Как известно, гармонию человеческих отношений алгеброй и другими точными науками не измеришь, поскольку математические законы в сфере высоких чувств силы не имеют. И если в уравнении «муж»+«жена-дурнушка»+«любовница-красавица», в сумме дающем пошлую прозу жизни, поменять местами слагаемые, то результат чудесным образом изменится до абсурда. Именно такая парадоксальная ситуация, при которой жена наделена всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами, но проигрывает в борьбе за мужа обычной, даже вульгарной любовнице, и лежит в основе этой великолепной комедийно-мелодраматической истории l’amour a trios, созданной Бертраном Блие. Флоранс (говорящее имя!)- жена с наружностью фотомодели, идеальными манерами и вкусом, в общем, мечта любого мужчины, и Колетт, секретарша, выглядящая как женщина из глухой провинции… В чем первая уступает второй? Только ли отсутствием чувственности, душевной теплоты? Только ли тем обусловлен выбор героя Депардье, что невозможно постоянно жить в условиях стерильной красоты, как невозможно все время питаться деликатесами или слушать музыку Шуберта? Ответа на эти вопросы лукавый режиссер так и не даст, да и так уж и нужен этот ответ… Ощущение парадоксальности фильма усиливается необыкновенно точным подбором актеров. Жозиан Баласко, великолепная комедийная актриса в несвойственной ей роли роковой женщины, и Кароль Буке, сыгравшая в свое время «холодную» половинку амбивалентного «Смутного объекта желания» у Луиса Бунюэля, в роли отвергнутой жены, выше всяческих похвал. К слову сказать, имя Бунюэля приходит на ум при просмотре фильма не раз - влияние гения кинематографических софизмов более чем ощутимо, особенно в ‘альтернативных’ линиях развития сюжета. Чудесная игра актеров, интеллектуальный, в меру пряный французский юмор, тонкая психология человеческих отношений делают этот фильм одним из лучших из когда-либо снятых об отношениях между мужчиной и женщиной. 10 из 10 P.S. Знаток семейной жизни Лев Толстой утверждал, что многие мужчины требуют от своих жен тех качеств, которых сами не достойны. Но действительно ли эти достоинства столь уж необходимы?
Женщина едет с работы в автобусе. Произносит фразу: 'Я не хочу ехать домой'. Потом еще громче: 'Я не хочу ехать домой'. Не оборачиваясь, подает реплику сидящая впереди: 'Мы все поняли, старушка. Ты не одна такая'. Классный фильм о любви, семье и красоте. Кому легче выживать в этой жизни? Красивым или добрым, мужчинам или женщинам? Красота - она снаружи или внутри? Возможны ли идеальные отношения? Что людям надо для счастья? Бесподобна Кароль Буке. Мне показалась, что у нее роль - центральная в фильме. 'Я уже 14 лет в белом'. Ослепительно красивая женщина пытается стать верной и совершенной женой. И все впустую. Трезвомыслящая секретарша рубенсовских форм влюбляется в шефа. Как, почему? Непонятно. Но за любовь держится, вкладывается в нее - все что есть отдает - немного в общем. В борьбе за мужчину аргументов у нее маловато - только любовь. Мужчина этот - Жерар Депардье - самая невнятная фигура в треугольнике. Чего хочет, зачем живет? Единственная фраза, выскочившая твердо и определенно в самом конце фильма - 'Я ненавижу вашего Шуберта'. Шуберт и вообще классическая музыка - самое прекрасное, что мог найти режиссер для рассказа о любви мужчины и женшины. Звучит практически весь фильм и не дает скатиться к пошлости любовных многоугольников. Что у меня и не получилось. Неудачная рецензия - но передать волшебство сложных, нелинейных сцен, любовь в глазах, трепетность чувств даже не буду пытаться. Смотрите сами. 10 из 10
