Пусть вас не вводит в заблуждение изящное слово 'декамерон' (собрание 100 новелл Джованни Боккаччо, написанные в 14 веке, если кто не знает).Создатели фильма этим красивым словом легко и непринужденно решили прикрыть нагромождение нелепых сюжетных линий, объединенных один местом действия, и целую войсковую часть плоских картонных персонажей. Ничего общего, кроме названия, фильм Андрея Прошкина с великим литературным произведением раннего итальянского Ренессанса, которое оказало влияние на всю мировую литературу, не имеет, что подчеркивает слово «солдатский». Замысел фильма, видимо, был в том, чтобы постебаться над армией, над командным составом, над солдатским бытом, и режиссеру это удалось. Именно постебаться, потому что ни одного адекватного военного я в фильме не увидел. После просмотра складывается ощущение, что офицеры у нас сплошь контуженные, пьяницы и идиоты. А то и три в одном сразу. В некоторых ляпах фильма даже можно увидеть некую метафоричность. Если постараться, конечно. Про правила ношения военной формы одежды солдаты в этом фильме вообще не слышали, но это, видимо, олицетворение общего состояния дел в ВС РФ. Потеря рядовым Савицким автомата повергает в ступор (подсудное дело), но больше всего добил его наивный вопрос прапорщику посреди ночи, будто речь идет про незначительную мелочь. Легкомысленная инициатива полковника вооружить рядовых для стрельбы на поражение по 'призраку', наверно, символизирует отправку молодых необстрелянных ребят на войну. Отсутствие авторитетов у еще одного представителя молодого поколения рядового Куршана наблюдается через обращение к командиру части путем панибратского похлопывания полковника по погонам (!). А 'полк' на построении, состоящий максимум человек из 40, является результатом незнания элементарных структурных подразделений ВС РФ съемочной группой, что бросается в глаза. Но, видимо, если в сюжете есть полковник, значит, должен быть и полк. Комедия комедией, но крупица реализма бы не помешала. Здравый смысл в этом фильме присутствует только у женских персонажей, которые умоляют своих горемычных вояк оставаться дома. Занятий в воинской части особо нет, поэтому развлекается кто как может. Здесь вам и 'Таинственный лес' от старшего лейтенанта Пантелеева, и 'Санта Барбара'от рядового Куршана с дочерьми полковника, и 'Наука сна' от рядового Оськина, но все это выглядит как-то пресно. Комедийная составляющая фильма оставляет желать лучшего. Юмор пошлый, банальный и натянутый. Улыбку вызвал разве что символичный сон прапорщика, которого режиссер иронично наделяет чувством прекрасного. Едва уловимый переход от абсурдной комедии к драме обуславливает трагичное в своей случайности 'убийство священного оленя' все тем же рядовым Оськиным. Не внимает замечанию девушек, что 'это же не человек', и не обращает внимания на прощальные слова Машки-библиотекарши. Потерял он свою невинность в этом злополучном лесу, хоть и не в том смысле, в котором мечтал. А там, куда он скоро отправится, людей убивать ему, скорее всего, придется. И наиболее вероятный исход, что действительно ни родных, ни свою девушку он больше никогда не увидит. В появлении «привидения» совершившего самоубийство солдата-мусульманина тоже можно увидеть некий намек на ход дальнейших событий. Словно Смерть, «призрак», сверкая кровавыми глазами, затаился во тьме, ждет момента отомстить, пугая личный состав. Вечно ждет и Вера Пантелеева, жена старшего лейтенанта и героиня Юлии Высоцкой, которая, на мой взгляд, продемонстрировала наиболее выдающуюся игру среди всех актеров этого фильма. Очень живо и эмоционально она передала отчаяние женщины, вынужденной самоотреченно жить в постоянном отсутствии мужа, уходящего на службу, а затем и на очередную войну, ибо «враги не дремлют». Надо думать, заперта она не в своем доме, а в образе жизни, который самоотверженно выбрала. Именно ее снимок, как символ Любви, домашнего уюта, чего-то родного и близкого, разглядывают по очереди ребята без всяких пошлых замечаний и намеков, и, что показательно, хранит возле сердца Савицкий. Также трагичность дальнейших событий подчеркивает превращение одной из сюжетных линий фильма в очередную солдатскую байку все того же рядового Савицкого, которая внезапно обрывается на середине, как оборвались жизни тысяч ребят, попавших на войну. В итоге получается совсем не однозначное кино, вроде бы абсурдная комедия, но неожиданный драматический жест в финале оставляет какой-то мутный осадок грусти и тоски. За концовку и Юлию Высоцкую: 5 из 10
