Письма с Иводзимы: отзывы и рeцензии

Кинопоиск
Кинопоиск28 июля 2012 в 02:26
На другой стороне

Клинт Иствуд не воевал в Корее. Вообще-то он был призван, но на фронт так и не попал: самолёт, в котором летел молодой солдат, упал в море, а Иствуд, хотя и сумел добраться до берега, из-за ранения был комиссован. Война для него закончилась, так и не начавшись. Возможно, поэтому он может себе позволить быть пацифистом и одновременно снимать проникновенные военные фильмы, лишённые не только извечного всеамериканского пафоса, но и эффектных красивостей, свойственных современным блокбастерам. Дилогия о битве за Иводзиму откровенно игнорирует устоявшиеся традиции ура-патриотического кино и отличается максимально честным взглядом на происходящее. Причём взгляд этот двусторонний, с позиции каждой из воюющих сторон: американцев во «Флагах наших отцов» и японцев в «Письмах с Иводзимы». Приём, безусловно, новаторский, ведь прежде ничего подобного в большом кино не было. История американо-японского противостояния во Второй мировой достаточно сложна. Если наложить даты на географическую карту, то крайние точки известны всем: Перл Харбор – Хиросима и Нагасаки, две «больные темы» для двух народов. Поэтому американец Иствуд, сняв фильм о японской стороне войны на японском же языке, проявил недюжинную смелость. К тому же Страна восходящего солнца оставила после себя сомнительное ратное наследие, в котором нашлось место не только подвигам, но и массовому истреблению населения Юго-Восточной Азии, и бесчеловечным экспериментам над людьми. Неудивительно, что о войне в Японии предпочитают не говорить. Даже битва при Иводзиме – действительно героический эпизод – едва упомянута в учебниках, и фильм о ней стал на Востоке настоящим открытием. В центре повествования два персонажа: генерал Курибаяси, командующий обороной острова, и молодой боец Сайго, классический не-герой, чьё единственное желание – вернуться домой. Но уже с первого закадрового монолога становится ясно, что выжить здесь не надеется никто. Этот крохотный, серый и невзрачный клочок суши далеко в океане – часть священной Японской империи, а она ждёт от подданных лишь одного: преданного служения Родине. Дана команда защищать – будут защищать, сказано рыть траншеи – будут рыть, представляя, что копают собственную могилу. И если солдаты думают о гибели как о чём-то далёком, то генерал, потомственный самурай, готовится встретить смерть торжественно, хотя и сетует о незавершённых делах в грустных письмах родным. Такие же отправляет жене и Сайго; и эти послания – единственная связь с миром живых, оставшихся там, за горизонтом. Помимо воспоминаний, время от времени всплывающих флэшбэками, остальное действие ограничено пределами острова. Сюжет движется неторопливо, дабы можно было сполна проникнуться ощущением безысходности и тоскливой обречённости. Поначалу лента изображает только серый солдатский быт, в который постепенно, шаг за шагом вторгается война, от первого сражения, видимого лишь в узкие смотровые щели, через затяжные бои и редкие столкновения с противником лицом к лицу. Этим картина сильно отличается от предшествующих «Флагов», построенных на быстрой смене отличных по времени и настроению эпизодов, при чём военным событиям отведена лишь часть из них. Два столь непохожих фильма напоминают собой очень разных братьев, экстраверта и интроверта, что, в целом, соответствует национальному менталитету. Первый, «американец» – открытый к диалогу, с яркими красками и многочисленными скачками во времени; второй – обращённый внутрь, на невысказанные переживания героев, с чёткими хронологическими рамками, в приглушённых серовато-зелёных тонах. Но есть у них и общее: отношение к войне как к бессмысленной бойне. Война ломает, калечит, втаптывает в грязь, разрывает тело и уродует душу. Это не красивая рекламная картинка с улыбающимися солдатами, но это и не подвиг во славу Отчизны, – потому что нет славы в убийствах, нет подвига во лжи. Иствуд одинаково осудил и спекуляцию на популярности мнимых американских героев (впоследствии благополучно забытых), и исконную самурайскую психологию, основанную на неустанном стремлении к смерти. Потому такими надуманными выглядят эпизоды с массовыми самоубийствами японских офицеров. Их судьбу повторил и Курибаяси, будто ставя точку в той, прежней японской истории, ведь он и есть настоящий «последний самурай», символ эпохи, что безвозвратно уходит на его глазах. А рядовому Сайго, который в долгих блужданиях по пещерам внимательно рассмотрел всю неприглядную изнанку битвы и в итоге всё-таки остался в живых, режиссёр отвёл роль свидетеля. Условного «простого парня из народа», для которого война не имеет никакого смысла, на какой бы стороне он ни находился. Эта историко-психологическая драма, снятая в фирменной тягучей режиссёрской манере, получилась более цельной и законченной, чем её старший брат. Но обе ленты несут одинаковый и простой, по сути, антивоенный посыл. Невзирая на идеологию, громкие лозунги и патриотические убеждения, нет на свете ничего более ценного, чем человеческая жизнь. А «другой стороны» попросту не существует.

MALIGUS
MALIGUS5 декабря 2011 в 15:40
Что ж ты, Иствуд...

'Письма с Иводзимы' - на первый взгляд крепкая, глубокая режиссерская работа мэтра Иствуда. Две противоборствующие стороны, у каждой своя правда. Одни защищают подступы к своему Отечеству, другие намерены взять эту цитадель, дабы приблизиться еще на один шаг к заветной победе, а значит и к миру. Режиссер немало потрудился над тем, чтобы выписать образы японских солдат и офицеров. Зрителя трогают созданные мастером проявления, разнообразных человеческих чувств - долга, храбрости, отчаяния, слабости, трусости. Все это ярко, выпукло, позволяет подчеркнуть главный лейтмотив Клинта Иствуда - война, по сути преступная бессмыслица, коверкающая судьбы многих людей, по злой иронии судьбы одевших военную форму. Даже замечательные персонажи, такие как командующий укрепрайоном генерал Курибаяси или командир танкового полка барон Ниси - всего лишь винтики в круговерти колоссальной мясорубки. Талантливо схваченная оператором природа - гора Сурибати, океан, выжженная почва, жалкая растительность усиливают антивоенный эффект. Но... что-то не позволяет до конца проникнуться режиссерским замыслом. И это что-то, есть реальность не вместившаяся в киноленту. Что за силы схлестнулись на самом деле, над небольшим островком в Тихом Океане? Что здесь действительно происходило? Почему из 22 000 защитников укрепрайона в плен сдалось чуть больше 200 солдат, а остальные навечно легли в бесприютную землю Иводзимы? Из за долга, фанатизма, чувства безраздельной ответственности перед императором и Отечеством? Иствуд пытается отвечать, но ответ нечеток, размыт - потому что несказанная до конца правда, часто хуже лжи. Что ему помешало посмотреть на события шире? Боязнь упустить из объектива отдельные человеческие судьбы? Но ведь любой человек четко вписан в поток глобальных течений, неважно это война или возделывание пашен, попытка рассматривать индивида вне контекста, или противопоставляя ему, как это сделал режиссер - искажает, деформирует картину. Правда заключается в том, что коллективный инстинкт самосохранения японской нации остро ощущал смертельную угрозу исходящую от сил вторжения на остров Иводзима. Ведь уже 9 марта 1945 года, еще в самый разгар боев, американские 'сверхкрепости' B-29 авиакрыла генерала Кертиса Лемея, используя захваченный на острове аэродром, нанесли по спящему Токио свой безжалостный удар. 100 000 человек погибло в пламени и это были не солдаты, это были старики, женщины и дети. Деревянный Токио полыхал как спичечный коробок, сила пожара была такой, что бомбардировщики находящиеся на высоте десяти километров подбрасывало восходящими теплыми потоками воздуха. И генерал Курибаяси знал об этом, радиостанции его штаба еще работали. В то же время Клинт Иствуд обходит этот эпизод стороной, завуалировав его фразой генерала, что де 'даже один день мирной жизни наших детей, стоит того, чтобы стоять здесь насмерть'. Неслучайно генерал Курибаяси вступив в должность командующего укрепрайоном показан денно и нощно вышагивающим по острову с одной целью - создать такую линию оборону об которую американский монстр сломал хотя бы один клык. Врага Курибаяси изучил хорошо, обучаясь в свое время в США, оттого и не питает никаких иллюзий. Долг и внутренний кодекс лишь укрепят его в решимости стоять до конца. Последняя атака двухсот солдат, которую возглавил генерал была предпринята против аэродрома, с которого в сторону Японии отправлялись американские бомбовозы - это не жест отчаяния, а жесткий и логичный расчет. Силы увы были несопоставимы. Думается, перенеси Иствуд действие фильма куда нибудь на Гуадалканал в 1942, или на Филиппины в 1944, все заиграло бы совершенно по другому... В самом начале фильма, а затем в эпизодах мы видим как японские офицеры разъезжают на советском ГАЗ-69 (образца 1953 г.). Смотришь на хорошо узнаваемый армейский джип и невольно приходит мысль: а случайно ли наш железный 'соотечественник' оказался в дебрях океана?

