Посмотрел это фильм совершенно случайно. Совсем недавно, в феврале 2025 года, в Париже, в возрасте 95 лет умерла Женевьев Паж. И вот, заинтересовавшись этим печальным событием, ради праздного любопытства, открыл её фильмографию. Сред прочих, увидел, что она снималась в фильме Луиса Бунюэля «Дневная красавица». Да ещё с Катрин Денёв, в главной роли. Да еще и рейтинг фильма за 7. И «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля 1967 года за лучший фильм, и номинация на премию BAFTA 1969 за лучшую женскую роль, у той же Катрин Денёв. Решил, во что бы то ни стало, посмотреть это фильм. Предвкушал наслаждение от эстетического зрелища и пир души. Однако, то, что я увидел, привело меня в замешательство. Сюжетный сумбур, абсолютно картонные персонажи, одинаковые от сцены к сцене, да еще актеры, выдающие весьма посредственную игру. Первая мысль была от том, что это такое я посмотрел? За что Золотые львы? Отчего такой большой рейтинг? Даже откопал в сети первоисточник - роман Жозефа Кесселя «Дневная красавица» и прочел его (там всего 80 страниц). И Боже мой!! Как оказалось, книга и фильм – два противоположных полюса. Небо и земля. Книжная Северин Серези – мечущаяся душа, находящаяся в смутном поиске природы своей сексуальности. Подвергшаяся в детском возрасте грубому домогательству пришедшего в дом водопроводчика, и даже почти забывшая про этот эпизод, Северин бессознательно ищет чего-то подобного, став взрослой. Её сны — это не тумаки возничих, не купание в коровьем навозе и не лежание в гробу во дворце свихнувшегося аристократа. Её грёзы – это повторяющиеся сны побега от брутального насильника по ночным улицам Парижа и глубокое разочарование от того, что этот самый насильник, топающий своими уродливыми башмаками по мостовой и тяжело дышащий в затылок, так и не может её настичь. Северин искренне любит своего мужа. Даже боготворит его. Но, увы, не испытывает с ним наслаждения во время близости. Такое бывает у многих семейных пар. Вот почему она решается пойти работать в дом свиданий мадам Анаис. Не от скуки вовсе. Она надеется, что вступая в близость с разными незнакомыми мужчинами, однажды дождется появления этакого водителя грузовика или кочегара, который сграбастает её своими мозолистыми руками, обдаст запахом пота и дешевых сигарет и овладеет ею грубо и решительно, а она, может быть испытает наконец то чувство, которое ждет многие годы. Вот это все в книге. Спрашивается, где это все в фильме? Планомерное развитие книжного повествования Бунюэль превратил в судорожное движение неизвестно куда. Персонажи совершенно не раскрыты. Северин в исполнении Катрин Денёв получилась никакая. Одинаковая и дома и в публичном доме кукла. Пьер Серези похож на слащавого сюсюкающего манекенщика. Марсель на порывистого инфантильного подростка. Ипполит на управдома. Хотя Ипполит в книге вызывал у Северин животный ужас и безумное влечение. А в фильме стопроцентный управдом, а не повидавший все на свете убийца и бандит. Единственная, кто на мой взгляд, сыграла хорошо, так это Женевьев Паж в роли мадам Анаис. Что хотел показать Бунюэль в своем фильме? Деградацию буржуазного общества 60-х годов ХХ века? Ну если поставить во главу угла, что катающаяся как сыр в масле и изнывающая от скуки дамочка из среднего класса поперлась в публичный дом поразвлечься, да увязла там, как птичкин коготок. То да. Буржуазное общество деградировало. Только разве это интересно? 2 из 10
Уровень провокационности в данной кинокартине знаменитого испанского режиссёра Луиса Бунюэля поднят до максимального предела, уже чуть ли не пробивая потолок морально-этической допустимости насквозь. Героиня ленты в исполнении потрясающей Катрин Денёв в поисках сексуального самоопределения заходит так далеко, что за всю оставшуюся жизнь будет весьма сложно вернуть прежнюю чистоту и внутреннюю целостность, если она вообще была, ведь что на уме, то рано или поздно на деле. Девушка устраивается на работу в современный элегантный бордель, чтобы раскрыть свою эротическую индивидуальность. Видите ли она не испытывает тёплых чувств в постели со своим добрым муженьком, что подтверждается её сосущестованием с ним на протяжении нескольких лет фактически в разных кроватях. И вскоре, войдя в мир похоти и разврата, удовлетворяя сексуальные предпочтения различных мужчин, 'дневная красавица' начинает расцветать на глазах, как бы находя ответы в эротическом многообразии, и меняет своё отношение к 'любимому' супругу, который и не нарадуется от того, что жёнушка стала такой раскрепощённой, горячей и ласковой. И что же может произойти дальше? Ведь девушка наконец-таки нашла себя, и сейчас можно просто покинуть похотливый вертеп, начав действительно новую жизнь. Но никаких последствий пусть и не столь продолжительного, но всё же имевшего место быть распутного времяпрепровождения для неё не будет? Этот и другие вопросы, возникшие в процессе повествования, к счастью для зрителя, находят ответы в заключительной фазе фильма. У мегаталантливого Луиса Бунюэля получилось детально воссоздать неоднозначный образ одной представительницы прекрасной половины человечества, про которую можно сказать 'в тихом омуте черти водятся'. По ходу действия сюжета сны или фантазии мазохистского характера 'дневной красавицы' всё более смешиваются с явью, образуя в финальной стадии ленты настоящий диссонанс, когда уже не понятно, что является правдой, а что вымыслом. А богатый уровень сексуальных преференций и откровенно извращенных причуд, представленных в фильме, прямо говорит о всеобщей повреждённости. Людям недостаточно обычных супружеских взаимоотношений. Им подавай всё и сразу. Больше партнёров - больше наслаждений. А любовь - это совсем другое дело. Любить можно платонически. Ведь так? Главная героиня придерживается именно таких взглядов, что фатально сказывается на её дальнейшей судьбе. Таким образом, данное кинематографическое произведение демонстрирует невероятно провокационную сюжетную канву, выставляющую наружу всю сексуальную неудовлетворённость отдельно взятого человека, который не знает себя, не понимает своих мотивов, доказывая несостоятельность своей личности. Помимо этого киноработа великолепным образом показывает насколько такое понятие, как 'брак', является условным, формальным и попросту липовым, если один (или зачастую даже оба) из его участников не осознаёт всю ценность и благоразумность развития совместного супружеского потенциала.
