Этот фильм - моя детская 'Ирония судьбы...' - без него не обходится ни один новый год. Милый, забавный, сказочный, красочный. Видимо, по прошествии лет он кажется чересчур наивным и нелепым, потому что с каждым годом всё сложнее найти эту прелестную сказку в тв-программе. А жаль... Но мое заключительное утро уходящего года начинается именно с просмотра этого фильма. 'Новогодние приключения Маши и Вити' - позитивная, добрая, праздничная картина, заслуживающая высокий балл и широкую аудиторию под Новый год (и не только)! P.S. Обожаю дикого кота Матвея!
Это потрясающая детская новогодняя сказка. Я помню, как меня мама забирала в детском саду с тихого часа, чтобы я посмотрела 'Новогодние приключения Маши и Вити'. Я очень любила этот фильм, и в конце концов, заставила дядю записать мне его на кассету. Когда это было сделано, я села и просмотрела его подряд 4 раза. Чем мне нравится эта сказка? Наверное тем, что это очень добрая сказка, про дружбу. Ну, и конечно, самое главное здесь - то, что добро всегда побеждает зло. Очень понравилась игра детей, особенно Натальи Симоновой. Это замечательная Маша, умная, смелая, добрая. По-моему, очень хорошо были подобраны образы яблони, печки, кота, бабы яги, лешего, кощея и старичка-боровичка. Вся эта атмосфера - темный лес, кочки, логово бабы Яги, вводят нас в незабываемый мир, от которого бегут мурашки по коже. Фильм для любого возраста. Понравится каждому. Я очень благодарна Г. Казанскому и И. Усову за потрясающую сказку для детей. 10 из 10
Начну издалека. Спустя несколько лет после выхода на экраны 'Новогодних приключений Маши и Вити' на виниловых пластинках вышел мюзикл 'Маша и Витя против 'Диких Гитар''. От оригинального фильма в нём остались только песни и Михаил Боярский в роли кота, в других ролях были совсем другие артисты. В частности, партию Кащея исполнял Александр Градский. Эту пластинку я слушал задолго до просмотра фильма. Сколько мне тогда было? Лет, наверное, восемь. Вы представляете Кащея в исполнении Градского? Я считал его скучным, занудным и абсолютно неинтересным взрослым исполнителем. А тут проникся. Это было потрясающе. Когда несколько лет спустя я посмотрел 'Новогодние приключения Маши и Вити', то дико разочаровался. Дело в том, что исполнение здесь на порядок ниже. А уж Кащей - на несколько порядков. Скажите, если играющего Кащея Николая Боярского дублирует другой артист (Виктор Кривонос), то почему тогда Кащей, исполняя свою песню, так безбожно фальшивит? Нельзя было для дубляжа найти артиста, умеющего петь? Кроме того, на дворе Новый год, а персонажи бродят явно по летнему лесу. Не логично. До безобразия раздражает машино платье с торчащими из-под него труселями. И главный вопрос к авторам: какого лешего взрослый и даже пожилой Дедушка Мороз отправляет воевать с Кащеем двух малолеток? ('Вы, наверное, пионеры?' - 'Нет ещё!') Кащей и не таких ломал, как мы помним из сказок, настоящих, бабушкиных, дошедших к нам из глубины веков, а не написанных авторами эпохи развитого социализма. Короче говоря, 4 из 10
Этой зимой у меня радость - мой трехлетний сын разделил со мной удовольствие от просмотра любимого с детства фильма. Мы вместе сидели, он держал меня за руку в 'страшных' местах, я боролась с комом в сердце от этой пронзительной, детской наивности и доброты. Ну и пусть взрослому глазу видны некоторые несовершенства, нет привычного требовательным киноманам экшена и драмы, 3D эффектов и прочей мишуры, прелесть этого фильма совсем в другом. И коль скоро, фильм предназначен детям, мне, как родителю очень приятно, что в нем нет жестокости, есть мораль и хорошие манеры. Мое мнение - советская киноклассика обязательна к просмотру для всех детишек. 10 из 10
Я очень рада, что в детстве ни разу не видела этот фильм целиком. А то ностальгия затуманила бы мне глаза. Не-ет, чтобы оценить всю отвязность и гениальную трэшовость этого фильма, нужно впервые его посмотреть во взрослом состоянии. Минимальнейший бюджет, глупый сюжет, крайне наплевательское отношение оператора к своим обязанностям, и не очень-то хорошая работа с детьми-актерами. Вроде бы, что хорошего? Ну, во-первых, образы Вити и Маши. Вместе они просто... две стороны человеческой личности. О, не смейтесь. Мальчишка - стопроцентный материалист, логик, разум, девочка - фантазерка, само милосердие, душа. Не раз Маша обращается к Вите за советом, но поступает все равно по-своему. И не потому, что совет глуп или сама она глупа, но 'Мы... должны помочь в дороге всем, кто ждет подмоги'. Обязательство, которым нельзя пренебречь. Витя сам по себе, со всеми его 'техническими' прибабахами и взрослыми речами - просто отпад. 'Видите ли, первоначальная цель нашей экспедиции - проникнуть в так называемое Кощеево царство'. А уж его рыцарство как душу греет. Неплох и ВИА 'Дикие гитары'. Не знаю, задумывалось ли это как сатира над 'антисоветской' рок-музыкой, но вышло живенько. Милашка Кособуцкая и голосистый Боярский с душой распевают о том что они 'стучат, бренчат и барабанят'. Вообще, 'силы зла' тут такие, по сути, невинные. Они ведь всего лишь хотели тоже устроить себе Новый год, затем и похитили Снегурочку. Которая, кстати, особой симпатии не вызывает, больно уныла для этой ленты. В общем, при определенном душевном настрое, фильм очень забавный. Один из моих любимых образчиков 'прелести идиотизма'.
