Войну видели? Нет? Я вам скажу, что такое война. Война - это грязь, кровь, смерть, звериная жестокость и холодная безжалостность профессионалов. Всё это и умудрился нам показать Александр Невзоров. С одной стороны - чеченцы, потерявшие человеческий облик, режущие на куски захваченных в плен и глумящиеся над трупами убитых противников. С другой - молодые солдаты Российских Вооружённых сил, неподготовленные к ведению боевых действий, брошенные в самое пекло, но не сломленные духом, готовые сдохнуть, но не отступить. А между ними - горстка бойцов отряда специального назначения ГРУ Генерального штаба Министерства Обороны, для которых война - обычная работа, которую они и выполняют, спокойно и уверенно. Я не буду говорить, что 'так оно и было на самом деле'. Советую всем заинтересовавшимся посмотреть д/ф Невзорова 'Ад'. Половина реплик оттуда использована в 'Чистилище'. Лучший фильм о войне из всех, что я видел. Больше чем шедевр. Фильм, при просмотре которого сжимаются кулаки, а на глазах выступают слёзы (не только у людей, не сталкивавшихся с войной, но и у ветеранов, прошедших Афган и Чечню). Всем мужчинам - взять себя за шкирку, сесть перед экраном и смотреть. Смотреть до конца, не отрываясь.
Спустя 20 лет после выхода этого фильма мне удалось познакомиться с его содержимым. Чеченская война. Военные действия происходят возле больничного комплекса, за который идет ожесточенная битва между подразделением Ичкерии и подразделением наших солдат. У меня до сих пор перед глазами стоят кадры из этого душераздирающего и откровенного своей правдой фильма, от просмотра которого стынет в жилах кровь. Атмосфера и визуальная составляющая фильма поражает своей детальностью и натуралистичностью, грязь, кровь, все изображено так, как-будто там действительно происходили военные действия, хотя в информации указано, что сценарист и режиссер фильма Александр Невзоров сам принимал участие в действиях, происходящих на экране, и кому, как не человеку, прошедшему через подобное, воссоздавать это на пленке. Создателям «Чистилище» и актерам немало досталось на съемках в связи с неблагоприятными погодными условиями, и надо отдать им должное, они добились своего. Музыка в фильме подобрана подходящая, соответствующая тематике, отчего эффект только усиливается. Вкупе со всем вышеупомянутом от некоторых кадров становится не по себе. Актерской игре Виктора Степанова веришь безоговорочно, но игра Дмитрия Нагиева просто поражает своей выраженностью, мерзавец из него вышел отвратительный, видел его в подобной роли впервые. За каждый кадром с его участием следишь, не отводя глаз. Я присоединяюсь к упомянутому в трейлере. Не советую смотреть «Чистилище» впечатлительным людям, он не для слабой нервной системы. Но это правда, суровая правда истории нашей страны, и ее надо знать каждому. 7 из 10
Фильм гениален. Лучший фильм новой российской истории. Мощный, новаторский, непохожий ни на что другое, полный глубокого смысла и бесстрашной правды. Апокалиптичный саундтрек подчеркивает властный и затягивающий ритм картины. Сама история создания 'Чистилища', произведенный им эффект исключают какую-либо возможность для умников оценивать фильм по принципу 'нравится-не нравится'. Не ты оцениваешь фильм. Фильм оценивает тебя. И люди, задающие вопросы типа: 'И зачем нужна такая правда?', показывают только собственную глупость и человеческую несостоятельность. Особенно поражает то, что Невзоров увидел глубокого драматического актера в Нагиеве. Отдельное спасибо Александру Глебовичу за то, что он развенчал идею призыва. Только недавно я читал в газете заметку о том, что военкоматы в союзе с МВД и еще десятком ведомств устраивают настоящую травлю на уклонистов. 'Мы найдем вас!' - со злорадным сладострастием говорит один из военкомов. В той же статье до небес восхвалялись 200 молодцев, которые 'не на словах готовы защищать Родину'. Меня просто переполняло отвращение и ярость. Какими красивыми словами эти ублюдки прикрывают тот омерзительный факт, что жирные, ленивые и бездарные генералишки устраивают травлю с собаками, чтобы найти себе рабов, которые будут строить им дачи. Точно так же в 95-м они боялись лишиться пушечного мяса, а сами грели жирные задницы в безопасности, в теплых кабинетах. И фильм - помимо прочего - плюет им всем в рожи! Великий фильм великого человека в память о великих людях. Потому что именно те, безвестно погибшие, являются великими людьми. А вовсе не голливудские актеришки и попсовые певички. 10 из 10
