали бы вы, как это заметно, Сережа! Впрочем, на самой глубине вакханалии творческого потока сознания все-таки удается зацепить авторский мотив. Г-н Соловьев пытался (и довольно мучительно) высказаться в той же, привычной для себя плоскости Искусства, не заметив, что необратимо охрип. «Асса-2» удручает не тем, что это бессмысленный и беспощадный фарс, а тем, что имеющий глубокий фундамент материал подается человеком, в полной мере сраженным творческой импотенцией. Нет, Соловьев, без сомнения, имеет право на рассуждение, но форма этих рассуждений не может позволить им покидать пределы, очерченные кухонными стенами. По крайней мере, не должна. Вот и выходит, что по просмотре вспоминаются только удивительный Башмет, обыденный Шнур и вполне осязаемая тоска, которой картина награждает зрителя за любопытство. Тоска по прошлому, утерянному, но не забытому. К сожалению, стараясь передать свое видение через контраст и взаимодействие высоких материй и обыденной, подножной, жизни, Сергей Александрович надорвался и упал лицом в грязь этой самой жизни, не преодолев и трети дистанции. Заместо эпохального «Кино» здесь — торгово-рублевый «Ленинград», вместо классического противостояния поколений — стычка юродства творчества с юродством всего остального, а невесомость старых текстов БГ сменилась манускриптностью Толстого. Ни слова против классики, но поверьте, Мальчик Бананан, поющий «Старика Козлодоева» в лицо Говорухину, сто крат органичней и аутентичней, нежели женщина сильно бальзаковского возраста, цепляющая на себя легендарный литературный образ. Год 2008. Мир сдвинулся, давно и безвозвратно. Сон о грядущей сказочной стране разорвался на лоскуты жестокой реальности. Рожденные в тесных квартирах новых районов обнаружили неспособность действовать дальше. Да, кое-кто местами остался, но много лет как лежит погребенным сам культурный слой. Цой погиб. Боб навсегда вытравил из себя мессианство. Курехин скончался в Питере от сердца, Кормильцев — в Лондоне, тоже от чего-то медицинского. Печальный Майк упал и ударился об угол тумбы. Бугаев своими интервью будто бы взялся воплотить григоряновскую «Африку». Только Макаревич продолжает исполнять русский битлз да по привычке лаяться с режимом. Но в целом — ушла эпоха. Ушла сама, потому что закончилась. Потому что стала не нужна. И Соловьев со своей нелепой гонкой за временем, с остовом былой чуйки лишь окончательно подытожил этот уход. К сожалению, самим собой. «Асса-2» получилась непроизвольной prayer for the dying для людей, которые в своем кругу когда-то выбивали двести из ста, но не заметили, как их самих окружила пустота; удивительно дешевой, бедной и фальшивой в техническом и творческом плане лентой, как само время и сама среда, которые эта лента попыталась отразить.
Если б каменный уголь умел говорить… Год 1980. Поколению дворников и сторожей еще только предстоит потерять друг друга в просторах бесконечной земли. А пока что главный герой русского рока, Виктор Цой, под воинственные мотивы электрогитары и синтезатора разрывает темноту сакраментальным «Перемен!», и патлатые рокеры в едином порыве трогательно откликаются горящими спичками. Это одна из последних сцен культовой «Ассы», манифеста своего времени. Фильма, запечатлевшего общество в преддверии и предверии новой эпохи. Завтрашний день, который так ждали, обещал наконец случиться. У Соловьева-режиссера было такое качество: тонкое чутье материала. В свое время оно помогло ему филигранно перенести на экран атмосферу «Станционного смотрителя»; оно же являлось весомой силой при создании первой части рецензируемой ленты. Правда здесь под «материалом» следует понимать стремительно разрывавшую сшитые для нее одежды контрволну русского рок-движения. У Соловьева-человека есть такое качество: стремление несмотря ни на что быть современным. Его лукавое заигрывание с молодежными тенденциями выглядит не очень лицеприятным и с телеэкрана (в формате интервью или участия в программах), и с кинополотна (ежели не подкрепляется художественной силой высказывания). В сиквеле «Ассы» самым неудачным образом переплелись оба этих качества. И множество других — но с тем же итогом. Итак, года 1989, 2008, 1870-ые (именно восьмерка) и еще пара штук, на выбор. Героиня Друбич, отмотавшая столько-то лет после финального убийства, за любовь к искусству и примерное поведение выходит на свободу, где внезапно становится актрисой. Ее не совсем ясного происхождения дочь, наверное, тоже кем-то становится, но примечательна лишь тем, что под нарезку старых кадров эпистолярным тоном пересказывает сюжет первого фильма (вдруг кто не видел?) и дерется с бритоголовыми поклонниками творчества Шнура (который «Ленинград»). Баширов («урод», что заблевал весь пароход в Ялте) больше не космонавт (и даже не майор), зато рад прислуживать уже дочери Крымова (бывший Говорухин), которая живет мечтою отомстить за безвременную кончину предка. От количества детей и их родителей уму простого зрителя становится тесновато, но по-настоящему мозги закипают лишь тогда, когда наконец понимаешь, что, на самом деле, «Асса-2» — фильм про то, как Соловьев с бывшей супругой снимали «Анну Каренину». Я серьезно. Похоже, все смешалось в голове Сергея Александровича: кони, люди, съемочные площадки, произведения. Бессмертный Цой предваряет ленту, Ленин иллюстрирует собой подпись про «важнейшее из искусств», Башмет играет в тамбуре на скрипке, Говорухин читает Друбич из «Евгения Онегина». На экране мелькают надписи, цитаты и самоцитаты, отсылки к былым годам. Мельтешат кадры как минимум из трех произведений режиссера, хрипит и раскачивается покореженный хронотоп, мимо растерянных героев как