Приготовьте ваши носовые платки. Знаете, иногда в жизни случаются странные совпадения. Сегодня утром я никак не мог вспомнить название одного фильма, что смотрел около года назад - это была 'Черная серия', о которой я обязательно напишу позднее. Это трагичный, тяжёлый фильм, отсылающие нас к классической русской литературе, а именно к преступлению и наказанию, но сейчас речь не об этом. Отчаявшись вспомнить название этого проекта я стал листать страницы тетради с записанными в ней фильмами и остановился на проекте под названием 'Приготовьте ваши носовые платки'. Название ни о чем мне не говорило, я даже удивился, ведь совершенно не помнил почему это присутствует в моем списке, я никак не мог вспомнить, что это и о чем. Такое происходит со мной крайне редко, потому будучи чертовски заинтригованным, из любопытства я решил посмотреть это кино. И, Боже, как же не пожалел. Это оказалась потрясающая трагикомедия прямиком из Франции 70-х годов, с молодым Жераром Депардье, прекрасной Кароль Лор и обаятельным Патриком Девером. Стоп. Патрик Девер - знакомое имя и знакомое лицо. Так и есть - это же исполнитель главной роли в уже упомянутом мною фильме 'Черная серия'! Поразительно. Но я думаю, что не стоит слишком заострять свое внимание на этом, не более чем забавном факте, благо 'Приготовьте ваши носовые платки' предоставляет нам массу пищи для размышлений. По сюжету мы знакомимся с молодой парой - Раулем (Депардье) и Соланж (Лор). Он - молодой и успешный, преуспевающий в своем деле человек, безумно любящий свою красавицу-жену, а она - апатичная и странная. Который месяц уже её ничего не интересует, она не ест, не смеётся, ей ничего не интересно. Все её времяпровождение сводится к уборке и вязанию свитера для Рауля. Рауль же не понимая, что происходит, думает, что все дело в том, что ей надоела его физиономия и он принимает абсурдное решение, что новый партнёр - лучший выход. И не мудрствуя лукаво предлагает свою жену первому встречному, который, сидя за соседним столиком, давно поглядывал на симпатичную Соланж. Вот и вся завязка. Но могу дать небольшой спойлер - новый парень ей не помог хоть это и был блистательный Патрик Девер, даже он не сумел вывести прелестную даму из пучины депрессии, все чего он добился - это крепкая дружба с Раулем, который оказался никудышным мужем, но зато прекрасным приятелем, ну и, конечно же, новый свитер, связанный собственноручно милой Соланж. Эти двое душат её своей заботой и тщетными попытками сделать её счастливой, хотя даже не представляют чего она хочет, чего хочет женщина. Но однажды она встречается с мальчиком, умным не по годам и очень одиноким. Он окружён заботой родителей, которые чрезмерно его опекают, хотя даже не представляют чего хочет подросток в тринадцать лет. Они нашли друг в друге родственную душу. Да, в фильме Бертрана Блие возможна любовь между взрослой женщиной и маленьким мальчиком, но стоит понимать, что это не что иное, как пронзительная сатира. Сатира на мужчин, на отношения, но не на любовь. Устами младенца говорит истина, недаром ведь именно мальчик сумел найти подход к сердцу женщины, чего не удалось двум друзьям-приятелям. Искренность, шарм и ирония так и влекут к этому фильму, но вот секс с детьми - это довольно странно.
Эх Бертран, удивляешь, шокируешь, смешишь. Повествование сказки для взрослых, о «спящей красавице» и не только. Сказка о спящей красавице и юном, очень юном принце. С первого момента все как во сне, нелепость ситуаций, монологов и диалогов. Блие взял самую актуальную тему, актуальную на все времена, тему человеческих отношений. Преподнес ее, как всегда, в свойственной ему манере местами перегибая. Он знает, где и насколько можно. Два взрослых мужика душат девушку своей любовью, не имея представления даже, чего хочет женщина. На экране Блие сознательно преувеличивает, обращая внимание зрителя на состояние души героя. Все попытки сделать Солянж счастливой терпят крушение. И проблема не в ней, а скорее в них. Ситуацию меняет совсем юный мальчик, так же непонятый окружающими, который умен не по годам, и настолько же одинок, насколько умен и насколько одинока она. Его родители словно ее «любовники», душат его своей заботой и любовью. Любви все возрасты покорны, повествует нам Блие, и рискуя рисует необычную, но удивительно искреннюю и чистую любовь на экране. Она становится ему матерью-любовницей, он ей сыном-любовником. Они находят друг друга, так как их души родственны. Ситуация трагична, реальность не позволит существовать такой любви, но мы ведь в сказке Бертрана Блие, где грани очень хрубки, где мечты становятся реальностью, а сказка становится явью. Без сомнений это сатира. Стеб, высмеивающий нас самих. Шутка удалась, но не всем дано уметь смеяться над собой…
Пересматривая кино 70-х, ловлю себя на мысли - что-то в нашем мире безвозвратно утеряно. Может быть та самая пресловутая 'невыносимая лёгкость бытия'? Когда не было мобильной связи, связывающей нас обязательностью, и интернета, разъеденяющего нас безответственностью? Когда упоение жизнью было счастливым мгновением, а радость общения - неподдельной ценностью? Когда пища имела свой аромат, а люди имели меньше вещей, но сделанных прочно? Когда смотрели не цифровое, а красивое и умное кино, не срывающее башни и не оглушающее пиротехникой? Тогда смотрели кино Бертрана Блие о принцессе-несмеяне и мужчинах, которые хотели сделать её счастливой; о неразгаданной тайне женщины, известной ребёнку; о мужской дружбе и солидарности во имя ответственности за любовь; о музыке Моцарта, которая всех связала. А эпилогом пусть будет цитата из фильма: 'Если женщина хочет ребёнка, рано или поздно она его имеет'. 9 из 10 Минус 1 из сочувствия к героям Депардье и Девэра, которых Блие ненароком обидел.