Генеральным продюсером фильма является Борис Березовский. Наверное, именно поэтому в нем так много провокационных выпадов против власти, да и вообще против всей сложившейся в стране системы конца 90-х. Чего стоят только слова Нагиева, обращенные к танкисту Игорю: 'Ты думаешь ты этому нужен 'Э, Россияне понимаешь'? Нет'. Так же, Борис Березовский в конце 90-х имеет большую часть акций ОРТ, поэтому фильм получает возможность транслировался по всей России. Сейчас вряд ли бы данное творение кинематографа смогло бы пробиться на телевидение. Теперь поговорим о самой картине. На протяжении всего фильма мы видим бой за больничный комплекс, который уже пять раз переходил то к чеченским войскам, то к федералам. В самом конце становиться понятно, что захват больницы российскими солдатами еще далеко не конец боя. Чеченские войска имеют преимущество не только в плане более подготовленных солдат, но и в плане техники, оружия. Вспоминается момент, когда полковник спрашивает у Исрапилова, почему его так четко слышно по рации, и в ответ узнаёт 'Потому что, у тебя рация г..но, а у меня японская' Неподготовленные солдаты, отправленные на смерть; бездарность высшего командования - все это очень четко показывается в фильме. И если чеченцы воевали за свою землю, то для российских солдат эта война была абсолютна бессмысленна. Она нужна была правительству из Москвы, которая на смертях молодых ребят получила огромные деньги, и до сих пор получает. Воевали бандиты из Москвы и из Грозного, а крайними остались солдаты и офицеры, отцы и матери детей, погибших на той войне. Откровенные сцены ни в коем случае не являются лишними. Наоборот, с помощью них мы видим всю жестокость войны. Это нужно знать, что бы никогда больше не повторять. Конечно в фильме много киноляпов, нет музыкального разнообразия, и основная композиция порой вообще никак не вписывается в момент. В целом фильм очень сильный. Посмотреть советую, но не всем. Впечатлительным лучше не стоит. 8 из 10
Очень горькая и жестокая правда о чеченской войне, о войне которой не должно было быть вообще! О войне, о которой не никто не хочет сейчас вспоминать. То что началось как попытка взять под контроль республику, навести порядок, закончилось кровопролитным безумием, длившимся не один год. То что все называли оппозиционным блоком формирования, оказалось боевой армией, способной дать отпор кому угодно. Не бывает у блока формирования тяжелой артиллерии, высококлассных снайперов и т.д. И эта армия унесла не одну тысячу жизней наших молодых парней, которых правительство так безрассудно кидало в горячие точки сразу после учебки. Нашей 'армии' хватает чтобы только охранять свои же склады с оружием, охранять то, что их по праву. Позже станет известно, какими фантастически малыми силами освобождался город Грозный. Но не смотря на все это, никакие силы, не смогли заставить сдаться наших ребят. Именно так и рождается то, что веками гремело на весь мир, и имя этому Россия. Даже в той преисподней... Большое человеческое спасибо Невзорову, он снял то, на что не хочется смотреть, но нужно знать что происходит, видеть правду как она есть, а не сквозь призму того, что нам пытались доказать, в чем нас убеждали не один год. 7 из 10 P.S. Смотрите кино, друзья!
Данная картина стоит особняком в мире военного кино. Постараюсь написать о ней в нескольких тезисах. И только так, как подсказывают здравый смысл и чувства. Это единственный фильм о войне, который практически невозможно рекомендовать к просмотру и который, одновременно, стоит увидеть каждому. Хотя бы один раз, как это было со мной. Это единственный фильм о войне, воспоминания о котором не хочется освежать и строки о котором приходится писать исключительно по далеким, но жутким воспоминаниям. Это единственный фильм о войне, который можно посмотреть по совету друга и после которого нет точного понимания, благодарен ли ты за это своему другу. Это единственный фильм о войне, который шокирует и пробирает так, как не способен ошарашить ни один другой фильм, созданный в Голливуде. Это единственный фильм о войне, после которого на душе остается гадкий осадок и невыразимая досада за тех, кто был там, в этом неописуемом, чудовищно страшном чеченском кошмаре. Это единственный фильм о войне, где играют актеры, но их работа настолько реалистична, что ощущение от просмотра кино как такового почти не возникает. Это единственный фильм о войне, который могли снять на деньги, источник появления которых нормальному зрителю должен казаться неважным. И последнее. Это единственный фильм о войне, в котором нет начала и нет конца. Есть только боль и зрелище, после которого возникают вопросы. И никакие ответы не способны успокоить душу того, кто по-настоящему умеет сопереживать.