ни в чем не бывало шествует сам Лев Николаевич. Одинокая голова профессора Доуэля пусть и совсем не кстати, но тоже — как истина — где-то тут. «Мы работали над фильмами одновременно, и иногда я даже не понимал, где именно нахожусь», — собственные слова Соловьева. Ох, знал бы ты, как это заметно, Сережа! Впрочем, из этой вакханалии творческого потока сознания вполне удается вынести авторский посыл, что «Анна Каренина», Друбич в роли Анны Карениной и Соловьев, который снимает «Анну Каренину» с Друбич в роли Анны Карениной, как-то (возможно, даже сакрально) связаны с чем-то (возможно, даже со смыслом) чего-то, о чем имел в виду режиссер. Однако по просмотре вспоминаются только удивительный Башмет, обыкновенный Шнур и вполне бессмысленный фарс, которым картина награждает зрителя за любопытство. Сергей Александрович попытался по-интеллигентски духовно передать свое видение через контраст и взаимодействие высоких материй и обыденной, подножной, жизни, но нажрался и упал лицом в грязь этой самой жизни, не преодолев и трети дистанции. Заместо «Кино» здесь — «Ленинград», вместо классического противостояния поколений — стычка между юродством творчества и юродством всего остального, а легкость текстов БГ заменили манускриптностью Толстого. Ни слова против классики, но поверьте, Мальчик Бананан, поющий «Старика Козлодоева» в лицо Говорухину, сто крат органичней и аутентичней, нежели женщина сильно бальзаковского возраста, цепляющая на себя легендарный литературный образ. Год 2008. Мир сдвинулся, давно и безвозвратно. Сон о грядущей сказочной стране разорвался на лоскуты реальности. Рожденные в тесных квартирах новых районов обнаружили неспособность действовать дальше. Да, кое-кто местами остался, но много лет как лежит погребенным сам культурный слой. Цой погиб. Боб навсегда вытравил из себя мессианство. Курехин скончался в Питере от сердца, Кормильцев — в Лондоне, тоже от чего-то медицинского. Печальный Майк упал и ударился об угол тумбы. Бугаев своими интервью будто бы взялся поддержать Григоряна в том, что же такое Африка. Только Макаревич продолжaет исполнять русский битлз да по привычке лаяться с режимом. Но в целом — ушла эпоха. Ушла сама, потому что закончилась. Потому что стала не нужна. И Соловьев со своей нелепой гонкой за временем, с остовом былой чуйки лишь окончательно подытожил этот уход. К сожалению, самим собой. «Асса-2» получилась непроизвольной prayer for the dying для людей, которые в своем кругу когда-то выбивали двести из ста, но не заметили, как их самих окружила пустота; удивительно дешевой, бедной и фальшивой в техническом и творческом плане лентой, как само время и сaма среда, которые она попыталась отразить.
Фильм перекликается с произведениями Михаила Булгакова, особенно с «Мастер и Маргаритой». Тут тебе свита Воланда в полном составе: Гелла — Ольга (дочь Крымова), Кот Бегемот — Бабакин, Коровин — мусье в пенсне. Даже есть «аннушка» с маслом: Бананан продает масло на рынке. И это отправная точка. После этого «масла», Алика делает экспертизу и понимает, что убила отца своей дочери. Кто Мастер, а кто Маргарита? Мастера играет Маковецкий, Маргарита — Алика. А кто же играет Воланда? Башмет? Надо подумать. Его персонаж носит фамилию Белый. Забавно? В середине фильма Алика говорит о сути происходящего «они все за нас решили», но решает все изменить. Надо признать, что изменить у нее получилось, но ценой собственной жизни. Фильм гениальный. Надо просто на него посмотреть под другим углом. Сатанизма в фильме, к сожалению, полно. Количество отрезанных голов и многократное повторение убийств зашкаливает. Вся атрибутика масонов и иллюминатов также присутствует. Без каббалы тоже не обошлось: аббревиатур и цифр в фильме в избытке.
Когда приходится оценивать фильмы наподобие «2-АССА-2», невольно приходит в голову, что это собственно и не кино вовсе, но совершенно особый жанр. Нечто похожее делал Ф. Феллини в «Риме» или «8 1/2», когда происходит тотальное смешение реальности и вымысла, реальные персонажи играют виртуальные роли или наоборот, происходит непрерывная рефлексия пройденного при одновременном течении выдуманного сюжета. У фильма как бы есть сюжет (то, что происхоило спустя 20 лет после «Ассы»), но в то же время все участники начинают играть не только рль, но и самих себя в жизни: героини Татьяны Друбич и её дочери — и экранные, и реальные, в качестве отца выступает сам режиссёр, взявший на себя роль Бананана. Представлены, как и в Ассе, символы эпохи: Шнур, Башмет, Катя Волкова, и в принципе неплохо. На мой взгляд, ценное в фильме — это не сама сиквельность, и не переосмысление культуры на новый лад, но яркие эпизоды, как всегда у Соловьёва, представлены в стёбовой форме: оживление головы Бананана по образцу головы профессора Доуэля, молодая девушка, прыгающая на скакалке, реальное самоубийство актрисы Алики, играющей Анну Каренину, и т. д. В каком-то смысле это фильм — итог и финал снятого Соловьёвым, его собственная самоирония и самопородия на свои фильмы и замыслы. Не слишком, на мой взгляд, корректно называть это сиквелом или приквелом, скорее это совершенно особый жанр, кинематографическая фантасмагория. И сделана она достаточно талантливо, хотя и целиком на любителя; по большому счёту сиквелы фильмов, снимаемые самими режиссёрами (как, например, продолжение «Утомлённых солнцем» Н. Михалкова) — всё же лучше, чем снимаемые сторонними режиссёрами. Несколько портят впечатление сцены насилия: это драма, и режиссёр фактически хотел показать, что жизнь — драма, протесты в ней криминальны (пересечение бизнеса и криминала, рок-эстетики и криминала, и т. д.), хотя в целом этот посыл небесспорен.