LYzzER
LYzzER22 ноября 2007 в 12:48
На войне японцы, представьте себе, тоже писали папе и маме…

Клинт Иствуд – дядя, к которому я питаю огромное уважение… Уфф, теперь, надеюсь, его фанаты не закидают меня тухлыми помидорами за весь нижеследующий текст. «Малышка на миллион» получилась весьма крепкой драмой, но Иствуду рамки ринга стали тесны, и он решил рассказать нам (и вам) о Второй Мировой. Точнее, о переломном сражении на Тихом океане для японских и американских сил. «Переломное» стоит понимать так – американцы переломали японцев. Через коленку или еще как. Не важно. Суть – те сломались. С хрустом. С замедлением времени. Почему с замедлением? Да потому, что так медитативно неспешно солдаты еще не воевали. 141 минута занудного морализаторства тянется нестерпимо. Собственно, о чем фильм? О переломе. О том, что со стороны японцев находились не запрограммированные узкоглазые манекены-фанатики, а живые люди. Со своими тараканами в голове. И были среди них герои, трусы, предатели, дураки, несправедливо обвиненные... Словом, японцы – тоже люди, назидательно говорит нам Иствуд, как будто кто-то в этом сомневался. Так и представляется мне плакат с изображением строения тела человека, и Клинт, тыкающий указкой куда-то в область печени, изображенной на плакате. Под плакатом твердой рукой Иствуда большими буквами выведено слово «КИТА… (зачеркнуто) ЯПОНЕЦ». Чтобы, значит, вообще ни у кого сомнений не осталось, что японцы – тоже люди. А на войну можно смотреть не только с позиции победителя, т.е. не, как мы все уже привыкли – через прицел американской винтовки, но и со стороны японских окопов. Этот жест бунтарства – показать хорошистами японцев, а янки выставить в роли плохишей – явно был рассчитан прежде всего на Американских Киноакадемиков. 4 номинации на Оскар говорят лучше всяких слов. Бывают такие фильмы, которые снимаются не для зрителей, а для тех самых киноакадемиков – мифических существ с железной выдержкой (почему-то сразу представляются пожилые японцы, стройными рядами сидящие с самурайской выправкой перед проектором и немигающими глазами уставившиеся в экран), способных разложить фильм по кирпичикам и найти в нем Великую Мораль, Искусство и Добро. Да, можно найти. Но я, узколобый имбецил, дитя блокбастера, взращенный Поп-Корном и Майклом Бэем, искать это не буду. Не стоит оно того. Так что же увидит самый обычный зритель (читай - такой же дитя блокбастера)? Эпическую историю удержания маленького острова маленькими, но гордыми японцами перед превосходящими силами противника. Только забудьте про эпичность. Да и превосходящие силы противника скромно мелькнут в кадре пару раз и стыдливо исчезнут, променяв флот и авиацию на десять человек с пулеметом в кадре. Зато чего в фильме хватает, так это восточного колорита. Выражается он в зашкаливающем количестве раскосых глаз, серьезных лиц и сосредоточенного написания «тех самых» писем. В этом же и основная беда фильма. Самурайство-то показано, японская честь просто прет из каждого кадра, втаптывая зрителя в сидение, но… так же втаптывается и сам фильм как произведение искусства. Одинаковые, словно из одного инкубатора, японцы говорят, умирают, говорят, умирают, снова говорят и опять умирают. Наскучивает это «разнообразие» весьма быстро. На смену драматическому сопереживанию приходят бескультурные зевки. И уже ловишь себя на подленькой мысли: 'Скорей бы их там всех уже, того-этого...'. Японцы-клоны практически не вызывают сопереживания (исключение – в одной сцене массового самоубийства), лишь чувство недоумения. Настойчивая попытка понять, как тот уже, вроде бы, погибший солдат вновь воскрес, внезапно прерывается сценой, где его убивают повторно. Приходит понимание, что ранее убили не его, а просто кого-то похожего… или все же его, а похожего – именно сейчас? Нет, все-таки не приходит понимание. Страшный фильм. Про войну. А на войне все запутанно. Фильм рассчитан на две категории людей: 1) Японцы. Тут, надеюсь, без комментариев. 2) Киноакадемики. Повернутые на политкорректности граждане США, углядевшие в фильме показ своих соотечественников с автоматами отнюдь не в ангельском свете. Дабы никто не прикопался к их однобокому восприятию войны, фильм выставили на соискание премии. Но нельзя и сказать, что фильм лишен каких-то плюсов. Они есть. Во-первых, это совершенно уникальный японский генерал Курибаяси (вот, я даже имя запомнил!), олицетворение японской стойкости и мудрости. Вообще, актерская игра в фильме нареканий не вызывает. Но Кен Ватанабе разительно отличается от всех остальных. Примерно, как генерал отличается от рядового. Впрочем, у него и была роль генерала. Во-вторых, это японский колорит. Ежику понятно – нагнать в окопы побольше японцев – и будет тебе соответствующий колорит. Клинт Иствуд целый остров ими заселил. Японская философичность просто раздирает фильм. Но интереснее от этого он не становится. Как бы я не уважал Японию и самого распоследнего японца. Увы. Приятно смотреть (помимо вышеперечисленных двух категорий людей) может быть только убежденному японофилу. Да и то, ему можно посоветовать множество других фильмов. Где тоже есть японцы, есть американцы, есть смерть, есть ненужные жизни простых солдат, есть героизм. Посмотрите (пересмотрите) «Последнего самурая». Там даже патриотичный Кен Ватанабе есть.

mozg
mozg15 сентября 2007 в 13:39
Письма с острова смерти...

Идея создания 'Писем' у Клинта Иствуда возникла почти спонтанно. Подготавливая проект 'Флаги наших отцов', режиссер понял, что картина вышла слишком узконаправленной, не раскрывающей обратной стороны войны. Не медля, он связался со своим партнером Стивеном Спилбергом и предложил выделить средства на новый фильм, в которой он мог пы показать ту же ситуацию с японской точки зрения. И, несмотря на то, что бюджет у фильма был втрое меньше 'Флагов', что весь фильм был на японском, что сам Иствуд немного подустал от надоевшей темы (снимать два фильма подряд об одном и том же - тяжело), 'Письма с Иводзимы' получились лучше и ярче, чем их гораздо более грузный и расфокусированный предшественник. 'Письма с Иводзимы' - не первый американский фильм о востоке. До него уже появлялись 'Последний император', 'Мемуары гейши' и другие. Но 'Письма', пожалуй, самый яркий представитель этого редкого ответвления в кино. 'Письма с Иводзимы' сделаны в довольно традиционном для военного кино виде. Небольшая предыстория, долгие разговоры с раскрытием образов персонажей, их взаимоотношения и, конечно же, батальные сцены. Но, даже несмотря на столь стандартный на первый взгляд сюжет, фильм не похож ни на 'Спасти рядового Райана', 'Цельнометаллическую оболочку', 'Взвод', 'Апокалипсис сегодня' или даже на '9 роту'. У фильма есть своя изюминка. И эта изюминка - японцы. Не просто япоцы, как парни, погибающие на войне, как все. Но японцы, как нация и культура со своими особенностями. Казалось бы, что снимать про совсем незнакомый народ сложно и режиссер пусть и невольно, но начнет перегибать палку в ту сторону, в которую ему выгодно. Но нет. Клинт Иствуд не делает из японских солдат и офицеров смиренных рабов своей системы ценностей, смертников, просто и без вопросов идущих на смерть. Иствуд пытается создать образы неоднозначные, яркие, интересные. В чем же героизм: в ритуальном самоубийстве во имя своей чести или в отступлении, чтобы потом вновь собраться с силами и дать отпор? Кто такие враги: варвары с ружьем в руках или настоящие люди, такие как все, с тем же домом, той же любящей женой и маленьким ребенком, еще не понимающим, что у него есть отец. И режиссер не дает однозначного ответа. Он дает зрителю самому сделать для себя вывод, что такое война за честь, и что просто кровопролитие, что плохо и хорошо. Иствуд с удивительной чуткостью и уважением отнесся к японской культуре. Маленькие детали по частям собираются в огромную мазайку японского народа, сильно отличающего от родного режиссеру, американского. Тут нет откровенной ненависти к врагам, как в 'Говорящих с ветром', нет той довольно жалкой условности, как в 'Перл Харборе', нет презрения, как в 'Падении черного ястреба'. 'Письма' выполнены намного глубже и проникновеннее. Герои обаятельны, им сопереживаешь, музыка гармонична, оператор ловко улавливает самые лучшие ракурсы. Оборачиваясь на все эти достоинства фильма, почти закрываешь глаза на довольно 'компромиссный' и высокопарный финал. В финале надо добавить лишь то, что фильм стоит смотреть. Хотя бы ради того, чтобы отдать дань уважения действительно сильному народу, проявившему мужество в безвыходной ситуации, ведь американцы прибыли на Иводзиму побеждать, а японцы с самого первого дня знали, что никто из них не вернется домой...