«- Всё спросить хотел, за что тебя из лётного училища выгнали? - За то, что без разрешения самолёт взял. - Ты его угнал получается. - Не угнал – взял полетать. А потом на место поставил.» ( с ) Если изложить синопсис картины Андрея Прошкина, то рядовой зритель может подумать, что это очередной клон «ДМБ». И тут и там в центре сюжета – армейский будни провинциальной воинской части, что там, что тут – главные герои, как рядовые, так и офицеры – представлены в гротескном, если не сказать чересчур комичном стиле. И на конец, как в фильме Кочанова, так и в фильме Прошкина – сценарий собрал все известные армейские байки. Вот только на поверку оказывается, что пошловатый «ДМБ» и трогательный «Солдатский Декамерон» - вещи абсолютно разные. В отличии от чистой комедии про абсурдное существование бойца в российской армии, коей является творение Кочанова – произведение Прошкина, снятое к слову, по сценарию – лауреату премии всероссийского конкурса сценаристов – 1998 – грустное воспоминание о прошедших годах, ведь многие из персонажей вероятно не вернутся оттуда, куда они уезжают на машинах и бронетехнике… Хотя начало и плавное развитие сюжета, вроде как бы настраивает на то, что перед тобой лёгкая комедия. Так один из солдат – бывший курсант Боря Кульшан, за спиной подполковника Лукина - крутит шашни с обеими его дочерями, причём до последнего ни гарнизонная библиотекарша Марина, ни её младшая сестра – студентка Наташа – не подозревали друг о друге. А другой солдат – Гена Савицкий тайно влюблён в молодую жену лейтенанта Пантелеева, постоянно воруя для неё цветы из оранжереи прапорщика. Но, внезапная весть о самоубийстве рядового Хаитова – которого отвергла местная телефонистка Рая, вносит некоторую долю драматизма. Которая, впрочем изрядно сглаживается слухами о появлении на территории части его не упокоившегося по - мусульманским обычаям призрака. Который по ночам терроризирует стоящих на посту солдат, внося в и без того хаотичные будни гарнизона лишнего сумбура. Смотрятся все эти события увлекательно, местами вызывая смех, местами улыбку. Например забавным получился вечно спящий на посту рядовой Шура Оськин, которому грезятся эротические похождения с разными женщинами находящимися в части. Но, опять же – когда во время ночной охоты на «призрака», бродя по лесу, он нечаянно застрелил лося – комедия как то незаметно перетекает в драму. Да и взаимоотношения главных персонажей картины раскрыты должным образом, делая героев неоднозначными, живыми людьми. Очень непростые отношения у Веры Пантелеевой со своим мужем - лейтенантом прошедшим Афган, и с её слов трижды разжалованным. Или то, как вдовец – подполковник Лукин пытается найти общий язык со своими взрослыми уже дочерями… В ленте снялись как известные, так и не знакомые на тот момент широкому зрителю актёры. Но вместе они создали яркий и колоритный ансамбль, в котором опытные исполнители не заслоняют собой начинающих артистов. Понравился Михаил Пореченков в грустной и в то же время смешной роли лейтенанта Пантелеева, который был в своё время против вывода советских войск из Афганистана, за что и был разжалован – так как выехал во время построения перед командующим на роликах. Помимо него, хорошо сыграли и Алексей Шевченко ( сломавший челюсть прапорщик Конёк ), Камиль Тукаев ( подполковник Лукин ). А из молодых это – получивший приз за мужскую роль Александр Яценко ( Кульшан ), Андрей Гурин ( Савицкий ) и Александр Агафонов ( Оськин ). Женские роли сыграли: Юлия Высоцкая ( Вера ), Ирина Рахманова ( Рая ), Елена Лядова и Клавдия Коршунова ( сёстры Марина и Наташа ). А так же и другие запоминающиеся, игравшие второстепенных персонажей артисты… Особенность фильма в том, что он ближе к финалу становится лиричен, превращаясь из комедии в драму. Поскольку действие происходит осенью 1994 –ого, и в невероятно прекрасном, усыпанным пушистым снегом декабре – когда многие служащие начинают задумываться о дембеле, приходит директива из Министерства Обороны о том, что их часть посылают в поддержку дивизиям отправленным на штурм мятежного Грозного. Тревожные сводки из которого всё это время звучали по радио и с экранов телевизоров, на которые как бы невзначай делался акцент, во время повествования… Кто то из кинокритиков отрицательно воспринял картину Андрея Прошкина, посчитав, что режиссёр показал рядовых бойцов – озабоченными дегенератами, а офицеров – сплошь идиотами. Но на мой взгляд это не так, ведь нечего пошлого в фильме нет, и даже тот пресловутый любовный треугольник имеет лёгкую развязку. Задуматься стоит только о том, во имя чего собой жертвовали в тех зимних боях в чеченской столице все эти офицеры и ребята? Кстати, несмотря на совсем не малые жертвы Федеральных Войск – в Грозном до сих пор не имеется памятника всем тем, кто отдал жизнь ради «наведения конституционного порядка» на территории Российской Федерации. P.S Закончить свою рецензию хочется словами из знаменитой песни Юрия Шевчука, посвящённой нашим парням погибшим в проклятом Грозном: «Страна поет им рок-н-рольные песни, Говорит: все будет нормально. Страна кричит, что мы все вместе! Да звучит это как-то банально.»
