Ночь у Мод: отзывы и рeцензии

nefedovmikhail
nefedovmikhail3 августа 2010 в 15:09

Этот фильм сразу же может несколько смутить заумными диалогами на философские, религиозные и математические темы, однако позже, когда зритель втянется в повествование, его ждёт счастье. Заумные диалоги лишь создавали почву для перехода в романтичное и эротичное продолжение картины, центральной сценой которой, конечно же стала сама ночь у Мод главного героя. Ещё перед этим он встретил девушку и влюбился в неё, но принципы и прочие тараканы в голове уже не молодого мужчины (по фильму Жан-Луи 34 года) мешали ему признаться себе в этом. Тут даже речь шла не о нерешительности, а именно о различном мусоре в голове, пусть этот мусор и заключался в математике и философии. Сама ночь у Мод же стала для героем неким переворотом сознания, ведь эта женщина была совершенно другая, та, которую по его принципам полюбить невозможно, но эротичность, исходившая из каждого движения героини, и тормозные реакции на это главного героя не могу не натолкнуть на зрительские восклицания «что ж ты, козёл, всех мужиков позоришь?!» У Эрика Ромера получился настоящий перевёртыш, где тормозит отношения не женщина, а мужчина, и именно встреча с женщиной меняет его, причём сама ситуация обставлена невероятно красиво, точно и чрезвычайно элегантно. Игра Франсуаз Фабиан выше всяких похвал, настолько колоритно она изобразила на экране образ, энергетика которого проникала далеко за пределы экрана монитора. 9 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск23 ноября 2014 в 00:30

Пари Паскаля. Если вероятность существования Бога даже 10%, жить по канонам веры выгоднее чем жить без веры, велика ставка при проигрыше (вечные муки), когда безверие даёт всего лишь возможность не тратить силы на праведные поступки, не соблюдать пост и небольшую экономическую выгоду. Вера в бога идёт от души, здесь математические расчёты бессмысленны. Как истинную веру можно построить на корысти? Но пари Паскаля имеет смысл в более прозаических сторонах жизни. Можно пожертвовать меньшим для более значимого. Жан-Луи плывёт по течению, старается видеть положительную сторону во всём. Пришло время осесть, обзавестись семьёй он выбрал девушку которая соответствует его вкусу и имеет общие с ним взгляды. Его намерение полюбить одну женщину и прожить с ней всю жизнь. Он всё для этого делает. Сглаживает углы, ведёт умную политику. Он дорожит своей семьёй. Мод ищет идеал, скорее всего она проищет его всю жизнь. Она не согласна на компромисс, не согласна чем-то пожертвовать. Запросто рвёт отношения с мужем, как она сама говорит, хорошим человеком, отцом её дочки. Семейная жизнь это испытание, можно многократно менять партнёров и жизнь доживать в одиночестве. Хорошо когда партнёры ищут равновесие, через много вместе прожитых лет они становятся по настоящему родными людьми. 8 из 10

