Птаха: отзывы и рeцензии

Phil Connors
Phil Connors27 марта 2011 в 14:13
Полёт от реальности

Безусловно, то, что Алан Паркер не боялся в своих фильмах поднимать очень щепетильные темы, не может не вызывать к нему уважения. Отчасти режиссёра в этом можно сравнить с другим любителем социально-политической сгущенности – Оливером Стоуном. Но, если последнего больше интересовала сама война (“Взвод”), само политическое убийство (“JFK”) или национальная трагедия (“Башни-близнецы”), в которых он демонстрировал незаурядную масштабность, то Паркер больше любил погружаться вглубь явлений, рассматривая их с разных сторон. В “Миссисипи в огне” он исследует расовые предрассудки, в картине “Жизнь Дэвида Гейла” – проблему смертной казни, а в “Багси Мэлоун” выворачивает наизнанку гангстерскую тематику. “Птаха” же стал очень трогательным и глубинным проектом, в котором режиссёр, не умоляя своего несогласия с политикой страны, всё же главной целью поставил не шокировать зрителя, а попытаться вызвать у него чувство сострадания к молодым людям, не по своей воле ставших марионетками в руках государства. Режиссёр выставил на авансцену двух героев-друзей, таких непохожих вроде бы друг на друга, но ставших в юности очень близкими и, несмотря на несхожесть в восприятии мира, оказавшихся в итоге чуть ли не родными друг другу людьми, которые больше не в силах любить жизнь за то, что она с ними сделала. Эл – заводила и рубаха-парень, живущий настоящим моментом, не стремящийся даже как-то скрывать своё внутренне недовольство чем-либо, которое порой вырывается у него вспышками ярости. Но, несмотря на некую самовлюблённость и демонстративность в поведении, он, тем не менее, отличный друг, поддерживающий любые авантюры своего чудаковатого приятеля. Будучи в буквальном смысле изуродованным войной, он остаётся верен своему старому другу и продолжает по-приятельски вести с ним диалог “в одни ворота”. Финальный монолог Кэйджа, говорящего в этот момент мыслями создателей фильма, смотрится едва ли не со слезами на глазах. Молодой Николас блестяще вжился в роль своего персонажа. Копаться же в герое отрешённого от мира молодого парня по прозвищу “Птаха” можно сколько угодно. Одно понятно и без слов: эскаписту с едва уловимым контактом с реальность не место на беспощадной войне! Конечно, его случай можно назвать клиническим. Но, тем не менее, режиссёр даёт нам понять, что на самом деле главный герой психически абсолютно здоров (пусть и несколько неадекватен) и был таким всегда. Парень, которого сыграл Мэтью Модайн, одержим странной манией к птицам, которая порой уносила его прочь от этого мира в тот, где он был свободен от всех мирских забот, где он был рад парить над обыденностью и повседневностью. И Перта (его птица) для него привлекательней любой женщины с большими “грудными железами”. Для Птахи достаточно, что она умеет летать, чтобы мечтать соединится с ней в естественном полёте. И если трагедия Эла больше физическая, то и без того витающий в облаках паренёк, чьё настоящее имя мы так и не узнали, душевно пострадал настолько, что элементарно отказался от контакта с чуждым ему миром, существуя в нём по сути лишь физически. Птаха заперся в своём внутреннем мире, едва реагируя даже на своего друга, и неизвестно как они оба будут жить дальше. Паркер не предоставил нам завершённости в финале, потому что это не главное в истории “сумасшедших парней из Филадельфии” – каждый из них уже не будет таким как прежде, как бы ни завершился этот рассказ о загубленной молодости. Гораздо важнее то, что каждый из них был счастлив, пусть и по-своему. Но теперь, несмотря на то, что друзья остались друзьями, они больше не будут залезать на крыши в костюмах птиц, удирать подальше от города работающем на одном добром слове разваленном автомобиле или ездить на велосипеде по свалке в попытках взлететь над миром хоть на пару секунд. Они остались лишь двумя N-ми номерами в списках солдат, прошедших Вьетнамскую войну и, пожалуй, лишь те памятные моменты юности будут тем лучом света, способным хоть иногда согревать их измученные от жестокости сердца. “Это был сон, но такой близкий к реальности, что я уже с трудом осознаю, где одно переходит в другое” Возможно, сейчас эта бессмысленная война и вспоминается целой страной как некий сон, который поскорей хочется забыть, но беда в том, что многие заснули в нём навсегда и им уже никогда не вернутся к реальности… 8 из 10

Дмитрий Асхаев
Дмитрий Асхаев17 октября 2022 в 15:19
Не имеет значения, какой ты особенный, или каким особенным был.

Давно не было рецензий на фильмы. Так уж выходит, что пишу я их раз в полтора месяца. Но про ленту, которую посмотрел сегодня, я не могу не рассказать. Ещё в прошлом месяце в рекомендации мне попался фанатский клип на трек «Мельтешение жизни» Славы КПСС и Замая с необычным видеорядом. Это были кадры из фильма «Птаха» 1984 года, режиссёром которого является Алан Паркер. Я его отложил на какое-то время и сегодня наконец посмотрел. Алан Паркер снял этот фильм по сценарию, основанному на одноимённом романе Уильяма Уортона. Основной темой является история дружбы двух парней - впечатлительного Птахи и задиристого весельчака Ала. Они две крайности, но несмотря на это оба парня относятся друг к другу с искренними уважением и теплотой. Вьетнам сделал их другими людьми. Ал не сможет уже быть таким беззаботным, а Птаха и вовсе уйдет в себя, двинется рассудком, возомнив себя птицей. Ради их прежней дружбы Ал должен достучаться до своего друга, вернуть ему рассудок, вытащить человека из птичьей клетки, в которую тот добровольно себя заключил, прячась от ужасов войны. Работа является метафизической иллюстрацией душевной боли о несбывшихся надеждах. Здесь присутствует множество ветвей повествования: конфликт отцов и детей, проблема военного времени, дружба двух противоположностей, подростковая наивная беззаботность, социальные взаимоотношения государства и личности, а самое главное – внутренний мир человека и его нравственные качества. Фильм антивоенный и, в какой-то мере «антипсихиатрический». По первой мне казалось, что интроверт Птаха является главным чудаком, но в процессе начинаешь понимать, что мир, развязывающий войны намного безумнее парня, увлекающегося птицами. По ролям: говоря о главных героях, насколько же здесь прекрасен Николас Кейдж. Когда видишь резкую трансформацию молодого парня с ветром в голове в раненого бойца Вьетнама с осколком в той же голове, начинаешь понимать, насколько ответственно Николас подошёл к своей роли. Со сложной и непростой ролью справился Мэттью Модайн, проиллюстрировавший одержимость птицами главным героем, его замкнутость от внешнего мира. Высшим пилотажем, на мой взгляд, является сошедший с ума Птаха, находящийся в больнице и превратившийся в птицу. Остальной каст также был очень хорош, пробелов не видел ни в ком. Алан Паркер. Как я мог всё это время упускать такой ценный кадр в киноиндустрии. Тот антураж, который он передаёт своей постановкой и режиссурой, удивляет. С одной стороны: захолустья, ржавые автомобили, дряхлые дома, свалки, пустырь и заводы. А с другой: джунгли, грязь, взрывы, вертолёты, кровавые лужи и разрушенная техника. Всё это точно передаёт атмосферу происходящего. Работа настоящего профессионала. Фильм «Птаха» актуален противостоянием отдельной личности с непохожим на неё внешним миром. Он тяжелый и мрачный, но посмотреть его можно и нужно. И еще, стоит отметить, что, несмотря на то, что фильм довольно тяжкий, комедийных моментов тут хоть отбавляй, и Паркер очень умело балансирует на грани комедии и драмы. Советую к просмотру! «Они отобрали у нас лучшее, что мы имели, Птаха. Мы оба полные неудачники. Не сумели жить так, как нам хотелось. Чёрт! Я всегда был так уверен в себе, думал, никто не заставит меня делать то, чего я не хочу. И вот где я оказался... Тебя демобилизуют или заносят в список пропавших без вести. Не имеет значения, какой ты особенный, или каким особенным был. Я чувствую себя, как один из тех бездомных псов, помнишь? Знаешь, когда мне разворотило лицо снарядом, я чувствовал запах жареного мяса. Это было безумие, потому что это был такой сладковатый запах, такой знакомый. А потом я понял, что горит моя кожа... Я даже боли не чувствовал»

