Очень умелую ретро-стилизацию снял многоопытный Станислав Говорухин в 2005 году. Тряхнул, так сказать, стариной и экранизировал прогремевший в пятидесятые годы прошлого века роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» - журнал «Новый мир» 8-10 за 1956 год. Даже в самом начале хрущевской оттепели эта книга наделала много шума и подверглась зубодробительной советской критике. Роман стал первой ласточкой, провозгласившей закат сталинской эпохи. В стабильные «нулевые» годы ХХI века Станислав Сергеевич сумел на успехе этой картины даже выиграть выборы по Университетскому округу города Москвы в депутаты Госдумы РФ у писателя-сатирика Виктора Шендеровича и продолжает состоять депутатом по сей день. Ну, хорошо, оставим в стороне политику. Производственный роман Дудинцева о конфликте талантливой личности, самородка-изобретателя Лопаткина и КОЛЛЕКТИВА, который состоит из карьеристов-бюрократов, важных персон военно-промышленного комплекса, явно выделялся из потока соцрелистической литературы того времени. Впервые, еще до Солженицына, писатель рассказал, что в тюрьму могли посадить по ложному доносу. Долгоживущий Станислав Говорухин наверняка прекрасно это помнил и, подождав с полвека, отреагировал. И фильм, надо сказать, получился своеобразный. Сценарий по мотивам романа написал Владимир Валуцкий. Отличный оператор Юрий Клименко и художник Валентин Гидуллянов запечатлели весьма добротно послевоенную натуру. Актеры на главные роли подобраны один к одному. Виктор Сухоруков, Светлана Ходченкова, Виктор Борцов, Алексей Петренко, Александр Розенбаум и сам Говорухин в роли министра. Вот только фамилия артиста, который сыграл главного героя – Дмитрия Лопаткина - даже в Википедию не попала. Такова се ла ви, как говорят французы. Восстановим справедливость. Изобретателя Дмитрия Лопаткина сыграл неизвестный мне актер из провинциального театра Михаил Елисеев. Очень подходящий типажно, он проводит свою роль сдержанно и неярко, что особенно заметно в сравнении с сочными, колоритными образами профессора Бусько (А. Петренко), генерала Дроздова (В. Сухоруков), его мамаши (Н. Березуцкая) и еще одного важного генерала от науки (А. Розенбаум). Да, в то время золотые погоны и мундиры носили начальники разных государственных ведомств. Вторую свою большую роль в кино исполнила открытая и благословленная Говорухиным Светлана Ходченкова. Она сумела на одних намеках и полутонах сыграть советскую интеллигентную женщину, которая по зову сердца уйдет из богатого дома, от постылого мужа к нищему гению- изобретателю. Само собой, соблюдены все приличия, никаких там откровенных сцен. «В СССР секса нет!». Робкий поцелуй в щечку, обращения друг к другу на Вы и по имени-отчеству – Дмитрий Алексеевич и Надежда Сергеевна. Это понятно, ведь герои школьные учителя. Оба бывшие преподаватели поселковой школы-десятилетки. Лопаткин – учитель физики, Дроздова - учительница английского языка – Our country is the Soviet Union! (в книге она преподавала географию). Говорухин после своего фильма «Благословите женщину» заявил, что возвращается к стилю советской мелодрамы. Колорит времени, конца сороковых годов, передан в фильме очень достоверно, поскольку режиссер сам хорошо помнит послевоенный образ жизни. Потрепанные полувоенные костюмы, тесный быт коммуналок, просторные квартиры начальства, шпиономания, хлебные карточки, денежная реформа 1948 года, автомобили «Победа» и «ЗИС-110», предстоящий юбилей «отца народов». Правильно, что эта ретро-драма снята на черно-белую пленку, хотя и использован современный, более динамичный монтаж. Откровенно говоря, я уже плохо помню сам роман Дудинцева о мытарствах изобретателя машины для центробежного литья двуслойных труб, но надо признать, если автор фильма верно следовал его канве, то финал меня просто обескуражил. Борьба научно-технических идей, усугубленная враждой из-за женщины, приведет нашего героя, сами понимаете, куда? Разумеется, в ГУЛАГ, в тот самый первый круг – в спец-тюрьму, в «шарашку»! И, черт побери! - только здесь изобретатель Лопаткин обретет душевный покой и возможность полноценно трудиться на благо Родины под присмотром эффективного менеджера тов. Абакумова. «Зеки рвутся в бой, готовы работать сутками» - как сладок уху государственника, гражданина и патриота Станислава Говорухина этот бескорыстный порыв инженеров-конструкторов секретного НИИ с зарешеченными окнами. Но вот этого в романе «Не хлебом единым» уж точно не было. Ну, отсидел бедняга Лопаткин полтора года в лагере из присужденных ему восьми лет за «разглашение» государственной тайны, справедливость восторжествовала, да и вышел он на свободу летом 1951 года, и роман заканчивался почти что хеппи-эндом.
