Для Уго Грегоретти были характерны чуткость к политическим и социальным проблемам в сочетании со своеобразным использованием иронии и сатиры. За свою карьеру он снял 20 фильмов. 'Омикрон', участвовавший в конкурсе 24-го Венецианского международного кинофестиваля, был одним из его самых малоизвестных фильмов, главным образом из-за необычного использования научно-фантастической темы для яркой политической сатиры. В фильме, описывающем реальность Квантовой вселенной (где нет совпадений, а есть только синхронии) инопланетянин вселяется в тело землянина (Анджело Трабукко), чтобы узнать необходимую для захвата планеты информацию. Для бестелесного инопланетянина, который представляет собой некий сгусток энергии, главной проблемой становится управление конечностями землянина. Эта часть картины снята безумно весело. Следующим шагом становится освоение речи и всех остальных функций человеческого тела. Предварительное заключение о человеческой расе звучит для нас крайне обидно: 'Модель относительно проста в управлении: всего два захватных рычага, две подвижных опоры для тяги и башня. Существо получает изображение через желейные шарики, а через единственный кратер издаёт звуки и питается'. Наверное, это самое короткое описание вида 'Homo sapiens'! Надо понимать, что вторженцам с планеты Ультра - 'ультрянам' - необходимо знать всё об управлении человеческим телом, потому что жить на Земле они могут только в человеческой оболочке. Поэтому после получения начальных сведений, 'сверху' приходит распоряжении узнать 'как живут, о чём думают и как размножаются' земляне. Ультрянину в теле Анджело придётся сильно постараться, чтобы получить необходимую информацию. Это тоже отличные сцены, в которых актёр Ренато Сальватори поистине бесподобен. Как и отчёт, отправленный им 'наверх': 'Все земляне доисторические, поэтому размножаются как и наши невообразимо далёкие предки методом 'липкого проникновения'. Они ничего не знают про космогенетическую проекцию. Рожают только женщины, потому что между полами есть небольшие гендерные различия'. Прочитав за несколько минут сотню книг, ультрянин Омикрон приходит к неожиданному заключению, которое позволит захватить Землю минимальными силами вторжения. Для этого нужно вселяться только в тела существ 'первого порядка', обладающих властью и богатством. Далее начинается самая настоящая фантасмагория, потому что так любимая режиссёром политическая сатира накладывается на требование 'сверху' немедленно провести эксперимент по 'проникновению', чтобы высшее руководство Ультры знало, как 'естественно' вести себя в захваченном теле. И опять Грегоретти - как сценарист - на высоте. Такой способ подчеркнуть 'достоинства' человеческого тела - выше всяких похвал. Поэтому Омикрону не помогут ни возмущения, что он 'не космосексуал', ни характеристика землян 'сверху' - 'Мама мия! Какие они все уродливые!' Постепенно Уго Грегоретти приближается к апофеозу картины. 'Космогенетическая проекция', 'липкое проникновение', 'космосексуал' - всё это из области 'странной' фантастики. А для режиссёра главное в фильме - пропустить сквозь призму карикатуры-шаржа-пародии-гротеска реальное деление населения нашей планеты на особей первого и второго порядка. Остаётся добавить, что этот прекрасный фильм, на десятилетия забытый зрителем, неожиданно 'всплыл' в 2021 году после обнаружения в Ботсване варианта коронавируса под названием 'Омикрон-вариант SARS-CoV-2'. Количество просмотров почти 60-ти летнего фильма достигало сотен тысяч. Вот только этот научно-фантастический комедийный фильм не имеет к Ковиду никакого отношения. За исключением одного важного момента: пандемия COVID-19 впервые была зафиксирована в Ухане, Китай, в декабре 2019 года, а Уго Грегоретти умер в июле 2019 года, не подозревая, что 'именем' его фильма назовут смертоносный штамм вируса...
Пришелец вселяется в тело человека, чтобы выведать слабые места землян перед вторжением его расы и попадает в разгар борьбы рабочих завода с хозяевами за собственные права. Именно такой приём избрали авторы для отображения на экране собственных идей и мнений о происходящем в окружающем их обществе. Но или запутанность и незрелость собственных понятий, или студийная цензура (скорее - и то и другое) не дали показать сколько-нибудь вразумительную картину борьбы за справедливость - нам даже не сообщили за что собственно борются рабочие (ну эти рабочие, всегда им надо одного и того же - ну вы знаете-же). Серьёзные вопросы переводятся в гротеск, даже просто проходные как освидетельствование трупа, где некомпетентность происходящих действий подчёркнуто лицедейством и без того национально-эмоциональных итальянских актёров. Незрелость мышления и мало ознакомленность с действительным положением дел подтверждается способом решения конфликта - идеалистически-эмоциональным - чувства любовь/совесть (из кина тоже не ясно, вроде по действию первое, но проговаривается второе), вполне применяемым культур агентами, как объяснением чего угодно, во всех уголках земли. Вот так, раз и дуга характера персонажа меняется потому, что ЛЮБОВЬ или СОВЕСТЬ или ещё какая-нибудь идеализированная субстанция. Что действительно понравилось в этой мешанине впечатлений автора и разрешённого контента, так это чёткая, яркая сцена круговорота потребительства - такое ощущение, что это сперва она была осмысленна, проработана, а сюжет уже придумывался отталкиваясь от необходимости объяснения её. Интересная задумка реализованная ради самой себя - слабая по наполненности, информативности. С серьёзным отношением к сюжету так и видится или прогрессорство, или единовременная кататония всех хазяев и хазяйчиков! 5 из 10