Бетанкорт
Бетанкорт3 января 2012 в 07:56
'Ты любишь птиц? - За что их любить? - За то, что они умеют летать. Этого уже достаточно'

Удивительная история, которую сначала написал писатель по имени Уильям Уортон в своей книге, а потом уже одноименно экранизировал Алан Паркер, для тех, у кого руки до книги не дошли или для тех, кто фильмы принимает лучше, чем искусство читать. Скажу сразу, что произведение писателя не читал, и даже не знаком с историей. Но кино меня впечатлило и понравилось. Может в сравнении с книгой он может проиграть и показаться неудачным, но для общего ознакомления с идеей, я думаю, в самый раз должно подойти. Дружба двух молодых людей, с разными характерами и увлечениями, начиналась очень необычно. Небольшой конфликт, произошедший раньше, перерос в нечто большее. И у двух героев появилось одно новое увлечение, которое объединило их, сделала их дружбу крепче, и заставило пойти на поиски различных приключений, порой опасных для жизни. Увлечение - птицы. Птаха, именно такова кличка одного из героев, который и начал и поддержал увлечение, любит общаться и играть с различными птицами. Он 'добывает' их, проникая в разные птичники. А его друг, Эл, помогает ему в этом. Иногда поступки Птахи очень угрожают его жизни, и если бы не его новый товарищ, он вполне мог бы погибнуть и получить серьезную травму. И хотя как начиналось их знакомство и общее увлечение, оно превратилось в нечто большее. Разные характеры, разные судьбы. Как будто ничего. Им придется пройти вместе многое. Но все разрушила война, которая пришла так невовремя и так внезапно. Эл и Птаха ушли на войну, и именно это было тем самым сильным толчком для полного переворота их жизни и судеб. Они стали совсем другими. И что же заставит их вернуться вновь радостными друзьями, которые столько проводили вместе, и для которых не было никаких преград? Не знаю, что же делает фильм таким успешным и интересным. Несмотря на год, в котором он был снят и выпущен, картина может до сих пор сохранять свое необычное свойство. Оно как бы завлекает зрителя. История, в которой переплетены не только люди, но и птицы, которым может и не уделено так много картинного времени, но все равно им нужно сыграть свою роль в развитии сюжета. Каждый персонаж запоминается по-своему, у каждого свои особенности и свои недостатки. Птаха порой любит сильно рисковать и проводит с птицами больше времени, нежели со своими друзьями или просто людьми. А Эл может выкинуть такую штуку, о которой никто даже не задумывался, ведь на то он и весельчак. Тот, с кем не скучно. Я уверен, кино вам запомнится, точно также, как и приключения героев, как их судьбы, как их решения. Мое мнение - действительно стоящий, интересный и удачный фильм, который, я уверен, и как экранизация тоже должен удастся.

Mumble
Mumble17 ноября 2007 в 17:07
Николас и его канарейка

Эл жил в Филадельфии. У него не было настоящих друзей сверстников. Иногда он контактировал с девушками, которые через некоторое время испарялись у него в памяти. Эл играл в бейсбол во дворах с подростками, пока не натолкнулся на одного странного паренька, мать которого постоянно забирала бейсбольные мячи, улетавшие к ним на участок. Паренька звали Птахой. С самого знакомства Эл увидел его тягу к птицам. Птаха любил их благодаря одной причине – потому что они могли летать. Эл и Птаха начинают вместе проводить время, ловят птиц и пытаются сделать из них птиц-почтальонов. Всё это время Эл не придавал большого значения интересам друга, они просто весело проводили время, ввязывались в разные истории, пытались найти работу, гуляли с девушками, вообщем – жили обычной беззаботной жизнь без обязательств. На протяжении своей дружбы Эл иногда не мог выдержать помешанности Птахи, которая порой вырастала до безумия, до отсутствия страха перед смертью. Именно из-за этих его мыслей Эл искал различные способы время препровождения, различные занятия, что бы дать забыть Птахе о его страсти. Начинается Вьетнамская война, друзей забрали в армию… проходит время. Главврач вызывает друга Птахи в больницу, в надежде на то, что Эл сможет вернуть друга в реальный мир, сможет заставить его заговорить, тем самым, вернув человеческую психику Птахи. Перед нами открывается очередная сцена, показывающая отношения между двумя друзьями, которые, не смотря на свои совершенно разные взгляды, не бросают друг друга, продолжая рассуждать по-своему и мечтать о своём. Один из них – совершенно обычный человек, не имеющий особого смысла своей жизни, да и не думающий о том, что ему от этого мира нужно. Другой из них подвержен сильным интересом к птицам и совершенно не пытается подстроиться к реальному миру. Для него вся вселенная оборачивается совершенно жестокой картиной, особенно во время войны во Вьетнаме, где он окончательно ставит точку над реальным миром, прекращая воспринимать его, пытаясь улететь в небо и обрести свободу, как птица. Психологическая драма рассказала интересную историю о реальной дружбе совершенно разных людей. Это будет очередным уроком для тех, кто считает, что друзей надо находить по каким-то общим взглядам и интересам. Это совершенно не важно, главное, что бы человек оказался человеком, а интересы что бы были отложены на полку ниже. Красивая музыка, замечательный оператор, молодые и убедительно играющие актёры. Замечательный фильм о дружбе, наполненный своеобразной атмосферой и манерой съёмки. Такие душевные и тяжёлые фильмы можно смотреть без страха о потраченном в пустую времени.

