В фильме прекрасно передано неповторимое очарование города, который и является центральным персонажем картины. Он как будто воскрес из-под слоя пепла, улицы города снова наполнились людьми, словно они совсем недавно были покинуты его обитателями – с разными судьбами, радостями и печалями, которые жили здесь чуть менее двух тысяч лет назад. За судьбу их искренне переживаешь, хотя знаешь наперёд, что это последний день для обитателей Помпеев. В ленте раскрыта трагическая судьба не только этого города, но и соседних Геркуланума и Стабии, разделивших подобную участь. Небольшой городок Помпеи, находящийся у подножия вулкана Везувий, пользовался большой славой у богатых римлян, куда те приезжали развлечься и отдохнуть от оглушающей суеты огромного шумного Рима. Картина представляет нам жизнь обитателей Помпеи в самый страшный и последний час их жизни. Лично я при её просмотре ощутил на себе ужас и безысходное отчаяние жителей этого небольшого городка, испытанные ими в тот роковой день 24 августа 79 года... Посещение Помпеев всегда оставляло неизгладимое впечатление в душе каждого, кто там побывал. Но далеко не каждый мог сделать свои впечатления достоянием тех, кто никогда там не был. Это вполне удалось авторам данной картины, давшей возможность не только окунуться в быт этого удивительного древнего города, но и провести вместе с его жителями самые страшные для них часы, оставшись при этом живым и невредимым. Впрочем, отмечу, что фильм не обошёлся без недочётов. В первую очередь это касается числа жертв, поглощённых под лавой и пемзой вулкана Везувий. Исследователи обычно сходятся на цифре в 10 % от общего числа жителей Помпеев – т.е. 2 тысячи человек (в фильме фигурирует число в 5 тысяч). По свидетельству чудом оставшегося в живых писателя Гая Плиния Младшего (которому на тот момент исполнилось 18 лет), подробно описавшего в своих воспоминаниях события того рокового дня, первые признаки извержения Везувия начались не в час дня (как утверждается в фильме), а намного раньше – в семь утра. Это подтверждается и многочисленными археологическими раскопками (жрецов храма Исиды, находящегося у самого подножия вулкана, смерть застигла в момент утренней молитвы, а многие жители Помпеев ещё только приступили к утренней трапезе). Дядя Плиний Старший, известный нам сегодня в первую очередь как автор многотомной «Естественной истории», погиб не на побережье Неаполитанского залива, а на корме корабля, в тот момент, когда облако газа догнало устремляющуюся на юг эскадру со спасёнными из прибрежных городов жителями. И последнее уточнение. Первое сильное землетрясение произошло ещё за 17 лет до трагедии – 5 сентября 62 года. Подземные толчки, длившиеся целые сутки, разрушили многие дома Геркуланума и Помпеев, овечье стадо в 600 голов ушло под землю, а многие люди, как вспоминают очевидцы (в записи эпиграммы Марциала) сошли с ума. В последующие годы землетрясения продолжались с нарастающей частотой. Так что выходки Везувия в тот последний роковой день на закате лета 79 года не стал для жителей Неаполитанского залива неожиданностью (как утверждается в фильме), может поэтому многие из них не устремились сразу же покидать свои дома. Несмотря на утверждение в фильме, извержения вулкана Везувий повторялись неоднократно и в последующие годы после уничтожения Помпеев и Геркуланума. Говорят, что во время извержений 472 и 1906 годов пепел падал даже в Константинополе, а потоки лавы извержения 1872 года и вовсе были самыми стремительными в истории этого вулкана. Несмотря на некоторые исторические неточности, картина в целом свою заслугу выполнила. Масштаб катастрофы и бедствия переданы великолепно. После её просмотра остаётся ощущение, будто ты сам там побывал и на себе прочувствовал всю глубину трагедии. А если вас эта картина не впечатлила – не упустите взглянуть на фотографии тел помпеян. Во время раскопок образовавшиеся в результате гниения тел пустоты заливали гипсом. Эти слепки детально воссоздают фигуры умерших, вплоть до мельчайших выражений лица – все они исполнены мучительными страданиями. Кого заинтересовала подобная тема, посоветовал бы прочесть детективный роман современного автора Харриса Роберта («Помпеи»), а также приключенческий роман выдающегося английского писателя XIX века Эдварда Бульвер-Литтона («Последние дни Помпеи»). Последний неоднократно экранизировался (впервые - в 1913 году, а также сериал 1984 г. но, пожалуй, самая удачная кинолента – 1959 года). Из детальных описаний того трагического дня несомненный интерес представляют Письма к Тациту Плиния Младшего, где тот вспоминает об извержении Везувия, а также труды М. Е. Сергеенко («Помпеи»), Е. Н. Грицак («Помпеи и Геркуланум»), В. И. Кривченко («Помпеи. Геркуланум. Стабии») и др. Историю археологического открытия и восстановления Помпеев изучали Джованни Казелли («Тайны истории Помпеи. Раскопки исчезнувшего города»), Т. Азаркович («Помпеи. Сгинувший город»). Ну и, конечно, мало кто не знает известной одноимённой картины русского художника Карла Брюллова, вдохновившей, кстати, Бульвер-Литтона на написание своего романа. 9 из 10
Вы решили посмотреть этот фильм. И вы сделали правильный выбор. Интересные и увлекательные факты, прекрасное описание хода событий, без пафоса и непоняток, только настоящая история, такая, которой мы все её видим - это всё характеристика фильма. Если вы также любите смотреть документальные фильмы, то не удивитесь - BBC, как, впрочем, и всегда, постарались отлично. И зная, что всё уже давно в прошлом, что ничего не вернуть, я сидела и переживала за людей, которые оказывались заточенными в собственном плену. Рассказ стал легендой. И этот день вспоминают со страхом. Ведь это - Последний День Помпеи. Смотрите, затаив дыхание, и вы не пожалеете! Моя оценка: 10 из 10
«Последний день Помпеи» – это фильм, который очень хотелось посмотреть, потому что я много читала именно об этом событии, о том, как происходило извержение и как погибали жители города. Вообще эти древние времена всегда притягивают взгляд. С первых кадров фильм покорил интересным взглядом на, как ни странно, политику Рима в отношении варваров, и на нравственные гуманистические аспекты жизни. Любовь гладиатора и прекрасной девушки из богатой семьи очень органично вплелась в сюжет, как и конфликт её с богатым римским патрицием, оказывавшим ей знаки внимания и бывшим настоящим чудовищем. В каждом моменте фильма, словно, звучал приговор истории: гибель цивилизаций, даже самых сильных и прекрасных) неизбежна. Всё приходит в упадок, вечна лишь любовь. Образы актёров были очень реальны. Я не заметила ни одного неискреннего жеста, диалога, взгляда. Мне понравились сцены гладиаторских боёв. И, конечно же, сцены катастрофических разрушений, буйства стихии. Правда в реальности слой пепла после первого дыхания вулкана должен был убить город своим траурным и жарким покровом. А в фильме страдания героев продолжаются долгое время. Ну что же, это кино! Гибель города здесь стала знамением гибели Рима, гибели всего старого, отжившего. И всё-таки наивысший балл этот фильм, на мой взгляд, не заслуживает. Осталось ощущение незавершённости, какой-то неоправданности тайных надежд. Смерть прошлого наступила, но образа грядущего в фильме тоже нет. Что оставляет такой мрачный осадок в душе. 7 из 10