Прочитала негативный отзыв и полезла слушать аудиоверсию спектакля. Боже мой! При первых звуках голоса Всеволода Абдулова я поняла, что знаю его текст наизусть, значит у меня тоже была такая пластинка! Но почему фильм я хорошо помню, даже ощущения свои - страшновато, но интересно, а про пластинку на 40 лет забыла? Да потому, что люблю докапываться до сути, а из мюзикла не понятно как попали дети в сказку, что там делает Белоснежка среди наших сказочных героев? У нас-то пушкинская спящая. И, действительно, зачем волшебник отправил за ней малолеток, когда у нее есть семь гномов и принц? А в телесверсии всё на местах - в сказку через ёлку, Снегурочка нужна детям для утренника, вот они и пошли. Так что переработанную автором версию для кино считаю более удачной. Пластинка же воспринималась как сборник песен из фильма. А что труселя видны - так нас тогда так одевали, что уж тут поделать, при нынешнем обилии трусов и не только, куда не кинь взгляд, такое ханжество не понятно, если это только не латентная склонность.
Я был маленьким, когда огромное государство СССР принялось на глазах разваливаться, поэтому я никак не могу помнить о том, что в преддверии нашего любимого праздника Нового Года советский кинематограф всегда пытался показать населению новое хорошее кино. И вот в 1975-ом году (насколько понимаю по летоисчислению фильм вышел в 75-ом переходящим уже в 76-ой) на экранах замерцали титровые надписи, где всем предлагали предаться просмотра экранизации по мотивам многих старых сказок 'Новогодние приключения Маши и Вити'. Ориентир на какую целевую аудиторию была рассчитана кинокартина сразу же понятен - это детишки, любящие и верящие в волшебство, чудеса, сказочных героев и злодеев, впитав это с молоком матери. Вряд ли в то время было много знающих людей, интересующихся кинематографом вплотную, как хобби, уверен, это было, но как кладезь информации - дело практически невозможное. Поэтому мало кому сказали что-то имена двух режиссёров фильма Геннадия Казанского и Игоря Усова. При всём уважении к последнему, то его послужной список не вдохновляет так, как у Геннадия Казанского. Этот человек подарил замечательные картины такие, как 'Человек-амфибия' и 'Старик Хоттабыч'. Нынешнее поколение и не слышало, возможно, о таковых, но в своё время Геннадий Казанский со своими фильмами переворачивал советский кинематограф, создавая настоящие шедевры, используя комбинированные съёмки, визуальное увеличение и натурные масштабные кадры. Геннадий Казанский был настоящим новатором в своё время и за это ему большой поклон. Но не всё, что мог предложить из своего арсенала Геннадий Казанский было использовано в 'Новогодних приключениях Маши и Вити'. Основная ставка была сделана на костюмированном балагане (в хорошем смысле этого слова!) и на обязательных тогда музыкально-вокальных вставках с хореографией и множеством конфетти, фильм вышел больше декоративным, созданным будто на театральных подмостках без красочных декораций, но не будем забывать год выпуска кинокартины! Плавная и бравурная сказка не могла не понравиться детишкам, а взрослым только и дай в предновогодние часы порадовать своих чад, хотя все родители с бабушками и дедушками прекрасно понимали наивность истории 'Новогодних приключений Маши и Вити'. Картина развесёлая, но ещё и идеологически направленная. Кому не надо - тот на это внимание не обратит, но великолепные, большущие знания в технике и физике младшеклассника Вити поражают, что говорит про поддержку курса партии, разработавшей отличный план учёбы. Ничего не хочу сказать плохого по этому поводу, абсолютно ничего! Хотелось только выразиться, как лихо из затруднённой ситуации вывернулись создатели фильма, сделав Витю настоящим примером для подражания, кто бы не хотел так знать какой-нибудь предмет, чтобы учителя хвалили, а однокашники завидовали? Маленькие Юрий Нахратов и Наталья Симонова, сыгравшие Витю и Машу, очень быстро закончили свою актёрскую карьеру, решив заниматься другим делом, но в воспоминаниях у многих зрителей они - это два прекрасных ребёнка, подаривших приятные минуты перед экраном другим детям. Противниками наших Маши и Вити стали Валентина Кособуцкая (Баба Яга), Георгий Штиль (Леший, был известен по роли Фёдора Ильича, тестя Васи Рогова (Андрей Федорцов)) и сам Михаил Боярский (кот Матвей, кстати, такой персонаж, которого по детским сказкам я не помню). Последний стал украшением фильма с его-то таким узнаваемым голосом, ведь Михаил Боярский не преминул случаем спеть в этой постановке. Тот 1975-ый год стал удачным для любимого актёра - у него взошла его звезда после и этого фильма и после 'Старшего сына'. Кстати, не зря упоминаю его имя, так как в этом же фильме снялся ещё и Николай Боярский, родной дядя нашего д'Артаньяна. И ещё обращает на себя внимание то, что в роли Лесовичка сыграл Борис Смолкин, которого теперь помнят только по роли дворецкого Константина из сериала 'Моя прекрасная няня'. 'Новогодние приключения Маши и Вити' - это целиком и полностью детская сказка, снятая для них и про них. Сейчас для кого-то это всё может показаться выступлением самодеятельности, но есть те люди, которые выросли на этой сказке и её песни напомнят тот сладкий мандариновый запах счастливого детства. 9 из 10