Александр Попов
Александр Попов17 мая 2020 в 14:59
'Где сердце молодого Агасфера боролось с притяжением земли' (Борис Поплавский)

То, что в «Полуночном экспрессе» было ошеломляющим, в «Птахе» получило свое закономерное развитие, но с гораздо меньшей художественной интенсивностью. Символика фильма, как всегда у Паркера, проста, но при всей незатейливости мессиджа, она чрезвычайно эмоциональна и искренна. Вновь, как и в случае «Полуночного экспресса», экранизируя бестселлер, режиссер вполне профессиональными методами рассказывает историю дружбы двух разных людей, которую не смогли разрушить ни война, ни безумие: Птаха и Эл непохожи настолько, насколько это возможно, как непохожи в своих устремлениях душа и тело, но тем крепче их связь. Паркер по сути дела снимает антипсихиатрический фильм об амбивалентности безумия: мир, развязывающий войны, гораздо безумнее тихого интроверта Птахи, мечтающего летать. Как Мэтью Модайн смог сыграть специфическое сумасшествие своего героя, его постепенно погружение в психоз, лично для меня – загадка, его герою не только веришь и сочувствуешь, но и проникаешься его жизненной философией, его одержимостью полетом. Совсем еще молодой Николас Кейдж также хорошо показывает эволюцию героя от беззаботного весельчака к травмированному войной духовному и физическому инвалиду (жаль, что для Кейджа лишь 80-е и начало 90-х стали временем работы в серьезном кино). «Птаха» Алана Паркера при всей естественности своего мессиджа, при всей кинематографической органике в передаче относительности нормы и безумия – кино не без недочетов, ибо как бы не покоряли и не поражали воображение некоторые сцены (прежде всего, конечно, полет Птахи во сне ли, наяву?). ритмически фильм неровен, в нем есть монтажные ошибки, вредящие нарративу и делающие его несколько вялым, рыхлым (скажем, укороченность или наоборот затянутость некоторых эпизодов). В любом случае сцены в больнице удались режиссеру гораздо лучше, чем флешбэки и по темпу, и по атмосфере, а беседы-монологи уставшего и злящегося Эла с постоянно молчащим Птахой – вообще чрезвычайно аффективны и задевают нервы и сердце зрителя почище многих душераздирающих мелодрам. Фильм Паркера, как все его лучшие ленты 80-90-х, - не просто о пассивной жажде свободы, но об активном стремлении к ней, о косности не только социальных институтов и нормативных границ, но и о желании преодолеть притяжение самой материи, а тоске по чисто духовной, равноангельской жизни (потому Птаха совершенно индифферентен в половом отношении). «Птаха» - о трагической участи духа в мире материальных законов, о его неизбежном самозамыкании, о сложности для тела и души коммуницировать друг с другом – так они непохожи (неудивительно, что Эл достучится до Птахи лишь тогда, когда пульсация его личной боли срезонирует с духовной тоской Птахи). При всем этом финал говорит нам, что перед нами – не окончательная в своей трагичности история, что общение несоизмеримых сущностей возможно, как реален и их общий полет-побег за пределы бесчеловечных законов, границ и самого тяготения земли.

Кинопоиск
Кинопоиск20 августа 2009 в 05:12
Друзья, не разлей вода.

После просмотра фильма Алана Паркера 'Птаха' я находился не то что под глубоким впечатлением, а в настоящем шоке от увиденного. Это же надо так точно описать крепкую дружбу двух разных парней и в придачу, всего за несколько отведённых минут, показать весь ужас войны. В то время как другие режиссёры посвящают войне целый фильм, Паркер будто просто пробегает мимо и делает это с высоким уровнем профессионализма. Как вы уже поняли фильм рассказывает о двух совершено разных парнях. Эл - звезда школы и своего двора, способный подцепить любую девчонку. Птаха - страноватый парень, который одержим птицами и мечтами о полётах по бескрайнему небу. Отсюда и прозвище Птаха. Между прочим настоящего имени этого парня так и не называется. Казалось бы как могут подружится такие непохожие ребята, тем неменее это происходит. Птаха становится более открытым, не таким замкнутым в себе, а Эл начинает понимать истинную ценность настоящей крепкой дружбы, которой казалось ничто не будет помехой. Но увы, война во Вьетнаме меняет судьбы двух ребят. У Эла серьёзно пострадало лицо и он боится открыть бинты и обнаружить там другого человека. А Птаха... Птаха окончательно сошёл с ума. Он отгородился от мира, оставаясь в своём маленьком мирке, то бишь в палате и мечтательно глядит в окно, закрытое решёткой. Ну а Элу только и остаётся что пытаться заставить своего друга придти в себя, попутно вспоминая все самые счастливые моменты дружбы с Птахой. А Алан Паркер тем временем показывает всю бесмысленность войны. Один эпизод в спортзале чего стоит. Когда искалеченные войной люди пытаются привыкнуть к своему страшному положению, а на стене висит плакат: 'Добро пожаловать домой солдат. США гордится тобой.' Гениальный эпизод. Николас Кейдж по моему скромному мнению исполнил одну из лучших своих ролей. Эл в его исполнении смотрится крайне убедительно. Особенно в конце когда он прижал Птаху к себе и со слезами на глазах говорил что не бросит его. Мэтью Модайн. Если честно не знаю этого актёра, но в роли Птахи он был чертовски хорош. Это прямо не игра, а настоящее проживание своим персонажем. Все его мечты, вся та боль что причинила ему война, всё это отыграно очень реалистично. Отличный фильм из богатой фильмографии Алана Паркера. Кино о настоящей дружбе и о бесмысленности войны. Ведь война, она не только калечит тела людей, а так же их души и разум. Не смотря на недоработанную концовку, фильм смело можно и даже нужно называть шедевром. 9 из 10