MOSKOY
MOSKOY28 апреля 2019 в 15:43

В 2006 году Клинт Иствуд провел наверно самый необычный эксперимент в истории военного кино. Суть его взглянуть на войну с диаметрально противоположных сторон, с разных идеологий и взглядов, ментальности. Для этого он не стал использовать банальный прием, заключающийся в показе войны на примере двух героев с разных сторон. Он снял два фильма, два настроения, но с одной битвой и одним важным выводом. Получилась своеобразная дилогия, в отрыве друг от друга выглядящая иначе. Письма с Иводзимы-это второй фильм дилогии Клинта Иствуда. В ней по-прежнему идет речь о сражении за остров Иводзима, но только на этот раз с точки зрения проигравшей японской стороны. Фильм ведет повествование от лица нескольких героев: генерала который только прибыл на остров, по назначению самого императора и обычными японскими солдатами среди которых и молодой рядовой который поскорее хочет вернуться обратно домой к жене и сыну, новоприбывший из корпуса жандармов которого все опасаются, капитан олимпийский чемпион по конному спорту. Иствуд показывает ту сторону, которой не было до этого в американском кино, посмотреть на своего противника. И это по-настоящему другой мир. Очень странная ментальность японцев, их фатализм и готовность если не умереть, то не сдаться и покончить с собой без особой надобности. Но и здесь находится взгляд как бы извне. Генерал, который до этого долгое время служил с американцами и знает, как они действует, всеми силами пытается противостоять этой самой суицидальности своих подчинённых. Но не все из них его понимают и хотят слушаться. Обычный рядовой, который не хочет погибать поначалу одинок, как ему кажется в этом стремлении, но в процессе сражения мы увидим, что, как и любым другим людям страх войны присущ и настолько идеологически промытым солдатам. Наконец то став доверять бывшему жандарму он поймет, что не одинок в стремлении не только выжить, но и не подчиняться тем животным законам и тем ложным лидерам ради которых они воюют. Тем примечателен финал где этот самый рядовой уже готов умереть но только за того в кого реально верит, за того кто спас его жизнь. Так же режиссер показывает тот факт, что разница между солдатами не велика в бою, с какой бы стороны они не находились. Это показано в сцене спасения американского раненного японским капитаном и зачитыванием письма его матери. В этот момент солдаты понимают, что все ранее рассказанное им об американских солдатах ложь. Особенно эпохально фильм выглядит с рифмовкой с первой частью дилогии «Флаги наших отцов». Сцены боев и сражений фактически зеркалятся, а финальная сцена, где пленного раненного солдата кладут в один ряд с американцами и где то там, рядом лежит герой первого фильма, еще больше намекает, что на войне нет правых и виноватых, нет злодеев, как обычно показывается в военных фильмах. Все гораздо сложнее и в одном фильме японцы совершают жуткое убийство американского солдата, хотя мы так и не понимаем, что они с ним сделали, так и в другом уже американцы убивают японских пленных просто так, потому что балласт. Как и в любой войне здесь показаны все стороны, без прикрас. И что еще более иронично, что республиканец и американский патриот Клинт Иствуд, по качеству и проникновенности, сделал фильм о японской стороне сильнее, чем о самих американцах. Это не показатель мастерства. Подводя итог Письма с Иводзимы монументальное исследование врага, как такого же человека, показанного от лица японцев, но во многом обращенное для американцев. А вся дилогия является одним из лучших фильмов о войне в истории.

Kalugin
Kalugin24 января 2015 в 13:19
Иствудовское мужество.

Знаете, когда я посмотрел «Письма с Иводзимы» во мне будто что-то перевернулось. Мы привыкли к тому, что каждая страна нахваливает в первую очередь себя, если мы русские, значит Россия всегда и во всем была лучшей, у американцев та же самая логика. Не признавая своих ошибок, каждая сторона сильно льстит себе. Клинт Иствуд сделал смелейший режиссерский шаг, он (между прочим ярый патриот своей страны) показывает события разворачивающиеся на Иводзиме с японской стороны, где не уделено ни малейшего места американцам. По сути «Письма с Иводзимы» - это вторая часть иствудовской дилогии о войне (первая называется «Флаги наших отцов»). Фильм рассказывает о сражении за остров Иводзима. Этот остров - стратегически важный пункт. На Иводзиму прибывает генерал Курибаяси, некогда проходивший стажировку в Америке. Он сразу же выбирает оборонную тактику и большое место уделяет общению с собственными солдатами. Его нетрадиционные подходы в тактике и общению с солдатами вызывают негодование командиров. Так же в фильме рассказывается история жизни одного из солдат по имени Сайго, который ненавидит эту войну и хочет по скорее вернуться домой к жене. Все герои картины знают, что обречены на смерть. в «Письмах» нет никого кроме японцев, американцы здесь в роли массовки. Фильм представляет собой грустное произведение, где герои за ранее обречены на смерть. «Письма с Иводзимы» плохо показали себя в прокате, это печально, потому что видно такое кино уже никому не нужно, а если и нужно то только самим японцам, которые назвали творение Иствуда - великим фильмом. Никто и никогда не снимал ленту про врагов, про то, что ими движет, что они чувствуют и за что они сражаются. У этого фильма нет аналогов, это новое явление не только в современном кинематографе, но среди классики. Я сомневаюсь, что вы видели нечто подобное, потому что такое снять еще ни у кого не хватало смелости. Как все таки символично, что именно Иствуд стал режиссером, подарившим нам такой фильм. Легенда Голливуда, признанный мастер своего дела и просто личность с большой буквы снимает самый противоречивый американский фильм, где впервые Америка уходит на второй план, а на первом доминируют ее враги. Кто-то может скажет, что Клинт Иствуд заигрался с темой войны, я же считаю, режиссер при всей глубине своих фильмов придает им некий шарм, где даже убийства и кровопролитие смотрятся завораживающе. Каждый кадр, как собственное воспоминание режиссера, так тонко он снял эту картину. При всем при том, что «Письма с Иводзимы» - жестокий фильм, я думаю будет не лишним показать его ребенку и привить с самого детства правильное мнение по поводу войны и ее значимости. Для Иствуда было не простительно как бы то ни было оскорбить чужие ценности, для него каждый японец - это самурай, ординарная личность, обладающая честью и стальным характером. Фильм выглядит почти черно-белым, это еще больше придает ему статус современной классики. Режиссер отводит большое место прорисовке образов, мы узнаем очень много даже о второстепенных личностях. «Письма с Иводзимы» - это лента, заставляющая заново переосмыслить слово патриот. Это дань уважения врагу, Иствуд снял фильм о противнике и не осквернил его честь, а наоборот возвысил в ранг достойных и даже в чем-то превосходящих американцев, особенно это заметно в сравнении с «Флагами наших отцов». Правдивый и глубокий фильм, доказывающий, что Клинт Иствуд - это человек чести. 8 из 10

Alan Capcace
Alan Capcace30 декабря 2014 в 10:08
Увидимся на той стороне. Если не в этом мире, то в следующем.