На протяжении долгих лет сознательно обходил это странное «киносочинение по мотивам» стороной, а тут не удержался и посмотрел. Я боялся, что Соловьев, как и многие классики отечественной режиссуры разучился снимать и забыл свой собственный киноязык. Но он не забыл. Он всё ещё помнит. И фишкастость свою помнит. И кадр безупречно красиво выстраивать умеет. Всё у него на месте. Вот только… как бы это банально не звучало — душа куда-то подевалась. Сложилось такое ощущение, что бульдозером Сергей Александрович с каким-то особым цинизмом проехался по всему тому, в чём теплилась жизнь и билось живое сердце. И душу той самой трогательной «Ассы» тяжелыми гусеницами разорвал в клочья. Кривляющийся Шнур. Башмет. Зачем Башмет? Почему Башмет? Привычно отжигающий Баширов, который давно сам себе режиссёр. Растерянная Друбич. Усталый Маковецкий. Поистине безумный каст даже для Соловьёва. Был, наверное, во всём этом некий месседж. Мол, плохо всё, господа. Посмотрите куда мы в итоге докатились. Хотели перемен — вот вам перемены. Давайте все дружно под забавные песенки группы «Ленинград» потанцуем-попляшем. Не нравится? Ах музыкант говоришь? А вот тебе музыкант крышкой рояля да по пальцам, по пальцам. И вообще «уныние — страшный грех». А может не стоило всё же так, Сергей Александрович? Это для нынешнего поколения «Асса» 87-го года не более, чем забавный артефакт из прошлого, а для кого-то на этот 87ой формирование внутреннего мира пришлось. Так уж сложилось, что тут поделаешь, дорогой Сергей Александрович! И всё же, каким-то непостижимым чудом, частичку той «Ассы» режиссёру Соловьёву удалось сохранить. Пусть буквально на пять минут. Но за сцену путешествия Алики в сновидения Бананана хотелось аплодировать стоя. «Какой твой номер? — Шесть!». Всё-таки они встретились. Пусть это была и очень странная встреча.
Дрянное и непристойное кино, тщащееся выползти на капитале предыдущих шедевров. Весь фильм — вереница клипов и их отвратительных интерпретаций. Уникальный в кинематографе случай, когда продолжение не только дурно — оно портит впечатление от фильма-оригинала, не позволяет больше им наслаждаться (первый случай — «Куб-2»). Собственно, и «Асса», и «Эмблема» шедеврами стали не в силу мастерства режиссёра. Время тогда было столь наэлектризованным, что почти любое самовыражение незамедлительно возносилось на шедевральные высоты. Неумёхи-музыканты становились «патриархами русского рока». Клинические кривляки становились курёхиными. Полубомжатские выпивохи породили философский авангард «южинского подполья» и эталонный постмодернизм Ерофеева и Лимонова. Комсомольские пройдохи стали ядром новой политической элиты. Потайные цеховики превратились в самых богатых в мире олигархов. Тогда всякий сумбурный выблев немедленно кристаллизовался в алмаз. Теперь время иное. Терепь стараться надо. Нынешняя публика подготовлена 20-летним плаванием в море высококачественного голливудского кино. Теперь кино про неуместных ушлёпков будет интересно только их собственной субкультуре, и никакого кутуростроительного пафоса! Кино про отрезание и воскрешение голов интересно только как ролик для полутораминутного клипа гринкор-группы перманентных маньяков. Из положительных моментов отмечу только два. Первое — шнуровский ответ Цою в начале фильма. Собственно, весь фильм — только неумелое приложение к этой песне. Мы больше не ждём перемен. Нечего менять, некому и не для кого. И нет места, в котором перемены что-то значили бы. В колониальном болоте, ритм жизни которого задаётся маховиком нефтенасоса, духовно опустившееся быдло (обсуживающее насос) тратит время только на унылое зарабатывание денег и на их западоподражающую трату. И всё это — под непрекращающимся высокотехнологичным медиаобстрелом, создающим фантасмагорические виртуальные проекции на нескончаемом железобетоне. Второе — работа оператора и монтажёра, не дающих увидеть старость Друбич. 