Пришли мне фотографию в купальнике, Повешу у себя на умывальнике. Данное детище Прошкина, который когда-то громко дебютировал хорошим фильмом с Акиньшиной и Шнуровым, отвечает на вопрос, что получится, если скрестить «Декамерон» Боккаччо и загадочную русскую душу. Здесь еще нет того сюра, который можно наблюдать в «Орлеане», но определенно чувствуются его предпосылки – не столько в собственно сюжете, сколько в атмосфере. При этом в фильме поразительно много деталей, приближающих его к реальности: тоскливые осенние пейзажи, разваливающаяся военная часть, «жизненные» по форме и содержанию диалоги, грустные татарские песни в исполнении скучающего на КПП солдата Шагенцукова… Даже выбивающаяся на общем фоне Высоцкая (красотой, пронзительно тонкой игрой – выбирайте, кому что ближе) не делает зрелище явно постановочным, ограничиваясь ровно той частью одеяла, каковая принадлежит ей по праву. Все полтора часа мы наблюдаем на экране военную часть, где просиживающий штаны без дела рядовой и офицерский состав развлекает себя всеми возможными способами. Однако это вовсе не сборник анекдотов а-ля «Солдаты», ибо нервозно-истерическое настроение с потрохами выдает грядущую трагедию. Известное дело: если много смеяться, назавтра придется проливать слезы. Но на первых порах «Декамерон» остается истинным «Декамероном» со всеми сопутствующими обстоятельствами в лице натуралистичных постельных сцен, грубоватого юмора и колоритных персонажей (не таких лубочных, каких можно было бы ожидать, за что вообще отдельное спасибо). Удивительно и даже в какой-то степени парадоксально, но у Прошкина получается патриотический фильм с налетом лирики – при всём том, что повествование ведется в сатирически-шутливой форме не без налета стеба над армейскими буднями. Оказывается, вовсе не надо тратить миллионы на красивые взрывы, на фоне которых узнаваемые лица будут разыгрывать, как по нотам, историю подвига и самопожертвования. Нужного эффекта можно достичь и в куда более камерных условиях, заключив трагизм в абсолютно «бескровные» кадры: свежевыпавший снег, внезапная тревога, наспех собранные вещи и отъезжающие машины. Что будет дальше – мы знаем и сами. Чувство меры режиссера не позволяет ему брать зрителя за шкирку и тащить его от нескольких личных трагедий к трагедии национальной. В конце концов, приятно, когда тебя – зрителя – считают достаточно разумно организованным и не нуждающимся в откровенном манипулировании эмоциями и в разжевывании фактического материала человеком. Не «Спасти рядового Райана», но и не «Уловка 22»; возможно, нечто близкое по духу “M.A.S.H”, но в целом очень авторское, это кино определенно заслуживает внимания.
В сущности, этот фильм собой представляет не более чем, простой сборник армейских баек. Но на режиссера накатило что-то такое, что помогло воплотить этот сборник в волшебную сказку, или даже притчу. За анекдотичностью каждой рассказанной здесь историей прячется истинный драматизм людского отчаяния. Каждый герой фильма остался невостребованной душой на этом большом спектакле жизни. Самым глубоким воплощение этой драмы стал блестящий второплановый дуэт Пореченков – Высоцкая. ОН на первый взгляд, кажется все тот же прапорщик Дыгало из «Девятый роты», но нет старший лейтенант Пантелеев личность намного более трагическая. Они оба прошли Афган, но для Пантелеева то время уже ушло и ему некуда больше стремится возвращаться. ОНА же будучи его женой, остается самым живым и самым обреченным в этом маленьком мире человеком. В героине Высоцкой жестче и грубее всех были растоптаны ростки настоящей жизни. Практически гениальная работа актрисы после просмотра врезается в память самым ярким штрихом фильма. И хотя все персонажи так или иначе живут мечтами и надеждами на каждого из них хоть раз но нападет озарение и они на мгновение смогут осознать свое положение. Именно в эти короткие мгновения они будут изрекать, чуть ли не пророческие мысли вроде «Это какое-то б...ство, а не Российская Армия». В конце концов все кончится чеченской кампанией, и хотя война как факт может нести только разрушение, для героев фильм только она может стать единственным спасением. Это второй после «Девятой роты» фильм созданный при поддержке канала «СТС». Поэтому здесь задействовано очень много людей из «роты». И наверно сложно будет меня понять, но из этих двух фильмов большее предпочтение все-таки я отдаю «декамерону». И дело не в том что «Девятая рота» плохое кино. Просто чтобы не говорил Бондарчук его фильм в первую очередь коммерчески ориентированный проект, в котором изначально не может быть абсолютно чистой работы автора. Обязательно будут какие-то «нужные» эпизоды, сюжетные линии и другие детали призванные привлечь массового зрителя, и в результате без фальши не обойтись. Прошкину же повезло, он наносил на чистый холст, какие ему вздумается краски, и ни у кого не спрашивал мнения или не дай Бог разрешения. В результате получилось действительно интимное и авторское произведение искусства. В моем личном рейтинге, занимает второе, после «Солнца» Александра Сокурова, место среди лучших отечественных фильмов 2005 года.