Знаете чем мне нравиться Клинт Иствуд? Ну помимо того факта, что он прекрасный актер, способный лишь одним движением глаз передать такой спектр эмоции, что и не снился современным «звездам». Клинт Иствуд мне нравиться тем, что его фильмы способны удивлять, шокировать, а самое главное – они заставляют думать. И ведь это притом, что от фильма, как правило, ничего подобного не ждешь. Ведь аннотация к картине ни коим образом не намекает на то, что после того, как на экране появятся финальные титры будешь сидеть, как обухом ударенный и еще не скоро придешь в себя. Примеров тому масса, тут и «Таинственная река» и «Подмена» и «Малышка на миллион» и «Мосты округа Мэддисон» и… устанешь перечислять. И именно таким фильмом оказывается наш сегодняшний гость. Итак, это – «Письма с Иводзимы». История, что будет рассказана в данном фильме, будет разворачиваться во времена Второй Мировой войны. Причем переломный момент в войне уже наступил и русский солдат гонит немецко-фашистских захватчиков назад в Берлин, а что до американцев, то те рады и счастливы высказать свое резкое «фи» японскому народу за уничтожение Перл Харбора. Высказывать свои претензии бравые вояки будут не где-нибудь, а на острове Иводзиме, который является последней линией обороны «самураев». Вот только история, что будет рассказана в данном фильме будет показана глазами японского народа, а не американского, что достаточно нетипично для голливудских картин. Впрочем, Клинт Иствуд, человек предусмотрительный и чтобы критики, а с ними и простые зрители, не особо шумели он снял фильм и про доблестных американских вояк назвав его «Флаги наших отцов» о котором я не так давно рассказывал и повторяться не буду. Так о чем это я? Ах да, о «письмах», а с ними и о тех, кто же их писал. А писали их все, но история будет сосредоточена двух героях. Первым является генерал Курибаяси, который располагает уже с первых минут знакомства. Ведь это один из немногих японских офицеров, который видит в своих подчиненных не слепое человеко-оружие, а живых людей. Он не приемлет битвы стенку на стенку, особенно если противник превосходит его войска числом минимум раз в десять. Что естественно вызывает резкую антипатию у других офицеров верных заветом своих предков, самураев, и для которых выражения умереть с честью и умереть по глупости являются словами синонимами. Вторым же героем выступает рядовой Сайго. Молодой и простоватый юноша, которому не везет, во всяком случае он так считает. У него была работа - пекарня, у него была жена и дочка, которую герой Кадзунари Ниномои в глаза не видел, но вот пришли жандармы и фактически разграбили пекарню Сайго, а его самого отправили на фронт, дабы сражаться и умереть во славу Императора. О да, император оценит жертву простых крестьян, будет ночи не спать размышляя о том, что посылает своих верноподданных на смерть, можете не сомневаться все так и будет. И ведь самое плохое в нашей ситуации то, что у Сайго все из рук валиться, он не может попасть даже по неподвижной мишени, а коли так, то задаешься вопросом, а сколь долго протянет юноша, когда американцы высадятся на Иводзиме? Ведь на месте Сайго мог быть любой подросток, не важно какой национальности или вероисповедания ведь война не делает исключений ни для кого, а коли так, то следишь со всевозрастающим интересом за героем Кадзунари Ниномои и надеешься лишь на одно, чтобы юноша смог дотянуть до последний битвы, а не умер бы по глупости в середине картины. Нет, конечно же, в картине будут и другие второстепенные герои. Будет американский солдат Том, чье экранное время пусть и ограниченно, но он демонстрирует то, что по другую линию фронта сражаются такие же перепуганные и уставшие мальчишки. Что нет в этой войне деления на хороших и плохих, так как сражаются правительства сверхдержав, а в это время умирают мальчишки, которым еще жить да жить, у которых могли быть дети и внуки, которые при других обстоятельствах пригласили бы к себе в дом, того в кого они через полчаса будут стрелять, у них могла быть впереди жизнь полная удивительных открытий, приключений и любви, но война поставила на этом крест. Будет тут и бывший жандарм Симитцу. К которому однополчане относятся как к белой вороне, ведь японские жандармы во время Второй Мировой войны были ничем не лучше эсесовцев. И ведь такое предвзятое отношение достаточно типично для людей, не важно в мирное время это происходит или во время войны. Если ты хоть чем-то отличаешься от большинства, то ты – чужак, изгой. И окружающим будет глубоко плевать почему ты оказался рядом с ними, они уже вынесли свой вердикт и вряд ли будут его пересматривать. А ведь стоило бы, особенно в свете того, что расскажет Симитцу. Но что самое главное, что здесь будет, так сама идея: Война – это страшно. Война – это чудовищно. Война – это несправедливо. Ведь японских солдат, фактически, бросили на убой на этом острове. Высокие чины не верят в то, что генералу Курибаяси удастся удержать проклятый остров. Не верят в это и солдаты, но им некуда отступать. Все что у них осталось, так это их честь, а также мысль о том, что они сражаются ради будущего своей стран, ради женщин и детей, что остались дома и потому они будут драться до последнего. В тоже самое время у нас есть американцы, которых также отправили в эту мясорубку. Отправили люди, для которых война – это бизнес. Подводя итог, хочется сказать, что «Письма с Иводзимы» является очень тяжелым фильмом. Он показывает войну без прикрас, без ненужного пафоса и 'последних героев'. Это фильм о войне, который пропагандирует мир. И это тот фильм, который я рекомендую к просмотру всем присутствующим, оно того и вправду стоит. 8 из 10

Gerc0g
Gerc0g15 марта 2012 в 17:53
Красное солнце, черный песок

'Поступайте правильно, потому что это…правильно' Последний приказ, поручение или вернее даже просьба офицера, адресованная своим солдатам в последние дни уже проигранного сражения. Лозунг, девиз японских солдат, вынужденных воевать с американцами за клочок безжизненной и бесплодной суши. Заповедь, которую чтят, и объяснение всему, что происходило на острове с японской точки зрения. Чистокровный американец Клинт Иствуд ставит перед собой амбициозную и благородную цель снять кино о войне, где весь смысл не сводится к банальной пропаганде пацифизма. Дилогия о сражениях за Иводзиму не просто антивоенный проект, но и взгляд обычного человека на войну и солдат, попытка исследовать феномен героизма, рассмотреть конфликт фронтовой жизни с мирной, понять всю исключительность военного ремесла, трагедию человека, участвовавшего в вооруженных действиях. В войне нет правых и виноватых. И безусловно это бесполезное и губительное занятие. «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы» являются составными частями дилогии. Это два разных взгляда на конкретное историческое событие. Оба фильма основаны на реальных фактах и воспоминаниях участников тех злополучных боев. И несмотря на то, что «Письма с Иводзимы» выражают японское отношение и взгляд, Иствуду именно этот фильм удался лучше. Вот такой вот парадокс. Американский режиссер смог без фальши, патетики, пафоса снять настоящую, пронзительную и проникновенную драму о тяжелой доле японских солдат. И даже специфический менталитет японцев, который западному человеку небезосновательно кажется непостижимым и отчасти даже варварским, передан искренне и с полным, чутким пониманием. Защитники Иводзимы были обречены с самого начала. И первоначальные надежды вскоре обернулись беспросветным отчаянием. Но даже в такой ситуации он сражались до последнего патрона, до последней капли крови. А если не удавалось ничего сделать во благо страны, то приходилось совершать самоубийство, что наверняка будет одобрено их предками и родными. Во время просмотра «Флагов наших отцов» тяжело было скрыть свое негодование в отношении японцев, которые были изображены жестокими, коварными, вероломными людьми. Но в «Письмах с Иводзимы» те же сцены и события раскрываются с новой стороны, что наглядно свидетельствует о том, что нет плохих и виноватых людей. Что каждый человек страдает, надеется, боится. Что жестокость бывает оправданной. И есть место благородству. И чей-то подвиг оборачивается для кого-то смертью и трагедией. «Письма с Иводзимы» сняты в лучших традициях кино о войне. Здесь не акцентируется внимание на баталиях, кровопролитных боях и насилии. Противоборство двух армий и наций не рассматривается с идеологической стороны. Здесь изображена подлинная трагедия человека, которому пришлось стать солдатом и убивать во благо. На войне невозможно уцелеть, ведь у каждого выжившего безвозвратно калечится душа. Поэтому тысячу раз права озвученная мысль, что 'солдаты не возвращаются домой…никогда!' 10 из 10

xamyag
xamyag2 июня 2010 в 17:34
Поступай правильно.

Моё почтение и высочайшие похвалы гражданину Клинту Иствуду. Его работы последних лет в режиссёрском кресле мало кого оставляют равнодушным именно за счёт грамотно, с умом поставленной социальной составляющей картины. Толково снять фильм о страшной войне, глазами отнюдь не своих соотечественников, а как раз таки наоборот и при этом, не измазав ни тех, ни других грязью, а показав, что все мы одинаковые не смотря на цвет кожи и разрез глаз, надо чертовски хорошо постараться. И этот человек, на мой взгляд, справился с поставленной задачей блестяще. Это кино не о том, как беспощадно и неистово японский народ оборонял из последних сил один из важнейших стратегических объектов и не о бравости, храбрости или же милосердии американских солдат. На протяжении всего фильма автор постоянно поднимает основные темы, на которые обычно предпочитается попусту закрывать глаза. Картина говорит нам о том, что всё это, вся эта война или любая другая - это не что иное, как бездумное и беспощадное уничтожение себе подобных, являющееся глупостью и мерзостью в высшей степени. Здесь хорошо показана идея острого непонимание того, за что и против кого всегда ведутся все войны на свете. С любой стороны баррикад всегда найдутся бездушные твари, сволочи и ублюдки, не редко, к сожалению, имеющиеся и в рядах главнокомандующих, но и всегда есть абсолютно обычные такие же, как мы с вами живые люди, у которых есть родители, дети, любимые и близкие, которые ждут их дома. Ещё вчера вы могли сидеть за одним столом, а завтра вынуждены будете оказаться по разные стороны, потому, что так решили за вас и выбор у вас не велик. Ведь, когда беда приходит к вам дом, вам ничего не остаётся, как всеми силами защищать, то единственное, что у вас есть. Что бы ни случилось, и как бы ни распорядилась судьба, никогда нельзя забывать о том, что мы всё-таки люди, а не животные и поступать по чести и совести. Ведь это единственное, что ещё, возможно, осталось у людей, хотя порой всё реже в это верится. На мой взгляд, в этом фильме нет ничего лишнего, притом, что при достаточно приличной продолжительности в нём не так много времени занято непосредственно сценами сражений. Режиссёру удалось крайне умело найти именно ту грань, позволяющую раскрыть ему всё то, что он хотел сказать зрителю, если тот готов слушать, не потеряв его и не утомив нудностью этого повествования. Также за это нужно, конечно же, поблагодарить превосходную операторскую работу и блестящий актёрский состав, безукоризненно справившийся со своей задачей.