*Тяну руку вверх* А можно я отвечу, почему Дедушка Мороз отправил двух ребятишек сражаться с Кащеем? Так вот, Дедушка Мороз отправил вместо себя воевать с Кащеем двух детей не потому, что он такой тиран и деспот, поставляющий Кащею партию свежих детей. Нет, он их отправил в сказку. Это всё не по-настоящему, это сказка. Это как если бы взрослый протянул двум ребятишкам видеоигру и попросил пройти её, так как ему туда 'хода нет'. А для ребятишек это была бы суровая реальная миссия. Вот и в фильме Дед Мороз устроил для ребят сказку, попутно показывая её другим детям, чтобы те легко усваивали для себя, что нужно стремиться быть пионерами, что нужно помогать нуждающимся, что стакан воды и ложка соли ('лофка соли':) спасут от зубной боли. Ну и что лучше быть парнем-технарём, чем парнем-гуманитарием. А то нападёт Леший, а ты что - лекцией про теорию государства и права его побеждать будешь? Да и злодеи тут, кстати, словно из детского утренника. Никто никого тут съедать или убивать не собирался. У Кащея вообще вон зубы болят, он с повязкой через всю щёку с двумя хвостиками на макушке. Это не тот Кащей, который из сказки 1944 года, который действительно страшный. Это новогодний Кащей, для самых маленьких. Но я в детстве (да и сейчас, что там скрывать) как заворожённый смотрел на финальные поздравления актёров. Тогда это было невероятно круто. Нам показывали персонажа, а потом с него магическим образом смывался грим и это был обычный человек, который мило поздравлял нас с Новым Годом. Это завораживало. Леший, кот Матвей, Баба Яга, Кащей, Лесовичок и многие другие вдруг оказывались обычными людьми. Магия кино словно слегка приотворяла свою дверцу и давала немного заглянуть за экран. Вот они, ваши злодеи и герои, а вот люди, которые для вас ими были. Да, сейчас этим не удивишь никого, а в детстве это было очень интересно. При этом и я вижу многие огрехи этого фильма. Но его лучше воспринимать как новогодний утренник в детском саду, который перенесли на киноэкран. И именно эта сказка является моим новогодним фильмом, который ежегодно хочется посмотреть неподалёку от наряженной ёлочки. 8 из 10
Новый год моего дошкольного детства, помимо указанных составляющих, неразрывно связан с этим фильмом. Благодаря ему я узнала, что 'в сказке всякое бывает', и получила возможность познакомиться с живописной фауной некоего тёмного леса. По-моему, правы те, кто пишут, что его нечисть выглядит интереснее и живее положительных персонажей. Положительные лесные обитатели, однако, довольно трогательны, особенно Яблонька ('если бы моя мама всегда была такой...'). Что сюжет сказки примитивен и нелогичен, я понимала и детским умом, воспринимая его как зрелище -- 'ярмарочный' спектакль с его грубыми условностями и, как многие мультфильмы той поры, с чётким делением на 'хороших' и 'плохих' персонажей и обязательной песенкой о дружбе в конце. 'Когда я вырасту, буду носить ТОЛЬКО длинные платья и юбки, или уж брюки, но никак не ЭТО! И не надену ЭТО на своих дочерей...' Надо полагать, такая идея сформировалась у меня позже, чем в пять лет, но всё же благодаря и одеянию девочки Маши в этом фильме -- такому удручающе-несказочному. Смотримый из года в год под запах хвои, покачивание ёлочных шариков и вкус мандаринов, этот фильм будил во мне желание тоже попасть в сказку, но более занимательную, более сложную. Желание приручить 'дикого кота' (а ныне -- 'тигра'). Желание самой творить чудеса (или управлять ими). Сказка эта хороша тем, что может дать толчок развитию творческого воображения. Со мною это случилось, я вошла в тему, а далее нашлось чем её развить. 5 из 10