PALPATINE
PALPATINE12 марта 2018 в 21:23
Дружба

Иногда судьба ставит перед человеком испытание, которое способно не только надломить его внутренний мир, но и сформировать характер, отринув все лишнее и оставив исключительно то, что необходимо. Не испытывая никаких иллюзий по поводу военной службы, Уильям Уортон вовсе не собирался отправляться на передовую, однако руководство посчитало, что призывнику не место в инженерном корпусе и отправило его в пехоту. Получив жуткую физическую травму в ожесточенных боях Второй Мировой, Уортон описал произошедшие с ним события весьма ярко и без лишних прикрас: 'Хотя для меня война была короткой, однако она оставила по себе душераздирающую травму. Я был напуган, несчастен. Я потерял веру в человечество'. Однако в отличии от большинства своих сослуживцев, Уильям Уортон все-таки сумел вернуться домой и закончил обучение на искусствоведа, попутно получив диплом психолога, укрепленный глубокими личностными переживаниями и свидетельствами настоящего горя, познанного посредством тесного знакомства с болью, которую никогда не познать из учебников. Продолжая свою работу в качестве преподавателя, Уортон тем не менее не забывал о том кошмарном времени, когда ему довелось познать все горести настоящей войны и в конце концов решил написать свой дебютный художественный роман, описывающий чувства и переживания такими, какими они могут родиться лишь после глубокого внутреннего потрясения. 'Птаха', или же 'Пташка' появилась на свет в 1978 году и буквально взорвала читательскую среду своими откровениями, способными растопить даже ледяное сердце отъявленного циника. Душевный, несколько экзистенциальный и пропитанный глубоким психологизмом роман в скором времени добился статуса бестселлера, после чего он попал в поле зрения режиссера Алана Паркера, уже добившегося признания вместе с такими картинами, как 'Полуночный экспресс' и 'Стена'. Нешуточно заинтересовавшись буйством эмоциональных красок автора, Паркер переживал за то, сможет ли перенести на экран действие, большая часть которого разворачивается лишь в голове одного из героев. И тем не менее после ряда консультаций и существенных правок активно прорабатывающегося сценария, постановщик все-таки согласился взяться за съемки и выдал одну из самых запоминающихся драм, которая получила приз кинофестиваля в Каннах и заставила американское сообщество со стыдом отвести взгляд от экрана, демонстрирующего вещи, вызывающие далеко не самые приятные, но животрепещущие вещи. Итак, сюжет фильма знакомит нас с Элом Колумбато (Николас Кейдж), веселым и жизнерадостным парнем, который не прочь поухаживать за симпатичными девчонками в своей неизменно нагловатой манере и заодно поиграть за домами в излюбленный бейсбол, доставляющий неизменное удовольствие от демонстрации собственных физических возможностей. Но при том, что Эл считается весьма недурственным и компанейским парнем, настоящих кровных друзей у него почему-то не наблюдается, да и отношения с прекрасным полом складываются несерьезным, ветреным образом. Испытывая чувство скрытой неловкости, герой никогда в открытую не говорил о своих истинных чувствах и переживаниях, однако в один необыкновенный день он неожиданно повстречал человека, который стал для него наилучшим другом и опорой, на которую можно положится абсолютно во всем. Откровенно странный и отчасти нелюдимый Птаха (Мэттью Модайн) с самого детства грезил полетами в небесах, поражаясь умениям птиц покидать землю и чувствовать абсолютную свободу. Понимая пернатых гораздо лучше, чем людей, Птаха тем не менее и сам стал меняться после неожиданного знакомства с Элом, стал заглядываться на девочек и не боялся вступать в разговоры со сверстниками, ранее не обращающими на него особого внимания. И все было бы просто замечательно в этом необычайном общении двух совершенно не похожих друг на друга парней, как вдруг им пришлось столкнуться с испытанием, ломающим ни много, ни мало, а целую душу. Получив от врачей призывной комиссии добро на отправку во Вьетнам, Эл и Птаха не смогли отвертеться от неизбежного и отправились в далекий край, чтобы вершить волю власть имущих, не боящихся делать из призывников расходный материал. Кровь, агония, взрывы, сожженные напалмом долины, оставили в сознании товарищей неизгладимые впечатления. Но если Эл сумел сохранить в себе последние остатки жизнерадостности, затаенные под изуродованной внешностью, то Птаха окончательно разорвал связи с реальностью, уйдя в мир фантазий, откуда его не могут вытащить даже самые именитые врачи. Узнав об этом, обескураженный Эл навещает тяжело больного товарища, дабы пробудить в нем зачатки здравого сознания и параллельно с этим вспоминает о давних мирных днях, когда война казалась чем-то далеким, а настоящая мужская дружба казалась едва ли не самым большим счастьем, которое только можно себе представить. Когда Уильям Уортон представлял свой роман на суд общественности, он предельно ясно пояснил, что в «Птахе» отображены неподдельные ужасы Второй Мировой, но это вовсе не означает, что тяжелая душевная драма, произошедшая в жизни заглавных героев, не могла бы случится в результате какого-то иного военного конфликта, раздирающего нашу планету на части. Этим заявлением в полной мере воспользовался Алан Паркер, коренной британец, посматривающий со стороны за разрушительной вьетнамской кампанией Америки. Проникая в художественную суть романа Уортона, Паркер посчитал, что для куда большей претенциозности экранизацию необходимо связать с куда более актуальными общественными проблемами, от чего Эл и Птаха отправились напрямик во Вьетнам, однако действие вовсе не собиралось концентрироваться на причинах и следствиях войны. Паркеру просто была необходима встряска, оставившая в душах героев неизгладимый след, после чего он сконцентрировал абсолютно все внимание на характерах, показывая их как в сумбурном настоящем, так и безмятежном прошлом. Но небольшой, зато едкий укол, отпущенный в сторону американского национального достояния, не самым лучшим образом сказался на прокатных показателях «Птахи» в США, что не могло не расстроить Паркера, справедливо рассчитывающего на всеобщее признание. И тем не менее лента произвела резонанс и впоследствии получила самое широкое распространение не в последнюю очередь благодаря гениальной игре Николаса Кейджа и Мэттью Модайна. Воплотив на экране образ разбитного Эла, Кейдж в действительности отдал всего себя постановке, совершив самый настоящий творческий подвиг. Начиная наше знакомство с Элом вместе с улыбками, шутками и колкими фразами, с течением хронометража актер преображается, ломает своего героя и показывает его с несвойственной трагичной стороны, в которую веришь без лишних слов. Эл никогда не забудет войну, каждый раз посматривая на свое изуродованное лицо в зеркало, однако он обязан найти в себе силы и хотя бы попытаться вернуть единственного настоящего друга в сознание, иначе в том, что он пережил неминуемую смерть, попросту нет никакого смысла. Также стоит отметить не менее пронзительную партию Мэттью Модайна, талантливого и чувственного исполнителя, отчасти недооцененного в современном изменчивом кинематографе. Его Птаха вызывает непростые чувства. Он предельно странный, но при это его вполне можно понять и даже принять благодаря неимоверным стараниям поразительно увлеченного своей ролью актера. 10 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск27 октября 2012 в 18:29
It's not easy banging your heart against some mad buggers wall

От пронизывающих картин Алана Паркера меня неизменно бросает в дрожь. 'Птаха' - завершающая часть филигранного триптиха наряду с 'Полуночным экспрессом' и 'Стеной'. Каждая из этих лент великолепна и в отрыве от других, но при слиянии трёх частей возникает захватывающая дух синергичная панорама, невероятная в своей широте и глубине. Как и две другие картины триптиха, лейтмотив 'Птахи' - конфликт личности с противопоставленным ей внешним миром. Излюбленные Паркером отчуждение, одиночество и изоляция, раскрытые в 'Стене' и 'Экспрессе' изнутри, здесь представлены большей частью со стороны тех, кому приходится биться сердцем в стену свихнувшегося бедолаги. Повествование делится на две линии: прошлое, преимущественно безоблачное, в котором выстраивается дружба главных героев - двух молодых парней - со всеми вытекающими последствиями, и менее радостное настоящее, где действие разворачивается в стенах психиатрической лечебницы. Наличие первой линии заметно разряжает общую напряжённость гнетущей атмосферы картины. Точно сказать, какую идею выносить в качестве заглавной, довольно сложно. Как и весь триптих, картина переливается множеством оттенков. Одна из, бесспорно, основных тем - дружба как частный случай любви, и мысль о том, что непробиваемые стены падают под её напором. Огромную роль играет полёт как символ мечты и свободы. Между делом Паркер затрагивает тему войны, ненавязчиво, уложившись в крошечную часть метража, за которую он успевает придать картине кровавый антивоенный тон. Буквально в нескольких кадрах и монологе героя Николаса Кейджа рождается видение войны как трагедии беспомощности личности: пешки, которые бросают из одного конца шахматного поля в другой, не желают умирать. Хвалить, кстати, буду не только Паркера. Действительно постарались центральные актёры, чего я никак не ожидала от господина Кейджа, со временем растерявшего свой потенциал, но в этой ленте очень убедительного. Отточена игра ранее неизвестного мне Мэтью Модайна. О композиторской работе вообще можно умолчать: имя Питера Гэбриэла, в общем-то, говорит за себя. Отдельное спасибо за непредсказуемый жизнеутверждающий финал. В итоге - восхитительная неоднозначная психологическая драма, сложная и метафоричная, открывающая большие просторы для самоанализа и умных разглагольствований.