Если мужчина – большой ребенок, то женщина, наверное, ребенок маленький. Во всяком случае, требует не меньше заботы, внимания и любви. А тут такая история – мужчина мечется между двумя женщинами. Но он, конечно, в них не видит детей, скорее они для него таинственные мифические чудовища. Легко ли признаться в собственном моральном банкротстве? И еще этот Шуберт. Странная музыка, лезет в душу, сердце бередит. Каким забавным и трогательным выглядит Жерар Депардье в синем махровом халате и наушниках, с совершенно расплывшейся физиономией. Такой большой, неуклюжий и абсолютно беспомощный. А вокруг – эти двое. Жена и любовница. Красотка и временный секретарь. Только кто знает, в чем кроется красота? Супругу героя, Флоранс, играет Кароль Буке, актриса с модельной внешностью. Да, она, безусловно, красива, похожа на телеведущую Екатерину Андрееву. Она и в жизни была женой Депардье, и хотя брак распался, он ведь тоже за что-то ее полюбил. Но в фильме, возможно из-за такой роли, Флоранс выглядит крайне непривлекательной. Не знаю толком, как объяснить, но глядя на подобных красавиц, сразу же вспоминаешь, что Василиса Прекрасная – родная племянница Бабы Яги. Она холодная, жесткая, грубая. А как рот откроет, так хоть не слушай. Что-то вроде программы «Здоровье» с Еленой Малышевой. Боюсь, что жизнь с такой супругой не сахар, и наш герой ушел весь в работу, а потом появилась другая женщина. Что такого особенного в Колетт Шевассю? Она совершенно обычная, полненькая, средних лет, но какое доброе и милое у нее лицо. И очаровательная улыбка, и мягкий голос. Эта скромная женщина – сама нежность. Разве этого мало? Хотя ее монологи меня тоже смутили, слишком уж они откровенны, и хотя я понимаю, что в связи с женатым мужчиной нет ничего хорошего, Колетт вызывает симпатию, а еще мне ее жаль. Она ведь искренне полюбила, и так одинока в своей любви. Автор всего этого безобразия, режиссер и сценарист Бернар Блие, известен как жуткий шутник и провокатор. Как говорится, «врун, болтун, хохотун». Но его фильмы очень красивы. Я не смотрела скандальных «Вальсирующих» и не знаю, насколько смелые сцены содержит тот фильм, но этот произвел на меня удивительное впечатление. Он жутко неприличный и очень целомудренно снят. Разговоры буквально вгоняют в краску, но мы не видим никакой обнаженной натуры. Только лица, плечи, руки героев. Они почти соприкасаются, и создается ощущение удивительного интима, какой-то буквально звериной нежности. Как здорово, что кто-то умеет вот так снимать. Актерам ведь тоже бывает неловко, они все-таки создают образы, а не торгуют телом. Показано только чувство, и если бы этого было больше, то не пришлось бы какой-нибудь наивной девочке или порядочному отцу семейства сверкать на весь мир голой попой. И конечно, всегда поражает то, как Блие работает с музыкой. Это словно еще один полноценный персонаж картины. Музыка пронизывает пространство, создает свою, особенную атмосферу. При работе над фильмом актеры и режиссер очень много слушали Шуберта, они буквально дышали им. Настолько, что к концу съемок уже перестали его выносить. Но эта жертва была не напрасна, ведь все это для зрителей, для нас с вами. И конечно, я буду рада, если вы тоже заинтересуетесь этой работой. Поверьте, она того стоит. 10 из 10
Тонкое и умное кино о треугольнике - Он, Она и Она. Герой Жерара Депардье - неуклюжий полный патрон. У него дом, похожий на Версаль, жена (Кароль Буке) - с внешностью модели, предмет желания всех его 'друзей', дети - аккуратные маленькие роботы. И Она - временная секретарша (блестящая игра Жозиан Баласко), - тоже неуклюжая, полная, обыкновенная женщина, каких не заметишь на улице. Между этими двоими вспыхивает что-то похожее на страсть, на притяжение, которому нет объяснения. Фильм не сказать что прост по подаче, по изложению, у него довольно сложная схема диалогов, но вместе все складывается в необычную картинку препарирования развала семьи, разочарования, метаний и исканий. Кризис среднего возраста, если говорить банальным языком. Музыка Шуберта, звучащая фоном весь фильм, словно становится невидимым свидетелем распада. - Я ненавижу вашего Шуберта! - кричит в экран герой Депардье в концовке. Одинокий, так и не сумевший понять своих Женщин, оставшийся без любви и без пальто в холодную осеннюю ночь.