Существуют разные виды фильмов. Некоторые смотреть просто легко, другие берут за душу и оставляют кучу мыслей в голове, а есть, на мой взгляд, такие фильмы, которые должен посмотреть каждый уважающий себя человек, чтобы не отдаляться от действительности. Первым таким фильмом для меня стал 'Список Шиндлера'. Вторым - совершенно неожиданно - 'Чистилище'. Войны, к сожалению, случаются в мире гораздо чаще, чем того хотелось бы. И если представлять войну, например, как она показана в фильме 'Спасти рядового Райана', то кажется, что ничего особенно плохого-то в ней нет, просто люди проводят время вдалеке от дома, носят с собой оружие, философствуют и иногда в кого-нибудь стреляют. И, конечно же, помогают всем на своем пути. И не дай Бог, у кого-нибудь сложится представление, что война - это не так уж и плохо! Война это ужасно, это очень тяжело. А для простых рядовых чаще всего - не очень-то и понятно. У них одна цель - выжить и убить врагов - тех, кто пытается убить их самих. На войне мало правил, чаще всего это ад, где постоянно что-то взрывается, кто-то умирает. И один человек в ней - ничтожная песчинка. Все, кто пережил войну в один голос говорят, что ничего хуже не бывает и не может быть. Это крайне важно помнить всем!
Если отдельно о самом сюжете, то я ничего говорить плохого или хорошего не буду, поскольку все мнения так или иначе представлены как на этом сайте, так и в других источниках. Хотя стойкое ощущение, что снимали по определённым политическим мотивам, присутствует. В известной степени своих целей создатели добились. Я вот не так давно посмотрел этот фильм в армии, и нашёл некоторые параллели типа 'покраски бордюров' солдатами и т.п., но по сущности ставка была скорее сделана на зрелищность происходящего на экране. Как и практически любая другая кинопродукция 90-х, имеет настолько дешёвый вид, что всерьёз сейчас не воспринимается (хотя тогда мог что-то из себя представлять) - ужасающие звуковые эффекты, назойливая бессвязная фоновая болтовня, работа оператора. Страшно уже не от того, что показывают, а как показывают. А с другой стороны делать из говна что-то стоящее тогда мало кто умел.
Cмотрел только один раз – на большее сил никаких не хватает, сам воевал во Второй «писарем»-штурмовиком спецназа ВВ. Всё так оно и было, всё так оно и есть, всё так оно и будет. Досадно. Фильм обо всем, с приставленными ударениями, акцентами и приоритетами. Как национальная идея, как шаблон для жизни, поведения и воспитания /если убрать из поля зрения фильма Ичкерию. Идея в осознании того, каким должен быть и статься «советский» человек. Через правду, пусть жестокую и реалистичную. Только не пригодилась, не нужна была. Стоит удивиться, как Александр Глебович сумел досконально воспроизвести события тех дней, передать образы и характеры. Без прекрас. Всё так оно и есть – шатающиеся под снайперскими прицелами пьяные 18-летние призывники, покинутые лейтенантами-молокососами, мародерство, площади брошенного при отступлении оружия, торговля жизнями… Рассказ о каждом из нас, но попавших в доведенный до сумасшествия российский бардак. Тут трус становится героем, эгоист – другом, а командир – отцом. И мы восторгаемся - мужеству, усмешке смерти, героическим обыденным поступкам, мы – боящиеся пойти в армию, заступиться за девушку, обделенные патриотизмом, блеющее стадо. Невзоровым проделана колоссальная работа при всей той помощи, которую не захотели оказать паркетные деды-генералы, тактики и стратеги. Нам лишь повезло, что человек взвалил этот вес и донес до каждого, не оставив на своём пути равнодушных. - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!