В наступающем году исполнится 110 лет со дня рождения Луиса Бунюэля, удивительного испанского режиссера, презирающего эти пресловутые юбилеи. Однако нам современным зрителям эта дата, как и следующий «Ночной показ» на этих выходных в «Художественном» дарит прекрасную возможность прикоснуться к не только к истории упрямого революционера-буржуа, но и самому его высочеству «сюрреализму». Собрания «сюрреалистов» когда-то проходили в народном кафе «Сирано», куда частенько захаживали потаскухи и жулики, и ужасно нравились Бунюэлю. Впервые в жизни он имел дело с выстроенной и прочной моралью, в которой не видел недостатков. Естественно, что эта агрессивная и прозорливая мораль сюрреалистов часто вступала в противоречие с обычной моралью, казавшейся Бунюэлю отвратительной. «Мы огульно отвергали все устоявшиеся ценности. Наша мораль опиралась на другие критерии, она воспевала страсти, мистификации, оскорбления, черный юмор!». Используя визуальную форму «сюрра» и драматургию своих собственных снов он, совместно с Сальвадором Дали, выдал «киноманифест» этого направления – «Андалузский пес». 17 минут - которые господин Карл Юнг назвал подростковым слабоумием, а товарищ Пазолини «неприкрытой» кинопоэзией… Остальные просто были в шоке. Говорят, что Чарли Чаплин видел десяток раз «Андалузского пса»у себя дома. В первый раз, когда начался фильм, все услышали сзади какой то грохот. Его мажордом китаец, исполнявший обязанности механика, внезапно упал в обморок. В кинотеатрах на премьерах несколько раз были зарегистрированы преждевременные роды… Но в целом, сюрреализм был прежде всего своеобразным импульсом, зовом, который услышали во всем мире все те, кто уже пользовался инстинктивной и иррациональной формой выражения. Причем люди эти не были знакомы друг с другом! Но все они бредили революцией и мечтали довести общество до крайней точки кипения, чтобы «выпарить» ставшее нормой бездействие. Бунюэль участвовал во всех их проектах и акциях, приобретая колоссальный опыт визионера-экспериментатора! Особенно остро и красиво Бунюэль это воплотил, на мой взгляд, в уже зрелых картинах: «Этот смутный объект внимания», «Скромное обаяние буржуазии», используя свой излюбленный прием синтеза сна, головоломки и приемов эстетского сюрреализма… А фильм «Дневная красавица» вообще изобилует, несмотря на кажущуюся простую форму, драгоценными находками стиля – ракурсами, планами, речевыми кульбитами и, отстраненной до провокации, Катрин Денев… 10 из 10
Казалось бы, всё просто и понятно в просмотренном фильме. Обычная история любящего добропорядочного мужа и неверной жены, склонной к мазохизму, но при этом совершенно неприступной в интимных отношениях с супругом. С такой трактовкой можно было бы согласиться, если не принимать во внимание, что Луис Бунюэль был ярчайшим представителем испанского сюрреализма и не просто дружил в молодости с Сальвадором Дали, но и снял совместно с ним 'Андалузского пса'. Реальность и эротические фантазии героини тесно переплелись в этом фильме. Границы намеренно размыты. Особо ретивые прокатчики выделяли разным шрифтом в субтитрах одни сцены от других. Не думаю, что такая идея понравилась бы автору, который намеренно предложил нам эту игру. Всё реально в этом иллюзорном мире. Мечты и тайные желания тоже. Катрин Денёв, играющая главную роль, подчёркнуто холодна на всём протяжении фильма. Даже в самых страстных сценах. Финал фильма также не даёт ответа, а лишь ещё больше запутывает. Смотреть эту картину великого мастера интересно с самого начала и до последней сцены. Оценивать шедевр бессмысленно, но следуя принятым здесь правилам 10 из 10
Аки Каурисмяки как-то назвал Бунюэля «одним из самых целомудренных режиссеров мира», имя в виду, что великий испанец никогда не показывает в кадре секс: прелюдии, фантазмы, сны определенного содержания да, но не сам половой акт. В этом кредо постановщика, мне представляется, выражает себя старая психоаналитическая максима о том, что все, что сопровождает и, скажем так, «обволакивает» секс, куда важнее его самого. Стоит ли отмечать, что возьмись кто-нибудь другой из современников Бунюэля за сюжет типа «Дневной красавицы», у него получилось бы пошло и вульгарно, но точно не так, как у мастера. Бунюэль создает удивительное киноразмышление о противодействии и взаимодополняемости реальности и фантазии, о том, что скрытые даже для самого их носителя желания требуют утоления порой в самых причудливых формах. Казалось бы, на дворе 1967 год, в кино дозволено уже очень многое, но почему же тогда Бунюэль идет по пути наибольшего сопротивления, пряча самое пикантное либо в подтекст, либо вообще вынося его за рамки кадра? История молодой, закрепощенной буржуазки Северины в намеренно «деревянном» вначале исполнении Катрин Денев (помню, как одна моя знакомая актриса была буквально возмущена ее существованием в кадре!), раскрывающейся как женщина общественно противоестественным образом, буквально расцветающая, преодолевая свою фригидность, эта история мало кого могла удивить в те уже сексуально раскрепощенные годы. Однако, удивительно, что и спустя значительное время, прошедшее после премьеры, фильм Бунюэля легко и с интересом смотрится, восхищая своим формальным изяществом и концептуальной двусмысленностью. О чем же все-таки «Дневная красавица»? О непреходящей даже после сексуальной революции лицемерии и фарисействе буржуа, всегда хотящего и в своих, и в чужих глазах выглядеть правильным, о его тайной жизни, которую он ото всех прячет. О желании даже в самом целомудренном и внешне невинном существе быть оскверненным и оплеванным, униженным и болезненной сладости такого уничижения. О том, что мы часто не знаем, куда девать наши инстинкты, проявляющие себя в снах, фантазиях, и порой даже в галлюцинациях. О том, что, пытаясь удовлетворить свои желания, человек часто попадает в трясину, из которой нет выхода (вспомним, как жестко обращается с Севериной содержательница публичного дома, когда та хочет уйти). «Дневная красавица» - это уже зрелый Бунюэль, создающий свои причудливые миры вместе