Ну, что тут скажешь... Этот голос не спутаешь ни с чем. Дикий кот Матвей, он же Матвей, дикий кот. М. С. Боярский в лучшем виде! Снимаю шляпу. Складывается впечатление, что музыкальный фильм не может быть плохим в принципе, если заглавные партии исполняет лучший Д`Артаньян всех времен и народов. В данном случае у мсье Матвея и сольная партия («Игре конец, я дикий кот…»), и, безусловно, лидерские позиции в вышеупомянутом ВИА («Эх, бараночки, конфеты!..). Плюс легко узнаваемые благодаря неповторимости интонаций так называемые «подпевки» (например, в случае с номером Кащея). В общем, чистой воды бенефис. И… Браво! В качестве оценки. Что касается прочих достоинств сказки, то я бы выделил довольно внятный сюжет (действительно, классический вариант с «Мы должны помочь в дороге всем, кто ждет подмоги» и всеми вытекающими из следования этому принципу последствиями), неплохо прописанные диалоги (особенно удавшиеся, на мой взгляд, опять таки в эпизоде с участием кота Матвея, хотя Н. Боярский в роли Кащея мне тоже понравился, да и преобразившаяся Баба Яга в исполнении В. Кособуцкой чрезвычайно убедительно привечала своих гостей), тексты песен. Недостатки, впрочем, тоже имеются. И я бы даже сказал, что они отличаются завидным постоянством, если мы будем говорить о советских киносказках в целом. Ну, или, если хотите, о моем их восприятии. В первую очередь меня, как обычно, напрягали танцы. Скажем так, единственное «па», которое я могу понять в истории о новогодних приключениях, – это хоровод вокруг ёлки. Всё остальное… Мягко говоря, лишнее. На мой взгляд. Во-вторых, детские актерские работы и, якобы, детский же вокал. И Н. Симонова (Маша) с ее умилительным «Ну, Жучка, собачка маленькая, гав-гав!», и Ю. Нахратов (Витя) с его папой «кандидатом технических наук» сыграли… как бы это сказать, очень неровно. Отдельные эпизоды им удались просто блестяще (отсюда, собственно, и приведенные цитаты), но чтобы выдержать какой-то общий высокий уровень – об этом говорить не приходится. И песни… Тут совсем все плохо, конечно. Не те голоса, не та тональность. Всё не то. Лучше бы уж сами проговорили под музыку, как смогли, чем так. И, тем не менее. В общем и целом сказка удалась, я считаю. Не идеал, но… На 8 из 10
Эту сказку я впервые посмотрела еще будучи совсем маленькой, для меня, как для ребенка, она показалась доброй, ибо я была ребенком. Но и теперь ничего не изменилось, эта сказка для меня до сих пор остается светлой, доброй и волшебной, и я никогда не пропускаю ее, и каждый Новый год наслаждаюсь творением отечественного кинематографа. 'Новогодние приключения Маши и Вити' - сказка про волшебство, добро, хорошие и плохие поступки, храбрость, благородство и ум. Два ребенка отправляются в сказочную страну, чтобы помочь Деду Морозу освободить его любимую внучку из плена Кощея. И кто им только не встречается на пути: кот, леший, баба яга, яблоня, печка. Но Маша и Витя преодолевают все препятствия, а все благодаря уму Вити и доброте Маши. Сказка учит детей помогать другим, творить добро, верить в чудеса и никогда не унывать. После просмотра фильма по неволе начинаешь верить, что чудеса и волшебство существуют. Приятно осознавать, что еще есть вот такие вот фильмы, простодушные и добры, предназначенные для детей. В общем, 'Новогодние приключения Маши и Вити' создана, чтобы смотреть и восхищаться. По истине волшебная сказка. 10 из 10
Фильмы для детей в современной российском кинематографе - вещь достаточно редкая. Наверное потому, что мы утратили традиции советского детского фильма. А 'Новогодние приключения Маши и Вити' - именно такое кино. Это один из лучших образцов советского детского кино. Здесь действительно все создано и продумано с опорой на детское восприятие, на детскую психику = добро всегда победит зло, причем образы добра и зла этакие классически-сахарные - Зло, персонифицированное в Кощее, Лешем, Бабе Яге и Коте Матвее - в темных красках ( черные костюмы), грязные, оборванные, немного наивные и хитрые, коварные, но добрые внутри (гениальная фраза Лешего 'У меня душа нежная, как цветок'), а добро - светлое, доверчивое, спокойное и умиротворенное - образы Печки, яблоньки, снегурочки и проч. Конечно, с высоты сегодняшнего момента многие детали смотрятся комично и мягко скажем устаревшие например по моде тогдашнего времени девочка Маша в декабре месяце одета в платьице-мини и чулочки, она говорит мальчику Вите - 'ты меня спас, ты настоящий товарищ' - для взрослых это безусловно звучит уже двусмысленно. Я уже не говорю о всяких советских 'наивностях' вроде вопроса лесовичка-боровичка - 'Вы Пионеры?' - 'Нет, но стремимся'... Но это ведь не существенно в конце концов. Важно что это просто действительно добротно сделанная сказка, лишенная пошлости, глупости и жестокости. Рекомендовала бы для просмотра детям в обязательном порядке, правда я бы чуток снизила возрастную планку теперь это уже кино не для школьного, а для дошкольного возраста...