50-летняя старушка играет то молоденькую интердевочку, то гламурную секс-бомбу. Все разевают рты, провожают взглядами. Видео так хитро составлено, что ни обвислостей, ни морщин не видно. В нужный момент что-то их прикрывает, отвлекает. Воистину, медиабессмертие, мечта любого режиссёра! Видеоряд фильма — это срез с ментальности россиянина среднего уровня эстетства. Такое же чередование картинок, воспоминаний, миражей, мерзости, уродства, самолюбования, похоти, слюнявых надежд и всепоглощающего ужаса. Однако Сольвьёву не удалось создать иллюстрацию эпохи или — тем паче — сравнить эпохальные ментальности. Средства и способы не те. Страна не та — чужая. 2 из 10
Недавно решилась-таки посмотреть 2-АССА-2, несмотря на то, что питаю предвзятое отношение ко вторым частям. Обычно они слабее, и иногда мне кажется, что они только портят впечатление о первых. Вот такое ощущение у меня было и от 2-АССА-2. Но только впечатление от первой, АССЫ ничем не испортишь — фильм слишком хорош сам по себе. Не сразу поняла, какую оценку хочу поставить: вроде бы совсем низкую неудобно — фильм ведь не пустой, идеи режиссёра понятны… и потом, Соловьёв… но всё-таки поставила 1, т. к. ну невозможно это смотреть! Несмотря на все умные мысли и задумки, это же кошмар… С самого начала и до конца фильма 2-АССА-2 меня не покидало ощущение, что как-то всё очень натянуто, неестественно, высосано из пальца. Мне несколько раз хотелось выключить фильм, но досмотрела из уважения к режисёру, из любви к Друбич, из-за ностальгии по действительно прекрасной АССЕ. Сюжет запутан и напоминает винегрет. Кадры нового фильма переплетаются со старыми кадрами из АССЫ, а также кадрами из Анны Карениной (Соловьёв-Друбич). Всё пересказывать не буду, вот некоторые моменты, по которым можно судить о фильме. Алика отсидела в тюрьме, стала актрисой, у нее родилась дочь (Бананана). Бананана достали из мертвых, отрезали голову и пришили к другому телу, и теперь он торгует на рынке семечками, смущая сердца его матери и приехавший в Крым Алики. Настоящий Бананан в новом Бананане проявляется только во снах, которые его доктор транслирует на экран и продает. Потом появилась дочь Крымова. Выясняется, что у Крымова до этого была жена и дочь, Алика знала об этом, но старалась не думать (хотя это как-то с трудом вяжется с рассказом Алике из 1 части, где она говорит, что Крымов сказал ей, что «хочет семью, детей»). В данный момент вдова Крымова лежит в психушке, куда приходит Алика спустя этак лет 18 — попросить прощения. Та нападает на Алику, их еле растаскивает персонал психбольницы. Дочь Алики, пианистка, влюбляется в музыканка Башмета, а ему больше нравится Алика. В 1 Ассе — дух времени отражает Цой, а в Ассе 2 — угадай кто. Группа Ленинград! Грустная динамика. Алика на съемках Анны Карениной по-настоящему бросается под поезд (почему теперь?) Под конец приспешники дочери Крымова вламываются в дом дочери Алики и ломают ей пальцы. Невольно думается: не позорился бы Совольев, оставил АССу в покое, а то мавзолей какой-то получается… Одно радует — Друбич по-прежнему прекрасна. Для кого же этот фильм? Для поклонников АССЫ, чтоб проностальгировать? Думаю, что этот фильм именно у поклонников-то и вызвал самое сильное возмущение. Тому, кто не смотрел АССУ, вообще может быть непонятно, о чём весь этот кошмар… Второй раз этот фильм точно смотреть не стану. После фильма осталось какое-то неприятное ощущение неразберихи: толи Соловьев совсем тю-тю, толи я ничего не поняла и слишком поверхностно смотрю. Стала читать рецензии, надеясь, что немного прояснится. Заинтересовала рецензия Lev Myshkin — мне кажется, это единственный человек, который понял замысел автора. После её прочтения мне стало легче ? Это помогло мне не так категорично негативно отнестись к фильму. До этого я вообще не понимала, к чему это Солоьёв?
