Ругать «Ночного портье» - это значит вступить в конфликт с бОльшей частью женской аудитории, практически всеми гомосексуалистами, и другими группировками, проживающими на сексуальной обочине, то есть в сумме примерно тремя четвертями киноманов, а заодно заслужить репутацию ретрограда и жалкого мещанина, ничего не понимающего в искусстве. На самом деле, фильм прост, как три рубля. Это довольно обычная экранизация авторских эротических фантазий, в кинематографическом плане выросшая из одного эпизода «Гибели богов» Висконти. Однако то, что у действительно великого Висконти, который не мог не отдать дань своей сексуальной ориентации ни в одном из своих фильмов, составляло лишь малую толику его работы, в остальном обычно великолепной и безупречной, исчерпывает всю творческую сущность Лилианы Кавани от начала до конца. Эта милая дама просто перепутала свои гениталии с мировой катастрофой, случай достаточно типичный для артистической среды и вообще-то не слишком интересный, но пришедшийся как-то очень ко времени, а потому привлекший гораздо больше внимания, чем он заслуживал. Фильм появился в начале 70-х, в эпоху достаточно глупую, уже разродившуюся теми ошибками, последствия которых мы расхлебываем сейчас, и будем еще расхлебывать очень долго. Бога в общественном сознании не стало, и образовавшийся вакуум стали заполнять разными суррогатами. Самым популярным из них был секс, до того бывший лишь составной частью жизни, для кого-то более, а для кого-то менее важной, но никак не религией. Кавани, как гораздо раньше куда более талантливая и еще более глупая Лени Рифеншталь, была загипнотизирована нацистской атрибутикой, созданной, между прочим, все теми же представителями сексуальной обочины и вошедшей практически без изменений в садомазохистский комплекс. Для того, чтобы это понять, не надо быть ни садомазохистом, ни гомосексуалистом. Достаточно просто смотреть кино. Любое кино. Можно даже «Полицейскую академию». Вспомните хотя бы одежку, в которой там фигурируют товарищи из гей-клуба: это не более чем вариация на тему нацисткой униформы. Так что выбор Кавани понятен и очевиден. Именно этот якобы нацистский антураж и сделал «Ночного портье» самым скандальным фильмом своего времени. Если бы Кавани поместила свою фантазию, скажем, в древнеримские декорации, бомбой он бы не стал, а сейчас бы его прочно забыли. А так он ударил в болевые точки. Неполные тридцать лет, прошедшие между войной и появлением фильма – это ведь совсем мало. Тогда были живы люди, которые хорошо помнили, как это было на самом деле, и как мало концлагерь подходил для сексуальных экспериментов, пусть даже и садомазохистских. На практике все это было до ужаса асексуально. Страх смерти, настоящей, а не киношной, и голод вытесняли клубничные мысли не только из сознания, а даже из подсознания. Да и боль там была совсем не та, о которой мечтают мазохисты. Пытаясь придать достоверность своему бреду, то ли сама Кавани, то ли ее поклонники распространяли слухи о том, что она общалась с узницами концлагерей, которые получили там несказанное удовольствие, но ни одна из «узниц» в жизни так и не материализовалась, а сама Кавани всегда была склонна к мистификациям. Так, она отодвинула дату своего рождения с 1937 на 1933 год, чтобы добавить себе личного «военного» опыта. Кавани попыталась переплавить грязь в свет, историю болезни в историю великой непонятой любви, во имя которой ее садомазохистские Ромео и Джульетта должны погибнуть, смертью утверждая свое величие и свое превосходство, видимо, сексуальное, над этим жалким миром. И вот Богард надевает свою неотразимую форму, Рэмплинг смотрит вокруг своим назойливым взглядом, – и они идут навстречу пулям. Но и пули здесь не пули, и люди – не люди, а просто модели в грязноватой ролевой игре, не вызывающие ни сочувствия, ни уважения, ни даже желания понять.
Я сходила в мою любимую синематеку на показ и обсуждение этого фильма, не зная о нём ровным счётом ничего, и была в ужасе. Его физически тяжело воспринимать, это постоянное напряжение и мурашки врассыпную по телу. Смотреть это кино, будто возвращаться в одиночку ночью тёмными дворами домой. Стоит сказать, что режиссёр увлекалась чтением Маркиза де Сада, Ницше и Достоевского (во набор?). Также много интересовалась темой Холокоста, роли женщин в войне, снимала документальное кино о воспоминаниях бывших узниц концлагерей. Эта мировая трагедия натолкнула её на вопросы - как распределяются роли между палачом и приговорённым, агрессором и жертвой? Может ли один человек соединять в себе и то, и другое? Могут ли люди меняться этими ролями? Что раскрывает самое тёмное в человеке, и можно ли тьму найти даже в безвинном? Фильм рассказывает о случайной встрече бывшего сотрудника СС и его заключённой, которые пересеклись в 1957 году в отеле. Война прошла, Нюрнбергский процесс тоже, и теперь баланс сил иной: она богатая дама, жена дирижёра, а он жалкий ночной портье. Внезапно между ними начинают завязываться иррациональные романтические отношения, которые ведут к трагедии. В целом, герои Кавани не могут вызвать адекватного чувственного отклика, к которому мы привыкли, смотря кино: ну вот этот добрый, ему сочувствую, этот злой, поэтому он меня бесит. Персонажи 'Ночного портье' настолько иррациональны, аморальны и амбивалентны, что вызывают только ощущение кома в горле. Поражают не только главные герои, но и второстепенные. Отсутствие хоть какого бы то ни было стыда и раскаяния у друзей гг, бывших нацистов, пугает лучше любого хоррора. А эротизм фильма, посвящённого такой теме, бьёт пощёчиной по лицу. Когда 'Ночной портье' вышел, он просто взорвал мировой прокат, были огромные очереди в кинотеатры, и я понимаю, почему. Вроде бы, столько уже про войну и снято, и просмотрено, но тьму можно исследовать бесконечно, и забывать о ней нельзя никогда.