с Жаном-Клодом Каррьером, стремящийся к эстетической аскезе (в частности отказавшись от музыки почти совсем). Данное кино, впрочем, как уже и «Дневник горничной», не содержит ничего лишнего, оно предельно лапидарно, стремясь зафиксировать мутацию окружающей нас реальности под воздействием наших желаний, снов и грез. После зрелых картин Бунюэля уже никто не может отличить фантазм от жизни: ситуация, приводящая к сексу, куда сложнее его самого. Люди – не животные, они отличаются от окружающего мира наличием воображаемого и символического измерений сознания, как говорил когда-то Жак Лакан. Проблема буржуазного мира, по Бунюэлю, в чрезвычайной ограниченности социально приемлемых способов удовлетворения человеческих желаний, в нормативной узости его существования, в неспособности мужчины и женщины открыто реализовать свою природу. С тех пор много лет прошло, но суть мира так и не изменилась: желания стали извращеннее, жажда полов раскрыть себя во взаимных отношениях еще мощнее, а засилье сексуальных знаков парадоксальным образом превратило жизнь наших современников в перманентную фрустрацию. Собственно это стали понимать уже Бертолуччи и Эсташ, снявшие в начале 1970-х свои эпохальные фильмы о неудовлетворенности после сексуальной революции. Бунюэль в этом отношении вроде бы мыслит куда оптимистичнее, в финале предлагая зрителю портрет семейной идиллии, пусть даже и воображаемой. Свободно обращаясь с экранизируемым им романом Кесселя, режиссер «Дневной красавицы» ставит перед собой и публикой ряд важных вопросов, решая только один: наша жизнь скудна и скучна без фантазии, наши желания делают ее сюрреалистичной и непонятной. Парадокс состоит в том, что странность нашего подсознания принимает в реальности обыденные формы, тайна инфицирована в жизнь, и никакой реалист или натуралист, никакой материалист никогда не сможет расколдовать тот причудливый мир наших скрытых стремлений, который искусство и особенно кино делают явным. В этом смысле сама Северина олицетворяет собой кино, обретая индивидуальность лишь трансгрессивным путем, преодолевая и перешагивая запреты.
Карета, запряженная двумя лошадьми, возницы в цилиндрах - нет, это не исторический фильм, а экскурс в жизнь французских буржуа 60-х годов. Молодые супруги, Северина и Пьер, уносятся повозкой-кабриолетом вглубь начинающего желтеть леса. Внешне романтическая идиллия никак не вяжется с вопросом мужа: «почему ты так холодна?». И уже через две-три минуты он привяжет свою жену к дереву и отдаст её кучерам на растерзание. Зачем? Чем она это заслужила? Может это женоненавистнические проекции самого Луиса Бунюэля? Так или иначе – мозг невольно ищет причины. Сцена вторая. Снова Северина и Пьер в своем роскошном доме; кровати порознь, спокойный ровный, ничем не запоминающийся разговор, «замороженные» лица супругов, и такие же бесчувственные, хотя и доброжелательные взаимоотношения. Уходим ещё немного в прошлое и кажется, и что мы видим: ба, Северина становится проституткой в доме свиданий. Нет смысла описывать её жизнь – красочнее, чем Бунюэль все равно не получится. И вновь вопрос - почему, ведь никаких материальных затруднений она не испытывает. Режиссер проводит мысль о двойственной природе женщин, о дьявольской похоти, сидящей в белокуром ангеле. Впрочем, мужчин он тоже не жалует, учитывая извращенцев, что приходят в ней в качестве клиентов. Показательно, но впервые в действительности, а не в фантазии, здесь в «желтом доме» она преображается: маскообразное лицо приобретает выражение истинных чувств. Становится понятно, как женщине, урожденной актрисой, трудно и нудно всё время исполнять одну и ту же роль приличной госпожи. А нутро взывает к тому, чтобы быть, как следует, отхлестанной. Бунюэль видит корни мазохизма в детских травмах, не углубляясь в дебри психоанализа, он посвящает этому один кадр из всей ленты. Его больше интересует вопрос, как пробудить людей от дневного сна, воспринимаемого как явь, к истинной реальности с поддельными отношениями. 9 из 10
Насколько поразила меня литературная основа и насколько разочаровала экранизация! Тонкая, полная психологизма история, перерастающая в тяжёлый внутренний саспенс. Борьба светлого и тёмного начал одной и той же личности. Удивительное сочетание страстей, пороков и благородства. Любовь. Похоть. Муки совести. Думаете, это всё о фильме? К сожалению, нет! Персонажи на экране получились однобокими, убогими, лишёнными эмоционального надрыва, неинтересными. Никакими. Возможно, для кого-то 'Дневная красавица'-фильм и правда masterpiece of erotica. Но где, где чувственность во взгляде Катрин Денёв? Где эта метаморфоза: от распущенной проституки из борделя к нежной, кроткой жене? А их попросту нет в экранной Северине - ни разврата, ни кротости. Только красивое тело молодой актрисы. Но этого мало! Возможно, Бунюэль и совершил в своё время некий прорыв, показав порочное лицо французской буржуазии, или, например, удачно использовав переплетения размытых отсылок к прошлому героини, её извращённых желаний и благообразной действительности. Возможно, Бунюэль достиг своей, сугубо личной цели. Но цель эта, преследуемая режиссёром, какая-то слишком уж приземлённая. Об извращённости нравов светского общества известно давно, но нет в фильме решения, нет сострадания и, что самое главное - нет раскаяния. Да и грехов-то самих нет. Пустое, скучное зрелище. Зато можно козырять именем известного режиссёра в разговоре. Если это - ваша цель, обо всём, вышенаписанном, лучше забыть. Искусство ради искусства, на мой взгляд, очень эгоистичный подход. Кино на широком экране - априори кино для зрителя. Свои опыты с ракурсами и формами можно продемонстрировать и в частной галерее, для узкого круга заинтересованных гурманов. В остальных случаях кино - мощный инструмент выработки эмоций, развивающий чувства, затрагивающий разум. После просмотра 'Дневной красавицы' не осталось ничего. Мой сугубо личный совет: если хотите получить истинное удовольствие и прочувствовать всю прелесть и весь трагизм этой истории - читайте книгу Жозефа Кесселя.