'Умирали пацаны страшно, умирали пацаны просто, и не каждый был снаружи прекрасен, и не все были высокого роста...' Ю. Шевчук Чистилище, безусловно, очень мощная картина. И не каждый зритель сможет досмотреть ее от начала до конца, кто-то попросту не захочет. Но не в этом дело. События, происходящие в фильме, пожалуй чуть ли не в первый раз в нашем кино, показаны без преукрас. Здесь нет храбрых, славных солдат и командиров, которые без раздумий отдают жизнь 'за Веру, Царя и Отечество'. Нет захватывающих дух кадров Кавказа. Нет возвышенных диалогов между солдатами и офицерами. И нет, как принято, главного супергероя, который всех спасет и избавит от 'злого чечена'. Здесь грязь, кровь, стрелянные гильзы, солдатские сапоги, все смешалось. Страх, ненависть, озлобленность, сочувствие - вот что испытываешь, смотря на эти кадры. Простые солдаты, восемнадцати лет от роду, посланные московскими 'паханами' отстаивать не пойми что и не понятно зачем. И что от них ждать, о каком героизме может идти речь? Они воюют как умеют, за себя, за своих друзей. Чему здесь можно не верить? Война без преукрас - вот что показано в этой ленте. Не важно, провокация или нет, Чистилище нужно смотреть, и в первую очередь тем, кто думает, что война это романтика, красота и слава. Этот фильм - ответ на многие патриотические ленты о двух Чеченских кампаниях, снятых много позже него. 10 из 10
Фильм потряс. Потряс до глубины души. Очень сильная, пронзительная картина. Неужели, неужели все было ИМЕННО так? Фильм - гимн НАСТОЯЩЕЙ дружбе, когда лучше умереть, чем подставить товарищей. Но последний кадр ставит жесткий вопрос: ЗАЧЕМ? ЗАЧЕМ умирали сотни пацанов-героев, а тысячи других возвращались домой калеками? Фильм-провокация, удивляюсь, как его показали по государственному каналу? Наверное, прав чеченец, говорящий, что он здесь за каждый камешек, каждый кустик, каждый кусочек родной земли сражается; что он не убивает, он удаляет опухоль. За что сражались наши ребята? По мне, так только друг за друга, за своих, таких же, как и они, пацанов, кинутых правительством на кровавую бойню.
Буквально на днях посмотрел этот фильм, вернее сказать не фильм а полный абсурд, абсолютно никакой связки сюжетных событий, кусками слепили то что наснимали! Конечно я верю в то что они хотели показать реализм тех событий: куча матов, лужи крови, куски мяса и тому подобное, но по - моему мнению это перебор! Какие - то не понятные диалоги, порой я даже смеялся - ругались как мы когда - то в детстве играя в очередную войнушку! Как я заметил выше это не кино, действительно никакой операторской работы, абсолютно отсутствует какой - либо сценарий, простому зрителю будет попросту противно смотреть, это я на счёт кусков мяса, а про людей которые прошли через этот 'ад' я ничего сказать не могу, но мне кажется что они просто не станут смотреть! Подводя итог хочется сказать три вещи: 1) Единственный плюс этого видео, это то что оно было направленно против правительства, против всей этой грязи и режиссёр видимо настолько хотел нагадить правительству что забыл про то, что он на самом деле снимает кино! 2) Есть фильмы намного интересней чем это видео, с той же идеей, поэтому не стоит тратить своё драгоценное время это деяние! 3) Это видео всего лишь провокация и не больше! Советую найти и посмотреть телепередачу 'Забытый полк' - 'Гюрза' - если уж вам интересна эта тема! Вердикт: 1 из 10 и не больше.
Честно говоря утверждать, судить и защищать какую-то ни было сторону, я не могу, потому как я не в России жил(Казахстан г. Алматы) и тем более не воевал. 1998 или 99 знакомые родителей принесли видео кассету, тогда я еще учился в школе. Раньше для нас фильмы на видеоплейре считалось редкость, помню черная коробочка с надписью «Чистилище», для меня это слово было не понятным. Родители скорее от боязни того что я могу посмотреть, положили на холодильник. Естественно оставшись дома один, я посмотрел таки, и тогда я понятия не мог что вообще на кассете. После просмотра я был на столько впечатлен, что стал следить по новостям и смотреть документальную хронику. Фильм оставил глубокий след, даже где-то перевернул сознание и понятия о войне, в тот момент. Но как не странно меня это волновало и я был поражен этим фильмом еще больше видя сходство фильма с реальными съемками боев по новостям и документальным хроникам. После этого фильма я перестал смотреть фильмы на широких экранах, и для обыденного зрителя...