«Ночной портье» Лилианы Кавани — провокационный и глубокий фильм, так называемое исследование человеческой природы, травмы и сложных взаимоотношений между жертвой и палачом. Фильм появился на экранах в 1974 году, не смотря на это, вызывает не только споры, но и заставляет зрителей задаться вопросом о природе любви и ненависти. 'Ночной портье' можно рассматривать как метафору послевоенной Европы, которая должна примириться с ужасами своего недавнего прошлого. Личная история и исторический подтекст смешиваются, таким образом, фильм проводит зрителя через темные уголки человеческой природы, поднимая вопросы о памяти, вине, искуплении и границах подчинения. Я во время просмотра задумалась о том, может ли человек искупить свои прошлые грехи и как прошлое сказывается на настоящем. Макс и Люсьяна, главные персонажи кинокартины, погружаются в болезненные воспоминания, где границы между жертвой и палачом становятся размытыми. Лилиана Кавани умело передает сложность отношений между Максом и Люсьяной, показывая, как жестокие воспоминания и физические страдания могут переплетаться с чувством вины и любви; как чувства могут быть искажены травмой, и как жертва может испытывать привязанность к своему палачу. Такие отношения пропитаны садомазохизмом и психологической зависимостью. Хочу также отметить визуальный язык «Ночного портье»: Кавани использует визуальные методы, чтобы усилить эмоциональную нагрузку. Освещение, мрачная цветовая палитра и тщательно подобранные планы создают напряжённую атмосферу, которая подчеркивает внутренние конфликты персонажей. Каждый кадр наполнен символизмом, заставляя зрителей чувствовать себя некомфортно и задаться вопросами о морали, власти и уязвимости. В заключении хочу сказать, что перед нами кинополотно, в котором переплетаются темы любви, вины, садомазохизма и искупления. Увиденное остается в умах зрителей, пробуждая вопросы о природе человеческих отношений и границах любви и страсти.
7/10 Как говорится, 'don't try too hard' - неискушенному зрителю довольно легко попасть под очарование произведений, доверху забитых отсылками к 'элитарному' и 'роскошно-запретному', но для чего конфузится Кавани в глазах тех, кто сразу же считывает желание автора придать элитарный флёр своему произведению - остаётся загадкой. В определенный момент просмотра появляется подозрение, что режиссер шла по заранее составленному перечню-рецепту и включала все необходимые ингредиенты поваренной книги Висконти: фрейдизм как доминанта и сексуальные девиации с фетишизацией насилия, какой она, видимо, бывает в девичьих грезах. Для придания бульону киноленты большей элитарной нажористости не забываем добавить в кипящую воду отдающую дешевизной галину бланку из романтично курящих в кадре психопатов с орденом железного креста, аристократии и проституции, пафосных сцен в опере со стереотипным фоновым сопровождением, сквозящих болезненной гомосексуальностью балетных репетиций с предварительной инъекцией неустановленных препаратов в мягкие части тела одним набриолиненным нацистом другому. Странный вкус блюда выходит из пике упоительным в своём 'очаровании смертью' декадентным кабаре в исполнении Шарлотты Рэмплинг (куда всё же умудрились засунуть библейскую отсылку, портящую красоту околомистической атмосферы эпизода) и торжественно-комичным финалом с переодеванием в тематические костюмы. Нельзя обойти стороной и фундаментально удачные вещи - психика произведения проявляет себя через крайне естественные и правдоподобные в своем дуализме, понятные и бесконечно непознаваемые, произрастающие из подсознательного чувства героев. Несмотря на обилие очевидных, и оттого скучных приемов, фильму не удаётся породить желание выключить воспроизводящее его устройство и пойти заниматься своими делами, а некоторые из вышеупомянутых сцен навсегда остаются в памяти зрителя - парадокс, но 'Ночного портье' действительно интересно смотреть, да и Рэмплинг почти что так же прекрасна, как и воспетый ей хрупкий человеческий разум.
