Штурмовой батальон 1917: отзывы и рeцензии

Андрей Николаевич
Андрей Николаевич5 сентября 2018 в 13:09
Историческая реконструкция войны.

«Любой кто видел глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начинать новую войну.» Отто фон Бисмарк В 1934 году в своём предисловии к книге «История мировой войны» британский историк Бэзил Лиддел Гарт размышляет об изменении отношения к войне с течением времени. «Теперь, когда прошло уже двадцать лет с момента начала войны, выросло поколение, у которого нет никакой личной памяти о ней. Война стала историей.» Именно ощущение уважительной исторической реконструкции при просмотре вызывает фильм «Stosstrupp 1917», поставленный в 1934 году. Спустя двадцать лет после начала мировой войны. Пока ещё единственной. ( Национал-социалисты только год как у власти и ещё не успели развязать новую мировую войну, им нужно ещё пять лет.) Фильм «Stosstrupp 1917» согласно интернетовским источникам существует в двух версиях: полной и отредактированной (убраны полчаса пропагандистских пронацистских эпизодов). В данной рецензии речь идёт о редактированной версии. Почти все интернетовские любители-историки отмечают детальную точность воссоздания военного быта и боевых действий в этом фильме, называя «Stosstrupp 1917» одним из лучших фильмов о Первой Мировой войне. В создании фильма, очевидно, принимали участие ветераны боевых действий, что и придало «Штурмовому батальону 1917» такую правдивость в действиях героев и точность в изображении деталей. Вплоть до того, что по заверениям тех же интернетовских историков-любителей кадры из этого постановочного фильма используют в некоторых документальных фильмах как хроникальные. И, действительно, у тех кто видел фотографии времён Первой Мировой войны может возникнуть ощущение «эффекта оживших фотографий». «Stosstrupp 1917» не содержит тех антивоенных интонаций, которые проявились с особенной силой в военном кинематографе во второй половине прошлого столетия (после Второй Мировой войны). Но и своей отредактированной версии не воспевает войну и не превращает её в «приключенческую стрелялку», что стало всё-таки основным направлением военного кино. Основная тема фильма – очень добрая человечная интонация к солдату. В данном случае к германскому. И судя по этому фильму солдат – это «труженик войны», «рабочий войны». Для которого смертельный бой подчас желаннее долгого ожидания в губительных траншеях, где вши, грязная вода, болезни, шальные пули, осколочные снаряды и мысли, мысли, мысли… Тягостное и бессмысленное ожидание конца всему этому… Финал фильма вполне символичен. В светлый праздник Рождества Христова, праздник рождения жизни умирает солдат. Добрый европейский семейный праздник, прославляющий жизнь в пространстве войны, где властвует смерть, буднично и ежедневно собирая свой кровавый урожай. Моё мнение – хорошо. 7 из 10