Давно хотел посмотреть этот фильм. Почему-то вспоминается, как его обсуждали девочки(!) во дворе, ещё в годы моей юности. Наконец-то собрался и посмотрел. Скажу честно, большего бреда я ещё не видел. Ассоциации с голливудским трэшем, только вместо маньяка с большим ножом - чеченцы с ножиками поменьше. Да, реалистичность жестоких сцен впечатляет, но на этом фильм не вытянешь. А как выглядят наши солдаты? Как стадо баранов на бойне. Ну не верю я, что там было такое отсутствие осмысленности действий. Такое ощущение, что для массовку набрали мужиков из соседнего двора/цеха, дали автоматы и разрешили материться в камеру. Вердикт: НЕ ВЕРЮ.
Жестокий и очень мощный фильм, который заставил меня, представителя молодого поколения нашей страны, увидеть войну за рамками той неправдоподобной фальши, которой нас кормят каждый новый год или два, типа той же самой '9й роты'. Я ничего не имею против этих фильмов и даже сам в своё время любил их смотреть, так как каждый фильм вызывает чувство гордости за наших ребят, которые сложили свои головы за свою родину. Так вот... я видел войну только такой, какой нам её показывали в '9 роте' и 'Грозовых воротах'. А так же по фильмам типа 'Спасти рядового Райана'. Но буквально вчера я посмотрел Чистилище и ужаснулся. Этот фильм заставил меня изменить своё мнение о войнах в целом и о чеченском конфликте в частности. Впервые в жизни я увидел НАСТОЯЩУЮ войну. Такую, какая она есть на самом деле со всеми её ужасами. И самое страшное здесь не литры крови и отрезаные головы, а чувства людей. Самое страшное для меня было смотреть на страдания, на ужас, на страх и боль бойцов. Хотя какие они к чёрту бойцы? Это зелёные, необученые призывники, которые ещё толком и не стреляли. 'Обоссавшеея со страху мясо', как сказал о них полковник Суворов. В фильме есть два ключевых момента, которые заставили меня проронить не одну слезу... Это захоронение павших солдат танком и последствия подвига Игоря, когда его, с оторванными ногами и рукой, распяли на кресте и выставили на всеобщее обозрение. Наблюдая за тем, как этот Герой с большой буквы страдал во время распятия и на самом кресте, у меня сердце кровью обливалось. Мой вердикт таков: этот фильм - правда о войне. Правда о том, какая она есть на самом деле. О том, что испытывают НАСТОЯЩИЕ солдаты в самом центре ада сражение. Это правда о настоящих героях и настоящем правительстве. И люди, у которых сердце не состоит из камня и дерьма, и которых волнует то, что было на самом деле, оценят этот фильм по достоинству. P.S. Больше всего меня шокировало то, что всё в этом фильме,- начиная от расстрела автобуса снайперами и заканчивая распятием Григоращенко, - было на самом деле! Все имена и фамилии в этом фильме не вымышлены, впрочем как и действия. Можно сказать, что этот фильм - реконструкция того самого боя за больницу в Грозном. Моя оценка: 10 из 10
Мне, как простому обывателю, сложно судить о достоверности сцен. Здесь могут что-то добавить лишь люди через эту войну прошедшие. Но фильм впечатляет. Не знаю как у других, но у меня после его просмотра не сложилось впечатления, что режиссер хотел показать русских слабыми бойцами. Напротив, суть в том, на мой взгляд, что эти ребята, по существу направленные на бойню, и не понимающие толком цели происходящего кошмара держались и сражались все же до последнего. Ради чего они положили свои жизни - непонятно. Грязное отмывание денег на этой войне. Отвращение к правительству, которое посылает на страшную смерть, нет не воинов - пацанов. Были бы там настоящие вояки вся война, наверное, закончилась бы гораздо быстрее. В общем, я не разделяю мнения многих, будто бы Невзоров снял фильм 'по заказу' и изобразил русских солдат слабаками. Наоборот, в фильме есть очень важный момент, когда чеченский командир ведет диалог с нашим танкистом, пытаясь его завербовать. Он, вчера врач этой больницы, сегодня боевик, сражается за родину. За что воюет наш танкист? Не за родину, не за семью, его цель не ясна... Кто-то набьет карманы за то что он примет мучительную смерть. С точки зрения того, как подобраны актеры, мне кажется, что очень удачно. Виктор Степанов - этакий медведь. Дмитрий Нагиев, вообще отдельный разговор. Трудно поверить, что прапорщик Задов и Тугуз Израбилов сыграны одним человеком. Он очень ярко сыграл свою роль. В прошлом человека, врача, а теперь этакого пса войны. Очень сильно и драматично. Притом, это не только слова, диалоги, но и даже выражение лица. Такое подвластно только гениальному актеру. В общем, на мой взгляд, фильм очень стоит того, чтобы его смотрели. Идея понятна, актеры-харизматичны. Жестоко, кроваво, но это фильм о войне. Возможно, лучший...