Этот эротически провокационный фильм Лилианы Кавани повествует о противоестественной близости между двумя не совсем нормальными людьми, чувства которых вспыхивают вновь спустя продолжительное количество времени после окончания Второй мировой войны. Он - бывший нацист, который занимался псевдонаучными исследованиями в концлагере, по сути, попросту издеваясь над его арестантами. Она - бывшая заключённая и главный интерес сумасшедшего 'доктора'. Девушка фактически была воспитана под гнётом зверств фашиста, которые неизгладимо пропечатались в её неокрепшем в ту пору разуме. И вот спустя немалое число лет они встречаются вновь, детерминируя свою общую участь проснувшимися воспоминаниями прошлого. Всё снова на своих местах. Она - жертва. Он - садист. Процесс разрушения запущен. Назад пути нет... Эта кинолента, безусловно, шокирует и по сей день, что уж говорить про то, какой эффект на зрителей она произвела в 1974-ом году, когда вышла в прокат по всему миру. Садомазохистский настрой определённых сцен фильма ошарашивает реалистичностью, которая стала возможной благодаря невероятной игре актёрского состава, центральными лицами которого стали достопочтенный Дирк Богард и невообразимо красивая Шарлотта Рэмплинг. То, что происходит на экране - это заслуга их глубоких профессиональных навыков и, конечно, постановщицы картины, сумевшей выявить на свет творческую безграничность подопечных артистов. Таким образом, 'Ночной Портье' - это чрезвычайно опасное кинематографическое произведение, без купюр освещающее неконтролируемое, безостановочное падение в пропасть добровольного саморазрушения посредством погружения в деструктивные любовные взаимоотношения. Прошлое нужно забыть. Это правильное решение. Однако старые раны хоть и могут до поры до времени никоим образом не беспокоить их обладателя, однажды способны открыться вновь, высвободив наружу застоявшуюся гниль...
Макс работает ночным портье. Он не любит день. Ему стыдно. В прошлом он — работник концлагеря. Он принадлежал к той жестокой элите, которую боялись и презирали. В настоящем (в 1957) он всё ещё нацист, но уже без того почёта. Раньше он мог без стыда убивать невинных, сейчас он сам может быть только казнённым. Герой Богарда полон стыда и зависти к своему былому «величию». В 1957 он всего-лишь обычный портье, бывший убийца. Кто не захочет избавиться от такого прошлого? Вот и друзья Макса, тоже бывшие работники концлагеря, так думают. Они предлагают Максу поучаствовать в Процессе, в котором его прошлое будет «стёрто», и Макс, пройдя это «Очищение», сможет стать обычным человеком без греха. Но теперь перед Максом встаёт новый вопрос: «Как можно отказаться от власти?» Да, эта власть порочна и сейчас её у Макса нет, но, если бы он имел возможность получить ту заветную власть, которая даёт в свою очередь возможность на совершение любого греха, Макс навряд ли бы отказался от такого шанса. Потому что кровь прошлого, которую герой Богарда совершил — это лучшее, что у него было. Когда же в отель приезжает Лючия, узница того самого концлагеря, где служил Макс, между ними начинается своеобразный роман. С одной стороны приезд Лючии — это проблема для оправдания Макса в Процессе, но с другой стороны воспоминание о сладком прошлом. Сейчас связь с Максом — это шанс для Лючии, чтобы прикоснуться к той знати, хоть и «мёртвой». Она хочет почувствовать себя равной им. Роман между ними — это способ не смотреть назад в прошлое, а думать о лживом настоящем. История, показанная в фильме, произошла в 1957 году, но что мешает в наши дни случиться подобной истории в реальности?
Знаменитая своей провокационностью и откровенностью лента Ночной портье оказалась не настолько пошлой и вульгарной как вещало общественное мнение, ну и как можно было подумать исходя из аннотации. Хотя фильм безусловно и задевает темы о которых обычно не принято говорить, и стокгольмский синдром усугублённый садомазохистскими отношениями далеко не единственная проблема. Фильм пытается раскрыть психологию людей некогда являющихся важными членами СС. Более того психологию людей, которые даже после развала нацистского режима и начала уголовного преследования, не изменили свою жизненную позицию. И лента не слепо осуждает их, а пытается разобраться что же именно сделало их такими. Так же Лилиана Кавани пытается ответить на непростой вопрос почему жертва насилия не пытается ничего изменить даже будучи свободной. Смотреть фильм сейчас не слишком легко, всё таки чувствуется разность в темпе жизни в семидесятые и сейчас. Происходящее кажется излишне затянутым и неторопливым. Хотя отдельные сцены по прежнему производят на зрителя неизгладимое впечатление, и это не только легендарная сцена танца. Как ни странно лента не утратила свою актуальность и в наши дни, да и в смелости ей точно не откажешь. 7 из 10