Сказать честно - сам не знаю, сколько раз смотрел этот фильм. Для меня музыкальная лента о приключениях двух детей в сказке стала чем-то гораздо большим, чем та же самая 'Ирония Судьбы' - до сих пор, даже спустя 16 лет с того дня, как 4-х летний я увидел 'Новогодние приключения Маши и Вити', ни один Новый Год не обходится без просмотра любимого всем сердцем фильма. Добрая душевная сказка о доброте, смелости и дружбе просто не может оставить зрителя, будь то ребёнок или взрослый, равнодушным. Когда в очередной раз я пересматривал этот фильм, я буквально плакал от нахлынувших на меня воспоминаний. Эта лента содержит огромное количество интересных, а главное - запоминающихся и поучительных фраз, и я до сих пор употребляю их в своей речи - настолько плотно они засели у меня на подкорке. Картина действительно очень добрая и тёплая, насквозь пропитанная атмосферой Нового Года. Этот фильм - именно такой, каким должен быть настоящий семейный новогодний фильм. Герои фильма - отдельное его достоинство. Дикий Кот Матвей, который всё время обещает кого-нибудь сожрать, и леший, который всё ещё не может жить по-прежнему, до сих пор остаются одними из самых любимых мною киноперсонажей. Вообще все персонажи фильма очень харизматичны и запоминающиеся. Нельзя не отметить и символизм - ведь все основные герои сказки в первых кадрах появляются в виде новогодних игрушек, а в последних - в виде детских новогодних костюмов. А самое главное - песни. Очень красивые и очень яркие музыкальные композиции с запоминающимися словами, сопровождающиеся интересными танцевальными номерами - это именно про этот фильм. Это та самая лента, которую смотришь - и поёшь вместе с героями. В целом - это неподражаемая семейная новогодняя картина, ну просто обязательная к просмотру в эти праздничные дни. 9 из 10
В период новогодних каникул многие люди стремятся к чему-то доброму, и потому мне захотелось написать какой-нибудь 'положительный текст'. В качестве объекта был выбран этот фильм. Почему? В его оценке я могу быть вполне объективным, потому что впервые узнал про него уже на первых курсах института, т.е. не видел в детстве. А яркие детские воспоминания постоянно заставляют отходить от 'холодного рассудка'. Недаром в стартовых титрах фильма написано '... Показывает детям и взрослым'. Как бы разные педагоги не писали о пользе современных продуктов, которые родители порой ставят детям на YouTube, я считаю, что мерилом качества детских произведений культуры является возможность их смотреть, будучи взрослым, и не поражаться тому, какие они глупые. Советскому же искусству во всех его проявлениях глупость была не свойственна. Главный сюжетный приём, который сделал историю интересной - 'современность'. Во-первых, собственно, 'Дикие гитары'. Электрическая музыкальная аппаратура в сказочном мире - очень хорошая задумка, особенно для 1970-х годов. Во-вторых, преодоление трудностей Машей и Витей. Полное торжество материализма и научного подхода - попавшие в сказку ребята противопоставляют лесной нечисти достижения науки и техники. Также поставлю в заслугу Павлу Финну своеобразную 'реабилитацию очкарика' - к сожалению, мало кто из кинодеятелей 50-60-х делал такового героем. Кстати, противостояние 'человеческого гения' и 'колдовства' роднит данный фильм ни много ни мало с 'Чародеями', вышедшими 7 годами позже. Можно даже сказать, что второе явилось 'взрослым' продолжением первого для выросших за прошедшее время зрителей. Вообще, сложившийся формат 'современной сказки' (не обязательно новогодней) в советской кинокультуре вышел весьма занимательным, и главное, уместным, причём как в 1950-е ('Старик Хоттабыч'), так и в 1980-е ('Выше радуги'), чего не скажешь о продуктах нынешней буржуазной культуры ('Дед Мороз. Битва магов'), которые вызывают вопрос: 'Зачем это нужно?'. Конечно, бросается в глаза то, что 'Диким гитарам' внимания уделили намного больше, чем 'добрым' персонажам. Но у меня нет причин всерьёз критиковать фильм за данное обстоятельство, так как оно в той или иной мере свойственно многим фильмам и книгам в принципе. Особого внимания, заслуживает, конечно, экспрессивная Баба-Яга - моральный лидер коллектива. Прямолинейный кот Матвей и скрытый добряк Леший также получились довольно интересными. Заслуживают уважения и актёры, подошедшие к исполнению этих несерьёзных ролей очень серьёзно, что заметно. Это даже играет злую шутку с главными героями, которые выглядят всё-таки не столь убедительно на фоне старших коллег. Что касается музыкальной составляющей, то Геннадий Гладков, как всегда на высоте. Мелодии вышли запоминающимися, и недаром после выхода фильма была выпущена аудиосказка 'Маша и Витя против 'Диких гитар'. В общем, была проделана очень качественная работа, результатом которой стала отличная праздничная история, очень подходящая для поддержания новогоднего настроения. P.S. На мой взгляд, очень хорошая идея показать в конце всех персонажей и их исполнителей, поздравляющих зрителей с Новым годом. 9 из 10
