Чистилище в понимание католицизма - это место, где человек, будучи грешником, может искупить свою вину и ступить-таки в Рай. То есть, Чистилище - это место, где собираются люди разных конфессий и моральных ценностей. Они переживают страдания и тяготы не легче мучеников в Аду, как это было представлено Данте Алигьери в его 'Божественной комедии'. О таком месте и говорит фильм 'Чистилище'. Однако, дабы осознать это полноценно, к этому же месту зрителя сразу отсылает название, в котором как-то совершенно пространно вместо буквы 'т' помещён православный крест (православная церковь отрицает существование Чистилища, о чём Александр Невзоров, человек разбирающейся в этом вопросе, никак не мог не знать, почему я и считаю такой выбор странным и более направленным на популизм и пафос, чем на смысл и аллюзию). Делает этот момент фильм хуже? Нет. Фильм это никак не портит. Более того, его не портит даже сомнительное оформление, неумелый монтаж и изредка прослеживающаяся нехватка времени на пересъёмку некоторых сцен с особенно слабой актёрской игрой. С точки зрения производства фильма в этом виден малый бюджет, сжатые сроки и не самый высокий профессионализм авторов. В своём интервью Юрию Дудю Дмитрий Нагиев про Александра Невзорова говорил: '... берёт камеру, ложится и сам снимает... какая разница, что наблёвано? Зато красиво...'. Вот как раз 'красиво' у Александра Глебовича совсем не получилось. Композиции кадра нет почти никакой. Камера скачет, светошумовой баланс не выдержан. А монтаж - совершенный ужас. Подобным образом монтируют в нескольких случаях. Один из них - курсовая работа второго курса режиссуры. Другой - документальная лента, где зачастую пытаются показать как можно более притязательные кадры. И, мне хочется верить, что всё-таки ко второму случаю пытался быть приближен постановщик. И это у него безусловно удалось. 'Чистилище', без преувеличения, до глубины поражающий фильм. Он не поражает живостью диалогов или профессиональной актёрской игрой, кроме некоторых персоналий (герои Вячеслава Бурлачко (разведчик “Кобра”) и Дмитрия Нагиева (Дукуз Исрапилов)). В первую очередь он поражает визуально. Созданный эффект документальной кино-летописи превосходно влияет на близкое восприятие зрителем данной картины. Натуралистический грим, декорации, жестокие сцены, снятые открыто и без прикрас - всё это вгрызается под корку головного мозга, застревая там не хуже художественных пролётов камеры Алексея Родионова под музыку Олега Янченко на площадке горящей деревни в 'Иди и смотри' Элема Климова. Цитируя реальные фразы реальных военнослужащих, или бросая актуальные комментарии власти РФ устами собственных персонажей, фильм открыто и злобно, с желчью, говорит о бессмысленности не только показываемой в нём войны, но и войн вовсе. Особенный упор лента ставит на '18-тилетних пацанах', которых прямо из военкоматов отправляют в эту истинную мясорубку, в которой они вынуждены складывать свои головы по хотению кого-то сверху стоящего. Такой порядок вещей - ужас цивилизованного мира. Это нечто противоестественное для морали человека развитого, человека современного. И это всё ещё имеет место быть. Более того: сегодня, спустя 20-ть лет после выхода фильма на носители, мир всё ещё таков. Сегодня, когда не стихает война в Сирии, а международные отношения только накаляются, смотреть подобный фильм без слёз и осознания близости чего-то сродни показываемому очень тяжело. Действия, показанные в 'Чистилище' есть уже быль, противоестественным образом ставшие таковой. Потому лишний раз не будет зазорно вспомнить: нет, это не быль. Это - неудобная, ужасающая правда, о которой нельзя забывать. Ежегодно в мире выходят фильмы о войне. Не будем брать Западный рынок, возьмём более приближённые пространства - страны СНГ. Романтизация войны всё больше входит в моду, предпочитая идеи патриотизма идеям антимилитаризма и ужасающей сущности войны как таковой. Такие фильмы как тот же 'Иди и смотри', “Волынь” или, вот, 'Чистилище' - фильмы, которые откровенно, настырно и во всех красках рассказывают, да что там, показывают, что такое война, чего она стоит и почему кроме боли, страха и межчеловеческой ненависти в ней нет места ничему. Будучи противоречивым фильмом, “Чистилище” крайне умело вовлекает зрителя в повествовательную часть, сперва чётко расставляя силы протагонистов и антагонистов, и являя простые и понятные цели что первой, что второй стороны. Позже он углубляется в мировоззрении противников, показывая, что не всё так просто, как может показаться сперва. Это фильм, который под обёрткой из простого сценарного скрипта создаёт нечто многослойное и долгоживущее в плане “переваривания” в голове. Ведь с одной стороны, вроде бы, противник. Но он сражается за свою землю, за свой родной дом – и вот он уже не совсем и плохой. А с другой, вроде как, некто, кто врагом быть априори не может. Но за что он борется? Что он ищет на этой земле? Ответы неуловимой суспензией из порохового дыма и бетонной пыли витают в воздухе над полем боя. Полем, которое является площадкой для искупления грехов что первых, что вторых, и не важно, были или не было этих грехов. Они – на войне, а значит, грехи появятся или уже появились. Визуально поле своей формой отражает цикличность и бессмысленную жестокость каждой войны, а на это уже в очередной раз намекают окончательные титры, идущие на фоне краткосрочной победы, за которую радоваться или нет, находящийся в замешательстве зритель даже и не знает. Это удивительный фильм. В пылу чистейшей животной агрессии он демонстрирует, как создаются военные легенды и пишутся панегирики героизму, не отступая от основной идеи – античеловеческой, аморальной сути всего действа под названием “Война”. Такие фильмы необходимы. Они злы, они будоражат изнеженное восприятие, они декларируют идеи неудобными для многих способами, но потому именно их можно назвать полностью искренними что с собой, что со зрителем. P.S. Спасибо за внимание.