Блие-эпатажник. Он всегда добавляет в свои фильмы такие обстоятельства, на которые нейтрально реагировать нельзя. Такова его манера и способ привлекать внимание зрителя к тому что он хочет сказать. Тем не менее моя рецензия будет нейтральной. И вот почему. Блие объединив драму и комедию хочет показать что мужчины просто не способны сделать женщину счастливой, не могут понять её, и вообще делают шаги не в том направлении. Отсюда абсурдное решение мужа-найти жене ещё одного мужчину. И вот путь к сердцу и телу женщины находит ребёнок. Мальчик стал ей близок благодаря искренности своих желаний, и потому что и она и он были лишены понимания в том кругу где они жили. Ну и дальше надо полагать вывод: любви все возрасты покорны.. Все то все, но для длительных отношений нужно много точек соприкосновения. Разумеется им здесь неоткуда братья. А тут не любовь, а обычные комплексы: любовница-мать и сын-любовник. Это случалось и случается многократно, но меня секс с детьми коробит. Хотя по большому счету это правда жизни. Подростки конечно же без ума от зрелых женщин, а зрелым женщинам частенько доставляет удовольствие возможность стать первой учительницей. Этот фильм в каком то смысле продолжает Вальсирущих и Депардье с Девэром снова тут. Блие снова посмеялся над отношениям мужчин и женщин. Задумка ясна, но фильм большого впечатления не произвёл.
Отсутствие моральных ценностей или попросту дикость почему-то часто предпочитают не замечать, предпочитая заменять эти слова другими, например: 'оригинальность', 'нестандартное мышление', 'ирония'. Бертран Блие с самого начала фильма готовит зрителя к широкомасштабному и очаровательному абсурду, который разворачивается дальше в 'Приготовьте ваши носовые платки'. Пикантный сюжет, великолепные диалоги, замечательная музыка, хороший подбор актеров заставляют проникаться к творчеству режиссера ровно до того момента, когда заигрывание с чувствами зрителями не переходит за границы дозволенного и разумного. За этой чертой начинается узкая и ухабистая дорожка, где легко споткнуться и принять издевательство за иронию, а извращение за норму жизни. После чего упасть в лужу оригинальности и свободомыслия и измазаться отклонениями в психике. Прежде чем осуждать меня за узколобость и прямолинейность, подумайте что этот фильм оставил в вас и какие чувства он у вас вызвал? У меня лично восторг, смешанный с отвращением. Похоже хитрец Блие, как выяснилось, любитель патологий, хотел вызвать их у своего зрителя - спасибо, не надо!
Кино, несмотря на явную французскость, сделано в какой-то сильно не очевидной, перекрученной форме – вспоминая сюжет, не могу понять, что же меня там смешило; посмотрел вроде комедию – ну, довольно забавную, – сейчас думаю: а что смешного, собственно? что забавного? комедия ли это была вообще? У дурака есть хмурая жена, и чтобы ее расшевелить дурак находит второго дурака. Дураки притом как бы очень натуральные, живые, почти будто бы не утрированные. Наверное и веселит этот мертворожденный любовный треугольник – 'два дебила это сила' плюс загадочная девушка-аутист, которой дебилы упрямо пытаются вернуть интерес к жизни. Чуть ли не с самого начала стало ясно, что треугольник такой обречен, он физически не способен быть 'любовным', но это зрителю ясно, а дебилы треугольник сберегают до последнего, развивают, изощряются, изобретая себе приключения и пустые переживания. Ну а пока дураки неуклюже суетятся, возникает умный сопляк и наконец девушку танцует – здесь кстати все предсказуемо, поскольку фильма очень, очень французская; то есть даже если бы вместо сопляка появилась собака – все равно таки да, оживлять треугольник пришлось бы именно ей непосредственным в нем участием. Однако тут вот какой момент: кажется сопляку крупно повезло, оттанцевал девушку на славу без изначальных к тому предпосылок, все очень хорошо, но девушка непростая – постоянно и мистически вяжет одинаковые свитера, похожие на коконы – вот два дурака разгуливали в этих свитерах как близнецы-братья, и вот уже сопляк в аналогичном ходит, а она все сидит и вяжет, вяжет свои коконы. Появляется догадка, что сопляку с выдающимся IQ на самом деле не очень-то повезло, что скоро он – когда насекомая девушка довяжет очередной свитер – станет третьим дураком-близнецом, таким же точно самоотрешенно-беспокойно-восторженным, как первые двое. Видимо этот непринужденный мотивчик со свитерами мне всю комедийность кина из головы выветрил, остались открытые вопросы – кому и сколько еще свитеров свяжет эта муравьиха-паучиха, сколько дураков в конечном счете будут бестолково вокруг нее ползать. Ну а в общем да, комедия конечно, хорошая французская комедия. Семь звезд (а хотелось бы семь с половинкой поставить).