kmysko
kmysko24 декабря 2010 в 08:24

Герой одного из лучших фильмов Эрика Ромера феноменального цикла «Шесть моральных историй» инженер Жан-Луи (Жан-Луи Трентиньян) - преданный католик, который во время утренней воскресной мессы полюбил одну из прихожан. Следуя за ней на своей машине, он теряет ее из виду. Однако в тот же день случайно встречается с давним школьным знакомым Видалем (Антуан Витез), убедительным коммунистом, преподающим философию в университете. С легкой руки знакомого Жан-Луи остается в «средней буржуа» Мод (Франсуа Фабиан) на ночь, поскольку на дворе падает мокрый снег, а ехать опасно (позже мы узнаем, что именно в такую погоду разбился год назад любимый мужчина Мод). Верующий католик и апатичная атеистка ведут непринужденный диалог о морали, обязанности, замужество и все на свете, пока не приходит пора ложиться спать. Набожный Жан-Луи сознательно заключенный своей верой скорее телесно, чем духовно. Поэтому неудивительно, что движения его острые и немного неуверенные, они, движения, вырезают кусками пространство и не оставляют после себя никаких следов (в диалоге с Мод прозвучит важный лейтмотив: '- Твои губы холодные... - Как и твои чувства'). Мизансцена выбрана очень точно и удачно Эриком Ромером (в режиссера не бывает случайного – сценарий прописан до деталей): не слишком просторная, но и не совсем убогая квартира Мод словно отвечает внутренним мирам персонажей, где нужно подобрать не только правильный ключ, но и правильные двери. Не странным также является то, что Жан-Луи отказывается от тепла тела Мод, что конечно же возмущает ее, хотя и герой отмечает: 'Женщины помогают моему моральному прогрессу'. Здесь можно добавить слова Жерома (Жан-Клод Бриали) с 'Колено Клер' (1970), предпоследнего фильма из цикла моральных историй, который диалектически дополняет жизненные ориентиры персонажа Трентиньяна: 'Я больше не удивляюсь на женщин.. . Я собираюсь жениться'. Дело в том, что Жан-Луи тоже хочу жениться и верит в единственную женщину и единственную любовь, но в отличие от Жерома активно присматривается к окружающим, ища в них идеальный образ своей жены, которая должна быть блондинкой, интеллигентной женщиной и конечно же католичкой. И находит, хотя и раньше Мод риторически вопрошала: как же он будет жить, когда набрасывает любовь на каркас католицизма (впрочем, этим каркасом может быть что угодно)? Жест телесного отстранения Жан-Луи можно трактовать по-разному: со стороны Мод это трусость и даже унижение для нее, а со стороны Жака - соблазн, которому не надо поддаваться, что учит основная молитва в христианстве (не зря она является прологом в ленте, которую хором повторяют люди в соборе, словно материализуют ее таким образом). В спокойном и почти медитативном диалоге, эдакой ритуальной прелюдии к близости, Мод заметила, что она много кого встречала, но такого чудака как он - никогда. Интересно было бы услышать мнение философа-атеиста, давнего товарища Жан-Луи, который совсем не отказывает себе в телесных развлечениях, мол, это пока одна из немногих вещей где он не терпит поражение. Нашлись бы к контексту и на этот раз афоризмы Паскаля?.. Однако герой Луи-Трентиньяна постоянно подчеркивает, что он не был религиозным и вовсе не стремится быть святым, как можно подумать (однако тут же сам мифологизирует это, когда отказывается от вина за ужином). Но что такое не быть святым? Знать, что споткнуться можно в любую минуту, но пытаться обойти крупные пороги. Однако тот, кто обходит эти пороги, считается неудачником, безпринципиальным и слабаком. Так же считает и Мод. Она хотела близости (или понимания?) с Жан-Луи, а тот отстранился ее. Когда мужчине отказывают - это одно, а когда женщине - это нечто совсем другое. Получается странный парадокс, что отказать красивой женщине аморально, поскольку это воспринимается как оскорбление. Ромер тонко обыгрывает тогдашнюю парадигму свободных отношений и экзистенциальной свободы, не прибегая ни в банальность, ни в излишнюю метафизику. Антропология жестов и взглядов дает подсказку зрителям, что в этом замкнутом круге нет виновных: каждый просто очень долго искал, но рано или поздно найдет свой «смутный объект желания». 9 из 10