Весь фильм это просто попытка скрыть за эпатажем, который преподносят как «настоящую» войну, дешёвую низкопробную халтуру. Кровь, пот, грязь, моча и прочие субстанции бьют в лицо зрителя тугой струёй. И поначалу это этого удара теряешь дар речи и просто думаешь «Неужели это было на самом деле?». На потом, когда начинаешь присматриваться то обнаруживаешь тотальную халтуру. И халтура в этом фильме во всём! Сюжет Зрителя все события в фильме происходят по тому что «так написано в сценарии» связь между событиями фильма почти не прослеживается. По сути, фильм это один большой перформанс. Логика Почему все они бегут? Почему «Коробочка хорони ребят»? Почему по танку стреляет с дюжину гранатомётчиков, стоящих на открытых возвышениях в полный рост? Почему они ждут пока неподвижно стоящий танк расстреляет весь боекомплект? Почему? Почему? Почему? Фильм вовсе не торопится отвечать на эти вопросы. «Вот лучше посмотрите как было плохо нашим солдатикам хнык-хнык» Персонажи Почти всех персонажей можно описать одним словом. «Этот плохой, этот хороший, этот салага.» Единственный, кого хоть сколь нибудь прописали, это персонаж Нагиева, и то всю его мотивацию свели к тому что «Я вас ненавижу всем сердцем, я вас ненавижу так, что кушать не могу, я просто ненавижу всё русское, и для этого мне не нужны причины» Диалоги Диалоги в фильме абсолютно пустые и сделаны только по тому, что без них обойтись было нельзя. За то, здорово насмешил сотрудник ГРУ. Актёрская игра Её нет. Никому из актёров не веришь, никто не старается. Такое ощущение что режесёр просто вышел на улицу и крикнул 'Кто хочет снятся в кино?' и набрал согласившихся. Декорации, костюмы, спецэффекты Единственное доброе слово в адрес фильма это хорошая атмосфера. Атмосфера реальной войны. Которой не хватает тем же грозовым воротам. Грязь, разруха и война в фильме показана очень реалистично и можно сказать завораживающе. Хорошие костюмы, декорации, относительно хороший монтаж. Ты веришь это обстановке. Веришь что война именно такая. Но на атмосфере фильм не вытянешь. По крайней мере не этот В итоге весь фильм это один большой перформанс. Арт хаус. Такая метафора на ту войну. Необстрелянные солдатики, бессовестное командование, кровожадные боевики. Только проблема этого перформанса в том что в нём стоит фраза 'Основано на реальных событиях' и это главная ошибка. При попытке рассмотреть фильм именно с точки зрения фильма, с сюжетом, актёрской игрой диалогами и прочим мы находим халтуру. Тотальную халтуру. 2 из 10 за хорошую атмосферу.
Январь 1995-ого, начало «Первой Чеченской». В центре сюжета - бои за больничный комплекс в г. Грозном, занятый российскими солдатами во главе с раненым полковником, потерявшим глаз. Между ним и командиром подразделения армии Ичкерии ведется диалог в эфире. Госпиталь постоянно, и со всех сторон штурмуют чеченские боевики. На стороне которых воюют и многочисленные, хорошо подготовленные наёмники: моджахеды, арабы, хохлы и даже негры. Все экранное время занимают интенсивные боевые действия, снятые в полудокументальной, натуралистической манере. Картина изобилует крайне жестокими, и шокирующими сценами насилия, а также нецензурной лексикой. Чистилище –это место, в котором души умерших очищаются от не искуплённых при жизни грехов. «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «Разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!» Псалтирь. Псалом 136-ой. Александр Невзоров заметная личность в истории отечественной, постперестроечной журналистики. Известность приобрёл в конце 80-ых, работая на ТВ в авторской программе «600 секунд». В начале 90-ых стал ведущим передачи «Взгляд». Занимался политикой, выдвигался в качестве депутата в гос. Думу. Участвовал в событиях осени 93-ого у стен Белого Дома, и телебашни Останкино. Создал серию ТВ-репортажей «Наши» из различных «горячих точек» на территории бывших Союзных Республик. Ведущий и автор остросоциальных, поднимающих противоречивые но важные вопросы, телевизионных передач. Позднее занялся публицистикой и выпустил несколько документально-философских книг. Ныне является культовой личностью, и доверенным лицом президента. Ведёт еженедельную интернет-колонку «Невзоров»… Специально начал с создателя, автора оригинальной идеи, сценариста и режиссёра данной картины. Это не какой то сынок именитых родителей, решивший снять «кино про войнушку», в которой сам не участвовал. Этот человек сам много где побывал, и много что повидал. И знает то, о чём говорит не понаслышке. Поэтому глупо говорить, что всё показанное в ленте ложь, и что так на самом деле не бывает… Чеченская война, её начало –вот что в центре картины. Но лишь её «поливая» часть, т.е.-сражения в разрушенном Грозном. Здесь нет чиновников, политиков-бюрократов и кремлёвских махинаторов. Нет и пламенных солдат-героев с патриотическими речами о братстве, чести и долге перед Родиной. Нет пошлых и клешированных сцен в которых офицеры рассуждают о причинах конфликта и мотивируют солдат на победу. Нет моментов в которых солдаты глядят на фото девчат и вспоминают «гражданку». Здесь нечего этого нет. А есть самое важное. Правда. Та, которую не все смогут преломить через себя и вынести. Согласен, такая правда не по зубам. Но это –настоящая война. Без купюр и фальши. И видя многочисленные архивные видеозаписи с тех мест, я могу заявить –фильм производит эффект подлинной, «подпольной» съёмки на видеокамеру. Будто всё снял какой то невидимый и бесстрашный репортёр, решивший показать всю грязь и мерзость этой войны… Войны, на которой неопытные, не умеющие даже стрелять 18-ти летние мальчишки, в обвисшей военной форме мечутся под ливнем пуль, пригибаясь при взрывах. Плачут и сжимают трясущимися от страха руками автоматы, прижавшись друг к другу и сидя в укрытиях –в вонючих и грязных подвалах. Под выкрики боевиков доносящиеся из микрофонов –«Русские, вы все здесь сдохните!». Аккомпанементом в окна осаждённого госпиталя летят отрезанные головы пленённых чеченцами солдат. Мальчишки полные ужаса глазами смотрят на прыгающую по грязным ступеням голову, а один из них говорит –«В прошлый раз тоже к нам башка прилетела, только у той ещё член изо рта торчал». И всё время ведётся диалог в радио-эфире между раненым полковником Суворовым, который даже не знает расположение своих солдат, и его противником Исрапиловым –полевым командиром боевиков и наёмников Дудаева. Показана слаженная и чёткая организация чеченских военных, и их новое вооружение. В то время как войска РФ пользуются устаревшей, ещё советской военной техникой, и в их рядах полный разлад. Свои же зенитчики палят по устаревшей «наводке», не имея связи с воюющей в городе армией, разбитой на мелкие группы самостоятельно обороняющихся солдат. Вот свистят в воздухе мины, гремят взрывы и летят обломки зданий и куски асфальта и промёрзшей земли. Парень тащит по снегу, среди развалин и огня искалеченного товарища, и кричит в рацию «-Борт-4, Борт-4, ответьте, Борт-4, приём. Ответьте, Борт-4 –вы же по своим палите! Борт-4, сука, вы же по нам гады долбите!». А чеченский командир в рацию –«Подождём, сейчас эти дураки друг-друга сами расхерачут»… Кругом –гарь, дым, копоть и сажа. Непрекращающиеся выстрелы и взрывы где то в дали. Всюду развалены и куски покорёженной техники –танки, «ЗИЛы», БТРы. Туда-сюда бегают растерянные солдаты, и матом друг-друга кроют офицеры. Раненых бинтуют в каком то подвале и накачивают наркотой. А в это время боевики кидают в кучу убитых русских солдат, а негры-наёмники мочатся на трупы. Всюду анархия и неразбериха. На вопрос одного бойца из ОМОНа «А где наше командование?», офицер отвечает «-В Москве»… Солдаты между собой говорят не о службе и военском долге, а о…Да не о чём –как и в жизни. Болтают о разном, обсуждают бездарность руководства и решают чисто бытовые проблемы (раздобыть курево и жратву). И глядя на взаимоотношения наших и чеченцев невозможно понять, кто прав а кто нет. И из-за чего воюют и убивают друг-друга эти люди. Вот командир боевиков –Дугус Исрапилов. Бывший хирург, взявший в руки оружие что бы освобождать свой родной город, свою больницу. Ему не нравятся зверства «духов», и он говорит своему другу «-Шервани, нам не нужна эта мерзость. Но если запретить арабам резать бошки, то они уйдут –им станет скучно воевать.» Именно он даёт возможность похоронить павших бойцов, до того как над их телами надругаются жестокие моджахеды. Сцена «похорон» просто ужасает –кучу трупов будут давить танком до тех пор, пока на земле от тел нечего не останется. Хруст костей, чавкающее и хлюпающее кровью мясо и наматываемые на гусеницы кишки –навечно врезаются в память… Смотря фильм начинаешь ненавидеть тогдашнее руководство страны, и особенно алкаша –сидевшего в президентском кресле. И приходит чёткое и ясное понимание того, что эта «компания» была устроена специально теми кто сидел в Кремле. Теми, кто оставил Дудаеву арсенал и боеприпасы. И кто нажившись на страдании и смертях, отправленных туда «восстанавливать конституционный порядок» зелёных, не обученных мальчишек –в последствии благополучно свалил из «рашки». Больно и обидно за униженную армию и погружённый в этот ад мирный чеченский народ… 10 из 10 Этот фильм не о войне. Этот фильм об ошибках политиков, решать которые приходится простым людям.
