Это третий случай в моей биографии, как зрителя, когда в мою реальность пришло новое ее звуковое оформление, в том исключительном ракурсе, когда отправной точкой стала не сама музыка, а личность, создающая эту волну. Первым в списке стал Боб Дилан, где поводом его полюбить стала лента «Меня там нет». Потом появился Джаред Лето из «Господина Никто», спровоцировавший резонанс в отношении своей персоны как актера, потом как личности и, как следствие, музыканта. И самые, пожалуй, неоднозначные отношения подобного порядка сложились с Яном Кертисом. Что важно, самые прочувствованно прочные. Как для смеха любил говорить один приятель «кармическая связь», или что-то вроде. Первый раз «Контроль» в моем социокультурном поле появился в разгар какой-то частной вечеринки как не более чем занятный продукт визуального искусства, где фотограф пересел в режиссерское кресло. Поэтому в сознании отпечаталась только эстетическая составляющая этой ленты, инсталляция и ничего кроме. Появление в киночарте «Американца» спровоцировало возникновение особого мнения в отношении Корбайна, как режиссера, рисующего не только картину, но и особый чувственный смысл. Так появилось стремление пересмотреть «Контроль»… Вот так рождаются новые связи, которые, несмотря на иллюзорность, потому что любая субъективная реальность любого автора иллюзорна и диктует свои идеалы, примеряющие меня с реальностью и сущностным отображением меня в ней. Дающие надежду на существование подобных сознаний и фантазийно-художественных форм отпечатка достоверности. Для Корбайна история вспышки Кертиса была личной декларацией своей сопричастности жизни этой персоны. Для справки: переехавший в Лондон из Нидерландов в 1979 году Антон Корбайн начинал свой художественный путь фотографируя молодые британские музыкальные коллективы. И только потом уже родился некий концептуализм подачи и переход от статики к динамике: сначала в клипмейкерство, а потом в большое кино. Моя попытка высказаться – это сейчас, по сути, в эмоциональном ключе восприятия то же самое. Скептики от многоаспектности не редко писали и пишут о том, что жизнь и смерть Кертиса – это нечто более объемное в факторах драматизма, спровоцировавшего суицид, нежели невозможность выбора между двумя женщинами, на которой стоит ощутимый акцент у Корбайна. Но стоит заметить, что источником фактографической ссылки являются мемуары Деборы Кертис и авторский стиль рисовать готическую романтику самого Корбайна. Здесь стоит отметить, что я не берусь оспаривать эту позицию, так как мое мнение предельно субъективно, во всяком случае, в данный момент. Откровенно, Ян Кертис, как кинообраз или как отраженное эхо в сердцах и памяти, а далее в материальных формах, будь то обрывки интервью участников «Joy Divizion» и прочие публикации во многом персона тождественного порядка моей нынешней пусть и бесспорно депрессивной концепции чувственно-эстетического. В частностях даже биографическими фактами. Я знаю, что я вторгаюсь в твою жизнь, а не ты в мою. Сначала мне все виделось четким и ясным, но теперь вижу, что все в конец запуталось. Я каждый день расплачиваюсь за свои ошибки, даже и не думал, что одна ошибка в жизни, 4х-5тилетней давности, может причинить мне такую боль. Борьба между моим сознанием и истиной, перевернутая реальность, которую я вижу в глазах других людей, у людей без сердца, они все равно не заметят этой разницы… Поэтому «Контроль» на повестке дня – это часть глубоко личного. Поэтому это гораздо больше чем кино или чем уже однажды прожитая жизнь. Повод задуматься, а останется ли хоть что-либо после меня, кроме пестрящих отчаянием попыток декларации своего мнения в отношении современных форм изобразительного искусства на страницах глобальной сети. Но это все не более чем семантика. За то, что всех демонов и ангелов, терзавших или согревающих души сопричастных этому проекту людей, зовут так же как моих, вряд ли оценка будет ниже. 10 из 10
Фильм 52-летнего режиссёра-дебютанта Антона Корбайна повествует о становлении и расцвете британской группы «Joy Division», оставившей заметный след в музыкальном направлении «пост-панк». В центре картины – жизнь солиста коллектива Иэна Кёртиса, который наряду с несомненным талантом не смог справиться с психологическими проблемами и в возрасте 23 лет покончил жизнь самоубийством. Сюжет в кино не новый и при беглом пересказе представляет собой вполне традиционный «байопик» (фильм-биографию). Иэн Кёртис вырос в семье среднего достатка и, помимо захватившей его музыки, работал в социальной конторе по трудоустройству лиц с отклонениями. По злой иронии судьбы сам Кёртис страдал эпилептическими припадками, которые случались и во время выступлений. Сценической деятельности главного героя Корбайн уделил довольно ограниченное место, не ставя перед собой задачи показать оборотную сторону внешне притягательного мира шоу-бизнеса. Лента демонстрирует, так называемый, кризис нежного возраста, которому подвержен Кёртис. Юношеская порывистость, изменчивость взглядов, незрелость поступков, элементарная неопытность в житейских вопросах, вкупе с нервной обстановкой на гастролях – всё это становится не только бесценным материалом для творчества молодого певца, но и истоками его смерти. Герой, ставший мужем и отцом в неполные 17 лет, добившийся признания у изменчивой публики, реализовавший свои устремления не может найти «золотой середины», в которой бы органично уживались и творческие изыскания, и обывательская действительность. Он робок, наивен, растерян в захлестнувшем его круговороте жизни, и невероятно трогателен в постижении азов человеческого бытия в далеко не лучших его проявлениях. Картина намеренно снята в чёрно-белом изображении, как бы подчёркивающего депрессивное состояние персонажа, а преобладающий мрачный серый фон характеризует одномерность, «подконтрольность» его существования. Хорош молодой актёр Сэм Райли, который при скупой на эмоции игре весьма реалистичен в образе Кёртиса. Хотя наиболее точной и выверенной я бы назвал работу Саманты Мортон в роли жены певца Дебби (на основе мемуаров которой и поставлен фильм), в ряде эпизодов откровенно переигравшей своего партнёра... 7.5 из 10