Фильм реалистичен. Но нужен ли такой реализм для кино? Фильм показывает правду об руководстве страной и армией в определённый исторический период. И что с этой правдой делать? Союз журналиста Невзорова с олигархом Б.Березовским должен был дать нечто подобное в кино. Фильм приковывает внимание медленно но верно, и легко удерживает внимание до конца. Но за счёт чего? За счёт того, что кровь льётся как вода. И даже бутафорская кровь способна завораживать. Является ли этот фильм - некоей данью общества перед солдатами России погибшими и получившими увечья в обезумевшей Чечне? Что-то я сильно сомневаюсь. Кто в армии служил, тот и так понимает что там должно было происходить в 96-ом году. А остальные от брезгливости выключат просмотр фильма после первых кадров. Фильм неоднозначен. Смотреть - можно. 7 из 10
Информацией, как и едой, иногда можно отравиться. Но чтобы художественным фильмом? Впервые смотрел «Чистилище» в 1998-м. Для меня, простого русского 14-летнего парня, выросшего в военном городке этот фильм стал шоком. Хотя каким там шоком… слова такого нет, чтобы описать все чувства. Посмотреть целиком за один присест я его не смог. Каждые 15-20 минут ставил на паузу, чтобы прийти в себя. К горлу подкатывала тошнота. Но не от обилия человеческих внутренностей и оторванных конечностей… от атмосферы, от дна мерзости, на которое способны двуногие мрази. Этот фильм полностью убил мою веру во что-то человеческое. Существо под названием «человек» способно на все. Тогда мое детство кончилось, и я понял, что поеду на войну. Во что бы то ни стало. Сейчас, повидав кое-что на этом белом свете, побывав кое-где, я вижу сколько в этом фильме ошибок, абсурда и «притягиваний за уши». Ошибки и клюкву перечислять не буду. Может, кто и не обратит внимание. Все равно, положительные, сильные моменты перекрывают в этом фильмы все ляпы и глупости. Этот фильм берет своей атмосферой. Потому что Невзорова схитрил и снял все едва ли не в документальном формате. Нет никакого художественного налёта, от этого ещё страшнее. Невзоров схитрил ещё раз, когда вложил в уста своих героев слова реальных русских солдат и офицеров, которые были там. Он вообще построил 50% картины на увиденном, услышанном во время командировки в Чечню в январе 95-го. Сама жизнь и смерть нашептывали ему сцены из этой картины. Он, как хороший репортёр и журналист, накидал их на нехитрый сценарий и получилось это. Дьявол кроется в деталях, и от этих деталей вам жить не захочется. Ближе к фильму. Начну с саундтрека. Он неимоверно сильный. Могу сравнить его только с главной темой «Терминатора». До сих пор вздрагиваю, когда слышу. Игра актёров. Все просто и сильно. От молчаливых перебинтованных мальчишек из массовки, до главного скота в исполнении Нагиева. «Какая замечательная мразь!» — воскликнул Невзоров увидев Дмитрия на кастинге. И взял на главную роль. И попал в десятку. На мой взгляд, это лучшая роль Нагиева до сих пор. Его врач Исрапилов получился даже не страшным боевиком, а диким бесом. Бесом, которого можно взять за задницу, и тогда он сменит свой зловещий оскал на визгливую гримасу страха. Нагиев сыграл Исрапилова гениально. Хотя роль крайне сложная. Диалоги. Мне кажется, что я знаю этот фильм наизусть. Фразы простые, но емкие, чёткие и неумолимые. Именно за этими диалогами кроется 90% ужаса фильма. Самый сильный — общение Григоращенко и Исрапилова. Вот оно самое настоящее мужество. Этот диалог, возможно, лучший из военных картин всех времён и народов. Сюжет. Действие разворачивается в больнице. А могло с тем же успехом где угодно. Хоть на консервном заводе, хоть на Ж/Д вокзале, хоть в кварталах у дворца. Сюжета почти нет. Война. Держаться, выживать, контратаковать и все. Но это не портит картину. Во главе истории человеческие судьбы и поступки. И они невероятны. Несколько сюжетных линий, несколько героев которые оказались в одном месте в одно время. Но самое сильное впечатление… нет… не так. На протяжении всей картины страшно и тошно, но самый жуткий момент это титр в конце фильма. От него хочется выть в припадке сумасшествия и злобы. Хочется бросить к черту все и рвануть туда. Хочется ещё много чего. Но местная цензура не пропустит. История, это не добрая старушка в пенсне и с указкой, которая журит вас за невыученный урок. История это здоровенный ублюдок, который будет резать вашу нежную шею, если вы позволите себе все забыть и понадеетесь, что кошмар не повторится. Фильм оставляю без оценки. Но настоятельно рекомендую всем, кроме детей и беременных. Особенно стоит взглянуть мажорам и прочим с позицией «нас это не касается».