Я с детства дружу с Белоснежкой! Все знают мою доброту… (примерно 15-ая минута фильма) Новогодние приключения Маши и Вити А-ха-ха, с кем она там дружит, добренькая какая. Проходит две-три минуты – “горите дровишки, горите, шуруй кочережка золу, жаркое из Маши и Вити, сегодня подам я к столу”. Е-мое, ничего себе! Понятное дело, что самая классная Баба-Яга – это Георгий Милляр. Актриса Валентина Кособуцкая получает заслуженное второе место. Чумовая злодейка. Как вы уже догадались, перед нами старенькая советская сказка. Снимал - Игорь Усов. Помогал – Геннадий Казанский (Снежная королева, Старик Хоттабыч). За основу взяли пьесу Павла Финна “Маша и Витя против Диких гитар”. Пьеса немного отличается от фильма, так как Финн лично переделал сценарий. Получилось очень душевно, чего греха таить. Главные герои – Маша и Витя, младшеклассники. Маша – мечтательница, верит в волшебство и чудеса. Витя же – реалист, верит только в науку. Узнав от Деда Мороза, что Кощей Бессмертный совсем распоясался, похитил Снегурочку, герои отправляются за ней в сказку. Пересматривал кино миллион раз. Ностальгия! Знаю все песенки наизусть. Отдельным абзацем нужно упомянуть антагонистов. Помимо зубодробительной Бабы-Яги, шикарный Кот Матвей. Михаил Боярский отжигает по полной программе. Я просто смотрю на его моську и улыбаюсь во все 32 зуба. Кстати, Кощея ведь играет его родной дядя, актер Николай Боярский. И не стоит забывать про Лешего. Самый сердечный из злодеев. Как бы злодей, но нотки доброты проскакивают. “Новогодние приключения Маши и Вити” – очень позитивная новогодняя история для семейного просмотра. Взрослые вспомнят свое детство, а детям будет интересно и познавательно. Ведь хорошая сказка обязана чему-то учить. Конечно, сейчас она выглядит немного банально (помогайте тем, кто попал в беду). Пускай. Я люблю ее и никогда не забуду. P.S. Закинул данный фильм на флешку (лет 10 назад) и включил его знакомым 2 января (решил посмеяться). Представляете, Новый Год, голова у всех раскалывается, салаты тухнут, какие еще сказочки. Клянусь – смотрели не отрываясь, следили за сюжетом (как в Крестном отце), один даже спросил, почему Боярский с хвостом ходит, а-ха-ха. А вы говорите, наши сказки – лучшие! 8,5 из 10
Для меня этот фильм - главная новогодняя классика в принципе. До последних лет я пересматривал его в период новогодних каникул едва ли не ежегодно, благо это легко - мою любовь к 'Маше и Вите' явно разделяет отечественное телевидение, и показывает фильм так же исправно, как 'Иронию судьбы', только по утрам. Фильм, на мой взгляд, прекрасный в своём роде. Со смертью Александра Роу закончилась огромная эпоха для советских киносказок (сравнение с Уолтом Диснеем в рамках кинорынка СССР не будет преувеличением), и фильм Казанцева и Усова, как мне кажется, во многом задал новое направление, в котором этот жанр стал развиваться позднее в таких лентах, как 'Там на неведомых дорожках', 'После дождичка в четверг' или 'На златом крыльце сидели...'. (Конечно, эти новые течения - не заслуга полностью и только лишь 'Маши и Вити', да и киносказки позднего СССР не сводились лишь к этому; но всё же речь идёт Среди новаторских элементов 'Маши и Вити' - не просто введение детей, современников и сверстников ЦА фильма, в действие на главные роли, но и подчёркнуто будничная атмосфера, в которой это происходит. Фильм стартует не на кремлёвской ёлке, а на непритязательном школьном утреннике, Дед Мороз доступен и появляется без спецэффектов, а переход в Тридевятое царство не сложнее, чем в Нарнию сквозь пронафталиненные шубы. Тут и явная низкобюджетность (в сравнении с работами того же Роу) играет фильму скорее на руку: условные декорации и раздолбайски аляповатые костюмы как бы продолжают атмосферу того самого утренника, где сказка обрела реальность. В финале происходит обратный поворот, когда вокруг ёлки водят хоровод дети в костюмах сказочных злодеев. И, конечно, великолепные титры; для современных детей привычка смотреть титры до конца, наверное, связана с фильмами Marvel, а я, пересматривая едва ли не в сотый раз, никогда не пропускал титры 'Маши и Вити' - в этом карнавальном разоблачении было настоящее волшебство, и поздравления от актёров были удивительно уютными. Кроме того, это сокращение дистанции 'реальность-сказка' позволило внести в киносказку тот элемент постмодерна, который ранее присутствовал лишь в фильмах по сценарию Е. Шварца, а в поздних 70-80-х стал повсеместным. 