Жизнь и смерть рок-музыкантов, в особенности тех, что принадлежат к категории 'мертвых звезд', представляет собой великолепный материал для биографических драм, которые время от времени пополняют генофонд мировой кинематографии. Дебютный фильм голландского иконмейкера Антона Корбайна 'Контроль', повествующий о жизни Йена Кертиса, один из лучших примеров в этом ряду. 'Контроль' настолько хорош, что кажется, будто все предыдущие фотографические и кпипмейкерские работы Корбайна были набросками, которые художник делает, прежде чем взяться за масштабное полотно. Несмотря на предыдущие заявления Антона о том, что если ему и взбредет в голову снять полнометражный фильм, то он не будет иметь отношения к музыке, все шло именно к тому, что Корбайн, приехавший в Лондон ради знакомства с Йеном Кертисом и сделавший имя на черно-белых фотографиях рок-звезд, дебютирует в кино именно с биографической лентой о фронтмене Joy Division. Фильм напоминает собой грандиозную, диалектически развивающуюся фотосессию: каждый скриншот может претендовать на звание самодостаточной фотоработы, достойной самых пафосных рамок на стенах лучших галерей планеты. Картинка характеризуется удивительной вместительностью и визуальной насыщенностью, ухватывая то, что, по логике вещей, вообще невозможно ухватить при помощи какой-то там камеры. Великолепная организация пространства, четкий подбор деталей, умелая расстановка акцентов и последовательность планов в совокупности образуют пример великолепного стиля и, вкупе с монохромным очарованием Корбайна, делают процесс наблюдения за развитием сюжета эстетическим наслаждением и великолепной визуальной терапией, способствующей развитию вкуса. Звуковая дорожка состоит из композиций New Order, The Velvet Underground, Bowie, Sex Pistols, Kraftwerk, Дэвида Боуи, Игги Попа и, разумеется, Joy Division, которые воссоздают атмосферу напряженно-жесткую атмосферу культуры пост-панка второй половины 70-х. Но все же главным саундтреком фильма следует признать тишину, которая, при умелом использовании, обнаруживает огромный выразительный потенциал и в отдельных местах предельно точно подчеркивают депрессивные настроения Кертиса, способствуя развитию драматизма и нагнетению напряжения, которое в кульминационных моментах достигает высшей точки именно при отсутствии звука и даже внешнего действия: кульминационный момент, когда жена Йена обнаруживает на кухне повесившегося мужа тем более заставляет зрителя чаще и глубже дышать или же вовсе затаить дыхание, что режиссер позволяет ему наблюдать только фасад дома и сообразовывать глухое постукивание и тревожные возгласы 'Йен?!' с биением собственного сердца, прежде чем истошный крик Дебби подтвердит его опасливые догадки. Кроме режиссерской работы, высших оценок заслуживает игра Сэма Райли {также дебютанта}, которой прекрасно вошел в образ героя и отменно сымитировал эпилептические припадки, депрессивность, отчужденность Йена, адекватно и экспрессивно воспроизвел его манеру поведения на сцене и исполнил роль Кертиса не менее убедительно, чем Вэл Килмер исполнил роль Моррисона в The Doors Оливера Стоуна
В далеком и, как уверено большинство населения земного шара, туманном Лондоне кроме Биг Бена, Вестминстерского Аббатства и Трафальгарской площади есть еще одна достопримечательность — Кенсингтонские сады. Здесь стоит бронзовая статуя мальчика, который не хотел становиться взрослым. Его имя, став синонимом юношеского бунтарства, известно всем. Конечно же, это Питер Пен. В 2007 году в Австралии на целлулоидной ленте воздвигнут памятник пареньку из Манчестера. Он тоже умел в некотором смысле летать. Его звали Йен Кертис. Ох уж эти английские мальчишки! Они никак не хотят взрослеть. Парадоксальный факт: чем ярче светила звезда, чем неординарней было ее сияние, тем быстрей она стирается из памяти. И вот сегодня уже никто, кроме группки преданных фанатов, не вспомнит о прогремевшем в восьмидесятых панк-коллективе Joy Division. А именно о солисте этой группы Йене Кертисе и снял свой «Контроль» Антон Корбайн. Лента повествует о биографии Йена и являет собой прочтение книжки-дневника Деборы Кертис. Как следствие, сценарий известен заранее, Вы знаете с чего все началось и чем все закончится. Но давайте на мгновение представим, что Вы, читающий (читающая) эти строки, впервые слышите о Joy Division. Тогда, добро пожаловать на старое фото Манчестера. Открывающие кадры фильма – черно-белый город. Индустриальный Манчестер с его заводами мог породить только жесткую по тем временам музыку пост-панка. Цветовое решение картины наталкивает на мысль о возрасте происходящих событий. Но тут в размышления вторгается логика – в то время уже существовала цветная пленка (в подтверждение данного факта - существуют архивные записи группы в цвете). Нет, здесь отказ от цвета обусловлен другими причинами. Во-первых, это дает ощущение причастности к личной жизни. В действительности аппаратурой позволяющей делать «цветное кино» обладали исключительно телекомпании, в то время как простым смертным приходилось довольствоваться черно-белыми пленками. Биография, помноженная на бесцветность ленты, создает ощущение личных хроник. Во-вторых, это создает эффект фотографии. В-третьих, цветовое оформление добавляет метафоричности образам и действиям персонажей. Задавая два основных цвета, жизнь смешивается в полутона. Домашний уют с Деборой и гастроли с Анник, скромная сдержанность жизни и эпилептическое безумие танца, контроль и потеря контроля. Вот эти полюса, между которых мечется жизнь Йена. Если верить очевидцам, то существовало, как минимум, три разных Кертиса. Первый – замкнутый, тихий, интеллигентный. Второй – танцующий, живущий сценой, этакая восходящая звезда. А третий – некто средний между ними, спокойный и тихий внешне и одолеваемый ведомыми ему одному демонами. Именно этого третьего Кертиса толкает в объятия Анник Оноре. Именно этого третьего Кертиса характеризует некое пограничное состояние, за которым происходит потеря контроля. И именно этот третий Кертис не получился у Сэма Райли. Прекрасно исполнен будничный Йен. В каждом жесте чувствуется размеренная уверенность и в то же время какая-то наивная скромность. Образ созданный Райли выразителен на столько, что возникает ощущение цвета. Эти большие детские глаза могут быть только голубыми. Великолепно представлен Кертис-танцор. Угловатая пластика танцев вводит в гипнотический транс. Странные движения по началу пугают, а затем постепенно овладевают вами. Так почему же, исполнив на отлично две роли, Райли опускает руки перед третьей, делая лишь намеки и робкие штрихи вырисовывая контур без красок? Скорее всего, дело не в мастерстве актера, а в тексте сценария. Сценарист