Elena-P
Elena-P24 октября 2010 в 20:12

Очень сильный и пронзительный диалогово-исповедальный фильм от режиссёра Эрика Ромера. Если честно, не совсем понятно, почему в указании жанра стоит драма, ведь финал более чем жизнеутверждающий и со знаком 'плюс' для главного героя. Скорее это очень красивая и глубокая жизненная мелодрама о поиске себя, своего места, смысла в жизни, который опирается на философские, религиозные, научные точки зрения, взгляды и моральные принципы, убеждения и опыт каждого из 4-х героев, которого они достигли к тому дню, когда происходили события. И та описываемая 'ночь' в любом случае оставила неизгладимый след, заставила взглянуть на свою жизнь совсем с другой стороны и отчасти изменить убеждения, которыми руководствовались и Жан-Луи, и Мод. Первая половина фильма, на мой взгляд, сильно перегружена умными философскими и математическими рассуждениями, которые больше отвлекали, чем раскрывали характеры героев. Но когда события переходят в квартиру Мод, атмосферность, динамичность, яркие и откровенные диалоги и последующие решительные, эмоциональные действия главного героя, совершаемые под воздействием и впечатлением от прошедшей 'ночи', не дают зрителю оторваться от экрана, буквально поглощают и притягивают, а скука, которая возможно и появляется в начале фильма, исчезает. Очень красивые натурные зимние виды, служащие своеобразным фоном и добавляющие красоты и притягательности. Ну и конечно актёры. Обаятелен, неповторим, характерен своей талантливой и проникновенной игрой Жан-Луи Трентиньян, отдельно хочется отметить потрясающий, яркий и характерный образ Франсуазы Фабиан, от которой просто невозможно оторвать взгляд, эта энергия, красота, естественность, абсолютная откровенность начиная от внешности и заканчивая внутренним миром героини, эротичность притягивают, как магнит, к Мод именно благодаря актрисе. Несколько не дотягивает и смазана на их фоне игра Мари-Кристин Барро, хотя возможно это впечатление создаётся из-за того, что сам образ героини был мало прописан или сама актриса не смогла полностью его раскрыть. В общем как-то однообразно на мой взгляд. Из минусов кроме научно-философской перегрузки в начале фильма отмечу пожалуй отсутствие музыкальной темы. Лично для меня для полноценной оценки восприятия и впечатления музыкальной краски очень и очень не хватило. 8 из 10

Saffron Burrows
Saffron Burrows29 ноября 2015 в 08:16
Теплое кино

На сорок девятом году жизни французский режиссер Эрик Ромер снял в 1969 году мелодраму под названием «Ночь у Мод». Картина была настоящим фурором в свое время. Она получила большую зрительскую любовь, а также теплый прием кинокритиков. Фильм был удостоен номинации на Золотую пальмовую ветвь, а также номинацию на премию Оскар как лучший иностранный фильм. Чем же эта картина так хороша? Я постараюсь объяснить. В этой истории мы видим главного героя – обаятельного мужчину, который долгое время не жил на родине. Вернувшись домой, он решается остепениться и жениться. Увидев у церкви молодую блондинку, он тут же влюбляется в нее и решает, что она будет его женой. Но судьба подносит ему еще одну неожиданную встречу, и благодаря другу он встречает интересную женщину по имени Мод и проводит у нее ночь… Не смотря на то, что в истории фильма стоит зима и холод, кино получилось такое теплое, такое притягательное и душевное. Смотрится оно с удовольствием, медленно погружая в свою историю, как будто в зимний, сладкий сон. У фильма приятная атмосфера, а сама история была показана интересно и со вкусом. Чувствуется хорошая рука режиссера, поэтому и фильм любит ни одно поколение зрителей. Главная мужская роль досталась такому французскому актеру, как Жан-Луи Трентиньяну. Он как раз был на пике своей популярности, и также из-за него этот фильм притягивал к себе внимание. Трентиньян харизматичный актер и очень обаятельный мужчина. Играет он всегда чисто, и его герои непростые личности, всегда есть какая-то недосказанность, и его героя пытаешься понять. Данную свою роль он сыграл хорошо, а его персонаж был проводником в этой истории. В женской роли запомнилась Франсуаза Фабиан. Ее героиня была интересной собеседницей и чем-то, что могло быть, но не стало в жизни героя. «Ночь у Мод» - французское, черно-белое кино из золотой коллекции европейского кинематографа. Мне очень нравится этот фильм, и я оцениваю его положительно. Любителей французского кино приглашаю окунуться в эту историю, и Вы попадете в окошко чьей-то жизни, которая была показана так чувственно, так душевно. Спасибо и приятного просмотра! 9 из 10