Чистилище в понимание католицизма - это место, где человек, будучи грешником, может искупить свою вину и ступить-таки в Рай. То есть, Чистилище - это место, где собираются люди разных конфессий и моральных ценностей. Они переживают страдания и тяготы не легче мучеников в Аду, как это было представлено Данте Алигьери в его 'Божественной комедии'. О таком месте и говорит фильм 'Чистилище'. Однако, дабы осознать это полноценно, к этому же месту зрителя сразу отсылает название, в котором как-то совершенно пространно вместо буквы 'т' помещён православный крест (православная церковь отрицает существование Чистилища, о чём Александр Невзоров, человек разбирающейся в этом вопросе, никак не мог не знать, почему я и считаю такой выбор странным и более направленным на популизм и пафос, чем на смысл и аллюзию). Делает этот момент фильм хуже? Нет. Фильм это никак не портит. Более того, его не портит даже сомнительное оформление, неумелый монтаж и изредка прослеживающаяся нехватка времени на пересъёмку некоторых сцен с особенно слабой актёрской игрой. С точки зрения производства фильма в этом виден малый бюджет, сжатые сроки и не самый высокий профессионализм авторов. В своём интервью Юрию Дудю Дмитрий Нагиев про Александра Невзорова говорил: '... берёт камеру, ложится и сам снимает... какая разница, что наблёвано? Зато красиво...'. Вот как раз 'красиво' у Александра Глебовича совсем не получилось. Композиции кадра нет почти никакой. Камера скачет, светошумовой баланс не выдержан. А монтаж - совершенный ужас. Подобным образом монтируют в нескольких случаях. Один из них - курсовая работа второго курса режиссуры. Другой - документальная лента, где зачастую пытаются показать как можно более притязательные кадры. И, мне хочется верить, что всё-таки ко второму случаю пытался быть приближен постановщик. И это у него безусловно удалось. 'Чистилище', без преувеличения, до глубины поражающий фильм. Он не поражает живостью диалогов или профессиональной актёрской игрой, кроме некоторых персоналий (герои Вячеслава Бурлачко (разведчик “Кобра”) и Дмитрия Нагиева (Дукуз Исрапилов)). В первую очередь он поражает визуально. Созданный эффект документальной кино-летописи превосходно влияет на близкое восприятие зрителем данной картины. Натуралистический грим, декорации, жестокие сцены, снятые открыто и без прикрас - всё это вгрызается под корку головного мозга, застревая там не хуже художественных пролётов камеры Алексея Родионова под музыку Олега Янченко на площадке горящей деревни в 'Иди и смотри' Элема Климова. Цитируя реальные фразы реальных военнослужащих, или бросая актуальные комментарии власти РФ устами собственных персонажей, фильм открыто и злобно, с желчью, говорит о бессмысленности не только показываемой в нём войны, но и войн вовсе. Особенный упор лента ставит на '18-тилетних пацанах', которых прямо из военкоматов отправляют в эту истинную мясорубку, в которой они вынуждены складывать свои головы по хотению кого-то сверху стоящего. Такой порядок вещей - ужас цивилизованного мира. Это нечто противоестественное для морали человека развитого, человека современного. И это всё ещё имеет место быть. Более того: сегодня, спустя 20-ть лет после выхода фильма на носители, мир всё ещё таков. Сегодня, когда не стихает война в Сирии, а международные отношения только накаляются, смотреть подобный фильм без слёз и осознания близости чего-то сродни показываемому очень тяжело. Действия, показанные в 'Чистилище' есть уже быль, противоестественным образом ставшие таковой. Потому лишний раз не будет зазорно вспомнить: нет, это не быль. Это - неудобная, ужасающая правда, о которой нельзя забывать. Ежегодно в мире выходят фильмы о войне. Не будем брать Западный рынок, возьмём более приближённые пространства - страны СНГ. Романтизация войны всё больше входит в моду, предпочитая идеи патриотизма идеям антимилитаризма и ужасающей сущности войны как таковой. Такие фильмы как