Безуслоно меня перед просмотром подкупило имя режиссера. Как мне кажется в сегодняшнее наше время этот человек является гражданином свой страны, можно сказать партиотом, которому не безразличная судьба Родины. В своих интервью он местами бывает очень пафосен. Но ему можно - он многое сделала для кино и общества. Не сучился перед властью. Он один из первых проповедников и разочарованных в идеалах демократии, которую нам пихали в начале 90х. Результатом этого разочарования стала документальная трилогия «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция». Сегодня как не странно Говорухин снова находится в творческом поиске в попытке выразить своим мысли и стремления о проблемах нынешнего общества. Не стоит забывать что ему в этом году стукнуло 70 лет. В таком возрасте полагается сидеть и снимать средненькое кино не о чем. Что и делает Рязанов, Митта и Данелия. Объектом изучения Говорухиным в последних двух фильмов стал образ русской женщины. Предыдущий фильм 'Благословите женщину' меня совершенно не зацепил. Наверное не близок. Сюжет - судьба жены военного. Последний фильм (пусть и не новый) оказался в некоторым смысле ближе. Потому что про технаря Кстати по сюжет - История борьбы рядового советского гражданина бывшего военного по фамилии Лопаткина (этакого русского Кулибина - Ломоносова) с бюракратической совестской системой в попытке превращения в жизнь проекта нового способа изготовления труб. Время действия конец 40 прошлого века. Помогает ему в борьбе жена его главного врага - директора литейной завода Дроздова, а в последующем зам. министра литейной промышленности. Кажется сюжет банален и прост. Часто и очень часто его описывают и перемалывают. Но вот Режиссеру удалось внести новую лепту и это... Образ русской женщины верной спутницы и помошницы. Сразу не вольно провел параллель с американским кино. Если бы сюжет реализовали в голливуде. Нас ждал бы чистый и нереальный хэппи-энд. Без условно для экранизации выбран непростой роман. Не могу сказать на сколько он соответствует письменному источнику, но в фильме очень правильно показаны образы людей того времени. Образ главного героя показан супер положительным практически не порочным. Даже жену врага он обольстил не порочно. К фильму привлечены замечательные актеры (не звезды) - Сухоруков (директор литзавода), Петренко (сумашедший изобретатель 'того что не нужно советской промышленности'). В фильме конечно появились пусть и не на долго Розембаум прекрасно смотрел в роли генерала ракетных войск, Гришковец - не понятный для меня эпизодический персонаж, которого заявили как второстепенного героя (20 секунк слишком мало). Начинается фильм на фоне настоящей тундры по средне которой построен 'современный' завод. Место называет Музга. На фоне завода разгорает борьба прогресса со консерватизмом. Нашему Кулибину не везет его проекты рассматрвиают и откланяют на высоком научном уровне. Потом планов перемещается в Москву где происходят основные бои. В середине фильма создает ощущение что победа за Лопатниным. Но праздник оказался преждевременным и снова борьба. Параллельно складывает любовная линия указанной жены и нашего Кулибина. Все прилично до не приличия. Мы о так забыли. Такое было в совестком кино 60х годов. Что поражает в героине фильма - это ее честность. На вопрос мужа где бы (а ведь поздно пришла). Честно ответила у Лопаткина! Она почти не погрешима. В общем герои были определены- линия фронта проведена. В итоге нашего героя ждала лучшая судьба в советской системе того времени. Как мне кажется целью Говорухина показать через название фильма и сюжет стремление людей существовать не только по потребностям, а ради высших целей общества в котором живут. Особенно изюменкой фильма еще является черно-белая картинка. Это безусловно передает дух времени. Итог - Кто интересен объективный взгляд на соц реализм и судьбу 'Кулибина' в 40е годы прошлого века без восхваления и охаивания - советую.