Этого фильма я ждал долго. Очень расстраивался, что работы над ним затягивались, премьера откладывалась, а в моём городе кинотеатры так и не показали этот фильм, несмотря на громкое имя. Теперь я понимаю, почему это произошло. Показывать на широком экране это просто нельзя. Это слишком личный и интимный фильм, который и наедине с самим собой смотреть страшно. Поэтому я даже рад, что посмотрел его не в 2009-ом, а сейчас. Лично для меня было не совсем понятно, является ли этот фильм продолжением трилогии (АССА, Чёрная роза и Дом под звёздным небом), частью дилогии с «Анной Карениной», отдельным продолжение АССЫ или всем вышеперечисленным вместе? Я так и не решил, не нашёл окончательного ключа к разгадке. Хотя, по большому счёту, это не важно. Но контраст с первой частью просто колоссальный. Если после «Перемен» Цоя верилось в прекрасное далёко несмотря ни на что и лодка оптимизма готова была штурмовать любые айсберги и скалы, то шнуровская версия «Перемен» сначала испугала, а «Мне бы в небо» подвело итог, от которого захотелось схватиться за голову и закрыть ладонями глаза. Что я и сделал. Потому что всё вполне логично и закономерно. Сценический образ Сергея Шнурова является адекватной заменой сценическому образу Виктора Цоя. С Аликой и Шуриком Бабакиным не могло случиться ничего иного, кроме того, что с ними случилось. А переорентированный на нужды сегодняшней экономики мальчик Бананан и пальцы дочери Горевого и Алдановой… Как бритвой по сердцу. Возможно, в первой части Крымов не просто так читает книгу о последних днях Павла I, и то, что происходит на экране в обеих частях, является аллюзией на этот эпизод в истории России. Конец правления Павла, царствование Александра (о надеждах и разочарованиях с ним связанных наиболее ёмко написал Пушкин) и воцарение Николая. «- Вы куда путь-то держите? — Куда, куда… Эх…» Фильм очень мощный и отрезвляющий, единственным недостатком которого можно назвать то, что зритель, не видевший предыдущих картин Сергея Соловьёва, вряд ли что-то поймёт, поэтому 9 из 10
Я обожал когда-то неповторимый поэтический стиль Сергея Соловьёва, нежно сплетаемую им в кино атмосферу чуда под гениальную музыку И. Шварца. Посмотрев «2-АССА-2», я пережил культурный шок. И сама собой сочинилась эта эпитафия. Погиб Поэт в усталом режиссёре, пал, уступив маразму и тщете. Поэзия в униженном позоре сбежала, будто кофе на плите. Пегас Поэта, грохнувшись в аллюре, получит приз за выслугою лет. Погиб Поэт — повесился на Шнуре, поэту выпал форменный Башмет. Поэт был раньше искренним по-детски, но искренность сам бросил он в костёр, и у него теперь сам Маковецкий играет, как посредственный актёр. А был Поэт наследником Поэта, наследником к тому же по прямой, от пошлости «Спасателем», но это всё в прошлом, Соловьёв теперь иной. Кормить семью — нуднейшая морока… Подряд семейный слеплен без затей. Спасибо, господи, что ну не так уж много имел он жён и нарожал детей. Коллизии дурацкого сюжета придуманы под кайфом иль в бреду: трагедия о поисках бюджета на всю в претензиях белиберду. Пытался он поэзии звучаньем с экрана снова нас околдовать, услышали — невнятное мычанье, способное лишь только раздражать. Секрет Полишинеля, кроме смеха он изобрёл, шедевры чтоб вершить — отрезать голову от старого успеха и к новой мыльной опере пришить. Коль нет идей ни в нём, ни по соседству, клонирует он «АССЫ» чередом. Глядишь, он так и «Сто дней после детства» клонирует и снимет как «Содом». Застрелен в этом режиссёре Пушкин, из пушки мочится теперь на воробьёв. Теперь он Курочкин… худой конец — Кукушкин, но больше он уже не Соловьёв. 2 из 10
Это новый стёб? Или продолжение старого стёба? Не знаю, как вам, а на меня от «2АССА2» слегка повеяло курехинским «2КАПИТАНА2». И не только от названия. Абсурд крепчал — и покрепчал. И пришитая к новому телу постаревшая голова Бананана лишь его усиливает. Но идейно стёб Курехина, обожаемый мною, отражал то, что сделала политика и диктатура так называемых «угнетенных классов» с творческой интеллигенцией в прошлом веке и, можно добавить, продолжает делать в веке нынешнем. Интеллигенция, воспринимающая жизнь исключительно как творчество и самовыражение, уже не может проявлять себя конструктивно. Второй век на ее глазах один абсурд сменяется другим. И она отвечает ему своим абсурдом, потому что серьезно относиться к тому, что происходит с человечеством — никак нельзя. Оттого и такой художественный жанр — стёб. А над чем стёб Соловьева? О чем он? О том же, что и у Курехина? О чем вообще снимал Сергей Соловьев? О том, чем закончилась та старая история через двадцать лет? Или о том, при каких обстоятельствах ему пришлось снимать «Анну Каренину»? Или о том, как всё смешалось в доме Облонских? Т. е. в нашей стране. Смешалось всё — высокое и низменное, культура и шоу-бизнес, вкус и безвкусица, таланты и идиоты, аристократы и плебс. Ничего теперь не разделить. Или этим фильмом мастер задал вопрос: таких ли перемен хотело то наше общество, о таких ли переменах пел Цой? За двадцать лет все изменилось. Изменилась даже музыка — всегда такая важная и обстоятельно продуманная в фильмах мастера. Гребенщиковский лейтмотив сменился лейтмотивом шнуровским. Соловьеву изменил вкус? Ничуть не бывало. Вкус у Сергея Александровича изысканный и безукоризненный — учиться у него и учиться. У него самого были учителя — Феллини и Висконти, Бертолуччи и Питер Богданович. А он был отличником. Что же все-таки изменилось?.. Да всё! Первая «АССА» появилась на свет в совсем другой стране, в начале Больших Надежд и Ожиданий. «2АССА2» — продукт иной эпохи, иной страны. Где уже никаких надежд и ожиданий. Всем всё и так ясно. Новая страна — новые нравы. Так над чем стёб? Да, все изменилось… Только убивают, как раньше — просто, тупо и беспощадно. И фильм это ярко и открыто подтверждает. Я не злюсь на мастера. Совершенно не злюсь. Я просто разочарован. И какая-то беспросветная печаль. Тогда как в свое время от первой «АССЫ» был, помнится, невероятный эмоциональный подъем. Разочарован еще и тем, что ничего в нашем новом-свободном-бесцензурном кино не получается.
