Это очередной фильм про школу и школьную атмосферу, который я просматриваю в рамках своего тематического 'фестиваля фильмов воспитания'. Все персонажи драмы здесь налицо (герой, злодей, директор как высшая и нейтральная сила, жена директора, с которой о ведет откровенный разговоры, которые помогают нам проникнуть в его суть, и масса второстепенных персонажей). Главный герой сочетает в себе черты Оливера Твиста и Тома Сойера по своей находчивости и жизнеспособности. Мальчик исключительно приятной наружности. Фильм хороший, викторианский, пейзажи отменные, костюмы тоже! Скажу только личные критические замечания. Фильм снят так, как можно снимать Диккенса, при этом сюжет гораздо проще. Что бросается в глаза - это часто так бывает в таких фильмах - главный злодей гораздо старше своего возраста выглядит. Это уже студент последних курсов университета, хотя я не знаю, до скольких лет в викторианской Англии учились в таких школах. Ну, возможно он постарел из-за пороков. Второе (и так всегда в таком кино) - лупят героев так, что они могут месяц не вставать после ударов кастетом, ан нет - через час весел, ласков и только что с легким фингалом, он появляется как ни в чем ни бывало на экране. То есть, жестокие сцены всегда очень условны. Это даже смешно часто бывает. Третье - конечно, фигура Стивена Фрая. Тут есть большая опасность в этой роли с рамками, - потому что глядя на эту фигуру гуманиста, невольно ты ожидаешь от него нечто большего, чем поведение довольно тугокожего демократического директора. Потом имеется ряд сцен, в которых директор, казалось бы, должен бежать на спасение - но он не спешит и медлит. Это роль директоров в таком жанре вообще, - они как бы не должны эмоционально реагировать на действия подопечных. И даже во взаимодействии Дамблдор - Гарри Поттер, первый тоже воспитывает его на его личном опыте и солому ни в коем случае не подстилает. Однако в связи с личностью Фрая, кажется что он должен обладать гораздо большей проницательностью по поводу происходящего. Конечно, многие эпизоды сакраментальны, и недаром проявляется чтение Диккенса в конце - фильм на самом деле отсылка к Диккенсу. Но вот так ли это нужно на самом деле для кино ? Мне кажется, это немного портит дело, так как все равно сравнения эта добротная картина не выдержит с Диккенсом никакого.
Конечно же, это фраза из другого фильма, но по смыслу вполне подходит, как мне кажется. Серьезное кино. Тематика затронута глобальная. Лично у меня моментально возникают ассоциации с нынешними 'порядками' в РА. Другая страна, другая эпоха, а... Неплохо, согласитесь: годы, да что годы - века - идут, а ничего не меняется. Миром как правили деньги и тупая грубая сила, так всё и осталось, и, думается, шансов на изменение ситуации нет никаких. Справедливы, логичны, но безумно наивны слова экс-лидера школьного корпуса о том, что изменить порядок в школе можно лишь одним способом: нужно, чтобы вновь пришедшее пополнение, испытав на себе все 'тяготы и лишения' (цитата из действующего Устава ВС РФ) существующих 'порядков', не озлобилось и не вымещало свою обиду и гнев на таких же, как они сами некогда, новичках. Нереально! Ибо для этого надо иметь не просто голову на плечах, но и потрясающую силу воли. Таких, увы, единицы. И противостоять толпе они не в силах. Объективно. Особенно, когда существующая система поддерживается (если не прямо, то косвенно - в силу нежелания вмешиваться) 'сверху'. И в фильме этот аспект тоже отражен в полной мере. Лично я не увидел в картине ни одного положительного персонажа. Даже Том Браун - главный герой - такой же сторонник существующих 'порядков', как и все. Его конфликт с Флэшманом обусловлен не идейным противостоянием, а элементарной разницей статусов. Один из них просто оказался тут чуть раньше, другой - чуть позже. Браун защищает новичка потому, что его 'попросил' об этом Директор. Тонкий психологический ход одного и тщеславие другого: это ведь неплохой способ доказать всем в очередной раз свою силу и значимость: я сам решаю, кому жить, кому - нет. Сегодня ты мой друг, и тебя никто не тронет, но боже упаси тебя со мной поссориться, ибо с этого момента 'никто не даст за Вашу жизнь ломанного гроша'. Что и говорить, фильм наводит на размышления, но они не новы. Картина сделана очень качественно. Костюмы, актеры, постановка - замечаний по большому счету нет. И это позволяет полностью сосредоточиться на сюжете и тех идеях, которые хотели донести до зрителей создатели фильма. Что ж, достойная работа заслуживает достойной оценки. Браво.