Фильм Бертрана Блие «Приготовьте ваши носовые платки». Фильм о любви, но очень уж необычный, в какой-то степени, я бы сказал даже провокационный. Фильм о попытке понять близкого человека, о попытке сделать его счастливым, а ещё об однообразии в нашей жизни и немного о романтике, той самой, которой нам так не хватает для настоящего счастья. Бертран Блие, французский режиссёр, сын известного актёра Бернара Блие. Режиссёр бунтарь, снимает фильмы вроде бы как сатиру, направленную против устоев современного общества, но если подойти серьёзно, то не совсем сатиру, и не совсем против. Впрочем и носовые платки, которые не помешало б приготовить, по совету маэстро Блие, смею вас заверить не более, чем изящная шутка. Не так то всё и просто в этой истории. Рауль, /Жерар Депардье/ и Соланж, /Кароль Лор/, обыкновенная французская семья. И как у всех обыкновенных французских семей, у них есть своя причина несчастья, Соланж больна. Врачи, которые лечат её, берут немалые деньги, но не дают никаких утешительных прогнозов, разве что неуверенно говорят о том, что надо б завести ребёнка. Депрессия. Рауль готов на всё, готов даже уступить любимую первому встречному, лишь бы только она улыбнулась, лишь бы знать, что она счастлива. Случай за заставляет себя долго ждать, и сводит его и Соланж в ресторане с учителем физкультуры, Стефаном, /Патрик Девэр/. Рауль обращается к Стефану за помощью, и любовь двоих, ненавязчиво переходит в любовь троих, потом четырёх, потом… А что потом, Соланж, как не улыбалась, так и не улыбается, а всё вяжет и вяжет, /свитер/ за свитером. Как будто счастье её, где-то рядом ходит, в окошко заглядывает, а зайти не решается. А абсурд ситуации тем временем накаляется, и кажется, вот уж действительно, нарочно не придумаешь. Придумать не придумаешь, но выводы свои сделать сможешь, если конечно захочешь. Это я к тому, что связать свитер любимому, это хорошо. Ему будет тепло. Его телу будет тепло. Но есть ещё и душа, а вот её, душу свитером не согреешь, и не отогреешь, если что. Болезнь души, она не так просто лечится. Говорят любовь в таких случаях лучшее лекарство. Говорить то говорят, да только случай случаю рознь. Спросишь, что я предлагаю, да ничего. Я только, как и Блие пытаюсь понять, какая у вас улыбка, иными словами, в чём секрет счастья. Простого человеческого счастья.
Бертран Блие просто ножом режет такую уютную французскую буржуазию. Собственно, а относятся ли к буржуазии главные герои фильма - уже и не важно. Важно то, что и герою Депардье, и герою Деваэра, жить предельно комфортно. Они уже не воюют, не стоят на баррикадах, даже не стреляются на дуэлях за женщин. Фактически у них есть все необходимое. Не случайно, что героя Депардье интересует сущая мелочь - радостная улыбка его жены. А у той ведь и действительно - печать равнодушия на лице. Пирамида Маслоу в действии. Но что с этим все делать? Ведь, как это не удивительно в паре с Деваэром герой Депардье окажется куда счастливее, чем со своей женой. Да и жена покажет задатки настоящей примативной самки - выберет мужчину с самым высоким уровнем интеллекта, высоким социальным рангом и уровнем наличности. Уже нюансы. Сценарий ведь - идеальнейший, диалоги - отменные. На грани фола все, но зато контрасты такие, что и всерьез принять не удастся, и в точку все попадает. Но при всем этом, фильм ведь получился таким бессовестно скучным, затянутым и бесхитростным. Последние минут двадцать - так вообще жуть, скучный академизм. Что поделаешь, но в силу такого обстоятельства, как 'Оскар', этим фильмом почему-то восхищаются как одним из пиков в карьере Блие. Как по мне, так ничего выдающегося. Те же Висенте Аранда и Бигас Луна снимали куда более интересные картины. Применительно же к месье Бертрану, то 'Вальсирующие', 'Вечернее платье' и особенно 'Холодные закуски' - на несколько порядков сильнее. Ибо, все жанры хороши, кроме скучного. 4 из 10
Отчаявшись удовлетворить свою фригидную супругу Соланж, или хотя бы просто сделать её беременной, Рауль не находит ничего более умного, как подыскать ей любовника. Он останавливает свой выбор на учителе физкультуры Стефане, помешанном на музыке Моцарта. Увидев однажды этого интеллигентишку в ресторане, простоватый Рауль без обиняков сразу же переходит к делу: «Переспи с моей женой так, что бы она стала счастливой, и тогда ты будешь моим лучшим другом». Озадаченный физрук был не прочь принять такое дармовое предложение, но природа взяла своё: во время соития у Соланж случилась очередная мигрень, и Стефан в панике бежал прочь. Одержимый Рауль разыскивает его «за тридевять земель» и ещё более настойчиво предлагает сделать жене ребёнка. А затем просто отправляет Соланж жить к учителю. Однако и с новым партнёром она продолжает вести растительный образ жизни: ничего не читает, не слушает музыку, а только лишь вяжет и убирается по дому. «А может она просто идиотка?» - предлагает свою версию Стефан. «Нет», - не соглашается Рауль. Они начинают жить втроём: спят по очереди с женой-любовницей, всё сильнее хандрящей и всё также беспричинно рыдающей время от времени. Настоящей духовной отдушиной для обоих становится Моцарт, чью музыку Стефан и Рауль не только горячо обсуждают, но и с сожалением отмечают, что не могут подарить Соланж любимому композитору. - Если бы Моцарт был здесь! - Да, жаль, что его нет с нами! Но в итоге два самца «в самом расцвете сил» пасуют перед флегматичным 13-летним подростком Кристианом, над которым вечно издеваются сверстники-простолюдины. У Кристиана офигительный коэффициент интеллекта и Моцарту он предпочитает Шуберта. Но нелюбимый ребёнок из аристократической семьи, скорее, интуитивно чувствует, как пробудить неудовлетворенную женщину. Так из любовного треугольника образуется экстремальный перпендикуляр… Бертран Блие кардинально меняет характеры своих вальсирующих, на этот раз превращая их в мирных обывателей. Однако смена социальных амплуа не делает их умнее в обращении с женщиной. Освободившись в финале из заключения, два лузера отправляются прямиком в дом к юному сопернику. Беременная Соланж вяжет очередной свитер, но уже под другую музыку, в то время как её юный бойфренд вальяжно катает бильярдные шары. Завистливо взирая на эту идиллию через решётку высокой ограды, Стефан с недоумением замечает Раулю: - Это не Моцарт! - А кто же тогда? - Не знаю, но точно - не Моцарт… Обратившись к весьма щекотливой теме, Блие не позволил себе ни единого компромисса. На роль несовершеннолетнего героя он пригласил 13-летнего бельгийского школьника Ритона Либмана, который ни в чём тут не уступает французским звёздам. Более того, с лёгкой руки Блие дебютант настолько вошёл во вкус съемочного процесса, что «заделался в актёры» и на сегодняшний день снялся уже более чем в шестидесяти фильмах, а два даже поставил лично. На роль женщины-предмета, которая ни о чём, кроме ребёнка, не мечтает, была приглашена канадка Кароль Лор. После того, как Душан Макавеев двумя годами раньше изрядно поиздевался над ней в «Сладком фильме», заставив выполнять всякие непотребности, и она, будучи крайне обескураженной результатом, не нашла ничего лучше, как подать на режиссёра в суд, все полагали, что карьера модельной девушки стремительно пойдёт на спад. Однако Блие полностью реабилитировал амбициозную североамериканку, как актрису. И хотя заставил-таки её совершить, как минимум, один рискованный поступок - обнажиться перед малолеткой, надо признать, что он раскрыл в ней драматической талант. В пикантных сценах с юным Либманом она обнаружила и продемонстрировала такое душевное томление, что не осталось ни малейшего сомнения, ни в её актёрских способностях, ни в чувствах её героини. Да - это любовь! Довольно неожиданно эта картина оказалась среди пяти претендентов на иноязычный «Оскар» (в те времена всё же не столь политкорректный и пуританский, как ныне), и, что уж совсем удивительно, смогла одолеть всех своих конкурентов, среди которых был и наш «Белый Бим Чёрное ухо». А ведь даже куда более либеральные по части амурных дел французы и то не рискнули премировать этот провокативный опус, ограничившись лишь одним второстепенным «Сезаром» - за музыку Жоржа Делерю, тонко стилизованную под Моцарта. Несмотря на призовой дефицит, Preparez Vos Mouchoirs считается одним из главных достижений французского режиссёра. Кроме того, отголоски этой картины будут не раз всплывать в последующих работах Блие. Так в «Отчиме» (1981) герой Деваэра станет любовником своей 14-летней падчерицы, а в комедии «Слишком красивая для тебя» (1989) персонаж Депардье будет неистово страдать от музыки Шуберта…
Думаю, целью режиссуры Блие, его интеллектуальной игрой, любимой мишенью и идефикс всегда была Женщина. Несмотря на весь его неподражаемый юмор – без всякой иронии — именно с большой буквы. Как Прекрасная Дама Блока. Была и остается, конечно (вспомним М. Белуччи в «Сколько ты стоишь?»). Так что в ужимках, ухмылках, гаерстве, шутовстве этого милого человека обвинять явно не стоит, хотя при просмотре его лавстори просто невозможно удержаться от слезного смеха и смеховых слез! Он прежде всего – возвышающий поэт и только потом философ-скептик и снижающий сатирик. И, как положено поэту и философу, он вопрошает: кто она – Женщина? Он все время спрашивает: с кем она, где она, в ком она, о ком она, когда она, куда она, где она, она ли она… Существует ли она вообще? Не вымысел ли мужчины? Не бред ли?... Его Женщина нереальна и больна как фантазия, автономна и нелогична как мечта (которая сама решает сбываться ей или нет)… мечта старика, молодого мужчины, ребенка, сбывшаяся и несбывшаяся – долой однозначность — во всю свою неподдельную величину! Трезвомыслящего зрителя, конечно, шокируют сцены семейной жизни втроем или тринадцатилетний мальчик, целующий и без всяких комплексов обнажающий взрослую Красавицу, но искусство имеет право на иносказание, а иносказанию можно все. Если оно красиво. Творческая психология Блие (как истинного француза) замешена на Красоте вечно манящей Женственности и ее загадке. А о ней с проникновенной прямотой и сердечной ясностью/понятностью, вряд ли, расскажешь. Этого в фильме и нет. Переизбыток фантазии, новации, метафоры и метаморфозы Блие противятся простоте, прямоте и любой назидательности. Не лобово, не прямо, не просто, но словно играя, режиссер все-таки дает ответ на вопрос: кто она – ЖЕНЩИНА? Думаете, человек? Такой же, как мужчина? Нет. Ну что вы! Она – тайна с двойным, тройным… (считай до бесконечности) дном. А тайна вне смысла, вне ответов, вне решений. Хотя ответить на все вопросы о ней можно и так, как герой бесподобного Деваэра (партнера и собрата по несчастью молодого и худенького Жерара Депардье): «А, может, она идиотка?». Все может быть!
