Данная чисто буржуазная и пропагандистская в самом худшем смысле этого понятия (ах, какие коммунисты уроды -своих же асов мучают!) картина - лишнее подтверждение стремления господ европейцев, поднимавших перед Гитлером ручки вверх чуть ли не по его приказу, показать современникам, что на самом деле они были крутыми героями и такое претерпели... На фоне громадной трагедии Великой Отечественной войны и тех жертв, которые понёс советский народ, спасая тех же европейских 'героев' от фашизма все эти раздутые до размеров дирижабля подвиги суть потуги лилипутов выглядеть Гуливерами. Между тем есть чехословатский фильм 70-х годов (жаль, забыл название), рассказывающий как раз о том, что множество чешских пилотов специально сбегало из Британских Королевских ВВС в СССР, чтобы реально и масштабно бить фашистов (приди к власти в Чехословакии лондонское правительство Бенеша, их бы всех повесили как дезертиров и коммунистов). Это что, специальная коммунистическая пропаганда или исторический факт? У нас-то 'перебежчики' воевали в менее комфортных условиях и взлетали не с газонов и не с тёплых постелей ухоженных мисс. Посмотрите 'Нормандия Неман' или просто классику - 'В бой идут одни 'старики'. Британская миссис пафосно воскликнула, что её вклад в борьбу с фашизмом - обучение чешских лётчиков английскому. Странно, что в этом фильме владелец паба не воскликнул, что его вклад - угощение этих лётчиков пивом и виски. А каков же тогда вклад советских женщин и детей, в мороз шлифовавших снарядные болванки? Наверное, он и в сравнение не идёт: куда нашим до англичан... Кстати, немцы сбивали подобных 'асов' десятками и над Британией, и над Северной Африкой (смотрите 'Звезда Африки', 1957 ). 4 из 10
И один из лучших фильмов, которые я когда-либо смотрел. Единственный диссонанс - рассказы о 'страшных лагерях коммунистов', которые в фильме занимают не последнее место. Впрочем, ближе к финалу они начинают восприниматься, как аллегория, 'личный ад' бывшего лётчика, расплата за его предательство. Остальное - на высшем уровне! Возможно, я чересчур пристрастен - хорошо знаю историю, поэтому для меня этот фильм - не 'отвлечённый рассказ', а яркая иллюстрация к прочитанным ранее мемуарам и монографиям... Ощущение безысходности, когда Чехословакия была оккупирована Германией, 'дух времени' от речей Гитлера по радио... И английские RAF, сражающиеся с фашистами, прекрасно понимающие свою ответственность за судьбы мира. Фильм смотрится на одном дыхании - даже 'проходные', вроде бы, эпизоды. Обучение чешских лётчиков английскому языку, где чопорная старая леди настойчиво требует от молоденького паренька чёткое произношение слов, а когда он вспылит - строго выговаривает ему, что каждый выполняет свой долг. Он - летает и сбивает, а она может только вот так: учить лётчиков правильно говорить. После просмотра таких фильмов - у меня часто возникает тягостное недоумение... Ну почему халтурные поделки, переполненные глупостью.. и компьютерными технологиями, вроде '2012' и 'Трансформеров', - собирают полные залы зрителей и обрастают тоннами призов кинофестивалей... А по-настоящему хорошие, берущие за душу фильмы - часто малоизвестны людям?