'Дикие гитары' - явные стиляги и ранние контркультурщики, плохая компания, с которой Маше и Вите не следует водиться во дворе, победу над злодеями обеспечивают научные достижения на уровне кружка 'Юный физик', да и злодейство это очень нарочитое: лесная нечисть собирается съесть детей скорее по обязанности. Вообще, 'Дикие гитары' - это, конечно, главный плюс и самая популярная и узнаваемая составляющая фильма, что подводит нас к вопросу о песнях. Они ожидаемо великолепны - Гладков ведь! Тексты Владимира Лугового также бьют прямо в цель, не зря он был текстовиком для тех кумиров реальных 'диких гитар', которых советская власть не запрещала. Я и до сих пор могу спеть практически любую партию из фильма. 'Как нам быть с бедою этой, Витя, посоветуй!..' С текстами и музыкой гармонирует потрясающий вокал Ирины Борисовой и харизматическое исполнение Михаила Боярского. Остальные актёры особыми певческими талантами не отличаются, но исполняют свои партии достаточно задорно. А вот к актёрской игре не может быть никаких претензий: Штиль, Кособуцкая, оба боярских явно с удовольствием выступают в роли забавной нечисти, и даже весьма странная роль Старичка-Лесовичка исполнена Смолкиным с неожиданным старанием. Разве что к детям-актёрам есть вопросы. Если Юрий Нахратов в роли Вити явно старается и на уровне своего возраста выступает очень неплохо, то Маша в исполнении Натальи Симоновой смотрится в лучшем случае терпимо. В целом, 'Приключения Маши и Вити' для меня не только источник огромной ностальгии и один из самых светлых осколочков детства, но и объективно достойная и интересная киноработа, которую можно заслуженно причислить к классике советского детского кино. 8 из 10
'Новогодние приключения Маши и Вити' были одной из моих самых любимых новогодних сказок в дошкольном возрасте. Мне нравилось само действо, хотя я тогда конечно же многого в ней не видел. Сюжет сказки очень мил, и как раз в точности попадает в характеристику фильмов этого жанра. В ней чётко ясно и понятно, где добро, а где зло, хотя 'всё полно обмана'. Добро - всегда просто, открыто, наивно и доверчиво, Зло - такое подлое, хитрое и коварное. Здесь это всё наглядно соблюдено, даже если Зло надевает маску Добра. Кстати говоря, 'процесс опознания' Зла под маской добра у Маши и Вити не совсем получился - только тогда, когда они наглядно увидели, что Зло 'преподнимает добрую фальшивую маску', и в нём начинает проглядываться истинная личина. Из персонажей. На мой взгляд, самый интересный из них это Леший. Он и есть этот 'полутон' между чётким 'Белым' и чётким 'Чёрным'. Да и вообще, он весьма загадочный персонаж. Если вспомнить, что его 'И все тебя шпыняют... А у меня, может быть, душа нежная. Как цветок', то становится непонятно, как он на стороне Зла вообще оказался, или это он всё это просто так говорит? А если искренно (а создаётся ощущение, кстати говоря, искренности всех его слов), то почему он не переметнулся на сторону Добра, где шпяныть уж точно не будут? По причине неискренности, или из-за какой-то своей привычки, или даже определённой глупости, или авторитет слуги Кащея держит? Загадка. Интересная загадка. Что касается других в этой троице Зла, то с ними здесь куда более всё проще и понятнее, Баба Яга она и есть Баба Яга, а Кот Матвей и есть кот Матвей. Кстати говоря, он единственный (не считая Кащея, да у него бы это всё равно не получилось), кто не пытался спрятаться за 'доброй маской', а сказал всё на чистоту, как есть - 'Без хитростей'. Но тут с Лешим, правда, не всё понятно. Баба Яга явная притворщица и злодейка, тут в этом плане с ней всё ясно. Главные герои. Чудесная девочка Маша. Особенно, как она говорит - шепелявит, это ей придаёт некую изюминку. Отлично сыгранная роль. А вот по поводу Вити подобное сказать уже не могу. Ну не впечатлил он меня, даже тогда в детстве. Ну пусть он и поступает правильно, но пример брать с него явно не хотелось. Какая-то формальность или даже холодность чувствуется - что-то не хватает этому персонажу, то ли самому мальчику, его сыгравшему, неизвестно. Жаль, что в рамках Новогодних фильмов в Новогодние праздники этот фильм уже оказался 'отброшен на край'. Его показывают в основном только на кабельных каналах. А чтобы данная детская сказка имела большую популярность среди детей, особенно в качестве Новогодней, была бы неприменным атрибутом на центральных и самых крупных каналах страны... даже не знаю, что нужно. Либо телевидение должно поменяться, либо мы в себе что-то изменить, возможно даже найти то, что уже потеряли.