Тема первой попытки наведения конституционного порядка столь странна и неразборчива, сколь тяжела и просто невыносима для множества людей, которых затронуло это горе. Фильм Александра Невзорова – это один из худших вариантов, которые, возможно, происходили в одной далёкой республике. Фильм представляет собой довольно вольную смесь событий, происходивших в середине девяностых. Здесь и казни солдат, и оборона госпиталя, и Ефентьев Алексей Викторович, и Иван Алексеевич Савин ( чьё имя обязано стоять выше футболиста Савина в любом поисковике, при всём уважении ). Здесь и новогодний штурм, и Тухчарская Голгофа, и некоторые другие сюжетные линии, так или иначе перекликающиеся с событиями столь недавними, что и не верится. Нескончаемый информационный хаос интернета и других источников может унести вас в далёкие миры, где наша армия потеряла от 5, до 80 тысяч воинов. МВД говорит одно, матери другое, кино третье, а противник и генералы четверное. Каждый преследует свой корыстный интерес: маленький, или большой, менее кровавый, или более. Кто-то спешит выиграть выборы, кто-то получить независимость, кто-то хочет нефть, гонорар. А кто-то проливает свою кровь, и сложно при этом оценить, нравится ли тебе цифра в 5 тысяч, восемьдесят, или 6, когда единица измерения братья. Вся эта безумная игра – пиар, маркетинг, ведомая политиками, бизнесменами и СМИ – вот самое отвратительное явление, это и есть грех, грех нашей цивилизации. И платим мы за эти грехи подобными горячими точками и судьбами: своими, и наших близких. Читал книги, источники в сети, смотрел телевизор, разговаривал с очевидцами. В единую картину всё услышанное и увиденное никак не укладывается. И что с этим делать, чтоб не повторять ошибок – не знаю. Я знаю одно – Майкопская бригада сгорела, чуть ли не дотла, Пермский ОМОН домой не вернулся. Против трёх, что в августе полегло в могилы Нам оплакать этих года б не хватило...
Да! Да! Да! Да! Вот это настоящая правда. Истина из грязи, крови, обмана. Но истина! 'Найдите ещё кого-нибудь в мире такого, кто так же любит войну, как и я!' Слова Александра Глебовича подтверждаются его картиной. Что можно про неё сказать? 'Чистилище' после моего первого просмотра стал одним из самых моих любимых фильмов. Одни Невзорова называют шизиком, маньяком, ещё многими нехорошими словами. Другие (к коим причислю себя) - человеком, показавшим правду в далеких 90-х. Сам я там, конечно, не был, но верю Невзорову. Верю людям, которые со слезами на глазах встречают кадры из этой картины. После одного просмотра они уже смотреть не могут - это слишком больно для них. Когда мне 9 мая стучатся в двери, звонят по телефону и кричат радостно в трубку: 'С Днем Победы!', мне становится не по себе. Прошло уже 65 и т.д. лет, а кошмар не могут забыть - это я слышу с экранов. Да, всё верно. Кроме одного 'НО'. Тогда люди, как говорится, сражались за Родину. Они расхаживают с орденами по площадям, получают букеты цветов. Они Боги. Возможно, это сказано жестоко по отношению к ветеранам ВОв. Но я лично в День Победы вспоминаю и о новогодней ночи 94-95... Тогда солдаты гибли НИ ЗА ЧТО... И сейчас это есть, возможно, не в тех масштабах. Эмоции переполняют через край при воспоминаниях. Об этом можно говорить бесконечно, потому лучше поставить точку вовремя и поговорить о самой картине, которая разорвала своим лишь одним появлением на телевидении умы нормального и не очень человека. Реальные кадры. Это уже огромный плюс Александру Глебовичу. Реальность всегда будет, так сказать, в моде, как бы ни трепались фантазеры. В 'Чистилище' нет веры в будущее. В нём нет хотя бы доли сомнения в хреновом исходе (извиняюсь за грубость, но так и есть). Перед просмотром художественной картины я бы рекомендовал посмотреть док. фильм - короткометражку 'Ад'. Там и есть прототипы героев. Об игре актеров и о том, какие мгновения сильнее всего задевают. Игра Дмитрия Нагиева. Его дебют состоялся на высочайшем уровне. Исрапилов - очень сильный персонаж, скованный такими же цепями безнадеги, как и Сугроб в исполнении Виктора Степанова. Роман Жилкин в роли танкиста-мученика, борца за правду - это превосходная работа режиссера по подбору персонажей. И конечно, самого актерского состава. «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Эта фраза с псалома задевает. Насколько правильно она подобрана к фильму, понятно и без слов. 'Ноги... Ноги, бля, отвалились...' - бессильно сказанное танкистом и дальнейшая его участь меня лично, далеко не самого впечатлительного, заставила на несколько секунд отвести взор от экрана. После просмотра картины 'Чистилище' полностью цементируется отвращение к '9 роте' и др. 'стрелялкам' (кроме 'Грозовых ворот' - те ещё как-то держат марку...). Итак, 'Чистилище' как произведение искусства, возможно, отталкивает отсутствием красоты (на первый взгляд), но привлекает своей эмоциональной составляющей. Ну и напоследок могу сказать, что смотреть фильм надо не тем, кто любит 'поприкалываться' и любит 'типа страшно'... 'Чистилище' достойно более разборчивого в этом плане зрителя. Ну а я повторюсь, что шедевр Александра Глебовича Невзорова на деньги Бориса Абрамовича Березовского (чье появление в этой отрасли каждый ассоциирует со своими доводами) мне очень нравится. И, если выразиться словами Невзорова, я пока не нашел кого-нибудь в своем окружении такого, кто так же любит 'Чистилище', как и я... Пересматривая его накануне уже в n раз... 10 из 10
Фильм я посмотрел очень давно, что – то около 10 лет назад. Безусловно, одной из идей режиссёра было так сказать «подставить ножку» в политике Б. Ельцину. Отрицать «сей факт» было бы смешно. Не будем отрицать и того, что целью автора была идея показать часть правды населению с целью создания общественного мнения. Причины и мотивы могли быть разными. Но, не смотря ни на какие мотивы этот фильм наиболее достоверно передаёт события, развернувшиеся при бое в госпитале. Я сейчас говорю не о хронологической достоверности, но именно обо всей атмосфере ужаса не только того боя, но и всей первой антитеррористической операции в Чечне. Многие не верят, что в российской армии царила такая анархия и несогласованность в действиях, что даже «миномётили» своих. Друзья мои вы жестоко заблуждаетесь. Всё было гораздо хуже, если не сказать больше, просто режиссёр установил планку кровавости событий и не стал показывать и десятой доли того, что было на самом деле. Молодые и необстрелянные солдаты, которым отрезали головы? Офицеры, с убогими радиостанциями Р – 148, Р -159, напоминающими маленькие гробы? Чудом выживший в