В марте 1939 г. Германия оккупировала всю территорию Чехословакии, при этом была расформирована вся чехословатская армия. Фильм рассказывает о нескольких чешских пилотах, несогласных со сложившейся ситуацией у себя на родине. Раз они не могут противостоять немецким асам у себя на родине, они решают вступить в Королевские Воздушные Силы Великобритании и помочь союзникам выиграть эту войну. В центре сюжета два друга летчика, которые волею судьбы влюбляются в одну и туже женщину. В результате им предстоит пройти нелегкий путь, познать силу дружбы и горечь разочерования, жизнь и смерть, ненависть друг к другу и любовь. Всё это переплетётся на войне и уже не будет понятно, где враг, а где друг. Жанр фильма определить достаточно трудно. Это скорее военная мелодрама, нежели просто военный боевик. Хотя сюжет безусловно не нов, и может напомнить картину Майкла Бэя Перл Харбор, но чешским кинематографистам удалось сделать добротную военную картину с немалым для европейского кино бюджетом в 8 миллионов долларов. Такие фильмы остаются в памяти и их безусловно надо ценить, потому что действительно хороших фильмов о войне и авиации сейчас снимают не так много. 8 из 10
Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя: В одной эскадрилье служили друзья, И было на службе и в сердце у них Огромное небо одно на двоих. Роберт Рождественский Осень 1939 года выдалась холодной и слякотной. Державы-победительницы Первой мировой предали Чехию: следуя мюнхенскому соглашению, в страну вошли немецкие оккупационные войска. «Англия против нас, Франция против нас и даже чертова погода против нас», - пробурчал полковник воздушного отряда, в котором служили капитан Слама и Карел Войчек, сдавая фашистам аэродром и самолеты в ангарах. Слама и Карел, и другие чешские летчики отправились в Англию, чтобы вступить в королевские ВВС. Позже, когда начнется битва за Британию, и Слама с Карелом уже собьют своего первого немца, судьба сведет их с необыкновенной женщиной, которую они оба полюбят – и их дружба на этом оборвется… «Зияющая синева» - такой чешский «Перл-Харбор», сюжет удивительно похож, но фильм куда мощнее, правдивее и глубже. Это умная и тонкая картина со смешным даже по европейским меркам бюджетов в 7 млн. долларов, но при этом не уступающая по зрелищности лучшим образцам жанра: «Эскадрилье «Лафайет», тому же «Перл-Харбору». Война и любовь в «Синеве» показаны очень жизненно, без шаблонных голливудских красивостей. Я смотрю много картин про воздушную войну, это одно из самых захватывающих меня зрелищ. Но только этому фильму, пожалуй, удалось добиться такого неуловимого ощущения причастности: когда вражеские пули калечат твой самолёт, дырявят обшивку и ищут тебя. А ты сидишь беззащитный в кабине и ничего не можешь сделать, кроме как пытаться маневрировать – самолётом и собой. В «Зияющей синеве» я на сто процентов это прочувствовал. Воздушных боев в фильме не то, чтобы много, но все они сделаны на высшем уровне, и смотрится картина динамично и ровно, ни разу не провисает. Но главное в «Зияющей синеве» – не битва за Британию и не воздушные бои: война дана фоном, на котором разворачивается драма отношений двух летчиков, выбора между любовью и дружбой. Влюбившись в девушку Карела, капитан Слама столкнулся с вечным мужским конфликтом: женщина или друг. Он выбрал то, что все мы всегда выбираем – и потерял всё. Так Англия с Францией, заключая Мюнхенское соглашение, предали Чехию ради сиюминутной выгоды отношений с Германией – и заплатили огромную цену в конечном итоге. От финала этой истории сердце рвется. Утешает лишь то, что настоящая дружба как нержавеющая сталь – совсем не поддается коррозии. Она может только либо быть, либо совсем исчезнуть – как самолет-истребитель, с ревом врезающийся в воду.
Чешский фильм «Зияющая синева» (Tmavomodry svet) определённо хорош. Во-первых, фильм широкоформатный широкомасштабный, снятый в трёх средах обитания. Во-вторых, вся эта авиационная тема, «Первым делом, первым делом самолёты...», высокое пронзительное небо... Да и вообще, военная авиация не меньше гражданской впечатляет! В-третьих, обаяние чешского языка, забавные славянские словечки, имеющие место быть в родном русском, только в другом значении. Плюс смесь чешского с английским (чехи-то в одном небе с британцами летали, в Королеских ВВС!) и связанные с этим лингвистические приколы типа «My tea is well», но «My english is not good»; ) В общем и целом, фильм просто-напросто славный. Несмотря на войну, несмотря на героя-дважды предателя (не Родины, но друга и девушки своей). И снят так трогательно, с большой чешской душой.