выводит образ исходя из дневниковых заметок. Это тот Йен которого увидела и полюбила Дебора. «Для меня он никогда не был звездой. Я стираю его трусы», - скажет она в фильме. Возможно, она просто не могла принять Кертиса, ставшего любовником француженки. За свое недолгое существование Joy Division написали около пятидесяти песен. В фильме представлены самые громкие их хиты, ставшие визитной карточкой группы. Тексты песен биографичны, и если не брать во внимание хронологию можно проследить этапы жизни Йена. Начинается все с «Передачи» («Transmission»). «Танцуй, танцуй, танцуй для радио» - повторяем мы. Кривая успеха стремительно взлетает вверх. Популярность группы, женитьба, рождение дочери, встреча с Анник. Встреча с Анник? «Love will tear us apart», - пропоет Кертис. («Любовь разлучит нас снова»). И вот уже падение вниз. «She's lost control» - композиция о девушке потерявшей контроль. В этой песне Йен говорит о себе. Потеря контроля над болезнью, над телом, над происходящим невыносимы для певца. Попытка найти выход, принять решение. И еще возможны небольшие вспышки концертов, но душа уже мертва («Dead souls») и все попытки вызвать ее к жизни тщетны. Кривая выпрямляется, решение принято. Финальная точка. Atmosphere. За ней тишина (именно поэтому данная композиция звучит в финальных титрах Корбайна и в документальной ленте Гранта Джи). Прожив короткую, но яркую жизнь, Кертис оставил после себя свои песни. Песни чарующие, эмоциональные, заставляющие двигаться в такт, подражая движениям автора. Возможно, фильм покажется излишне затянутым, недостаточно динамичным. Но такова была его жизнь. Имя Йена Кертиса не должно быть забыто. Он так и остался вечным мальчишкой. 9 из 10
Уже с первых минут фильма заметно, что Антон Корбайн решил сделать все настолько правдоподобно, что начинаешь ловить себя на мысли будто Сэм Райли и есть Ян Кертис, во всяком случае именно таким его можно представить читая историю группы и просмотрев его выступления вживую... Картинка просто завораживает,а игра Сэма Райли просто отменная. Я видел и раньше изображение группы Joy Division в кино, это было в фильме 'Круглосуточные тусовщики', но эти две подачи даже сравнивать нельзя, 'Контроль' - вне конкуренции. Если говорить о чем фильм, то ответ не будет однозначным, фильм о группе, но в то же время разворачивается трагедия жизни Яна Кертиса. Меня очень тронула фраза, которая была произнесена в фильме: 'Они не видят, как я отдаюсь этому делу.' Именно этой фразой, я думаю, и можно охарактеризовать фильм. Группе, которая создавала этот фильм удалось создать неповторимую атмосферу, даже трудно передать словами те чувства, которые испытываешь при просмотре. Удалось воссоздать образ гениального человека, который при своей гениальности был довольно сложным человеком, у которого были такие же проблемы как и у многих, рано женился, жену разлюбил, но долг перед ее преданностью не позволяет ему просто бросить ее, постоянная борьба со своими взглядами и принципами, при всем при этом развивается болезнь - эпилепсия, и чем больше достигает его группа на сцене, тем больше развивается болезнь. И видно как он сломлен недугом, он понимает, что больше не может отдаваться своему делу так, как раньше... На все это накладываются непростые взаимоотношения с женой и девушкой, которую он любит. И под давлением всего этого Ян Кертис ломается. Зачем судить о режиссуре или операторской работе, говорить, что вот мол на 15 минуте там вот камера как-то не так отъехала или на 27 там какой-то казус вышел с тем-то и тем-то... это удел зануд, которым больше нечего делать, кроме как оценивать обложку... На мой взгляд, та подача, которую продемонстрировали творцы этого фильма очень и очень достойна. Моя оценка 9 из 10 только потому, что считаю идеала не существует, всегда есть к чему стремиться! Думаю, что фильм понравиться даже тем, кто не любит сию группу и музыку этой группы. Отличный фильм для любителей подумать над смыслом жизни.
Визуально фильм выполнен очень качественно и то, что его срежиссировал профессиональный фотограф сразу заметно. К тому же, фильм выполнен в черно-белом цвете, что придает ему дополнительное очарование. Поначалу фильм смотреть было очень даже интересно, но ближе к середине понимаешь, что он представляет собой набор красивых сцен, которые наверняка прийдутся по вкусу разве что эстетам. О желании угодить этой категории зрителей свидетельствует и нелинейный монтаж, и эксперименты с ракурсами, и многозначительные взгляды просто так, лишь бы выглядело драматично. 'Так как я буду снимать фильм о ненормальном, - думал Антон Корбайн, – дам-ка я какое-небудь неоднозначное название вроде 'Тараканов' или 'Контроль'. Остановился он на последнем. Пусть философы растолкуют в рецензиях простому народу значение названия, а я позже и сам почитаю. В какой-то момент от этого начинаешь уставать, желая насладиться сюжетом, но режиссер, забыв что здесь он в новом амплуа, о нем не позаботился. С каждой минутой экранного времени фильм теряет интригу, поскольку ничего нового не вноситься, а переливание из пустого в порожнее выдержит далеко не каждый. В результате превращаясь в УГ. Несмотря на то, что Иена показывают значительную часть времени, все же он остается очень закрытым для понимания. Что уж говорить о членах группы, чьи характеры вообще очень плоские и непроработанные. Лично мне они запомнились не больше, чем массовка, предназначенная для битья в каком-то тупорылом боевике. Несколько выделяется разве что менеджер, 'знающий многих в музыкальных кругах'. В какие-то моменты в герое просыпается талант писателя, философа... Были ли какие-то этому предпосылки? Если да, я их не увидел. Если убрать эпилептические припадки, псевдометания между двумя женщинами и несколько выступлений, в фильме не останется ничего. Ситуацию с метаниями можно было разрулить в два счета. Но чем в таком случае заполнить образовавшийся ваккум? Режиссер понятия не имел. И здесь ему здорово помогло знание Санты-Барбары. Припадки 'просто случаются' (и довольно часто), внимания на них обращает разве что жена, а судя по реакции остальных (прежде всего участников группы), они и вовсе воспринимаются как должное. Попыток решить проблему или хотя бы сочувствия не наблюдается. Как группа добивалась известности, какими были отношения внутри группы, как они составляли песни, кто были их фанаты, на каких радиостанциях их крутили, где выступали, как продавались записи? Если уж брался создавать фильм о группе то, думаю, на эти вопросы стоило бы ответить, имея в запасе 2 часа экранного времени, но здесь если это и показано, то сделано очень коротко и скомкано. Некоторые хвалят качественную музыку, звучащую в фильме, но чья это заслуга: создателей или той группы о которой они снимали? Если Вам охота услышать хваленую музыку, может стоит найти несколько альбомов Joy Division вместо созерцания 'Контроля'? Фильм представляет собой эстетский арт-хаус, пособие по правильному построению кадра. Но если оценивать фильм как драму-биографию, которую я и надеялся получить, то 5 из 10
