Важные и не очень иностранцы не раз отправлялись в кино в Америку по рабочим и не очень делам. Иногда они находили там свою любовь ('Вид на жительство', 'Москва на Гудзоне', 'Поездка в Америку', 'Еще один шанс'), иногда - верных друзей ('Час пик', 'Шанхайский полдень', 'Просто пришельцы'), иногда просто смешно враждовали с американским образом жизни и непонятными американцами, ('Жандарм из Сен-Тропе', 'Бин', 'Розовая пантера'), а иногда их жизнь от этого путешествия менялась кардинально, поездка в Америку подводила невидимую черту под их прошлой жизнью и делила все их мироощущение, всю жизненную философию, все устои и принципы на две части - до поездки и после ('Потерянный город', 'Король в Нью-Йорке', 'Новый свет' и др.). Именно к этой категории фильмов относится 'приведу в порядок Америку и вернусь' Нанни Лоя. В главной роли тут играет Паоло Вилладжо, однако связь с будущим 'Фантоцци' и 'Школой воров' здесь практически не прослеживается. Как ни странно, но это очень серьезный, задумчивый и глубокий фильм, лишенный типичных для итальянских комедий буффонады и гротеска. Фильм из серии 'взгляд со стороны'. Итальянский режиссер вовлекает своего героя - недалекого итальянского представителя среднего класса в водоворот американских событий и смотрит со стороны, что из этого выйдет. Результат - неожиданный. Вместо более привычной для комедий Вилладжо темы 'Идиота в Париже' (название этой легендарной комедии Сержа Корбера про попавшего совершенно не в свою среду дурачка стало именем нарицательным и прекрасно прижилось в творчестве Вилладжо, который отправлялся то в бесконечные отпуска в роли Фантоцци, то на тропический необитаемый остров в 'Синьоре Робинзоне', то влипал в идиотические истории в той же Америке в 'Я не говорю по-английски'), которая лишь несколькими забавными эпизодами дает о себе знать, Нанни Лой представляет нам целое исследование, проникающее в темное сердце Штатов, сдирает тогу со статуи свободы, стирает лоск и внешний блеск Америки, которая обычно предстает для иностранца настоящим раем. Он специально заставляет маленького итальянца проникнуть глубже, чем может проникнуть обычный турист. Он заставляет его пожить кипучей жизнью Америки, про которую не написано в путеводителях и рекламных буклетах. Расширенными то от удивления, то от ужаса, то от усталости, а то и от сострадания или даже ненависти глазами простого клерка мы взираем вместе с режиссером на негритянские демонстрации, грязные трущобы-гетто, школы, в которых в одном классе учатся по нескольку сотен разновозрастных голодных цветных детишек, беспредел полицейских, нацистов, скрывающихся под официальной маской 'демократической Америки'. Да, зритель не хочет этого видеть, он боится и всегда боялся таких вещей. Куда приятнее смотреть, как все люди дружат, любят друг друга и танцуют на лугах, как эфемерные бабочки, но дело в том, что главному герою тоже не хочется этого видеть. Он хочет домой, он боится демонстраций и не хочет, чтобы его били полицейские - лишь должностные обязанности и странное чувство симпатии к ни во что его не ставящему негру-баскетболисту, одному из активистов борьбы негров за равные с белыми права, заставляет его оставаться в Америке и смотреть с нескрываемым отвращением на 'торжество американской мечты' в действии. За внешним блеском огромного вощеного яблока, аппетитного и красивого, герой Вилладжо вдруг открывает отравленную химикатами, не гниющую только из-за не допускающей никакого внешнего воздействия, толстой, скользкой кожуры, сердцевину, которая не пригодна для пищи, или если, убрать все метафоры - для жизни. Америка - это не место для жизни. Такой вывод делает итальянец и поспешно бежит домой. Но счастливого возвращения в благословенную Италию не будет. В фильме нам ясно дали понять, что унижение маленького человека, попрание чести и достоинства тех, кто не в состоянии дать настоящий отпор, было, есть и будет везде. Здесь нет курьезных различий менталитетов и культур, как во многих комедиях о иностранцах в Америке, зато есть тема тоскливого отчуждения, одиночества в толпе людей, бесплодных попыток понять и оправдать жестокость этого мира. Вилладжо играет восхитительно. Его всегда метался между коммерческими поделками, смешными и популярными, но мало стоящими и значительными произведениями. Приподняв клоунскую маску в этом фильме, задолго до 'Голоса Луны' Феллини и даже до едкой сатиры в 'Фантоцци', он показал нам свое истинное лицо. И по этому лицу катились слезы. Его герой сбежал из Америки, сбежал, многое увидев и поняв, и он уже никогда не станет прежним. И в этой роли в полной мере проявилась главная тема Вилладжо, тема, которую он то со смехом, то с грустью несет с первых шагов своего творчества: тема маленького человека, беззащитного и мало на что способного, но умеющего понимать и любить, стремящегося помочь другому в беде, тема протеста против всего, что делает человека несчастным, мешает ему жить. Это благословенный талант - найти эту тему и передать