Вначале все предвещало эпическое полотно о подвигах героев маленькой страны в большой войне: боевой анонс к фильму, характерный летчик на постере к фильму и предвкушение к тому, что ну уж чехи снимут про себя нормально - все в пустую, фильм не оправдал надежд. Чехословакия сдалась без боя, отдав свои самолеты врагу. О поруганной чести оскорбленных воинов удалось передать в начале фильма. Этот пафос был отчетливо продемонстрирован акцентированием внимания на чешских эмблемах на крыльях. По закону жанра в финале фильма должен был быть тот же пафос патриотизма, высокой любви к Родине и т.д. Но нет, двое летчиков в финале 'говорят о личном' - не удивительно, что их страна сдалась без боя. И вот на фоне большой войны между этими летчиками пробегает кошка в виде английской замужней женщины, поведение которой в отсутствии мужа вызывает резкую критику. Я-то думал это эпическая сага о том, как бравые чехословацкие летчики мстили за свою страну, а, оказывается, это мелодрама с ставками воздушных боев не очень высокого содержания. Ну и чешское ноу-хау - вставки из ГУЛаг ЧССР (даже до Солженицына не дотянули). Конфликт внешний становится между этими вот 'лучшими друзьями'. Я, конечно, понимаю, что что-то подобное было в 'Перл Харборе', но там это выглядело покрасивее, барышня не вела себя непристойным образом, т. к. не была замужней, она получила извещение о смерти. Но в 'Перл Харборе' была выдержана главная мысль: 'мы отомстили за смерть 'Аризоны' - все остальное лирическое отступление. Что-то я не заметил, что это лучшие друзья (лучшие друзья так не поступают). Если бы это были лучшие друзья, то вначале так и надо было показывать их друзьями, как в 'Перл Харборе'. А это скорее отношения учителя и ученика, 'Маэстро и Кузнечик', но никак не то, что было показано в огромном количестве в других фильмах ('бескорыстная дружба мужская') ('Служили два товарища', '38 параллель', 'Перл Харбор'). Добавьте к этому невразумительную игру актеров. Хотя надо отметить, что образ Криштофа Гадека более менее удался. Но вот образ главного героя фильма сомнителен. Ну не подходит он на роль чехословацкого Маэстро. Драматизм фильма не глубоко плавает, сведен до банального треугольника, где один угол тупой. Разве можно такое Родине посвящать?
Местами неплохой фильм о Второй мировой. О чешских лётчиках воевавших на стороне союзников. Немножко любителям истории, немножко любителям авиации, немножко любителям мелодрамы...
Очень приятно бывает случайно узнать о фильме, ничего особенного от него не ждать, а на выходе получить огромное удовольствие. Но обо всём по порядку (извините за много букв и формат с пунктами, просто мне по-другому сложно уместить все впечатления): Плюсы: 1. В центре повествования находится судьба всего нескольких человек. Вставок архивной хроники или закадрового рассказа о ходе войны и крупных политических событиях достаточно мало. Но при этом режиссёру удаётся косвенно, но очень понятно и убедительно рассказать о трагедии нескольких миллионов людей, живших в Чехословакии. 2. Удивительное внимание к самым мелким деталям: множество символов, тонкостей, своеобразных 'пасхалок', отсылок как в рамках сюжета, так и к реальным событиям. Приведу примеры: А) В столовой пилот возмущается 'ежедневным пайком из морковки', на что официант отвечает ему: 'Это полезно для зрения, сэр. По крайней мере, так говорят.' Это отсылка: во время Битвы за Британию защитники острова пользовались современными на тот момент секретными радарами и очень рано обнаруживали самолёты противника. Немцы заподозрили неладное, и английская пропаганда, чтобы их 'успокоить', стала распространять байку про морковь, улучшающую зрение пилотов. Б) После объявления тревоги один из авиаторов старается как можно быстрее доесть свой ужин. Сначала эта сцена кажется лишней, и только при дальнейшем развитии событий становится ясно, насколько она была важна. В) Ради интереса при просмотре обратите внимание на воздушный шарик и фотографию с лошадьми. Не бойтесь спойлеров, это просто маленькие детали, иллюстрирующие мастерство режиссёра и сценариста. 