Devil Movie Examiner
Devil Movie Examiner29 июня 2014 в 16:02
Битва за Иводзиму. Клинт Иствуд in Action.

Клинт Иствуд, один из немногих режиссеров 'Без купюр', его фильмы, настоящее 'пиршество', для ценителей его творчества. Фильм 'Письма с Иводзимы', очередное блестящее полотно, в копилку небезызвестного актера, сценариста, режиссера. Клинт в 2006 году, выпустил две картины посвященные Тихоокеанскому театру военных действий. Первой картиной, были восхитительные 'Флаги наших отцов', патриотичное кино, про самоотверженных морпехов и про их душевные терзания. А второй картиной, выступил потрясающий, непохожий ни на что другое фильм 'Письма с Иводзимы'. 'Странно, я обещал сражаться до последнего за свою семью, но выполнить это обещание трудно, когда думаешь о семье.' Картина расскажет нам о том, как японскими солдаты, обороняли маленький островок Иводзима. Взгляд глазами 'врага', врага ли? Обычные парни, оставленные семьи, поломанные судьбы и священный лик императора в сердце. Мы увидим Японцев, совершенно с другой стороны. Нам покажут их не больными камикадзе, жестокими убийцами, нет. Нам покажут их воинами, настоящими солдатами, которые ничуть не хуже тех же Американцев. Очень не привычно и очень по новому, в духе Иствуда. Да, кто-то скажет 'Но ведь 38 параллель!', а я отвечу, что 'Письма', разительно отличаются своей манерой повествования и сюжетными ходами. Абсолютно разные картины, хоть и с похожими концепциями. 'Поступайте правильно, потому что это правильно.' Фильм будет рассказывать нам историю, от нескольких действующих лиц. От лица Саиго, простого парня, которого забрали на фронт против его воли, отлучили от жены и еще не родившегося ребенка. А также от лица Генерала Карибаяши, настоящего японского офицера, которого уважают солдаты и презирают другие офицеры за то, что он слишком тактично подходит к обороне, те офицеры, они просто хотят умереть за императора, а генерал, генерал хочет победить за него. Кен Ватанабе, колоритнейший японец, прекрасно справился с ролью японского генерала, пожалуй его персонаж, самый запоминающийся во всей картине. Судьбы наших героев переплетутся за эти дни, и в конце, мы получим полную картину произошедшего, от глаз солдата и от глаз командира. Гениальный ход, который не дает вам заскучать, браво, Клинт. 'Ни один японский солдат не должен умереть, пока он не убьёт хотя бы десять врагов…' За неполные 3 часа, мы откроем для себя битву при Иводзиме с другой, более интересной стороны. Мы поймем, что японцы не 'Ускоглазые обезьяны', а настоящие, бравые и доблестные воины. Мы пройдем вместе с ними через ад, через адское горнило войны и выберемся оттуда другими, совершенно другими... Это и есть магия кино. 'Где два, там и три...' Отличное полотно о подвигах, смелости и доблести, трусости и коварности... О войне. Клинт Иствуд, настоящий режиссер, он снимает ради идеи, он вкладывает частичку себя в свои проекты, из за этого, их реально интересно смотреть и пересматривать в дальнейшем. Спасибо за очередное, качественное и интересное полотно, моя оценка фильму 'Письма с Иводзимы': 10 из 10 Приятного просмотра.

Дерсу_ Узала
Дерсу_ Узала21 января 2011 в 21:57
Японская сторона медали

Об этом фильме сложно писать. Вот, например, простой вопрос: о чём этот фильм? Батальное кино о войне? Нет, отнюдь. Историческая реконструкция событий? Да нет - в целом, не об этом. Тогда о чём же!? Попробую сформулировать. О сущности войны, о ценности человеческой жизни, о мужестве и чести - где-то примерно так. То есть, 'Письма с Иводзимы' - это не о каких-то материальных вещах, это прежде всего о духовности и морали. Так я вижу суть картины К. Иствуда. А между тем, у 'Иводзимы' был фильм-предшественник - 'Флаги наших отцов', в котором то же самое сражение за остров показано со стороны американской армии. Иными словами, Иствуд, словно, говорит зрителю: нет абсолютного единого взгляда на события, вот вам обе стороны медали - посмотрите на эту войну сначала глазами американского солдата, а затем и японского... Сопоставьте, сравните, вынесите свою собственную объективную оценку из всего увиденного. Спасибо, Клинт, вынесем! И главный вывод, который я выношу из увиденного, следующий: война - дерьмо! В ней каждая из воюющих сторон совершает жестокости и допускает несправедливости - это война, она такая; на войне, как на войне. Именно поэтому японцы такие жестокие в первом фильме, именно поэтому американцы здесь в одном из эпизодов ТАК поступают с пленными. Нужно извлекать какие-то уроки на будущее из всей этой мясорубки - ещё и такой вывод. Наиболее поразившим эпизодом фильма лично для меня стал эпизод с собакой (Шимидза и собака). И, конечно, это фантастическое мужество генерала Курибаяси - так может воевать и погибать лишь настоящий самурай и истинный герой! Вообще, это одно из свойств японского менталитета - преклонение перед храбростью воина. Японцы знают в этом толк. Недаром, они столь уважительно оценили в своё время подвиг экипажа нашего крейсера 'Варяг'. Очень показательный момент из самой концовки картины. 'Герой', который весь фильм правдами и неправдами стремится сохранить свою жизнь, стараясь ни в чём не рисковать, будучи окружён десятком американских солдат, вместо того, чтобы поднять руки вверх, вдруг неожиданно (даже для себя самого!?) начинает сопротивляться изо всех сил! Вроде бы, парадокс. Но мне вполне понятна такая метаморфоза: только что он увидел своими глазами несокрушимое Мужество своего генерала, и это Мужество было столь велико, что оно дало частичку силы и ему, этому дрожащему солдату. 9 из 10

Pumba398
Pumba39816 августа 2010 в 22:23
«За здоровье генерала Курибаяси» и Клинта Иствуда

'Если хотите знать моё мнение, генерал, лучшее, что мы могли бы сделать, - это отправить остров на дно морское' Этими словами, подполковник Ниси уже на 22 минуте задаёт тон всему фильму, неспешно распивая вместе с генералом Курибаяси последнюю в их жизни бутылку хорошего виски 'Джонни Уокер'. Офицеры, которые понимают что оборона этого острова будет невероятно трудна и скорее всего ничего у них не выйдет, но как настоящие офицеры они не жалуются на положение, принимают свою судьбу как есть, стараются выжать из положения по максимуму, не просят поддержки каждые 5 минут и даже когда положение становится совсем плохо, они не пожалеют на рядового последнего шприца морфина или фляги с водой. Этот фильм - живая классика, неразрывно связанная с другой лентой дилогии - 'Флаги наших отцов', которую следует смотреть в первую очередь, а потом уже начать просмотр данного фильма. 'Флаги наших отцов' на самом деле даже не про захват горы Сурибаши и острова Иводзима, а про то как людей приехавших на родину, после войны, потерявших многих друзей, государство использует ради себя, ради того чтобы не разорится, перевирают факты, закрывают глаза на многие вещи ради своей выгоды, а потом, когда миссия выполнена, выкидывают их на 'помойку времени' так как те кроме как воевать, по их мнению, ничего не умеют. Тоже очень грустная история, Иствуд, хоть и настоящий американец, но не боится трогать прошлое и 'ворошить гнездо'. Не всё так безоблачно было в Америке и он отлично это показал. 'Хорошо там, где нас нет', ведь так говорят? Но вернёмся к 'Письмам с Иводзимы'. И вернёмся снова к генералу Курибаяси. Даже если бы фильм не изобиловал разным углами обзора на эту битву за Иводзиму, то я бы всё равно назвал этот фильм фееричным эпосом. Курибаяси - генерал, который был послан на остров защищать его после того как другой генерал просто отказался это делать. Чувствуете? Мы узнаём эту информацию буквально с первых минут фильма, но уже понимаем что такой командующий без боя не сдаётся. Кен Ватанабе, которого я лично очень уважаю, может сыграть не только японских бизнесменов и сёгунов, но и генерала, который не боится самых смелых идей. Его игра в этом фильме действительно - генеральская. Остальные прямо чувствуешь - ну ниже на несколько рангов, не то. И это правильно. Об остальных тоже можно много чего сказать. Тут есть и выше упомянутый подполковник Ниси, который оказывается не только смелым командиром, но ещё и с доброй душой: ' - Господин, американцы бы не стали спасать японца. - Сынок, а ты хотя бы раз в жизни встречал американца. Окажите ему помощь. ' Этот простой момент, один из многих, чётко показывает нам простую истину, ещё раз как бы намекая на неё, - 'Жизнь - это война, а на войне нет хороших и плохих... есть только сильные и слабые'. Кто-то выиграет войну, кто-то нет, кто-то окажет помощь, а кто-то предпочтёт не заморачиваться и добить противника. У многих представление о японцах как о маниакальных убийцах, будто бы у них нет души, она вся 'вылетела' из них под давлением обычаев, правил, дисциплины. Есть она у них, точно такая же как и у всех других народов, просто нам этого никогда никто так не показывал. Настоящих японцев 20 века, обычные люди, сражаются за обычный, ничем не примечательный островок, который ещё и переводится как 'серный, дурно пахнущий, остров'. Клинт Иствуд акцентирует внимание в фильме всё же на обычных солдатах, а не на офицерском составе. Сайго и Симидзу, друзья, трудяги на родине, пекарь и владелец магазинчика с одеждой, бок о бок стараются выжить и пройти этот ад. Сайго это удаётся, он тот кого мы называем 'баловень судьбы'. И этот баловень оставляет нам в наследие все те письма с Иводзимы, генерала Курибаяси, не сжигает их, понимая что потомки когда-нибудь смогут раскопать этот клад и вспомнить о героической обороне Иводзимы, вспомнить тех кто пал на поле битвы, а возможно кто-то даже снимет об этом нетленный шедевр. Многогранная история о войне показана на одном клочке земли в океане, здесь нет акцентов на одном, здесь всего и понемногу, как в жизни, как и в любой другой войне. Ведь неважно о ком снят этот фильм, о японцах, американцах, тут могла бы быть любая нация. Какая разница кто патриотичнее, важно другое - Клинт Иствуд воссоздал с филигранной точностью войну, как призыв о том что, развязывая войну стоит задуматься, а не много ли жизней ты на себя берёшь ради своей цели. Притча на вечную, жестокую тему про, надеюсь, последнюю 'мировую' в истории нашей планеты. 10 из 10