Посмотрели данный шедевр на киноклубе, и вот решил написать рецензию. Мы посмотрели художественный фильм Лилианы Ковани 'Ночной портье', после просмотра состоялось обсуждение. Нам кажется, в этом фильм, инструментами кинематографа воспеваются идеи, которые нам глубоко чужды. Одна из главных мыслей данного фильм - это мысль о необратимой злой природе человека. О том что 'раскаленный хаос' Ницше и 'бессознательное' Фрейда есть фундаментальные и неистребимые животное начало в человеке, но самое главное то, что оно непреодолимо. Режиссер говорит нам жертва и палач, равно виновны в том зле которое совершает палач над жертвой. Господство и рабство. И главное, это им нравится, ибо это и есть их сущность. Мы думаем, что русскому духу эта концепция должна быть чужда. Она явно говорит о неравенстве людей, о том что неравенство есть благо. Мы же исходим из того что Христианство было первым человеком который уничтожал рабство в человеческом обществе. Христос сказал что у всех есть душа и в этом смысле мы равны. А когда ты и твой невольник обладаете Искрой Божьей в одинаковой степени, то господство и рабство уже вызывает дискомфорт. И это было первым шагом к равенству людей. Многие скажет, что и неравенство есть, и господство с рабством имеет место быть, правда в иных формах, но все же, и человек во многом зверь. На это я хочу привести отрывок из статьи 'Машина зла -2' газеты Суть времени: « По мнению Франкла(великий психолог, создатель логотерапии или терапии смыслов), если рассматривать человека только через призму либидо (неутоленных влечений), мы увидим всего два уровня: биологический (физиологические рефлексы) и психологический (психологические реакции). Но человек — больше, чем биология и психика. «Человек — это дух», — говорит Франкл. Телесное и психическое свойственны как человеку, так и животным. Духовное — только человеку. » Да, все это есть в нашем мире, но наш главный тезис в том, что человек не сводится к тому о чем говорит режиссер. Человек, он человек постольку, поскольку он может преодолеть и подчинять себе свои природные инстинкты. И главное режиссер показывает случай когда жертва воспылала страстью к палачу, но ведь это скорей исключение нежели правило, значительно большая часть людей такой любовью не воспылала, ведь так? И так же еще была группа которая не то что не воспылала этой 'черной страстью', но сохранила свой человеческий облик и даже поднимала восстания (Александр Печерский и многие другие). Нам же показан исключительный случай который воспринимается зрителем не как исключение, а как норма. Вот еще небольшая цитата в подтверждение вышеизложенного тезиса: «Фрейд был уверен, что если заставить голодать одновременно несколько разных людей, то «по мере нарастания настоятельной пищевой потребности все индивидуальные различия будут стираться и их место займут однообразные проявления одного неутоленного влечения». Франкл опровергает Фрейда. В концлагерях, в самых невыносимых условиях «все время были те, которым удавалось подавить в себе возбужденность и превозмочь свою апатию. Это были люди, которые шли сквозь бараки и маршировали в строю, и у них находилось для товарища доброе слово и последний кусок хлеба». Люди, сумевшие сохранить свою человечность, были немногочисленны, «но они подавали другим пример, и этот пример вызывал цепную реакцию».» Виктор Франкл - узник фашистских лагерей и психолог, его мнение по этому вопросу как минимум должно быть учтено. Принимая это все во внимание, надо бы очень хорошо поразмыслить, почему, в начале 80х годов, людям на западе стали давать такие, по меньшей мере странные, внушения. Фильм имел бешеную популярность и вызвал много шума в прессе. Как мы сейчас понимаем, шум в прессе это есть пиар, не важно какой знак принимает этот шум, результат всегда один о фильме знают все и соответственно его смотрят и воспринимают его 'мессаджи'. Данный фильм отвечает и на этот вопрос! РЕМАРКА: Далее идет исключительно мое ИМХО! Еще одна мысль, которая имеет место в этом фильме, это не то на что ставит акцент автор, но между тем оно там есть. В фильме показан тайный клуб послевоенных ССовцев, которые верны идее и которые продолжают свою борьбу (устраняют свидетелей и укрепляют свое положение). Которые ни в чем не раскаялись и лишь считают что проиграна одна битва. Эти люди свято верят в правоту своих идей и намерены взять реванш. Данный фильм, это художественное произведение, мы не можем сказать раз тут показано это, то значит так оно и есть. Но нельзя отрицать и такие факты, как практически дословное исполнение планов изложенных в докладной записке Альфреда Розенберка от 2 аперля 1941 года касательно СССР. Сложно отрицать то, что представители румынской железной гвардии Веолио Триффа и Николо Малакса были советниками президента США Р. Никсона. Вообще для фашистов всех мастей от европейских до японских были открыты все двери после войны. Я думаю, все, что происходит вокруг, это реванш фашизма. Очень хочется, что бы это было не так, но все говорит об обратном. Поэтому, пора уже вспоминать опыт наших предков ибо они возвращаются и они знают, что главный враг это не праздный и гедонистический запад, а красный-советский, глубоко русский дух, всегда жаждущий равенства для всех, свободы для всех, соборности и восхождения к новым историческим высотам вместе в едином порыве. 1 из 10