Хороший фильм всегда как учитель, даже если не на протяжение всей ленты тебя захватывал интерес, после просмотра обязательно останется как минимум одна мысль-зерно, которая будет какое-то время прорастать в тебе, и в конечном счете, изменит твоё мировосприятие, пусть на йоту, но несомненно в нужную сторону. Всегда мужчины стремятся к красивым, элегантным женщинам, таким как Кароль Буке с ее аристократической внешностью. И некоторые из них всё-таки добиваются этих женщин, но они остаются лишь трофеем...жить зачастую такие пары не могут. Мужчина более приземленный по восприятию мира тяготится своей одухотворенной и безупречной женщиной, постоянно остро чувствует то, насколько он неидеален по сравнению с ним и не может любить ее...а значит не может помочь ей раскрыть свою душу и женственность. Такова драма супружеской пары Бернарда и Флоренс. С такими же, как Колетт, простыми и без претензий, ожиданий, требований, которые здраво оценивают свою внешность и не считают себя вправе что-то требовать от мужчины, даже уважения, и просто радуются его присутствию, пусть даже не долгосрочному, с такими несравненно легко! С Колетт можно не напрягая усилий чувствовать себя рыцарем, потому что она благодарна за каждый момент, за каждый поцелуй... И насытившись своим красивым трофеем дома, Бернард возжелал иного, эдакой внутренней красоты и женственности. В ходе просмотра у меня менялось отношение к героиням, в конечном итоге, несмотря на то, что они очень разные, к каждой из них сформировалась прочная симпатия, потому что какими бы они ни были, они были собой и были честны, старались быть честными и перед мужчиной. И только герой Жерара Де Пардье вызывал у меня на протяжение всего фильма неприязнь, на грани с отвращением. Он влез в жизнь не 'по размеру' женившись на девушке превосходившей его, он не смог ее сделать счастливой и 'тянул' лямку не находя смелости уйти, он связался с другой женщиной, к которой поначалу не испытывал никаких чувств, да и после ему нравилось в ней только свое ощущение силы и мужественности, когда он рядом с ней, и как только он этим напитался, он трусливо и гадко смылся. Сам не знающий чего хочет тюфяк. Для меня особенно интересны оказались проявления женственности, показанные с разных углов. Фильм только на год старше меня, но много мудрей. Ну и безусловно, одно удовольствие слушать музыку Шуберта в течение всего фильма и наблюдать за красивой, качественно поставленной и снятой картиной. Это было мое первое знакомство с Бертраном Блие, и я осталась довольна. 7 из 10
Кратко: сначала поверил в эту историю, потом перехотел смотреть от того, что всё превратилось в очень поверхностный фарс. Однако досмотрел. А в самом конце, от фразы про надоевшего Шуберта, только улыбнулся и про себя отметил, что это противоречиво сделанное кино. Довольно стандартный сюжет о мужчине средних лет, уставшем от очень спокойной жизни, который вдруг понял, что живет с красивой, но холодной женщиной. Встретил некрасивую, но живую, любящую чувственные удовольствия, влюбился, вроде бы ушёл к ней... Но так и не разобрался, чего ему хочется больше. Если завязка истории получилась интригующей, то вторая половина фильма оказалась скучной, предсказуемой и неискренней. А ведь актёры хороши! Но я разглядел в них некоторую растерянность от невнятностей сценарного 'маршрута'. Кстати, мне лично непонятно (или у нас с французами настолько большая культурная разница): зачем лицам, составляющим любовный треугольник, обсуждать очень личные вещи на людях, при большом скоплении своих друзей и знакомых? Видно, что всем присутствующим при этих 'сценах' безразлично происходящее: драмы нет, есть только какой-то дешёвый спектакль и, надо отдать должное режиссеру, это настроение безразличия передалось и мне. Я ставлю нейтральную оценку, но не рекомендую это кино к просмотру. 5 из 10