Этот фильм - услужливая иллюстрация к тезису 'Сталин - успешный менеджер'. 'Зэки рвутся в бой, готовы работать сутками', 'мыслящий человек и в тюрьме свободен'... слова персонажей фильма, этих самых зэков. Ну в самом деле, чем быть недовольным - шарашка, не лесоповал, скажи спасибо, что жив, везде можно приносить пользу родине. И вообще, мы не продаёмся за чечевичную похлёбку. Герой фильма, физик вызван к начальнику лагеря, откровенно, нарочито показанному тупым хамом. Крупным планом лицо зэка. Объясните мне кто-нибудь, почему у него при этом виноватое выражение лица? Не измученное, не безразлично-равнодушное, не ненавидящее, не отрешённое, не замкнутое, например... Нет, именно ВИНОВАТОЕ. Перед кем виноват герой? Наверное, пред родиной за недостаточный энтузиазм в очень важной работе по заготовке древесины для народного хозяйства. У меня на столе недавно переизданный том В. Катаева с воспоминаниями о Бунине. Наш классик наведывался в Париж в перерывах между воспеваниями социалистического строительства. Он вальяжно сочувствует Бунину - променял самое дорогое - Родину и Революцию - на чечевичную похлёбку обманчивой свободы. А вот Катаев и, наверное, Говорухин знают, где истинная свобода.
Не хлебом единым жив человек Пожалуй, лучший фильм Станислава Говорухина. Сюжет фильма рассказывает нам об историческом периоде конца 40-х годов XX века (1947 год), послевоенный сталинский период. Бывший учитель, ныне изобретатель-самоучка полон энтузиазма и желания внести вклад в развитии технологий и внедрить свою машину по усовершенствованию работы сталелитейного комбината. Молодой изобретатель – Лопаткин отчаянно пытается противодействовать бюрократического аппарату и общей идеи консерватизма. Социализм – это время не для одиночек гениев, а скорее для чернорабочего коллектива. Система всегда устроена по принципу консерватизма, все новое отрицается и не принимается. Ни одни человек не способен бороться с системой, она переезжает его без особых усилий. Удивляет детальное внимание к деталям, это касается интерьера всех помещений, а также окружения (декораций). Замечательная актерская игра на достойном уровне. Одноимённый роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» лёг в основу сценария фильма. Историческая достоверность – это достаточно редкое явление в кинематографе этим и удивляет фильм «Не хлебом единым», так, например, отказ от карточной системы и введение новой банкноты в 1948 году. Концовка достаточно реалистическая. К сожаленью, так обычно случается.
Пожалуй, лучший фильм Станислава Говорухина (хотя фильм «Москва слезам не верит» тоже хорош), но к сожаленью, весьма недооценен. Сюжет фильма рассказывает нам об историческом периоде конца 40-х годов XX века (1947 год), послевоенный сталинский период. Бывший учитель, ныне изобретатель-самоучка полон энтузиазма и желания внести вклад в развитии технологий и внедрить свою машину по усовершенствованию работы сталелитейного комбината. Молодой изобретатель – Лопаткин отчаянно пытается противодействовать бюрократического аппарату и общей идеи консерватизма. Социализм – это время не для одиночек гениев, а скорее для чернорабочего коллектива. Система всегда устроена по принципу консерватизма, все новое отрицается и не принимается. Ни одни человек не способен бороться с системой, она переезжает его без особых усилий. Удивляет детальное внимание к деталям, это касается интерьера всех помещений, а также окружения (декораций). Замечательная актерская игра на достойном уровне. Одноимённый роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» лёг в основу сценария фильма. Историческая достоверность – это достаточно редкое явление в кинематографе этим и удивляет фильм «Не хлебом единым», так, например, отказ от карточной системы и введение новой банкноты в 1948 году. Концовка достаточно реалистическая. К сожаленью, так обычно случается.