ее так, как смог передать Вилладжо. Лишь Чаплин, частично Ришар и Бурвиль и еще немногие актеры смогли сказать столько веских слов в защиту маленького человека, как Вилладжо. Что касается Нанни Лоя, то он снимал фильм, что называется, на злобу дня. В 70-е тема протеста, социальных волнений и отрицания буржуазного мира была популярна. Убежденный социалист Вилладжо и явно увлекающийся социалистическими идеями Нанни Лой тоже были в чем-то не правы и в чем-то односторонни. И их взгляд на проблемы так и остался бы взглядом со стороны, если бы не были подняты в фильме общечеловеческие проблемы, которые существовали в 70-е, и благополучно дотянули до нашего времени, мало изменившись. Между 'Приведу в порядок Америку' и, например, 'Американской историей Х' - почти 30 лет, а тема как стояла колом, так и стоит, даже, кажется, еще больше окостенела. Поэтому говорить о том, что фильм Лоя остался где-то далеко-далеко, вместе с хиппующими студентами и блэксполитейшеном, синдромом 'вьетнамской войны' и проповедями Мартина Кинга, неправомочно. Привести Америку в порядок, как и весь хаотичный мир, невозможно. Можно только делать попытки, обреченные на неудачи, а потом плакать, или смеяться. Нанни Лой и Паоло Вилладжо сделали и то, и другое. Поэтому фильм Нанни Лоя 'приведу в порядок Америку и вернусь' относится именно к категории 'фильмов всех времен и народов'. Такое кино нужно пересматривать. 10 из 10
Деловая поездка, которая заканчивается слезами, быстрое путешествие по американским бедам, которое проливает свет на душу и разум маленького ломбардийского клерка, трагикомичное столкновение разных взглядов на то, как надо жить и умирать. Вот в чем сконцентрированная суть этого фильма Нанни Лоя. Так же это путь, пройденный Паоло Вилладжо, чей актерский талант растет прямо на глазах. Теперь бывший Фантоцци становится Джованни Бонфильо, бухгалтером из 'Бусто Арсицио ', посланным своим начальником, типом вроде Джованни Борги, чтобы заключить несколько сделок в Нью-Йорке. Уже готовый вернуться в Италию, Бонфильо получает приказ нанять и сразу же привезти к Варезе чернокожего чемпиона, который должен усилить баскетбольную команду, принадлежащую компании. Бонфильо старается быстро выполнить задание, но предприятие оказывается не из легких. Спортсмен Бен Фергюссон, на самом деле капризный великан, участвует в борьбе по защите негров: каждый день, по разным причинам, откладывает отъезд и вынуждает влиятельного итальянца следовать за собой через пол-Америки. Сначала он едет в Вашингтон, навестить друзей, потом сбегает в Детройт, якобы для продажи картины, и здесь Бонфильо оказывается вовлечен в столкновения полиции и негров. Затем, бежит в Рино, чтобы развестись, потом в Новый Орлеан, чтобы навестить семью. Когда Бен оказывается в тюрьме, Бонфильо оплачивает его освобождение, но чемпион еще не готов отправиться в Италию: он хочет сыграть еще один матч в Атланте. Бонфильо, которого в гневе оскорбляет Варезе, надеется, что это последний раз, когда он подвергается оскорблениям и побоям. Так и происходит, но только потому, что Бен, был убит белыми во время драки. В самолете, который летит в Италию, Бонфильо плачет: привыкший подчиняться, он получил от Бена хороший урок, который он, возможно, не осознает до конца, но, благодаря которому, он видит собственное рабское положение. 'Наведу порядок в Америке и вернусь ' - хороший фильм. История написана Лео Бенвенути и Пьеро Де Бернарди и превращена в сценарий совместно с Нанни Лоем. Она стремительно и метко описывает самые заметные черты Соединенных Штатов, где трагедия смешана с гротеском, одиночество с надеждой на освобождение, насилие со смешным. Режиссерская работа Нанни Лоя пронизана свежестью и живостью и придает повествованию многогранность. Нам смешно, потому что Вилладжо обогащает образ своего персонажа самоиронией, но весь фильм пропитан отвращением и призывом к восстанию. Бонфильо и Фергюссон выросли в таких далеких друг от друга мирах, но их судьбы похожи (а их хозяева - прямые родственники), но по-разному участвуют в сюжете: один живет в постоянных унижениях, а другой умирает, чтобы унижениям не подвергаться. Сравнение этих жизненных позиций представлено в фильме множеством точных эпизодов, которые преподнесены в сухом стиле, используя много оттенков, которые, от смешного до трагичного, придают зрелищу приятную изменчивость. Паоло Вилладжо, осторожный и неуклюжий толстячок, эффективно противопоставляет натуру итальянского квалюнквиста (Квалюнквизм в Италии, пренебрежение к политике (Прим. dmitryfrolov) ) отваге спортсмена, который в гетто и на стадионах бросает вызов белым. Стерлинг Ст. Жак, актер играющий негра: его монологи очень напряжены и этим привлекают. 'Наведу порядок в Америку и вернусь ' - это репортаж о местах и людях, о суровом конфликте достоинства и стыда. Это придуманный рассказ, отражающий болезненную и жестокую реальность, которой придает абсурдности изумление клоуна, который с ней сталкивается и ее оплакивает.