развалинах Т – 80, сыгравший напоследок ключевую роль в сюжете фильма? Не верите? Зря! А то, что слабосильные ряды мотострелков и «дыры», образуемые стыками подразделений вечно затыкали десантниками и спезназовцами? И наша элита гибла в мясорубке в результате бездарного командования. Все актёры сыграли очень реалистично, поэтому и фильм смотрится как документальное видео (хотя сама картина имеет жанр псевдодокументалистики). Спецэффекты обсуждать не вижу смысла. Этот фильм нельзя назвать любимым или пересматривать его много раз. На это, пожалуй, способны только люди с психическими отклонениями. А что до правды, то всю правду о той войне не вместит в себя ни один фильм, да и не каждый архив. Много вопросов, возникает при просмотре: научимся ли мы когда – нибудь воевать профессионально? Почему на протяжении всей русской истории мы несём такие большие потери? Почему не учимся даже на своих ошибках? Почему наш потенциальный противник (НАТО) никогда не несёт таких потерь даже в масштабах целых оккупированных государств? Вывод: рекомендую к просмотру для мужской половины, при этом, если вы впечатлительны, то не смотрите на ночь. Смотреть рекомендую для того, чтобы не допускать таких кровавых ошибок. Оценку не ставлю. Не смогу поставить…
Во время написания этой рецензии я первоначально пытался описать сюжет фильма, но через какое- то время понял, что это бесполезно. На мой взгляд, пересказывать увиденные мной в фильме сцены жестокости бессмысленно и банально, ровным счетом так же как писать о моих многочисленных попытках посмотреть этот фильм от начала и до конца, не выключая воспроизведение. Поэтому я решил создать в этой рецензии некий облик, так сказать силуэт киноленты и добавить в него некоторые свои размышления, связанные с этим фильмом. `Чистилище` Александра Невзорова - одна из самых спорных лент отечественного кинематографа. Её неординарность сразу бросается в глаза. Она не оставит равнодушным никого. Никого в этой стране. Еще ни один военный фильм, особенно из формата кинокартин, которые мы привыкли смотреть из года в год на наших голубых экранах на 9 мая и 23 февраля, не обладают такой сильной негативной окраской и в тоже время таким мощным патриотическим зарядом, как этот. Этот фильм можно сравнить с ударом, ударом точным и болезненным, ударом запрещенным. Раны оставленные таким ударом заживают долго и продолжают ныть всю жизнь. Так же и этот фильм оставляет раны, только не на теле, а в мышлении, в душе и что самое болезненное в самолюбии. Я как и множество зрителей привыкших во время просмотра военных фильмов, как бы переносится в зону боевых действий, наблюдать за происходящим глазами, то командира Красной Армии, с рвением объясняющим что-то офицерам, сидя за картой и попивая чай в стакане с подстаканником в своем штабе- блиндаже, либо лихого артиллериста, приказывающего заряжать, нацеливать, стрелять и так раз за разом повторяя цикл уничтожать вражескую силу, прущую со всех сторон и из всех щелей. Или самое частое- глазами морпеха США, накачанного в спортзале мужчины в футуристической амуниции, хватающего после длительного монолога о своей судьбе супер современное оружие и бегущего убивать всех подряд в какой- нибудь вымышленной стране во имя демократии. В данном случае все по-другому. Мы смотрим глазами различных людей, образы которых нельзя вставить в рамки обычного стереотипа воюющего человека. Весь фильм пронизан темой `противостояния`. Противостояния людей, идеалов, религий и обыкновенных взглядов на жизнь. Происходящее в фильме тяжело описать или пересказать. Можно описать обстановку полуразрушенной городской больницы облепленной горящими боевыми машинами, застрявшими, в грязи вперемешку со стреляными гильзами. Можно описать людей воюющих по обе стороны: озлобленных защитников больницы, потерявших человеческий облик, получающих непомерное удовольствие от собственной жестокости, алчности и безнаказанности. И о непрерывно штурмующих ее солдатах гибнущих непонятно за что, но продолжающих исполнять свой долг, прописанный уставом. Можно пересказать диалоги наемников, бойцов спецназа ГРУ, танкистов, командующих с обоих сторон и остальных действующих лиц, но это все создаст весьма размытую картину происходящего в фильме. Здесь вполне уместно будет сказать: `лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать)`. `Чистилище` - это кино не для всех. Это фильм для людей, любящих историю Нашего Государства, для людей, понимающих, что в нашей истории есть и черные и белые страницы. Выбор за Вами. 10 из 10
«Чистилище» - это почти два часа полного шока для неподготовленного зрителя, то есть почти для всех, ведь как можно к такому подготовиться? С первых же кадров перед нами разворачивается насыщенное болью и кровью действие, и это действие никак не останавливается, оно только набирает обороты. Это не прикрытое и загламуренное высокими технологиями кино, наподобие «Падения 'Черного ястреба'», хотя тот же «Черный ястреб» кино отличное, но не русское и не вызывающее доверия, там все построено на том, что если американский солдат и умирает, то забирает с собой как минимум с десяток африканцев. И это не фильм ВВС, любящей снимать фильмы про то, как плохо жить на планете и скоро мы все умрем из-за загрязнений, глобального потепления или захвата планеты зелеными человечками. Это то, что называют настоящей войной, хотя бы настоящей для телевидения. Хотя я и не воевал и войны кроме как в документальных фильмах не видел, но мне почему-то кажется, что настоящая война выглядит именно так. Война, насилие – то, что появилось раньше, чем деньги и рыночные отношения. Многие говорят, что насилие опьяняет, но каким же надо быть уродом, чтобы это нравилось? Если в этом фильме показали чистилище, то какой же тогда ад? Кино хоть и патриотическое, но явно не государственное. Зачем государству тратить на это деньги, если такое кино «отшибет» желание служить в доблестной русской армии, такое явно не входит в государственную программу. Лучше уж снимать «Гитлеры Капуты» да «Артефакты», ведь там все хорошо, все просто замечательно, а главное все правда! Вот именно такой и является российская действительность. Порадовал, если, конечно, в фильме есть чему порадоваться, Дмитрий Нагиев, в своей роли Дукуза Испрапилова. На экране он воплотил человека с достаточно странным стайлом. Начиная от его постоянно зеленых сигарет «SOBRANIE», которые по идеи должны быть в пачке разноцветными (я знаю, потому что сам такие курю), это уже странно. А характер у персонажа… каком характер. С одной стороны жесток, а с другой не так жесток как его товарищи. И цели у него более благородные, чем у всех других – отбить свой город, свою больницу… только средства жестоки. И пусть в фильме много киноляпов, здесь и подымающаяся грудь трупов, и их же мигание… Но все это не так важно в сравнении с тем, что получилось в итоге. Этот фильм нужно смотреть всем, чтобы у большинства отбило навсегда желание развязывать войны! 10 из 10