Мне так много хочется написать и сказать, а выразить словами то, что я чувствую, не получается. Я знаю-знаю, что часть возможных эмоций, которые я испытываю искусственны. И все ведь не так плохо, верно? Я не знаю, возможно другие иногда тоже ощущают такие состояния тревоги и бесконечного желания плакать, говорить с кем-то, чтобы не сойти с ума. Какой-то фильм или мелодия, книга могут загнать меня в угол, раздавить, изрезать на кусочки. Как будто в раз все мои страхи и тайные опасения становятся явными, открытыми. Мне их показывают, дают послушать. И все... дальше я очень долгое время не могу собраться. Я сразу замечаю эти группы и фильмы. Все мои 'герои' очень часто связаны между собой какой-то трагической судьбой и драматизмом в музыке и кино. Понятия не имею, почему меня тянет на каких-то депрессивных гениев, которые кончают с собой... Да их еще в моем списке много.. Джим Моррисон, Есенин, Кобейн. Теперь вот Joy Division. Мне сразу понравилась Atmosphere. Эта песня.. в ней так много. Она действительно прощальная. Как будто человек прощается, но в то же время его ждет что-то новое и легкое. Песня полна воздуха, она пахнет дождем и выглядит как утренний туман. Я слышала еще пару песен, в частности Love will tear us apart, но никогда не задумывалась о вокалисте. Мне почему-то казалось, что он уже довольно взрослый статный мужчина. Его голос такой независимый, драматичный. Как будто этот человек действительно много прожил... И вот сегодня в своей сети я наткнулась на фильм Контроль Антона Корбэйна, который также очень известен как фотограф. Помню, как года 2 назад читала про этот фильм и Корбэйна в журнале Rolling Stone. Меня сразу все это привлекло, но в силу лени или еще чего-то я конечно не пошла на выставку, а фильм не посмотрела. Может, оно и к лучшему... Потому что я понимаю сейчас, что психологически не выдержала бы его просмотр в кинотеатре... Фильм как раз рассказывает о судьбе вокалиста Joy Division - Йене Кертисе... И он оказался совершенно не таким, как я его представляла раньше. Фильм просто сжал меня в одну точку. Во-первых, он безумно красивый. Все эти планы выступлений группы, атмосфера ЧБ, красота бельгийки Анук и харизма главного героя, музыка Joy Division. Где они нашли этого Сэма Райли? Он просто гениально сыграл Йена на сцене. Я правда, верила, что он музыкант... Потом для меня было очень важно, что в фильме использовались мемуары самого Кертиса, его мысли, его депрессивность, любовь к двум женщинам, молодость... Действительно, фильм передал всю глубину этого человека, его болезнь, его тоску. И музыка, и любовь закончились так рано, так внезапно. Он повесился, когда ему было 23 года...И мне включили всю ту же Atmosphere.
Фильм хотел посмотреть еще по выходу в 2007-м, да руки все не доходили. И в который раз пал жертвой несбывшихся ожиданий. А ожиданий было предостаточно. Это и одна из любимых культовых групп, на которых вырос как личность. И трагическая судьба Йана Кертиса, как основа классической драматургии. И контрастная черно-белая палитра, как неизменный атрибут фотоискусства высшей пробы. И многообещающий дебют в качестве режиссера брендового фотохудожника и клипмейкера, который знает музыкальную тему изнутри (Корбайн снимал в свое время клипы и для Joy Division, и для Depeche Mode, U2 и даже для Metallica). И высокие оценки критиков, и восторженные высказывания зрителей. Не слишком много ожиданий? Даже знакомые наизусть прямые цитаты из небольшого, но знакового музыкального наследия группы, и очень точный подбор актеров, и все прочие плюсы картины так и не заставили стать ближе к теме, к эпохе, к личности Кертиса. При всем понимании трагизма этой личности и родившего его времени. Зато поймал себя на нескольких ключевых мыслях и эмоциях. Во-первых, все время всплывал в памяти фильм Оливера Стоуна про судьбу другого культового персонажа рок-сцены Джима Моррисона. И сравнение это не в пользу Корбайна. Да и масштабы двух культовых фигур в истории современной музыки несравнимы: Джима – шамана, кумира, любимца публики и девушек, помазанника, обласканного вниманием и вселенской любовью, и Йана – болезненного изгоя с врожденными суицидальными наклонностями. Понятно, что это личности разных эпох. В Джиме больше ярких красок: синева тихоокеанского побережья, жгучая белизна песка, марево пустыни, яркие индейские перья и раскраска, огненные шаманские пляски, реки спиртного, фосфорицирующие ЛСД-видения, стихи Вильяма Блейка, утробные яркие краски плоти и наслаждений. Апофеоз поколения детей цветов и торжество жизни! Даже ушел Джим как-то светло. Так, наверно, ушел из этого бренного мира и сам Будда. Кертису из всей этой палитры достались в наследие лишь мрачные унылые кварталы индустриальной клоаки, полнейшая беспросветность и пустота надвигающихся потребительских и безмозглых 80-х, постгероиновый Берроуз и книги о фашизме, болезненная физическая патология и полная социальная дезориентация. И как результат – сушилка для детского белья в качестве удавки. Даже растасканная по всем фан-углам цитата «Любовь порвет нас на куски» всего лишь красивый, но все-таки лозунг. Потому что даже любви, такой, чтоб «на куски», в этой жизни Кертису так и не успело достаться. И все же они очень похожи. Джим и Йан похожи как две параллельные прямые, которые каким-то немыслимым образом пересеклись на стыке эпох, дав мощный толчок для последовавших за ними поколений музыкантов и бескомпромиссных бунтарей, идущих в одиночку напролом против блеющей и жующей толпы. Там и тогда, в конце 70-х, рождалась новая музыкальная Легенда взамен значительно поредевших «хайров» и заезженных до блевотины рок-риффов про «дым над водой». Из того самого знакового манчестерского концерта культовых Sex Pistols, из тех 50 зрителей вышли Joy Division, Buzzcocks, Smiths, Fall и Simply Red. Из