evgenia_dolinenko
evgenia_dolinenko5 апреля 2009 в 00:19

К просмотру этого фильма я пришла через любовь к «Жизни Дэвида Гейла» Алана Паркера. Я надеялась получить от «Птахи» подобное впечатление. Могу сказать, что я получила его. То, что Алан Паркер не может снять плохое кино, я убедилась еще раз. Далее у меня по списку просмотров все остальные его фильмы. Фильм интереснейший от начала до конца. Бывают фильмы, когда считаешь, сколько минут осталось смотреть, мучаясь от скуки. Здесь все наоборот. Мне было жалко приближаться к концу фильма, смотреть который было сплошное удовольствие. Удовольствие с художественной, профессиональной точки зрения, а по сути, фильм, конечно тяжелый. Близкая дружба двух парней показана очень трогательно и правдиво, так что невольно память уносит в детство, школу и т.д. и вспоминаешь свои проделки и очередные предприятия с друзьями. Яркие воспоминания юности, которые связывают этих парней, преподносятся настолько смешно, что местами кажется, что это вообще просто убойная комедия. Сочетание настоящего времени и воспоминаний не напрягают мозг, и не отвлекают, как это бывает иногда с такими задумками, а точно наоборот, идеально сочетаются, приковывая зрителя к экрану. Сержант Ал помогает другу «Птахе» вернуться к человеческой жизни из «птичьей», которую тот ведет с тех, пор как побывал на войне. Неадекватный врач-психиатр (майор!- он настаивает на этом больше, чем на гордом звании - врач), которого нельзя подпускать не только к больным людям, но и к здоровым - олицетворяет собой бюрократическую систему, бездушную и черствую. В ней нет места частным случаям, и нормального человека могут признать сумасшедшим (как Ала, приехавшего помогать другу). Он бы и рад рассказать о том, что друг стал «птицей» не просто потому, что сошел с ума на войне. Друг был этим одержим еще в юности. Но такая откровенность о прошлом могла бы поставить крест на освобождении из психбольницы «Птахи» навсегда, далее шокотерапия и т.д. Чего Ал не мог допустить. Хотя «Птахе», кажется, стало все равно. Нам показывают несколько моментов, когда кажется, что любовь к птицам для «Птахи» важнее, чем любовь к людям. Трудно это понять. Когда «Птаха» попрощался с лучшим своим другом Алом, уходящим на войну, В это время у «Птахи» птица разбивается о стекло. Он плачет, но,очевидно, не от расставания с другом, а из-за смерти любимой птицы. И в этот момент в который раз подозреваешь, что «Птаха» сходит с ума. Второй раз эта мысль только подтверждается, когда показывают «Птаху» на войне. В бомбежке погибает множество солдат, и от взрыва бомбы погибает большая стая птиц. «Птаха» плакал, но, плакал опять из-за птиц. А на экране в это время нам показывают изувеченные тела солдат. Но досмотрев до конца фильм, понимаешь, что все нам показывалось не просто так. Ведь всегда проще поверить, что человек сумасшедший. И мы сами в этом убеждаемся в конце. Концовка меня поразила почти также, как и у «Жизни Девида Гейла». Я думала, что будет трагично, и настроилась на то, какой может быть конец у фильма, но мои предположения поменялись два раза за последние 10 минут и все равно не совпали с реальной концовкой. Поэтому фильм и великолепен. 9 из 10

SumarokovNC-17
SumarokovNC-1716 июля 2012 в 09:17
Полет души

Он никогда не забудет запах крови, смешанный с порохом, зеленые густые джунгли Вьетконга, своих сослуживцев, еще совсем молодых ребят, отправленных во Вьетнам насильно. Но он пытается этот ужас забыть, как и его друг Эл, когда-то бывший таким веселым и непредсказуемым. Но Эл изменился, а он стал просто Птахой, мечтающей летать, но заточенной в четырех стенах психбольницы. Психологическая драма Алана Паркера 'Птаха', поставленная по роману Уильяма Уортона, рассказывает историю не только о поствьетнамском синдроме, но и о настоящей дружбе на примере Эла и Птахи. Напряженная режиссерская манера Алана Паркера позволяет очень тонко раскрыть характеры главных героев, великолепно сыгранных Мэтью Модайном(Птаха) и Николасом Кейджем(Эл). Мэтью Модайн феноменально сыграл Птаху, создав самый яркий образ в своей карьере, и зритель, благодаря прекрасной игре, получает возможность прочувствовать всю трагическую судьбу Птахи. Не менее великолепно сыграл и Николас Кейдж, который после успеха 'Девушки из долины' решил предстать в сильной драматической роли. Николас Кейдж восхитительно передал метаморфозу Эла, которого война тоже изменила. Не могу не отметить также потрясающую, полную символов работу оператора Майкла Серезина и мрачный саундтрек Питера Гэбриэла, проникающий вглубь души и олицетворяющий Птаху. Я рекомендую этот прекрасный фильм всем поклонникам качественного голливудского кино и, особенно, драм.'Птаха' - сильный и очень тяжелый фильм, который должен посмотреть каждый зритель. 10 из 10

DavidHayter
DavidHayter3 марта 2009 в 10:23
Рожденный ходить, летать не умеет… или умеет?

Режиссер Алан Паркер снял воистину необычный фильм. Я даже не представляю, с чем еще это его творение можно сравнить. У этой картины все полностью свое: своя оригинальная сюжетная история, своя уникальная атмосфера, ни с чем не сравнимая музыка, необычный и, на мой взгляд, совершенно странный финал. 'Птаха' – фильм прежде всего о настоящей мужской дружбе, которую не может сломить ни различность характеров, ни жестокая война и продолжительная разлука. И даже безумие не в силах эту дружбу разрушить. Финал всей истории, несмотря на некоторую оборванность, отчетливо показывает, на что готов пойти друг ради свободы и счастья другого. Еще из плюсов фильма отмечу шикарнейший дуэт двух молодых актеров - Николас Кейдж и Мэтью Модайн сыграли просто потрясающе! Им веришь без секунды сомнения, все предельно жизненно и без переигрываний или недоигрываний. Филигранная работа. Фактически остальные актеры лишь изредка подыгрывают этим двум молодым талантам. Честное слово, именно за такие роли нужно давать Оскара, и жалко, что фильм оказался так недооценен многими. Несмотря на то, что в фильме фактически только диалоги, он не скучен. Их интересно слушать и смотреть, куда поведет зрителя сюжет. Вообще, я не знаю, что еще можно сказать об этом фильме. Он теплый, душевный, трогательный… и немного странный. Фильм, который я даже не знаю, с чем сравнить. Посмотрите, и быть может, найдете аналог. 9 из 10