Смелый любовный треугольник Блие - праздник искромётных диалогов и высмеивания чудесной жизни, когда «все глубоко несчастны» - своеобразный бальзам на душу по-французски о power of love, которой покорны все. В рамках странной истории нежного создания Соланж, несчастного дитя и неразлучной парочки Депардье - Дэлавер. О простом мелкобуржуазном мещанском счастье в домике с камином с импульсивным «гением чистой красоты». Только в семье шведского образца, так сказать. Этот бардак в вдохновенно звучит гением Моцарта «в штиблетах и белых чулках», смешит заботливым вязанием, несчастными вундеркиндами (привет депрессивному интеллектуалу Марвину) и членовредительством по отношению к соседям. С одной стороны сюжет о постепенном бессознательном обесценивании чуда любви вроде бы как даже страшен, но как виртуозно автор его высмеивает, этот кризис отношений – со вкусом, с «Венгерской мелодией» Шуберта, с фонтаном эмоций, пререканий и жестикуляции. Вполне возможно, что Блие снова кого-то удивит и даже обидит своей язвительностью, ехидством показанных причудливых семейных ценностей и натурализмом. Но тем не менее это яркое иронично-циничное кино не для всех о том, что может твориться в головах, напоминающее и другого француза, когда-то тоже вдоволь концептуально поиздевавшегося над надеждами и «светлыми чувствами» – Алена Рене. Курьёзная пища для ума, вязаные свитера и волшебная сила искусства. 9 из 10
Рауль (Депардье) – муж Соланж (Лор) – несчастливой и безрадостной женщины. Неспособный разрешить бесконечные молчаливые проблемы жены, он приглашает в семейную жизнь случайно встреченного школьного учителя (Деврэ), но это - только начало сложной любовной комбинации. В этой ироничной и нежной картине Блие создает мир мужчин, исключенных из отношений с детством и женственностью. Этот мир наносной культуры, глупого собирательства, неудачливых мужских союзов, ненужных спасений. Главная героиня оказывается одновременно и жертвой безрадостной суеты своих любовников, и святым Граалем, открывшимся только невинному. Присущая французам фиксация на женственности, причем на женственности незрелой, подростковой, загадочной, кочует из фильма в фильм, и в полной мере раскрывается в героине Соланж. Челка, свитер, огромные глаза - не ребенок и не женщина, а воплощенная метаморфоза, бабочка, тянущая шелковое тело из кокона. Глядя на нее, зритель, объятый восторгом и ужасом, готов уже наблюдать тайный обряд инициации. Но комедийный талант Блие оборачивает инициацию в шутку: мужчины рядом с женщиной не взрослеют, напротив - она выбирает себе в мужчины существо максимально похожее на себя – утонченного, скучающего в летнем лагере 13-летнего Кристиана. Блие создает свою страну Нет-и-Не-будет и населяет ее Питерпенами (Соланж, Кристиан) и их жертвами. Подавленные и несчастные в мире взрослых проблем и взрослых решений (вещи, Моцарт, спорт, секс), Соланж и Кристиан, вырвавшись на свободу, становятся - как и положено детям - веселыми, непонимающими и бессердечными. Блие утверждает, что чувства беззаботны, что к действительно отчаянной и чувственной любви 13-летний мальчик оказывается способен больше, чем взрослые мужчины. Блие предлагает зрителю: «Приготовьте платочки!», оплачьте судьбу двух романтичных буржуа Рауля и Стефана. Но сделайте это с иронией, потому что волшебная страна детства закрыта для большинства из нас, и, если уж нам выпал удел неудачников, то давайте подмигнем друг другу на этом смешном и печальном пути.
Настоящий французский фильм! Иронично-трогательный. Непостижимое сочетание... Почему-то многие думают, что фильм о женщине. О нет! Это все о мужчинах - от мала до велика. О том, что они - вечные мальчишки. Парочка Депардье-Дэваэр очаровательна. 'Вальсирующие' стали старше, по не повзрослели. Героиня большую половину фильма просто находится в кадре, не мешая друзьям радоваться жизни и музыке Моцарта. А до чего им хорошо вместе - можно понять после просмотра этого симпатичнейшего фильма. Браво, Блие!