того самого времени вышли и пошли в одном строю Siouxsie & Banshees, Clash, Cure, Dead Can Dance, Cocteau Twins, Depeche Mode, U2 и весь последовавший затем пост-панк, индастриал, ска, новая волна, готик, грандж, инди, брит-поп и так далее, и так далее. Никогда еще от такой маленькой панковской искры не возгорался такой вселенский музыкальный пожар, взорвавшийся тысячами ярчайших разноцветных осколков, и давший начало всей современной субкультуре и музыке на ближайших два десятилетия. Взрыв, отголоски которого зацепили даже нашу «Красную волну» в лице Цоя, Мамонова, Борзыкина, Грахова, Шумова, братьев Сологубов – от британских морей вплоть до самой нашей тайги. Но ничего этого в фильме нет. Вроде, все в фильме на местах и как надо. Но что-то не дало почувствовать это великое Рождение. Рождение, пусть даже через смерть. Не хватило ощущения сладкого свербения в паху: «Ух, ты! Я прикоснулся к Эпохе!» А, может, именно такой эта эпоха и была – без пафоса и заглавной буквы? И именно так ее и надо было показать: серо, мрачно и без пафоса? Как нет никакого пафоса в бельевой веревке на шее в 23 года. Baddy El Joerrigo, 19.10.2010
Действие происходит в период 70х-80х, в расцвет музыки движения постпанка. про жизнь и переживания Иэна Кёртиса, вокалиста легендарной английской группы «Joy Division» направления пост панк. Режиссёр Антон Корбайн, вводя зрителя в атмосферу того времени, вызвал ощущение натурализма. И вроде как получилось. За прошедшие, со смерти, 30 лет Лондон сильно изменился. Изменились магазины, изменились улицы, одежда, люди… Что бы добиться вольного и невольного сравнению себя с легендой в кадре, режиссер легко пожертвовал красками и снял фильм в черно-белых тонах. При этом он старался минимализировать показ внешних пространств, ограничиваясь ограничиваясь менее широкими пространствами в кадре. Все кто знали Кёртиса, утверждают, что несмотря на свою то, что он был интровертом, он был отзывчивым к знакомым. Но как бы там ни было, все-таки вся его творческая жизнь на период участия в группе была черно-белой. Ранняя женитьба, ребенок, позже припадки эпилепсии и таблетки, любовница. Все эти моменты составляли какую-то противодействующую силу жизненной волны певца. Он пытается бороться, но эта сила все чаще и чаще захлестывает его, чему способствуют лекарства и проблемы в личной жизни Из всех возможных претендентов в байопик, на роль легенды постпанка был выбран Сэм Райли. Сэм был простым английским пареньком, который увлекался музыкой и кино. Участник английской малоизвестной группы. Но когда его увидел Антон, он превратился в Иэна. Что бы вжиться в роль, ему пришлось буквально по крупинкам выискивать факты, вспоминания, записи, письма своего экранного протагониста. Внешне похожий на своего героя, Сэм пытался и в манере поведении добиться результата. В этом ему помогли собственно вдова и товарищи Иэна. Поэтому когда смотришь на эти дёрганные движения, присущие «танцу» Иена, смотришь на самого Иена. Снимая фильм про JD, Антона Корбайна в первую очередь интересовал вопрос – Что угнетало Иэна? Тут можно провести некую паралель с фильмом Гаса Ван Сента «Последние дни». Там режиссёр тоже старался представить себе предсмертное состояние певца Курта Кобейна. Который к тому же тоже покончи жизнь самоубийством. Здесь же, отлично воссозданный Сэмом Райли образ в течении почти двух часов показал весь спектр эмоций, переживаний, которые отягощали душевное состояние героя. Антон пытался показать влияние творчества JD на примере своих личных воспоминаний. Это фильм не про музыку, а человека, личность. Ведь музыка это не просто инструменты, звуки. Музыка - это выразительное средство, которое в данном фильме оживает и превращается во второстепенного персонажа, что более естественно, ведь музыка в жизни человека - второстепенная деятельность. Корбайн и отобразил то чувство, с каким выступал певец. Ведь для Кёртиса каждый выступ на сцене, был насыщен полной самоотдачей. Так как Корбайн по профессии фотограф, в кадре просматривается некая статичность кадра. Возможно на это повлиял ч. б цвет фильма, который невольно напоминает нам о истоках кинематографа, о эпохе немого кино. Отсюда эффект замкнутости, скованности. Постепенно, без какого либо хаоса и суеты, перед глазами разворачивается трагедия легендарной группы, трагедия её вокалиста. 9 из 10
Joy Division – одна из культовых британских групп, с особым уникальным звучанием, который не устаревает до сих пор, а ее фронтмен Иэн Кёртис одна из загадочных личностей. И пускай группа просуществовала крайне мало и не добилась мирового и коммерческого успеха, это нисколько не умаляет их вклад в развитие рок-музыки. Ведь если бы не Joy Division, то миру не явился бы New Order. Я люблю оба творения этих музыкантов, но все-таки Joy Division мне ближе. Ибо, это - проникновенный и депрессивный голос Кёртиса, мрачные погребальные тексты а также отличные аранжировки. Итак, сам фильм получился как одна большая черно-белая фотография. Кино мрачное и депрессивное, как и сама музыка Joy Division. За 2 часа нам рассказывают все, что нужно знать о группе и ее вокалисте. Само название ленты «Контроль» получено не случайно. Во-первых, это прямая отсылка к одной из песен Кёртиса «She`s lost control”, во-вторых, весь фильм — это тяжелая борьба Иэна со своей болезнью. Певец страдал эпилепсией, которая мешала ему жить и выступать, и по всей видимости спасения от нее не было. Но несмотря на это болезнь он превратил в своего рода «фишку», на своих выступлениях он использовал движения в стиле «эпилептических припадков» и будто бы входил в транс. Ну и в — третьих, личностный конфликт с самим собой, т. к. с одной стороны Кёртис был привязан к жене и не хотел покидать ее, с другой, его тяготила непреодолимая любовь к другой женщине. Все эти грани очень хорошо показы в фильме, но отдельное «спасибо» хочется выразить режиссеру за фантастический каст. В особенности, исполнителю главной роли. Не знаю где Антон Корбайн откопал Сэма Райли, но по-моему он как нельзя лучше подошел на эту роль. Внешнего 100 % сходства между ним и реальным Кёртисом нет, но, видно Сэм очень старался быть на него похожим. Голос, манеры, внутренний мир артиста все это было передано очень реалистично. Итог: если вы не являетесь фанатом Joy Division то не думаю, что просмотр вас заинтересует. Лично я осталась довольна, за хороший режиссерский дебют и прекрасную игру Сэма Райли ставлю 8 из 10.