Вы знаете, я так хотела посмотреть этот фильм. Так хотела!.. Года четыре хотела. Правильно говорят, что когда чего-то долго ждешь, порой желаемое не приносит удовольствия. Нет, конечно, я все-таки посмотрела продолжение культового фильма СССР, и это большой плюс. На этом плюсы заканчиваются. Мои глаза до сих пор расширены от ужаса. Нет, я в принципе понимаю, что хотел донести автор до зрителя — в этом мире мы лишь пешки. Но зачем так-то? Зачем так жестоко разворачивать сюжет, ведь можно было сделать необычное продолжение и без тяжелых, совершенно неуместных сцен! В конце концов, на дворе уже не кровавые девяностые, и можно было показать все более реалистично. Некоторые образы героев смотрятся совершенно нелепо, многие герои (как из первой части, так и новые) вообще лишние. Если товарищ-создатель фильма уже не знал, как завернуть сюжет покруче, то не стоило и вовсе браться и лепить такое безобразное продолжение такой прекрасной и действительно необычной первой части (хотя «частью» Ассу первую ну никак не назовешь — это целостный, законченный фильм) Абсолютно нелепые некоторые части и куски фильма, картина не кажется единым целым, а бесконечным количеством кадров. Нити повествования нет, только бесконечная отсылка к первому фильму. Из понравившегося, наверное, только диалог матери с дочерью про шляпу, в этом кадре героиня Друбич будто снова стала молодой. А так, очень печальный фильм. Очень жаль, что такая картина не сложилась. 3 из 10
Не знаю, кому как, но мне — истинная правда! — почти физически страшно начинать смотреть продолжение фильма, который давным-давно мысленно разрезан на кусочки, поделен на словечки, печёнку, селезёнку и прочая, прочая. Это как если я возьмусь перерисовать свой собственный детский рисунок и покажу кому-нибудь — каково будет? Нелепо — да, смешно — возможно; но вряд ли серьёзно и уж точно не откровение. И то, что годится для дитя (например, обкакаться) ну никак не подходит серьёзному седовласому мэтру, коим является сэр Соловьёв. А ведь детские рисунки, особенно 1987 года выпуска — очень серьёзны, даже когда в них происходит откровенное дуракаваляние. В «Чёрной розе..» этого, конечно, больше — но тут не за неё разговор. А к чему вот это всё вышесказанное? Моё «послевкусие» после просмотра фильма банально двоякое: доля идиотизма присутствует, но это всё как с оным детским рисунком: хочешь — плачь (ностальгируй), хочешь — смейся (то есть расслабься и получай удовольствие, раз уж кино такое имеется). Но — истинная правда!(2) — мне не хочется ни того, ни другого, когда песенным «идеологом» картины назначили Шнура. И не потому, что плохо поёт (тут консерватории другой ЛГ оканчивал), и совсем не потому что мне лично группа «Ленинград» не нравится, а потому, что глубокая вторичность песен оного Шнурова («Всё слабей импульсация вен, Мы уже не ждём перемен») — первая песня фильма супротив загадочно-подпольно-бодрой «Мальчик Бананан» в Ассе N1 убивает весь здоровый дурдом и драматичность фильма разом. Место фрика Бананана занял не сам Бананан, и даже не сам Сергей Бугаев а сверхзвёздный альтист Башмет; по 20-ти-назад-летней терминологии его, Бананана — папик. Конечно, никто не требовал (но конечно, подсознательно ждал) в фильме (полу)подпольных певцов и (полу)загадочных персонажей — но ведь их есть у нас!!! Zu ende. PS — а если без Шнуровских песен? PS2 — право слово, мадам Волкова очень освежает фильм и голосом весьма напоминает Жанну А. (тоже вторичность?) PS3 — я честно про Борис Борисыча ни слова. Как и ни про сюжет, ни про актёров-операторов и т. п.
Первый час фильма настроил меня на неожиданно позитивный лад — вполне себе уютный коллаж с обильным цитированием первоисточника, эдакое милое путешествие во времени назад. Увы, с момента поездки в Ялту с бессмысленной реанимацией Бананана, а затем столь же мало осмысленной чередой смертей, своего рода радикализацией собственно сюжетной составляющей фильм стал очень плох. Из немногих частностей, что понравились: образ и кубанка Юрия Чурило, органика на экране Соловьевой-младшей, Екатерина Волкова, очень мало Стаса Барецкого. Маковецкий, Шнуров и Башмет выполняют на экране образы статистов, развернуться им С. А. не дал. Фильм обладал бы куда большей ценностью и недосказанностью, если бы вошедшие в него кадры как бы из снимаемой «Анны Карениной» с прекрасной Татьяной Люсьеновной в соответствующем гриме были бы самостоятельными, а фильм-экранизация снят бы не был. Как в «Теме» Панфилова. Несмотря на сетования Панфилова, что не дали снять, остаюсь при убеждении, что ничего путного из затеи фильма про Жанну д. Арк с Чуриковой бы не вышло, а кадры «фильма в фильме» добавили определенно нехитрому «Началу» глубины. Что же до «2 Ассы», то, пожалуй, один раз посмотреть стоит — определенные куски весьма шашлычной картины обладают ценностью ностальгических интерпретаций. Негативного потрясения, которое могло бы хоть как-то повлиять на пересмотр в сторону понижения отношения к первоисточнику, картина не содержит. 5 из 10