Фабула этого фильма, равно как и фабула ставшего его литературной основой романа Томаса Хьюза, в полной мере передают слова отца главного героя – Тома Брауна, которыми он провожал своего сына в привилегированную школу Рагби: 'Если встретишься с проявлениями жестокости и подлости, не бойся! Учись у сильного, защищай слабого, давай отпор хулиганам и мерзавцам, и тогда ты станешь человеком чести'. На сундуке с вещами Тома, рядом с выгравированным на нём именем владельца было добавлено: эсквайр. А значит, для него понятия джентльмен и слово джентльмена были не пустым словом. Как выяснилось, Том оказался не единственным новичком школы. Возглавивший заведение Доктор Томас Арнольд, тоже едва приступил к своим обязанностям. Им обоим пришлось выступить против косных традиций, когда младшие школьники становились рабами старшеклассников, превращаясь в прислугу, мальчиков для битья, погоняемых палками и подвергающихся жестоким расправам со стороны своих «хозяев». И, если Доктор Арнольд пытался изменить правила игры сверху, то Том оказался тем очагом восстания, которое должно было, эх нет – стремилось, разрушить эту систему снизу. Этот (режет глаз) ослепительный миловидный блондин восстал против засилья всесильного пятиклассника Флэшмэна, став объектом нескончаемых интриг и издевательств со стороны последнего. Слова Доктора Арнольда, сказанные на собрании школы придавали юному Тому стойкости в его борьбе с Флэшменом. В свою очередь, мужество Тома, не жалеющего себя и стойко переносящего все жестокости противника требовали от директора жестких и решительных мер. Но отношения учитель – ученик, сопряжённые с неминуемым применением обычных для старой Англии телесных наказаний, вызывали у главных героев картины взаимное недоверие. Голова Тома думала, что директор искренен в своих намерениях изменить школьные порядки к лучшему, но исполосованный розгами зад мальчишки красноречиво заявлял, что Доктор Арнольд трепло и поборник традиционных методов воспитания. Преодолеть отчуждение помог счастливый (несчастный) случай, когда Доктору Арнольду представилась неожиданная возможность делом подтвердить своё заверение относиться к слову мальчика, как к слову Мужчины. Невозможный для учителя джентльменский поступок директора доказал Тому и всем другим ученикам его честность и серьёзность намерений. Но не только взаимное недоверие, но и сама система старых порядков пробовала взять этих двоих на излом. И если для директора Арнольда это была извечная проблема неконтролируемых детей богатых спонсоров школы, то для Тома разрушительными были сами школьные традиции, затягивавшие его в водоворот хулиганских утех. Появление болезненного вида новичка Джорджа Артура, вопреки своей слабости, обладавшего крепким характером и большой силой духа, поставило Тома перед необходимостью на деле выполнить напутствие своего батюшки: «Учись у сильного, защищай слабого…». Положенное в основу фильма произведение классика английской литературы, традиционный для английской классической литературы сюжет, вполне схематичный и прозрачный, но от того не менее гениальный в изящной простоте происходящего действия. Откуда эта приятность? Отчего это так увлекательно? Почему это интересно? Потому что – живо. Конечно же, воссозданная усилиями костюмеров и декораторов атмосфера старой Англии. Леса, лужайки, домики. Всё это радует глаз. Но разум питает то неописуемо живое действо, что составляет игра актёров в образах доставшихся им действующих лиц. Англичане поражают тщательностью подхода к подбору актёров. Их кастинг не просто успешен, он практически идеален. Они, распределяя роли, не просто выбирают того, кто в состоянии создать тот или иной образ. Они отбирают лучших из тех, кто может это сделать. Поэтому исполнители абсолютно «попадают в роль». И не забудем о традициях английской актёрской школы, когда мастерство актёров равновелико и не зависит от размера доставшейся ему роли. Играют все, играют всем. Поза, взгляд, «мина» на застывшем лице – всё говорит и рассказывает. О характере, о манерах, о человеке. Недоумение и растерянность учителя – ретрограда, испуганные лица забитых учеников, гнев, обида, ненависть и вера. Оказывается, об этом можно не читать горячечных монологов, не нужно яростных споров и словесных баталий. Всё складывается