В самом начале признаюсь, что не являюсь фанатом 'post punka', и поэтому фильм колеблющего сознание эффекта не произвел. Как что-то обособленное биография юного Иена Кертиса заставляет задуматься. Безусловно интересно воспринимать факты из жизни того человека, который не стесняясь, ломал определенные стереотипы и каноны, но не столь все же, для меня, глубоки те выводы, на которые толкают эти самые факты. Да, талантливая натура, колеблющаяся в своих выборах и пребывающая в постоянном угнетении от того факта, что расставлять жизненные приоритеты все же надо. Да, определенное легкомыслие по отношению к институту семьи. Да, странная болезнь, которая подпиливает ту самую балку, на которой и без того шатается довольно таки хрупкое мировоззрение. Но нет культовости, которой нас прикормили другие именитые английские режиссеры. Хотелось бы хоть чуть панковского драйва в виде пьянок, секса, наркотиков и качающего рока. Без перенасыщения всего этого, конечно, но в относительном достатке. И все в этом фильме вроде в пользу драматизма, но не пробило... Мне кажется, попытка стилизовать фильм за счет черно-белых цветов уже изжила себя. Этим в наше время никого не удивишь. Все молодые кинорежиссеры начинают с черно-белого, и это массовость сильно обесценило такой ход. Кто-то в защиту такой стилизации может назвать термин 'классика', но в этом случае этот термин прозвучит скорее, как оправдание, нежели, как довод. Еще, конечно, фильму ужасно не хватает динамики. Возможно задумкой режиссера был более детальный реализм, это хорошо, но если ты хочешь, чтоб твой фильм досмотрели, то будь добр накорми небольшим экшеном. К актерскому составу претензий вообще никаких, все отыграли красиво. Лично для себя отметил Тоби Кеббелла, сыгравшего хоть и второплановую роль, но достаточно интересно! Про музыку думаю не стоит говорить, и так все понятно - 'Joy Division'. Операторская работа чем-то особенным тоже не запомнилась. В общем! Если вы любитель или даже ценитель европейского рока 70х, то фильм вам непременно понравится. Ну а если вы рядовой зритель, то фильм посоветую посмотреть, но сильно настаивать на этом не буду! 7 из 10
Полнометражный чёрно-белый фильм самого Антона Корбайна. В главных ролях: Сэм Райли [он в фильме сам и поёт], Саманта Мортон [про которую ещё в 'Распутнике ' говорили, что внешность - так себе, зато играет великолепно], Джо Андерсон [в том же самом гриме, что и в фильме 'Через Вселенную '], Александра Мария Лара, Крэйг Паркинсон и пр. По книге Деборы Кёртис 'Touching from a Distance'. Начнём с того, что в рамках данного жанра Корбайн - ни разу не новатор. Фильмы про умерших панк-рок-пост-панк-музыкантов снимали и раньше. Про Сида Вишеза было, про Джима Моррисона было, теперь есть и про то, что нравится самому Корбайну. То есть про вокалиста Joy Division - Яна Кёртиса. Сюжет незамысловат. И похож на все прочие произведения данной тематики. Фильм рассказывает про то, как в самом начале группе не везло, а потом почти резко повезло. И о всяких прочих вещах. О бремени славы. О мучительных приступах эпилепсии. О том, каким трепетным юношей в сером плаще был Ян Кёртис [а ещё он не страдал алкоголизмом, ел только те таблетки, которые прописывали ему доктора, и вообще вёл себя хорошо]. Об отношениях главного героя с законной супругой Дебби [любящей его домохозяйкой в нелепых платьицах] и слегка фамм-фатальной Анник Оноре. Об одной неудачной и одной успешной попытке самоубийства [Ян Кёртис покончил с собой 18-го мая 1980-го года в возрасте 23-х лет; а участники Joy Division переквалифицировались в New Order]. О том, как шёл творческий процесс, как сочинялись песни, как приходила и уходила муза ['Представьте: Муза... ночью... у мужчины! - Бог весть что люди скажут про неё' (с)], как тяжёл был духовный поиск рок-музыкантов - не сказано и не показано ничего. Можно не всматриваться. Показан мальчик, этакая артистическая натура, по полной программе запутавшийся в отношениях с двумя женщинами и уставший 'выкладываться ' на сцене. Да, Корбайн является одним из самых преданнейших почитателей Joy Division, и чего-то такого, пропитанного духом поклоннической любви, от фильма и хотелось ожидать. Оно, конечно, там присутствует. Но это, скорее, уважение не столько к коллективу и солисту, сколько сочувствие к супруге юного дарования [впрочем, не сказать, что гениальность его слишком ярко демонстрируется]. С другой стороны, по чьей книжке снято - тому и респект. Глубины внутренних терзаний главного героя в картине не наблюдается. И сколько не спорили, с чего вдруг Кёртис повесился [или жизнь так сильно надоела, или поэтический образ хотелось красиво дополнить, или сеанс гипноза виноват], в фильме это выглядит просто как 'взял - и сделал' [мужик!]. А после сцены повешенья заиграла песня 'Atmosphere ' [когда-то тот же Корбайн режиссировал на неё клип]. Творение получилось весьма и весьма атмосферное. Дающее повод поспорить, какой Корбайн режиссёр. И с элементами просветительства. Если кто-нибудь до просмотра картины про коллектив Joy Division ничего и не слышал, зато знал, что Корбайн - это круто, то он наверняка откроет для себя что-то новое. И если клипы Depeche Mode или U2 демонстрируемый видеоряд не напоминает, то про 'Кофе и сигареты' ассоциации приходят перманентно. И, разумеется, где 'стоп-кадр' ни нажми - везде получается полноценная фотография, чьё авторство угадывается сразу. И, как и положено корбайновскому творению, впечатление фильм производит.