Вчера поздно вечером, благодаря IV онлайн фестивалю российского кино «Дубль дв@» мне наконец удалось посмотреть фильм «2-АССА-2» Сергея Соловьева. Да-да, продолжение той самой «Ассы» снятой этим же режиссером в 1987 году, являющуюся одним из любимых моих отечественных фильмов, продолжения которой я ждал последние 7 лет. На самом деле, фильм закончен еще в 2009 году, однако широкому зрителю его так и не удается посмотреть — может из-за того что фильм настолько плох что ему не дают широкого проката, а может еще по каким то причинам. Фильм, хочу отметить, явно не мало бюджетный, что можно судить как минимум по звездному подбору героев. Однако, в целом все же он меня разочарован. Уточню сразу, от данного проекта я и не ждал никакой шедевральности. Однако, любопытство все же заставило меня смотреть этот фильм до конца! Если в начале просмотра я уже стал задумывать о том что этот фильм никуда не годный, ближе к концу начал менять свое мнение в сторону положительного, то после просмотра осталось впечатление что это никому не нужная пустая трата времени! По порядку. В самом начале идет отсылка к действиям первого фильма. Насколько я смог понять в результате неоднократного пересмотра оригинальной «Ассы», что действие ее происходит еще в доперестроечное время — в одном кадре мелькнул даже транспарант с Брежневым, а в другом подпись под фотографией 1980 год. В продолжении нам сразу говорят что все оказывается происходило в 1987 году — т. е. много позже действий первого фильма. Далее, невнятная игра актеров — если непрофессионалам вроде Шнурова, Башмета, Барецкого, Бугаева это еще можно простить, то Друбич, Баширову, Волковой или Судзиловской едва ли. Хотя, за невнятное поведение всех на экране упрекать нужно наверное как раз режиссера. Единственный кто за весь фильм выглядел достаточно убедительно это Маковецкий. Сценарий. Общую затянутость сюжета следовало бы упразднить еще до съемок. Отдельные сцены невыразительны и скучны. Например, сцена появления летающего Льва Толстого и нелепое воскрешение Бананана выглядят коряво и не нужно! Благодаря им, фильм скорее отсылает к странноватой «Черной розе…», чем к в меру приземленной первой «Ассе». На этом пожалуй закончу, хотя мелких претензий к фильму еще больше. Надеюсь, что дело не дойдет до третьей части где Алика окажется не погребенной в могилу, а обнаружится в закромах того же самого чудо-хирурга, который склеит ее тело для торговли на рынке.
Соловьёв не случайно настаивает на том, чтобы оба фильма демонстрировались вместе. Он всегда доказывал, что современное российское искусство — это «наследница по прямой» великой русской культуры 19-го века и те решения, которые выработаны предшественницей, объясняют и современность. Поэтому в экранизации «Анны Карениной» сняты какие-либо возможности двусмысленности, все оценки расставлены предельно однозначно. Во всём фильме царит толстовский эпиграф «Мне отмщение, и аз воздам». Суд над героями начинается с выбора актёров. Несомненному обаянию Янковского противостоит актёр, у которого на первом плане мужская сила. Она и подчёркнута в отобранном материале: последствия для Кити увлечения им (И мы понимаем, что для неё разрыв с родственной душой — Левиным — был бы духовной смертью), гибель Фру-Фру ради его превосходства над другими (вопреки советам знающих людей), наконец, судьба Анны, показанная как неизбежность. Кстати их с Вронским ребёнка будет воспитывать Каренин, а вот про добровольный уход Вронского на войну в Сербию (по роману) Соловьёв даже не упоминает. На протяжении фильма Каренины проходят большой путь. Алексей Александрович из «государственной машины» становится тонко чувствующим человеком, способным пони мать других, прощать, становится по духу настоящим христианином. Убраны все чопорные дамы, бросавшие тень на решения, принимаемые им в романе. Он абсолютно искренен и принимает все решения, думая о других, о семье, но не о том, как он будет выглядеть и восприниматься, что является важным побудительным мотивом для Вронского. Анна проходит путь, противоположный мужу, путь деградации. У Толстого при всём осуждении очень много сочувствия Анне, вслед за Флобером он мог бы сказать: «Анна — это я». Он показывает героиню и как человека, восставшего против ханжеской и лицемерной общественной морали. У Соловьёва этот мотив максимально приглушён. Анна и Вронский увлечены стихией страсти, которая полностью порабощает их личности. После болезненного рождения дочери (напоминания о бренности жизни) она принимает верные жизненные решения, она оценила великодушие мужа. Но побеждает стихийно-эгоистическое начало. Если в романе ненависть к мужу питается сознанием его желания сохранить лицемерную благостность в глазах общества, соблюдать его условности, то в фильме болезнь физическая символизирует болезнь нравственную, и Анне невозможно переносить нравственное и духовное превосходство мужа. Её поведение всё более эгоистично, она перестаёт думать о сыне, требует от Вронского полной сосредоточенности на себе как платы за разрушение её прежней жизни. И тот ощущает это как помеху своему существованию, ограничение своего эгоизма, что для него неприемлемо. Она понимает, что его бунт неминуем. Соловьёв делает особый нажим на приём Анной морфина, эта деталь при чтении почти незаметна. В фильме это знак деградации. Таким образом, обвиняя Анну в том, что она строит своё счастье на несчастье других, что она вносит в жизнь стихийное зло, Соловьёв выступает как более жёсткий моралист, чем сам Л. Н. Толстой. Так же, как в «Анне Карениной», в «2 АССА 2» ключевой эпизод — финальная сцена. Она значима на всех уровнях и во всех сюжетных линиях этого весьма причудливого зрелища. Один из