3. Карл Войтишек (дебютная роль Криштова Хадека). Профессионализм, идейность, патриотизм - качества вполне взрослого человека удивительным образом сочетаются в нём с детской непосредственностью. Это порождает множество историй, забавных и не очень забавных эпизодов. Именно этот персонаж вызывает у меня наибольшую эмпатию. Наверное, потому что он самый искренний. 4. Роли второго плана. Персонажи, появляющиеся в одном или нескольких эпизодах, оставляют, тем не менее, неизгладимое впечатление: А) Немецкий офицер, инспектирующий чешский аэродром в самом начале фильма. Демонстративно 'хорошие' манеры в сочетании со сниходительным высокомерием и соответствующие шуточки (моя школьная учительница называла это 'вежливым хамством') выглядят очень правдоподобно. Когда, обращаясь к чешскому коллеге, он произносит фразу: 'Представляю себе, каково Вам. Немецкий офицер пустил бы себе пулю в лоб', мне так и хочется ответить: 'Ещё успеешь.' Б) Женщина, преподающая лётчикам английский язык. В милой и безобидной на вид старушке обнаруживается нечеловеческое терпение и преданность своей профессии, также впечатляет её плавная жестикуляция и какая-то особая полуулыбка, присущая только британцам. Самые яркие моменты: взрыв радости, когда ученик с третьей или четвёртой попытки, кривляясь, правильно произносит слово 'land', и крайне деликатное укрощение того же самого ученика, который 'психанул' и решил уйти с занятия. 'Я сражаюсь с врагом с помощью преподавания английского языка', - справедливо замечает железная леди, загородив собой выход из аудитории. В) Собака по кличке Барчу. Да, её следует рассматривать как полноценного героя хотя бы за эпизод с преследованием мотоцикла: собака не понимает, что такое оккупация, и не может оставить хозяина. Тот прогоняет её, но Барчу несколько раз разворачивается и снова смотрит на уезжающий мотоцикл. Да, сцена типовая, но исполнена очень красиво. 5. Музыка. Причём не только фоновая, но и та, что исполняют персонажи фильма: как вокально, так и инструментально. 6. Контрасты. Они делятся на 2 типа: А) Благодаря нелинейному повествования при внезапных скачках между разными годами можно более остро ощутить изменения, случившиеся с героями картины. Б) Лёд и пламя: невозмутимые, расчётливые, ироничные британцы, которые воюют разумом, и у которых всегда всё под контролем, и эмоциональные, энергичные, вечно спешащие чехи, которые воюют сердцем, творчески выпутываются из сложных ситуаций и не менее творчески в них попадают (никого вам это не напомнило?). 7. Красота языка. Во-первых, немцы в фильме говорят по-немецки, чехи - по-чешски, а британцы - по-английски. Такой элементарной естественностью может похвастаться, к сожалению, не каждый фильм. Во-вторых, перевод идёт не совсем синхронно, что даёт возможность насладиться оригинальным звучанием фразы. 8. Прекрасные пейзажи с высоты полёта истребителя и увлекательные батальные сцены с уделением внимания тактике боя (в этом я, правда, не особо разбираюсь), но без лишних спецэффектов. Лично мне ещё очень понравился звук при убирании шасси 'Спитфайра'. Нет, я серьёзно: он классный! 9. Потрясающая финальная сцена. Просто посмотрите. Минусы: 1. Совсем не показан очень интересный период между весной 1939 и летом 1940, то есть то, как именно чехословацкие лётчики смогли добраться до Альбиона. Вот они едут по мосту недалеко от сданного немцам аэродрома и бац - уже в Англии. 2. Дурацкое название фильма, по крайней мере, на русском языке. Это можно частично оправдать тем, что 'Tmavomodry svet' (чешское название) - это слова из песни, которую поют лётчики. 3. И, наконец, самый ужасный недостаток, которому не может быть никакого оправдания: пиво, распиваемое на экране (в Англии), слишком светлое и прозрачное для английского. Больше похоже на немецкое или как раз чешское. А если серьёзно, то положительные стороны перевешивают с огромным отрывом. Этот фильм - настоящее искусство! 10 из 10