Писатель и мастер авторского кино Бертран Блие(многим киноманам он также известен, как сын актёра Бернара Блие) в своей парадоксальной манере и специально подчёркнуто наивно-объективной манере рассказывает зрителям странную историю молодой женщины, постоянно пребывающей в отстранённо-меланхолическом настроении. Огорчённый муж в исполнении Депардьё пытается ее развлечь и вернуть к нормальной человеческой жизни. Для этого он даже прибегает к помощи ее любовника фанатеющего от Моцарта( прекрасный образ покойного Патрика Дэваэра). Не добившись и здесь успеха герои представители разных сословий объединяются идеей сделать любимую женщину счастливой. На протяжении последующих сюжетных линий в дело втягиваются сосед-коммерсант и 13-й не по годам развитый сын богача, который скучает в летнем лагере…Оказывается, что для того, чтобы человек что-то совершил, его только необходимо подтолкнуть к этому… Итог Зрелище, которое показывается в картине со стороны смотрится, как нечто безумное и извращённое до дикости, а ещё как нечто ненормальное. Наблюдать за психологией и поведением героини интересно, но всё таки неоднозначно. Как говорится,”она просто не от мира сего”. Конечно, если бы я не знал, что Блие мастер психопатологии и странности людского поведения и любитель экстраординарного, то такой фильм принять трудно. Тем не менее он мне понравился, не задел за живое, но есть над чем поразмыслить. Актёры хороши, как всегда, режиссёр подобрал нужных людей. Наблюдаешь за чудесной манерой исполнения, как Дэваэра, так и Дэпардьё радуются глаза. Хотя всё таки игра Патрика Дэваэра мне импонировала больше. Думаю, что у большинства, кто решит посмотреть этот фильм мнение будет просто неопределённое. Сильный, местами экстраординарный и умный фильм
Это первая и пока единственная картина режиссера Бертрана Блие, которую я смог увидеть. Кроме этого, я получил искреннее удовольствие от просмотра этой картины, которое не все смогут разделить, но большинство так точно. Картина получила награду `Оскар` в 1979 году в номинации `Лучший фильм на иностранном языке`, обойдя, к слову сказать, очень сильного соперника в лице советской картины - `Белый Бим - Черное ухо` Станислава Ростоцкого. И это очень примичательная особенность киноленты, получившей заслуженные положительные отзывы критиков, так как ранее картины Бертрана Блие особым успехом в кругах киноведов не пользовались. Сюжет, поставленный по написанному самим же Блие сценарию, заключает в себе замечательную смесь жанровых контекстов - в фильме можно наблюдать драму и мелодраму, комедию с присущим французам тонким ироничным юмором, и немного приключенсески развивающиеся события, которые перемежаются с толикой криминала. Причем несколько жанров могут создавать довольно сильную комбинацию, используясь в одной и той же сцене или эпизоде, делая фильм насыщеннее и изысканее. Очень интересно наблюдать за игрой актеров первого состава, в котором выступили молодой Жерар Депардье и Патрик Девэр, которые ранее работали вместе с режиссером над фильмом `Вальсирующие`, так же пришедший по вкусу зрителям и критикам. Их актерская игра искренне вызывает восторг и наблюдать за ней истинное удовольствие. Актриса Кароль Лор может привлечь внимание к себе своей красотой и откровенностью, в чем можно убедиться посмотрев фильм. Знакомство с Бертраном Блие прошло не просто успешно, но чудесным образом расположило тебя к автору, заставляя проявить интерес и к другим его творениям. А по сему - 9 из 10
В «Платочках» интрига сюжета построена на знаменитом вопросе: чего хочет женщина? Брюнеточку Соланж (Кароль Лор) не может эмоционально разбудить не муж Рауль (Депардье), ни его друг Стефан (Деваэр), ни сосед друга… В конце картины вопроса все же разрешается... При этом загадка женского желания – это не метафора социальных проблем и. Это действительно самоценная проблема, занимающая героев Бертрана Блие целый пласт. Как работает женский мозг, как функционирует весь этот чувствительный механизм под названием «женщина»? – Могу тебе сказать по поводу Соланж: это не просто зануда. Посмотри. Ангелочек. Как можно бросить такое нежное создание? Посмотри на вену, как она бьётся. Ты когда-нибудь пытался представить себе, что происходит внутри у женщины, спящей рядом с тобой? Ночью. Кровь циркулирует по тысячам канальчиков. Они бывают толщиной с волосок. Сердце работает как насос. Не спеша. Целый завод, работающий потихоньку. Она беззащитна. Кто угодно может её обидеть. Ты дотрагиваешься до неё. Она оборачивается. Её пульс начинает биться сильнее. Тебе не кажется, что мы обязаны защитить этот чудесный механизм? Такой хрупкий. Осторожно! Ей что-то снится. По Лакану женская фригидность – это не отсутствие желания, но ориентация на некий идеальный (потерянный, воображаемый и т.п.) предмет желания. Изнутри мужского самолюбия и снобизма, конечно, трудно понять, что выбор, предложенный женщине (из своей драгоценной персоны ну и того, второго, совсем уж негодного варианта) – это, мягко говоря, совсем не идеальный выбор. Женщина чаще всего тоже не рефлексирует на эту тему: в силу культурно-исторических традиций, она убеждает себя в правильности замужества, «объективной» привлекательности ее мужчины и т.