Тема жизни и смерти особенно остро стоит тогда, когда собственное государство хочет избавиться от тебя как от ненужного элемента или лучше сказать, просто как от лишнего мусора. А самое обидное, что таким как ты жить вообще не положено, даже нельзя, категорически запрещено законом! Таким строгим цензором жизни становиться и Нацистская Чехословакия, а точнее Протекторат Богемии и Моравии, где и живет главный герой студент Павел (Иван Мистрик). Казалось бы все как обычно учебные будни, дом, строгая мама, друзья, увлечения. Но за всей пеленой будничной суеты, скрывается другая жизнь, на чердаке его дома. Да именно на чердаке. А где может еще спрятаться еврейская девушка Ханка (Дана, Смутна) от протекторатских лап? Да и не только от них, а еще от всех жителей дома. Ведь доносы и предательство обитают в этом доме и стараются проникнуть в уголки каждой квартиры и комнаты. Поэтому на кону стоит не только жизнь Ханки, но и всей семьи героя. Впоследствии Ханка становится не просто человеком, находящимся под его опекой и защитой, но настоящей любовью, смыслом жизни. Только в маленьком, темном чердаке они по-настоящему свободны и счастливы. Их сущности словно растворятся в этой темноте. Есть только Ромео, Джульетта и тьма. В кинокартине хочется выделить режиссерскую (Иржи Вайс) и операторскую работу (Вацлав Гануш), их работа получилась гармоничной и драматичной. Особенно хороши крупные планы героев. Ведь не смотря на черно-белую картинку лица героев не плоские и восковые, а красивые и живые. Вацлаву Нанушу удалось увидеть и подчеркнуть индивидуальность и красоту лиц актеров, их гармоничность именно в крупных планах. Также невозможно не заметить влияния Калатозовской кинокартины 1957 года 'Летят журавли'. Можно смело сказать, что фильм снят в лучших традициях именно этого советского киношедевра. Приемы с использованием круговых операторских рельсов и круговой панорамы лестницы тому подтверждение. Естественно в чешском фильме эти же приемы несут совершенно другие смысл и подтекст. Что касается музыкального оформления фильма (композиторы Иржи Срнк и Слава Эман Новачек), то музыка здесь больше на второстепенных ролях. Хотя в некоторых эпизодах она предупреждает о скорой, приближающей опасности. Поэтому музыка здесь тем прекрасна, что она не отвлекает зрителя от основного драматического сюжета. В завершении хочется отметить еще тот факт, что фильм «Ромео, Джульетта и тьма» подкреплен реальными историями, происходящими в Чехии и Словакии в годы войны. За помощь и спасение еврейского народа праведниками мира признали 115 жителей Чехии и 558 жителей Словакии. И это совсем не маленькие цифры, да и могут быть они маленькими, если это касается спасения чьей-то жизни. Но все-таки для того, чтобы ощутить всю полноту чувств и переживаний героев стоит прочесть и замечательную одноименную повесть чешского писателя Яна Отченашека, который, кстати, является сценаристом фильма.