Составляющие основную часть этого фильма события Второй Мировой Войны предстают в виде воспоминаний чешского летчика, воевавшего тогда в составе Королевских ВВС Великобритании, а теперь отбывающего срок в трудовом лагере, куда его поместили власти социалистической Чехословакии. Лежа на нарах лагерного лазарета и принимая помощь от бывшего доктора фашистского концентрационного лагеря, отмеченного фирменной татуировкой SS, бывший офицер ведет душеспасительные беседы с солдатом противника, размышляющим о том, как Родина рассчиталась со своим героем. Но это так, канва, всплывающая короткими эпизодами, разделяющими главное действие, которое разворачивается там, в прошлом, когда, преданная извне, Чехословакия сдалась без боя, отдав свои территории фашистской Германии. Оставив любимую, инструктор авиационного училища Франтишек Слама, вместе со своим лучшим учеником Карлом Войтишеком устремляются на Британские острова, чтобы биться в воздухе против захватчиков своей Родины. Они, конечно, не одни, англичане собрали целую эскадрилью чешских пилотов, вокруг которой и разворачивается основное действие этой картины. Некоторое время происходящее напоминает наш легендарный фильм «В бой идут одни старики»: подготовка к полетам, забавные «тренажерные» упражнения на велосипедах, армейский быт и попытки завести знакомство с женским обществом. Такое же разнообразие характеров, слабых и сильных, ярких и не очень. Что сразу обращает на себя внимание, так это весьма впечатляющие батальные сцены, где воздушные бои представлены на неожиданно высоком уровне киносъёмочных технологий. Несомненно, чешская кооперация с Британскими и немецкими коллегами помогла фильму обрести должный заряд боевой мощи. Очевидно, поэтому мы имеем возможность видеть бурлящее от перекрестного огня небо над покрывалом из белоснежных облаков, сквозь которые ныряют и выныривают прыткие самолеты. Трассирующие строчки, отваливающиеся плоскости, по инерции влетающие в распростертый экран – ничем не хуже бэевских заморочек в Перл Харборе. Не менее эффектны водные крушения и взрыхляющий винтом землю падающий самолет. Только ведь и вклад самих чехов тоже велик. Судите сами, режиссирует Ян Сверак, а помогает ему оператор Владимир Смутны, хорошо известные благодаря своему совместному участию в создании фильма «Коля», собравшему ценные кинематографические награды 1996/1997 годов, включая Оскар и Золотой глобус за лучший иностранный фильм. Исходный пункт – крепкая мужская дружба опытного офицера и его юного товарища, испытанная в первых же боях на прочность, показав готовность старшего жертвовать собой ради спасения своего младшего товарища. Но, как всегда, главным испытанием для мужской дружбы становится женщина. В данном случае именно её решение грозит подорвать взаимное доверие офицеров, когда одному уже начинает мерещиться смертельная угроза от другого. В этой драме с обеих сторон блистают Ондрей Ветчи (старший) и Криштов Гадек (младший), однако, усилия последнего заслуживают особого внимания, ведь на момент исполнения роли актёру не было и двадцати лет, а он отработал ничуть не хуже своего опытного коллеги. Впрочем, каждому из них досталось широкое поле, чтобы показать все грани своего таланта, ведь за каждым поворотом сценарного замысла таится новая интрига, ещё один конфликт, очередной поворот, почти как в настоящей жизни. Возвращаясь из прошлого в лагерное настоящее, подбитый своей страной летчик молча выслушивает рассуждения лагерного доктора о чести и офицерском долге, слушает, в очередной раз прокручивая в памяти тот самый бой, когда слово «долг» обрело для его младшего товарища совершенно иное измерение.