Длинный и тяжёлый фильм, но о просмотре не жалею. Как минимум удалось увидеть ещё один из образов Людмилы Гурченко, а как максимум - узнать про историю ИЛов. Хочется отметить два поразивших меня способа создателей фильма по воздействию на зрителя. Первый не раз применялся в кино, заключается в разделении на цветные кадры довоенной жизни и относительно спокойных моментов повествования, и на однотонные для самых напряжённых и трагических. Например, растрел немецкими самолётами бегущих полями к переправе через мост тысяч людей, среди которых мелькают Заклунная и Гурченко. Всё это отображено в жёлтых тонах. Второй - в резких контрастах, иного характера, сюжетного, в неожиданных ударах по зрителю очередной смертью. После сцен с откровенным юмором, когда не можешь сдержать улыбку (например, про надписи на вагонах), вдруг обрыв в бездну. И так на протяжении всего фильма: тут и гибель в погоне за грузовиком, и не отпускающий гудок машинист, и бабушка, оборвавшая новогодний танец героинь, и старик-рабочий в кабине нового ИЛа, и рванувшая на фронт жена и мать... Посмотревшие фильм, поймут трагическое значение этих намёков