10 из 10Название картины относится не только к сюжету (Бернар, герой Жерара Депардье предпочитает ослепительной жене невзрачную секретаршу), но и к ясно оформившейся в 80-е эстетике зрелого Блие. По-моему, здесь можно найти некое обнажение приема, смысловую перекличку сюжета и метода. В авторском кино вопрос о том, что такое кино и какие вещи истинно киногеничны поднимается постоянно. В кинематографе мозга киноязык используется рефлексивно — автор не только говорит на нем, но и меняет его грамматику, экспериментирует с ним. Но для начала история «Слишком красивой» есть просто история взаимоотношений Бернара и Флоранс: - Может быть, он считает ее слишком красивой. - Как это «слишком красивой»? - Я имею в виду слишком возвышенной! Слишком идеальной! О чем мечтать, живя с таким чудом? У тебя есть все! На что еще надеяться? Не на что. Остается только умереть! Здесь действует лакановский парадокс объекта-причины желания: для поддержки влечения в тонусе объект должен быть недоступен. Имеется ввиду не обязательно физическая удаленность (с платоническими вздохами о недостижимом идеале). Объект может быть рядом, как законная жена, но тогда в его природе желателен некий недостаток, лакановское «пятно» — как, например, известная женская «сучность», одновременно раздражающая и притягивающая наши влечения. Однако Флоранс и в характере идеальна. Она необычайно умна, нежна, утончённа, красноречива — всего слишком, всё без изъяна. Закономерна отсюда постоянная фрустрация героя и его интерес к Колет (Жозиан Баласко) — дурнушке, простушке, плебейке. «Есть некое несовпадение между желанием и красотой, — говорит сам режиссер об этом парадоксе. — Очень красивые женщины не обладают тем, что есть в менее красивых женщинах, умеющих привлекать». Другой смысл сюжета о невыносимости чистого совершенства связан с фрустрирующей функцией музыки — конкретно музыки Шуберта, которой трагически и возвышенно пронизана вся кинокартина: - Что это еще за музыка? - Квартет Шуберта. - Подходит для еды. Поднимает аппетит. - Это романтическая музыка, ее пишут не для того, чтобы веселиться. Отсюда вторая интерпретация «Слишком красивой» состоит в том, что «нормальный человек» не приспособлен для восприятия настоящей музыки и вообще высокого искусства. Обычно для обывателя ощущение психологической изнасилованности после посещения концертного зала — верный симптом его бессознательного отвращения к искусству. Высидеть два часа на черно-белом артхаусном фильме, три часа в театре, не уснуть на концерте симфонической музыки — всё это тяжелые испытания для человека-потребителя. Поэтому, говоря о своем уважении к классике, люди слушают на деле эстрадную попсу; называя любимыми писателями Достоевского или Чехова, фактически интересуются лишь бульварной беллетристикой и телепрограммами. Так что «слишком красивая», для того, чтобы уметь ей по-настоящему наслаждаться, романтическая музыка Шуберта — это, как показывает финал фильма — вообще главный герой истории. В одном из телевизионных интервью Блие говорил, что Шуберт очень помог ему при монтаже и стал полноправным соавтором фильма. Хотя наслушавшись его музыки в таком объеме, Блие тоже получил передозу, и с того времени уже не может слушать Шуберта: «От всего устаешь, даже от очень красивой музыки». В-третьих, именно на уровне демонстрации приема, фильм Бертрана Блие показывает, как работает искусство, преодолевая естественное сопротивление реципиента. Тут вновь вступает в силу принцип лакановского «пятна» — чтобы дойти до ума и сердца, красота должна нас обмануть, притвориться несовершенной. Например, в данном фильме, снятом невероятно изящно (плавные наезды и отъезды камеры, как эффект эстетского разглядывания, любования каждым кадром) «пятном» спасительного несовершенства является Жозиан Баласко — актриса явно не из красавиц, к тому же испорченная нелепыми пухлыми куртками и другими вульгарными деталями. Не присутствуй здесь Баласко (которую мысленно хочется заменить