Делай мне больно, Делай мне больно, Делай. Но только не уходи… Загадочный, тоскующий, скрытный, печальный, одинокий, озадаченный, музыкальный, одаренный, умный, красивый, нежный, чувственный, преследуемый, страстный, талантливый мистер Максимилиан Тео Альдорфер сделал для этой девочки все, что мог. Если в ней и была искра, то не божья, будьте уверены. Впрочем, Бог тоже любит страдальцев – сумасшедших стигматиков, сгорающих для него на крестах. Он сам стал для нее богом, ни один Пигмалион не сделал бы для своей Галатеи то, что сделал для нее он, разбудив ее природную болезненную и болезнетворную чувственность твари, дрожащей у ног господина. Две змейки SS как два взмаха плети над ее изогнутой спинкой. В конце концов, это не его вина, он просто оказался в нужное время в нужном месте, в нужной войне и в нужном звании, а так бы все, вполне возможно, сложилось иначе, как вы думаете? Если Кавани и ставит вопросы, отвечать на них она уж точно не собирается – женская природа берет свое – прерогатива их избыточно-правополушарного мышления – только прошлое и настоящее, никакой альтернативы, одни антиципационные цепочки, хрустальные шары и гадальные карты. И словосочетания такого убогого как «стокгольмский синдром» еще не было и в помине… здесь она в праве настаивать на эпониме – «синдром Кавани» неплохо звучит, еще лучше звучит «синдром Ночного портье», а что? Есть же «синдром Алисы в Стране Чудес», чем наша Л. К. хуже того Л. К., который математик-писатель-любитель-девочек-нимфеток-читай-педофил? Правильно, ничем. Сорок лет спустя это выдержанное в темно-синих тонах кино не становится менее скандальным, как не становится менее многоатомной структура met-энкефалина, которым продолжает пахнуть изможденная принудительной концлагерной анорексией Шарлотта Рэмплинг, танцующая Саломея, только в отличие от своей знаменитой тезки, едва не упавшая в обморок при виде усеченной еврейской головы, то ли в постшоковый, то ли в голодный, причем во второй - куда как вернее. А пахнет она им, потому что больно. А он - ее личный опиоид. Он – это не злосчастный энкефалин, он – это Макс, который сейчас с удовольствием толкает в ее рот свой палец, и она пока без удовольствия его сосет, а потом наоборот: он может, уже и рад бы не толкать, но ее сосущий голос, а за ним и сосущий взгляд, сама душа, пустая, а потому непрерывно сосущая, сосущая, сосущая… его плоть, кровь, душу и прочие прилагающиеся к комплектации того, что мы называем человеком, со всеми его слабостями, пороками и талантами. Пожалуй, Кавани и не видит здесь иных талантов. Кто-то хорошо считает, кто-то хорошо молится, кто-то хорошо причиняет боль, кто-то хорошо ее испытывает – качественно, профессионально. Все остальное провокация – и процесса, и зрителя, такая вот зевгма, удавшаяся и в той, и в другой ипостаси – первый вызревает, ибо война, второй шокирован, ибо «война»! Ну да, война. Которая ничего не меняет, а всего лишь дополнительный аргумент для того, чтобы двое странных нашли свое маленькое, порочное, щекочущее, запретное, необязательное, случайное, стыдливое, кричащее, ненужное, безвременное и безграничное, бессмысленное и безудержное, бесовское и беспримерное, но все же счастье. Да-да, из тех, что в болезни (что вернее) и здравии, в богатстве и бедности, пока…
Пожалуй данный фильм входит в десятку самых провокационных, эпатажных и неодназначных фильмов своего времени. В далеком 73 году он произвел эффект разорвавшегося снаряда. В кинотеатрах были нескончаемые очереди. Тема второй мировой оставалась животрепещущей, не затянувшийся и кровоточащей раной, и еще ни освещалась в подобном свете, а именно через призму любви, с примесью нездорового садизма. Поэтому неудивительной стала реакция мирового сообщества, расколовшаяся на 2 лагеря. О чем же сей фильм? В венской гостинице встречаются ночной портье Макс (Дирк Богард) и жена известного композитора Лючия (Шарлотта Рэмплинг). И вроде все бы ничего, да только он - бывший офицер СС, а она - бывшая заключенная и по совместительству его любимая девочка-жертва. И вот с этого момента кажется что фильм пойдет совершенно в другом русле. И уж никак не о любви. Но нет. Здесь прекраснейшим образом связаны 3 вечные темы: любовь, война и искусство. Любовь, порожденная войной и жестокостью. Война, как не странно, давшая главным персонажам возможность любить. И искусство, грамотно и умело лавирующее на стыке между войной и любовью. Патология, неестественное влечение, или же все таки то самое, настоящее чувство связывает героев? Мне кажется каждый сам находит ответ на этот вопрос. Минимум слов, минимум героев. Максимум эмоционального выплеска и чувственности. игры инстинктов и нервного напряжения. Взгляд действительно сложно оторвать от экрана, ибо ты настолько заворожен игрой прекраснейшей Шарлотты и невероятно харизматичного Богарда, что это не представляется возможным. Молчаливая экспрессия пронизывает весь фильм. Принцип контрастов и целостности. Прекрасное и отвратительное - часть друг друга, не больше не меньше. Главные герои вне закона и вне понимания. Две трагические судьбы. Одна любовь. Графиня: Ты был безумен... ты и сейчас безумен... Макс: Безумный или нормальный! Кому судить?
Или лучше мужа. Так это может происходить в жизни, если человек испытал психологическую атаку на организьм, если когда-то жил с оголённым нервом, а теперь мирно бдит в отеле, рассуждая, куда дальше отправиться – в Нью-Йорк или в Онтарио. Раньше, выступая в наци-кабаре и получая подарки от оберфюрера в виде головы обидчика или иной приятной мелочи, безделушки, а сейчас, проглаживая портянки мужа, не имея представления о том, куда новая жизнь приведёт, равно как, не понимая, к чему прошлая жизнь привела. Так сформировалась психика героини – размотавшийся клубок ниток до состояния натянутой струны был смотан новой жизнью обратно в путаный пыж и ждал дальнейшего действия рук портного. И портной этот, вернее портье, а по вечерам член клуба по реформированию бурного фашиствующего сознания, берёт нить жизни своей фрёйляйн вновь в свои руки. Интересное о фильме. Встреча на крыше дома членов штабстрейхштурмобергруппы, усердно трансофрмирующей своё нетрансформируемое сознание, уверенно входит в десятку лучших эпизодов политпропаганды в мировом кинематографе.