Никогда не была фанаткой Joy Division, о судьбе Кёртиса, естественно, знала - о смерти, если быть точной. Вот сейчас немного профанства и отсебятины. Как человек, далёкий от этой легендарной группы, хотя и слушаю музыку такого плана, хочу со всей некомпетентностью заявить, что Сэм Райли великолепен в этой роли. Не знаю, насколько ему удалось воплотить образ Кёртиса, потому что не рискну предположить, каким именно был Ян. Но образ, который создал Райли, мне ужасно нравится. Честно говоря, мне порядком надоели эти пафосные *в хорошем смысле* фильмы о музыкальных эпохах, как то: 'Сид и Нэнси ' и 'Velvet goldmine '. 'Control ' среди них оказался глотком свежего воздуха, историей, далёкой от масс, от толпы и угара. Никаких секса, наркотиков и рок-н-ролла. Здесь любовь, алкоголь и Поэзия. Здесь всё очень лично, что порой даже как-то неудобно 'подглядывать '. Неудобно видеть реальную слабость, реально тяжёлую жизненную ситуацию, реальную безвыходность. Кёртис в исполнении Райли - это жертва не собственной тяги к саморазрушению, как Сид Вишез, не жертва поколения, города, массовой культуры и СМИ. Это жертва судьбы. Он показан чуть ли не святым - кажется поначалу. Нет. Он показан простым человеком. Человеком, который умер, так и не начав жить. 10 из 10.
Меня уже достаточно давно заинтересовала судьба этого человека - Иена Кёртиса. Я не могла понять, как такой молодой парень, обладающий талантом и определенным успехом, у которого есть любящая семья и интересная работа, как он решился и почему он совершил то, что совершил? Я думала, что Антон Корбайн - режиссер фильма, лично знавший Кёртиса, даст ответ. Я надеялась, его жена, по книге которой писался сценарий, знает что произошло. А они не знали. И этот фильм ничего не расскажет о том, кем был Иен Кёртис, чего хотел, кого любил, чего боялся. Нам покажут мрачные черно-белые картинки заводов Манчестера, выступления Кёртиса, его странные, как будто в эпилептическом припадке, движения на сцене. Нам покажут как он курил в постели, как ставил пластинку Игги Поппа в проигрыватель, как читал Вордстворта... Подрихтованные под виденье режиссера факты. Полуправда, полувыдумка. Ничего о нем. Для тех, кто просто ищет интересное кино, по существу: фильм затянут. Если сначала его спасают театральные приемы, то к середине картинное курение уже начинает надоедать. Просто потому что понимаешь, ни ты, ни актер, ни режиссер понятия не имеют что в данный момент чувствовал Иен. Неоправданно много экранного времени было потрачено впустую. Видно, что режиссер привык работать с клипами: очень мало диалогов, очень много чисто визуальных сцен. Что в принципе неплохо, но не два с небольшим часа. В итоге, фильм получился апатичным и тягучим, скучным. Не ощущалось ни напряжения, ни депрессии, ничего. После просмотра фильма не осталось впечатлений. Не понравилось и не рекомендую.
Сразу стоит упомянуть, что без, хотя бы, приблизительного понимания текстов песен, будет потеряна львиная доля шарма фильма, т. к. структура повествования прямо заточена под сведение музыкального творчества группы и жизни протагониста ленты. Возвращаясь к сути – вклад группы Joy division в развитие мировой музыки сложно переоценить и тем более удивительно, что по сути этот вклад длился всего 3 года, ограничивается 2мя альбомами и они никогда не были в топе мейнстрима. Байопик очень бережно воспроизводит данный драматический и к сожалению, финальный, период жизни фронтмена группы Иэна Кёртиса. Я далеко не эксперт по биографии группы и не могу сказать насколько досконально воспроизведены события, но с художественной точки зрения все идеально. Во время просмотра зритель погружается в ТУ атмосферу и приходит понимание, откуда взялись музыкальные произведения, которые, по сути, стали связующим звеном между тяжелой музыкой 70-х и значительно более спокойной и философской музыкой 80-х. Спасибо создателям, что им удалось удержать повествование в рамках серой морали, без навешивания каких-то ярлыков или внедрения актуальной повестки. В результате получился да нишевый, но шедевр вне времени. Он мог бы снят на 10-летие раньше или позже, да и если бы он появился сейчас (привет потомки из будущего!) он был бы так же интересен и актуален. 9 из 10
'Контроль' - это крайне личный и интимный, автобиографический фильм о солисте группы Joy Division, Йене Кертисе, чья трагическая судьба многим известна. Фильм в подробности рассказывает о жизни Йена, о его переживаниях, мыслях, первой любви, болезни. Демонстрируя зрителю насыщенную эмоциональную картину, Антон Корбейн (режиссёр фильма) показывает нам, что любой человек в самый неподходящий момент может утерять над собой контроль, не смотря на его успехи и положение в жизни, о том что человек банально может разорваться между двумя составляющими и навсегда потерять себя, не найдя решения в столь трудную минуту. Визуальная составляющая фильма весьма впечатляет, кино наполнено крайне интересными кадрами, которые в большинстве своём напоминают великолепные фотографии. Ведь не удивительно, фильм 'Контроль' дебютная картина режиссёра, который является фотографом и художником. Сэм Райли изумительно сыграл роль своего персонажа, удивительное внешнее сходство заставляет поверить, что это и есть сам Йен, и достаточно трудно представить другого актёра на его месте. По итогам фильм лишён серьёзных минусов и мы получаем замечательную автобиографическую драму наполненную мыслями, которая дополняется изумительной музыкой группы Joy Division. RIP
Иен Кертис - обычный парень, попавшийся в сети любви. В юности он встретил девушку, которую посчитал своей спутницей на всю жизнь. Не думая, он сделал ей предложение, потом завел с ней семью. Но, яркая и прекрасная любовь начала утихать и вянуть. На пальце обручальное кольцо, на руках жены - ребенок, а ты лишь перешагнул за двадцатник своих лет, ни зная всех тонкостей жизни. Рост карьеры вместе с депрессией. Чем хуже тебе на душе, тем больше ты вливаешь душу в свои песни. Встретив свою новую любовь, ты говоришь:'Погоди, сердце, но вот же та женщина должна была стать моей на всю жизнь, зачем ты увлекся другой?'. Позже возникает чувство, что тебе нужен клон, другой ты, который проживет свою жизнь с первой твоей любовью, а тем временем ты будешь со второй, чтобы не терять одну из них. Депрессия погрузила Иена в полный мрак, приступы повторялись чаще, а толпа все кричала:'Пой!Пой!Пой!'. Он не сумел выбраться с омута, в которому тонул. На своем двадцать третьем году он покинул этот мир, оставив лишь одно - голос, звучащий в песнях прекрасной группы Joy Division.