История инфантильной, неумной молодой дамы, которой хотелось вертеться, как гусенице на острие ножа, а жизнь предложила ей «всего-навсего» тихую и благополучную семейную жизнь. Героине не хватило ни сердца, ни интеллекта, ни образования, чтобы разрисовать свою нежно раскрашенную жизнь горячими красками более безопасным и благородным образом. И она отправилась искать впечатлений прямиком в публичный дом. Порок сладок. Всем хочется его вкусить. Но кое-кому хочется 'накушаться'. И у одних получается с ним как-то договариваться, чтоб он не особенно рьяно марал жизнь. Другие же обреченно плюхаются в грязную лужу, потому что на более искусное манипулирование пороком у них просто нет ума, а душа и вовсе пребывает пожизненно в зачаточном состоянии. Вот так просто мне прочиталась нашумевшая картина Бунюэля.
На первый взгляд фильм непритязателен и понятен. Но! Можно рассматривать фильм с точки зрения взаимоотношений мужчины и женщины. Можно с точки зрения буржуазной морали и положения женщины в обществе. Поведение Северины можно трактовать как протест и как прихоть скучающей обеспеченной матроны. А можно как следствие сексуального насилия, которое героина испытала в детстве. Реплики Бунюэля тому подтверждение. Как инвалидная коляска, которая привлекла внимание Пьера так и отказ Северины от причастия из-за утраты непорочности, должны обратить внимание зрителя на первопричину поведения героини. Сцены унижения и бордель это способы наказания и очищения Северины. Звон бубенцов напоминает оповещает о порочных фантазиях, но карета уже пуста. Героиня исцелилась, но цену за ее исцеление заплатил муж. Хотя вполне не исключено, что одна химера сменила другую...
Главная героиня (Катрин Денев) замужем и могла бы наслаждаться жизнью с любимым мужем. Но сексуальные фантазии не дают ей быть счастливой и она идет в публичный дом 'по велению своей души'. Снята картина по нашим временным оценкам очень целомудренно. Актриса так и не показала нам, было ли у нее раскаяние от совершенного поступка и того, что живет двойной жизнью. Ну обнажилась немного, показала красивое тело, но актерской игры нет, полная амеба. Муж тоже играет какого-то идеального, но в тоже время признается, что до брака ходил в публичный дом. Не раскрыт образ мужа. Единственный, кто хоть как-то играет - это хозяйка борделя, плюс постоянный клиент (бандит Марсель). Смотреть можно исключительно для расширения своего кругозора и знакомства с режиссером. 5 из 10
«Дневная красавица» - европейская драма талантливого режиссера Луис Бунюэля 1967 года. Кино получилось атмосферное, непростое, интригующее, снятое в приятной, холодной, французской атмосфере. В этой компрометирующей истории мы видим главную героиню, которая замужем и живет в достатке, но однажды она решается на невероятный эксперимент и устраивается работать проституткой в один дом свиданий. Она проходит через множество мужских рук, и мы видим историю ее двойной жизни, тайных желаний, хранившись глубоко, глубоко за милой и красивой оболочкой… Фильм небанальный и непошлый, он намного глубже и чувственнее. Французская дива еще молодая Катрин Денев в этом фильме была прекрасна. Она замечательная, французская актриса, и в данной драме все держалось исключительно на нее. Дневная красавица из нее вышла то что надо, и никакую другую актрису на ее месте я представить не могу. Денев просто совершенна: она красива, талантлива, любима. Как говорят критики, единственное в чем можно ее упрекнуть, так это в холодности, но эта самая холодность я так идет, делает ее более аристократичной, желанной, недосягаемой. Помимо Денев в этом громком в то время фильме сыграли такие французские звезды, как Жан Сорель, Мишель Пикколи, Женевьев Паж и Пьер Клементе, и все они отлично подошли на свои роли. Сам фильм интригующий и запретный. Некоторые сцены были неожиданными и немного шокирующими в голове главной героини. «Дневная красавица» является несомненно европейской классикой, которую рано или поздно все равно посмотришь. Я приглашаю посмотреть Вас «Belle de jour» и податься чарам очаровательной Катрин Денев в неистовой и провокационной драме талантливого режиссера. Приятного просмотра! 9 из 10
Фамилию Луиса Бунюэля я забыла сразу после того, как мне рассказали об 'Андалузском псе'. Ну и жуть, подумала я. Поэтому когда выяснилось, что автор короткометражки и 'Дневной красавицы' - одно и тоже лицо, я сильно удивилась. Меньше всего от сюрреалиста, которым мне ошибочно представлялся режиссер, можно было ожидать такой внимательной и изящной картины. Но избавляться от 'сюра' полностью он и не собирался. Удивительно непошлый фильм для картины, речь в котором идет о проституции, борделе и извращениях. Неподражаемо прекрасная Катрин Денев, модель с обложки французского журнала мод - Ив Сен Лоран постарался над костюмами. Ну и помимо всей этой вкусной, яркой парижской картинки - загадки, загадки, загадки, которые осознаешь таковыми только на последних минутах фильма. Вроде бы все было ясно и очевидно, но - одна сцена, и все перевернуто вверх ногами. И гадай теперь, где была правда, а где - сон. Изящно.