Любовь для каждого человека своя, разная, индивидуальная. Любовь может принимать самые необычные формы и становится сродни болезни, телесной и духовной. Лючия его узнала, Макса, человека из прошлого, ужасного прошлого, в котором кровавым полотнищем развивалась свастика на фоне лагеря. Она его узнала и он ее вспомнил, и это стало началом странной любовной связи. Фильм 'Ночной портье', снятый в 1973 году выдающейся итальянской кинематографисткой Лилианой Кавани, стал одним из самых больших скандалов мирового кино 70-х годов. Большинство зрителей и тогда, и сейчас склонны видеть в этой картине садомазохистскую историю любви, коей она отчасти и является, позволяя по-новому взглянуть на отношения Доминатрикса и Раба, палача и жертвы, воспылавших друг к другу любовной патологической болезнью. Однако фильм имеет и сильный антифашисткий подтекст, как и гораздо более шокирующее 'Сало, или 120 дней Содома' Пазолини. Лилиана Кавани сняла более личностное и менее эпатажное кино, в котором сцены эротики и насилия сняты оператором Альфио Кантини эстетически сдержанно и даже красиво, в котором нацизм и его система изобличены через призму секса и подавления личности, в котором вся система власти показана как садомазохисткая услада. Шарлотта Рэмплинг в роли Лючии просто восхитительна, создав реалистичный и прочувствованный образ. Также великолепен и Дирк Богард, создавший яркий образ Макса. Весь фильм держится на блестящей актерской игре этого дуэта, в котором оба партнера равноценны. Особую атмосферу в фильме создают саундтреки Даниэле Париса и Фредерика Холландера, а также кантаты Моцарта, буквально обволакивающие фильм. Я реомендую эту эротическую драму всем поклонникам европейского авторского кино и, думаю, фильм Вас потрясет до глубины души. 10 из 10
Это первый фильм, впечатлениями о котором захотелось поделиться в рецензии, о котором захотелось написать. Прошло несколько месяцев с тех пор, как я его посмотрела. Воспоминания уже сгладились, но остались приятными. 'Ночной портье', на мой взгляд, типичный пример Стокгольмского синдрома, причем, в самом сильном его проявлении. 'Жертва' влюбляется в 'палача'. По воле случая, бывший смотритель концлагеря встречается с бывшей же заключенной этого лагеря. Воспоминания разжигают в них противоестественную тягу к друг к другу. Герои пытаются жить прошлым, их любовь носит патологических характер...и поэтому финал мне кажется очень даже логичным. Фильм хорош с эстетической точки зрения, им можно любоваться как красивой вещью, рассматривать со всех сторон как произведение искусства. Он статичен как картина на выставке. Больше всего запомнилась сцена с танцем Шарлотты Рэмплинг, пронизанная какой-то притягательной силой. Недаром она вошла в сотню лучших сцен мирового кино. Любителям же экшена и динамики сразу рекомендую проходить мимо, вы заснете на первых же минутах. Лично мне не хватило этой динамики, с ней бы были все 10 баллов. Без нее 7 из 10
Однозначно я не сроднюсь душой с теми, кто готов романтизировать психическую болезнь. А роковая страсть между мучителем и его жертвой - типовой пример из учебника по психоанализу, а уж пальчики во рту - это просто Фрейд прописал. И какой фон выбран для этой истории - война, концлагерь или еще что - не имеет значения. Макс - экзальтированный дегенеративный маньяк, а Лючию сломало то, через что ей пришлось пройти. И что им еще остается, с этим отпечатком опустошенности, как не ломать страсть на костях? Они и так уже мертвы. Да и где вообще фашизм в этом фильме? В кадрах из лагеря, больше похожих на постановки по Блоку, или в мелькающей изредка форме СС? Это смешно. Сеансы групповой психотерапии у бывших офицеров СС - совершенно отдельный нелепый фарс. Как будто они испытывают вину. Поистине прекрасна в фильме только фантастическая Шарлотта Рэмплинг (в моем внутреннем рейтинге она даже обходит Эммануэль Сенье в 'Горькой луне'), но все остальные актеры/персонажи тошнотворны. Местами мерзко смотреть, как обрюзгший Макс своими гадкими пальчиками-сосисками к ней прикасается. Но на то она и богиня, чтобы возносить над обыденностью все, что вокруг нее происходит - например, этот странный фильм, ставший классикой вопреки всему.