на другую, более привлекательную актрису), не смотрелась бы так ошеломительно Кароль Буке. Подобно эффекту музыки нью-эйдж, возрождающей классическую мелодию в пошловатой электронной аранжировке, гений вечной женской красоты высвечивается здесь сквозь призму какого-то «тёткинского» несовершенства. Возьмите другой пример — женскую красоту как отфотошопленный модельный глянец с обложки «Космо», внешность смазливой красотки из «романтического фильма». Тут очевидно обратное превращение красивого в пошлое, демистификация и деэстетизация объекта желания. Проблема многих современных фильмов именно в том, что они слишком безупречны — на уровне операторской работы, внешности актеров, красочности спецэффектов и т.п. Ответная тошнотворная реакция на господствующий стандарт привлекательности закономерна. Поклонники «Плейбоя» ностальгически перелистывают журналы 60-х, где девушки без эпиляции и силикона кажутся теперь особенно красивыми и даже одушевленными. В кино же, на фоне безликих голливудских старлеток, красивой кажется какая-нибудь Тильда Суиндон (как будто нарочно выбирающая роли уродок). Отсюда практический и методологический совет от режиссера фильма «Слишком красивая для тебя»: не бойтесь красоты несовершенной! По-настоящему пугает только глянцевая смазливость, только модельных параметров женщина-кукла. Марсель Пруст сказал: «Оставим красивых женщин мужчинам без воображения!» 10 из 10
Бернар, преуспевающий владелец автомастерской, неожиданно для себя влюбляется в новую секретаршу Колетт. Пикантность ситуации заключается в том, что Бернар не просто женат – он счастливо живет с двумя детьми и красавицей-женой Флоранс, на которую неровно дышат все его друзья и коллеги. При этом толстушку Колетт назвать даже просто симпатяжкой язык не повернётся. Даже под пытками. Даже у немого. Флоранс, просящая у супруга извинения за то, что слишком красивая, не только не развязывает себе руки изменой Бернара (благо, на такой 'товар', как она, спрос всегда найдется, а красивые женщины хорошо знают себе цену), но, наоборот, всячески старается ублажить загулявшего муженька и вернуть в лоно семьи. Подчеркивая внешнее и внутреннее несоответствие утонченной Флоранс и заурядной простушки (если не сказать - дурнушки) Колетт, безвкусно одевающейся и даже не имеющей изюминки, которая порой запросто может компенсировать отсутствие прочих достоинств, Блие переворачивает с ног на голову, а потом «укладывает набок» распространенный мелодраматический стереотип: «любовь зла»... Перемешивая действительное и желаемое, обильно приправляя это рафинированное эстетское «блюдо» музыкой Шуберта (выступающего здесь в роли неодушевленного четвертого персонажа, тестирующего чувства героев), Бертран Блие создаёт характерную для себя (но вряд ли для зрителя) картину об уязвимости благополучия, которое в любой момент может растревожить 'любовный сквозняк', запросто находящий брешь в неупорядоченных чувствах. Провокационные конструкции Блие оказали в 1970-х благотворное, освежающее влияние на французское кино, зацикленное на разработке бесконечно-однообразных любовных перипетий. В противовес ходульным сюжетам парадоксалист Блие из фильма в фильм начал проводить мысль о том, что традиционные отношения могут таить в себе массу неожиданных «спиралевидных завихрений». Выстраивая в очередной раз «остроугольный любовный треугольник», самый знаменитый галльский абсурдист того времени вновь предложил нестандартную модификацию вечной и, пожалуй, наиболее избитой темы – «мужское/женское». И как это ни странно, но только лишь после этого фильма 50-летний режиссер был наконец-то замечен и канонизирован коллегами в звании «национального классика». Это нашло свое выражение не только в специальный призе Каннского фестиваля, но и в массированном «Сезаропаде». Главной национальной премией были отмечены - фильм, режиссура, сценарий, мужская роль, женская роль и монтаж.