Может быть я духовно не доросла ещё до таких фильмов (я вообще случайно на него наткнулась если честно), но картина у меня сложилась следующая. У богатой молодой женщины по имени Северина красавец муж и почти идеальная жизнь. Почти, потому что она мазохистка, а мужу об этом сказать, боится. И чтобы избавится от соблазна, она, как советовал Оскар Уальд поддаётся ему и идёт работать в бордель мадам Анаис. Вот и всё. Что тут анализировать, о чём размышлять после просмотра, понятия не имею! Но тем не менее не жалею, что посмотрела. Меня просто заворожила Катрин Денёв. Её героиня получилась настолько холодной и отстранённой, что иногда, думаешь, а не кукла ли перед тобой. Ну и конечно же финал. Он меня обескуражил, фильм оборвался, так и не дав понять до конца, что к чему. Наверняка можно истолковать с точки зрения психологии (или ещё чего-то) образы, возникавшие в сознании Северины, но я всё же в ступоре. А тем, кто собирается ознакомиться с этой картиной, искренне желаю найти тот скрытый смысл, который до меня, увы, не снизошёл.
«Дневная красавица» -- запуганная, затравленная женщина, вынужденная своими страхами … «перестраховываться», во всем. Нам не говорят, где ее нашел Пьер, но мы знаем – где-то в Париже и то, что женщина в этом Париже настолько пуглива открывает нам новый и неприглядный вид на Париж. А боится «Дневная красавица» того, что сексуально отдавшись Пьеру, раскрепостившись, она вызовет у Пьера пресыщение и неприязнь, даже презрение. Она превратится для Пьера в презираемое существо, которое можно, например, высечь в лесу и отдать на растерзание конюхам. Откуда у «Дневной красавицы» эти страхи? Это загадка. Откуда-то … из Парижа, этого «города влюбленных». Умудренный жизненным опытом Луис Бунюэль знает свой Париж – Париж страхов «Дневной красавицы». Сексуальный инстинкт, который она не может разделить с возлюбленным мужем, берет свое и «Дневная красавица» удовлетворяет его записавшись проституткой в бордель, где знакомится с посещающими его стареющими невротиками и, наконец, с Марселем. Вот Марсель-то, пожалуй, единственное светлое пятно в фильме. Молодой и опытный мужчина, он влюбляется в «Дневную красавицу», что говорит о том, что уж он-то не будет презирать в ней сексуальность. Но рассудительная «Дневная красавица» не торопится променять богатого и довольствующегося ее «фригидностью» Пьера на нищего и влюбленного Марселя. Париж – город в котором богатые боятся любить друг друга, а бедные никому не интересны. Неожиданный фильм о Париже – холодном, отчужденном, снобистском, жестоком, одним словом, «великосветском» городе. Если такой город считают «городом любовников», то можно представить себе, что такое на самом деле «чопорный» Лондон и что такое вообще Европа и … искать себе счастья и приключений у себя дома. Может быть, где-то и болтают про «город любовников» и «город-праздник», но лучше извлечь из всего этого корень, да еще большой степени и заботиться о квартире любовников и квартире-празднике – своей собственной. Вместо того, чтобы ехать в этот дурацкий Париж разглядывать чопорные статуи на улицах купите себе клубники.
Не люблю описывать сюжет, да здесь это и не нужно. Хочется поделиться только своими впечатлениями: это первый фильм за очень долгое время, после которого у меня возник вопрос: 'А зачем вообще я это стал смотреть?'. Ощущение, извините за выражение, что меня 'развели' не покидало весь фильм. Так остро я это не чувствовал даже после просмотра на DVD 'Самый лучший фильм'. Многие со мной не согласятся, это их право. Но вот честно - 3й раз за мою жизнь, когда жаль потраченного времени. P.S. Любители прицепиться к словам - мой круг фильмов не ограничен выше названными фильмами. И если есть подтекст и пища для размышлений - я только за, но именно этот фильм мне было тяжело 'доесть'.