п. Тем самым зазор между «дано» и «требуется» только увеличивается. Обычные упреки и претензии женщины, в духе: «ты недостаточно нежен и внимателен!», «сделай что-нибудь особенное и романтичное!» – это и есть требование фантазии к реальности. Это бессознательное ощущение (психоаналитически очевидного) факта того, что твой избранник недотягивает до твоих мечтаний. Ведь, в конечном счете, ничего интересного, кроме маскулинного шовинизма, нарциссизма и плохонького оргазма, мужчина дать женщине не может. Очень трогательно, например, как, завоевывая внимание и претендуя на любовь, Стефан «дарит» Кароль коллекцию музыкальных записей и книг. Однако, сквозь призму женского желания это поистине дерьмовый, да еще и издевательский, подарок. Потому и эта попытка оживить Кароль заканчивается катастрофой: – С ней что-то не так. Я делаю всё, чтобы её развлечь. Бесполезно. Невозможно заставить её улыбнуться. Невозможно её разговорить. Как будто она живёт через силу. Не знаю, что делать! Я ей оставляю все мои пластинки, она их не слушает. Книги не читает. Она ничего не хочет. Истинная проблема вновь в том, что даже заторможенная и вечно спящая красавица Кароль – тоже радикал в вопросах своих желаний. Просто ее бунт против реальности – это тихое гандистское непротивление и голодовка. В любом случае, тактически женщина (как и в большинстве других фильмов у Блие) переигрывает мужчин. В завершение всех приключений, Кароль получает редкий и ценный предмет желания – несовершеннолетнего мальчишку-интеллектуала. Разумеется, для критиков-моралистов это опять скандал и дерзость. Знали бы эти критики, насколько круче всё будет в следующих сюжетах Блие! Парадоксальный урок, от героев «Платочков»: возлюби жену ближнего как свою собственную!» И, поверь, жене ближнего это нужно! 10 из 10
«С дуэлями покончено, 21 век на носу…» – молвил Рауль – герой Жерара Депардье, который тем самым пытался убедить всех вокруг, включая самого себя, что моральные устои поменялись. Мол нынче не стыдно предложить свою женщину абсолютно незнакомому, но симпатичному типу, а ведь на дворе шел 1979 год… «Приготовьте ваши носовые платки» – это не только название фильма, но еще и призыв к действию. Забавно то, что я даже не знал о факте получения премии Оскар за лучший иностранный фильм 1979 года, но кого это волнует? Человек, посмотревший это кино, в самую последнюю очередь задумается о материальных ценностях произведения режиссера Бертрана Блие, именно поэтому я и пишу данную рецензию. Убежден, что это один из немногих фильмов вообще в истории кино, который как сейчас, так и тогда, воспринимается людьми как совершенно ломающее внутренние взгляды человека на мораль зрелище. События этой картины очень изящно и интимно вытаскивают зрителя на приватный разговор со своими «демонами», комплексами и желаниями. Происходящее на экране вызывает самые скрытые мысли, с которыми не каждый сможет и захочет работать. Именно поэтому многие отторгают этот фильм, не желая пробуждать в себе трепещущие и порой пугающие думы. Каждый диалог этой картины написан и сыгран актерами словно лучшие десерты мировой кулинарии, и если зритель возжелает поддаться соблазну и расслабится, глядя этот фильм, то он получит то самое наслаждение, которое и должен дарить кинопросмотр. Несмотря на все выше написанные слова, фильм не выглядит сложным с точки зрения художественной постановки. Я бы не стал называть это кино арт-хаусом, потому что оно снято вполне в классическом стиле для той эпохи великого французского кинематографа. Безусловно мы увидим здесь немало смелых и откровенных художественных решений, но разве плохо хотя бы иногда делать шажочек в сторону? Этот фильм следует смотреть зрителю уставшему от «фабричного» продукта, которые штампуют знаменитые голливудские студии. Люди не готовые принимать не шаблонные взгляды, и не ценящие французское кино многолетней выдержки, возможно испытают дискомфорт вовремя просмотра из-за своих предрассудков, но эти внутренние барьеры многие преодолевают со временем. Я сейчас пишу вовсе не о том, что зритель должен обязательно соглашаться с идеями этого фильма, ведь если ты принял тему, ты не всегда ее поддержал, но в любом случае рассматривать уж слишком серьезно такое кино наверное не стоит. Можно сильно отвлечься от творческой составляющей и уйти в социальные и политические дебри. Создатели фильма попадают в точку во многих мишенях: от беспомощности медицины, до разрушения былых представлениях о половых отношениях. К тому же нам очевидно показывают какими бесполезными бывают попытки мужчин понять женщин. И что самое главное, все вопросы находят те или иные ответы. Здесь нет ощущения смыслового посыла в пустоту, так как сюжет развивается хоть и в абсолютно свободных, но не лишенных идей структурах. И все же основная на мой взгляд причина, почему я ставлю «Приготовьте ваши носовые платки» в ряд кино шедевров, это актерское исполнение Депардье и Девэра, которое парит