Когда впервые смотришь этот фильм невольно закрываешь глаза... нельзя сказать, что интересен, нельзя сказать, что все показанное - правда... но, когда разговариваешь с людьми, которые были там, понимаешь, что 'Чистилище' - один из мизерного числа фильмов, который открывает глаза на правду. Отправленные в бой 18-летние парни, не прошедшие 'учебку', просто гибнут... На вопрос 'где начальство?' - получают ответ 'в Москве!'... и не надо даже думать, чтобы понять кто создал АД на земле. Здесь нет пафосных фраз, которыми так изобилует любой фильм о войне, нет рассуждений о войне. Окунувшись полностью в это действо оказываешься там, чувтсвуешь их боль... с первых минут просмотра нападает дикий страх... Более патриотичных фильмов, снятых в эпоху Российской Федерации, я не видел. Не один фильм не заставлял меня так сильно уважать военнослужащих нашей страны, и чувствовать сострадание к тем у кого в памяти свежи те события... 10 из 10
Пожалуй, эта картина самая шокирующая не только для нашего кинематографа, но и для всего мира в целом. Хотя, признаться честно, «Чистилище» Невзорова имеет большую ценность для России, чем, скажем, для западных заокеанских стран. И дело здесь не только в реалистичном и правдоподобном воссоздании чеченской войны на экране, но и в том, что печальные события, происходящие на экране, без всякой кинематографической наживки могут быть не съёдобны для того, кто эту войну изучал по книгам и учебникам. Картина изначально не рассчитана на большую аудиторию, поэтому все ходы и приемы, штампуемые в кинематографе, стоит на время забыть. Действия кинодебюта Невзорова разворачиваются 4 января 1995 года в городе Грозном, где ожесточённо идут бои на развалинах городской больницы. Никакого предисловия нет, и режиссёр сразу беспощадно кидает в разгары самых перестрелок, взрывов и криков боли и отчаяния. Нам не дают время для рассмотрения действующих персонажей, нет поучительных лекций перед битвой и глубоких вздохов мужества, есть только война, которая превращается в настоящий ад. Полковник с выбитым глазом и сочившейся кровью из глазницы, оскорбительные выстрели по гениталиям, отрезание головы молодому парню – ведь это всё только начало, показанное в первых двадцати минутах фильмах, ну а что же будет дальше? Готовы ли вы ко всему этому или нет, Невзорова не сильно волнует, он всего лишь без всяких приукрашиваний и умалчиваний показывает такую войну, которая и была на самом деле. Ад, который заставляет оцепенеть от увиденного, полностью погрузиться в этот тошнотворный кошмар и почти на себе испытать всю боль войны, почувствовать во рту горьковатый привкус и с содроганием смотреть на захоронения бравых ребят гусеницами танка. Кажется, что приказы полковника, оцепеневшего от числа погибающих с каждым новым часом молодых бойцов, уже ничем не способны кардинально изменить ситуацию, но нельзя сдаваться чеченцам, наёмники которых всячески горазды издеваться над трупами русских солдат. Уж лучше смерть под пулями, чем постыдный расстрел в прямом эфире по рации. Но может всё же есть надежда… При щепетильном рассмотрении картины, можно углядеть некие схожести со многими военными драмами, но на то он и жанр как таковой, ведь даже для одного дня, для одного эпизод, нужно найти героя, который своим поступком даст пример для подражания многим другим бойцам, а уж они постараются не упасть в его глазах, и будут продолжать начатое дело. Вот и в этой картине находится такой герой, который меняет позиции в этом дне войны, только уж больно смотреть на постигшую его участь. Реалистичные съёмки войны, безжалостный для зрителя сценарий, гнетущая, выбивающая из повседневного восприятия обстановка военных действий, боль, крики, отчаяние и мерзость – всё это соткано в мощную почти документальную картину. Она будто молотом бьёт по голове, пытается достучаться до самых низов нашего восприятия и как на ладони подносит к глазам то, о чём не принято говорить, а легче умолчать и может быть с годами даже забыть. Может, такие картины, неподдающиеся негласному кинематографическому показу, и не стоит выпускать на белый свет, так как не несут в себе целостного и лояльного подхода к массовости зрителей. Но всем никогда и ничем не угодишь, и любой шедевр в киноиндустрии обязательно подвергнется хоть малой критике, ну а что говорить уж про жестокую картину «Чистилище», которая по всем рамкам выбивается из списка военных драм. Не так много прошло лет с окончанием этой войны и воспоминания ещё свежи и может, пройдёт ещё много лет, прежде чем эта шокирующая картина будет оценена по достоинству или же забыта навечно, но только у ветеранов чеченской войны происходящие события никогда не смогут забыться. Памяти погибших солдат…
Войну видели? Нет? Я вам скажу, что такое война. Война - это грязь, кровь, смерть, звериная жестокость и холодная безжалостность профессионалов. Всё это и умудрился нам показать Александр Невзоров. С одной стороны - чеченцы, потерявшие человеческий облик, режущие на куски захваченных в плен и глумящиеся над трупами убитых противников. С другой - молодые солдаты Российских Вооружённых сил, неподготовленные к ведению боевых действий, брошенные в самое пекло, но не сломленные духом, готовые сдохнуть, но не отступить. А между ними - горстка бойцов отряда специального назначения ГРУ Генерального штаба Министерства Обороны, для которых война - обычная работа, которую они и выполняют, спокойно и уверенно. Я не буду говорить, что 'так оно и было на самом деле'. Советую всем заинтересовавшимся посмотреть д/ф Невзорова 'Ад'. Половина реплик оттуда использована в 'Чистилище'. Лучший фильм о войне из всех, что я видел. Больше чем шедевр. Фильм, при просмотре которого сжимаются кулаки, а на глазах выступают слёзы (не только у людей, не сталкивавшихся с войной, но и у ветеранов, прошедших Афган и Чечню). Всем мужчинам - взять себя за шкирку, сесть перед экраном и смотреть. Смотреть до конца, не отрываясь.
Самый сильный фильм о войне который довелось увидеть. Никогда война не была прежде показана так реалистично. Картина, без всякого преувеличения, потрясает и разум, и душу. Подобный фильм редкое явление, особенно для российского кинематографа.