Akatos
Akatos18 ноября 2020 в 23:47
Секс, марксизм и Мод

Старинный городок Клерман в самом центре Франции. Именно здесь работает 34-летний мужичок, любящий ходить в католическую церковь, где он давно уже обратил внимание на одну молоденькую студентку-прихожанку. А в свободное от церкви и работы время мужик почитывает Паскаля, рассуждает о тщетности бытия, захаживает в общепиты и тут – бац – встречает своего однокурсника, которого уже не видел 14 лет. Слово за слово, поговорили о марксизме, обсудили свежий концерт Леонида Когана, ну и как водится, начали о бабах. И тут приятель потащил 34-летнего холостяка на квартиру к своей особенной женщине Мод. А там – снова чаи, разговоры, но за окном началась метель и Мод предложила другу своего друга остаться у нее ночевать. Ну, чтобы он не разбился на машине. И мужичок, даром что застенчивый, а на ночь остался у без пяти минут пару часов знакомой женщины. Одна из самых известных работ самобытного Эрика Ромеро, который достаточно поздно начал свою режиссерскую карьеру на пятом десятке лет, но достиг на этом поприще очень заметных результатов. Сразу скажу, Ромер – это не голливудщина. Это даже не формат «новой волны» во Франции, к которой Ромера все же причисляют. Режиссер снимал по своей методе, где центральное место у него отводилось речи персонажей. Для француза важно было не то, КАК говорили, а чтобы это было естественно, жизненно, реалистично. Но в этой реалистичности (которая, впрочем, ничего общего с неореализмом 40-х не имела), в фильмах Ромера часто терялась концентрация вокруг главной проблематики. Это еще с учетом, что не всегда можно эту самую «главную проблематику» в фильмах француза нащупать. Смотреть, например, как три взрослых человека на полном серьезе обсуждают писанину Блеза Паскаля, затем переключаются к церковной казуистике, а потом обсуждают морально-нравственную сторону секса без любви – вот это все рассеивает внимание. Впрочем, Ромер периодически оживляет сюжет каким-то действием, но опять же, оно у него не является художественно-взрывным. Неожиданностей от него ожидать не стоит, также как мы их не ожидаем, выходя утром из своего подъезда. Да, каждый день что-то в мире происходит эдакое, но этот мир «эдакого» находится обычно в телевизоре/интернете/газете. Мы в своей массе созерцатели и не более того. И вот точно такие же герои и у Ромера. Все в полутонах, да еще и с недомолвками, недопоступками и, возможно, только с сожалениями о «не так» прожитых днях/годах. В этом весь Ромер. Именно за такой подход его одни считают гением, а другие – однотипным и скучным режиссером. Я остановлюсь где-то посередине, отметив высокую эстетическую привлекательность картинки и героев. И по актерам. Вообще, Ромер любитель найти на просторах Франции безвестных исполнителей и с ними клепать свои фильмы на высокообразованного зрителя. В «Ночь у Мод» этот принцип сработал только отчасти. Пара главных исполнителей – Жан-Луи Трентиньян и Франсуаза Фабиан на момент съемок были уже полноценными звездами. В большей степени это касалось 39-летнего Трентиньяна, очень качественно отыгравшего «холостяка с идеальными представлениями о женщинах». А вот Франсуазе Фабиан досталось амплуа красивой (почти роковой), но не практичной статуэтки. Стильное исполнение. Ну а молодым дарованием-открытием у Ромера стала 25-летняя дебютантка Мари-Кристин Барро, сыгравшая душевную пассию-студентку главного героя. Хотя на фоне стильнючей Фабиан, Барро смотрелась даже несколько страшненькой. Но это уже особенности методы режиссера, у которого на все был свой индивидуальный художественный вкус. Фильм заслуживает внимания и привлекает как своей формой, так и философским копанием о сложностях совместной жизни мужчины и женщины. Но местами Эрик Ромер все же подгружает заумным словоблудием и сюжетными недоговоренностями. В общем, кино красивое, но не для всех.