Как говорится выбирать надо именно свой воздушный шарик, не торопиться: 'Шарик шарику - рознь'. (Памела Тревис 'Мери Поппинс') Герой Депардье хочет и престиж в обществе (руководящая должность, собственная секретарша, отдельный кабинет и красавица-жена 'на выход') и 'простой' семейной жизни. Как вы представляете холодную красавицу, живущую по меркам мелкого буржуа? Женой президента все хотят быть, а из президентской (генеральской) жены - стать женой мелкого клерка? Изредка ходить по выходным в кино по воскресеньям, г обедать в дешевой забегаловке, раз-два можно конечно, но у Кароль Буке же написано 'интеллигенция', черт бы ее побрал, голубая кровь. Нет, ну есть пример - бабушка из романа Г.Белля 'Дом без хозяина', где иногда фрау Гольштеге предпочитала картошку в мундире, но зато потом какие пиры и сцены закатывала в ресторане! Писатель Леонид Нечаев называет данный тип мужчин - 'недоотесанный/B]'. Т.е. уже не деревенщина, но и не городской житель (уже не мальчик, но еще не мужчина и т.д.) Жена (читай - Кароль Буке) запомнилась мне больше, чем кто-бы то ни было из этого фильма: муж - ни рыба-ни мясо, секретарша-любовница - средненькая, обыкновенненькая мышка-зайка и прочие шаблоны любовников - девушка из среднего городского класса не без некоторых иллюзий, чем кроме своей 'домашнести' она запоминается? Выйдет замуж - превратится в 'самку' Наташу Ростову, что будет опять же раздражать амбициозного героя Депардье. Обычно считается, что противоположности притягиваются и мужчина стремится компенсировать свою некрасивость и неэлегантность внешней отделкой, в данном случае - женой. Постулат №2 люди ищут во второй половинке то, чего им не достает, к чему они тянутся, так вот, герою Депардье оказывается это не сильно нужно (блеск, утонченность, элегантность и многогранность слишком богатого разнообразными оттенками внутреннего мира героини Кароль Буке). Ей молдавский пуркарь под видом особого вина 'из Калифорнии' не впаришь, и чупа-чупсом не отделаешься. Может она помимо Шуберта еще и во всяких 'чжэнь', 'ваби' и равномерно темперированном строе разбирается, что безусловно может ранить самолюбие любого мужчины, считающего себя самодостаточным, влиятельным и успешным. На самом деле решение этой проблемы уже было - в рассказе Рэя Брэдбери 'Высшее из блаженств'. Жена-актриса оставила сцену, но стала 'играть роли' для своего мужа. Главное не слишком заигрываться, а то получится как в еще одном 'семейном ' кино - 'Четыра рождества', где герои все время играли роли и совсем не знали ничего друг о друге. В общем, фильм в некотором роде о мужском шовинизме, уязвленном мужском самолюбии (или самолюбовании) можно было бы заострить характеры героев, но режиссер сам не знал в каком ключе снимать фильм - вот и оставил все в смятенном состоянии. Вообще, такое впечатление, что он (режиссер) снимал без четкого образа смысла картины - что ощущаю, то и снимаю, вот почитал бы классиков... Кароль Буке блистательна этим фильм и запомнился. 7 из 10