Real movie
Real movie15 августа 2013 в 03:12
Понять, простить…

Алан Паркер - великий режиссер, подумал я посмотрев 'Птаху'. Фильм стал третьим просмотренным мной у Паркера (после 'полуночного экспресса' и 'стены'). И нужно заметить, это трио имеет много общего. Герои фильмов должны преодолеть, сломать своеобразные стены, барьеры (как в прямом, так и в переносном смысле) чтобы вернуться к нормальной жизни. А сделать это ох как не легко. Перейдем непосредственно к фильму. Одним из главных сюрпризов, которые преподносит 'птаха' - является игра Николоса Кейджа. Пожалуй, эту роль можно назвать лучшей в его творчестве. Особенно, если обратить внимание на его нынешние работы. Кстати говоря, в который раз убеждаюсь, что даже несколько обделенный талантом актер, может показать сильную актерскую игру, при условии, что он находится под крылом умелого постановщика. И эти роли, нередко становятся лучшими в карьере того или иного актера. В качестве примеров можно привести игру Линды Хэмилтон в 'терминаторе 2' Кэмерона, или Малькольма МакДауэлла из 'заводного апельсина' Кубрика, и т.д. В общем Эл, в исполнении Кейджа, меня порадовал. Да и Птаха, которого сыграл Мэттью Модайн, смотрелся весьма убедительно. Удивительные вещи порой случаются. На свете ведь хватает людей, что называется ни от мира сего, или попросту не таких как все. Вот и Птаху можно причислить к их числу. Он грезит птицами, словно сам мечтает упорхать с этой грешной земли. И эти грезы порой доходят до фанатизма. Он просто не создан для обычной жизни, которую ведут остальные. Ему нужно было родиться птицей. Не менее удивительно, что такие люди могут найти себе верных друзей, казалось бы кардинально отличающихся от них. Вот и Эл, любимец девушек и просто хороший парень, становится таким другом для Птахи. И вроде ничто не связывает их судьбы между собой, но какие-то незримые нити, все же сближают их (в хорошем смысле слова). И, я считаю, что такие чудеса бывают на самом деле, хотя это может показаться невероятным. Эл, беспокоящийся о Птахе, волею судьбы, сам оказывается на его месте. Война повлияла на них обоих, и Эл уже не может найти себе места в этой жизни. А с Птахой дела и того хуже. Не буду говорить что случилось с ним, чтобы не спойлерить, так как сам не люблю, когда пересказывают сюжет. И быть может после этого, Эл стал лучше его понимать, не словами а делом доказывая свою дружбу, ради их общей (и скорее всего осознавая, что кроме Птахи, у него нет друзей, и обзавестись ими теперь очень не просто). На протяжении всей второй половины фильма, искренне сопереживаешь обоим, и ждешь, чем же все закончится. Алан Паркер, не разочаровал в третий раз и надеюсь не разочарует. Открыл для себя творчество режиссера случайно, решив посмотреть 'полуночный экспресс (сильно впечатливший), который был на слуху. Всем кто любит серьезное, жизненное кино, а также любителям поразмышлять, советую ознакомится с этим и другими фильмами Паркера. А 'птаха' заслуженно получает от меня 9 из 10

EminG
EminG3 февраля 2008 в 06:52
Дружба-это сильно.... .

Дружба штука сильная, особенно мужская. Мы мужики всегда придем друг другу на помощь. Каким бы не был наш друг, больным или дебилом. Но, только в том случае, если друзья настоящие. Фильм «Птаха» Алана Паркера, как раз о такой дружбе. О чистой, настоящей дружбе. Жизнь может сломать кого угодно, но если ты и с детства не шибко умен, то берегись всего…Наш герой Пташка с детства увлекался птицами, он любил их, оберегал, изучал. Вроде бы детская и подростковая забава, но как ах это и сломало ему жизнь, хотя, он мог прожить веселую и отличную. Сюжет очень интересен, но о нем я не буду рассказывать, это надо видеть! Война во Вьетнаме-это наверное самое мерзкое и отвратительно, что было в американской истории. Она показана во всей свое красе в фильме «Взвод», но сейчас не об этом. Пашка полностью рехнулся после войны, он думает что он птица, что он может летать как канарейка. Тяжелая судьба, но что поделаешь, такова Жизнь. Эл, который подружился с ним на улице, навестил его в больнице, и, знаете, тут он показал что такое дружба, Эл каждый день с ним сидел, пытался с ним поговорить, покормить, но все безутешно. Пташка-как птица в клетке, на душе ему тяжело, он все время смотрит в окно, хочет улететь…. Алан Паркер поставил перед собой сложную задачу, показаь взаимоотношения людей в труднейшей ситуации, когда один друг псих, а другой, глядя на него и стараясь ему помочь, тоже становится неуравновешенным. Эл уже к концу отчаивается помочь своему другу, но Пташка в конце наконецто начинает разговаривать…Оправдывая свое молчание фразой «А что мне ему говорить то». Трогательный фильм. Актеры меня удивили. Неожидал от Кэйджа такой игры. Влился в свою роль полностью. У него была двойная работа. Сыграть молодого, задорного парня, который иет приключений на свою задницу, и уставшего, отчаявшегося в жизни неудачника, который не начто более не способен. И со своей двойной работой Кэйдж справился на ура…Честно, , отличная работа. Про Пташку ничего не могу сказать, играет нормально, а тупого психа может каждый изобразить, нетяжела работа-сидеть и молчать. Операторы хорошо сработали, качественная картинка, хорошие ракурсы. С монтажом все отлично. По мере фильма, показываются отрывки из жизни Эла и Птахи, как они подружились, как Птаха купил первую канарейку… Фильм советую посмотреть всем, потому что это действительно стоящий фильм!

Tristo
Tristo18 ноября 2013 в 13:51
Дружить надо уметь!

Я вполне согласен с Большим прихом жюри, заработанным этим фильмом на Каннском кинофестивале, он это заслужил. Заслужил по нескольки моментам, что вполне естественно, ведь если фильм отличается только лишь, скажем, работой художника или мастерством компьютерной графики, то этого будет маловато для такого мастодонта вречения наград, как Канны. Первым я отмечаю режиссуру. Легендарный Алан Паркер, несколько раз уже номинировался на премию на этом кинофестивале, знаком зрителю по лентам 'Полуночный экспресс' (1978-й год), 'Сердце Ангела' (1987) и 'Жизнь Дэвида Гейла' (2003). Это были шокирующие, непохожие друг на друга работы, Алан Паркер умел достучаться до самых глубоких чувств зрителя, завораживая их, пугая, делая нечто фантастическое натуральным. Вот и при работе с 'Птахой' он проделал невообразимую работу, когда из поджанра 'клинических рассказов' он сотворил психологическую драму личностей, такую надрывную, что аж страшно заглядывать вглубь характеров персонажей, но они обладают крайне человеческими чертами, которые обнажаются в стрессовых ситуациях. Одна из многих мыслей, которая может проскочить при посмотре: 'Никому такого не пожелаешь!'. Конечно же понятно, что Алан Паркер не добился бы такого эффекта, если бы не актёрская игра. Сыграли две главных роли молодые актёры Мэттью Модайн (25 лет был на момент выпуска ленты) и Николас Кэйдж (20 лет). Оба парня ещё только шли по карьерной лестнице, добиваясь успеха и славы, и их образы, манера игры дали все поводы для ожидания, что растут будущие 'звёзды'. Уже смотря на 'Птаху' из начала 21-го века, то можно утверждать, что у одного карьера, можно сказать, удалась, а у второго произошёл спад, от которого он так и не отошёл, работая больше на телевидении. Но какие же разные у них были персонажи, какими разными характеристиками они были наделены, но как они подходили друг друга, какая была чистая и искренняя дружба, несмотря на эксцентричность одного и приземлённость другого! Особых упоминаний стоит операторская работа. Майкл Сересин, на мой взгляд, проделал свою лучшую работу. Играя с пыльными красками, сведя их палитру до минимума, он, вне всяких сомнений, добился наибольшего реализма. Как по мне - так это прообраз работы 'дрожащей' камерой, которую так любит Майкл Манн. Майкл Сересин безупречно создаёт антураж среднего класса американцев перед войной во Вьетнаме, пугает несколькими короткими сценами из реконструкции боёв в азиатской стране, создаёт атмосферу последней надежды в госпитале. В горле стоял ком, когда в финале герой Модайна кричит своему другу: 'Чего ты стоишь?', а герой Кэйджа уже мысленно попрощался с ним, решив, что тот разбился, всегда желая летать как птичка. Сегодня этот фильм могут посмотреть лишь те, кто ещё называет себя фаном Николаса Кэйджа или те, кто пристрастились к драматической киноклассике, которую выпускал Алан Паркер, но поверьте мне, не только из-за этого надо смотреть такое кино! 8 из 10