из поступков, из поведения, из того, как сказано, как посмотрено, что сделано. Гениальный Стивен Фрай в роли Доктора Арнольда – это бомба, сгусток эмоций и чувств, за которыми только и успевай следить. Вы знаете, что такое «говорящее лицо»? Это лицо Стивена Фрая. Вы можете слушать Стивена Фрая, но вы можете, одновременно, читать с его лица. Все чувства. Это невозможно постичь, но это надо видеть. Британский самородок. Человек-оркестр. Равновесие добра и зла обеспечивает Джо Битти. Зло должно быть сильным, враг -опасным. Не дурилкой картонной – хитрым, коварным, настоящим гадом, чтобы ни у кого из зрителей и в мыслях не возникло ощущения слабости или неустойчивости его позиций. Чтобы все понимали, что зло сильно и победить его можно только ценой пролитой крови. И кровь эту придётся пролить Тому Брауну. Свою кровь. Алекс Петтифер со своим делом справился. Первая роль на большом экране – просто на ура! Едва закончив сниматься в рекламных роликах, молодой человек замахнулся на английскую классику. И не промахнулся. Так и хочется воскликнуть: «Ай да Алекс, ай да сукин сын!». Невероятное спокойствие и раскованность, полное эмоциональное соответствие своему персонажу. Никакой натужности – всё происходит «естественным путём» - мальчик, такое ощущение, не задумывается над своими действиями, он чувствует и понимает ситуацию, заданную диспозицией сцены и следует за своим чувством. Что происходит внутри Петтифера – загадка, это его секрет, та непостижимая сакральная тайна творчества, превращающая действие в таинство. С таким началом (а мы не забудем и о великолепном продолжении в «Громобое») перед Алексом открываются самые далёкие горизонты, главное не продешевить в угоду конъюнктуре массового спроса. Впрочем, у Петтифера есть всё необходимое, чтобы объединить в себе высокий профессионализм актёра и любовь массового зрителя: подкреплённые модельной карьерой привлекательные внешние и физические кондиции, отменный талант и невероятное чутьё на настоящее искусство. А что кино? Великолепно поставленный роман воспитания, вызывающий искреннее участие к судьбам главных действующих лиц. И для Доктора Арнольда, и для Тома Брауна это время становления. Профессионального и личного. Всё в английских традициях. Открыто и без прикрас. Очень честное кино. О Человеке и Чести. 9 из 10
Вчера смотрела по культуре, понравилось. Все фильмы о 19 веке (Англии, Франции) обладают уникальной атмофсерой, располагающей к умиротворению и гармонии. К раздумьям. Прекрасный актерский состав. Молодые талантливые актеры сыгравшие Флэшмана (Джо Битти) и Тома Брауна (Алекс Петтифер) - сулят хорошей актерской карьерой. Особенно интересно было окунуться в атмосферу школы для мальчиков, так как обычно, нам рассказывают о сложных судьбах молодых дам. А тут - джентельмены... или те, кто ими никогда не станет.
Пожалуй, этот фильм лучший из всех, что мне пришлось увидеть. Добрый, искренний, насыщенный. Талантливые актеры и красивый пейзаж. Умные монологи и хорошее настроение. Жестокость против доброты, любовь против насилия, порядочность и мужество против лжи и трусости. Вот краткий перечень тех проблем, который попытался решить (по крайней мере осветить) Дэйв Мур. Ну что сказать... Ему это удалось. Фильм уже после 30 минут стал любимым. Никому из режиссеров не удавалось так ясно показать нам 'добро'. Это действительно сложно. Этот фильм нужно показывать всем школьникам, дабы наставить на 'путь истинный', не дать трусости и жестокости поглотить все то хорошее, что заложено в нас природой. Фильм своим сюжетом немного напоминает выпущенный годом раньше фильм 'Хористы', где наблюдается подобная ситуация. Но линия событий немного другая и более ясная и четкая. В общем, фильм очень положительный, я очень люблю такое хорошее и доброе кино и прошу Вас также полюбить. Моя оценка - 'Великолепно'. Лучшее кино за последние 5 лет. 10 из 10
Чудесный фильм. Так передана атмосфера предвикторианской Англии. Каждая мелочь в фильме дышит эпохой. Стивен Фрай в роли Томаса Арнольда великолепен, так же замечателен Алекс Петтифер в роли Тома Брауна. Изумительно и печально окончание фильма. И еще одна сцена запомнилась, это сцена связанная с домашним заданием, наказанием мальчика, и последующим извинением доктора Арнольда. Фильм просто превосходен.