Это кино одновременно и трудно, и легко понять. Фильм сложен в своей постановке и глубоко метафоричен. Но в то же время до боли знаком и всегда злободневен его сюжет, обращённый к мужчинам и повествующий о том, что они должны стараться понимать своих жён и их желания, чтобы не дать произойти трагическим ошибкам. В частности, о сюжете и актёрах. Честно говоря, я ожидала большего. Возможно, кино и его подача зрителю несколько устарели, но это не оправдание. Фильм выглядел пустым и неодушевлённым. Не была показана драма происходящего, не было накала страстей. Северина, соответственно своему имени, выглядела по-северному холодной, бесстрастной и даже скучной. По-моему, подобную роль лучше бы сыграла темпераментная и загадочная Джина Лоллобриджида, а не флегматичная красавица Катрин Денёв. Мне не надо откровенных сцен в кино, но я бы желала видеть живых людей, а не бесчувственных кукол. Остальных актёров я, практически, не заметила. Они воспринимались мной как мелкие беспозвоночные организмы в мутном аквариуме. Любящий муж Северины, до тошноты положительный и правильный, вызвал лишь недоумение. Как можно настолько не интересоваться собственной женой? Для истинно любящего мужчины, коим режиссёр пытался показать нам Пьера, неестественно так спокойно и даже равнодушно реагировать на отказы любимой женщины. Логического объяснения подобному факту я не нашла. Молодой любовник Северины Марсель вызвал у меня тошнотворное чувство отвращения. Сцены с его участием мне было видеть неприятно. Думается, что его персонаж нужен был лишь для более – менее эффектной концовки. Кстати, о финале. «Неужели, это всё ?» -, промелькнула у меня мысль, когда пошли титры. Осталось ощущение неприятно царапающей душу недосказанности, будто меня слегка обманули, что-то утаив или не договорив. Несмотря на всё вышесказанное, я могу расценивать данную ленту как довольно неплохое кино с претензией на большее, с которым может ознакомиться каждый истинный киноман без зазрения совести. Меня же, увы, эта лента оставила равнодушной. 7 из 10
Бюнуэля точно можно назвать одним из самых скандальных режиссёров своего времени. Огромное множество его фильмов вызывало фурор как среди критиков, так и среди простых обывателей. 'Дневная красавица” также поднимает весьма табуированные темы, делая это с должным мастерством. Сюжет крутится вокруг Северины, представительницы высшего класса. У неё есть муж, которого она любит, она вполне обеспечена, однако встречается лицом к лицу с вот такой вот стереотипной проблемой богатой супруги — скука. Ну совершенно наскучил ей правильный муж, правильный образ жизни, о том свидетельствуют и её фантазии. Таким образом, в тайне от супруга, девушка начинает работать в борделе. Конечно Бунюэль подтрунивал над французским высшим обществом того времени. Все эти нелепые богачи, которые всем своим видом пытаются продемонстрировать свой статус, на самом же деле в своих фантазиях давно думают о самых развратных низостях. Параллельно с иронизированием над буржуазией, в фильме поднимается тема того, что вообще значит брак в современном обществе. Тут следует вспомнить, что сам Бунюэль родился в простой испанской деревушке, учился в иезуитской школе и несмотря на все его будущие проявления нонконформизма, сам он относился к браку весьма консервативно. Возможно из-за этого, а возможно просто для большей наглядности в “дневной красавице” отношения показаны так, будто сама главная героиня впадает из крайности в крайность в отношении к браку. То есть с одной стороны Северина любит мужа и находится в “правильных”, консервативных отношениях, но с другой для полной удовлетворенности ей необходима работа в публичном доме. Таким образом, показывая две противоположные стороны современных отношений, Бунюэль демонстрирует как общественные моральные устои, в том числе и брак, ограничивают человека в своих желаниях. Как у любого, даже самого безобидного на первый взгляд человека, есть своя обратная сторона. А то, как в фильме показаны фантазии героини, сопровождая их звоном колокольчика, создаёт особую атмосферу. Как в видениях отображается её эмоциональное состояние, например, когда героиня Катрин Денёв в первый раз возвращается домой после борделя, ей чудится, будто её буквально забрасывают грязью. Благодаря таким приёмам и мастерскому монтажу фетиши Северины перестают казаться чем-то чуждым, конечно мы не сможем понять персонажа окончательно, однако определённая эмоциональная связь между главным героем и зрителем безусловно создаётся. Хочется отметить игру актрисы Катрин Денёв. Ещё после “отвращения” Романа Полански было ясно, что Катрин создана для того, чтобы играть подобных загадочных персонажей. Одного её взгляда достаточно, чтобы понять насколько сильно глубоки её душевные терзания. Насколько она потеряна и не уверена в себе. От того сцены, где Северина обретает желаемое, имеют особенно большое значение. Ещё со своего дебютного “Анделузского пса” Бунюэль играет с сознательным и бессознательным. Если там Луис в компании с Сальвадорам Дали играли со своими снами и фантазиями, визуализируя их в образах на экране, то в фильме “дневная красавица” уже переживания героини отражаются в её фантазиях. Соответственно кажется, что перед нами две реальности: то что происходит на самом деле и то что происходит в голове у Северины. Впрочем, это разделение постепенно рушится по ходу сюжета, а к концу и вовсе с треском ломается. А ведь помимо этого есть ещё кадры с ретроспективой детства героини, что свидетельствует о пережитых травмах и может объяснить замкнутый характер персонажа с подсознательным желанием жестокости. Как же всё это связать в единую картину? Финал с одной стороны ставит жирную точку, а с другой даёт пространство для интерпретаций. Возможно за весь фильм мы и вовсе не увидели ничего реального, а всё повествование представляет собой фантазии героини. Может всё происходит всё-таки в наше время, просто Северина психически не справившись с тем, что её супруг узнал правду, окончательно погрузила себя в мир фантазий, где у неё всё хорошо, все разъезжают на каретах, а все конфликты решаются на дуэли. А правильно ли вообще так в штыки воспринимать фильм одного из самых выдающихся сюрреалистов в истории кино? Ведь сам Бунюэль любил работать со снами как раз таки из-за того, что мозг человека, когда мы спим, не отличает сон от реальности, принимая все фантазии за чистую монету. Реально ли происходящие на экране? А какое это вообще имеет значение? Для Северины всё вполне реально. 9 из 10