Arsenal1992
Arsenal199220 декабря 2013 в 20:02

Клинт Иствуд, конечно же стал культовой фигурой для кинематографа всего мира. Можно не любить его фильму или его актерскую игру, но мы не можем отрицать того, что это один из немногих режиссеров, который делает качественное, умное и профессиональное кино. Клинт Иствуд для кино, это как The Rolling Stones для музыки. Я же, будучи поклонником таланта Иствуда, стараюсь видеть в первую очередь положительные моменты в его работах. Многие картины, в которых был режиссером Иствуд, можно отнести к авторскому кино, 'кино не для всех'. 'Письма с Иводзимы' в общем то вписываются в такую категорию, 'кино не для всех'. Здесь мы не видим известных западных актеров, а из известных азиатских только Кен Ватанабэ, не смотря на заявленную тему войны, фильм получился скорее о людях, чем о самой войне, да и к тому же тема освещения Второй мировой глазами японцев не сильно развита в западном кинематографе. 'Письма' оставили двоякое впечатление, хотя вполне и ожидаемое. Плюсы у картины следующие: основа сценария на письмах генерала Курибаяси, то есть, на документальном источнике; отсутствие предвзятости в показе войны глазами японцев, что редкость для американского кино; попытка раскрыть причины поведения участников событий, как генерала, так и рядового и так же отсутствие в этом оценочного взгляда со стороны; понравилось так же то, что в батальных сценах не летели в разные стороны оторваные части тел и кровь не заливала экран, как это бывает в подобных фильмах, Иствуд показал все что надо, не более и не менее. Теперь, что не совсем понравилось: японские солдаты показаны. все таки, с налетом западной философии, с уверенностью можно сказать, что все бы совершили самоубийство и не кто бы не задумался о его целесообразности; попытка провести параллель между Курибаяси, которые получил часть европейских ценностей и такими типичными самозабвенными японскими офицерами из его окружения; не совсем понятна концовка, Сайго вроде бы уже взяли в плен, а в конце он опять гуляет с лопатой по острову Иводзима, и не понятно почему генерал так тянул с самоубийством. В принципе это скорее минусы, которые можно отнести к 'издержкам производства'. Разбирать подробно игру актеров нет смысла. так как они все не особо известны, а Ватанабэ (Курибаяси) сыграл отлично и его герой вышел настоящим. Фильм получился чисто иствудский, весь смысл между строк. Хорошо раскрыта тема человека на войне и причины его тех или иных поступков. Возможно это не лучшее кино о войне, но точно и не плохое, в общем то оно и не о ней, а о людях, которые ее делают. Попытка дать картину войны глазами врага, японцев, предпринятая Иствудом заслуживает положительных оценок и зрительского внимания. 7,5 из 10

cyberlaw
cyberlaw4 августа 2013 в 01:41
Клинт Иствуд: 216 японцев

Помню как смотрел в кинотеатре '300 спартанцев' и восхищался тем, как точно Зак Снайдер показал мужество людей, оказавшихся перед лицом смерти. Но, меня не покидало ощущение, что на эту тему можно снять более серьезное кино. Удивительно, что так и произошло и снял этот фильм Клинт Иствуд. А рассказывает фильм реальный исторический факт - битву за остров Иводзима в 1945 году. В этой битве американцы одержали победу. Однако статистика заставляет задуматься. Первоначально из 20 919 японцев, лишь 216 были взяты в плен. Остальные погибли или были тяжело ранены. В общей сложности, в плену оказалось около тысячи человек. А вот силы победителей насчитывавшие более 110 тысяч человек понесли куда более существенные потери. Погибло около 68 тысяч человек, а раненных было более 19 тысяч. Скажу больше, что даже после захвата острова, спрятавшиеся в подземельях японцы продолжали воевать. И это притом, что принимая во внимание отсутствие поддержки и соотношение сил исход битвы был ясен заранее. Клинт Иствуд показал все. Показал безысходность и уныние, глупость и бесстрашие. Он показал самоубийства - сцена в которой солдаты убивают себя гранатами - просто безупречна. Были показаны и весьма жесткие сцены оторванных конечностей и человеческой подлости. Прекрасно показаны и обрывочные воспоминания о мирной жизни. Самое важное, что Клинт Иствуд никого не судит - он просто выражает уважение перед недавними соперниками. Уважение и примирение. Очень важную работу проделал художник - цветовая гамма в этой картине является существенным дополнением. Серо-зеленый фильтр будто напоминает нам о трагедии. Иногда возникает впечатление, что мы являемся свидетелями битвы фантомов погибших воинов. Все это очень контрастирует с первым фильмом дилогии Иствуда - 'Флаги наших отцов', в котором победители изображены весьма и весьма саркастически. Стоит ли добавлять, что цветовая гамма 'Флагов...' совсем другая - яркая, насыщенная, с преобладанием красного и белого цветов. Мозаичность эпизодов, предложенных Иствудом, в которых мы встречаемся с судьбами множества разных людей, отсылает нас к 'Тонкой красной линии' Терренса Малика. Есть между этими картинами определенное стилистическое сходство. В то же время, вполне можно говорить, что 'Письма из Иводзима' - это японская версия 'Острова Уэйк' Джона Фэрроу, снятая Клинтом Иствудом. Особое внимание нужно уделить игре Кена Ватанабе. Он сыграл настоящего полководца - человека, который не показывает подчиненным свои переживания, смелого и отважного. Его герой - Тадамити Курибаяси, человек, отвечавший за оборону острова. Он даже не узнал о присвоении чина генерала. Трагическая судьба прирожденного полководца. Очень точная работа Ватанабе, которая, как мне показалось, осталась незамеченной у критиков. При просмотре образа, сыгранного Ватанабе вспоминаются слова из самого известного стихотворения Уильяма Эрнеста Хенли: Меня опасность не страшит. Я — властелин своей судьбы, Я — капитан своей души. Впрочем, тут нельзя не написать и последнее стихотворение-танка самого Курибаяси: Враг не разбит, и я не погибну в бою, я буду рождён еще семь раз, чтобы взять в руки нагинату. Шедевр 10 из 10