важнейших конфликтов фильма — взаимоотношения мира искусства и мира денег, мира нынешних хозяев жизни. Экранизация «Анны Карениной» задумывалась как месть дочери Крымова Ольги, унаследовавшей его богатство, всем этим творцам, не понимающим своей нынешней лакейской роли при господах-богатеях. Что может быть страшнее для художника, чем положение Алики и Горевого, которым дали снять фильм их мечты, а потом обрекли эту работу на забвение: пусть понимают, кто здесь хозяева. Тема всевластия денег, одноклеточных, примитивных людей, получающих удовольствие от возможности всех унижать и презирать, педалирована на протяжении всего фильма. Чего стоит «воскрешённый» Бананан, используемый для производственных нужд, творческое начало сохраняется лишь в снах, которые записываются, отцифровываются и продаются. В этих условиях люди искусства воспринимаются как диковинные стрекозы, которые единственные живут, чувствуют, страдают, которые повинуются малейшему дуновению чувств и начисто лишены рационального начала. Поэтому Белый (Башмет) не только внутренне родствен Шнуру и его рок-окружению, но и поведенчески от них неотличим, что не может не шокировать добропорядочных зрителей. Они братья по таланту, но и братья по своему противостоянию унылой, примитивной среде, противостоянию всевозможным «покупателям», включая фанатов Шнура, стремящихся опустить его до уровня своего братишки, воспевателя своего стиля существования. И дочь Алики внешне человек нового поколения, но виртуозная пианистка, влюблённая в «старика» Белого, и в его талант, и в его чувствительность и чувственность, обходительность и манеры, унаследованные от великой культуры. И в этом смысле она становится неудачной соперницей матери, у которой и шарм, и обаяние, и «горчинка» много пожившей и много перечувствовавшей женщины из творческого мира. Дочь и ревнует, и гордится, и понимает, что состязаться с матерью ей не по силам. Но вернёмся к финалу фильма. Своим поступком Алика-Анна отрицает всевластие денег, вырывается из сценария, придуманного мстительной миллиардершей, добивается того, чтобы фильм вышел к зрителю, ведь не заработать на скандале — это противоречит натуре Ольги. В итоге, та играет по страшному сценарию Алики. Но есть в этом поступке и совсем иной, нравственный смысл. Проникаясь судьбой Анны, нравственным заветом Толстого (как его понимает Соловьёв), Алика заново переживает и переоценивает свою жизнь. Вот почему потребовались переклички чуть ли не со всеми фильмами Соловьёва и прежде всего с первой «Ассой». Этому поступку предшествует встреча с женой Крымова, которую та сделала на всю жизнь несчастной, информация, что отец её дочери Крымов, значит, Алика убийца её отца, и во всей трепетности, декадентскости её — внутренняя хрупкость, незащищённость, а может быть, и гибельность. Да и из истории отношений с Крымовым Алика вспоминает лучшее: его восхищение «Евгением Онегиным», его открытость поэзии, любви, В нём ещё нет омертвления, свойственного его наследникам. Так может быть, и в её творчестве, и в таланте дочери есть след Крымова. И в сравнении с новой генерацией богатеев он куда привлекательней. Соловьёв и любуется этой стрекозино-мотыльковой жизнью людей искусства, и в то же время жёстко судит её, предупреждая, что в этой стихийности, импульсивности — зло эгоизма, который не считается с чужими чувствами, жизнями. Это искусство удалилось от нравственных традиций классики, и за это рано или поздно придётся расплачиваться. Горевой даёт установку, что финал фильма надо играть как стихийный порыв, своеволие момента, он хочет снять нравственный смысл этого поступка, но в фильме «Анна Каренина» — это неизбежный итог внутреннего разложения. Именно осознание этого переворачивает жизнь Алики.
Наконец-то удалось посмотреть 2-АССА-2. Мечтал об этом последние 3 года, с тех пор, как узнал о съемках фильма — и вот наконец-то посмотрел его! Это, конечно, не фильм в общем понимании этого смысла — то есть, человек с улицы, придя на него, очень быстро поймет, что он ничего не понимает, и либо просто уйдет, либо, если его самомнение слишком велико, досмотрит фильм до конца и начнет писать ругательные рецензии. Зато для человека, знающего наизусть «Ассу», прожившего 90-е и 2000-е годы вместе с героями фильма, этот фильм — как ушат холодной воды — заставляет очнуться от забытья. Для меня, по силе воздействия на психику фильм лишь немного уступает «Танцующей в темноте». В сцене с Банананом и Аликой я впервые за много лет плакал в кино — не «срежессированно-в-Голливуде» плакал (т. е. когда наличие слез у среднестатистического зрителя в нужном месте картины достигается с помощью давно известных эффектов — музыки и т. п.), а по-настоящему плакал от увиденного. А следующей ночью проснулся и узнал в своей судьбе судьбу «нового Бананана» торгующего семечками на рынке, управляющего своей семечковой империей через компьютер, и лишь по ночам блуждающего по темным коридорам своего мозга в поисках своей настоящей жизни. Вобщем, для фильм для меня стал не то что глотком свежего воздуха — а скорее аквариумом, в которую помещают рыбу в гипермаркете перед тем, как упаковать в целлофановый пакет, взвесить и выдать покупателю — и хоть я прекрасно понимаю свою участь в этом мире, я рад несколько дней поплавать в этом фильме, как рыба в настоящей воде. Спасибо, уважаемый САС, за 2-АССА-2!