«Свобода для меня — сука, которая занимается проституцией на бульваре Голливуда. В каждом из нас есть пошлая сторона, которую мы подавляем. Секс — неотъемлемая часть нашей жизни» /Милен Фармер/ В 1996 году увидел свет клип на сингл 'California', где культовая французская певица в своих лучших традициях представила шокирующий взгляд на истинные чаяния буржуазной дамы. За 30 лет до этого не менее легендарная жительница Пятой республики Катрин Денёв примерила на себя образ 'Дневной красавицы' - женщины, у которой было все, кроме счастья и душевного удовлетворения. Во все времена миллионы девушек мечтают о сладкой обеспеченной жизни, богатом муже и положении в обществе. Это легко объяснимо, ведь никто из представительниц прекрасного пола не желает себе участи каторжной работницы за мизерный оклад. О том, что богемная жизнь, с ее чинными обедами, пышными раутами, пафосными речами, одними и теми же опостылевшими лицами, может стать смертельно скучной - думать совершенно не хочется. Катрин Денёв заслуживает бесчисленного количества эпитетов, самым верным из которых будет загадочность. Она, очевидно, самая молчаливая актриса своего поколения, ее интервью, даже в прежние годы - страшная редкость. Ей все равно, что о ней думают, либо она просто привыкла к такой модели поведения. В 'Дневной красавице' француженке всего 23, о чем она сама и говорит. Выглядит Катрин несколько старше, прежде всего потому, что в ее огромных глазах практически невозможно прочесть эмоций. Северин Серизи никто не спрашивает, счастлива ли она, ведь это должно быть по умолчанию. Красивый, заботливый муж, жизнь в достатке, верные друзья - ей можно лишь позавидовать. Но подсознание Северин рисует совсем иные источники счастья. Холодное лицо с изысканно уложенными светлыми волосами скрывает душу, жаждущую безудержного секса, содомии и девиантности. 'Просто с жиру бесится!' - скривила бы губы в презрении каждая вторая и была бы отчасти права. Но только отчасти. В бордель мадам Анаис Северин пришла сама. Мимоходом брошенная фраза друга мужа стальной иглой засела в подсознании молодой женщины. Владелица публичного дома сразу поняла, что в ее невод заплыла крупная рыба, к которой необходим особый подход. С ходу и не определишь, чего сильнее недоставало верной жене: секса как такового или садомазохистских игрищ? В распутных снах Северин сама к себе беспощадна, но столкнувшись с осязаемой мужской похотью и извращениями, начинает метаться по мысленному коридору, где один конец ведет к обычному браку, а другой - в проституцию навсегда. Девушка надеялась, как говорят в таких случаях, 'набраться свежих впечатлений'. Ее любовь в Пьеру не подлежит сомнению. Строго говоря, к Северин сложно относиться с пониманием. Муж неоднократно интересовался ее душевным состоянием, а в ответ лишь получал дежурные фразы. От женщины, не склонной к излишней эмоциональности, мига искренности ждешь особо. И вот он! Секс дарит 'Дневной красавице', как нарекла ее мадам Анаис, неизведанное доселе удовлетворение. Клиенты все с разными закидонами, но лишь в одном Северин увидела реальную возможность другой жизни и другого счастья. Нервный гангстер Марсель, по внешнему виду и повадкам до чертиков напоминающий некроманта Мозенрата из мультсериала 'Аладдин', - абсолютный антипод Пьеру. Жестокий, властный альфа-самец против мягкого и душевного мужа, по роду деятельности спасающего людские жизни. Девушка искала разнообразия, лекарства от изъевшей душу скуки, а нашла неразрешимую проблему. Луис Бунюэль взялся изобличать своим фильмом не только порочность отдельно взятой женщины, он демонстрирует лицемерие буржуазного общества как такового. У Северин и ее мужа есть друзья, но если все они такие, как мсье Юссон, то тогда и впрямь лучше бежать туда, где проще и понятнее. Так называемое 'высшее общество' соткано из лжи и лицемерия. Если какие-то иллюзии еще и оставались, то концовка их безжалостно развенчивает. Ко всему, что творила и желала Северин, начинаешь относится если не с уважением, так с пониманием. Чудесный парижский цветок не мог прижиться в этом непонятном провинциальном городе. Может девушка и не гуляла целыми днями по Монмартру, но хотя бы чувствовала себя в своей тарелке. У Северин большой дом, прислуга, но в таких условиях ее лицо похоже на гипсовую маску. В борделе, после грязного секса, она лежит измученная, но улыбающаяся. Нет оправдания замужней женщине, решившейся на гнусные эксперименты, но также нет его и для мужа, который собственной невнимательностью допустил страшную ошибку. 'Дневная красавица' - фильм из тех, что необходимо обдумывать и переосмысливать. Махнуть рукой, назвать главную героиню заевшейся шлюхой - проще простого. Но задайтесь одним вопросом: где больше лжи, лицемерия и двуличности - в 'высшем свете' или в борделе мадам Анаис? На верх лестницы сословий мечтает взобраться практически каждая женщина, но что принесет это помимо материальных благ? Северин Серизи хватило пары лет, чтобы понять пустоту своей жизни. Ее охотнее можно было бы осуждать, будь ей уже 'сороковник'. Но она еще так молода! Еще не поздно вдумчиво разобраться, чего же хочешь в жизни. Обыгрывая название известной драмы Маршалла Херсковица, героиня Катрин Денёв - 'честная проститутка'. Мало кто из женщин идет в жрицы любви 'по собственному желанию'. Северин - порочный вызов иллюзорному обществу, где нет места искренности. Ее можно выставить на улицу под проливной дождь, как это успешно проделал один из клиентов. Ее можно закидать комками грязи, о чем она грезила сама. Северин зашла в своих устремлениях слишком далеко, но ее желание по настоящему найти себя, а не плыть по течению - заслуживает понимания. Несмотря на глубокую интимность темы, сам фильм получился весьма целомудренным, хотя для 60-х годов и намеков Бунюэля было более чем достаточно. Некоторые сцены, демонстрирующие извращенные фантазии солидных и уважаемых мужчин, будут шокировать, сколько бы лет не прошло. Далеко не лучшая картина Катрин Денёв, но она безотказно проникает в сознание и несет в себе дух свободолюбия, который не сломить никакими ограничениями. 8 из 10