RichardFairbrass
RichardFairbrass28 декабря 2010 в 19:51
Они сражались за родину

Клинт Иствуд - великий режиссер и актер. Почти каждый его фильм заслуживает лестных отзывов. Что ни маловажно, почти во всех них есть место взаимоотношению между людьми, и почти везде раскрыта тема любви к близким. Кен Ватанабе играет генерала Тадамити Курибаяси. Генерал Курибаяси до сражения за Иводзиму ни разу не терпел поражений в бою плюс грамотно распоряжался своим перевесом в количестве воинов. Военная техника не была для него главной. Курибаяси был гениальным тактиком. Но она не была привычной для японцев, привыкших с самого начала идти в контрнаступление. Клинт Иствуд разделил фильм пополам. Первая часть - война, а вторая - личность генерала Курибаяси и его отношения с сыном. Сына Курибаяси видил редко, так как большую часть времени проводил в разъездах. Курибаяси даже успел пожить в Америке. За это время у него могли возникнуть нежные чувства к американцем, он мог привыкнуть к их образу жизни. Но не забывал о родине и семье. Они для него были на первом месте, и когда Император позвал его обратно, Курибаяси незамедлительно согласился это сделать. Местами фильм мне напоминал не менее эпичный и красивый фильм 'Тонкая красная линия' Терренса Малика. А именно своими планами и колоритом. Только тут колорит приправлен японским языком. Остров Иводзима - важный стратегический объект. Отдать его - значит потерпеть поражение. Сразу после первого налета, солдаты понимают, что шансов на победу у них мало. Но они принимают решение биться до конца за свою родину. Порой складывается ощущение, что фильм снимает какой-нибудь японский режиссер. За это честь и хвала Клинту Иствуду. Решиться на столь смелый эксперимент может далеко не каждый. Ведь его запросто могли начать сливать соотечественники. Но такой художник, как Иствуд имеет свободу во всем. Операторская работа Тома Стерна очень порадовала. Фильм изобилует красивыми планами. Кажется, что камера - живой человек, верный друг Курибаяси, сопровождающий его во всем. Перевес американцев - значительный. Южную сторону острова они запросто отбили у японцев. Тут и начинается сюжетная линия про обычных солдат. В рядах японской армии почти сплошная молодежь. Многих дома ждут жены, а возможно даже и дети. Единственное, что их спасает от скуки - это воспоминания. Воспоминаниям в фильме отведена отдельная роль. Флэшбеки из прошлого показаны почти у всех главных героев. Больше всего они мне понравились у Сайго и Шимидзу. Сайго вспоминает о беременной жене. Шимидзу о несчастном случае. Чуть позже они сблизятся, понимая о неминуемом конце. Вопрос предательства в фильме стоит тоже. Иствуд дезертиров не оправдывает. Для них все закончилось плохо. Битвы поставлены на высшем уровне. Чувствуется старая киношкола. Немного приправленная спецэффектами. Тут летают не два самолета, как у Михалкова. Тут их много. Они пугают. Сложно представить, что пришлось пережить японским солдатам. Об этом сегодня мы сможем узнать только от дезертиров. Концовка тут очень мощная. Аж за душу берет. Несмотря на то, что японцы играли отрицательную роль во Второй мировой войне, тут они показаны людьми уже побежденными, понимающими, что все силы они могут бросить только на спасение своей родины. Кен Ватанабе передал зрителю всю эту любовь на все 100%.У Ватанабе действительно очень трудный образ. Ему нужно играть на двух языках. Английского тут чуть-чуть, но сейчас мало актеров, способных это сделать. Браво Клинту Иствуду за то, что он не только помнит, но чувствует историю. Для меня смотреть его фильмы - искреннее удовольствие! 10 из 10

MaksFearless
MaksFearless10 ноября 2008 в 17:57
Красное солнце. Черный песок.

«Ни один японский солдат не должен умереть, пока он не убьёт десять врагов… Пусть каждый считает вверенную ему позицию своей могилой» Тадамити Курибаяси Книга «Флаги наших отцов» настолько заинтересовала Клинта Иствуда, что он решил перенести эту историю на большой экран. Во время предпродакшна он внимательно изучал сражение за остров Иводзима, и наткнулся на письма японского генерала Тадамити Курибаяси, который руководил обороной острова. Письма представляли собой тонкую брошюру, и далеко не все были связаны с событиями на острове. Тем не менее Иствуд решил разбить один фильм на два. Хотя оба и посвящены одному и тому же событию, но это совершенно разные истории, которые показывают сражение за остров с двух противоположных сторон. В «Письмах с Иводзимы» история ведется от лица японцев. Идею охотно поддержал Стивен Спилберг, который выступил исполнительными продюсером фильма. Так как теперь фильмов было два, то бюджет было решено разделить. Из $70 млн. «Письмам...» достались всего $15 млн., что является совсем крохотной суммой по голливудским меркам и снять при ней даже несколько масштабных экшен-сцен просто невозможно. Но Иствуду было достаточно и малого, чтобы поставить высокохудожественное кино. Бюджет не позволял снимать много экшена, и режиссер решил сделать уклон на драму. В центре сюжета японский генерал Тадамити Курибаяси, которому поручили вести оборону острова от вторжения американской армии. Защищать этот крохотный клочок земли именуемый островом Иводзима было весьма абсурдной идеей, т.к. американцы значительно превосходили противника (110 000 морских пехотинцев на 880 кораблях против 22000 японцев) и активно вели обстрел не только с корабельных орудий, но и с воздуха. Перед высадкой на берег, Иводзиму обстреливали так, что она погрузилась в туман от дыма. Но остров было не так просто взять, т.к. японский генерал избрал затяжную «окопную войну». Разница как раз в том, что японцы отправлялись на остров зная, что они не вернутся домой и готовы были умереть за Иводзиму, а для американцев взятие острова было лишь очередной военной операцией. Идея была успешно адаптирована под кино, но нужен был еще и хороший сюжет, который будет являться фундаментом фильма. Для этого к проекту привлекли американо-японскую писательницу Айрис Ямаситу, которая написала сценарий к фильму, который получил первоначальное название «Красное солнце. Черный песок». В центре истории японский генерал Курибаяси и его подчиненные. Главный смысл фильма — погрузить зрителя в быт японских солдат: какие мысли их посещают, что они думают о защите острова, готовы ли они действительно умереть за Иводзиму. В фильме как раз всё это отчетливо присутствует, а в диалогах между японцами чувствуется именно их дух и культура. В сюжете уделили место и тому факту, что Курибаяси жил и учился в Гарвардском университете, и затем служил в США, а так же был партнером в отношениях двух стран. Но теперь ему пришлось сражаться против американцев и в одном из писем он писал (что было показано и в кино): «Жаль заканчивать жизнь здесь, сражаясь с Соединенными Штатами Америки...». В фильме подчиненные ему не охотно и доверяют, полагая, что он по старой дружбе скорее сдастся американцем, но генерал был не настолько легкомысленным, как это могло показаться остальным. Курибаяси хоть и сожалел сражении, но он положил на алтарь свободы своей страны всё что у него есть и себя в том числе. Режиссерская работа Иствуда заслуживает восхищения и даже аплодисментов. «Письма с Иводзимы» — это уникальный высокохудожественный слепок событий на острове в который аккуратно вклеены еще и отдельные истории. Такое ощущение, что фильм снимал японский режиссер, но никак не американец. Наверное в этом и есть заслуга Иствуда — создать кино без лишнего пафоса и намека в сторону американской киноидустрии. К весомому и значительному плюсу можно отнести тот факт, что фильм снят с японскими актерами и на японском языке, и показан он был почти во всех странах то же на японском с субтитрами. Поэтому Клинт Иствуд показал себя еще и как мудрый человек возложивший на свои плечи большую ответственность. Хотя он признавался, что снимать на языке страны восходящего солнца было для невероятно сложно. Главный оператор Том Штерн придал изображению отличный стиль и практически обесцветил и утопил яркие цвета сделав палитру, которая четко передает атмосферу фильма и дает возможность погрузиться в это великолепное кино. Часть бюджета ушла на визуальный ряд оставшийся за DreamWorks, которая отрисовала многочисленные объекты на дальних планах и добавила компьютерных эффектов. Итог: Фильм по событиям на Иводзиме предполагал большой упор на экшен, но Иствуд в том числе и по вынужденным причинам развернул кино в другую сторону — создал военную драму. История рассказана трогательна с опорой на исторические факты и детали. «Письма с Иводзимы» заслуживают большого уважения.

Flashing-lights
Flashing-lights28 мая 2009 в 18:56
Страшная война чужими глазами.