Евгений_Горностаев
Евгений_Горностаев29 июня 2022 в 03:17
Семейная жизнь или фривольное времяпрепровождение?

Герой Жан-Луи Трентиньяна - 34-летний интеллектуал-интеллигент. Он хочет остепениться и найти молоденькую католичку (желательно блондинку) с добрым нравом и чистым сердцем, чтобы построить с ней крепкую семью. В одну из многочисленных бездельных ночей мужчина случайно встречается со своим давним другом, которого не видел полторы декады лет, а тот в свою очередь знакомит главного героя со своенравной Мод - разведённой женщиной настолько же притягательно-сексуальной, насколько умной и прямолинейной. Мод вместе с лукавым другом проверяют систему ценностей интеллектуала, желая вывести наружу его истинные мотивы и настоящие взгляды на те или иные вопросы бытия. Интеллигент в течение ночи продолжительно отстаивает личные непоколебимые принципы и умело отбивает разнообразные нападки на свою 'праведную' персону, однако вскоре он остаётся один на один с обворожительной Мод, и ему придётся сделать крайне ответственный выбор: продолжить уникальный путь современного пуританина или сломиться под нежно-соблазнительным натиском обаятельной искусительницы. Режиссёр Эрик Ромер осветил в данной картине весомое количество значительных тем, одними из которых могут быть такие, как безделье интеллигенции, падение значения института брака для большого числа людей, ценность изучения христианства в процессе развития человека, рассмотрение и интерпретация философских умозаключений Блеза Паскаля, морально-этический выбор человека на серьёзном распутье и ещё многие другие. Французский постановщик, благодаря этой работе, смог продемонстрировать мировому киносообществу безмерность своего творческого ума и широту индивидуальной просвещённости, способной без всяких проблем и с исключительной прозорливостью исследовать самые животрепещущие элементы этой сложной жизни. Таким образом, 'Ночь у Мод' - это высокоинтеллектуальное кинематографическое произведение именитого французского киномастера, которое углубляется в спорную проблематику межличностных взаимоотношений (преимущественно между мужчиной и женщиной) с целью нахождения правильных с духовной точки зрения ответов на вопросы правильного образа жизни, при котором человек способен раскрыть свой личный потенциал и создать здоровую и добропорядочную ячейку общества. Чем более в человеке развит духовный мир, тем больше он имеет возможностей поступать по жизни истинно верно, укрепляя в себе Веру во что-то действительно весомое. Кроме того, такой человек имеет гораздо больше шансов построить хорошие взаимозависимые отношения с ближними своими, в том числе и при создании семьи, в которой, благодаря нему, несомненно, будет царить радость и благополучие. Развивайтесь, друзья! И тогда всё получится!

Pablo_Ibieta
Pablo_Ibieta17 марта 2021 в 06:49

Фильм тягучий, не захватывающий. Красивые, слаженные диалоги, местами перенасыщенные (не успеваешь все это вобрать в голову, приходится отматывать назад, мб я тупенький). В беседах Мод и ГГ часто ловишь себя на мысли, что они меняются ролями, перескакивают с одних чувств на другие, переходят из теплого в холодное. Но, если быть конкретней, то скажу так: она прямо-таки из кожи вон лезет, чтобы его заполучить. То хладнокровно 'отталкивает' от себя. То же происходит и с ГГ. Ночная съемка очень доставляет, черно-белые иллюминации вывесок ночного парижа. Как по мне тема нераскрыта. Я от невнимательности (либо, вероятнее всего, это несущественная деталь, потому что на протяжении всего фильма не было на этом акцента) не понял, были ли знакомы Мод и блондинка, при каких обстоятельствах, и зачем это нужно в эпилоге. Ясно только то, что ГГ, следуя своим принципам и надеждам, все же добивается 'своей католической блондиночки'. Ну, и показано противопоставление разгульной, беспринципной Мод и кроткой, вселяющей надежду, прихожанкой. Понятно, в чью пользу делает выбор ГГ.