Существуют разные виды фильмов. Некоторые смотреть просто легко, другие берут за душу и оставляют кучу мыслей в голове, а есть, на мой взгляд, такие фильмы, которые должен посмотреть каждый уважающий себя человек, чтобы не отдаляться от действительности. Первым таким фильмом для меня стал 'Список Шиндлера'. Вторым - совершенно неожиданно - 'Чистилище'. Войны, к сожалению, случаются в мире гораздо чаще, чем того хотелось бы. И если представлять войну, например, как она показана в фильме 'Спасти рядового Райана', то кажется, что ничего особенно плохого-то в ней нет, просто люди проводят время вдалеке от дома, носят с собой оружие, философствуют и иногда в кого-нибудь стреляют. И, конечно же, помогают всем на своем пути. И не дай Бог, у кого-нибудь сложится представление, что война - это не так уж и плохо! Война это ужасно, это очень тяжело. А для простых рядовых чаще всего - не очень-то и понятно. У них одна цель - выжить и убить врагов - тех, кто пытается убить их самих. На войне мало правил, чаще всего это ад, где постоянно что-то взрывается, кто-то умирает. И один человек в ней - ничтожная песчинка. Все, кто пережил войну в один голос говорят, что ничего хуже не бывает и не может быть. Это крайне важно помнить всем!
Один из самых шокирующих фильмов из всех, что я видел. Примерно также меня шокировал, пожалуй, только 'Страсти Христовы '. Это самый сильный фильм о войне, по моему мнению. Невзоров поднял планку очень высоко. На протяжении всей картины слышны взрывы, автоматные и пулеметные очереди, крики, стоны и т. д. Масса жестоких кровавых сцен: отрезанные головы, которые затем на гранатометах запускают противнику; намотанные на гусеницы танка внутренности; прибитый к кресту танкист с оторванными ногами и дальше в том же духе. 'Чистилище ' действительно отправляет в нокаут! Но больше меня поразило не все это, а просто потрясающая игра актеров, которые подобраны идеально! Дмитрий Нагиев в роли чеченского полевого командира великолепен! В эпизоде, когда он разговаривает с русским танкистом, происходит, на мой взгляд, самый важный диалог в фильме. Виктор Степанов в роли русского полковника также поражает! Между ним и чеченским командиром на протяжении всего фильма идет разговор по рации. Очень сильный ход, вне всяких сомнений! Также давал жару спецназовец, после каждого слова говоривший 'на '. Неимоверно мощный персонаж! Просто дух захватывает, когда смотришь на все это! Невзоров явно ставил задачу нокаутировать зрителя, шокировать и еще долго не отпускать. Этого можно было достичь только одним способом: показать войну как она есть, без всяких приукрашиваний. И выполнил он ее на сто процентов! Конечно же, 'Чистилище ' показывает не только реалии войны. Картина вообще бросает вызов всей несправедливости, происходящей в стране, всему этому хаосу и беспределу. Помнится, что когда фильм показывали по одному из центральных каналов, было следующее предупреждение: 'Не подпускайте к экрану детей. Также не рекомендуем смотреть этот фильм впечатлительным людям '. Вот это было очень разумно! Кино это для довольно узкой аудитории, так мне кажется. Отдельный респект Нагиеву за Тугуза Израбилова. 10 из 10
Отмечу: на мой взгляд, один из самых лучших фильмов о войне - никакие 'Спасти рядового Райана' и '9 роты' и рядом не стояли. Окунаешься в эту напряжённую атмосферу с самого первого кадра. Сильно. Жёстко. Душераздирающе. Здесь нет никакой набившей оскомину голливудщины - солдат, покрытых кровью и грязью и почему-то при этом с идеально белыми зубами, сисястых валькирий с напомаженными мордами, аккуратно, будто только что выщипанными бровями и пышными шевелюрами, философских пафосных бесед под пулями в окопах. Читала отзывы о фильме - меня поразили высказывания вроде 'Сняли дешёвку, показывают одну грязь, матюкаюцца!'. Да, грязь, а разве война не грязь? Особенно гражданская. Особенно чеченская 95-го, в стране, которая и так фактически дышала на ладан. Актёрскую игру отмечу отдельно. Видя мужество и бесстрашие русского танкиста - невольно начинаешь шептать: 'Ну давай, порви их сук! Ты сможешь!!'. К герою Нагиева - ичкерийскому вояке, прежде - врачу-хирургу, и находящимся у него в подчинении разнонациональным наёмникам возникает с самого начала дикая ненависть - такая, что перехватывает дыхание и натужно сжимаются кулаки. В общем, если перейти на диалект Станиславского, тогда смело можно сказать 'Верю! Невозможно не поверить!'. 10 из 10
Я знаю много хороших фильмов о войнах, но, как ни удивительно, мало какие из них отражают ощущения ужаса, лютого гнева и безысходности, а ведь именно эти чувства буквально витают в воздухе на поле сражения. Именно этим духом дышат участники войн, какими бы смельчаками и героями они при этом ни были. И далеко не каждая военная картина пытается эти ощущения передать зрителю... Фильм «Чистилище» 1997 года — как раз исключение из указанной закономерности. Взяв за основу едва ли не самую провальную военную операцию в истории нашей страны, — штурм города Грозный зимой 1994—1995 годов, — создатели картины с первых минут погружают зрителя в какую-то бездну всего самого плохого, что встречается на этом свете. Местами даже кажется, что происходящее нереально — настолько зашкаливает практически демоническая, абсолютно противоестественная жестокость отдельных сцен насилия. Но в итоге всё равно оказывается, что на войне всё именно так и происходит. И тогда становится и в правду не по себе. Российская возрастная классификация фильма (с 2012 года) — 16+ (что очень странно, лично я бы поставил 18+, потому что этот фильм явно стоит относить к шок-контенту).
Фильм 'Чистилище', на мой взгляд, идеологический спецзаказ. Из справочника: 'Автор сценария, режиссёр-постановщик, продюсер — Александр Невзоров; Генеральный продюсер — Борис Березовский'... Дело в том, что в 1997 году либералам-западником надо было поднять антивоенную пургу, за это и заплатил Березовский. А Невзоров - снял... Видно, что фильм снимался в спешке. Вероятно, отсюда масса логических нестыковок. Например: в начале фильма стреляют из снайперской винтовки в расстояния в 30 метров. Это сложно (прицел ограничивает видимость) и бессмысленно. Далее - зачем кричать одновременно в три мегафона? Потом нарушаются законы физики: как можно запустить фрагмент тела человека, привязав его к выстрелу-гранате гранатомета, при этом этот фрагмент не разорвался?.. Или как может свистеть в полете мина и затем взорваться... внутри целого помещения? Где законы баллистики? Дальше - потеря смысла действий. Российские танкисты зачем-то месят трупы своих солдат. Чтоб враг не издевался над павшими? А какая разница, кто изуродовал трупы, - враг или свои танкисты? Нелогичные диалоги, несуразица в поступках, и так весь фильм. Видно, что при съемках торопились, во-первых, поспешить освоить бюджет заказчика, во-вторых, сэкономить на всём, что можно... Весь фильм - измышления странного, спорного, часто чудаковатого очень творческого человека на деньги впоследствии сбежавшего из своей страны нечистого на руку олигарха. А там, где есть идеологические заказы, грязные деньги, одиозные авторы, там есть всё - грязь, кровь, пот, слёзы, садизм, огонь... Там есть всё. Только там нет Его Величества Кинематографа...