Невозможно по достоинству оценить всю многогранность и антивоенную философию картины 'Письма с Иводзимы', не посмотрев первую 'американскую' часть дилогии Клинта Иствуда 'Флаги наших отцов'. Две абсолютно разные и, в то же время, похожие по идейному содержанию картины, два совершенно разных взгляда противоположных друг другу культур на одно и то же историческое событие, которое во многом перевернуло ход Второй Мировой Войны и отпечаталось как на страницах книг, так и в сердцах людей. Мы видим взятие острова Иводзима и глазами американцев, и японцев, осознавая весь ужас и полное бессмыслие всего происходящего. Клинт Иствуд, пытаясь донести до зрителя очередную антивоенную истину, объединил два фильма в одно целое, и на выходе мы получили крайне глубокомысленный кинопродукт, удивляющий особым оригинальным подходом и своей уникальностью. Иводзима, как важный стратегический объект. А зачем, собственно, так сильно американцам понадобился этот маленький выжженый остров, за который шли напряженные бои более, чем месяц, и на котором американская сторона похоронила тысячи солдат и тонны техники? Все мы прекрасно помним, как тяжело пришлось авиаторам из 'Перл-Харбора', которые вынуждены были взлетать с борта корабля, потому что у США в Тихом Океане не было своих баз для заправки самолетов. И именно остров Иводзима должен был стать основной авиабазой американцев и, собственно, переломным моментом в ходе войны. Злосчастный национальный флаг, установленный на горе Сурибати, который в дальнейшем поломал не одну судьбу в фильме 'Флаги наших отцов', послужил своего рода надеждой на победу над Японской империей. 'Правильнее было бы сразу утопить этот остров на дне океана.' Война исполнителей и неизвестных героев. На войне сражаются не президенты, не вожди, и не императоры. За Родину погибают молодые ребята, которых дома ждут жены, дети и матери. И совершенно неважно за какую страну ты воюешь, ведь у твоего врага, так же как и у тебя, есть семья, и его мать пишет такие же письма с просьбами вернуться домой целым и невредимым. На войне погибают солдаты-исполнители, выполняющие чужие приказы свыше, даже, если это приказ стоять до последнего и умереть с честью. Война высокостоящих политиков и военачальников - это, в первую очередь, слезы народа, как американского, так и японского, потерявшего своих сыновей. В 'Письмах с Иводзимы' мы лицезреем непривычную для Голливуда историю о том, как сражались японские солдаты, отстаивая свою священную землю. 'Пусть каждый считает вверенную ему позицию своей могилой.' Параллели между 'Флагами...' и 'Письмами...'. Режиссер не зря наделяет оба фильма одними и теми же кадрами, тем самым гиперболизируя ужас происходящего для обоих народов. Групповое самоубийство японских солдат из первой картины находит свое объяснение во второй. Картины неотъемлемы друг от друга, ведь Клинт Иствуд раскрывает нам мотивацию и отчаяние героев, показывает нам подвиг обоих стран, оголяя как патриотизм, так и жестокость. Мы видим и американских неизвестных героев, и японских. Мы видим, как собираются деньги на войну и в США, и в Японии. И, наконец, в обоих фильмах мы видим слезы, слезы и, еще раз, слезы. Здесь нет свойственного для Голливуда ложного пафоса и громких речей. Здесь есть только реальная боль и страдания. 'Поступай правильно, потому что это правильно. Целую, мама.' Конечно, можно найти множество недочетов, если по полочкам раскладывать каждый фильм по отдельности, но в комплексе антивоенный лозунг Иствуда заслуживает только наивысшего балла.

sergey sin
sergey sin22 июня 2010 в 06:31
«Еще один мирный день для наших детей стоит того, чтобы защищать этот остров»

Умница Иствуд вновь снял очень достойную картину – умную, философскую, трагичную… Да, любители взрывов и пулеметных очередей останутся разочарованы – этого в «Письмах» практически нет. Война здесь не цель, а лишь средство, средство донесения простых, но важных истин. Действие по большей части развивается не на полях сражений, оно происходит в головах солдат, в их мыслях. Эта картина представляет собой совершенно нетипичный для Голливуда взгляд на битву при Иводзиме. Наконец-то зритель может увидеть события 2-й Мировой войны с другой стороны – глазами обычных японских солдат, каждый из которых, в первую очередь, мечтает лишь вернуться домой к своим семьям, а не убивать американцев, но при этом готов выполнить долг перед своей страной и сохранить свою честь, сражаясь до последней капли крови. Режиссеру удалось показать, что война не делится поровну на черное и белое, а противоборствующие стороны на «хороших» и «плохих». В каждом человеке есть что-то доброе, каждый может любить, может быть верным товарищем и может понимать и уважать своего врага. Война уносит множество человеческих жизней, а те ее участники, которым удастся выжить, навсегда запомнят ее ужасы, и будут презирать ее бессмысленность. Оказавшиеся врагами американцы и японцы, в своем подавляющем большинстве, не бессердечные машины-убийцы, они простые люди, которые еще вчера вели обычную мирную жизнь, работали булочниками, учителями, врачами, растили детей, любили своих жен. Но сейчас у них в руках оружие, и оно должно стрелять… «Письма с Иводзимы» - не совсем военная драма в полном понимании этого термина, это скорее драма социально-философская, неспешная, тягучая, с небольшим количеством действия, но дающая зрителю прекрасную возможность о многом задуматься и многое понять. Очень радует К. Иствуд, который, за какую бы тему ни взялся, прекрасно с ней справляется. В наше время, время коммерциализации кинематографа, он продолжает снимать фильмы не для проката и не зрелища ради, но для ценителей настоящего качественного и вдумчивого кино. Огромное ему за это спасибо. 8 из 10

Andrei_Kupyra
Andrei_Kupyra28 декабря 2009 в 08:32

Этот фильм стал вторым в неназванной дилогии 'Битва за Иводзиму', в которую входит фильм 'Флаги наших отцов', и являет собой представление взглядов и отношения японской стороны на это сражение. К тому же сам по себе фильм заметно дополняет первую картину по впечатлениям, создавая цельный образ произошедших событий. Хотя фильм снимался практически в одно и тоже время, что и первый, и в тех же местах (съемочные группы нередко встречались), задействованы в фильмах разные актеры. Несмотря на то, что США назвала победу в этой битве триумфальной, с их стороны было осуществлено больше потерь, чем с японской стороны, при значительно большем количестве наступающего состава. Поэтому фактически победу не одержала ни одна из сторон, ощутив на себе всю полноту трагедии этого сражения. Эта кинолента Клинта Иствуда снималась в самые сжатые сроки, ибо получила зеленый свет на производство в середине создания первой картины, и при заметно ограниченном бюджете. Да и отличается от 'Флагов...' она сильно в выгодном свете. Картина имеет большой эмоциональный и чувственный уровень, заставляя сопереживать больше японцам, которые однако выступали на стороне врага во Второй мировой войне. И располагает к этому их менталитет. Именно их воспитание, выдержка, отношение к себе/к окружающему/к миру, взгляд на вещи под совсем другим углом, помогли им противостоять американским силам в этой битве. Как высказался режиссер во время создания картины, менталитет японского народа просто поражает, американцы бы так не смогли. Фильм получился впечатляющим и трогательным, заметно интереснее предшественника и больше способствующий появлению положительных эмоций от просмотра. Этому способствует как фильм в целом, так и отдельно взятые элементы. Музыка составляет прекрасное сопровождение к картине, придавая ей особый оттенок грусти и печали. За актерскую игру хотелось бы выделить Кена Ватанабе, который замечательно исполнил свою роль и идеально передал образ командующего обороной острова Иводзима - Тадамити Курибаяси. Фильм оставляет о себе хорошее впечатление, представляясь не просто хорошим способом времяпрепровождения, но и тем, на чем с удовольствием можно поразмыслить. Ну а для Клинта Иствуда картина стала поводом прибавления поклонников его мастерства. 8 из 10

Ян Окалита
Ян Окалита3 сентября 2012 в 14:43
Несумасшедшие записки

Такие эпические картины, как «Письма с Иводзимы» нужно смотреть на большом экране и с очень мощным звуком. У меня на трудовом местечке и экран велик, и колонки мощные. Но вот только неясностей и сомнений сей фильм вызвал у меня и моего коллеги столько, что на качество просмотра мы просто махнули рукой. Конечно, как ярому патриоту, Клинту Иствуду не хотелось обличать грешки родной Америки. А вот выставить своего соперника откровенно слабым и тактически безграмотным – это да. И еще со слезами на глазах. Однако делать из смиренных и вдумчивых японцев настоящих психов, которые при малейшем поражении хватаются за нож и засаживают его себе в чрево – это уж слишком. Может быть, я и не разбираюсь в тонкостях ведения военных сражений, но вряд ли генерал, прошедший, за свою долгую и славную карьеру, сквозь огонь и медные трубы, смог бы лихо подорвать себя на гранате. Не правда ли, смешно и грустно? Да и грустно от того, что мистер Иствуд все-таки перегнул палку. Это, примерно, как и у нашего Михалкова с УС-2. Технически блокбастер поставлен мощно, а вот с сюжетом слабиночка получилась. Ну да ладно. Со счетов и того, и другого мэтров списывать не стоит. А вот Иствуд молодец, конечно же, в том, что сумел посмотреть на исторические вехи своей страны глазами врага. Пусть с долей сарказма и черного подкусного юмора. Пусть. Но посмотреть… не отвернуться. А так поступить не каждый может. Да из самих американцев он не делает героев. Даже наоборот. Он заставляет их раскаяться в собственных поступках прошлого. Прочитать письма того, кто уважал Америку, искренне любил родную Японию. Того, кто не хотел этой войны. Просто он ее… предвидел! 5 из 10