Досадно пить из луж, Когда вся сила в атоме и в химии к тому ж! © Из песни Лешего Закрывая глаза на такое ложное чувство как ностальгия, я с уверенностью присваиваю «Приключениям Маши и Вити» звание лучшего новогоднего мюзикла для детей. Несмотря на то, что премьера состоялась в далёком 1975 году, популярностью этот фильм пользуется и сейчас, особенно в детских садах. Видеозаписи в интернете тому подтверждение. Сам по себе мюзикл – жанр неоднозначный и не всем приходится по нраву, поскольку полтора часа непрерывных музыки и песен выдержать дано не всем. Плюс, разговоры посредством песен выглядят не так уж достоверно. Но когда всё завёрнуто в праздничную упаковку, то некоторые условности допустимы. Раз в сюжете есть настоящие Дед Мороз и Снегурочка (не так уж часто они появлялись в советском кино!), то и тяга к песням вполне объясняется магией. А также то, что трио «Диких гитар» никак не может поймать Машу и Витю, которым на вид лет по девять максимум. Если Маша – решительная мечтательница, то Витя – стереотипный «ботаник», который носит очки, всё обо всём знает и, разумеется, не верит в сказки. Между тем, участниками «Диких гитар» являются Баба Яга, Леший и дикий кот Матвей. Прототипом последнего, вероятно, стал кот Баюн, появившийся в фольклоре значительно позже своих «коллег». По пути к темнице, где тоскует Снегурочка, главные герои встречаются с врагами, но благодаря технологиям XX века и помощи сказочных друзей всегда спасаются. В числе этих друзей присутствует и «старичок» Лесовичок, с которым связан интересный и неразрешимый вопрос: он и Леший – родственники или нет? В момент встречи они ведут себя как недоброжелатели… Сюжетная идея о взаимодействии «современности» и средневековой сказки на момент съёмок фильма уже не была новой. Ещё в 1965 году вышел мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве» с близкой тематикой, а после «Маши и Вити», в 1981 году, в мультфильме «Ивашка из Дворца пионеров» в сказку совершил путешествие мальчик, очень похожий внешностью и навыками на Витю. Но такого размаха, где присутствовали бы погони и сражения на мечах, в мультфильмах не было. Самую напряжённую сцену в «Приключениях Маши и Вити» украшает и делает более запоминающейся песня «Погоня». Слова «Берегись, берегись, шутить не станем…» под динамичную музыку – это прям попадание в десятку! Фильм примечателен своим актёрским составом, в котором присутствуют как популярные фигуры советского кино, так и лица, прославившиеся в постсоветское время. К первым относятся Георгий Штиль (Леший), Вера Титова (Яблоня) и несравненный Николай Боярский (Кощей Бессмертный), а ко вторым – Борис Смолкин (Лесовичок) и Михаил Боярский, для которого роль кота Матвея стала отправной точкой для создания сценического образа с усами. Особо хочу выделить Валентину Кособуцкую, из которой получилась самая активная, молодая и потому прогрессивная Баба… нет, ну какая же баба? Женщина или даже девушка Яга! Даже странно, что идея с «омолаживанием» этой ведьмы не была подхвачена другими режиссёрами. Что до Маши и Вити, то актёры для своего возраста стараются, как могут. Пересматривая «Приключения Маши и Вити» раз за разом, всегда подмечаешь для себя что-то новое и в сюжете, и в персонажах. А если со временем кино не устаревает, то это уже говорит о многом. 10 из 10