Вопрос: что влечет за собой жестокость? Ответ: боль. В жестокости нет ничего, кроме жестокости – однозначно… Но человек – такое удивительное создание, что даже из насилия он способен извлечь любовь. Когда у чистой и наивной девочки наступает время любить, она может полюбить, кого угодно. Кто под руку подвернется… Хоть фашиста. Такова прекрасная и ужасная женская природа. Тем более если жизнь никого больше не предложила. Героиня, оказавшаяся в концлагере, невольно начинает любить своего ласкового палача… сначала из чувства самосохранения, пожалуй, далее - бессознательно, а затем - страстно. Известно, что первый сексуальный опыт является определяющим в жизни, неким клише. Клише для Лючии оказалось столь ярким, что случилась любовь на всю жизнь… А какие еще могут быть впечатления в фашистском логове? Только яркие, конечно… Макс же – пусть весьма странным образом, но он ведь спас Лючию от возможной гибели - на войне, как известно, все средства хороши… Сам того первоначально не желая, спас и полюбил девочку свою... Вот так: дважды два стало пять, получилось самое великое из всех чувств…. Из очень странных, непривычных ингридиентов – а вышла любовь… Именно любовь. Которую каждый из тех, кто считает себя нормальным, назовет патологической. И будет прав, конечно. Но какой эпитет и определение к любви ни приставь, а слово любовь останется определяющим… Смелое и честное кино. История, расказанная без приукрашательств. Кино без чистоплюйства. Как было – так и показали… Конец фильма поистине милосерден.
Сумасшедший, нормальный - что это? (с) Макс Я не хочу разбирать этот фильм на составные части, анализировать замечательную игру актеров, хвалить очень красивую, ненавязчивую и уместную музыку, говорить что-либо о режиссере, который отважился снять такое в 70е годы. Я вообще не хочу верить в то, что это фильм. С самых первых кадров у меня сложилось прочное ощущение присутствия, то я была пьяным нацистом, наблюдающим танец Саломеи, то сотрудником отеля, подглядывающим в замочную скважину, то я вся сама становилась безысходностью, тоской и нежностью, пропитывающей каждый кадр. Да, нежностью, я не шучу. Герои ожили, стали настоящими и близкими, сюжет отодвинулся на второй план, а самым главным стали эти удары, эти прикосновения, от которых сердце сжимается, столько в них любви - ни одна получасовая постельная сцена, коими часто грешат современные фильмы, не в силах ни на йоту приблизиться к такому уровню. Моя маленькая девочка. Mein kleines Mädchen. Можно было бы сказать, что это волшебство на фоне страданий, роскошь среди руин, маленькая хрупкая фея в тисках концлагеря и его палача - но все это слишком органично сочетается, чтобы делиться на сцену и декорации, слишком тесно связано, являет собой неделимое целое. Интересно, ушла бы у них земля из-под ног, если бы они впервые встретились в других обстоятельствах? Смогли бы они долго жить вместе? Может да, но это была бы совсем другая история, более счастливая. Но, кажется, самим героям не нужен счастливый конец. Ощущение грусти не покидало меня дня 3. Я не удивляюсь, почему 'Ночной портье' не очень популярный фильм - он правда не для всех. Без обид, но если вы увидели только 'чудовищный садомазохизм' или какую-то мифическую 'антифашистскую линию', и ничего более, значит это просто не Ваш фильм. Ах да, 10 из 10
Совсем недавно решилась посмотреть фильм Лилианы Кавани 'Ночной портье' - до этого не возникало такого желания, тем более, что я вкратце знала о чем он. Даже спустя почти 30 лет после премьеры это кино, по-прежнему, остается неоднозначным и чересчур эпатажным (таково мое личное мнение). Шарлотта Рэмплинг (исполнительница роли Лючии) - одна из любимых мною актрис. Видела несколько фильмов с ее участием и практически ни одна сыгранная ею роль не оставила меня равнодушной. Особенно нравится лента 'Под песком' Франсуа Озона, где она великолепно играет в тандеме с Бруно Кремером. Рэмплинг - несомненно, талантливая актриса, которой как никому удаются очень сложные психологические роли. Собственно, фильм 'Ночной портье' я захотела посмотреть исключительно из желания увидеть ее неподражаемую игру - и ничуть не жалею об этом. Не хочу вдаваться в подробности и пересказывать сюжет этой странной картины (по-моему, он сильно надуман), только отмечу, что в течение просмотра мнение о фильме Кавани в моей голове менялось несколько раз: от полного неприятия вначале до сочувствия двум главным героям в конце. Первое впечатление от увиденного - это не художественный фильм, а пособие для врачей-психиаторов. Думаю, старику Фрейду понравилось бы это кино! Но, все же, несмотря на скандальную историю страсти (а была ли любовь?) бывшего нациста и бывшей заключенной концлагеря, аплодирую Дирку Богарду и Шарлотте Рэмплинг за актерское мастерство, благодаря которому задумка режиссера была блестяще воплощена на экране. Многие современные триллеры и психологические драмы, по моему мнению, сильно уступают 'Ночному портье' как в части закрученности сюжета, так и в части актерской игры, чем у меня зачастую не вызывают никаких эмоций. Конец фильма вполне предсказуем. Но даже после титров картина долго не дает покоя. Человеческая сущность - вещь непостижимая. И об этом снимут еще не один фильм.