Евгений Прохоров
Евгений Прохоров9 июля 2013 в 04:10
Лучшая роль Николаса Кейджа

С этим фильмом меня связывают особые воспоминания. Начнем с того, что посмотрев его по центральному каналу глубокой ночью еще мальчишкой, я был настолько поражен, что начал искать этот фильм, чтоб посмотреть еще раз. Только спустя несколько лет я заказал себе видеокассету и Санкт-Петербурга и наконец посмотрел этот фильм снова. Удивительно, но он произвел на меня те же впечатления и даже больше. Я вновь с удовольствием пережил события фильма вместе с его героями. Так началось мое знакомство с фильмами режиссера Алана Паркера. Потом были и другие его фильмы, но это так и остался самым самым. Сравнивая современные блокбастеры с этим фильмом, понимаешь, насколько тщательно подходили работники киноискусства к своему ремеслу. Продумывали каждую мелочь, добивались от актеров убедительной игры, прописывали сценарий так, что фильм не давал зрителю отрываться от экрана ни на секунду. Теперь это роскошь. Теперь главное, чтоб фильм 'поднял' кассу. Лишь немногие мэтры могут позволить себе снимать то, что им хочется без указки продюсеров и глав студий. Но вернемся к одному из моих любимых фильмов. Фильм авторский и это видно сразу. В этом я убедился посмотрев другие фильмы этого режиссера. Не буду пересказывать содержания, отмечу лишь, что есть две сюжетные линии, которые ведут нас к финалу. На пути будет и драма и приключения и юмор и настоящая дружба. Не могу не отметить, что эстетика фильма реалистична подобно фильмам братьев Коэнов. Натурализм картины заставляет верить в происходящее. И это не противоречит выдуманному сюжету, а лишь делает его крепче. Я до сих пор убежден, что это лучшая роль Кейджа. Здесь он не отважный герой и не романтик, а простой парень, вернувшийся с войны, пытающийся вернуть друга. А друг (Мэттью Модайн) - это особый персонаж. Это персонаж проходит главным стержнем сквозь весь фильм. На этот стержень нанизаны различные вехи человеческой жизни: семья, дружба, преданность, война... Отдельно хочу отметить музыку и операторскую работу. Музыка настолько гармонично вплетена в повествование, что ты просто не задумываешься о ней. Пролет камеры над домами и улицами в купе с соответствующей музыкой до сих пор один из самых впечатлительных моментов в кинематографе для меня. Итог: тем, кто хочет отдохнуть от мейнстрима и - смотреть обязательно. 10 из 10

vladimir_rusanov
vladimir_rusanov30 августа 2012 в 04:25

фильм вызвал у меня противоречивые мысли. С одной стороны, действительно, глубокий, передающий всю болезненность героев, их чувства, ощущения.. и в тот же момент, какую то неудовлетворенность - слишком многого я хотел от диалогов, картинки, описания «альтернативы в альтернативе», и даже музыке.. (по ранее озвученным рецензиям) Фильм сильный по ощущениям, но, опять же, ранее отмеченную тяжесть я не заметил – наоборот, с какой-то легкостью было выстроено отношение героев в начале, что позволило далее, почувствовать особенность этих отношений. Здесь же отмечу и упор на личный характер отношений, где уже каждый для себя индивидуально раскроет свое ощущение.. В фильме использованы классные приемы переноса внимания, концентрации, создания моментов напряженности. Под конец, в финале, отмечу не долгожданный монолог Кейджа, а то, как режиссер мастерски нас «возвращает к жизни»! Фильм классный. Спасибо.

tInA_hEaRtLeSs
tInA_hEaRtLeSs3 мая 2008 в 23:25
Птицы, птицы, птицы…

Показано спокойное, мирное время со своими радостями и заботами, и послевоенное, разбитое, после того как люди теряют рассудок. Это и произошло с одним из парней. Птаха. Он одержим птицами, полетами и всем, что с ними связано. Даже не разговаривает с лучшим другом. Но тот верит в него и пытается сделать все, что может. Жизнь двух друзей, совсем не простая. Сюжет, история дружбы человека, тронувшегося рассудком, и обычного человека, которого зовут Эл. Он пытается всеми силами снова вдохнуть жизнь в друга, ведь Птаха действительно много для него значит. “Я даже на войне так не боялся, как сейчас! Поговори со мной!” Ему это дается очень сложно, но кому, если не ему? Вот так надо держаться за друзей, если они чего-то для тебя значат. А не бросать все на ветер при малейших разногласиях, думая, что ты самый умный и тебя никто не понимает. Искать точки прикосновения – вот что важно. Один человек не твой друг, другой тоже, и третий, и четвертый… Но потом от тебя отвернутся все и останешься один. А одиночество… “Единственное, чего не может пережить человек, так это одиночество” – сказал кто-то из умных людей. Весь кошмар войны не показывается, разве что несколько моментов. А в основном только то, что было до и после. Воспоминания и настоящее, совсем не беззаботное… Голубиные костюмы это нечто. Так нелепо, но с другой стороны забавно. Сразу, в начале фильма, в этих костюмах друзья лезут на крышу, и происходит шокирующий момент, показанный три раза. “Я полечу” – сказал парень и прыгнул на кучу песка. “Мягкие”, а не резкие кадры этой сцены делают момент страшноватым. А финальный монолог Эла, переходящий в диалог и побег с полетом мне запомнятся надолго. Актеры Мэтью Модайн и Николас Кейдж прямо вжились в свои роли, передали все эмоции так, как будто это случается в реальной жизни, а не на съемочной площадке. Очень реалистичный фильм, сильный, серьезный и умный. Отличное кино, только недооцененное. Фильм достоин большего.

Papagun
Papagun15 ноября 2007 в 02:49
'То, что она летает - уже достаточно!'