Как известно, в 1994-1996г. наша страна ввязалась в крайне кровопролитный, трагический, ужасный и позорный период под названием Первая Чеченская Война – одно из ужасных последствий распада СССР. Эта война обнажила некомпетентность верховного командования, не подготовку солдат, переоценка собственных сил и. т.д. Неудивительно, что в 90-00-ых гг. про эти войны снимали много отечественных фильмов, причём довольно хороших: Блокпост, Война, Грозовые ворота, Кавказская рулетка и др. Но не один из этих фильмов даже близко не подобрался к «Чистилище» фильм, который в 1997г. снял главный атеист России и лучший косплеер булгаковского Воланда - Александр Невзоров. Атмосфера. Вот первое, что западает в глаза. Чистилище – максимально жестокий фильм. Он снят в документальной манере, что уже придаёт атмосферности. Весь фильм мы видим только сплошные боевые действия и всё. С самого начала, неудачной посадкой раненных в автобус, фильм бросает в это безумие. Нам показывают уничтоженный Грозный; грязных и раненных солдат. При этом в фильме нет цензуры, и солдаты откровенно и много матерятся. Нам показывают, как боевики отрезают головы и мочатся на трупы. Но самое ужасное не это, а то, что фильм погружает в атмосферу страха и безнадёжности. Ведь фильм про то, как отрезанная от своих, группа российских солдат пытается удержать больницу от превышающих числом боевиков. И они в ловушке! Подкрепления нет, свои ведут по ним же артобстрел, связи нет, большая часть солдат – новобранцы, даже командир потерял глаз. И смотря всё это у тебя невольно сжимаются кулаки от злости и беспомощности. Лично я думал только об одном, что хочу чтобы солдаты выжили и уничтожили этих боевиков. Даже одна единственная мелодия фильма и та режет по ушам. Мне кажется, пригласи в качестве композитора Ханса Циммера или Джона Уильямса, никто из них бы не написал музыку лучше. Персонажи. Все герои фильма смотрятся очень натурально и аутентично, словно сами только что с фронта. Лично я такую схожесть с реальностью наблюдал только у советских актёров в военных фильмах. Прежде всего речь о полковнике (Виктор Степанов) – реально боевой командир, который даже с одним глазом и кучей испуганных призывников не собирается отступать, а хладнокровно командует. Дмитрий Нагиев в роли Дукуза Исрапилова – вот что реально удивляет. Нагиев сейчас известен своим образом мачо и ловеласа и в последних фильмах и сериалах он ведёт себя именно так как и в жизни. Чистилище же — это редкий пример, когда Нагиев именно – играет. Хоть это и странный выбор, возможно повлияло то, что Нагиев тогда был звездой «Осторожно, Модерн» (косвенно это доказывает, что и Сергей Рост тут), но надо признать, Дукуз Исрапилов очень запоминающийся и колоритный персонаж, который реально пугает своей эмоциональностью и экспрессивностью. Нагиев смог. Также стоит отметить танкиста Григоращенко – молодой, но храбрый парень. И конечно же «Кобра» (Вячеслав Бурлачко) который всё время говорит «на». Вот кто главное золото этого фильма. Смотри я «Чистилище» в детстве, я бы считал Кобру героем круче любого Сталлоне. С первого же момента появления – расстрела боевика из фургона он приковывает внимание. Глядя на него, я вспоминал фразу Дж. Оруэлла – «Мы спокойно спим по ночам, потому что есть люди, которые нас защищают» и Кобра это он. Если бы вся российская армия была как он, мы бы давно захватили мир. Сюжет. Про интенсивные боевые действия и атмосферу уже сказал. Какими ещё моментами цепляет фильм? Он показывает российских солдат бесстрашными храбрецами, несмотря на весь кошмар и халтурность командования. В фильме объясняется почему солдаты не могут покинуть больницу, солдаты прорываются к комплексу на танке под обстрелом противника. Понравился момент как полковник, по-хозяйски, отчитывает спецназовцев что они «до сих пор» не уничтожили снайперов. Этот момент показывает, что они не теряют профессионализма в критической ситуации. Они храбро воюют до последнего: как они стреляют по снайперам, как на фургоне прорываются в больницу, при этом пуская злые шутки и много таких моментов, смотря которые ты реально гордишься ими и тебя берёт патриотизм. Но что ещё понравилось – Исрапилов. Его приспешники: негры, литовки, украинцы, афганцы — это конечно жесть. Сам Исрапилов тоже показан как жестокий и беспощадный командир. Но при этом в нём есть и «человеческая» сторона. Говорится, что он бывший хирург, он переживает за свою уничтоженную больницу, ему не нравятся отрезания голов (хотя он и не вмешивается в это). Кульминационный момент – его разговор с Григоращенко. Подоплёка. В ходе фильма, герои и Невзоров много раз проходятся по российскому командованию. Полковник ругает Павла Грачёва – тот который говорил, что Грозный можно взять одним полком за два часа. Нам показывают некомпетентность российского командования, которое не смогло организовать должного штурма, и куча молодых солдат из-за этого погибли. И ведь это не преувеличение Невзорова. В книге «Дневник окопного генерала» Геннадия Трошина тоже описываются кресты с солдатами в окнах; бездарность военных действий, вроде того что у наших не было связи и они штурмовали город без разведки; закулисные интриги со стороны Березовского и Лебедя и др. После всего этого не понимаешь, как наши вообще чего-то там в Грозном достигли с таким уровнем военных действий? Вывод: Я крайне негативно отношусь к личности Александра Невзорова. Этот человек называл ржевский мемориал – сталинским солдатом в дранной юбке, а Зою Космодемьянскую – шизофреничкой. А если почитать про него на википедии, то становится понятно, что это вечно переобувающийся человек. Не удивлюсь если выяснится, что Чистилище он снял, выполняя чей-то коммерческий заказ, может того же Березовского. Но, за Чистилище я считаю ему надо поставить памятник. Ибо это лучший фильм о чеченской войне! Он антивоенный, потому что показывает всю военную жуть без прикрас; но в тоже время он патриотический, потому что показывает, как российские солдаты сражаются несмотря не на что. Он показывает чеченских боевиков безжалостными зверьми, которым помогали такие же звери из других стран; но в то же время Исрапилов показан и как человек, со своей плохой, но идеологией. Он макает зрителя в ошибки страны того периода; но он же пробуждает патриотизм и гордость за своих же солдат, причём не осуждая саму войну, а показывая, что она велась за правое дело. И снял всё это за мизерный бюджет, без Фонда кино, на энтузиазме не профессиональный режиссёр, а журналист. 10 из 10