'Любовь бывает такой разной Роксана! '- говорил Александр своей новой возлюбленной. 'Любовь бывает такой странной ' - мог бы сказать Макс своей жертве и избраннице. Фильм - скандал. Фильм - абсурд. В жизни люди часто заигрываются, если у них есть смелость испытать то, о чем другим даже страшно подумать. А в любви такие люди, как правило просто слетают с катушек. Фильм - основанный на реальной истории любви 'палача ' и жертвы. Но на пленке Каванни представила историю - перевертыш. Суть с двойным дном. Это не просто история об ужасах Асвенцима. Не история об искареженной психике, как самого 'палача ', так и его жертвы. Лента о любви не смотря не на что и вопреки всему. Против условностей, ханжетсва, мещанской морали и дерзкий вызов прямо в лицо сытому обывателю. Любовь можно почувствовать и в черной камере нацисткого лагеря. Главное впустить ее в себя. Не бояться ничего и никого, а главное самого себя. Фильм - шедевр в своем жанре. 10 из 10
«Портье» был и остается по сей день жестокой, болезненной, но по-своему красивой историей любви, побеждающей смерть. Кто сказал, что любовь – это нежность, романтика, заоблачность и доброта? А почему она не может быть болью, кровью, насилием и испепеляющим влечением? Именно об этом и говорит в своей картине Лилиана Кавани. Главные герои вовсе не извращенцы, не больные и не сумасшедшие. Они не более безумны, чем любая страстно влюбленная пара. Просто великое чувство зародилась в них в нечеловеческих условиях, когда один был палачом, а другая – жертвой. Поначалу Макс действительно кажется своеобразным сексуальным маньяком, но на своем пути он встречает родственную душу, которая понимает его и принимает его именно таким. И если их тюремные отношения все равно можно трактовать как удовлетворение болезненной похоти Макса и беспомощного подчинения Лилии, то прошедшее время и случайная встреча в послевоенной Австрии безоговорочно подтверждают, что то чувство, ни что иное, как любовь. Невозможность жить друг без друга, боязнь потерять маленькое личное счастье, готовность пожертвовать всем ради любимого! Что же это, по-вашему, как не Высшее Чувство? Фильм получился сильным, умным и тяжелым. Картина смотрится очень непросто, но это не недостаток мастерства Кавани, а способ показать душевное состояние героев. Война давно окончена, но все равно остались «свои» и «чужие», поэтому окружающий мир никогда не примет эту странную, ужасную с моральной точки зрения любовь. Но герои все равно борются за свое счастье, зная, что они обречены, и до последнего вздоха остаются вместе. Поэтому «Ночной портье» - это фильм не о победе над фашизмом, не о половых извращениях, не о сексе и насилии. Это просто кино о самом главном в этой жизни.
«Здесь нет никакой романтики» - слова главного героя, как мне кажется, должны направить зрителя прочь от лирики. Не стоит излишне романтизировать отношения жертвы и палача, потому что в посыле фильма это лишь верхушка айсберга. На первый план выходит не история любви, побеждающей смерть, а то как война калечит людей, причем больше не в физическом, а в моральном отношении. Фильм не противоречивый и даже не скандальный. В нем содержится четкое доказательство того, насколько сломлены бывают люди, прошедшие череду мук и испытаний, из которых невозможно выйти без последствий. Главные герои в данному случае нашли друг друга: ему нравилось повелевать, ей доставляло удовольствие подчиняться. Типичный пример стокгольмского синдрома. Он позволяет себе бить, унижать и сажать её на цепь, а она молча сносит всё это, целует ему руки и т.д. Очень великое чувство, правда? Стремление к саморазрушению и потаканию своим порокам - не любовь и даже не страсть, а страх заглянуть себе в глаза, смешанный с похотью, питающаяся жаждой испытать боль. Извечный вопрос: поддаться или воспротивиться? Всё зависит от человека и от его природы, взращенной на том или ином примере, опыте. Соглашусь, что кто-то и БДСМ считает невинной забавой, но шаблонность мышления, заложенная в общество нормами морали, всё таки пытается оберегать нас от таких извращений. И я не хочу пачкать слово «любовь» в столь низменных взаимоотношениях, пусть хоть миллион оттенков будет в нем заложено. Для меня это светлое чувство, тепло, нежность, забота, терпение, ощущение, когда с человеком становишься лучше, а не впадаешь в агонию или безумство. Не стоит заниматься фальсификацией и подменой черного на белое. СС-совцам нет оправдания, потому что они не ищут покаяния (сцена на крыше тому подтверждение). Первая же встреча с прошлым, столкновение с «палачом» сразу же выводит героиню на чистую воду. Она без долгих метаний расстается со своим шансом жить нормальной жизнью ради сиюминутных наслаждений. Уродливых и мерзких. Он совратил её в юные годы, а она через боль и страдания приняла свою роль. Сцена танца перед СС-совцами наглядно показывает как жертва наслаждается своим положением. С какой едкой ухмылкой она смотрит на отрубленную голову сокамерника, доставлявшего ей неудобства, и с каким благоговением бросается в объятия своего «возлюбленного» в благодарность за это. Многие ухватились в фильме за то, как эти двое шли к своей неизбежной участи, но не предавали друг друга. Как они якобы «боролись» за свои чувства. А я скажу, что это лишь фарс, обертка. Суть находится в глубине. Иного конца их судеб и ждать не стоило. Будущего для них не существует, и это ярко подмечено в последних минутах фильма. Их судьба уже предрешена, и они полностью осознают это.