Александр Попов
Александр Попов5 мая 2021 в 14:04
Эрик Ромер, кинематограф этического максимализма (часть 5)

Шедевр Ромера «Моя ночь у Мод» - настоящая анатомия человеческого лицемерия, фильм, в котором атеисты и вольнодумцы выглядят живее и привлекательнее застегнутого на все пуговицы и изворачивающегося современного Тартюфа, блестяще сыгранного Трентиньяном. Нравоучительность этой киноистории, по Ромеру, - в том, что она развенчивает фарисейство и двойную мораль людей, называющих себя христианами и использующих для самооправдания изощреннейшую систему аргументов. «Моя ночь у Мод» - это прежде всего один из самых умных и интеллектуально богатых фильмов за всю историю кино: здесь есть рассуждения и о математике, и о теории вероятности, о Паскале и христианской морали. Герои говорят без остановки, но за движением их мыслей невероятно интересно следить. Камера Нестора Альмендроса (постоянного оператора Ромера и Трюффо), кажется, вторгается в интимнейшие уголки человеческих душ, почти незаметно тасуя крупные, средние и общие планы, снимая порой в пределах одной комнаты, виртуозно избегает при этом эффекта клаустрофобии. Используя черно-белый формат, постановщик визуально обостряет моральные дилеммы рассказываемой истории, в которой зло камуфлируется под добро, а добро выглядит злом. Герой Трентиньяна – двуличный ригорист прекрасно дополняет живую и колоритную Мод, вовсе и не испытывающей на прочность его «кабинетную» добродетель (как может показаться на первый взгляд), а пытаясь найти в нем хоть что-то человеческое и искреннее. Но Ромер не был бы собой, если бы ограничил историю рамками одной ночи, он показывает героев в развитии – и вот уже персонаж Трентиньяна ухлестывает за обеими женщинами сразу, не испытывая при этом не малейших угрызений совести. Сила ромеровских притч в том и состоит, что они мастерски выворачивают ожидаемые зрителем ситуации, финалы и коллизии наизнанку: и вот уже искушаемый оказывается двуличным лицемером, а искушающая его – ранимым и хрупким существом. Франсуаза Фабиан в роли Мод просто блистательна – ее героиня объемна и достоверна в отличие от будущей жены главного героя – блеклой и стертой (это осознанный ход режиссера). В результате распределения ролей и реплик, по нововолновски легко рассказав историю современного Тартюфа, Ромер создает немного-немало шедевр, одну из лучших картин в своей фильмографии, смотреть которую невероятно увлекательно во многом из-за персонажей-перевертышей, оказывающихся по ходу ленты не теми, кем они выглядят поначалу. Своей сложной этической палитрой «Моя ночь у Мод» напоминает еще одну выдающуюся французскую ленту об отношениях полов – «Счастье» Аньес Варда, где мессидж автора также трудно уловить с первого просмотра, столь он неоднозначен. В любом случае несмотря на длительные эпизоды съемок мессы и проповедей «Моя ночь у Мод» - фильм вовсе не о приоритете христианского мировоззрения над атеистическим и светским, он о том, что схоластическое философствование часто становится способом самооправдания и формирования человеком в глазах других людей иного образа себя, чем он есть на самом деле. Это картина о том, как из корыстных целей извращается нравственность, и черное предстает белым, о том, как в нашем мире торжествует двуличие и лицемерие, умело, виртуозно прикрывающееся христианской моралью. И то, что католик Ромер нашел в себе решимость снять такой фильм, говорит о его смелости не замалчивать больные темы христианства, а говорить и них открыто. На это зритель может только сказать: «Браво, маэстро!»