Дисклеймер 1: данная рецензия в высшей степени субъективна и отражает исключительно мою интерпретацию рассматриваемого фильма. Моя точка зрения может отличаться от точки зрения читателей этой рецензии, точки зрения авторов картины, моей же точки зрения в будущем (what) и точки зрения всех прочих лиц. Дисклеймер 2: в данной рецензии не рассматриваются и не анализируются: - личность режиссера - политический подтекст - конкретные исторические события - достоверность изображения конкретных исторических событий - фактические неточности Речь пойдет исключительно об эмоциональном воздействии фильма на зрителя. «Чистилище», впервые просмотренное мной на волне интереса к военно-исторической тематике в весьма юном возрасте, произвело на меня колоссальное впечатление и производит его до сих пор при каждом повторном просмотре. Оно шокирует, наглухо прибивает скобами к полу, дробит череп прикладом, разъедает мозг белым фосфором, а потом просто заканчивается. Живи, дескать, с этим теперь как хочешь. И только заглавная (и единственная, впрочем, она вполне самодостаточна) музыкальная тема, да свист рассекающих воздух минометных снарядов продолжает стоять в ушах. На мой взгляд, это один из лучших фильмов о войне как таковой именно из-за безупречно созданной опустошающей атмосферы грязи, беззащитности, отчаянья, выдранных кишок и перемолотых костей, которая обволакивает зрителя, просачивается в тело, плотно налипает на органы и душит. В этом плане лента Невзорова вполне сопоставима с, например, легендарным «Иди и смотри» (подчеркиваю, имеется в виду именно эмоциональное ощущение от картины, а не кинематографическая сторона с профессиональной точки зрения). На руку этой атмосфере играют и фундаментальные особенности, такие как псевдодокументальный стиль съемки, делающий зрителя максимально отстраненным, но при этом все же непосредственным участником происходящего (вспоминается замечательный «Человек кусает собаку»), и более мелкие детали, вроде монотонного женского голоса, переводящего разговоры прибалтийских девушек-снайперов об отстрелянных гениталиях. Ну и собственно, то, ради чего вышеупомянутая атмосфера и выстраивалась. Эта картина не просто тяжелая, некомфортная и «чернушная», каковой ее многие клеймят. Она действительно заставляет пересмотреть свои взгляды, переосмыслить понятия войны (и войны в целом, и войны, как политического инструмента), идеалов, героизма, жертвенности, в очередной раз оценить соразмерность набивших оскомину «целей и средств». Но главное, она заставляет переосмыслить образ войны в массовой культуре. Поскольку большая часть живущих людей (включая меня), полагаю, никогда не принимала участия в боевых действиях, соответственно, представление от том, что они из себя представляют, у нее формируется на основе книг, мемуаров, пропаганды, рассказов участников, даже игр, но чаще всего – на основе военных фильмов. И в этих фильмах авторы тоже в основном стремятся показать «ужасы войны»: в них тоже убивают, тоже страдают и теряют боевых товарищей, однако в абсолютном большинстве картин все это выглядит вылизано и лощено, и служит лишь фоном для демонстрации крутости/героизма/личных историй героев (в зависимости от специфики и направленности фильма). Взять хоть культовый эпизод высадки союзников в Нормандии из «рядового Райана», где объектом наблюдения является сама жестокость - казалось бы, тут и пулеметы, десятками косящие десантников, и солдат, в оцепенении бродящий с собственной оторванной кистью в руке, и распотрошенный молодой парень, отчаянно зовущий маму, и вообще, все блестяще снято и действительно цепляет – но все равно невозможно отделаться от привкуса стерильности и некой пластмассовости происходящего. Мысленно возвращаясь к тому возрасту, когда я впервые увидел «Чистилище» (ну, вы помните, весьма юному), я ловлю себя на том, что, отсмотрев предварительно того же «Райана», «Черного ястреба», да даже «Брестскую крепость» и еще тонну такого кино, сам хотел непременно повоевать, и, подозреваю, таких, как я, много. О влиянии военных фильмов с рейтингом 12+ на ЦА, где, разумеется, и близко не показать того, что описывалось в предыдущем абзаце, и говорить не приходится. Да у них и задачи другие, войне ведь нужны молодые – как говорил один печальный географ, «потому что глупые и смерти еще не боятся». Да и зачем ее бояться, если выглядит все вовсе не так страшно. Резюмируя. Так вышло, что мы узнаем о том, как люди убивают других людей, куда раньше и проще, чем о том, как они других людей делают. Тема войны оказывается как-то легче и естественнее для восприятия чем, на мой взгляд, должна быть. Но «Чистилище», в котором, подобно другим картинам жанра, тоже есть место и героизму, и доблести, показывает их в верных пропорциях с мерзостью, шок-контентом и отвратительной сутью войны, о которой при показе боевых действий частенько забывают, либо пытаются максимально ее рафинировать и обезопасить, дабы зритель, не дай бог, не поранился. Здесь же – жестоко, бескомпромиссно, прямолинейно, иногда, быть может, с уместным «чересчур». Лента буквально принуждает по-настоящему осознать смысл слов «война – это страшно». Замечательный гуманистический и антивоенный манифест. Браво.
Невероятно сильный, страшный и реалистичный фильм о войне. Первая чеченская кампания. Город в руинах. Озверевшие боевики, готовые рвать зубами всех, кто встанет у них на пути, а также тех, кто не разделяет их взгляды. Подкрепление в виде боевиков из дружественных мусульманских государств. Наёмники, работающие за деньги. Просто ожесточённые люди, прошедшие другие войны или имеющие иные причины взять в руки оружие и нашедшие подходящую площадку для «выпуска пара». И российские солдаты, офицеры, спецназовцы. Многим ещё только-только исполнилось 18 лет. Несколько матёрых военных, на которых держится боевой дух и благодаря которым строится военная тактика. И один полковник, на котором держится всё. И это настоящее «Чистилище». Здесь нет места слабости, жалости и справедливости. Нужно побеждать свой страх, ломать обстоятельства, и идти через огонь, иначе всё зря. Все эти страшные смерти, оторванные конечности, разрушенная психика и разрушенные жизни. Пожалуй, я ещё никогда не видела военного фильма реалистичнее этого. И страшнее этого. Никакой голливудщины, фильм снят в 97 году. Сама съёмка ведётся так, что ты ощущаешь, будто смотришь военную хронику, полевую документальную съёмку. Оператор работает в горячей точке, в самом пекле и показывает войну изнутри – без прикрас, без купюр. И ты безоговорочно веришь происходящему и благодаришь небеса за то, что никто из твоих близких не был там. Персонажи не похожи на типичных героев военных фильмов – это живые люди. Очень разные. С разным боевым опытом, жизненным мировоззрением, набором внутренних качеств и отношением к происходящему. И потому они такие настоящие. И там есть герои. Истинные герои, за принятием решений которых смотришь с практически остановившимся сердцем. Главный антагонист и его соратники вызывают настоящий ужас. Ужас тому, насколько жестоким можно быть по отношению к другим людям. Предельно, запредельно жестоким. Воевать можно тоже по-разному, как и добиваться своих целей. То, что я увидела здесь поразило меня – мало кто из всеми известных военных противников нашей страны отличался такой жестокостью и беспринципностью. Безоговорочно рекомендую фильм всем, кто интересуется жанром военного кино, не боится сцен без купюр и хотел бы увидеть истинных героев военного времени. 10 из 10