Инспектор Клузо: отзывы и рeцензии

Tristo
Tristo23 февраля 2016 в 14:01
Второй Жак Клузо и он не виноват!

В 1963-ем году впервые зритель могу получить возможность познакомиться с французским инспектором жандармерии Жаком Клузо — именно тогда вышла картина «Розовая пантера», созданная усилиями режиссёра Блэйка Эдвардса с комиком Питером Селлерсом в главной роли. Несмотря на то, что съёмки постоянно сопровождались междуусобчиками режиссёра и актёра уже на следующий год прошла премьера второй части приключений Клузо под названием «Выстрел в темноте». Фильмы заработали в американском прокате неплохие по тогдашним меркам сборы — 10 и 12 миллионов долларов соответственно, но после выхода сиквела Эвдардс и Селлерс приостановили общую работу над франшизой «Розовая пантера». Но уже через четыре года кинокомпании «Mirisch Films Limited» и «The Mirisch Corporation» задумали перезагрузку истории про комичного детектива, назвав свой фильм легко и понятно — «Инспектор Клузо». Главную роль в нём был приглашён играть 34-летний актёр Алан Аркин, получивший признание уже после своей первой значимой и дебютной роли в полнометражной картине «Русские идут! Русские идут!» (1966). Но особое уважение и восхищение критиками было получено Аркиным после выхода ленты «Дождись темноты» (1967), где актёр сыграл там с самой Одри Хепбёрн. Поэтому Аркин приступал к съёмкам в «Инспекторе Клузо» уже в статусе сильного и известного исполнителя. И совсем не его вина в том, что «Инспектор Клузо» с «успехом» провалился. Актёр делал всё, чтобы его герой мало в чём ассоциировался с образом, созданным Питером Селлерсом, но между тем не был какой-то карикатурной зарисовкой. Но именно таким его предоставили зрителю создатели «Инспектора…» во главе с режиссёром Бадом Йоркиным, которого и в ту пору мало знали, он чередовал работу с сериалами и над полнометражными картинами, но этот двузначный опыт не помог ему, к сожалению. Алан Аркин действительно был хорош, он был изобретателен, не сваливался лишь к исполнению своей роли в стиле глупейшего детектива всех времён и народов, он делал попытки создать что-то своё, что-то особенное. Зато всё те же создатели «Инспектора…» свалились к тому, что герой Аркина будет всех удивлять и забавлять (хотя это громкое слово) своими непостижимыми выходками, которые балансируют на грани идиотизма и психической недоразвитости. А зритель ведь-то помнил, что инспектор Жак Клузо — это не идиот и не сумасшедший, он глуп, он представляет угрозу себе и окружающим, но он скорее самовлюблённый и эгоцентричный персонаж, который любыми способами пойдёт мимо логики, считая, что самый умный в этом мире — это только он. А представлять его в образе клоуна было дело рискованным и риск на этот раз не давал повода создателям картины распивать шампанское. Средние баллы и весьма сухая и недоброжелательная критика закрыла перезагрузку франшизы сразу же после выхода первого её фильма. И сконцентрировавшись таким образом только лишь на деятельности главного героя, создатели позабыли, что в «Розовой пантере» движущей силой была расследовательская миссия знаменитого Жака Клузо, то есть пародия с комедией шли рука об руку с детективной линией фильма. В «Инспекторе…» детективная линия оказалась явно выпадающей. Пока смотришь как сей юродивый Жак Клузо барахтается в тёмных водах расследования, сама его суть иссякает очень быстро и теряет свою актуальность в картине. Это ещё одна заментая оплошность создателей фильма. Как и та оплошность, что второстепенные персонажи не оказались столь запоминающимися как и сам Жак Клузо. Алан Аркин, как уже говорилось, как мог на своих плечах тянул эту ленту, но без помощи соратников по ремеслу ему это удавалось с переменным успехом. В том же году, когда вышел «Инспектор Клузо» Алан Аркин получил свою вторую номинацию на «Оскар» за роль в трагедии «Сердце одинокий охотник». Это есть ещё одним подтверждением, что актёр он высокого полёта и никак бы себе не позволил играть спустя рукава. Провал «Инспектора Клузо» целиком и полностью лежит на режиссёре и сценаристах, неуловивших тот тонкий юмор, на котором держались «Розовая пантера» и «Выстрел в темноте». В общем, если есть сейчас поклонники одиозного инспектора Жака Клузо, которые с уважением относятся к работе Питера Селлерса или же снисходительно смотрят на Стива Мартина в этом образе, то могут зачислить положительный балл ещё и Алану Аркину, но вот парадокс: кроме как на актёра в фильме «Инспектор Клузо» смотреть нечего и улыбка вызывается с большим трудом. Только из-за уважения к таланту Алана Аркина не окрашиваю рецензию в красный цвет, но оценка такова: 5 из 10