тот же 'Иди и смотри', “Волынь” или, вот, 'Чистилище' - фильмы, которые откровенно, настырно и во всех красках рассказывают, да что там, показывают, что такое война, чего она стоит и почему кроме боли, страха и межчеловеческой ненависти в ней нет места ничему. Будучи противоречивым фильмом, “Чистилище” крайне умело вовлекает зрителя в повествовательную часть, сперва чётко расставляя силы протагонистов и антагонистов, и являя простые и понятные цели что первой, что второй стороны. Позже он углубляется в мировоззрении противников, показывая, что не всё так просто, как может показаться сперва. Это фильм, который под обёрткой из простого сценарного скрипта создаёт нечто многослойное и долгоживущее в плане “переваривания” в голове. Ведь с одной стороны, вроде бы, противник. Но он сражается за свою землю, за свой родной дом – и вот он уже не совсем и плохой. А с другой, вроде как, некто, кто врагом быть априори не может. Но за что он борется? Что он ищет на этой земле? Ответы неуловимой суспензией из порохового дыма и бетонной пыли витают в воздухе над полем боя. Полем, которое является площадкой для искупления грехов что первых, что вторых, и не важно, были или не было этих грехов. Они – на войне, а значит, грехи появятся или уже появились. Визуально поле своей формой отражает цикличность и бессмысленную жестокость каждой войны, а на это уже в очередной раз намекают окончательные титры, идущие на фоне краткосрочной победы, за которую радоваться или нет, находящийся в замешательстве зритель даже и не знает. Это удивительный фильм. В пылу чистейшей животной агрессии он демонстрирует, как создаются военные легенды и пишутся панегирики героизму, не отступая от основной идеи – античеловеческой, аморальной сути всего действа под названием “Война”. Такие фильмы необходимы. Они злы, они будоражат изнеженное восприятие, они декларируют идеи неудобными для многих способами, но потому именно их можно назвать полностью искренними что с собой, что со зрителем. P.S. Спасибо за внимание.
Тема первой попытки наведения конституционного порядка столь странна и неразборчива, сколь тяжела и просто невыносима для множества людей, которых затронуло это горе. Фильм Александра Невзорова – это один из худших вариантов, которые, возможно, происходили в одной далёкой республике. Фильм представляет собой довольно вольную смесь событий, происходивших в середине девяностых. Здесь и казни солдат, и оборона госпиталя, и Ефентьев Алексей Викторович, и Иван Алексеевич Савин ( чьё имя обязано стоять выше футболиста Савина в любом поисковике, при всём уважении ). Здесь и новогодний штурм, и Тухчарская Голгофа, и некоторые другие сюжетные линии, так или иначе перекликающиеся с событиями столь недавними, что и не верится. Нескончаемый информационный хаос интернета и других источников может унести вас в далёкие миры, где наша армия потеряла от 5, до 80 тысяч воинов. МВД говорит одно, матери другое, кино третье, а противник и генералы четверное. Каждый преследует свой корыстный интерес: маленький, или большой, менее кровавый, или более. Кто-то спешит выиграть выборы, кто-то получить независимость, кто-то хочет нефть, гонорар. А кто-то проливает свою кровь, и сложно при этом оценить, нравится ли тебе цифра в 5 тысяч, восемьдесят, или 6, когда единица измерения братья. Вся эта безумная игра – пиар, маркетинг, ведомая политиками, бизнесменами и СМИ – вот самое отвратительное явление, это и есть грех, грех нашей цивилизации. И платим мы за эти грехи подобными горячими точками и судьбами: своими, и наших близких. Читал книги, источники в сети, смотрел телевизор, разговаривал с очевидцами. В единую картину всё услышанное и увиденное никак не укладывается. И что с этим делать, чтоб не повторять ошибок – не знаю. Я знаю одно – Майкопская бригада сгорела, чуть ли не дотла, Пермский ОМОН домой не вернулся. Против трёх, что в августе полегло в могилы Нам оплакать этих года б не хватило...