Полагаю, если вам по-настоящему интересна жизнь Яна Кёртиса, сий двухчасовой чёрно-белый музыкальный трип навряд ли раскроет полное впечатление о личности музыканта и уж тем более не отразит фактов его биографии. Не стану отрицать -- время, проведённое за просмотром, потрачено с удовольствием, ибо здесь есть и атмосферный монохромный видеоряд, и знакомые песни, и приятная актёрская игра... однако, как по мне, не тянет эта художественная - пускай и отличная! - кинолента под тег 'биография'. Где же история становления Яна певцом, знакомство с участниками группы, влияние творчества на взаимоотношения с окружающими и развитие пост-панка в целом, не говоря уже о его юности и характере? Всё, что довелось увидеть - это скомканный сюжет, наполненный обрывками моментов биографии. Изначально, до знакомства с лентой, представлялось, что зритель узнает если уж не всю подноготную, но уж наверняка сможет понять то, что творилось в мыслях и чувствах меланхоличного музыканта. Однако представленное на экране больше походит на некий вольный очерк о сомнениях и метаниях главного героя между женой и симпатичной журналисткой, внезапно обрушившихся приступах эпилепсии, о коротких кадрах выступлений и последнем дне перед смертью. Сложилось впечатление, что даже вдова Кёртиса так и не смогла хоть сколько-нибудь раскрыть внутренний мир своего покойного мужа, хоть она и была с ним до того самого злополучного дня - слишком много открытых вопросов остаётся по завершению фильма, так как ничего, в общем-то, существенного и не было сказано. Жаль, хотелось узреть большего помимо депрессивной рефлексии в перерывах на любовный треугольник, музыку и заполонивший кадр едкий сигаретный дым. В целом, огромный плюс Сэму Райли и Саманте Мортон за впечатляющую игру, а также общему настроению данного произведения. Не теряйте контроль.
Фильм «Контроль» рассказывает о яркой и трагической судьбе известного рок-музыканта, фронтмена группы Joy Division - Иена (Яна) Кертиса, о гЧерно-белая жизньоловокружительных успехах в его музыкальной карьере, любви к жене и ребенку, страсти к молодой французской журналистке, душевных терзаниях, и удушливых приступах эпилепсии, подтолкнувших талантливого музыканта к самоубийству в 1980 году. Контроль является первой полнометражной художественной кинокартиной голландско-британского фотографа, клипмейкера и художника Антона Корбайна, который из-за любви к группе Joy Division специально переехал жить и творить из Нидерландов в Лондон в 1979 г. Фильм основан на мемуарах Деборы Кёртис, супруги Иена Кёртиса, на которой он женился в 19 лет. В «Контроле» роль Деборы сыграла Саманта Мортон, а на роль Яна Кёртиса Корбайн изначально планировал взять Киллиана Мёрфи. Все песни в фильме Сэм Райли исполняет самостоятельно (с New Order, оставшимися членами Joy Division). Название киноленты отсылает зрителей к песне Joy Division «She`s Lost Control», которая, по мнению многих критиков, наиболее широко отражает мироощущение покойного Иена Кёртиса. Я считаю эту картину действительно стоящей художественной работой, в первую очередь из-за отличного качества съемки и сценария. Корбайну потрясающе удалось передать атмосферу пост-панка 80-ых годов. Черно-белые кадры, дым сигарет, хаотичные движения на сцене солиста Joy Division, реалистичные приступы эпилепсии, живая игра актеров и мрачная атмосфера Лондона будто переносят тебя в те времена и заставляют смотреть фильм на одном дыхании. Несмотря на то, что в реальной жизни Иен (Ян) Кертис все же потерял контроль над собой, его музыкальный вклад оказал большое влияние на развитие пост-панка по всему миру.
Йен Кертис – великий рифмоплет и незабываемый певец, доводивший себя и публику в шумном зале до исступления, переходящего, порой, в эпилептические припадки. Таким даром редко кто сможет похвастаться и такой дар редко кто решиться взять себе. Легенда пост-панка, лишившего себя жизни из-за ошибок молодости, подкрепленных сильнодействующими препаратами (не наркотиками, а лекарствами) и депрессией. Вот он – 23-летний вокалист с незабываемым голосом и «ангелоподобной» внешностью, решившего бросить вызов рассудку, и проверить, насколько сильно возможно раствориться в музыке, стать ее частью, частью чего-то вечного, прекрасного. Шикарная режиссура Корбейна подкрепляется мощной главной ролью Райли, каким-то образом сумевшего не только взять основные повадки певца на сцене, но и обрести, позаимствовать на время его голос. Завеса тайны неопределенности Кертиса в жизни, приведшей к депрессии и суициду, приоткрывается, чтобы зритель мог досконально разобраться в характере легенды и причинах, толкнувшего его на отчаянный поступок, и решить, были ли эти причинами действительно весомыми или Кертисом на время овладела депрессия, стирающая грани рассудка по пути на кухню, где веревка зловеще, словно из кошмарного сна, в котором однажды оказался Кертис с помощью гипноза, свисает с потолка. «Контроль» - это серьезное кино, которое будет интересно широкому кругу лиц и даже тем, кто не знаком с таким явлением, как Joy Division.