здесь на каких недосягаемых высотах. Сцены с их участием излучают вдохновение, а эпизод с прослушиванием музыки Моцарта, запомнится навсегда даже критично настроенному зрителю. Именно этот фильм убедил меня в том, что Жерар Депардье является великим актером, не звездой, не знаменитостью, не смешным комиком или кем-то еще, а именно актером, который виртуозно исполняет роли. Безусловно это не первый и даже не десятый раз когда я вижу его в том или ином амплуа, как в популярных, так и не очень популярных картинах разных времен, но этот персонаж Жерара совсем не похож на других и не вяжется с привычным образом Депардье, а сыгран невероятно правдиво и гармонично. Что касается Патрика Девэра, то его можно рассматривать в качестве напарника Депардье, а можно и как отдельную звезду, но так или иначе во всех ипостасях он гениален. Этот актер исполнял свои роли так же вдохновенно как Бетховен или Моцарт свои произведения, хотя по мне Девэр скорее Бетховен чем Моцарт, да это и не важно. Патрик умел передавать настроение своих персонажей через экран словно он находится рядом с тобой. Не могу скрыть того, что это мой любимый французский актер, причем с большим отрывом от остальных. Каждый отзыв на фильм с участием Патрика Девэра, обязывает посвящать длинные дифирамбы его таланту, потому что зрителю полюбившего этого актера, всегда будет его не хватать. О Патрике хочется говорить, на Патрика хочется смотреть и вспоминать. Только гений может умереть молодым, и оставить великое наследие. «Мы же современные люди» – твердил Рауль (Депардье), когда уговаривал Стефана (Девэр) помочь осчастливить жену. Незнакомец был обескуражен данным непристойным предложением, но ввязался в эту ролевую игру, что положило началу удивительной истории, которую восхитительно показали создатели фильма. Это кино безусловно вызовет у разных людей разную реакцию, что и является на мой взгляд его удивительным достоинством. На экране мы видим жизнь персонажей, которые покажутся мягко говоря странными каждому зрителю, но не это создает разницу в восприятии, а то что каждый человек рассмотрит этих героев через свой личный микроскоп, и сделает уникальный вывод. Создатели нам показывают легкость, с которой один мужчина признается в платонической любви к другому мужчине, дабы тот просто был рядом с его женой, и сделал ее счастливой, легкость с которой муж уходит на второй, а то и третий план, лишь бы только его жена улыбалась, легкость с которой мужчины, не понимая, что нужно женщине, поддаются самым безумным идеям чтобы разгадать ее. Звучит не страшно? Тогда «Приготовьте ваши носовые платки».
Абсурдная история, снятая рукой гения Блие и превратившаяся в сатирическую комедию, ввергает в беспредельный катарсис. Картина повествует о взаимоотношениях мужа (Жерар Депардье) и жены (Кароль Лор) зашедших в своеобразный тупик благодаря неадекватному и отрешённому поведению молодой девушки. По объективным причинам, на первый взгляд, может сложиться ощущение, будто она просто на просто не от мира сего и в виду своей недалёкости не может адекватно реагировать на окружающий её мир. Муж, как ни старается поднять её настроение – ничего не выходит. Отчаявшись, он, свято веря в благие намерения своего сердца, отдаёт её первому встречному в кафе (Патрик Девэр), который по прошествии 10 минут уже не удивляется несуразностью сложившейся ситуации и свято пытается выполнить свой долг – осчастливить её, пусть даже путём зачатия. И как не стараются «два мужа одной жены» осчастливить Соландж выходит из этого только пердимонокль, граничащий с безумием. Они оба безумно влюблены в неё и от чистого сердца стараются разузнать природу её странного поведения, ибо она чахнет на глазах. Сосед по лестничной клетке – продавец овощей, который так же вписался в их милую компашку по спасению Соландж даёт совет вывести её куда-нибудь на природу. Так милая троица попадает в лагерь для подростков в качестве вожатых, где и наступает час X – Соландж наконец-то улыбается и вроде бы создаёт вид счастливой женщины, но под этим кроется нечто иное, чем просто свежий воздух за городом. Она обретает счастье и покой в руках тринадцатилетнего юнца, довольно несуразного вида, за что и получает тот от своих сверстников. Нет, не подумайте, что здесь пахнет педофилией или ещё каким – нибудь извращением. Бертран Блие не так уж и прост! Дело здесь в родственности душ Соландж и Кристиана. Он так же не понимаем внешним миром и так же опекаем со всех сторон своими родителями, которые в точности идентичны нашим знакомым Стефану и Раулю (то бишь молодым мужьям). Минует 20 минут просмотра, и вы просто будете не в силах оторваться от экрана, ибо всё, что снимает Блие не похоже ни на что другое и эта картина не просто исключение, а просто яркий пример гениального творчества. Он посягает на верховные ценности снова и снова и каждый раз безупречно сухой выходит из воды, оставляя нас при этом с открытыми ртами. Смотрите фильм и наслаждайтесь гениальностью режиссера, талантом актёров и профессионализмом всей съёмочной трупы, ибо это и во истину шедевр! 10 из 10