Гроза над Русью: отзывы и рeцензии

Фюльгья
Фюльгья12 декабря 2012 в 03:14
Все не слава богу…

Как нарочно: а вот в этом фильме образ царя хорош, но почти что и все. Хочу сразу уточнить, что смотрела сериальную версию, четыре серии чуть меньше часа каждая. Вторая экранизация 'Князя Серебряного'. Сценарий практически тот же, что и в 'Царь Иван Грозный', половина эпизодов дословно совпадают, а вот актеры другие, режиссер другой, и хронометраж в два раза больше. Изначально был один проект, но авторы разругались... а вот не разругайся они, может быть, было бы идеально. Царь в исполнении Борисова продуман и сыгран очень хорошо. Тут Ивана последовательно представляют как человека умного, холодного, жестокого, глубоко неискреннего, который никому не верит и никого не любит. Внешне спокойный, ироничный, и, казалось бы, даже эмоциональный, а внутри - чем дальше, тем яснее становится - бездушен, космическая пустота. Психопатия в клиническом смысле - только он человек, другие - не люди. Других не существует. А вот остальные... какой-то провал кастинга. Маловразумительные лица, блеклые и сырые образы, часто - небрежная игра. Серебряный староват и почти всегда равнодушен, Басманов - некрасив, Малюта - нестрашен, Вяземский - вообще никакой, юродивый - совершенно не юродивый, разве что Годунов и Михеич неплохи. В том фильме мотивацию не продумали только царю, а тут кроме царя - никому не продумали. С чего Серебряный простил Елене ее брак с Морозовым, ведь она тут ничего не объяснила? С чего она приняла то самое решение - тоже неясно, просто так, видимо (в книге было одно объяснение, в первой экранизации - другое, а тут его вообще нет). При этом множество экранного времени занимают всякие унылые пейзажи и общие планы, кто-то куда-то едет, опричники с царем молятся в сотый раз, стоит какая-то церковь... Зато те два эпизода повести, которых в первой экранизации мы не досчитались, тут есть: попытка тайного убийства царевича и братание Серебряного и младшего Скуратова (опять же без попытки продумать мотивацию, что-то так раз, и побратались, хотя видят друг друга второй раз в жизни). Еще одного не досчитались и там, и там: Басманов и не думал биться с татарами вместе с Серебряным. Плюс еще несколько исторических (и полуисторических) моментов, которых в повести не было: танец Басманова в женском платье (левый, кстати, совершенно, момент, при всех, значит, он готов себя вести как дешевая публичная девка, а наедине с царем - чисто деловые отношения, опять же, непродуман образ), истязание посла Курбского, отцеубийство в семье Басмановых и финальный эпизод, отраженный в одной известной картине... это было неплохо включено в ткань сюжета. А вот медведем Серебряного тут не травили... видимо, медведя не нашлось. Скучная операторская работа, но зато очень проникновенная музыка в финальных титрах каждой серии. В общем... вот взять бы Грозного и музыку отсюда, остальное - оттуда, режиссера, оптимально, вообще какого-нибудь третьего, матчасть уровня классического 'Ивана Грозного' - и был бы идеальный фильм. Но образ Грозного хорош. Хотелось бы, правда, и других трактовок, но именно как версия - отлично. Думаю теперь, смотреть ли нашумевшего 'Царя' 2009 года?..