В очередной раз благодаря Кинопоиску наткнулась на довольно интересный фильм. 'Школьные годы Тома Брауна' - это кино о школе-пансионе для мальчиков середины ХIX века. Чем-то данный фильм напомнил мне прочитанную прошлым летом книгу Дж. ван де Рюита 'Малек'. Вот только там все выходки ребят были веселыми, да и издевательств почти нет, разве что извечное прислуживание младших старшим. А вот кино Дэйва Мура раскрывает все 'прелести' английской системы образования того времени. Богатые юнцы творят, что хотят: пьют спиртное, палят из ружий, играют в азартные игры, бьют и издеваются над слабыми, гуляют с женщинами. Всему этому решил положить конец новый директор - доктор Арнолд. Под его руководством школа должна стать источником христианского света любви. Но станет ли? Стивен Фрай отлично выглядит в этой роли. Его принципиальный, но все же не до конца понимающий принцип искоренения жестокости только любовью, директор Арнолд изначально внушает доверие. Но звезда фильма - это совсем юный Алекс Петтифер, исполнивший роль самого Тома Брауна. Браво молодому актеру! Столько эмоций, действия и в то же время постоянное сохранение неоднозначности ответа на вопрос, кто же все-таки сам Том: задира, подобный мерзавцу Флешмену, или отважный Робин Гуд, защищающий слабых? Понравился и Гарри Смит в роли Джорджа Артура - болезненного, но глубоко чувствующего жизнь мальчика. Чем-то он мне напомнил Геккона из 'Малька'. Единственный минус - фильм закончился на очень печальной ноте и показался каким-то обрубленным из-за такого финала. В целом кино полезно для просмотра вместе с детьми. Особенно если речь идет о мальчиках. Он показывает жестокость во всей ее уродливости, но не настолько, чтобы хотелось отвернуться от экрана. Это поучительная и интересная история. Обязательно прочту одноименный роман Томаса Хьюза.
Что может быть лучше британского кино? Правильно, кино, которое переносит нас в XIX век, рассказывая историю, основанную на реальных событиях. С самых первых кадров атмосфера прошлого окутывает зрителя так, что невозможно не поддаться очарованию и элегантности той эпохи и британского кинематографа в целом. Уж они-то знают толк в исторических драмах. Сюжет развивается неторопливо, но не дает зрителю заскучать перед экраном. За основу фильма взят роман Томаса Хьюза, в котором он рассказал о системе образования в Британии 30-ых годов XIX века. Главный герой Том Браун отправляется в школу для мальчиков с напутствиями отца о том, как надо жить по чести: 'Если встретишься с проявлениями жестокости и подлости - не бойся! Учись у сильного, защищай слабого, давай отпор хулиганам и мерзавцам, и тогда ты станешь человеком чести...' И мораль этого напутствия будет сопровождать нас на протяжении всего фильма. Но мне бы хотелось выделить все-таки нового директора этой школы Томаса Арнольда. Именно он увидел потенциал новичка и не дал ему свернуть с правильного пути. Стивен Фрай просто великолепен в этой роли. Он создал образ доброго человека, но имеющего авторитет. Для Алекса Петтифера, из-за которого я и начал смотреть фильм, эта роль стала дебютом в кино. Стоит отдать ему должное. Для новичка он блестяще справился. Я даже скажу больше. Это лучшая его роль на данный момент из того, что я видел. В общем, хорошая британская драма с моралью и антуражем XIX века. Фильм пропитан добротой и изяществом, что приносит дополнительное эстетическое удовольствие от просмотра. Но не ждите слишком многого. Все-таки он изначально готовился не для проката, а для телевизионного показа. Мне понравилось. 8 из 10
Экранизация одноименного романа Томаса Хьюза повествует про жизнь молодого человека, попавшего в известную привилегированную школу Регби и пытающегося изменить её нравы изнутри. Основная же его нравственная позиция сформулирована его отцом в момент прощания перед школой :«Если встретишься с проявлениями жестокости и подлости, не бойся! Учись у сильного, защищай слабого, давай отпор хулиганам и мерзавцам, и тогда ты станешь человеком чести». А в частной английской школе всегда процветала дедовщина и неуважение младших школьников со стороны всех вокруг. Вместе с Брауном ситуацию пытается изменить и только что назначенный директор школы доктор Томас Арнольд (Стивен Фрай). Этим двоим придется пройти путь от ненависти и борьбы до плодотворного сотрудничества на благо школы и своих ближних. Фильм снят в классической английской традиции, идущей еще от Диккенса неторопливый рассказ про жизнь, не без морали, но все таки увлекательно, хотя я не любитель подобного жанра. В то же время у фильма есть несколько безусловных достоинств: Удачный кастинг актеров, такое впечатление, что на каждую роль поставили наиболее подходящего актера, существующего в современном английском кино. Может быть не хватает Рикмана, но даже это не факт. Стивен Фрай, национальное достояние Англии, ради нескольких эпизодов с Фраем стоит смотреть даже самые неудачные британские фильмыю Здесь же Фраю есть где разойтись, он чуть ли не главный герой фильма… От этого кино не следует ждать каких-то открытий, все же фильм снят для телевидения… В общем, будет лишний вечер, рекомендую посмотреть, не разочаруетесь!