Этот замечательный фильм тянет пересматривать вновь и вновь... Жаль, что эту картину затмили в восьмидесятые годы дешевые криминальные поделки, и она фактически провалилась в прокате. Это несправедливо. На протяжении всей карьеры Сидни Люмета волновали противоречия между законностью и полицейской солидарностью. Одним из основным вопросом был «Как сохранить верность напарнику-полицейскому, который не раз выручал тебя из беды, но злостно пренебрегает законом?» Вопрос не праздный, а очень насущный и сложный. И надо отдать должное Люмету, он вникнул в эту проблему очень взвешенно, педантично и глубоко, посвятив ей несколько своих фильмов. Первым фильмом на подобную тему был, кажется, знаменитый «Серпико» (1973), главную роль в котором сыграл Аль Пачино. Но, на мой взгляд, он поверхностно осветил тему и отчасти касался проблем адаптации неформалов, хиппи в среде обычных людей. К тому же главный герой был излишне идеализирован и внешне напоминал Христа. В общем, на лицо были заигрывания с коммерческими темами. Сидни Люмит учел ошибки прошлого и представил в спокойной и взвешенной картине «Принц города» уже не полусвятого, а обыкновенного полицейского, погрязшего в коррупции, но мучимого чувством вины. Сбив пену пафосного глянца, Люмит снял художественную картину, доведенную до предельной документальности. Местами создается впечатление, что ты смотришь судебные или полицейские хроники. Но, к сожалению, по-видимому, в этой предельной документальности не только сила, но и слабость фильма, потому что он затянут, перенасыщен диалогами и требует к себе пристального внимания. Стоит вам отвлечься хотя бы на минуту, потеряете нить повествования. По тем же причинам фильм ориентирован на внутреннее, американское общество и вряд ли имел успех за рубежом. На протяжении двух с половиной часов происходит психологическая ломка главного героя, и зрителю предстоит пройти все драматические этапы этого процесса. В результате зритель не уйдет с пустой головой, как это часто бывало на просмотре хитов тогдашних лет. Отрадно отметить, что Люмет снимал в то время, когда еще идиотская лицемерная политкорректность не вмешивалась в творческий процесс. Полицейские обильно матерятся и используют жаргонные словечки в адрес итальянцев, негров, китайцев, евреев и т.д. В фильме нет однозначных героев и негодяев, персонажи предстают в сложном переплетении достоинств и недостатков, причем они выписаны с хирургической точностью. Я рекомендую к просмотру столь же замечательный фильм Люмета «Вопросы и ответы» (1990). 8 из 10