Severine с латинского можно перевести как Суровая, Непреклонная. Вероятно невозможно придумать более подходящее имя для холодной и отстраненной героини Катрин Денев. Северина идеал французской буржуазной домохозяйки. Прекрасная, утонченная, гордая, высоко интеллектуальная с идеальными манерами. Она замужем за заботливым и понимающим Пьером, идеалом любящего супруга. Но, имея все для счастья, Северина остается несчастной. Каждый день она оказывается в плену своих скрытых желаний и фантазий, в которых нет места жалости и нежным ласкам, лишь грубая сила, боль и унижения. Северина - мазохистка. Об этом не догадывается никто из ее близких, в особенности ее любимый муж, которому за время совместной супружеской жизни вряд ли удалось хотя бы увидеть Северину обнаженной. Героиня построила бетонную стену между своими фантазиями и реальностью, но в этой стене образовалась брешь, через которую заглянул проницательный друг Пьера Генри. Именно он предложил Северине выход из ее сооруженной общественными канонами темнице. Выход в виде работы в доме свиданий мадам Анаис, проще говоря - борделе, где Северина превратилась в Дневную Красавицу, готовую выполнять любые изощренные прихоти своих клиентов, но лишь с 2 до 5 дня. В этом и заключается главный парадокс испанского сюрреалиста Луиса Бунюэля. В образе шлюхи Северина предстает лишь днем, а под покровом ночи она вновь становится благопристойной ханжой, отказывающейся делить ложе с мужем. Не все мы можем воплотить в реальность свои фантазии, Северине это удалось. Но будучи не в состоянии спроецировать свои потаенные желания на супружеский быт, она превратила их в скелеты в шкафу, медленно разрушая тем самым свою жизнь. Кто знает, возможно не Пьер, а гангстер Марсель, мог бы стать идеальным мужчиной и глотком свежего воздуха для главной героини, но возможности убедиться в этом у нее увы не представилось. Картина Дневная Красавица не столь резка и груба как Пианистка Михаэля Ханеке. Она нежно и плавно завораживает зрителя, дразня и проигрывая его эмоциями. Бунюэль плотно переплетает фантазии героини с действительностью, не позволяя зрителю четко увидеть границы, а то и вовсе размывая их. Финал маэстро оставляет открытым, давая нам возможность самим представить себе будущее Северины. Для меня же фильм предстал в образе замкнутого круга, где конец плавно перетекает в начало. 9 из 10
На тему проституции было снято бесчисленное количество фильмов: социологическое киноэссе «Жить своей жизнью» и «препарирование» общества с помощью лингвистической философии Людвига Витгенштейна «Две или три вещи, которые я знаю о ней» Жана-Люка Годара, эстетская эротика «Грань» Валериана Боровчика. Все перечисленные фильмы объединяет одно – они рассматривают проституцию среди представителей низших слоев общества, а проституция среди представителей высших слоев общества не нашла такого крупного отражения в искусстве. Однако, все помнят легенды про великосветских дам, залезающих в грузовики к дальнобойщикам, развлекающихся со своими конюхами и другие подобные истории. Северина Серизи живет прекрасной жизнью обеспеченной буржуа. У нее есть все, кроме одного – сексуальной удовлетворенности. Муж не в состоянии удовлетворить ее садомазохистские сексуальные фантазии и она решается на радикальный шаг – устраивается работать в публичный дом. Теперь днем она загадочная Дневная красавица, а по вечерам продолжает играть роль добропорядочной Северины Серизи… К сожалению, я не читал оригинальный роман Жозефа Кесселя. Тем не менее, при просмотре «Дневной красавицы» возникают аналогии с двумя классическими непристойными произведениями – «Венерой в мехах» Леопольда фон Захера-Мазоха и «Историей О» Полин Реаж. От «Венеры в мехах» героиня Катрин Денев получила женский вариант имени главного героя романа Северина и его садомазохистские мечты. Из «Истории О» перекочевал фантазийный тон повествования – несколько версий сцен, а начальная сцена фильма похожа на одну из сцен романа Полин Реаж. В плане откровенности, по нынешним меркам, «Дневная красавица» давно превратилась в детский фильм. При этом, фильм не потускнел в части саркастичности по поводу буржуазного общества. Луис Бунюэль едко высмеивает двуличность и лицемерие так называемых добропорядочных буржуа. Добропорядочная домохозяйка может удовлетворить свои «непристойные желания» только в борделе, но при это вынуждена постоянно придерживаться правил социума. Иные представители высших слоев, по мнению режиссера, недалеко ушли от Северины, их сексуальные желания давно уже перестали быть «традиционными». Луис Бунюэль ведет постоянную интеллектуальную игру со зрителем, смешивая вымысел с реальностью. Эта игра становится все изощреннее и изощреннее, по мере пребывания Северины в «стране чудес», и под конец уже трудно отличить вымысел от реальности. В фильме нет ни одной реальной сексуальной сцены, кроме воображаемых садомазохистских фантазий Северины, автор оставляет зрителю угадывать степень безумности желаний героини. Подводя итог, хочется сказать, что получился прекрасный фильм, по сей день остающийся оригинальным и интересным. При просмотре «Дневной красавицы» помните об одной вещи – «Вся власть воображению!» 9 из 10