Многие спорят о существовании женской дружбы, доказывая то одно, то другое. Однако, с полной уверенностью можно сказать, что мужская дружба - не миф. Именно эта дружба, способная пройти огонь и воду, годы и десятилетия, - тема фильма 'Птаха'. Особенность этого отношения заключается в доверии, привязанности, сопереживании, поддержки и понимании. Все эти важные характеристики раскроются при просмотре этой доброй истории дружбы между двух различных, по-характеру, героев. Один - замкнут в себе и одержим любовью к птицам. Другой - полная его противоположность: любит публичную жизнь и общепринятые ценности. Хотя у них нет общих интересов, они всячески подстраиваются друг под друга, принимая для себя чужие идеи для поддержания дружбы. Тем самым, они способны передать свои чувства и раскрыть себя. Когда жизнь безжалостно раскидывает их в разные стороны, они не теряют лица. Герои этого фильма могут потерять физический облик, но они никогда не потеряют человеческое лицо и верную дружбу. Это кино послужит отличным примером тому, как преданность в силах бороться с различными недугами. Актёры, сыгравшие в этом прекрасной картине, отдались по-полной. Благодаря чему, зритель будет верить им с начала и до конца. Музыка, интересная операторская работа и выбранные планы запомнятся зрителю на долгое время. Сцены переживания 'Птахи' в закрытой комнате и 'финальный полёт' - так же оставят воспоминания. Этот фильм стоит смотреть всем, кому не безразлично такое слово как 'дружба'! 9 из 10

Zoso
Zoso8 июня 2006 в 19:39

Действительно, этот фильм заставляет задуматься обо всём на свете! Фильм очень тяжёлый, и не отпускает зрителя ни на секунду. Я считаю, что самым главным в фильме является тема крепкой дружбы, которую ничего не способно разрушить. Фильм так же показывает бессмысленность войны и объясняет зрителю, что всегда существует некая надежда! Алан Паркер берёт основные темы из жанра 'драма' и сворачивает их в бараний рог, и из всего этого получается некий винегрет из поджанров. В общем, это очень альтернативный фильм, другого такого я не видел! Следует так же похвалить Питера Габриэля (но, всё же, его лучший саундтрэк это 'Последнее Искушение Христа' – здесь он всех переплюнул)! Это действительно лучший фильм Паркера, если подумать. Сначала мне этот фильм не очень понравился, но затем я его пересмотрел пару раз и понял, что это не просто отличный фильм, а даже лучше! Сегодня он входит в десятку моих самых любимых фильмов! Мэтью Модин и Николас Кейдж играют блистательно, они вместе украли фильм на себя! Пересмотрев этот фильм я очередной раз убедился в том, что он гениален и другого слова тут не подберёшь! Хотя в фильме есть несколько недостатков: 1. Многим он может показаться излишне тяжелым (но в этом то и есть вся его прелесть, к тому же в нём есть ещё и много позитивных моментов; 2. Чувствуется некая незавершенность, можно было бы смело добавить в фильм ещё 30 минут времени с более подробным рассказом о войне и др. 3. Я заметил много маленьких киноляпов (к примеру, когда они в конце из полати выбегали у Кейджа повязка на лице практически отклеилась, а через секунду она целёхонькая). В общем в фильме больше преимуществ нежели недостатков! Кто его ещё не видел, я советую достать его где угодно и посмотреть, его действительно НУЖНО видеть!

Кинопоиск
Кинопоиск28 июля 2009 в 16:22
Обожжённые крылья.

История дружбы двух парней: Птаха и Эл. Эл весёлый, общительный, способный подцепить любую красотку. Крутой парень в своём дворе. Птаха очень странный и замкнутый человек, не от мира всего. Его не интересуют простые подростковые радости. Он вечно витает в облаках, грезит птицами, мечтает летать, так же как и они. Непонятно что у них общего, но парни постепенно становятся лучшими друзьями. Эл старается помочь своему другу адаптироваться к миру вокруг. К примеру, учит его общаться с девушками. А сам Птаха постепенно становится более общительным и раскрепощённым, хоть и продолжает грезить о небе и о полётах. Вскоре история приобретает трагичный оборот. Обоих отправляют во Вьетнам. Пройдя тот ад ребята навсегда меняются. Эл в мгновение повзрослел. Его лицо замотанно бинтами, и теперь он боится снять повязки, и не узнать человека в зеркале. Конец радостной молодости, беззаботным дням. А Птаха, он стал тем, кого больше всего любил. Птицей. Вот только не тем, вольным голубем, летающим куда захочет, а пташкой в клетке. Птицей с обожженными крыльями. Его закрывают в психбольнице. И теперь Эл просто обязан вернуть Птаху на землю. Сломать его стену. Если ему это не удастся, его искалеченная жизнь потеряет всякий смысл. Алан Паркер рассматривает трагедию человеческой души, отгородившейся от мира. Данную тему он уже поднимал в гениальной картине 'Стена'. Но там мы наблюдали за событиями изнутри, глазами героя. А в картине 'Птаха' со стороны, уже не видя, что творится внутри персонажа. Можно сказать, что данные картины дополняют друг друга, особенно это касается концовки. Финалы 'Стены' и 'Птахи' как две половинки единого целого, по отдельности слегка непонятны, но вместе проясняются и становятся очевидны. Но что-то я забежал вперёд и развёл полемику. В 'Стене' было сказано практически всё об отчуждении от мира, но Паркер ни в коем случае не повторяется. Режиссёр рассматривает проблему уже с другого ракурса. На первое место выходит Эл. И мы видим все страдания, которые он переносит из-за свихнувшегося друга. Раньше Эл считал полёты Птахи, чем-то ненормальным, заскоком. Теперь он понимает, что они, часть души Птахи. Вьетнамский напалм сжёг крылья птицы. Лишил птаху, возможности летать. И теперь наш герой лишь птичка в клетке. Без крыльев, без души. Сидящий за кроватью, без эмоций пялящийся в окно. Эл должен вернуть Птахе крылья. Борясь со стеной своего друга, он сам постепенно уходит в себя, ведь Птаха, единственное, что осталось для Элла. И либо они вместе выйдут из этого дурдома, либо оба останутся там. Параллельно, в картине затрагивается и тема войны во Вьетнаме. Многие режиссёры посвящают целые фильмы данной тематике, Паркеру хватило пары минут, дабы показать своё виденье этого ада. Именно ада, а не войны. Мы не видим врага, пулемётных очередей, вообще боевых действий. Лишь ужасные (другого слова не подберёшь) крики раненных бойцов, исковерканный ландшафт, охваченный пламенем, и куски тех, кому суждено навсегда остаться на поле боя. На чём Паркер концентрирует побольше времени, так это последствия войны. И не только состояние Птахи и Элла говорят об этом. Вспомните сцену в спортзале. Покалеченные солдаты. Покалеченные физически и морально. Не раз за фильм произносится фраза 'После войны он...' свихнулся, тронулся. Один из пациентов по имени Нед, после Вьетнама псих, размазывающий дерьмо по стенам клиники. Паркер показывает войну, которая в первую очередь калечит душу, затем рассудок, и только потом тело людей. Эти две пересекающиеся смысловые линии, вкупе с мистической атмосферой (радостные моменты детства, сменяются мрачными тонами клиники), гениальной режиссурой и блестящей игрой актёров (от вечно пафосного Кейджа, такой мощной эмоциональной роли я не ожидал), образуют действительно мощную драму. Трагедия одной личности, и целого поколения вышедших из Вьетнама. Без слёзовыжимательных приёмов, картина трогает тебя до глубины души. Это действительно шедевр. А далее и говорить не стоит.